Как делать обзор литературы: нужно ли это, как сделать + пример *

нужно ли это, как сделать + пример *

Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.

Все мы помним, что, опираясь на чье-либо мнение, конкретный факт, важно указать первоисточник и автора, который доказал и изложил информацию. За сокрытие данных о первоисточнике и незаконное копирование (плагиат) может наступить серьезное последствие: от недопуска к защите за нарушение требований к плагиату до административной/гражданской или уголовной ответственности за мошенничество или кражу интеллектуальной собственности. Поэтому к каждому задействованному материалу следует относиться с особым вниманием.

Сегодня мы расскажем, нужно ли делать обзор использованной литературы в курсовой работе, ответив на самые важные вопросы: что, где, когда и как.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?

Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.

Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.

Формы включения первоисточников в НИР

Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные. Как правило, их количество не превышает 3-5 штук, все остальное – «разбивочные файлы» для дополнения или наращивания объема, пополнения доказательной базы и актуализации данных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

  • Анализ литературы в курсовой работе носит вспомогательный характер для конкретизации основы исследования. он позволяет отметить самые важные труды, сыгравшие ведущую роль в раскрытии темы и схеме исследования (методологии).
  • Место и объем литературного обзора в курсовой работе определяется непосредственно автором и научным руководителем с учетом действующих правил: ГОСТом, методическими рекомендациями.

Как сделать обзор использованной литературы в курсовом проекте?

Рассмотрим два основных варианта. Самый распространенный первый – краткий обзор основополагающих трудов в составе введения. В рамках данного сценария на выполнение миссии отводится буквально 1-2 небольших абзацев. Здесь важно отметить автора и суть его утверждения, место в курсовой работе (что показывает/доказывает).

Обзор литературных источников в составе введения целесообразно производить после отражения существенных постулатов: после описания предмета, объекта, конкретизации цели и задач, выдвижения гипотезы. Нередко данным описанием завершают вводный раздел, подводя итоги проделанной работы и значимость доказательной базы.

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Второй сценарий – выведение литературного анализа в отдельный пункт. Данный раздел может появиться вслед за введением или стать завершением теоретической главы в качестве «подводящей итог/вывод» части. В данном случае объем подпункта должен быть соразмерен с предыдущими частями, но в среднем он достигает 3-5 страниц печатного текста. Данный вариант призван детальнее описать основополагающие моменты, задействованную литературу, отметив ее актуальность, суть (основные постулаты, репутация автора, весомость фактов и пр.). Здесь важно предоставить развернутый анализ, но серьезно углубляться с детализацией (истории создания/появления) не стоит. Данный формат студентами и авторами курсовых работ используется редко.

Инструкция по подготовке литературного обзора для курсовой работы или студенческой работы

Чтобы выделить «информационный фундамент» курсовой работы, достаточно внимательно изучить задействованные источники и выделить из общей массы:

  • Наиболее часто упоминающиеся материалы и авторы, чье мнение было задействовано;
  • Материалы, доля которых значительно больше по сравнению с остальными данными, включенными в исследование;
Этапы подготовки литературного обзора
  • Сведения, процитированные автором курсовой работы для убедительности. Чаще всего мнение автора цитаты упоминается неоднократно, а в сами цитаты попадают только проверенные факты, заявления и пр. ;
  • Результаты исследований, которые повлияли на точку зрения автора и ход изыскания, общий вывод курсовой работы.
  • Чтобы обзор литературы в курсовой был информативен, можно представить его в виде небольшого анализа. Для этого рекомендуется разделить все задействованные источники по группам (единомышленники, идеи, результаты и пр.) и кратко описать их роль в исследовании: для чего использовались, что доказывают, как пригодились. При этом важно отметить именно полученный результат и позицию исследователей, сопоставив с собственной гипотезой (позицией). В одном случае первоисточники выступит в качестве доказательной базы, а во втором – противовесной базой, подвергающей гипотезу сомнениям, способствуя проведению дополнительных исследований.

Именно на этих моментах следует заострить внимание на обзоре литературных источников независимо от выбранного формата. Средний объем анализа использованной литературы и доказательной базы может зависеть от ряда параметров: общие требования к проекту (методические рекомендации), объем курсового проекта и пр.

Средний объем анализа задействованных в курсовой работе первоисточников обычно укладывается в 1-2 абзаца (около 3-7 предложений), что эквивалентно 30-50% страницы печатного текста.

Учтите, что все первоисточники должны быть отражены в библиографическом списке: как описанные в обзоре, так и включенные в проект для дополнения доказательной базы, наращивания объема и пр. О его оформлении мы писали ранее. Ни в коем случае не путайте и не смешивайте эти понятия: список литературы — это банальное перечисление всех использованных трудов (основных и вспомогательных) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и пр.), а литературный обзор – это выделение роли наиболее важных изысканий и результатов научной работы, повлиявших на мировоззрение автора и его опыт, вычленение наиболее актуальных и полезных сведений.

Какова роль литературного обзора в курсовой работе?

Большинство студентов пренебрежительно относится к подготовке анализа использованных источников в курсовом проекте, полагая, что он носит лишь формальный характер. На самом деле роль данного фрагмента велика.

Во-первых, анализ задействованных источников информации позволяет автору разобраться в роли каждого задействованного фрагмента, его значимости в исследовании в целом, выделении основополагающих и вспомогательных материалов, а также оценить вклад авторов в новый студенческий или научно-исследовательский проект.

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Во-вторых, посредством литературного обзора целевая аудитория, научный руководитель и простой читатель может понять достаточно ли хорошо автор курсовой работы разобраться в теме, степень актуальности задействованных данных, научную разработанность изучаемой проблемы и степень ее разрешения, потенциальные пути и пр. В данном разделе исследования принято выделять лишь значимые и проверенные источники.

В-третьих, описанные источники подчёркивают соприкосновение с рассматриваемой темой. Если уже на данном этапе будут отмечены отступления ил нестыковки, неправильная трактовка мнения известных ученых, то у проверяющих и экспертов могут возникнуть сомнения и масса вопросов относительно качества курсовой работы в целом, верности суждений автора и пр.

В-четвертых, данная часть проекта поможет определить качество исследования и задействованных работ. Определить их можно благодаря ссылкам на место публикации: престижные научные журналы не станут размещать низкосортные и непроверенные данные.

Таким образом, литературный обзор в курсовой работе позволяет подчеркнуть актуальность темы и исследования, качество задействованных первоисточников и информации в целом, логику проведенного исследования, а также значимость и новизну полученных результатов.

Не рекомендуется в анализе использованных материалов и работ давать категоричную личную оценку суждениям автора первоисточника, использовать фрагменты без отражения авторства и ссылок на первоисточник, пересказывать суть из изученных работ без констатации фактов и формулирования окончательного вывода, опираться на неактуальные работы и пр. Пренебрежение указанными моментами приведет к ухудшению качества курсовой работы, снижению уникальности и необходимости доработок.

Пример оформления литературного обзора в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Литературный обзор в курсовых работах краток, ясен и четок. Поэтому студентам следует максимально сконцентрироваться на тебе, проблеме и основополагающих трудах, чтобы грамотно описать их в нескольких предложениях. Помочь в подготовке данного раздела готова команда Дисхелп.

 

Как работать с литературой и писать литературный обзор для аналитических статей?

Здравствуйте,  Меня зовут Абель.  Я автор книги The SCOPUS Diaries and the (il)logics of Academic Survival.  В этой книге я рассказываю о самых больших испытаниях для исследователей в их научной  карьере.

Сегодня я расскажу о том, как делать обзор литературы для научных и аналитических статей.

В отличие от эпохи до появления интернета, когда найти достаточный объем литературы было главной трудностью в написании статей – необходимо было искать в библиотеках, ездить в разные библиотеки, или же заказывать. И тогда найти подходящую литературу было праздником.

Самое сложное сегодня, особенно после появления Google Scholar,  – не затеряться в бесконечном количестве литературы по нужной тематике. Потому что только по вашей теме может найтись 10 тысяч или даже 100 тысяч разных источников. А библиография должна составлять не более 10-20% от объема статьи по количеству слов.

Процесс поиска литературы не только времязатратный, но и напряжённый, поскольку для нужного объема итогового текста, нужно будет отказаться от использования многих статей, которые кажутся актуальными для вашего исследования.

Я встречал статьи, в которых автор пытался процитировать как можно больше различных работ. Такие усилия часто превращают статью в смесь множества разных работ, где отсутствует единая смысловая линия, связующая все процитированные источники с четким и последовательным нарративом.

Наиболее эффективный подход, который я встречал – организация раздела литературы по принципу «теория A против теории Б», где теория A – самая популярная теория в вашей области знаний, а теория Б – лучший критический анализ теории A в настоящее время.

Куда включить обзор литературы?

Обзор литературы необходимо включать и в введение, и в соответствующий раздел для разбора использованной литературы. Введение обычно перечисляет основные теории, которые вы используете. Раздел обзора литературы расширяет обсуждение и включает больше важных работ, использованных при написании статьи.

Не важно, какой фокус у вашей статьи – эмпирической или теоретический – перечисление в начале статьи основных работ, от которых вы отталкивались, позволит читателю (или рецензенту) определить позицию вашей статьи в огромном количестве научных дебатов. Это служит не только для того, чтобы легче оценить вклад вашей статьи в научный дискурс. Четкое указание вашей позиции также поможет рецензенту или читателю лучше ориентироваться в статье и вносить соответствующие предложения (им будет легче понять, где и как применить вашу статью).

Как правило, я начинаю статью с утверждения, что «теория А на данный момент показала, что …, но теория Б противопоставила иные аргументы…», а затем объясняю, что моя статья: 1) подтверждает теорию А; 2) поддерживает теорию Б; 3) ищет связь между теориями A и Б; 4) критикует обе теории.

Теория А – это работа исследователя/группы исследователей, которая в настоящее время является наиболее важной теорией в конкретной области. Теория Б – лучший критический анализ теории А.

Утверждение из введения далее интегрируется в литературную часть, где я подробно объясняю свою позицию и указываю положение моих взглядов среди наиболее важных ранее проведенных исследований. Это могут быть региональные, теоретические или эмпирические исследования.

Как мне определить наиболее важные и актуальные исследования для написания статьи? Этот процесс состоит из 3 шагов:

Шаг 1: Поиск 

Например, статья исследует соотношение между переменными – если переменная A изменяется в одну сторону, то и Б изменяется таким же образом. Нужно выбрать несколько ключевых слов, относящихся к переменным A и Б, и поискать ранее проведенные исследования по теме. Например, для исследования национальной идентичности через туристические брошюры в Эстонии, я задал поисковый запрос по словам «туризм» и «национальная идентичность» раздельно, а затем «туризм, национальная идентичность» вместе и, наконец, по тем же словам, но связанным с Эстонией, Восточной Европой и странами Балтии. Это дополнило поиск, который я проводил для других статей на темы идентичности, формирования идентичности, ежедневном национализме и ежедневной идентичности.

Для поиска я использовал Google Scholar, но вы можете использовать любую другую базу данных, предоставляющую доступ к большому количеству исследований.

Шаг 2: Отбор и ранжирование

Не все найденные исследования будут одинаково важны для вашей статьи. Для начала, я отбираю исследования, которые стоит прочитать полностью, те, которые нужно просто просмотреть, и те, в которых достаточно прочитать аннотацию, чтобы знать, что они существуют.

В процессе отбора часто обнаруживается, что исследования, которые я считал очень важными, таковыми не являются. И наоборот, те, которые я считал второстепенными, на самом деле очень важны для моей статьи.

Один из критериев (НО не единственный) в процессе отбора – количество цитирований статьи. Это помогает понять, выберу ли я данную работу и буду ли ее цитировать. Логично предположить, что рецензент с большей вероятностью заметит отсутствие в моей библиографии статьи, которая цитировалась 1000 раз, чем статьи, которая цитировалась 10 раз.

Но количество цитирований – не единственный критерий. Если я провожу исследование о небольшой стране, вероятно, что другие исследования по этой стране получили меньше цитирований, чем более влиятельные работы. Поэтому, я постараюсь использовать как можно больше исследований о данной стране или регионе, независимо от количества цитирований.

Наконец, как у исследователя, изучающего данный регион в течение многих лет, у меня есть набор любимых статей и книг, которые я использую для структурирования аргументации. Этот список основан на моих личных предпочтениях, интуиции, теоретической точке зрения.

Субъективное мнение важно. Его не следует путать с надменной идеей «Я эксперт, и, если я не слышал о данном исследовании, оно не актуально». Исследования публикуются каждый день, и вы должны следить за ними (поэтому работать рецензентом в нескольких журналах полезно, чтобы знать о других статьях, авторах и дискуссиях). Вы должны следить за работами других исследователей и расширять свои знания. Вы станете своеобразным «фильтром», через который проходят все прочитанные работы. В конечном итоге, они будут обработаны вами и создадут субъективное, но, надеюсь все же точное, описание какого-либо явления.

Шаг 3: Порядок и структура

Обзор литературы должен быть выстроен по принципу «пирамиды», где вершина – общая социальная теория, средняя часть – эмпирически обоснованные исследования, связанные с теорией, а основание – региональные или все другие эмпирические исследования.

Можно также использовать принцип «перевернутой пирамиды». То есть, вы можете начать обзор литературы с главного аргумента социальной теории, а затем перейти к эмпирическим исследованиям, либо начать с эмпирических исследований, чтобы далее объяснить их вклад в социальную теорию.

Важно то, что обзор литературы позволяет выявить пробелы в существующих исследованиях. Вы можете утверждать: «Упомянутые работы объясняли то и это, но они не смогли объяснить тот конкретный аспект, который обозревается в моей статье».

Определите основные темы вашей статьи. Далее, объясните, что было сделано по каждой основной концепции, с которой вы работаете (основные результаты в данной области), и чего не хватает в предыдущих исследованиях, что попытается объяснить ваша статья. Это нужно сделать в конце раздела литературного обзора, где вы фактически представите эмпирический раздел, в котором продемонстрируете заполнение пробелов, выявленных ранее.

Смиритесь с ограничениями

Помните золотое правило: «одна статья – одна идея». Вы не сможете восполнить все пробелы в литературе в одной статье. Пытаясь сделать это, вы только внесете путаницу в статью, поэтому держитесь одной идеи и доводите её до конца. Если вы определили несколько пробелов, которые необходимо срочно заполнить, можно упомянуть об этом в заключении и порекомендовать будущим исследованиям учесть их.

Заключение должно кратко изложить суть статьи, а также показать новые направления для будущих исследований. Сюда также можно включить что-то, над чем вы уже работаете, но не описали в вашей статье, чтобы не усложнять ее.

Начните здесь — напишите обзор литературы

Что такое обзор литературы?

​Обзор литературы представляет собой как краткое изложение, так и объяснение полного и текущего состояния знаний по узкой теме, которое можно найти в академических книгах и журнальных статьях.

Вас могут попросить написать один из двух основных видов литературных обзоров: отдельное задание для курса, часто как часть вашей подготовки к исследованиям в вашей области, или как часть введения или подготовки к более длинная работа, обычно диссертация или исследовательский отчет. Конкретная цель и объем обзора литературы могут различаться. Один из способов понять разницу между этими двумя типами — прочитать опубликованные обзоры литературы или главы с обзором литературы тезисов и диссертаций в вашей предметной области. Проанализируйте структуру их аргументов и обратите внимание на то, как они решают проблемы.

Какова цель обзора литературы?

  • Для обобщения, оценки и сравнения статей или исследований, которые имеют отношение и важны для вашей темы
  • Чтобы выделить основные выводы
  • Выявление несоответствий, пробелов и противоречий в литературе
  • Предоставить анализ методологий и подходов других исследователей
  • Дать представление о направлении будущих исследований или порекомендовать области, на которых следует сосредоточиться
  • Чтобы убедиться, что вы не дублируете уже выполненную работу

Из каких частей состоит литературный обзор?

Введение

  • Назначение:
    • Чтобы объяснить фокус и установить важность предмета
  • В общем, ваше представление должно
    • укажите основу, критерии выбора или параметры обзора литературы
    • предоставить предысторию или историю
    • опишите, какая работа была проделана по теме
    • кратко укажите любые разногласия в этой области или любые недавние исследования, которые подняли вопросы о более ранних предположениях
    • заключать с целью или заявлением тезиса
      • В отдельном обзоре литературы это заявление подытожит и оценит текущее состояние этой области исследований
      • В рецензии, которая является введением или подготовкой к диссертации или исследовательскому отчету, предлагается, как результаты рецензии приведут к исследованию, которое автор предлагает провести.

Корпус

  • Назначение:
    • Для обобщения и оценки текущего состояния знаний в области
    • Чтобы отметить основные темы или темы, наиболее важные тенденции и любые выводы, с которыми исследователи согласны или не согласны
  • Структура:
    • Часто делится по заголовкам/подзаголовкам
  • Если рецензия является предварительной для вашей собственной диссертации или исследовательского проекта, ее цель состоит в том, чтобы привести аргумент, который оправдает предлагаемое вами исследование. Поэтому в обзоре литературы будут обсуждаться только те исследования, которые ведут непосредственно к вашему собственному проекту.

Заключение

  • Назначение:
    • Обобщить представленные доказательства и показать их значимость
    • Вместо того, чтобы переформулировать свой тезис или заявление о цели, объясните, что ваш обзор говорит вам о текущем состоянии области
  • Если обзор является введением к вашему собственному исследованию, в заключении подчеркиваются пробелы и указывается, как предыдущее исследование приводит к вашему собственному исследовательскому проекту и выбранной методологии.
  • Если обзор является самостоятельным заданием для курса, заключение должно предлагать любые практические приложения исследования, а также последствия и возможности для будущих исследований.

Ссылки

  • Узнайте, какому руководству по стилю вы обязаны следовать (например, APA, MLA, Чикаго)
  • Следуйте инструкциям по форматированию ссылок и созданию списка литературы или библиографии
  • .
  • Укажите свои источники

Что делать, если мне нужно написать систематический обзор?

Вас могут попросить написать обзор литературы другого типа, который называется систематическим обзором. Авторы систематических обзоров используют четко определенные параметры поиска для сбора литературы, которая поможет им ответить на конкретный исследовательский вопрос.

Если вы планируете написать систематический обзор, вы можете записаться на прием к библиотекарю для разработки стратегии поиска.

Что такое обзор литературы? – Написать обзор литературы

Обзоры литературы

Цикл обзора литературы –  Изображение создано Университетом Шеффилда

 

  Что такое обзоры литературы?

Обзоры литературы буквально представляют собой обзоры литературы (академические работы, например академические книги, журнальные статьи и т. д.), которые были опубликованы по определенной исследовательской теме. Они направлены на выявление того, что уже известно по теме на тот момент. Шаги, связанные с этим исследовательским путешествием:

  • Выбор вопроса исследования 
  • Поиск литературы, опубликованной в районе
  • Управление результатами поиска литературы
  • Синтез научной литературы
  • Написание отзыва об оценке
  • Переосмысление, уточнение и переработка вашего отзыва в итеративном процессе до тех пор, пока вы не будете удовлетворены

Почему вас просят сделать обзор литературы?

Они необходимы по нескольким причинам. Они являются неотъемлемой частью исследовательского процесса. Они дают обзор теоретического фона темы. Исследователи используют обзоры литературы, чтобы выявить пробелы в существующих знаниях и установить контекст для своих исследований. Студентов можно попросить заполнить обзор литературы в рамках курса, чтобы помочь им глубже понять тему. Написание обзора литературы может позволить учащимся продемонстрировать, что они узнали по теме, и развить свои собственные связующие идеи в этой теме.

Обзор литературы показывает, что:

  •  Вы хорошо разбираетесь в теме
  • Вы понимаете, как ваши собственные исследования вписываются в существующую совокупность знаний и дополняют ее

Демонстрирует:

► Ваши способности к поиску литературы

► Вы можете критически оценивать информацию, чтобы судить о ее достоверности, ценности и актуальности

► Вы узнали от других

► Ваше исследование является отправной точкой для новых идей

 

 

Типы обзоров литературы

  • Встроенный
  • Систематический
  • Интегративный

Интегрированный означает, что обзор литературы не является самостоятельным, а встроен в другое задание, наиболее очевидным из которых является диссертация или исследовательский проект. Во многих отношениях он похож на автономный, но главное отличие заключается в том, что вместо того, чтобы указывать возможные направления для будущих исследований, вы связываете обзор с исходным проектом и демонстрируете, как ваша работа улучшает базу знаний и где она заполняет пробелы.

Систематический обзор — это обзор литературы, проведенный на систематической научной основе. Обычно это включает в себя создание исследовательской методологии того, как поиск должен выполняться систематическим и воспроизводимым образом. Основная идея заключается в том, чтобы найти как можно больше релевантных научных статей в рамках выбранных критериев отбора. Затем статьи критически анализируются, а результаты анализируются в целом, демонстрируя эффект переменной в целом, это для количественных обзоров. В качественных обзорах демонстрируются темы и результаты по теме. Затем этот тщательный анализ используется для определения того, как можно улучшить поле и каковы следующие шаги. На проведение систематических обзоров обычно уходит много времени, и, как правило, они сами по себе являются проектом, поэтому маловероятно, что он станет частью более крупного проекта.

Оставить комментарий