Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
- привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
- Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
- Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
- выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
- обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
- интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
- проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС.
НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
Основные составляющие НИР:
- обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
- выполнение кафедральных тем НИР;
- выполнение инициативных тем научных исследований;
- внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
- обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
- конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
- повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.
п.; - научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
- организация редакционно-издательской деятельности университета;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).
Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов историко-гуманитарного направления
Занятия в научно-исследовательской группе историко-гуманитарного направления предполагают практическую деятельность обучаемых в области краеведения, музееведения, археологии, этнографии, социологии и изучения историко-культурного наследия региона. Работы учащихся могут быть исследовательского характера или проектные.
Исследовательские работы направлены на реализацию научной темы, в которой представлен предмет исследования, научные методы решения и соответствующий научный аппарат. Например, тема: «Парадная гончарная посуда позднеримского времени поселения у с. Ксизово на Верхенем Дону» предполагает изучение отчета (письменного источника), а также всестороннего анализа керамики (форма, технология производства, место находки, статистические и планиграфические наблюдения, сопоставление посуды с другими типами изделий из комплексов и т.
д.). Проведенная работа с письменными и вещественными источниками позволит провести сравнительный анализ парадной посуды изучаемого поселения с другими памятниками, на которых археологи обнаружили подобную посуду. Проделанная работа будет подкреплена статистическими данными, что позволит решать в соответствии с поставленной целью и задачами вопросы, связанные с направлением торговых связей, миграциями древнего населения, хронологии, ареалом распространения технологий и др. историческими реконструкциями.
Проектная работа направлена на получение общественно-значимого продукта, например, создание школьного музея, разработка нового экскурсионного маршрута по городу, организация опроса школьников и т.д.
Одной из важных составляющих научно-исследовательской деятельности является полевая, архивная и поисковая работа, без которой порой невозможно получить данные по той или иной теме. Поэтому очень важно уметь планировать натурные исследования, которые возможно оформить в виде проекта.
В большинстве случаев, натурные работы школьников могут быть выполнены только при участии научного руководителя. Например, для работы школьника в музейном хранилище, государственном или ведомственном архиве требуется специальное отношение (письмо от организации с просьбой обеспечить работу по теме) и присутствие взрослого. Современное законодательство требует участие взрослых и при сборе информации (натурных исследований), за пределами образовательного учреждения. Таким образом, большинство научно-исследовательских работ должны сопровождаться научным руководителем (консультантом).
Научными руководителями могут быть учителя школы, в которой Вы обучаетесь, педагоги дополнительного образования, сотрудники ВУЗов, учреждений культуры, научных Центров, сотрудники государственной и муниципальной службы, узкопрофильные специалисты. При определенной подготовке учащегося и при наличии проекта исследовательских работ помощь в организации научно исследовательской деятельности могут оказать сотрудники Центра «Стратегия»
Тематика возможных работ может быть самая разнообразная, главное чтобы у обучаемого был искренний интерес к исследуемой теме, а в самой теме – предмет исследования.
Хотелось бы сразу предостеречь начинающих исследователей от крупных обобщений при выборе темы. Например, «Древности Липецкого края»- это огромная тема исследования, которую не возможно решить на основании анализа даже 10-15 памятников. Также не возможно решить в школьной работе тему «Липецкий край в годы войны», это огромное по своему содержанию исследование, только на знакомство с основными источниками может уйти несколько лет, а то и десятилетий.
Еще одна распространенная ошибка при выборе темы – это выбор, посвященный юбилею какой – либо известной личности (210 со дня рождения А.С.Пушкина) или какому- либо событию (60 лет Победы ВОВ). Если мотивация выбора темы является юбилей, то это, как правило, реферативная работа (или компиляция), но если при выборе темы есть новые источники или раннее не известные факты, то есть смысл по другому (более узко) сформулировать тему, а в скобках разместить «к … юбилею…»
Тематика рекомендованных исследовательских работ:
- «Материальная культура археологического памятника»
- «Погребальные памятники археологической культуры (эпохи) на территории В.
Дона» - «Монеты (клады) узкохронологического периода»
- «Локализация населенного пункта …. на территории Липецкой области».
- «Характеристика деревянного или каменного домостроения населенного пункта Липецкой области»
- «Ремесло и промыслы Липецкого края»
- «Народный костюм»
- «Изучение музейных коллекций»
- «История архитектурного памятника»
- «Письменные источники Липецкого края»
- «История школы»
- «Становление Советской власти на территории Липецкой области»
- «Материалы о Великой Отечественной войне»
- «Известные земляки»
- «Воины интернационалисты земли Липецкой»
- «Культура Липецкого края»
- «Декоративно прикладное искусство Липецкого края»
Тематика рекомендованных проектов:
- «Экскурсия по школьному музею, Липецку и Липецкой области»
- «Организация научного поиска»
- «Интернет проекты по популяризации региональной истории и культуры»
- «Экспозиция школьного музея»
- «Выставочный проект»
- Проект на «популяризацию и сохранение памятников истории и культуры Липецка»
Этапы выполнения работ
Исходя из практики, выполнение научно-исследовательской работы может содержать следующие этапы:
Подготовительный.
На этом этапе определяется тема научно-исследовательской или проектной работы, определяется круг источников, литературы, формулируются цели и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, а также методы изучения источников. Составляется план действий. Формируются опросные листы, анкеты и.д.
Исследовательский. Проводится сбор информации- полевые, источниковедческие и библиографические изыскания, анкетирование, опрос. В соответствии с выбранной методикой обрабатывается материал, составляются статистические выкладки, группируются источники, формируются качественные и количественные показатели, проводится сравнение, поиск аналогий и соответствий и т.д. Производится расшифровка полевых наблюдений, графическое оформление видео фото материалов, расшифровка аудио- визуальных материалов. Подготавливается иллюстративный материал (копируются источники, группируются данные в таблицы, диаграммы, обрабатываются данные фотоофиксации, графической фиксации).
Составляется научный отчет о проделанной работе (оформление отчетной документации и передача его на официальное хранение (музей, архив, библиотечный фонд), является очень важной составляющей, так как данные отчета могут служить источником для написания работы).
Заключительный. Проводится написание научной работы или проекта, в соответствии с требованиями. Оформляется письменная и электронная версия работы, группируются приложения. Готовится текст публичного выступления, презентация. В некоторых случаях необходимо готовить заявку, тезисы работы, текст статьи или сценарий.
Во время определения темы научно-исследовательской работы обучающийся должен обладать определенным объемом знаний по теме, которые позволят ему определить степень изученности темы, имеющаяся по этой теме литература, источники. Как правило, такой уровень встречается у школьников довольно редко (если только учащийся на протяжении нескольких лет не занимался в этом направлении). Поэтому очень важно в самом начале пути сформулировать тему работы, предмет исследования, источники, цели и задачи, а также направление поисковой работы а и методы исследования.
Для этого необходимо согласовать свою тему с научным руководителем или проконсультироваться у научного консультанта. Хочу обратить внимание, чтобы консультация была предметной, лучше всего попробовать самостоятельно составить информационный лист (развернутую анкету или план-схему) в которой кратко попытаться сформулировать ответы на следующие вопросы:
- название темы;
- цель;
- задачи;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- метод исследования,
- актуальность;
- степень изученности;
- сформулировать гипотезу или план действия;
- известная Вам литература;
- известные Вам источники.
Например:
| Тема работы | Священник Петр Зверев в истории села Казаки |
| Цель | Исследование личности Петра Зверева и его роли в истории села Казаки. |
| Задачи | Выявить и изучить письменные источники из государственного архива Орловской области; школьного музея, семейных архивов. Собрать фотоматериалы посвященной теме; выяснить подробности трагической гибели Петра Зверева; выявить роль священника в работе Государственной Думы составитьбиографическую справку священника Зверева; |
| Объект исследования | личность протоиерея Петра Зверева, биография священника, его связь с селом Казаки; |
| Предмет исследования | документы из Государственного архива Орловской области, школьного музея, материалы из семейного архива Н.Г. Пожидаевой, В.Л.Зверева, воспоминания жителей с.Казаки |
| Актуальность | Письменные свидетельства советского времени противоречат мнению жителей села о роли священника. Восстановить историческую справедливость |
| Степень изученности | Тема практически не освещена в литературе. Справочные данные представлены по периоду деятельности в Госдуме . |
| План действий | Изучить материалы из Орловского областного архива, школьного музея, личных архивов жителей с. Казаки, поиск материалов в Интернете. Собрать литературу по теме. Опросить жителей села для выявления информации о священнике и его родственниках. Составить опросные листы и документацию о проделанной работе. Связаться с родственниками, подготовить запросы в воронежскую епархию РГИА, РГАСПИ, центральную районную библиотеку Елецкого района, областную библиотеку Липецкой области. На основании проделанной работы написать научно исследовательскую работу, составить биографию, попытаться составить генеалогическое дерево, разработать предложения об увековеченье памяти известного земляка и обратится в администрацию сельского совета и Елецкого района, оформить раздел экспозиции школьного музея, написать статью в районную газету. Связаться с редакцией т\к «Липецкое время» для съемки сюжета о прославленном земляке. |
| Методы исследования | Анализ, синтез, обобщение |
| Литература | Евлогий (Георгиевский) «Путь моей жизни». М.1994 с. 175. Ольшанский Н. Н. Четвёртая Государственная Дума. Портреты и биографии. СПб., 1913 Рожков В. «Церковные вопросы в государственной думе». М.: Общество любителей церковной истории, 2004 |
| Источники | Материалы воспоминаний подполковника в отставке Меркулова А.Г., май, 1977г., г. Липецк.// материалы школьного музея с.Казаки.-НВ-100 Орловские епархиальные ведомости. 1913г. 10 февраля, №6, стр. 165 Орловские епархиальные ведомости. 1913г. № 15-16, стр.52 Орловские епархиальные ведомости. 1918г. № 3, 4, 9 стр.86. Историческая справка за 1905год из архива г. Елец «Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1 875-76 учебный год».: Елец, 1876 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-77 года».: Елец. 1877 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1877-78 года».: Елец, 1878 год. «Отчет Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1879-80 год».Елец, 1880 год. |
В процессе подготовки Вы не всегда сразу сможете заполнить все графы ответов на поставленные вопросы, собрать полный список литературы, источников.
В будущем, некоторые ваши планируемы задачи и действия отпадут (например Вы не получите отзыв из архива, или в библиотеке нет материалов по этой теме, не сможете найти фотографии, потомков и т.д.), что приведет к корректировке данной таблицы. Бывает, что в процессе поиска Вы не сможете обнаружить материалы по выбранной теме и т.д. Поэтому очень важно, на стадии подготовки научной работы уже иметь определенное количество источников и литературы, а не надеяться что вы все найдете в архиве или в музейном хранилище. Еще раз подчеркну, уже на стадии планирования работы необходимо проконсультироваться с научным руководителем и научными консультантами. Сейчас посредством Интернета имеется возможность связаться со специалистами разного уровня, поэтому не стесняйтесь, задавайте свои вопросы и обращайтесь за консультациями.
Хотел бы обратить внимание на еще один очень важный аспект, при написании научно-исследовательской работы или проекта необходимо задуматься о практической значимости Вашей работы, о последующей «судьбе» итогов Вашей работы.
Конечно, возможно поставить для себя такие приоритеты: написать работу, решить поставленные написании работы «Священник Петр Зверев в истории села Казаки», считаю целесообразным разработать предложения об увековеченье памяти известного земляка и обратится в администрации сельского совета с Казаки и Елецкого района, оформить раздел экспозиции школьного музея, написать статью в районную газету. Связаться с редакцией т\к «Липецкое время» для съемки сюжета о прославленном земляке и т.д.
И так если Вы определились с темой, сформулировали цели и задачи, подобрали литературу, источники и приступили к работе, то полученные материалы оформляются в научно исследовательскую или проектную работу. Как мы отмечали выше, главным критерием при оформлении работы является положение о мероприятии, в котором Вы планируете принять участие. Тем не менее, практически все работы структурируются по следующему принципу:
Титульный лист. Где содержится информация о Вашем учебном учреждением, тема работы, фамилия, имя, отчество (ФИО) автора работы (иногда возраст или в каком классе учитесь), ФИО, место работы и должность научного руководителя и консультанта, место выполнения работы и год выхода в «свет» Вашего труда.
Содержание(оглавление) включает перечень заголовков отдельных частей с указанием номеров страниц.
Введение. Содержит обоснование актуальности выбранной темы, цели и содержания поставленных задач, формулировку гипотезы, указание предмета и объекта исследования. Краткий обзор методов исследования, источников и литературы, проведенных консультаций. Обзор проведенных Вами работ.
Основная часть –излагает полученные результаты. Содержание основной части должно соответствовать теме и полностью раскрывать её. В зависимости от темы основная часть разбивается на главы. Анализ литературы включает использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме. Анализ источников включает описание и характеристики источников по теме. Иногда в отдельную главу выносят описание методов проводимых исследований. Целесообразно делить по главам и параграфам в соответствии с поставленными в работе задачами.
Заключение – содержит выводы, обоснованность самостоятельности, новизны исследования, теоретического и практического значения полученных результатов.
Библиографический список – содержит перечень публикаций, изданий, источников, использованных автором в соответствии библиографическим описанием по ГОСТу Р 7.0.5-2008. (оформление ссылок указывается в положении, если в положении не указано, то рекомендуем познакомиться с требованиями ГОСТа Р 7.0.5-2008 в Интернете ).
В тексте работы должны быть ссылки на источники, указанные в библиографическом списке.
Приложения – содержат дополнительные материалы (графики, схемы, таблицы, фотографии, рисунки, т.д.), которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов. Приложение нумеруются (например, приложение1, приложение№5 или рис 1, таблица 6). Обращаем внимание, что в тексте обязательно должны быть ссылки на каждое приложение.
Любая исследовательская работа должна быть надлежащим образом оформлена. Если Вы готовитесь к конкретной олимпиаде, конференции или конкурсу, то обязательно у каждого из этих мероприятий имеется положение, в котором оговаривается правила оформления.
В положении указываются необходимость тех или иных разделов, правила оформления заявки, тезисов, резюме на иностранных языках, самой работы, список принятых сокращений, правила оформление литературы, иллюстративного материала и приложений. Очень часто работа дублируется на электронный носитель и в определенных программах. Очень важно выдержать требования к размеру шрифта, межстрочечному интервалу, требования к форматированию текста, абзаца, а также представить иллюстративный материал в растовом (фотографии) и векторном расширении. Особую сложность в электронном виде представляют таблицы, графики или диаграммы. Уточните или внимательно ознакомитесь с требованиями положения, в каких программах, возможно, представить этот иллюстративный материал. Оцените целесообразность представления таблиц и т.д. в формате допустимых рисунков (воспользуйтесь кнопкой PrScn и простейшим графическим редактором, например Paint или Paint.NET).
Особое внимание уделите публичной защите работы и подготовке презентации (если условия проведения мероприятия это позволяют).
Обращаю ваше внимание, что текст работы и само выступление (в том числе и презентация) – это абсолютно разные вещи. К публичному выступлению (защите) необходимо очень тщательно готовится и просто ознакомить с текстом научной работы, как, правило, не достаточно, да и ограничения по времени выступления не позволяют зачитать весь текст научной работы. Будет очень обидно, если Вы успеете изложить только половину работы, а до выводов в своем выступлении так и не дойдете.
Как уже отмечалось выше, необходимо внимательно читать положение о проведении мероприятия и учитывать предъявляемые требования. Но не всегда в процессе написания работы Вы будете иметь положение, поэтому если это традиционное, ежегодно повторяющееся мероприятие (областная краеведческая конференция), то есть возможность ознакомиться с положением за прошлые годы. Как правило, 80-90% требований остается без изменений, поэтому уже при оформлении работы на конкурс дополнительная работа будет минимальна и будет время сосредоточиться для подготовки к публичному выступлению.
Основные шаги исследовательского процесса
Следующие шаги описывают простую и эффективную стратегию написания исследовательской работы. В зависимости от вашего знакомства с темой и трудностей, с которыми вы столкнетесь на этом пути, вам может потребоваться изменить порядок этих шагов.
Шаг 1: Определите и разработайте свою тему
Выбор темы может быть самой сложной частью исследовательского задания. Поскольку это самый первый шаг в написании статьи, очень важно, чтобы он был сделан правильно. Вот несколько советов по выбору темы:
- Выберите тему в пределах параметров, заданных заданием. Много раз ваш преподаватель будет давать вам четкие указания относительно того, о чем вы можете и не можете писать. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к тому, что ваш преподаватель сочтет предложенную вами работу неприемлемой.
- Выберите интересующую вас тему и узнайте о ней больше. Исследование и написание статьи будет более приятным, если вы пишете о чем-то, что вам интересно.

- Выберите тему, по которой вы можете найти приемлемое количество информации. Проведите предварительный поиск источников информации, чтобы определить, удовлетворят ли существующие источники вашим потребностям. Если вы найдете слишком много информации, возможно, вам придется сузить тему; если вы найдете слишком мало, возможно, вам придется расширить свою тему.
- Будьте оригинальны. Ваш преподаватель читает сотни исследовательских работ каждый год, и многие из них посвящены одним и тем же темам (темам в новостях в то время, спорным вопросам, темам, по которым имеется достаточно и легкодоступной информации). Выделитесь среди одноклассников, выбрав интересную и необычную тему.
- Все еще не можете придумать тему для написания? Обратитесь к инструктору за советом.
После того, как вы определили свою тему, может помочь сформулировать ее в виде вопроса. Например, если вам интересно узнать об эпидемии ожирения среди населения Америки, вы можете задать вопрос «Каковы причины ожирения в Америке?» Поставив тему в виде вопроса, вы сможете легче определить основные концепции или ключевые слова, которые будут использоваться в вашем исследовании.
Шаг 2: Проведите предварительный поиск информации
Прежде чем приступить к серьезному исследованию, проведите предварительный поиск, чтобы определить, достаточно ли информации для ваших нужд, и установить контекст вашего исследования. Найдите свои ключевые слова в соответствующих названиях в справочной коллекции библиотеки (например, в энциклопедиях и словарях) и в других источниках, таких как наш каталог книг, периодические базы данных и поисковые системы Интернета. Дополнительную справочную информацию можно найти в конспектах лекций, учебниках и резервных материалах. Вы можете счесть необходимым скорректировать фокус вашей темы в свете доступных вам ресурсов.
Шаг 3: Найдите материалы
Теперь, когда направление вашего исследования ясно для вас, вы можете начать поиск материалов по вашей теме. Информацию можно найти в нескольких местах:
Если вы ищете книги, выполните поиск по теме в One Search. Поиск по ключевым словам может быть выполнен, если предметный поиск не дает достаточно информации.
Распечатайте или запишите информацию о цитировании (автор, название и т. д.) и местонахождение (номер телефона и коллекции) предмета (ов). Обратите внимание на статус тиража. Когда вы найдете книгу на полке, посмотрите на книги, расположенные поблизости; подобные предметы всегда находятся на полках в одном и том же месте. Каталог Алеф также индексирует аудиовизуальные фонды библиотеки.
Используйте электронные периодические базы данных библиотеки, чтобы найти журнальные и газетные статьи. Выберите базы данных и форматы, наиболее подходящие для вашей конкретной темы; спросите у библиотекаря в справочном бюро, если вам нужна помощь в выяснении того, какая база данных лучше всего соответствует вашим потребностям. Многие статьи в базах данных доступны в полнотекстовом формате.
Используйте поисковые системы (Google, Yahoo и т. д.) и тематические каталоги для поиска материалов в Интернете. В разделе Интернет-ресурсы на веб-сайте библиотеки NHCC можно найти полезные тематические ссылки.
Шаг 4. Оцените источники
См. Контрольный список качества информации CARS для получения советов по оценке авторитетности и качества информации, которую вы обнаружили. Ваш преподаватель ожидает, что вы предоставите достоверную, правдивую и надежную информацию, и вы имеете полное право ожидать, что источники, которые вы используете, предоставляют то же самое. Этот шаг особенно важен при использовании интернет-ресурсов, многие из которых считаются малонадежными.
Шаг 5: Делайте заметки
Проконсультируйтесь с выбранными вами ресурсами и отметьте информацию, которая будет полезна в вашей статье. Обязательно задокументируйте все источники, к которым вы обращаетесь, даже если есть вероятность, что вы не будете использовать этот конкретный источник. Автор, название, издатель, URL и другая информация потребуется позже при создании библиографии.
Шаг 6: Напишите свою статью
Начните с систематизации собранной информации. Следующим шагом является черновой вариант, когда вы записываете свои идеи на бумаге в незавершенном виде.
Этот шаг поможет вам упорядочить свои идеи и определить форму итоговой статьи. После этого вы будете пересматривать черновик столько раз, сколько посчитаете нужным, чтобы создать окончательный продукт, чтобы сдать его вашему инструктору.
Шаг 7: Правильно указывайте источники
Отдавайте должное там, где это необходимо; цитируйте свои источники.
Цитирование или документирование источников, использованных в вашем исследовании, служит двум целям: оно обеспечивает должное признание авторов использованных материалов и позволяет тем, кто читает вашу работу, копировать ваше исследование и находить источники, которые вы указали в качестве ссылок . Стили MLA и APA — два популярных формата цитирования.
Отсутствие правильного цитирования источников является плагиатом. Плагиата избежать нельзя!
Шаг 8: Вычитка
Последний шаг в этом процессе — вычитка созданного вами документа. Прочитайте текст и проверьте наличие ошибок в орфографии, грамматике и пунктуации.
Убедитесь, что источники, которые вы использовали, правильно процитированы. Убедитесь, что сообщение, которое вы хотите донести до читателя, было подробно изложено.
Дополнительные советы по исследованию:
- Работайте от общего к частному — сначала найдите справочную информацию, а затем используйте более конкретные источники.
- Не забывайте об печатных источниках — во многих случаях печатные материалы более доступны и ничуть не менее полезны, чем онлайн-ресурсы.
- В библиотеке есть книги по теме написания научных работ по номеру телефона LB 2369.
- Если у вас есть вопросы по заданию, задайте их своему инструктору.
- Если у вас есть какие-либо вопросы о поиске информации в библиотеке, задайте их библиотекарю.
Найти книги
2a. Стратегии поиска: как проводить исследования: пошаговое руководство
Строки поиска
Вы нашли слишком много или недостаточно информации? Попробуйте использовать логические операторы и символы усечения или используйте альтернативные, более узкие или более широкие ключевые слова, чтобы варьировать результаты.
Чтобы получить наиболее релевантные результаты поиска, вам потребуется создать строку поиска .
Строка поиска представляет собой комбинацию ключевых слов, символов усечения и логических операторов, которые вы вводите в окно поиска базы данных библиотеки или поисковой системы.
Пример: educat* AND student* дает результаты, которые включают “образование, преподаватель, обучение” и “ученик, студенты”.
Используйте информацию на этой странице для создания эффективных строк поиска.
Логические операторы
Логические операторы — это слова-связки, такие как И, ИЛИ и НЕ, которые используются для объединения или исключения слов в строке поиска для получения более целенаправленных результатов.
| Оператор | Примеры | Результаты |
| И | Бизнес И этика Кулинария И Испания | Результаты содержат ВСЕ условия поиска. ![]() |
| ИЛИ | отели ИЛИ мотели www ИЛИ всемирная паутина театр ИЛИ театр | Результаты содержат ЛЮБОЙ поисковый запрос, но не обязательно все. |
| НЕ | java НЕ кофе Клинтон НЕ Билл | Исключает результаты, содержащие второй поисковый запрос. |
Усечение
Усечение или подстановочные знаки позволяют искать варианты слов. Они часто расширяют ваши результаты поиска.
Например, поиск по спорту* выдаст такие варианты, как спорт, спорт, спортивный, спортивный и т. д.
Примечание: Символ усечения зависит от базы данных. Обратитесь к страницам «помощи» или «советам по поиску» базы данных для получения подробной информации.
Что нужно знать о базах данных
- Базы данных отличаются от Google.

- Базы данных более разборчивы в правописании.
- Базы данных не усекаются автоматически.
- Используйте параметр расширенного поиска базы данных для ввода строк поиска с логическими операторами и усечениями.
- Избегайте естественного языка; используйте ключевые слова, тематические заголовки или подсказки.
Дополнительные советы см. в руководстве по использованию баз данных.
Это видео поможет вам узнать больше об использовании баз данных: Поиск в базах данных
Конструктор стратегии поиска
Вот пример поиска. Допустим, вы проводите исследование влияния бедности на школьное образование. Во-первых, подумайте о ключевых словах, которые относятся к вашей теме.
Затем перейдите к расширенному поиску и используйте «ИЛИ», чтобы соединить эти синонимы (поле 1): образование ИЛИ обучение в школе ИЛИ обучение
Используйте «И», чтобы соединить первое понятие с другим понятием (поле 2).
Если вам нужен материал по обеим сторонам темы, добавьте «разногласия ИЛИ дебаты» (поле 3).
Стратегии поиска Google
Дополнительные советы по поиску см. на сайте Inside Search.
| Стратегии поиска | Примеры |
| Запросы не чувствительны к регистру. | Барак Обама и барак обама дают одинаковые результаты. |
Результаты обычно включают каждое слово или знак препинания, включенные в запрос. Применяются некоторые стоп-слова или исключения. | |
Делайте запросы описательными, но используйте как можно меньше терминов. Избегайте естественного языка. | Используйте статус штата Колорадо вместо , когда Колорадо впервые стал штатом . |
Google автоматически усекает условия поиска. |



п.;
Дона»
Собрать фотоматериалы посвященной теме; выяснить подробности трагической гибели Петра Зверева; выявить роль священника в работе Государственной Думы составитьбиографическую справку священника Зверева;
Казаки, поиск материалов в Интернете. Собрать литературу по теме. Опросить жителей села для выявления информации о священнике и его родственниках. Составить опросные листы и документацию о проделанной работе. Связаться с родственниками, подготовить запросы в воронежскую епархию РГИА, РГАСПИ, центральную районную библиотеку Елецкого района, областную библиотеку Липецкой области. На основании проделанной работы написать научно исследовательскую работу, составить биографию, попытаться составить генеалогическое дерево, разработать предложения об увековеченье памяти известного земляка и обратится в администрацию сельского совета и Елецкого района, оформить раздел экспозиции школьного музея, написать статью в районную газету. Связаться с редакцией т\к «Липецкое время» для съемки сюжета о прославленном земляке.
Н. Четвёртая Государственная Дума. Портреты и биографии. СПб., 1913 Рожков В. «Церковные вопросы в государственной думе». М.: Общество любителей церковной истории, 2004

