Химия схема: Схема химической реакции — задание. Химия, 8 класс.

Содержание

Химические реакции их классификация (Схема, Таблица)

Химическая реакция — это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в другие вещества, при этом ядра атомов не меняются, происходит только перераспределение электронов и ядер, и образуются новые химические вещества. При химических реакциях не изменяется общее число ядер атомов и изотопный состав химических элементов (в отличие от ядерных реакций). 

Классификация химических реакций схема

Химические реакции классифицируются по тепловому эффекту, по изменению степени окисления атомов в реагирующих веществах, по числу и составу исходных и образующихся веществ, и по признаку обратимости.

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ

Химическая реакция

Определение

Примеры

Разложения

А → В + С + D

Реакция, в которой из одного исходного вещества образуется несколько новых веществ

2HgO →t→ 2Hg + O2

CaCO3 → CaO + CO2

4HNO3 → 2H2O + 4NO2 + O2

Замещения

А + ВС → АВ + С

Реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества

Fe + CuSO→ FeSO4 + Сu

CuSO4 + Fe → FeSO

4 + Cu

2KBr + Cl2 → 2KCl + Br2

Обмена

АВ + CD → АС + BD

Реакция, в результате которой два вещества обмениваются своими составными частями, образуя два новых вещества

2AgNO3 + H2SO4 → Ag2SO4 + 2HNO3

NaOH + HCl → NaCl + H2O

CH3COONa + H2O → CH3COOH + NaOH

Соединения

А + В + С → D

Реакция, в результате которой из двух или нескольких веществ образуется одно новое

HCl + NH→ NH4Cl↓

CaO + H2O → Ca(OH)2

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 → 4Fe(OH)3

Классификация химических реакций по тепловому эффекту

Тепловой эффект химической реакции — это количество теплоты (Q), которое выделяется или поглощается в химической реакции.

Реакция

Определение

Пример

Эндотермическая

Реакция, проходящая с поглощением теплоты

N2 + O2 → 2NO – 90,4 кДж

Экзотермическая

Реакция, проходящая с выделением теплоты

Н2 + Сl2 → 2НСl + 92,3 кДж

Термохимическое уравнение — уравнение химической реакции, в котором указан тепловой эффект реакции:

2 + 0 = 2Н2O + 484 кДж

2NH3 → N2 + ЗН2 – 46,36 кДж.

Термохимические расчеты основаны на законе Гесса:

– тепловой эффект химической реакции зависит от состояний исходных веществ и продуктов реакций, но не зависит от промежуточных стадий процесса

– тепловой эффект химической реакции равен сумме теплот образования продуктов реакции эа вычетом суммы теплот образования исходных веществ

Классификация химических реакций по признаку обратимости

Реакция

Определение

Примеры

Обратимая

Такая реакция, которая в данных условиях протекает одновременно в двух взаимно противоположных направлениях

ЗН2 + N2 ↔ 2NH3

Вг2 + Н2O ↔ НВrО + НВr

Необратимая

Такая реакция, которая в данных условиях протекает до конца, т. е. до полного превращения исходных реагирующих веществ в конечные продукты реакции

2(г) + O2(г) → 2Н2O(ж)

СН4 + 2O2 → СO2 + 2Н2O

Таблица признаки необратимости реакций

Признак

Примеры

Реакция идет с выделением большого количества теплоты

2Mg + O→ 2MgO + Q

Хотя бы один продукт реакции покидает сферу реакции (выпадает в осадок или выделяется в виде газа)

СаСl2 + Na2SO3 → CaSO3↓ + 2NaCl

CaCO3 t→ CaO + CO2

В результате реакции образуются малодиссоциируе-мые вещества

(CH3COO)NH4 + H2O → CH3COOH + NH4OH

HCl + NaOH → NaCl + H2O

Классификация химических реакций по изменению степени окисления

Химическая реакция

Определение

Примеры

Проходящая с изменением степени окисления атомов (окислительно-восстановительная)

реакция, при которой происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим

H2S-2 + 020 → S0 + Н2O-2

-2KI-1 + Сl20  → 2КСl-1 + I20

Проходящая без изменения степени окисления

Реакция, в которой степень окисления каждого атома после реакции остается неизменной

2АlСl3 + 3Na2S + 6Н2O → 2Аl(ОН)3↓ + 3H2S↑ + 6NaCl

H2SO4 + NaOH → NaHSO4 + H2O

Влияние изменения условий на положение химического равновесия

Изменение условий, при которых система находится в состоянии химического равновесия

Изменение скоростей прямой и обратной реакции в начальный момент

Направление смешения положения равновесия

Температура

повышается

В большей степени возрастает скорость эндотермической реакции

В сторону эндотермической реакции

понижается

В большей степени понижается скорость эндотермической реакции

В сторону экзотермической реакции

Давление

повышается

В большей степени возрастает скорость реакции, протекающей с уменьшением числа молей газообразных веществ

В сторону уменьшения числа молей газообразных веществ в системе

понижается

В большей степени понижается скорость реакции протекающей с уменьшением числа молей газообразных веществ

В сторону увеличения числа молей газообразных веществ в системе

Концентрация

повышается

Возрастает скорость реакции, по которой вводимое вещество расходуется

В сторону реакции, по которой вводимое вещество расходуется

 

понижается

Уменьшается скорость реакции, где реагентом является вещество, концентрация которого уменьшается

В сторону реакции, по которой образуется вещество, концентрация которого уменьшается

Введение катализатора 

Скорости прямой и обратной реакции изменяются одинаково

СХЕМА ХИМИОТЕРАПИИ AC (ДОКСОРУБИЦИН И ЦИКЛОФОСФАМИД) ПРИ РАКЕ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРОФИЛАКТИКА ТОШНОТЫ И РВОТЫ | Королева

1. Злокачественные новообразования в России в 2014 году (заболеваемость и смертность). Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИРЦ» МЗ РФ. 2016. 250 с.

2. Состояние онкологической помощи населению России в 2014 году. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИРЦ» МЗ РФ, 2015. 236 с.

3. Bonadonna G, Brusamolino E, Valagussa P, Rossi A, Brugnatelli L, Brambilla C et al. Combination chemotherapy as an adjuvant treatment in operable breast cancer. N. Engl. J. Med., 1976, 294: 405-410.

4. Bonadonna G, Valagussa P, Moliterni A et al. Adjuvant cyclophos-phamide, methotrexate, and fluorouracil in node-positive breast cancer: the results of 20 years of follow up. New Engl. Med., 1995, 332: 901-906.

5. Bonadonna G, Moliterni A, Zambetti M, Daidone MG, Pilotti S. 30 years’ follow up of randomized studies of adjuvant CMF in operable breast cancer: cohort study. Br. Med. J., 2005, 330(7485): 217.

6. Fisher B, Brown AM, Dimitrov NV, Poisson R, Redmond C. Two months of doxorubicin-cyclophosphamide with and without interval reinduction therapy compared with 6 months of cyclophosphamide, methotrexate, and fluorouracil in positive-node breast cancer patients with tamoxifen-nonresponsive tumors: results from the National Surgical Adjuvant Breast and Bowel Project B-15. J. Clin. Oncol., 1990, 8(9): 1483-1496.

7. Fisher B, Anderson S, Wolmark N, Tan-Chiu E. Chemotherapy With or Without Tamoxifen for Patients with ER negative Breast Cancer and Negative Nodes: Results from NSABP B23. Proc. Am. Soc. Clin. Oncol., 2000: abstr. 277.

8. Martin M, Villar A, Sole-Calvo A, Gonzalez R, Massuti B. GEICAM Group (Spanish Breast Cancer Research Group), Spain. Doxorubicin in combination with fluorouracil and cyclophosphamide (i.v. FAC regimen, day 1, 21) versus methotrexate in combination with fluorouracil and cyclophosphamide (i.v. CMF regimen, day 1, 21) as adjuvant chemotherapy for operable breast cancer: a study by the GEICAM group. Ann. Oncol., 2003, 14: 833-842.

9. Early Breast Cancer Trialists’ Collaborative Group (EBCTCG). Effects of chemotherapy and hormonal therapy for early breast cancer on recurrence and 15-year survival: an overview of the randomized trials. Lancet, 2005, 365: 1687-1717.

10. Early Breast Cancer Trialists’ Collaborative Group. Comparisons between different polychemotherapy regimens for early breast cancer: meta-analyses of long-term outcome among 100,000 women in 123 randomized trials. Lancet, 2012, 379(9814): 432-444.

11. Снеговой А.В., Абрамов М.Е., Булавина И.С. и соавт. Практические рекомендации по профилактике и лечению тошноты и рвоты у онкологических больных. Злокачественные опухоли, 2015, 4(спецвыпуск): 327–337.

12. Cubeddu LX, Pendergrass K, Ryan T, et al. Efficacy of oral ondansetron, a selective antagonist of 5HT3 receptors, in the treatment of nausea and vomiting associated with cyclophosphamide-based chemotherapy. Am. J. Clin. Oncol., 1994, 17: 137–146.

13. Bloechl-Daum B, Deuson RR, Mavros P, Hansen M, Herrstedt J. Delayed nausea and vomiting continue to reduce patients’ quality of life after highly and moderately emetogenic chemotherapy despite antiemetic treatment. J. Clin. Oncol., 2006, 24: 4472-4478.

14. Warr DG, Hesketh PJ, Gralla RJ, et al. Efficacy and tolerability of aprepitant for the prevention of chemotherapy-induced nausea and vomiting in patients with breast cancer after moderately emetogenic chemotherapy. J. Clin. Oncol., 2005, 23: 2822-2830.

15. Kris MG, Hesketh PJ, Somerfield MR, et al. American Society of Clinical Oncology guideline for antiemetics in oncology: update 2006. J. Clin. Oncol., 2006, 24(18): 2932-2947.

16. The Antiemetic Subcommittee of the Multinational Association of Supportive Care in Cancer. PrrowEvention of chemotherapy and radiotherapy-induced emesis: results of the 2004 Perugia Consensus Conference. Ann. Oncol., 2006, 17: 20-28.

17. Common Terminology Criteria for Adverse Events, Version 3. 0: http://ctep.cancer.gov/protocoldevelopment/electronic_applications/docs/ctcaev3.pdf.

18. Rapoport BL, Jordan K, Boice JA et al. Aprepitant for the prevention of chemotherapy-induced nausea and vomiting associated with a broad range of moderately emetogenic chemotherapies and tumor types: a randomized, doubleblind study. Support Care Cancer, 2010, 18(4): 423-431.

19. Grote T, Hajdenberg J, Cartmell A, et al. Combination therapy for chemotherapy-induced nausea and vomiting in patients receiving moderately emetogenic chemotherapy: palonosetron, dexamethasone, and aprepitant. J Support Oncol, 2006, 4: 403–408.

20. Herrstedt J, Muss HB, Warr DG, et al. Aprepitant Moderately Emetogenic Chemotherapy Study Group Efficacy and tolerability of aprepitant for the prevention of chemotherapy-induced nausea and emesis over multiple cycles of moderately emetogenic chemotherapy. Cancer, 2005, 104: 1548–1555.

Схема химической реакции. Закон сохранения массы веществ при химической реакции.

Химическое уравнение

Химия. 7 класс. Попель

Материал параграфа поможет вам:

  • выяснить, что такое схема химической реакции;
  • понять суть закона сохранения массы веществ при химической реакции;
  • научиться превращать схемы реакций в химические уравнения.

Схема химической реакции. Существует несколько способов записи химических реакций. С одним из них вы ознакомились в § 17. Приводим еще один пример:

сера + кислород —> сернистый газ.

Такая запись дает мало информации; в частности, она не указывает на химический состав реагентов и продуктов. Этого недостатка лишена другая запись, которую называют схемой реакции. В ней вместо названий веществ приведены их химические формулы

1:

  • Назовите химические элементы, которыми образованы исходное вещество и продукты этой реакции.

Это интересно

Схемы реакций у алхимиков выглядели так:

1 Для серы здесь и далее будем использовать формулу S, а не S8, которую в действительности имеет молекула этого вещества.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765)

Выдающийся русский ученый, первый русский академик Петербургской академии наук. Разработал одну из теорий строения веществ (40-е годы XVIII в.). Открыл закон сохранения массы веществ при химических реакциях и закон сохранения количества движения (1748—1760). Изучал химические свойства металлов, анализировал состав минералов, разработал способы изготовления минеральных красок, цветного стекла. Внес существенный вклад в развитие «химического языка». Автор книг по истории России, поэт, художник, геолог, географ, инженер, педагог. Один из основателей первого в России Московского университета.

Схема реакции дает возможность сделать важный вывод: все химические элементы во время реакции сохраняются.

Закон сохранения массы веществ при химической реакции. Общеизвестно, что после сгорания бумаги остается пепел, масса которого намного меньше массы бумаги. Если же сильно нагревать (прокаливать) медную пластину на воздухе, то обнаружим противоположное — масса пластины увеличится (металл покроется черным налетом).

Осуществим оба химических превращения в закрытых сосудах. Результаты опытов будут другими. Взвесив закрытые сосуды с веществами до и после каждого эксперимента, обнаружим, что суммарная масса веществ в результате реакций не изменяется. Соответствующую гипотезу выдвинул в 1748 г. русский ученый М. В. Ломоносов, а в 1756 г. подтвердил ее, выполнив ряд химических экспериментов. Не зная об открытии Ломоносова, к аналогичному выводу пришел в 1789 г. французский ученый А. Л. Лавуазье.

Антуан Лоран Лавуазье (1743—1794)

Выдающийся французский химик, один из основателей научной химии. Академик Парижской академии наук. Ввел в химию количественные (точные) методы исследования. Экспериментально определил состав воздуха и доказал, что горение — это реакция вещества с кислородом, а вода — соединение Гидрогена с Оксигеном (1774—1777). Составил первую таблицу простых веществ (1789), предложив фактически классификацию химических элементов. Независимо от М. В. Ломоносова открыл закон сохранения массы веществ при химической реакции.

Ломоносов и Лавуазье открыли закон сохранения массы веществ при химической реакции. Его формулируют так:

масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

Объясним, почему массы пепла и прокаленной меди отличаются от масс бумаги и меди до ее нагревания.

В процессе горения веществ — компонентов бумаги — участвует кислород, имеющийся в воздухе (рис. 51, а). Во время реакции, кроме твердых веществ, входящих в состав пепла, образуются углекислый газ и вода (в виде пара). Эти два вещества поступают в воздух и рассеиваются. Поскольку их суммарная масса превышает массу кислорода, то масса пепла всегда будет меньше массы бумаги.

Рис. 51. Реакции веществ бумаги (а) и меди (б) с кислородом

При нагревании меди кислород воздуха «соединяется» с ней (рис. 51, б). Металл постепенно превращается в вещество черного цвета (его химическая формула — CuО, а название — купрум(II) оксид). Поэтому масса продукта реакции оказывается больше массы меди.

  • Прокомментируйте опыт, изображенный на рисунке 52, и сделайте вывод.

Химическое уравнение. Общая масса веществ при химическом превращении не изменяется, поскольку атомы химических элементов во время реакции не возникают и не исчезают. Другими словами, количество атомов каждого элемента до реакции равно количеству его атомов после реакции. На это указывают схемы реакций, приведенные в начале параграфа. Заменим в них стрелки между левыми и правыми частями на знаки равенства:

Такие записи называют химическими уравнениями.

Рис. 52. Опыт, подтверждающий закон Ломоносова — Лавуазье: а — начало опыта; б — окончание опыта

Химическое уравнение — это запись химической реакции с помощью формул реагентов и продуктов, которая соответствует закону сохранения массы веществ.

Схемы многих реакций не согласуются с законом Ломоносова — Лавуазье. Например, схема реакции образования воды из водорода и кислорода:

В обеих частях схемы имеются одинаковые количества атомов Гидрогена, но разные количества атомов Оксигена.

Преобразуем схему в химическое уравнение. Для того чтобы в правой части, как и в левой, было два атома Оксигена, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

Теперь атомов Гидрогена в правой части стало четыре. Чтобы такое же количество атомов Гидрогена было и в левой части, запишем перед формулой водорода коэффициент 2. Получаем химическое уравнение:

Таким образом, чтобы преобразовать схему реакции в химическое уравнение, нужно сопоставить количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы, подобрать (в случае необходимости) коэффициенты для каждого исходного вещества и продукта реакции, записать их перед соответствующими химическими формулами и заменить стрелку на знак равенства.

Возможно, кто-то из вас составит уравнение 4Н2 + 2О2 = 4Н2О. В нем левая и правая части содержат одинаковые количества атомов каждого элемента, но все коэффициенты можно уменьшить, разделив на 2. Это и следует сделать.

УПРАЖНЕНИЕ. Преобразовать схему реакции

Al + H2SO4 —> Al2(SO4)3 + Н2

в химическое уравнение.

Решение

Сравниваем количества атомов Алюминия, Гидрогена, Сульфура, записанные в обеих частях схемы реакции. В левой части схемы имеется один атом Алюминия, а в правой — два. Запишем перед формулой металла коэффициент 2:

2Аl + H2SO4 —> Al2(SO4)3 + Н2↑.

Атомов Сульфура справа от стрелки в три раза больше, чем слева. Поставим в левой части схемы перед формулой соединения Сульфура коэффициент 3:

2Аl + 3H2SO4 —> Al2(SO4)3 + Н2↑.

Теперь слева количество атомов Гидрогена увеличилось до шести (3 • 2 = 6), а в правой части таких атомов только два. Для того чтобы и справа их было шесть, запишем перед формулой водорода коэффициент 3:

2Аl + 3H2SO4 —> Al2(SO4)3 + 3Н2↑.

Сопоставим количество атомов Оксигена в обеих частях схемы. Они одинаковы: 3 • 4 = 4 • 3. Заменим стрелку на знак равенства и получим химическое уравнение:

2Аl + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3Н2↑.

Выводы

Химические реакции записывают с помощью схем реакций и химических уравнений.

Схемы реакций содержат формулы реагентов и продуктов, а химические уравнения, как правило, — еще и коэффициенты.

Химическое уравнение соответствует закону сохранения массы веществ Ломоносова — Лавуазье: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

Атомы химических элементов во время реакций не возникают и не исчезают.

139. Чем отличается химическое уравнение от схемы реакции?

140. Допишите пропущенные коэффициенты в химических уравнениях:

141. Преобразуйте в химические уравнения такие схемы реакций:

142. Составьте формулы продуктов реакций и соответствующие химические уравнения:

143. Вместо точек запишите формулы простых веществ и составьте химические уравнения:

Примите во внимание, что бор и углерод состоят из атомов, фтор, хлор, водород и кислород — из двухатомных молекул, а фосфор (белый) — из четырехатомных молекул.

144. Прокомментируйте дополнительные обозначения в схемах реакций и составьте соответствующие химические уравнения:

145. Какая масса негашеной извести была получена при длительном прокаливании 25 г мела, если, кроме извести, образовалось 11 г углекислого газа?

ГДЗ к учебнику можно найти тут.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка