Институты командной экономики: Институты командной и рыночной экономики сравнительный анализ

Институты командной и рыночной экономики сравнительный анализ

В основе командно-административной системы заложена общественная, а в реальности — государственная собственность, которая формируется посредством принудительного отчуждения частной собственности на земельные ресурсы, различных форм национализации всей промышленности, торговли и прочих видов деятельности.
Объем производимой продукции и ее ассортимент, уровень цены и все остальные аспекты хозяйствования определяются, опираясь на политические и экономические установки партийно-бюрократической верхушки, получившей название номенклатуры.
Значительную часть ресурсов в командной экономике государство направляет на развитие отраслей военно-промышленного комплекса. При этом жесткое централизованное планирование не всегда позволяет учитывать реальные потребности экономики, что становится причиной тотальной перманентной дефицитности экономики. Планирование, преимущественно ориентированное на количественные или натуральные показатели, делает экономику невосприимчивой к научно-техническому прогрессу и инновациям.
Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов — структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.
Многие исследователи отмечают, что командно- административная система в действительности не способна поддерживать переход на интенсивный тип экономического развития. Это делает коренные социально-экономические реформы и преобразования почти во всех странах с командной экономикой неизбежными.
Командную экономику можно охарактеризовать высокой степенью централизации функций управления экономикой и использованием директивных инструментов управления.
Функции командной экономики:
реализация государственного контроля производства и распределения; Государственное регулирование производства и распределения представляет собой комплекс мер и действий, используемых государством для коррекции и определения ключевых экономических процессов. В командной экономике эта функция реализуется посредством фискальной политики (через бюджет и налогообложение), монетарной политики (через управление денежными потоками и регулирование рынка кредитования) регулирования внешней торговли и контроля распределения доходов. Фискальная политика государства связана с областью налогообложения и регулированием государственного бюджета и государственных расходов. Ее целью является обеспечение стабильности развития экономики и обеспечение населения занятостью.
поддержание преобладающей роли государства в управлении средствами производства; Государственная собственность на средства производства в командной экономике существует по ряду причин:
Финансовые. К этой группе причин относят стремление правительства распоряжаться стабильным источником доходов бюджета. Особенно это проявляется в случае кризисных явлений, поражающих государственные финансы, когда правительство не может наладить налоговые поступления в бюджет и прибегает к национализации или созданию предприятий, чья продукция может быстро дать значительный доход (сахарная, водочная, соляная промышленность и др.).
Организационные. Данная группа причин обычно связана с механизмами функционирования государственного аппарата, наличием спецслужб, армии и т. п. Соответствующим государственным органам для снабжения вооружением силовых структур создаются предприятия для его изготовления.
Идеологические. Командная экономика зачастую характеризуется ситуацией, когда вопреки экономической целесообразности тотально проводится огосударствление основных средств производства. Наряду с крупными индустриальными предприятиями, государственное присвоение которых может при определенных условиях рациональным, устанавливается государственная собственность и на небольшие предприятия.
установление централизованного ценообразования. Централизованное ценообразование предусматривает формирование цен государством с учетом того, что основой установления цены являются издержки производства и обращения. В командной экономике часто цены варьировались в зависимости от региона и территории, на которых распространяется тот или иной продукт.
Факторы равновесия командной экономики неоднозначно оцениваются теоретиками. По мнению П.Д. Шимко состояние командной экономики устойчиво равновесно тогда, когда экономика не может надолго и сильно отклоняться от равновесного состояния. Другие исследователи считают, что командная экономика характеризуется безразличным равновесием, которое имеет неустойчивый характер и достигается реже.
В действительности командная экономика не является полностью закрытой. Например, степень закрытости экономики СССР менялась за все время его существования, а экономика США открыта меньше, чем экономики стран Европы. Товарный экспорт в ВВП США составлял порядка 10% к началу ХХI века, при том, что удельный вес товарного экспорта в ВВП европейских странах составляет порядка 25-30%.
Помимо этого, чем страна меньше, тем выше доля экспорта в ВВП, следовательно, вместительный внутренний рынок снижает потребности в экспортных закупках, любое крупное предприятие может реализовать свою продукцию полностью внутри страны. Экспорт необходимо государству с позиции участия в процессах международного разделения и специализации труда.
Таким образом, основными чертами хозяйственного механизма командной экономики являются: непосредственное управление из единого центра всеми субъектами хозяйствования; полный контроль государством производства и распределения продукции; преимущественное использование административно-командных методов в управлении хозяйственной деятельностью.

Переход от плановой экономики к рыночной. Формирование основных рыночных институтов в условиях переходной экономики

Переходная экономика – «промежуточное» переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой. Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. При этом в переходный период происходит преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Большинство отечественных и зарубежных ученых выделяют следующие признаки переходности в экономике:

  • преобладание изменчивости над устойчивостью;
  • нарастание неустойчивости и неравномерности в развитии хозяйственной системы, которое находит проявление в ее кризисности;
  • усиление хаотичности, скачкообразности и случайности в хозяйственном развитии;
  • повышение альтернативности и многовариантности в экономическом развитии;
  • рост противоречий, конфликтов и напряженности в обществе из-за несовпадения экономических интересов;
  • появление и функционирование особых переходных экономических форм;
  • историчность переходной экономики;
  • особый характер противоречий (противоречия не функционирования, а развития).

Выделенные общие признаки характеризуют переходность применительно ко всем общественным сферам и подтверждаются опытом развития разных стран.

Так, перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача – переход от плановой экономики к экономике рыночной. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции. Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.

Во-первых, либерализация экономики. Либерализация экономики – система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

Основные направления либерализации экономики – либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен – это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций – отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства.

Либерализация внешней торговли – отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка – формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства.

Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг.

имела следующий вид: 88,6 % – государственная; 8,7 % – колхозная; 1,5 % – кооперативная; 1,2% – собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности и недоразвит аграрный сектор. Экономика бывшего СССР, кроме того, была перегружена военными расходами. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производство превысили 25 % ВВП (по оценкам специалистов, оптимальным считается примерно 1-2 % ВВП, максимальной – 6 % ВВП).

Главная цель структурной перестройки экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление – процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации.

Денационализация собственности – переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация, как вариант денационализации – переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация – создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики.

Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства – предпринимательства и конкуренции.

Если говорить о результатах перестройки административно-командной системы в Росси, начавшейся на рубеже 1980-1990-х гг., то, по мнению большинства экономистов, за годы преобразований в нашей стране сформировалась экономика квазирыночного типа – экономическая система с элементами псевдорынка. Причина в теоретической и практической несостоятельности выбранной модели реформирования.

Напомним, для России на основе неоклассической теории была разработана модель – «шоковая терапия», предполагающая сведение экономической политики, к трем элементам: либерализации, приватизации и стабилизации через жесткое планирование денежной массы.

При этом, под давлением иностранных кредиторов, приоритетную роль в формировании российской государственной экономической политики играл Международный валютный фонд (МВФ). Модель стабилизации, позволяющая международным финансовым организациям контролировать использование государствами предоставленного кредита, была разработана и испытана главным образом в развивающихся странах, которые по технической, институциональной и социальной структуре резко отличались от стран с централизованным планированием.

Подводя итоги экономических преобразований в нашей стране, отечественные и зарубежные экономисты выделяют как позитивные, так и негативные их результаты (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты экономических преобразований в России
Позитивные результаты Негативные результаты
1. Демонополизация государственной собственности (начало процесса формирования многоукладной экономики). 2. Изменение структуры собственности с усилением роли персонифицированных субъектов экономической деятельности. 3. Формирование рыночной инфраструктуры, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере. 4. Насыщение потребительского рынка за счет импортных товаров. 5. Ликвидация аппарата административно-командного управления и распределения ресурсов. 6. Появление слоя предпринимателей, ориентированного на рыночную модель поведения 1. Деиндустриализация экономики. 2. Разрушение научно-технического и образовательного потенциала общества. 3. Потеря продовольственной независимости страны. 4. Резкое усиление обнищания населения при глубокой его дифференциации по уровню доходов. 5. Разрушение генофонда российского общества и деградация трудового потенциала. 6. Рост преступности и криминализация экономики. 7. Резкое ухудшение экономической безопасности. 8. Деградация культуры и нравственности

Рассматривая институциональный аспект, многие эксперты, независимо от принадлежности к той или иной научной экономической школе, соглашаются с тем, что в настоящее время экономическая система России, безусловно, носит рыночный характер и в этом смысле уже не является переходной, поскольку обрела полный набор рыночных институтов.

В самом деле, подавляющая часть ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Государство для получения необходимой ему продукции и услуг выступает в роли их покупателя у частного сектора через систему государственных заказов, распределяемых на различного рода аукционах и тендерах. Движение ресурсов осуществляется через механизмы купли-продажи. В стране функционируют открытые для всего населения валютный и фондовый рынки. Создана двухуровневая банковская система с независимым Центральным банком и сотнями негосударственных (коммерческих). Ликвидирована монополия внешней торговли, заложены основы рынка труда и др.

При этом, эффективность функционирования экономической системы России оставляет желать лучшего – институты рынка действуют в режиме, не отвечающем современным требованиям к организации национального хозяйства. Именно поэтому российская экономическая система может быть определена как институционально несовершенная и требующая продолжения своего реформирования. В противном случае, российская экономика, несомненно, маргинализируется, что, в условиях глобализации экономической жизни ставит под вопрос историческое будущее самого российского государства.

В рамках общего направления трансформации институциональной системы российского общества можно выделить четыре основных ориентира.

  • Первый ориентир связан с практически тотальным огосударствлением экономической жизни общества, сохранившимся со времен СССР. Представители всех уровней власти (прежде всего исполнительной) имеют возможность по своему усмотрению вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. В таких условиях деформируется действие рыночных регуляторов. Здесь необходима последовательная работа по разгосударствлению институциональной системы как целого.

  • Второй ориентир связан с проблемой определения места и функций институтов государства и нерыночных институтов гражданского общества в регулировании экономической жизни.

  • Третий ориентир – наличие проблем асимметричной информации, несовершенного мониторинга и оппортунистического поведения. Это требует формирования институтов, обеспечивающих права собственников, их эффективное взаимодействие с менеджментом.

  • Четвертым ориентиром является создание механизмов, стимулирующих конкуренцию российских производителей, прежде всего, в борьбе за внутренний рынок без чего вообще нельзя говорить о какой-либо эффективности рыночного механизма саморегулирования. Сложность задачи усугубляется тем, что с одной стороны российская экономика отличается высокой степенью «технологического» монополизма, доставшегося ей со времен СССР, с другой – низкая конкурентоспособностью российской продукции на мировых рынках.

Источником названных преобразований может выступить только само государство (к тому же это в исторических традициях российского реформирования).

  • назад: Административно-командная система. Экономическая система советского периода: особенности, преимущества и недостатки
  • далее: Глобализация и ее этапы. Проблемы сохранения национального хозяйства

Определение, принцип работы и характеристики

Что такое командная экономика?

Командная экономика является ключевым аспектом политической системы, в которой центральная государственная власть диктует допустимые уровни производства и цены, которые могут взиматься за товары и услуги. Большинство отраслей находятся в государственной собственности.

Основной альтернативой командной экономике является система свободного рынка, в которой спрос диктует производство и цены.

Командная экономика является составной частью коммунистической политической системы, в то время как в капиталистических обществах существует свободная рыночная система.

Ключевые выводы

  • В командной экономике центральное правительство диктует уровень производства товаров и контролирует их распределение и цены.
  • Сторонники командной экономики утверждают, что государственный контроль, а не частное предпринимательство, может обеспечить справедливое распределение товаров и услуг.
  • В системе свободного рынка частные предприятия устанавливают уровни производства и цен в зависимости от спроса.

Понимание командной экономики

Куба, Северная Корея и бывший Советский Союз имеют командную экономику. Китай сохранял командную экономику до 1978 года, когда начался переход к смешанной экономике, сочетающей коммунистические и капиталистические элементы. Его нынешняя система была описана как социалистическая рыночная экономика.

Командная экономика, также известная как плановая экономика, требует, чтобы центральное правительство страны владело средствами производства и контролировало их.

Частная собственность на землю и капитал отсутствует или сильно ограничена. Центральные планировщики устанавливают цены, контролируют уровень производства и ограничивают или запрещают конкуренцию в частном секторе. В чисто командной экономике нет частного сектора, поскольку центральное правительство владеет или контролирует весь бизнес.

В командной экономике правительственные чиновники устанавливают национальные экономические приоритеты, включая то, как и когда обеспечивать экономический рост, как распределять ресурсы и как распределять продукцию. Часто это принимает форму многолетнего плана.

Аргументы против командной экономики

Любой капиталист скажет, что командная экономика сталкивается как минимум с двумя основными проблемами: первая — это проблема стимулов, а вторая — информационный вакуум среди центральных плановиков, принимающих все решения.

Проблема стимулов

Проблема стимулирования начинается сверху. Политики, даже в командной экономике, слишком человечны. Группы политических интересов и борьба за власть между ними будут доминировать в принятии решений в командной экономике даже в большей степени, чем в капиталистической, потому что они не ограничены рыночными формами дисциплины, такими как суверенные кредитные рейтинги или бегство капитала.

Заработная плата устанавливается централизованно для рабочих, а прибыль исключается как стимул для управления. Нет никакой очевидной причины добиваться совершенства, повышать эффективность, контролировать затраты или прилагать усилия сверх минимума, необходимого для того, чтобы избежать официальных санкций.

Для продвижения вперед в командной экономике требуется угождать партийным боссам и иметь нужные связи, а не максимизировать акционерную стоимость или удовлетворять требования потребителей. Коррупция имеет тенденцию к распространению.

Проблема стимулов включает проблему, известную как трагедия общин, в более широком масштабе, чем это наблюдается в капиталистических обществах. Ресурсы, которыми обычно владеют, фактически бесхозяйны. У всех их пользователей (или работников) нет никаких стимулов для их сохранения. Такие вещи, как жилищные комплексы, фабрики и оборудование, быстро изнашиваются, ломаются и разваливаются в условиях командной экономики.

Информационный вакуум

Проблема экономического расчета в командной экономике впервые была описана австрийскими экономистами Людвигом фон Мизесом и Ф. А. Хайеком. Центральные планировщики должны каким-то образом рассчитать, сколько каждого продукта и услуги должно быть произведено и доставлено.

В системе свободного рынка это определяется децентрализованным образом посредством взаимодействия спроса и предложения. Потребители формируют спрос в зависимости от продуктов и услуг, которые они покупают или не покупают. Производители реагируют, создавая больше товаров и услуг, востребованных потребителями.

Кроме того, все эти факторы поддаются количественной оценке. На каждом этапе цепочки поставок кто-то ведет подсчет количества авокадо, пар синих джинсов и гаечных ключей, на которые есть спрос.

В командной экономике планировщики должны, по крайней мере на начальном этапе, иметь представление об основных жизненно важных потребностях населения в еде, одежде и жилье. Но без направляющих их сил спроса и предложения у них нет рационального метода приведения производства и распределения товаров в соответствие с желаниями и предпочтениями потребителей.

Со временем проблемы со стимулами и экономическими расчетами командной экономики означают, что ресурсы и капитальные блага тратятся впустую, а общество обеднеет.

Аргументы в пользу командной экономики

Сторонники командной экономики утверждают, что они выделяют ресурсы для максимизации общественного благосостояния, в отличие от экономики свободного рынка, где эта цель вторична по отношению к максимизации частной прибыли.

Командная экономика может лучше контролировать уровень занятости, чем экономика свободного рынка. Они могут создавать рабочие места, чтобы заставить людей работать, когда это необходимо, даже при отсутствии законной потребности.

Наконец, командная экономика считается более способной к решительным, скоординированным действиям перед лицом чрезвычайного положения или кризиса в стране, такого как война или стихийное бедствие. Хотя даже рыночные общества могут ограничивать права собственности и значительно расширять чрезвычайные полномочия своих центральных правительств во время таких событий, по крайней мере временно.

Каковы характеристики командной экономики?

Командная экономика контролируется сверху правительственными плановиками. В общем, это включает:

  • Государственная собственность на основные отрасли промышленности
  • Государственный контроль над уровнем производства и распределением квот
  • Государственный контроль над ценами и заработной платой

Монополии распространены в командно-административной экономике, поскольку они считаются необходимыми для достижения целей национальной экономики.

Чем командная экономика отличается от экономики свободного рынка?

В условиях рыночной экономики частные предприятия определяют уровень производства в соответствии с законом спроса и предложения.

В командной экономике решение принимает правительство.

Немногие страны со свободной рыночной экономикой сегодня работают исключительно по принципу невмешательства. Правительство может использовать государственную политику и правила для поощрения производства продукта, такого как автомобили с низким расходом топлива.

И некоторые командные экономики ослабили контроль. Экономический бум Китая не начался, пока он не создал свою собственную смесь социалистической идеологии и капиталистического предприятия.

Как централизованные планы работают в командной экономике?

Коммунистические страны с административно-командной экономикой склонны внедрять многолетние планы, которые, как ожидается, приведут к улучшению условий жизни всех их жителей. В Китае было не менее 14 пятилетних планов, текущий из которых заканчивается в 2025 году.

Центральные планы обычно устанавливают цели для каждой отрасли и устанавливают стратегии для каждого сектора. От промышленности требуется участие в решении государственных задач, таких как сокращение выбросов углерода или оживление сельской экономики.

Экономические системы

Экономические системы

Экономические системы: командная, рыночная и смешанная

 

Способ, которым общество отвечает трем фундаментальным экономические вопросы называется экономической системой . Более формально, экономическая система – это процесс или механизм, отвечающий трем фундаментальным вопросы.

 

Мы можем классифицировать любой тип экономической системы по двум характеристики: кому принадлежат ресурсы? И кто отвечает на фундаментальные вопросы?

 

Существуют три основных типа экономических систем: командная, рыночные и смешанные. Кратко опишем каждый из этих трех типов.

 

Командная экономия

В командной экономике какие товары и услуги производятся, как они производятся и для кого они производятся — все это вопросы, на которые отвечает государственное планирование. Правительство делает экономические решения на благо общества. В чисто командной экономике все ресурсы принадлежат правительству, поэтому правительство может направить их на производство того, что лучшее для общества в целом, а не то, что могло бы быть в интересах Частные лица. Таким образом, правительство владело землей, правительство владело предприятия, и правительство даже сообщало людям, чем они будут заниматься.

 

Исторически командная экономика ассоциировалась с политическая система, известная как коммунизм, где цели общества в целом были приоритет перед отдельными целями.

 

Советский Союз до своего распада в конце 1980-х годов был отличный пример командной экономики. Куба и Северная Корея — хорошие примеры в современном мире командной экономики.

 

Одно из самых больших изменений в мире за последние 15-20 лет. годы были падением коммунизма и командной экономики. Количество командная экономика в мире резко упала за последнее десятилетие.

 

В то время как теоретическая цель командной экономики использовать экономические ресурсы на благо всего общества, как практическое дело командная экономика не очень хорошо с этим справилась. В командной экономике, государственным производителям не разрешается выходить из бизнеса, поэтому они мало стимулов для производства качественной продукции по низкой цене. Так как частный люди не могли владеть средствами производства, у них не было стимула искать для лучших способов обслуживания потребностей и желаний потребителей. Вместо того, чтобы расти и процветая, командная экономика обычно находилась в застое.

 

 

Рыночная экономика

В рыночной экономике ресурсы принадлежат частным лица. Товары и услуги, которые производятся, не определяются правительство. Скорее, производство определяется предприятиями, реагирующими на нужды и желания потребителей. (Этот процесс происходит при взаимодействии спрос и предложение, о которых мы будем говорить гораздо больше, начиная со следующего неделю.) Потребители определяют, что будет производиться. (Возможно, вы слышали выражение потребительского суверенитета, предполагающее, что в условиях рыночной экономики потребители – король.)

 

Адама Смита часто называют первым экономистом. В его знаменитая книга, изданная в 1776 году, 90 121 «Исследование о природе и причинах Богатство наций (часто называемое просто Богатство наций ), Смит описал преимущества рыночной экономики. Смит сказал, что рынок экономика управляется как бы невидимой рукой производители производят вещи, которые хотят потребители, без того, чтобы правительство говорило им, что делать. выражение невидимой руки предполагает, что если экономика позволяет людям заниматься своих личных интересов, результат будет наилучшим для общества как весь. Производители, которые хотят получить как можно больше прибыли, должны будут производить то, что хотят потребители. Таким образом, прибыль является стимулом для производителей для удовлетворения потребностей и желаний потребителей.

 

Критики рыночной экономики утверждают, что, хотя она может хорошая работа по ответу на первые два фундаментальных вопроса (что производить, как производить), она не так хороша, отвечая на третий вопрос (Для кого производить). Критики утверждают, что производители удовлетворяют нужды и желания потребители, у которых есть деньги, чтобы выразить эти потребности и желания, в то время как те людей без денег не обслуживают. Критики говорят, что в рыночной экономике может быть большой разрыв между богатыми и бедными.

 

 

Смешанная экономика

смешанная экономика представляет собой смесь рыночной и командной экономики. В смешанной экономике некоторые части или секторы экономики оставлены на произвол судьбы.

Оставить комментарий