Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Как составить план рассказа для 2, 3, 4 классаПлан пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной.
Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Отличная статья 78
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblockdetector
Учимся составлять план текста
Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты.
Как составить план текста?
План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.
Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать.
2. Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем.
3. Выделение главного действия каждой части. Нужно кратко сформулировать основное действие или событие для каждой части — ищем ответ на вопросы «Что произошло? Что случилось? Что изменилось?».
5. Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план.
Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”.
1. Девочка пошла в лес и потерялась.
2. Девочка наткнулась на дом 3 медведей.
3. Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4. Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький.

6. Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7. Медведи увидели сломанный стул.
8. Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9. Девочка убежала.
Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта:
1. Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2. Что делала девочка в доме у медведей?
3. Что увидели медведи, когда вернулись?
Полезные советы при составлении плана текста
У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема:
1. Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки. Задача ребенка собрать весь текст в правильной последовательности.
2. Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!
Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.
Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1. Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации.
2. Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь.
3. Выберите сказку вместе с ребенком. Составьте к ней план (без участия школьника), но допустите в нем несколько лишних пунктов, идущих вразрез с сюжетом — вымышленные моменты. Задача ребенка найти лишнее.
Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Читайте также
Как выучить таблицу умножения: лайфхаки для родителей. Как успешно делать домашнее задание Как учить стихи Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием?
Планирование обзора литературы – Блог PhDLife
Когда вы приступите к защите докторской диссертации или к любому исследовательскому проекту, вам потребуется подготовить обзор литературы. Не знаете точно, что такое обзор литературы и зачем он нужен? Здесь Шарлотта Мэтисон излагает цель и объем обзора литературы.
Что такое обзор литературы?
Обзор литературы содержит обзор существующих работ по теме вашего исследования. Его цель — предоставить читателю информацию о текущем состоянии вашей исследовательской области и критически оценить существующую литературу. Основные цели:
- Обобщите то, что уже сделано в вашей исследовательской области, чтобы продемонстрировать свои знания и понимание этой области и того, как ваши исследования связаны с ней
- Определите пробелы, проблемы или ограничения в существующих исследованиях, чтобы разместить свои исследования в более широкой области и создать пространство для вашего первоначального вклада
- Определите источники, которые будут полезны для вашего исследования, и, в зависимости от проекта, предоставьте исходный контекст или рамки для вашего анализа
Обзор литературы — ключевое место, где можно продемонстрировать исследовательские навыки (поиск и оценка соответствующих ресурсов) и продемонстрировать прогресс вашего критического мышления в ответах на этот материал.
Обзор литературы не является:
- Сборник всех материалов, относящихся к области ваших исследований, независимо от их отношения к вашему проекту
- Аннотированный список книг и статей
- Краткое изложение материала без критических комментариев
Вам нужен обзор литературы?
Во многих дисциплинах обзор литературы составляется как отдельный раздел или глава вашего исследования, но не все предметы требуют такого традиционного формата. Некоторые дисциплины имеют другие соглашения, или это может зависеть от типа исследовательского проекта, который вы выполняете. Вам следует проконсультироваться со своим научным руководителем/отделом на ранней стадии вашей докторской диссертации, чтобы узнать, какой стандартный формат для тезисов по вашей дисциплине.
Однако даже дисциплины, в которых нет традиционного обзора литературы, потребуют от вас выполнения задач, перечисленных выше. В этих случаях обзор литературы, скорее всего, будет интегрирован во введение или в первую главу, в которой вы наметите исследовательские контексты и рамки, с которыми вы работаете.
Вы можете:
- Структурировать это как исторический обзор развития критических взглядов;
- Разделить материал по дисциплинарному/теоретическому подходу;
- Начинайте каждую главу с краткого обзора литературы по теме
Независимо от требований и формата вашего обзора литературы, цели, перечисленные выше, и советы по написанию обзора литературы будут необходимы для развития соответствующих навыков.
Полезный исследовательский инструмент
Хотя обзор литературы является формальным требованием исследовательского проекта, он служит важной цели в развитии вашего исследования. Это не должно рассматриваться как утомительное упражнение, которое нужно решить как можно быстрее, или что-то, что нужно набросать в конце диссертации!
Обзор литературы необходим для того, чтобы помочь вам:
- Установить и улучшить свои знания в области исследования и понять важность вашего исследования
- Синтезировать и понимать большой объем прочитанного
- Формулировать критические мнения и развивать аналитические способности
- Получите направление и цель для своих собственных взглядов: наличие аргументов часто может быть лучшим способом превратить хорошую идею в сильную и убедительную точку зрения
- Будьте в курсе событий в вашей области и новых теорий или подходов, которые могут дать информацию или изменить направление ваших исследований
По этим причинам обзор литературы следует рассматривать как непрерывный процесс, который поможет вам продолжать развивать критические навыки и навыки чтения на протяжении всей вашей докторской диссертации.
Руководство веб-сайта Королевского литературного фонда по написанию обзора литературы0005
Нравится:
Нравится Загрузка…
Докторская степень
Структурирование обзора литературы — Learn HQ
Как правило, обзоры литературы имеют структуру, аналогичную стандартному эссе, с введением, основной частью и заключением. Это основные структурные элементы. Кроме того, в отдельном расширенном обзоре литературы есть аннотация. Повсюду заголовки и подзаголовки используются для разделения обзора литературы на значимые разделы.
Не существует единой «правильной» структуры того, как структурировать содержание вашего обзора литературы — каждый обзор формируется в зависимости от характера рассматриваемой области и конкретного аргумента, который поддерживает обзор.