Искусство как способ познания.
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения. Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство
является сложным объектом и может быть
представлено различными видами, каждый
из которых обладает своими
художественно-выразительными средствами
(художественным языком).
Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У
искусства, как и у культуры вообще,
имеются устойчивая, «консервативная»
и развивающаяся, новаторская стороны.
Устойчивая сторона — это традиция в
искусстве, благодаря которой происходит
накопление и передача человеческого
опыта в истории, создается преемственность
произведений искусства разных эпох, их
вневременная ценность. Традиция в
искусстве, отражая объективные стандарты,
устойчивые требования к произведениям
искусства, ограничивает и упорядочивает
многообразие художественных проявлений:
художественные стили, направления,
вкусы, пристрастия, оригинальные
художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
Наука об обществе называется социологией. Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек – общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового Времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека.
Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант )
Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое Время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего, Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового Времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество.
Общество отличается от природы. Философы нашли два главных отличия общества от природы.
Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей. 2. Смысл социальных действий людей определяется их
ценностями.Природные неживые объекты взаимодействуют между собой. Но они не взаимодействуют во имя чего-то. Животные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты. Сознательной деятельности у них либо вообще нет, либо она находится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть психика).
До
Канта философы знали, с одной стороны,
природу, а с другой – человека, который
рассматривался как особого рода природное
тело, наделенное нетелесной душой.
Первые зачатки общества, существовали, еще в древних человеческих стаях, уже там наметилась определенная иерархия, и распределение, прав и обязанностей. Но эти зачатки, наблюдаются и в стаях животных, и птиц.
Особым,
феноменом, общественной жизни, является
культура. Каждое общество, не зависимо
от своего типа и направленности, создает
культуру, она может быть характерной
только для этого общества, или быть
схожей с другими культурами. Схожесть
культуры, во многом, обусловлена
закрытостью, и агрессивностью по
отношению к внешним факторам, того или
иного общества. Культура, является
сугубо общественным явлением, и не может
возникнуть, вне общества. Она теснейшим
способом связана с обществом, и испытывает
мощное влияние, протекающих в обществе
процессов, и его особенностей.
Таким образом, общество является, сложнейшей, и важнейшей социокультурной системой. И как существование человека, так и его дальнейшее развитие невозможны вне общества.
10 вещей, которым должны учить в художественных школах — T&P
Нью-йоркский художник Кит Уайт уже много лет преподает изобразительное искусство в бруклинском институте Пратта. Своеобразным итогом его преподавательской деятельности стала книга «101 Things to Learn in Art School», в которой он предлагает подборку тезисов и советов, в которых умещается квинтэссенция всего художественного образования. T&P публикуют 10 тезисов из его книги — в помощь будущим художникам и искусствоведам.
© Kit White
Все искусство политично
Произведение искусства, лишенное остросоциальных сюжетов, говорит о внутреннем мире и устремлениях его автора столько же, сколько и работа, перегруженная политическими реминисценциями. Все искусство — это рефлексия над сделанным выбором — как над бездействием, так и над актом.
Искусством может быть все что угодно
Материал и способ его производства не важны, важен коллективный опыт восприятия, который мы и привыкли иначе называть «искусством».
Всегда носите с собой блокнот
Идеи и образы быстро улетучиваются. Очень важно успеть зафиксировать их, как только они пришли вам на ум. Никогда не думайте, что великое открытие будет крутиться у вас в памяти. Помните об этом в момент первой встречи со своей идеей.
Композиция — основа создания образа
Композиция — это пространственные отношения между всеми частями произведения. Неважно, что это: живопись, скульптура, фотография, видео или инсталляция. То, какая у произведения композиция, определяет его вид, образ и значение. Композиционные варианты — как и музыкальные мотивы — безграничны.
Искусство — это продолжение диалога, который длится уже много столетий
То, что вы делаете и создаете, — это ваша реплика в этом диалоге.
Все изображения абстрактны
Даже фотографии. Они представляют не просто зафиксированные, изображенные вещи, но концептуальное или механическое воспроизведение прошлого этих вещей. Это может показаться очевидным, но на самом деле это все, что нам нужно для того, чтобы воспринимать изображение. Так как любая картина — это символический коллаж из различных форм, узнаваемых или нет, то значит картины и другие произведения всегда метафоричны. Метафора — это один из видов языка символов, то есть язык искусства. Реализм в искусстве — все что угодно, но не язык. Чем более велико искусство, тем более велика иллюзия.
Искусство — это форма и содержание
То, как описывается, это форма, а то, что описывается, содержание. Глядя на свою работу, задавайтесь вопросом: «Что она описывает?» и затем: «Какую форму должно принять это описание?» Старайтесь быть податливыми в выборе техники. Она должна соответствовать тому, что вы хотите сказать. Выбирайте правильную форму для содержания вашей работы.
Выучите основу цветовой гаммы
Существует три основных цвета: красный, синий и желтый. Это первооснова всех остальных цветов. Второстепенные цвета создаются равномерным смешиванием двух основных: фиолетовый (синий и красный), зеленый (синий и желтый) и оранжевый (красный и желтый). Все остальные цвета уже рассматриваются как третьестепенные, так как их получают путем смешивания основных и второстепенных.
Далеко не каждый выпускник школы искусств становится успешным художником
Обучение, полученное в школе искусств, открывает множество дорог по всему миру. Художественное образование развивает способность внимательно наблюдать, точно описывать, находить решения через эксперименты, быть открытым ко всем возможностям и учиться принимать критику за еще не до конца осознанную деятельность. Это навыки визионеров и создателей будущего, которое мы пока не можем понять.
Научитесь рисовать
Рисование — это нечто большее, чем просто инструмент изображения или фиксации сходств с окружающим миром. Это язык со своим синтаксисом, грамматикой и актуальностью. Учиться рисовать означает учиться смотреть и видеть. Хотя так можно сказать и о других видах художественного творчества. Каким бы ни был его способ, рисование трансформирует процесс восприятия и мышления в образы и учит нас думать глазами.
Katya Morozova
Теги
#культура и искусство
#тезисы
4 809
Знания могут принимать разные формы, одна из них — искусство.
Знания могут принимать разные формы. Существует «знание по знакомству», например, знание человека или места. Существует пропозициональное знание или «знание того, что» — например, знание того, что Великобритания проголосовала за выход из ЕС в июне 2016 года. Есть также «знание как», например, знание того, как ездить на велосипеде.
Но может ли что-то настолько субъективное и открытое для интерпретации, как искусство, быть знанием? Искусство, безусловно, включает в себя знаний. Художник может уметь рисовать углем на бумаге или уметь натягивать холст. Но как насчет настоящего произведения искусства? Может ли это быть типом знания? Я думаю, что может, и, как я утверждаю в своей новой книге, философия может помочь.
Сегодня все больше и больше художественных факультетов и школ университетов рассматривают искусство как форму исследования и, таким образом, как «вклад в знания». Во многом это произошло благодаря мероприятиям по оценке исследований, которые ранжируют отделы по их публикациям и распределяют государственное финансирование исследований на основе рейтингов.
До этого момента искусство в академических кругах преподавалось как ряд навыков, а также исследование идей, наряду с некоторым историческим и теоретическим контекстом, но оно не было предметом исследования. Так родилось «художественное исследование». Единственная проблема заключается в том, что никто не знает точно, что это такое.
Именно эта неопределенность делает тему созревшей для философского исследования. Философия искусства и познания пересеклись друг с другом от Платона до наших дней и тем самым выявили различные способы, которыми искусство и познание могут стоять в отношении друг к другу. Есть много теорий, которые работают против идеи, что искусство есть знание. Акцент Декарта на знании как на «ясных и отчетливых» идеях и утверждение Джона Дьюи, что искусство «отчетливо эстетично» со своей собственной «целостностью», которая возвышает его над знанием, — вот лишь два примера.
Однако есть философы, которые ставят искусство и знание в более конструктивные отношения. Они сосредотачиваются на природе опыта и рассматривают, какие процессы должны работать, чтобы сделать опыт непрерывным и значимым. Это помещает знание в опыт , а не то, что существует отдельно от него .
Одним из таких философов является Иммануил Кант, который утверждал, что мысль и ощущение зависят друг от друга. На этом основании разнообразие медиа и значений, которые можно найти в искусстве, признаются не отвергаемыми как неопределенные субъективности, а оказывающими влияние на более широкий круг понятий, посредством которых предмет определяется и артикулируется.
Так что же представляет собой художественное исследование? Как и в любом исследовании, существует первоначальный обзор территории, который определяет ключевые темы, концепции и источники. При художественном исследовании некоторыми источниками будут художники и избранные произведения искусства. Интересная часть заключается в том, чтобы посмотреть на практику художника, который собирается быть исследователем, и на то, как она и территория объединяются, чтобы создать исследовательский вопрос.
Возьмем, к примеру, исследование интимности, проведенное художницей Хеленой Сэндс в рамках ее докторской диссертации по изобразительному искусству в Кардиффском столичном университете. Ее обзор литературы показывает, что близость открыта для широкого спектра контрастирующих и противоречивых значений, например, физической, сексуальной, на работе, желаемой, нежелательной, неожиданной и с незнакомцами. Именно эта способность к противоречивым значениям интересовала Сэндса. Что позволило ей стать художником, так это рассмотреть способы, которыми перформанс может выразить и расширить эту способность к конфликту.
В своей кандидатской диссертации DNR использовал предметы, связанные с семейной близостью в доме, такие как фотографии и молоко. Она наносила их на свое тело, приклеивая и заливая. Молоко и фотографии приобрели новые, более темные ассоциации: молоко, обычно связывающее мать и ребенка и являющееся источником питания, стало формой, прощупывающей ее тело, пропитывая и повреждая семейные фотографии, помещенные на кожу Сэндса, превращая образы, которые представляли единение, превратились в символы разделения.
Откуда это знание? Создавая нетрадиционные комбинации и аранжировки посредством перфоманса, Сэндс нашел новые способы узнать, как близость окружена контрастами и конфликтами. Из ее работы вытекает важность концепций, лежащих на границах интимности, и того, как перформанс может их сформулировать.
Художественные исследования имеют своих критиков, но они полагаются на романтическое разделение между искусством и другими предметами. Когда художник сэр Майкл Крейг-Мартин уволил докторов изящных искусств за то, что они имеют заслуги только в академических кругах, а не в мире искусства, он не смог признать, что художественные исследования создают среду, в которой художники могут исследовать, как их работа может придать новый смысл предмету. Художникам, возможно, придется перенимать методы из других предметов, но они будут иметь свои собственные эстетические свойства, которые могут добавить к искусству.
Существует опасение, что художественные исследования могут сводиться только к иллюстрации тем исследований. Но этого можно избежать, если художник придерживается автономии искусства и его способности порождать смыслы посредством экспрессии и сюрпризов, возникающих при исследовании материалов и ситуаций нетрадиционными способами. Эти значения новы — они не просто представления существующих предложений.
Искусство и знание – Философия
Введение
Давняя дискуссия в философии искусства касается вопроса о том, является ли искусство источником знания. Дискуссию можно проследить до Платона 19.41 и Аристотель 1987 (цитируется в разделе «Исторические материалы»). Некоторые философы утверждали, что произведения искусства ценны исключительно как источник удовольствия или приятных эмоций. Среди этих философов есть формалисты, которые считают, что зрители ценят опыт художественной формы как источник интеллектуального удовольствия или эстетических эмоций. Другие философы утверждали, что произведения искусства имеют содержание и что зрители могут приобретать знания, переживая (просматривая, слушая или читая) эти произведения. Философы, считающие, что произведение искусства может быть источником знания, расходятся во мнениях относительно того, каким образом искусство делает возможным знание. В этой статье тех, кто отстаивает мнение, что искусство является источником знаний, будем называть когнитивистами. Тех, кто утверждает, что искусство не является источником знания или не является важным источником знания, назовут антикогнитивистами.
Вводные обзоры
В последние годы в эстетике часто ведутся споры о том, является ли искусство источником знаний. Вступительные тексты и справочники обычно содержат материал о спорах между когнитивистами и антикогнитивистами. Hursthouse 1992 — хороший источник древнегреческого происхождения когнитивизма. Gaut 2003 также освещает Платона и Аристотеля. Lamarque and Olsen 1998 представляет собой лучший обзор всей истории когнитивизма. Новиц 1998 — один из немногих источников, обращающихся к фигуре в традициях континентальной философии. Ламарк 2006 и Гаут 2006 — это две половины дискуссии: Гаут защищает познавательную ценность искусства, а Ламарк выражает скептицизм. John 2005 и Gibson 2008 являются общим введением.
Гаут, Берис. «Искусство и знание». В Оксфордском справочнике по эстетике . Под редакцией Джерролда Левинсона, 436–450.
Oxford: Oxford University Press, 2003.
Хороший обзор литературы по искусству и знанию, начиная с обсуждения Платона и Аристотеля и заканчивая современными дебатами. Во всем остальном превосходная библиография устарела на несколько лет.
Гаут, Берис. «Искусство и познание». В Современные дебаты по эстетике и философии искусства . Под редакцией Мэтью Кирана, 115–126. Молден, Массачусетс: Blackwell, 2006.
Утверждает, что изобразительное искусство и, в частности, литература, оцениваются по их способности вносить вклад в знания.
Гибсон, Джон. «Когнитивизм и искусство». Философский компас 3.4 (2008): 573–589.
DOI: 10.1111/j.1747-9991.2008.00144.x
Упускает из виду некоторые недавно опубликованные материалы, но обеспечивает хорошее обсуждение литературы как источника знаний.
Херстхаус, Розалинда. «Правда и представление». В Философская эстетика . Под редакцией Освальда Ханфлинга, 239–296.
Oxford: Blackwell, 1992.
Обеспечивает хорошее обсуждение взглядов Платона и Аристотеля, а также полезное обсуждение когнитивизма применительно к литературным произведениям.
Джон, Эйлин. «Искусство и знание». В The Routledge Companion to Aesthetics . 2 изд. Под редакцией Бериса Гаута и Доминика МакИвера Лопеса, 417–429. London: Routledge, 2005.
Содержит хороший обзор современной литературы по искусству и знаниям, а также рекомендации для дальнейшего чтения.
Ламарк, Питер. «Познавательные ценности в искусстве: обозначение границ». В Современные дебаты по эстетике и философии искусства . Под редакцией Мэтью Кирана, 127–142. Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2006.
Представляет контрапункт эссе Гаута из того же тома, утверждая, что при оценке литературных произведений нас не интересует их способность способствовать познанию. Пара эссе сопровождается хорошим списком дополнительной литературы.
Ламарк, Питер и Штейн Хаугом Олсен.