Урок 2. Простые арифметические закономерности
Чтобы уметь решать сложные арифметические задачи, нужно для начала хорошенько усвоить некоторые базовые закономерности. Скорее всего, они у вас не вызовут трудностей.
Однако уделите этим задачам должное внимание, поскольку от того, как быстро вы сможете считать простейшие примеры, напрямую зависит ваше умение быстро выполнять более сложные математические операции.
Счет на автомате
Существует определенный набор простейших арифметических правил и закономерностей, которые не только нужно знать для устного счета, но и постоянно держать в голове, чтобы в нужный момент оперативно применить самый эффективный алгоритм. Для этого необходимо довести их использование до автоматизма, закрепить в машинальной памяти, чтобы от решения самых простых примеров успешно перейти к более сложным арифметическим действиям.
Вот основные алгоритмы, которые нужно знать, помнить и применять мгновенно, автоматически:
Вычитание 7, 8, 9. Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть 8 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по-другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.
Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте ноль в конце), а затем вычтите из результата само число. Например: 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма.
Умножение на 2. Для устного счета очень важно уметь быстро умножать любое число на 2. Для умножения на 2 некруглых чисел пробуйте округлять их до ближайших более удобных. Так 139*2 проще считать, если сначала умножить 140 на 2 (140*2=280), а потом вычесть 1*2=2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140). Итого: 140*2-1*2=280-2=278.
Деление на 2. Для устного счета также важно уметь быстро делить любое число на 2. Несмотря на то, что многим умножение и деление на 2 дается достаточно просто, в сложных случаях так же пытайтесь округлять числа. Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2). Итого: 198/2=200/2-2/2=100-1=99.
Деление и умножение на 4 и 8.
Умножение на 5. Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5, и деление на 2 – это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.
Умножение на 25. Умножение на 25 соответствует делению на 4 (с последующим умножением на 100). Так 120*25 = 120/4*100=30*100=3000.
Умножение на однозначные числа. Чтобы быстро считать в уме, полезно уметь умножать двузначные и трехзначные числа на однозначные. Для этого нужно умножать двух- или трехзначное число поразрядно. Например, умножим 83*7. Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем ноль, так как 8 – разряд десятков), и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7 +3*7= 560+21=581. Возьмем более сложный пример: 236*3. Итак, умножаем сложное число на 3 по разрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.
Определение диапазонов. Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке не выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных – не более 10 000 (99*99=9801), трехзначных не более – 1 000 000 (999*999=998001).
Деление 1000 на 2, 4, 8, 16. И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум: 1000=2*500=4*250=8*125=16*62,5.
Примечание. Эти закономерности являются ключевыми для счета в уме. Если какая-то из них вызывает у вас трудность – потренируйтесь, так как дальнейшие алгоритмы потребуют быстрого совершения описанных выше арифметических операций.
Тренировка
Если вы хотите прокачать свои умения по теме данного урока, можете использовать следующую игру. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что числа каждый раз разные.
Перед тем как начать игру, рекомендуем зарегистрироваться, чтобы результат был сохранен в вашей истории, и вы смогли бы видеть собственный прогресс.
Cтатистика На весь экран
Евгений Буянов
← 1 Внимание и концентрация3 Традиционное умножение →
Методика «Как научиться быстрому устному счету»
Как научиться быстрому устному счету
Зачем считать устно, когда можно на калькуляторе?
Наряду с грамотной письменной и устной речью, минимальным пониманием искусства, представлением об окружающем мире, навык устного счета является базовым элементом культуры человека.
Многие неоправданно считают устный счет излишеством. Зачем уметь считать, если в любой момент можно открыть калькулятор на смартфоне?
Почти все сферы жизнедеятельности подвержены компьютерному счету. Да, можно прийти в магазин и ждать, когда назовут сумму к оплате, выдадут сдачу, показанную на экране. А можно посчитать ее самому. Потому что тогда вы ощутите, как сами управляете тем, что окружает. Иными словами, владение устным счетом выводит человека на новый уровень восприятия окружающего пространства. Вы можете заранее прикинуть не только сдачу в магазине, но и выплаты по кредиту, и стоит ли, к примеру, набиваться ввосьмером в лифт грузоподъемностью 500 кг.
Несомненно, в калькуляторе есть нечто магическое – с высокой вероятностью вам неизвестно, как именно калькулятор осуществляет все эти операции с введенными числами. Сама суть вычисления остается за завесой. Однако, насколько приятнее ощущать контроль над вычислением, когда вы выполняете его самостоятельно, и лишний раз подтверждать свою уверенность.
Плюс ко всему, счет в уме развивает концентрацию, память, внимание, выводит на новый уровень саморазвития, учит переключаться с одного потока мышления на другой, а порой служит средством отвлечения и медитации.
Хорошо, но где мне взять задания на устный счет? Выдумывать?
Почему бы и нет, ведь нас повсюду окружают цифры. Можно считать и перемножать ступени, возводить в квадрат горящие окна домов и суммировать цены продуктов на полке.
Но есть и масса вариантов мобильных приложений по тренировке устного счета. При выборе ориентируйтесь на возможность повышения сложности вычисления. Это позволит улучшать навык и довести его до автоматизма.
Как лучше всего тренироваться?
Сложение, вычитание, умножение и деление; как видите, основных математических действий четыре. Каждое действие не сложное, но специфичное. Однажды разобравшись и поняв принцип, ежедневно тренируйтесь по 5-10 минут. Уже через несколько дней Вы ощутите, как стали считать лучше. А 2-3 месяца регулярных занятий выведут вас на высокий уровень. После чего тренировать счет можно будет лишь изредка.
С чего начать?
Для начала следует научиться оперировать однозначными числами, складывая их, как можно точнее. То есть, добиться 99% правильных ответов на примеры, которые решаются за пару секунд. Для этого есть методика «Опора на десяток». Вот ее суть:
Допустим, вы хотите сложить 8 и 6.
1) Определитесь, сколько не хватает восьмерке до 10 (ровно 2 единицы)
2) Мысленно отбросьте от шестерки эти 2 единицы, останется 4 (6 = 2+4)
3) Теперь сложите 8 с той частью разбитой шестерки, которой не хватает до 10 (это 2) и прибавьте второй кусочек шестерки (это 4). Получается 10 и 4. Итог – 14.
Что насчет сложения многозначных чисел?
Основной принцип такого сложения – суммирование одинаковых разрядов один с другим. Разбиваем оба числа на части, соответствующие разрядам. Далее складываем сначала старшие разряды – это тысячи к тысячам, сотни к сотням, разряд десятка к десятку, и единицы к единицам. Получившееся укрупняем и снова считаем все вместе.
Например, как сложить устно 345 и 678?
1) 345 имеет три разрядные части – 300, 40 и 5. Аналогично 678 имеет свои разрядные части – 600, 70, 8.
2) К сотням прибавляем сотни: 300+600 = 900,
десятки складываем с десятками: 40+70 = 110, суммируем единицы: 5+8 = 13
3) Разбивая на удобные части, укрупняем, группируем и опять суммируем одинаковые разряды: 900+110+13 – это 900+100+10+13, то есть 1000+23 = 1023.
В устном счете всегда внимательно следите за разрядами и числами. С каждым разом сложение будет даваться легче.
Хорошо, а вычитать как?
Вычитание тоже следует начать с базовых вещей – вычитания однозначных чисел из двузначных чисел первого и второго десятка. Трудности здесь, как и в случае сложения, возникают в «переходе через десяток». На помощь приходит знакомый способ «опоры на десяток».
Например, нужно вычесть 7 из 13.
1) Определим, сколько следует отнять от 13, чтобы получилось 10 (3 единицы).
2) Вычтем 7 из 13 по частям – сначала отнимем эти 3 единицы, затем все остальное (7-3 = 4)
3) После вычитания 3 из 13 получаем 10, теперь вычтем еще 4, получим 6. Готово!
Что насчет вычитания многозначных чисел? Это сложно?
Вовсе нет. Здесь принцип иной, отличный от сложения. Помните, при сложении удобнее всего разбивать каждое число на части? Так вот при вычитании разбивать будем только то число, которое будем вычитать.
Например, нужно вычесть 518-249
1) 249 это число, которое вычитаем. Его и разобьем на разряды – 200, 40 и 9. Теперь вычтем их по очереди.
2) 518-200 – вычитание сотен не влияет на десятки и единицы числа 518, поэтому получаем 318.
3) Из получившегося числа вычтем десятки вычитаемого числа: 318-40. Это довольно схоже с «переходом через десяток». Из 318 вычтем 10 до целых сотен (единицы не затрагиваются), получаем 308. Затем вычитаем остальное (надлежало вычесть 40, 10 уже вычли, осталось 30), 308-30 = 278.
4) Осталось отнять единицы: 278-9. Это чистый «переход через 10» – сначала вычитаем 8, получаем 270, затем остальную часть, 1, в итоге 270-1 = 269. Это ответ.
Как устроено умножение?
Умножение начнем тоже с однозначных чисел. В основе действия лежит сложение, то есть умножение – это когда многократно складывают одно и то же число. Умножение 3 на 8 означает три раза сложить восьмерку или восемь раз сложить тройку. Имея ввиду технику сложения, легко сосчитать – пара восьмерок в сумме дадут 16, прибавим еще третью, получим 24.
В умножении есть опорные значения, которые легко запомнить при регулярных тренировках. К примеру, при умножении 6 на 8 (то есть суммировании шести восьмерок), вы уже помните, что 5 умножить на 8 (иначе, суммирование пяти восьмерок) это 40, значит, для результата нужно добавить шестую восьмерку 40+8 = 48.
Умножение 7∙8 является наиболее трудным примером таблицы умножения. Пользуйтесь мнемотехническим правилом «5 6 7 8», означающее 56 = 7∙8.
Как умножить однозначное число на многозначное?
Снова пример – умножим 368 на 7.
1) 368 состоит из 300, 60, 8, каждое из чисел умножаются на 7. По отдельности эти задачи не сложнее умножения однозначных чисел.
2) Начинаем со старшего разряда: 300∙7 = 2100 (поскольку 300 в 100 раз больше, чем 3, то результат 300∙7 в 100 раз больше результата умножения 3∙7). Далее движемся в сторону младших разрядов: 60∙7 = 420, 8∙7 = 56.
3) Настало время сложить полученные значения, сгруппировав одинаковые разряды.
2100+420+56 это (2000+100)+(400+20)+(50+6).
Перегруппируем: 2000+(100+400)+(20+50)+6.
Суммируем одинаковые разряды: 2000+500+70+6 = 2576. Вот и ответ.
Как перемножать друг с другом двузначные числа?
Этот вид, прямо скажем, высший пилотаж. Освоение устного перемножения двузначных чисел дает пропуск в мир элиты устного счета. Хотя, даже в таком действии нет ничего сверхсложного. Да, увеличивается нагрузка на краткосрочную память, что хорошо для ее тренировки.
Умножим, к примеру, 67 на 45. Иными словами, нужно 67 сложить («взять») 45 раз.
1) Разобьем эти 45 раз на этапы. Число 67 сложим 40 раз, затем еще 5 раз, после чего объединим полученные значения.
2) Сложить 40 раз число 67 легко – значит в 10 раз больше, чем сложить его 4 раза. 67∙4 = 60∙4+7∙4 = 240+28 = 268. Выходит, 67∙40 = 2680. Это число запоминаем.
3) Теперь перемножим 67∙5 = 60∙5+7∙5 = 300+35 = 335.
4) Осталось сложить: 2680+335 = 2000+600+300+80+30+5 = 2000+900+110+5 = 3015. Готово!
Вот это да! Осталось разобраться с делением?
Именно! Приближаемся к финишной прямой. Деление начнем, как обычно, с базового уровня: знакомые нам по умножению числа будем делить на однозначное число. Разберемся, что представляет собой деление. Коротко – операция, обратная умножению.
Разделить 56 на 8 означает подобрать число, которое при умножении на 8 даст значение 56. При хорошем знании таблицы умножения, не составит труда обнаружить, что 7, умноженное на 8, дает 56. Искомое число – 7.
В действии деления всегда вспоминайте, какое число при умножении даст искомый результат, оно и будет нужным числом.
Как в уме разделить многозначное число на однозначное?
Например, разделим 3072 на 4. Воспользуемся таким методом – «отрежем» от большого числа наиболее «круглые» части, каждая из частей должна делиться на 4 согласно таблице умножения.
1) Из 3072 выделим такую большую часть, чтобы она одновременно по таблице делилась на 4. Это число 2800 – 28 делится на 4, следующее подходящее число 32, однако 32 не подходит, поскольку 3200 больше 3072. Далее пригодится навык вычитания – разобьем 3072 на значения 2800 и 272.
Итак, процесс деления:
3072:4 = {определяем максимальную круглую часть}= (2800+272):4 = {максимальную часть делим на 4, со второй частью работаем далее} = 700 + 272:4
2) Выделим теперь из 272 максимальную часть, которая по таблице умножения удобно делится на 4. Это число 240 (поскольку 24 делится на 4, а число, следующее за ним – 28 – не подойдет, 280272).
Продолжим деление:
272:4 = {определяем максимальную круглую часть}= (240 + 32):4 = {выделенная часть делится на 4, со второй частью работаем далее} = 60 + 32:4
Теперь к 700 с прошлого шага добавляем 60 и запоминаем 760, как вторую часть результата. Осталось разделить 32:4.
3) По таблице умножения 32 делится на 4 без остатка, 32:4 = 8
Итоговый результат деления: 760+8 = 768. Готово!
Сложно ли делить на двузначное число?
Деление на двузначное число осуществляется по особой технике «пристрелка». Она довольно необычная и интересная. Рассмотрим на примере деления 5214:66
1) Прикинем, в каком десятке расположен результат. Не забывайте, что деление 5214:66 значит, что мы ищем число, которое даст 5214 при умножении на 66.
Возьмем наугад, как возможное, число 20. Умножим 20∙66 = 1320, 1320 в 4 раза меньше нужного числа 5214.
Попробуем число в 4 раза больше двадцати – 80. 80∙66 = 5280, что слегка больше нужного, но ненамного, значит, вероятно, 80 будет «верхним» десятком. Убедимся, перепроверив себя. Берем предыдущий десяток, это число 70. Умножаем 70∙66 = 4620, что меньше 5214. Выходит, искомое число в диапазоне 70 и 80.
2) Настало время узнать (или вспомнить) математический закон, который определяет последнюю цифру итогового результата умножения последней цифрой перемножаемых чисел. Умножьте, например 123∙456, последняя цифра итогового числа будет 8, так как последняя цифра при умножении 3∙6 = 18.
Перенесем правило на наш пример. Теперь, поскольку мы ищем цифру, которая даст 5214 при умножении на 66, то гарантировать цифру 4 в делимом числе мы можем, если искомое число заканчивается на 4 или на 9 (4∙6 = 24, 9∙6 = 54).
3) Таких чисел от 70 до 80 всего два – 74 и 79.
К 5214 явно намного ближе 5280, поэтому проверим сначала 79, как искомое (если оно не подойдет, то точно подойдет 74).
79∙66 = 79∙60+79∙6 = 4740+474 = 4000+700+400+40+70+4 = 5000+214 = 5214, отлично!
Есть какие-то еще нюансы?
Для совершенствования в устном счете показанных способов достаточно. Теперь можно легко считать до 10 000. Оперирование более высокими разрядами, пожалуй, трудно назвать «общим развитием».
Скорее всего, в устном счета вам однажды откроются еще какие-то «хитрости», но увлекаться ими не стоит. Интенсивность не так важна, как регулярность – лучше занимайтесь ежедневно по 10 минут, иначе можно «перегореть» и все забросить.
Спешка не нужна, определите подходящий темп, акцентируйте внимание не на скорость, а на правильность. Поначалу старайтесь проговаривать все вслух, это заметно упростит подсчет и создаст впечатление, будто вы заняты чтением стихов.
Если возникнут затруднения, не огорчайтесь – дорогу осилит идущий, у вас обязательно все получится.
Что дети знают и должны узнать о счете
Распечатать ресурс
Распечатать ресурс или сохранить в формате PDF
Функция печати в настоящее время несовместима с Firefox.
ДРЕМЕ ТЕ
Распечатать ресурс
Распечатать ресурс или сохранить в формате PDF
Функция печати в настоящее время несовместима с Firefox.
- НазадМатематика счета
- ДалееПрофессор Гинсбу: Сколько?
Дети развивают повседневную математику
Контекст и обзор
Маленькие дети, даже младенцы, развивают в основном невербальные базовые понятия количества: больше/меньше, порядок, то же и сложение/вычитание. Дети учатся большинству этих вещей самостоятельно, без особой помощи взрослых. Дети часто используют эти понятия в повседневной жизни, например, чтобы определить, у кого больше или меньше мороженого. Детские концепции и процедуры полезны при определенных условиях, но их необходимо обогатить. (Возможно, поэтому было изобретено число: пастуху нужно знать не только, что у него много овец, но и сколько именно.) Это то, что знают дети и что им нужно усвоить примерно в возрасте трех, четырех и пяти лет.
Больше/меньше
Дети должны видеть, что здесь больше предметов, чем там. Они часто решают эту проблему не счетом, а внешним видом. «Эта стая гусей в небе должна быть больше, потому что она покрывает большую площадь, чем другая стая». Такой подход часто адекватен, но может привести к неверным ответам и путанице.
Приказ
Для многих целей достаточно суждений о большем или меньшем, но иногда необходимо провести сравнение между более чем двумя вещами. Таким образом, идея порядка, включающая в себя тонкие идеи:
- В группе из трех объектов второй элемент больше предыдущего, но меньше следующего за ним.
- Также предмет, который был первым, может стать последним при новом заказе.
Маленькие дети склонны слишком полагаться на внешность при решении проблем.
Тот же номер
Идея того же номера развивается, даже без помощи взрослых, через несколько стадий:
- Первый шаг заключается в том, чтобы увидеть, что две группы, идентичные по форме и расположению, также одинаковы по количеству. Таким образом, если бурый медведь и желтая канарейка расположены непосредственно под другим бурым медведем и желтой канарейкой, оба ряда будут одинаковыми по количеству (а также по форме, цвету и расположению).
- Второй шаг заключается в том, чтобы увидеть, что две группы, различающиеся по цвету или форме, могут быть одинаковыми по количеству. Так, если бурого медведя и желтую канарейку поставить непосредственно под розовой свиньей и голубой цаплей, то оба ряда будут одинаковыми по количеству (и расположению, хотя и различаются по форме и цвету).
- Третий шаг состоит в том, чтобы увидеть, что две группы, отличающиеся только расположением, одинаковы по количеству. Таким образом, если бурый медведь и желтая канарейка , а не расположены непосредственно под розовой свиньей и голубой цаплей, а вместо этого лежат в другом месте, то обе группы будут одинаковыми по количеству (хотя они различаются по расположению, форме и цвету).
- Четвертый — увидеть, что одна группа после перестановки имеет тот же номер, что и до перемещения. Так, если ребенок сначала увидит бурого медведя и желтую канарейку в одном расположении, которое затем трансформируется, ребенок понимает, что число не изменилось по сравнению с тем, что было до перестановки.
- Пятый сначала видит, что две суммы равны одному и тому же числу, когда они выглядят одинаково, например, пять яиц в ряду и пять яиц в ряду имеют одинаковый номер. Но тогда, если происходит трансформация (например раскладывание яиц так, чтобы линия яиц была длиннее, чем линия чашек для яиц), ребенок должен быть в состоянии понять, что количество яиц и чашек для яиц одинаково даже хотя эти две строки выглядят по-разному.
Идея добавить как результат больше и вычесть меньше
Дети узнают, что :
Последующие инструкции должны основываться на всех этих идеях, когда вводятся письменные числа.
Учимся считать слова
В повседневной жизни мы все время используем слова для счета, выбирая продукты в супермаркете («нам нужны два банана») или играя в «10, девять, восемь, … взлетай!» Дети любят считать как можно больше, как и взрослые. Их может даже заинтересовать название самого большого числа.

Механическая память плюс
Сначала дети запоминают счетные слова примерно от 1 до 10 или около того. Но их обучение включает не только память. Дети также узнают некоторые идеи и правила о числах, а именно, что правильный порядок важен; цифры отличаются от букв; и вы не должны пропускать или повторять числа, когда считаете.
Структура
Позже дети усваивают основную структуру числа: десять — это основная единица (20, 30 и т. д.), и мы присоединяем единицы к десяткам ( двадцать один и т. д.). Правила произношения английских счетных слов от одиннадцать до девятнадцать особенно трудно выучить, потому что они плохо разработаны. Одиннадцать должно быть «десять один», точно так же, как двадцать один . Пятнадцать должно быть “десять пять”, как двадцать пять

Считаем вещи: сколько их?
Контекст и обзор
Представления детей о том же, больше, меньше и порядке сильно зависят от восприятия и их собственной несовершенной логики (например, то, что выглядит больше, значит больше).
Принципы, необходимые для понимания перечисления
- Произнесите числовые слова в правильном порядке.
- Сопоставьте одно числовое слово только с одной вещью ( однозначное соответствие между числовым словом и вещью).
- Считайте каждую вещь один раз и только один раз.
Учитывая эти правила и принципы, существует несколько способов точного подсчета. Дети должны уметь:
- “Видеть” небольшие числа (до четырех или около того) без счета. Это субитизирует , что может уменьшить рутинный счет.
- Считать по одному объекту за раз.
- Указать на объекты.
- Отодвиньте предметы в сторону, чтобы отслеживать, какие из них были подсчитаны.
- Располагайте объекты в линию или в другом порядке.
- Считай по пальцам.
- Сгруппируйте объекты в удобные группы, которые можно разделить или подсчитать.
- Сгруппировать по 10 секунд.
- Проверьте ответ.
Дети должны научиться использовать эти подходы в соответствующих ситуациях. Например, если есть только два объекта, субитизация может быть полезной, но если их девять, то может быть указано отодвигание объектов в сторону.
Понимание количества элементов
Детям, которые точно перечисляют, также необходимо понимать полученный результат. Предположим, ребенок точно считает пять вещей. Само по себе правильное перечисление еще не означает, что ребенок понимает кардинальность. На вопрос, сколько их, ребенок может просто пересчитать предметы в другой раз. Для этого ребенка ответ на вопрос о количестве просто активирует процедуру счета, но не дает понимания результата. Дети должны узнать несколько вещей о кардинальном числе. Основная идея состоит в том, что правильное перечисление дает кардинальное значение множества. Последнее числовое слово относится не к последнему подсчитанному объекту, а ко всему набору в целом. Когда мы считаем, единица относится к первому объекту; два относится не ко второму подсчитанному объекту, а к двум объектам в новой группе и так далее. Кроме того, когда ребенок определил, что в наборе пять предметов, уже не имеет значения, спрятаны ли они или предметы просто переставлены (скажем, из прямой линии в круг). Есть еще пять объектов. это сохранение номера .
Распространенные ошибки или заблуждения
При подсчете дети часто слишком полагаются на внешний вид, точно так же, как они делали это при определении больше или меньше . Одна из целей обучения должна заключаться в том, чтобы помочь детям понять, что разум должен преобладать над внешностью. Детям необходимо абстрактно мыслить о материальных вещах. В конце концов, им нужно внедрить понимание кардинального числа (например, абстрактную идею о том, что здесь есть пять объектов) в более крупную систему счисления, например, что пять идет после четырех и составляет половину от 10.
Ежедневное сложение и вычитание чисел
Контекст и обзор
Далее нам нужно понять, как понятия больше/меньше, порядок, то же самое, сложение и вычитание без точного числа (зная, что добавление означает увеличение набора, даже если вы не знаете точное число), и перечисление разрабатываются для создания числового сложения и вычитания. Кое-что из этого дети узнают сами, но взрослые могут и должны помочь.
Понимание сложения
Эти понятия необходимо изучить, чтобы понять сложение (вычитание аналогично):
- Сложение можно рассматривать несколькими способами, включая объединение двух наборов, увеличение размера одного набора и переход вперед на числовой ряд.
- Простой подсчет также добавляет, по одному.
- Порядок сложения не имеет значения (свойство коммутативности).
- Добавление нуля ничего не меняет.
- Разные комбинации чисел могут дать одинаковую сумму.
- Сложение — это действие, обратное вычитанию.
Стратегии, используемые для сложения (или вычитания)
Дети часто начинают с использования конкретных предметов и пальцев для сложения, но постепенно учатся считать в уме и запоминают некоторые суммы.
- Используя конкретные предметы, дети могут сделать следующее, чтобы решить простую задачу, например 3 + 2: Они могут c сосчитать все (” У меня три здесь и два там, и теперь я сталкиваю их вместе и считаю все, чтобы получить пять “) или они могут c исходить из большего (“Я могу начать с трех и потом сказать: четыре, пять”)
- Подходя к задаче мысленно, дети могут решить задачу, опираясь на полученные факты, опираясь на то, что известно (“Я знаю, что два и два равно четырем, поэтому я просто прибавляю единицу, чтобы получить пять”) и по памяти (“Я просто знаю, что это !”).
Дополнительные функции числового сложения и вычитания
- Всегда полезно иметь резервные стратегии на случай, если одна из них не сработает. Например, если он не уверен в памяти, ребенок всегда может посчитать, чтобы получить ответ.
- Ребенку важно иметь возможность проверить ответ.
- Ребенку важно объяснить, почему 3 + 2 дает пять ответов, поскольку доказательство — это социальный акт, требующий языка.
- Ребенку нужно изучить разные стратегии для разных размеров наборов. (Подсчет по одному хорош для добавления небольших наборов, но утомителен и неэффективен для больших наборов.)
- Ребенок также должен уметь описать, как он получил ответ. (Самосознание является одним из аспектов метапознание . Конечно, помнить о том, что вы только что сделали, необходимо для того, чтобы описать это словами.)
- Язык жизненно необходим для описания своей работы и мышления, а также для убеждения других; дети должны изучить математическую лексику.
- Ребенок должен уметь применять математику в реальных ситуациях или в историях о реальных ситуациях (например, в задачах со словами).
Чувство числа
Контекст и обзор
Детям необходимо развивать чувство числа, понятие, которое, как известно, трудно определить простым и эксклюзивным способом. Мне нравится думать об этом как о математической уличной смекалке, которую можно использовать практически в любой области чисел, включая те, что обсуждались выше. Чувство числа, помогающее ребенку осмысливать мир, состоит из нескольких компонентов, каждый из которых проходит процесс развития.
Думать вместо того, чтобы считать
Восприятие чисел включает в себя использование основных идей, чтобы избежать вычислительной рутины, например, когда ребенок знает, что если вы сложите два и три и получите пять, то вам не нужно считать, чтобы получить ответ на три -и два.
Используйте то, что удобно
Чувство чисел включает в себя разбиение чисел на удобные части, которые облегчают вычисления, например, когда мы мысленно складываем 5 + 5 + 1 вместо 5 + 6.
Знание того, что правдоподобно, а что невозможно может включать «чувство» чисел в смысле знания того, являются ли определенные числа правдоподобными ответами на определенные проблемы (если вы складываете два и три, вы знаете, что ответ должен быть больше трех; все, что меньше, не только неправдоподобно, но и невозможно) .
Понимание взаимосвязей
Чувство чисел включает интуитивные представления об отношениях между числами. (Например, “это намного больше, чем это”.)
Беглость
Восприятие чисел включает свободное владение числами, например, когда ребенок сразу знает, что восемь больше, чем четыре, или видит, что есть три животных без приходится считать.
Оценка
Это включает в себя определение приблизительного количества группы объектов и связано с понятием правдоподобных ответов.
Переход к письменной, символической математике
Контекст и обзор
Формальная, символическая математика может дать детям более мощные инструменты и идеи, чем те, которые даются им через неформальную повседневную математику. Формальная математика (и использование символов) развивалась в нескольких культурах и теперь практически универсальна. Дети должны этому научиться.
Повседневное происхождение и формальная математика
Дети сталкиваются с математическими символами в повседневной жизни: номера лифтов, номера автобусов, телевизионные каналы и уличные знаки. Часто родители, телевидение и деятельность с программным обеспечением вводят некоторые простые символические математические действия, такие как чтение цифр, написанных по телевизору или на игральных картах.
В школах обязательно должны преподавать формальную математику. Но сделать это непросто. Даже если они компетентны в повседневной математике, у детей могут возникнуть проблемы с осмыслением и увязкой своих неформальных знаний с тем, чему учат в школе. Учителя часто не преподают символизм эффективно. Если дети встают не с той символической ноги, результатом может быть неприятное падение с образовательной лестницы. Таким образом, цель учителей состоит в том, чтобы помочь детям, начиная с дошкольного возраста, понять, почему используются символы, и осмысленно использовать их, чтобы связать уже известную неформальную математику с формальной символической математикой. Учителю необходимо «математизировать» бытовую, личную математику детей; то есть помочь детям связать их неформальную систему с формальной математикой, которую преподают в школе. Не является опрометчивым или неуместным с точки зрения развития знакомить маленьких детей с символами, если это занятие мотивирует и имеет смысл. Наоборот, крайне важно, чтобы обучение символам начиналось как можно раньше, но опять же, если и только если это делается осмысленным образом.
Вот ключевые проблемы, связанные с введением формальной математики для маленьких детей:
Маленьким детям трудно связать цифры и символы арифметики (+ и -) с их собственной повседневной математикой
Они могут хорошо складывать, но быть смущает выражение 3 + 2. Ребенок как бы живет в альтернативных реальностях: повседневном мире и «академическом» (в уничижительном смысле) мире. Повседневный мир имеет смысл, а школьный мир — нет. В первом вы думаете сами, а во втором делаете то, что вам говорят.
Знак равенства (=) представляет собой сложную задачу
Учитель намеревается научить знаку равенства как “эквивалентному” и думает, что у нее есть, но ребенок усваивает его как “делает” (например, 3 + 2 делает 5). Это история о том, как детский эгоцентризм встречается с эгоцентризмом учителя, но ни один из них не разговаривает с другим.
Решение
Мы не должны избегать обучения символам, но должны осмысленно вводить их. Это означает учет того, что дети уже знают, и соотнесение введения символов с этим предшествующим знанием. Это также означает мотивацию использования символов. Таким образом, если вы хотите сказать другу, сколько кукол у вас дома, вам нужно сосчитать их числовыми словами (символами), а затем использовать устные слова («У меня пять кукол»), письменные слова («У меня пять кукол », написанное на листе бумаги или на экране компьютера), или написанные символы (5) для сообщения результата.
Манипуляторы могут помочь
Использование манипуляторов может быть эффективным в обучении символизму и формальной математике, но они часто используются плохо. Цель состоит не в том, чтобы заставить ребенка играть с конкретными предметами, а в том, чтобы использовать эти предметы, чтобы помочь ребенку усвоить абстрактные идеи. Цель манипулятивных действий — избавиться от них, заложив их в голову ребенка, чтобы использовать по мере необходимости в мышлении. Например, предположим, что ребенок учится представлять десятки и единицы с помощью блоков с основанием десять. Учитывая задачу на сложение в уме 13 плюс 25, ребенок может понять, что каждое число состоит из десятков (квадратов 10 на 10) и некоторых единиц (отдельных блоков), и что решение задачи включает сложение одной десятки и еще двух, что легко, а затем выяснить количество единиц. Мысленные образы десятков и единиц обеспечивают основу для ее вычислений, часть которых может быть выполнена по памяти (один плюс два равно трем), а часть может быть выполнена путем счета на пальцах (пять пальцев и еще три дают восемь). ).
Заключение
Основы числа интересны и глубоки. Хотя маленькие дети развивают удивительно компетентные повседневные математические способности, им есть чему поучиться, и учителя могут помочь.
Тип ресурса
Раздаточный материал
Учимся считать: 9 способов помочь ребенку
- Дом
- >
- Блог
- >
- Как научить считать: все, что вам нужно знать
Джессика Камински
14 минут чтения
8 марта 2022 г.
Счет является фундаментальным навыком наряду с чтением, и дети должны начинать учиться считать гораздо раньше, чем в подготовительной группе. Хотя счет кажется простым, при внимательном рассмотрении это более сложный процесс, особенно когда вы объясняете его детям.
Из этой статьи вы узнаете об этапах счета, его компонентах, а также о стратегиях и увлекательных способах преподавания этой темы. Продолжайте читать, чтобы узнать о подсчете этапов.
Стадии развития счета
Мы воспринимаем счет как единый процесс, но только потому, что считаем автоматически, даже не думая об этом. На самом деле подсчет состоит из нескольких этапов. Давайте опишем их подробно и объясним, как дети учатся считать ниже:
Сосчитай все
На столе есть группа предметов – пять яблок. Если вы попросите ребенка сказать вам, сколько яблок, он будет пересчитывать их одно за другим. Один два три четыре пять.
Это первый этап подсчета, и он называется «сосчитай все». Дети должны пересчитать все предметы один за другим, чтобы узнать, сколько их.
Считайте
Допустим, вы положили на стол три апельсина рядом с пятью яблоками, о которых мы упоминали ранее. После этого вы просите ученика сказать вам, сколько всего фруктов на столе.
В этот момент ученик начинает считать с пяти: пять, шесть, семь, восемь – на столе восемь фруктов.
Этот этап счета называется считать, потому что дети могут воспринимать ранее посчитанные объекты как единое целое и начинать счет с предыдущего результата.
Сохранить кардинальность
Допустим, вы снова кладете на стол еще пять яблок и просите учащегося сказать вам, сколько их всего.
В этот момент учащийся держит в уме две группы предметов, пять яблок и три апельсина, и считает их одним целым – восемью фруктами.
Затем начинают считать новые яблоки с восьми – девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать. На столе тринадцать фруктов. Такой подход означает сохранение кардинальности.
Каковы различные компоненты подсчета?
Прежде чем дети начнут изучать этапы счета, они должны выучить числа. Следовательно, родители должны в первую очередь знакомить детей с числами и цифрами. Как только дети научатся произносить числа и писать соответствующие символы (пять — это то же самое, что и 5), вы можете переходить к различным компонентам счета.
Механический счет
Механический счет – это последовательный счет до определенного момента – один, два, три, четыре, пять. Например, вы просите ученика сосчитать до восьми. Начинают — раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Они считают числа, не нарушая последовательности, и до определенного момента, в нашем случае до восьми. Если учащиеся выполнят это задание без ошибок, можно переходить к другим компонентам счета.
Соответствие один к одному
Понимание соответствия один к одному является ключом к подсчету. Это способность связать элемент с числовым словом. Давайте еще раз вспомним яблоки, чтобы проиллюстрировать, как работает однозначное соответствие:
- Ребёнок видит на столе пять яблок.
- Они показывают на яблоко и произносят «один».
- Они показывают на другое яблоко и произносят «два».
- Они повторяют тот же шаблон, пока не соединит все имеющиеся яблоки с числами в соответствии с числовой последовательностью «пять яблок — пять чисел»: один, два, три, четыре, пять.
Сопоставив предметы с числами, дети считают их «сосчитанными» и оставляют, переключаясь на другие предметы. Они понимают, что один элемент равен одному конкретному числу, следовательно, взаимно однозначное соответствие.
Мощность
Мощность — это понимание последнего числа в последовательности как свойства группы элементов. Таким образом, в наборе из пяти яблок число пять является групповым свойством, а значит, это количество включает в себя пять предметов. Следовательно, дети могут воспринимать его как единую единицу с обозначением «пять», причем пятерка является количественным свойством этой единицы.
Когда учить ребенка считать
Дети начинают учиться считать цифры, как только начинают узнавать буквы. К пяти годам дети полностью осознают прямое соответствие, считают до десяти, понимают кардинальность и считают предметы в группах. Это означает, что родители должны начать работать над навыками счета своего ребенка уже в возрасте трех-четырех лет.
Как научить считать до 100: лучшие стратегии
Обучение счету до 100 требует постоянной практики и стратегий обучения:
#1 Как научить считать до 10 с помощью книжек-раскрасок
Вы можете использовать математические раскраски и книжки для рисования там, где дети рисуют изображения, соединяя пронумерованные точки. Это один из лучших инструментов для тренировки порядка чисел с удовольствием.
#2 Обучение понятиям «меньше и больше»
Вы должны познакомить детей с понятиями «меньше», «меньше», «больше» или «много», используя наглядные примеры:
- Положите на стол четыре красные конфеты.
- Положите на стол две синие конфеты отдельно.
- Красные конфеты пересчитай – раз, два, три, четыре.
- Считай синие лакомства – раз, два.
- Ребенок заметит, что красных конфет на столе визуально больше, чем синих.
- Объясните им, что мы используем слово «больше», когда говорим о большей сумме при сравнении чего-либо. Кроме того, вы проиллюстрируете, почему 4 больше, чем 2 — это наглядно.
- Проделайте то же самое с понятием «меньше». Синих конфет меньше, чем красных.
#3 Как научить детей считать с помощью фруктов
Гораздо проще научить детей считать с помощью фруктов. Вы можете включить следующие веселые задания по счету:
Сбор фруктов
Фрукты не только полезнее сладостей, но и хороши для упражнений по счету. Представьте, что ваш ребенок собирается играть на улице. Пусть готовят закуски самостоятельно; возьмите фрукты и бутерброды. Пусть считают яблоки/апельсины или любые фрукты, которые они берут. Это упражнение одновременно развивает навыки принятия решений и счета.
Готовим вместе
Приготовление дает бесконечные возможности для подсчета, поскольку каждый рецепт требует вычислений. Так что берите ребенка и готовьте фруктовые салаты вместе.
Сколько бананов тебе нужно? Попросите ребенка принести необходимое количество. Сколько раз нужно разрезать гранат, чтобы легко извлечь его семена? Эти действия включают в себя много счета.
#4 Использование игрушек для обучения счету
Дети и игрушки неразделимы. 84% американских детей играют с игрушками до шести часов в день. Почему бы не посвятить хотя бы полчаса подсчету? Использование LEGO — самый простой способ научить дошкольников считать. Этот метод также помогает в обучении счету, если вы группируете кубики по цвету, форме и т. д.
Поощряйте ребенка считать детали LEGO, которые он использует для создания своих творений. Вы можете делать это естественно, играя с ребенком, а не просто приказывая ему считать кубики LEGO.
Как научить считать и улучшить навыки счета в игровой форме
Вы можете придумать гораздо больше способов научить детей считать с помощью игр, игр и песен. Давайте рассмотрим это подробно.
#5 Игры на счет
Ознакомьтесь с несколькими веселыми играми на счет ниже:
Нарисуйте все, что вы себе представляете Игра
Дети любят рисовать, и это отличная возможность развить воображение и одновременно укрепить навыки счета. Сыграйте в классную игру-рисовалку и запомните ее правила:
- Попросите ребенка нарисовать животных, пусть это будут лягушки — две, три, четыре лягушки — вы называете число.
- Попросите ребенка нарисовать воображаемое животное с восемью глазами, четырьмя крыльями, пятью ногами, тремя хвостами и т. д. Решать вам и вашему ребенку.
Игра для охоты на открытом воздухе
Вы можете считать объекты и предметы во время ходьбы и превратить это в увлекательную игру. Вот концепция:
Ваш ребенок замечает определенные предметы, автомобили или животных на вашем пешеходном маршруте и считает их. Как только они считают определенное число, они получают вознаграждение. Итак, попросите малыша найти или «поохотиться» на улицах десять желтых машин.
Определитесь с наградой — все зависит от вашего воображения. Но имейте в виду, что награды имеют решающее значение — придумайте что-нибудь, чтобы мотивировать вашего ребенка. В противном случае эта игра не принесет ничего, кроме разочарования.
Игры с цифровым счетом
Более 90% американских детей играют в видеоигры. Хорошей новостью является то, что вы можете сделать это экранное время намного более эффективным с помощью подсчета игр.
Хорошо сделанные игры на счет предлагают увлекательные упражнения на счет, встроенные в игровой процесс, чтобы ваш ребенок развлекался и улучшал свои математические навыки.
#6 Как научить ребенка считать с помощью игрушек?
Дети учатся считать, играя, и этот подход дает наилучшие результаты. Неудивительно, что на рынке так много игрушек-счетчиков. Ознакомьтесь с некоторыми недорогими идеями игрушек, которые вы можете реализовать прямо сейчас:
Деревянные пазлы-счетчики
Вы можете купить простые деревянные пазлы, состоящие из стопки пронумерованных колец и цветных колец, номера которых совпадают с номерами на этикетках. Такие игрушки учат малышей считать числа и наиболее эффективно развивают навыки счета, поскольку дети могут касаться, брать и играть с кольцами.
Счеты
Счеты — это древний инструмент для расчета и счетная игрушка, помогающая малышам научиться считать. Ваш ребенок будет трогать и двигать бусины, считая их в процессе. Хотя абакус сам по себе не привлекает внимания детей, вы можете придумать множество забавных занятий с этой игрушкой.
#7 Обучение счету до 10 с помощью Awesome Books
Помогите своим детям научиться считать с помощью этих захватывающих книжек:
Спокойной ночи, числа
Этот бестселлер New York Times от Даники МакКеллар подарит вашему ребенку теплую и мягкую сон история. Когда ваш малыш пожелает спокойной ночи предметам, упомянутым в книге, он запомнит числа и укрепит свои навыки счета.
Счет с божьей коровкой
Счет с божьей коровкой предлагает увлекательное приключение в мир садовых животных – пчел, стрекоз, уток, бабочек и т.д. На его страницах представлено множество животных, которые нужно посчитать, а также яркие захватывающие произведения искусства и изображения высокой четкости для изучения.
«Считай своих цыплят»
«Считай своих цыплят» Книга содержит множество математических задач, побуждающих детей перечитывать книгу и еще раз считать цыплят. Это отличный выбор для тренировки навыков счета и развития внимания к деталям.
#8 Лучшие песни и стишки на счет
На этом этапе вы можете использовать семь методов, чтобы научить вашего ребенка считать, но вы можете сделать все возможное с помощью этих запоминающихся песенок на счет:
Here Is the Beehive
Lyrics:
Вот улей (сожмите кулак)
Где пчелы?
Прятаться внутри, где никто не видит
Смотри, как они выползают из улья /улей)
…BUZZ-ZZZ (шевелить пальцами)
Зачем использовать эту песню
Этот простой, легко запоминающийся стишок учит механическому счету – раз, два, три, четыре, пять пчел. Кроме того, вы можете изменить его, чтобы научить считать до 10 секунд. Просто добавьте больше пчел!
One, Two, Three, Four, Five
Lyrics:
One, two, three, four, five,
Once I caught a fish alive,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Затем я снова отпустил его.
Почему ты отпустил?
Потому что он так укусил меня за палец.
Какой палец он укусил?
Этот мизинец справа от меня.
Зачем брать эту песню?
Этот запоминающийся стих учит счету до 10. Вы также можете расширить последовательность счета по своему усмотрению. Просто добавьте тот же стих, начинающийся с одиннадцати, двенадцати, тринадцати и так далее.
There Were Ten in The Bed
Lyrics:
There were ten in the bed,
And the little one said, “Roll over, roll over”,
Так они все перевернулись, а один выпал.
В постели было девять…
Почему выбрали эту песню?
Эта захватывающая песня учит считать в обратном порядке, а также ее можно настроить под себя — вы можете сказать, что в постели двадцать, тридцать и т. д.
Репетиторы Brighterly помогают со счетом
Все родители в той или иной степени учатся дома, и обучение вашего ребенка счету может быть умственно утомительным из-за нехватки времени и ресурсов.