Изучаем химию с интересом: Изучаем химию с интересом

Изучаем химию – Учительская газета

Знания, получаемые в школе по химии, не очень часто используются в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире. Только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

 

Химию в нашей школе изучают даже малыши, участвующие в реализации городского проекта «Эффективная начальная школа».

«В некотором царстве, в химическом государстве…» – с этих слов начинаются занятия курса внеурочной деятельности «Занимательная химия». Занятия для младших школьников проводятся в игровой форме, каждое занятие – знакомство с новыми сказочными персонажами. То ребята переправляются через глубоководную голубую купоросную реку, то помогают сражаться со злом железному королю, то населяют жителями чудесную страну химических элементов – и все занятия сопровождаются химическими экспериментами, которые ребята, несмотря на свой столь юный возраст, выполняют самостоятельно.

Как же помочь школьникам начальных классов усваивать трудные разделы химии о строении и взаимодействии молекул?

Ответить на этот вопрос помогает химический конструктор для моделирования молекул. С помощью пространственных материальных моделей можно приблизить школьника к пониманию того, как устроен невидимый микромир. В отличие от символьных моделей, лежащих в основе «химической письменности» (символов химических элементов, уравнений химических реакций), материальные модели ребята могут взять в руки, собрать и разобрать, тем самым подкрепив абстрактные химические формулы наглядными, собственноручными манипуляциями с «веществами».

На сегодня наиболее распространенные модели строятся из разноцветных шариков – «атомов», которые соединяются друг с другом вплотную или с помощью соединительных стержней, образуя «молекулы». На занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» ребята с удовольствием используют объемные и шаростержневые модели, чтобы наглядно убедиться и понять, как устроен внутренний мир окружающих их веществ.

Учащиеся 5‑6‑х классов с удовольствием знакомятся с химией и другими предметами естественно-научного цикла на занятиях кружка «Введение в естествознание».

Программа этого кружка позволяет совершенствовать практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознавать практическую ценность химических знаний.

Перед ребятами из 8‑9‑х классов задачи ставятся намного серьезнее, они занимаются самыми настоящими химическими исследованиями! От теоретических основ химии они переходят к практическому пониманию назначения химических веществ в повседневной жизни.

Старшеклассники, обучающиеся в классах естественно-научного профиля, знакомятся с основами аналитической химии. Химический анализ необходим для успешного развития таких наук, как биохимия растений и животных, химия космоса, геохимия, минералогия. Трудно переоценить значение методов аналитической химии для контроля и совершенствования промышленного производства, в частности работы технологических линий, мониторинга качества выпускаемой продукции в атомной, химической, фармацевтической, пищевой и других отраслях промышленности.

Изучение химии с увлечением и интересом приносит свои результаты. Обучающиеся нашей школы ежегодно становятся призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, Московской олимпиады школьников по химии, олимпиады «Кирилл Разумовский. К вершинам знаний» (которую проводит наш вуз-партнер МГУТУ (ПКУ).

Большое внимание уделяется и исследовательской деятельности… Огромный интерес вызывают работы с проведением исследования знакомых объектов, например продуктов питания, – был выполнен ряд таких работ с исследованием газированных напитков, мороженого, шоколада, изучалось содержание лимонной кислоты в цитрусовых. Победы на таких значимых конкурсах, как Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии, III Всероссийский фестиваль исследовательских работ среди школьников «Исследуй, познавай, учись», городская конференция проектных и исследовательских работ обучающихся «Новый взгляд в науку и практику» в рамках ежегодной городской конференции «Объединяем тех, кто создает будущее», международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», московская междисциплинарная конференция старшеклассников «Время. Поиск. Открытие», свидетельствуют о высоких результатах научно-исследовательской деятельности.

Родители наших ребят разделяют их интересы, посещают мастер-классы, сами с удовольствием проводят химические опыты.

Денис ЗАЕВ, Светлана ФЕДОРОВА, учителя химии школы №2089

Репетитор по химии в Екатеринбурге — 622₽/час

Готовимся к химии в Екатеринбурге

Каждый школьный предмет так или иначе находит практическое применение в жизни. Уроки химии — не исключение. На первый взгляд кажется, зачем расписывать реакции, если не планируешь сдавать экзамены. А на самом деле такой подход позволяет понять основы строения веществ и то, как они взаимодействуют между собой. Без этого учёные не смогли бы рассмотреть, как проходят многие химические и физические процессы, и не применили бы эти знания в своих открытиях. 

Таким образом развивается промышленность, а её продукцию мы затем применяем в повседневной жизни. Микросхемы в гаджетах, современные препараты в медицине — всё это достижения химии. Конечно, в процессе используются знания физики, биологии и не только. Но если подумать, то всё, что нас окружает, состоит из различных элементов и соединений. Не будет лишним узнать о мире немного больше как минимум, чтобы расширить свой кругозор.

Тем не менее далеко не каждый учитель по химии в школе объясняет предмет с интересом и тем более готовит к экзаменам. Зачастую преподаватели просто идут по программе, сухо объясняя теорию и предлагая решать типовые задачи. Считается, что этого достаточно для освоения предмета. Это и правда так, но таким образом не появится мотивации и интереса к обучению. Если на уроках не получается осваивать необходимый объём материала или его недостаточно, можно найти репетитора по химии в Екатеринбурге.

Почему важна практика 

Всё начинается со свойств элементов и их характеристик. Химия неразрывно связана с физикой. Поэтому важно знать параметры и особенности каждого вещества, чтобы понимать, как проходит их взаимодействие: какие условия для этого должны быть соблюдены, включая температуру, среду и другие. Квалифицированный учитель химии знает, что, хотя теория и важна, в этой дисциплине никуда не деться без практики. 

Сейчас во многих школах проводятся лабораторные работы, но их разнообразие строго ограничено. В некоторых учебных заведениях такие эксперименты проводятся только на словах. Это понятно: не каждый захочет брать на себя ответственность за 20-30 человек при работе с реагентами, пусть даже нетоксичными. На данный момент у учеников всё же больше возможностей: чего стоит один YouTube, где можно найти реакции на любой вкус и уже записанные лабораторные работы от преподавателей.

Уроки по химии могут быть действительно интересными. Главное — подкреплять знания практикой и регулярно искать дополнительные материалы. После каждой пройденной темы можно заглядывать в интернет, чтобы найти интересные факты и посмотреть, как проходят реакции в реальных условиях. С этим поможет и репетитор по химии. Если вы хотите подтянуть знания, при этом занимаясь по готовой программе с чёткой структурой — однозначно стоит обратить внимание на такой формат подготовки.

Что проходят на уроках химии: изучаем предмет поэтапно

Общие знания — это, конечно, хорошо, но в выпускных классах упор делается на профильные предметы, которые вы планируете сдавать. Хорошо тем, кто определится с будущей профессией заранее. Тогда можно создать поэтапный план и прийти к сдаче ЕГЭ со всем набором необходимых знаний. Но что если вы решили, что вам нужно писать экзамен по предмету, уже в выпускном классе? В этом случае точно нужен репетитор по химии. 

Конечно, можно готовиться самостоятельно, но часто при таком формате не хватает мотивации и дисциплины, а потом драгоценное время оказывается упущено. Те, кто думает об этом заранее, обладают преимуществом в виде возможности создания размеренного графика и выбора подходящего темпа. Обычно преподаватель по химии строит свою работу следующим образом:

  1. Сначала рассматриваются основные химические понятия. Структура элементов, их масса, количество атомов и систематизация в таблице Менделеева.
    Какие константы потребуются для решения задач, и зачем они нужны.
  2. Затем заучиваются свойства элементов и то, как между ними создаются химические связи. 
  3. Для лабораторных работ и в целом изучается техника безопасности и то, как нужно обращаться с посудой и оборудованием. Это необходимо знать для выполнения теоретических заданий.

В процессе осваивается один из главных навыков, необходимых для решения задач — построение уравнений химического баланса и последующее их решение. Не будет лишним знать периодическую систему Менделеева: хотя бы основные свойства и расположение элементов. С этим поможет преподаватель химии. Можно заучивать небольшие стишки, созданные для облегчения запоминания, а также скачивать приложения и заходить на специализированные сайты. К примеру, сейчас есть множество ресурсов, на которых доступны интерактивные уровни, посвящённые каждому элементу.

Нужен ли репетитор по химии

Школьный уровень рассчитан на среднего ученика. Учителя не будут объяснять материал отдельно каждому школьнику, поэтому закономерно, что кто-то начинает отставать по программе, а другие, наоборот, проходят её быстро, схватывая новое, и скучают на уроках. Хороший выход — репетиторство по химии. К примеру, так те, кто хорошо знает предмет и планирует готовиться к поступлению в химический университет, могут участвовать в олимпиадах. Автоматические 100 баллов за ЕГЭ будут хорошим бонусом за старания, пока другие целыми днями нервничают при сдаче экзамена.

Таким образом можно подготовиться и к самостоятельным, если часть уроков была пропущена из-за болезни или по другим причинам. Пары занятий с преподавателем будет достаточно: репетитор по физике и химии объяснит весь недостающий материал в доступной форме. Если речь идёт об экзаменах, тут поможет только систематическая подготовка. Нужно не только заучивать новый материал, но и повторять уже пройденное.

Репетитор по химии в Екатеринбурге

Выбор преподавателя — то, от чего зависит дальнейшее обучение. Нужно учитывать различные параметры: местоположение, если вы хотите заниматься очно, сколько стоит репетитор по химии, какова его квалификация. Не менее важно найти общий язык с учителем, чтобы быть с ним на одной волне. Возможно, вам хочется больше дополнительных материалов, и вы готовы смотреть онлайн-лекции. Или же вам по душе классические занятия, где вы последовательно будете проходить теорию и решать задачи.

Удобное отображение анкет преподавателей на Superprof позволяет сразу выбрать педагога, который соответствует вам по всем критериям. А чтобы понять, насколько вы подходите друг другу, можно взять первое бесплатное занятие. Для подготовки к вступительным в вузы или олимпиадам можно найти учителя из другого города, в том числе одной из столиц. Учёба должна быть в радость, и Superprof вам в этом поможет!

Пробуждение интереса к химии

За три года работы учителем химии в средней школе я слышал комментарий «Я ненавижу науку» больше раз, чем мне хотелось бы сосчитать. Поэтому я был рад услышать, как два студента обсуждают, насколько им понравилось первое мероприятие в этом учебном году. По их словам, это был первый раз, когда они действительно занимались наукой, а не слушали речь учителя. Какая поразительная и интеллектуально стимулирующая деятельность могла вызвать такое изменение отношения?

Я использовал простую, но визуально впечатляющую процедуру. Следуя моим инструкциям, студенты поместили цельное молоко в чашку Петри, а затем добавили по одной капле различных пищевых красителей по периметру. Затем ученики добавили каплю средства для мытья посуды в центр тарелки. Цвета начали кружиться и двигаться, пока все не смешались. Я напомнил своим студентам делать подробные записи, наблюдая за реакцией.

Практически сразу начали задавать вопросы. Почему цвета двигались? Будет ли это работать в других жидкостях? Как долго будет продолжаться реакция? Мы записали вопросы на доске. Вопросы, требующие большего, чем простое «да» или «нет», были отделены от остальных.

Студенты разделились на группы, каждая группа выбрала не менее двух вопросов. Затем они провели следующие два дня, разрабатывая и проводя эксперименты, чтобы определить, почему произошла реакция. Как только члены каждой группы определяли свою методологию, они представляли мне список материалов, которые им потребуются для их экспериментов.

Воздержание от судебного решения

Как бывший ученик Антона Лоусона, профессора зоологии в Университете штата Аризона, я включил его философию преподавания естественных наук в свою учебную программу по химии. Лоусон использует нарушение равновесия в качестве основы для обучения — учащимся бросают вызов явления, которые заставляют их подвергать сомнению идеи и убеждения, которых они придерживались ранее. Затем они разрабатывают возможные объяснения этих явлений и разрабатывают методы проверки своих гипотез.

Пока они не соберут данные, все гипотезы считаются верными. Только после сбора и анализа данных учащиеся делают выводы о том, подкрепили ли они свои идеи научным путем (Lawson, 1995). Однако даже в этом случае ни одна гипотеза не может быть признана ложной; некоторые идеи просто невозможно проверить в классе.

  1. Они учатся ценить природу научной методологии.

  2. Активно занимаются научными исследованиями.

  3. Они обретают уверенность в своей способности самостоятельно решать проблемы.

Учащиеся довольно быстро улучшают свое независимое мышление, когда на их вопросы отвечают вопросами. На своих занятиях я стараюсь задавать типы наводящих вопросов, которые заставляют студентов находить ответы самостоятельно, вместо того, чтобы давать им ответы немедленно.

Ключевые понятия

  • Тип молока влияет на количество реакции.

  • Апельсиновый сок, вода и яичный белок не вызвали реакции.

  • Температура влияет на скорость реакции.

  • Молоко взбивалось при добавлении моющего средства, даже если не добавлялся пищевой краситель.

  • Жидкое мыло, гранулированное моющее средство и другие чистящие средства вызвали реакцию.

Из этих данных они определили, что реакция, по-видимому, была вызвана некоторыми веществами в мыле, которые вступали в реакцию с некоторыми веществами (вероятно, жирами) в молоке. Фактический механизм, хотя и не совсем понятный, включает полярные и неполярные концы молекул мыла. Неполярный конец притягивается к жиру в молоке, который начинает закручиваться при добавлении моющего средства.

В ходе другого эксперимента учащиеся изучали газовые законы, проектируя, конструируя и запуская собственные воздушные шары. Внося изменения, чтобы поднять свои творения в воздух, они драматическим образом увидели, как температура, масса и объем влияют на полеты на воздушном шаре.

  • ограничение количества контента;

  • с подробным описанием важных понятий; и

  • широкое использование практических занятий, развивающих навыки критического мышления.

В Discovery Learning разработка понятий важнее, чем перегрузка содержанием, а мышление считается более продуктивным, чем запоминание. Время, необходимое для полной разработки и проверки гипотез, обязательно ограничивает объем материала, который могут охватить учителя. Но учащиеся могут более полно понять и легче применять концепции из-за связей, возникающих при стимуляции нескольких областей мозга.

Обучение в контексте

Обучение не происходит в вакууме. Мозг постоянно ищет закономерности и пытается разделить информацию на соответствующие порции информации. Он сопоставляет, сравнивает и формирует входящую информацию после информации, уже хранящейся в памяти. Это делается как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Чем более значимым, релевантным и сложным является сенсорный ввод, тем активнее мозг будет пытаться интегрировать и развивать паттерны (Hart 19).83, Кейн и Кейн, 1991).

Discovery Learning обеспечивает сложные и релевантные стимулы, необходимые для более легкого обучения. Манипулируя материалами, изучая возможности и видя результаты своих исследований, учащиеся могут установить связь между предыдущим обучением и новой информацией.

По словам Лоусона, они также разработают концептуальный обзор явления, чтобы им было легче запомнить словарный запас и небольшие фрагменты фактических знаний, необходимых для завершения обучения. А благодаря контекстуальным паттернам, выработанным в процессе открытия, им будет легче запоминать слова и фразы, которые раньше были для них бессмысленными (Лоусон 19).95).

Обретение уверенности

Первоначальная реакция на подобные действия часто бывает без энтузиазма. На самом деле большинству студентов такой ненаправленный подход весьма неудобен. Они почти постоянно задают вопросы и хотят подтверждения своих идей на каждом шагу.

Студенты расстраиваются по двум причинам. Они не верят в то, что могут быть правы, и хотят знать, правы ли они, прежде чем приступать к тестированию.

Многие студенты предпочитают старый, удобный способ обучения. Они ожидают, что учитель даст им всю информацию, необходимую им для прохождения следующего теста, которую они могут запомнить или не запомнить для этого случая. Однако в Discovery Learning роль учителя становится не столько хранителем знаний, сколько помощником, помогающим им исследовать и находить возможные ответы на вопрос.

Сопротивление этому подходу может привести к тому, что учителя откажутся от него после первых нескольких встреч. Это ошибка. Ко второму учебному месяцу мои ученики с нетерпением ждали расследований каждые несколько дней. Несколько студентов написали о своем опыте: Это помогает мне мыслить более свободно и независимо. Эти виды деятельности могут помочь мне в других классах, помогая развивать навыки мышления. переходить от одного шага к другому — если что-то не работает, мы можем вернуться и изменить это.

По мере того, как учащиеся переходят на этот уровень независимости, я так же, как и они, восхищаюсь их способностью решать проблемы самостоятельно и применять то, чему они научились в своих исследованиях, в других ситуациях. И они спросят: «Когда мы сможем сделать еще одну лабораторию?»

Изучение интереса учащихся к химии с помощью самостоятельно составленных вопросов

Бетул Демирдоген* a и Гюльтекин Чакмакчи б

Принадлежности автора

* Соответствующие авторы

и Педагогический факультет Эрегли, Департамент научного образования, Университет Бюлент Эджевит, 67300, Kdz. Эрегли, Зонгулдак, Турция
Электронная почта: [email protected]

Факс: +90 372 323 86 93
Тел.: +90 372 323 38 70

б Педагогический факультет, Департамент естественнонаучного образования, Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция
Электронная почта: [email protected]
Факс: +90 312 299 20 18
Тел.: +90 312 297 86 26

Аннотация

В этом исследовании изучается интерес турецких учащихся (в возрасте 15 лет и старше) к химии путем анализа 1027 вопросов, связанных с химией, которые они сами составили и отправили в научно-популярный журнал. Эти вопросы были классифицированы на основе области интересов, когнитивного уровня вопроса и стимулирующего импульса для постановки вопроса. Кроме того, в этих трех категориях были отмечены гендерные закономерности. Эти результаты показали, что мужчины задавали гораздо больше вопросов, чем женщины в неформальной обстановке. В целом студенты в основном задавали вопросы о «состояниях вещества и растворах» и «ядерной химии и химии элементов». Большинство студентов спрашивали о свойствах переменной и стремились узнать о фактических и объяснительных типах информации. Движущими факторами, которые побуждали студентов задавать вопросы, были в основном неаппликативные стимулы. В некоторых категориях выявились существенные различия. Например, в то время как мужчин больше интересовало сравнение и причинно-следственные связи, женщин больше интересовала конкретная информация о свойствах. Более того, в то время как мужчины были склонны искать методологическую информацию, делать прогнозы, задавать открытые вопросы и запрашивать информацию общего характера, женщины больше, чем мужчины, интересовались фактологической и объяснительной информацией.

Оставить комментарий