Кто такой амбидекстр и в чем отличие этого человека
Любой ребенок рождается со способностью владеть двумя руками. Малыши хватают погремушку, машут ладошкой, перебирают кубики, листают книжку – это и многое другое они могут выполнять равнозначно хорошо и левой, и правой рукой. Лишь с возрастом, когда приходит время учиться держать ложку, чтобы кушать, или фломастер для рисования появляется понимание, какой рукой ему легче управлять.
Как правило, большая часть населения нашей планеты – правши. То есть люди, у которых активная правая рука. Конечно, левой они также много делают, но когда нужно писать, водить машину, держать ложку то, обычно, все эти действия выполняются только правой рукой. Около 20% людей относят себя к левшам – им удобнее работать левой рукой.
Кроме этих двух видов людей, есть и третий – это амбидекстр. Так называют человека, способного владеть двумя руками. Давайте подробнее рассмотрим, кто такой амбидекстр, как понять, что ваш ребенок относится к ним, и какие нюансы при обучении могут возникнуть.
Кто такой амбидекстр
Немногим из нас встречались в жизни амбидекстры. Как правило, мы не акцентируем свое внимание на то, как выполняет какое-либо действие посторонний человек. Но узнать, что это за люди, все же интересно.
Итак, амбидекстр – это человек, который обладает отлично развитыми полушариями мозга в одинаковой степени. Как следствие этого, обе его руки активны и могут выполнять все действия на равных. Если левша лучше управляться левой рукой, а правша – правой, то амбидекстру все равно, какой рукой писать, где держать ложку или лопатку для переворачивания еды. Отсутствие ярко выраженного доминирования одной из рук делает такого человека и правшой, и левшой одновременно.
Стоит отметить, что обычно амбидекстрами рождаются, то есть эта особенность человека считается врожденной. Но учитывая возможное упорство и старание многих людей, можно стать амбидекстром при помощи длительных тренировок. Вполне реально развить оба полушария своего мозга настолько, чтобы стало все равно, какой рукой выполнять активные действия.
– добиться одинакового качества, скорости и четкости при работе и правой, и левой рукой. Конечно, это скажется не только на письме обеими руками, а на других сторонах интеллектуального развития.
Как отличить амбидекстра от правши и левши
Многие родители хотят более ясно понимать, к какой группе относится их ребенок. И это можно увидеть даже пока малыш еще совсем крошечный.
Если ребенок в будущем будет правшой, то еще в младенческом возрасте это просматривается. Хватательные и тянущиеся движения он совершает правой рукой. Может показаться, что правши – ничем не примечательные люди, но у них тоже есть особенности. Например:
- они надежны и предсказуемы;
- не любят спорить;
- умеют владеть своими эмоциями;
- обладают аналитическим складом ума;
- не совершают необдуманных поступков.
Нередко бывает, что праворукие люди строят великолепную карьеру в тех сферах, где особенно ценят аккуратность и точность, ответственность и концентрацию.
С такими людьми просто вести дела, ведь можно быть уверенным, что человек не опоздает и не забудет про важную встречу.
Если обратить внимание на левшей, то можно также заметить их яркие особенности. Прежде всего, они пишут и управляются левой рукой. Они, обычно, связывают свою жизнь с яркими профессиями, занимаются музыкой и творчеством. Среди черт характера можно выделить пессимистичный настрой, склонность к самокопанию.
По наблюдениям можно сказать, что количество левшей-мужчин значительно превышает количество леворуких женщин. Кроме того, что левши в большей степени пользуются левой рукой, вся их левая сторона тела является активной и ведущей.
Ребенка-амбидекстра можно отличить от других уже с самого маленького возраста. Такие малыши спокойно пользуются обеими руками в повседневной жизни – с одинаковой точностью и скоростью они хватают, рисуют, складывают пазлы, собирают конструкторы и правой, и левой рукой. Становясь старше, дети с ярко выраженной амбидекстрией могут просто забыть, в какую руку брать фломастер – настолько им удобно пользоваться любой рукой.
Как личность амбидекстр тоже отличается от других людей:
- это яркий человек с высоким уровнем интеллекта и тягой к творчеству;
- имеет аналитические способности, но при этом мыслит образами;
- постоянно стремится к развитию и освоению новых навыков;
- может построить карьеру сразу в нескольких противоположных направлениях;
- мелкую работу, требующую аккуратности и точности отлично выполняет любой рукой.
Необычно, что амбидекстр может быть подающим надежды математиком и при этом великолепно петь, для него элементарно разобраться в нано-технологиях, но он с таким же удовольствием тратит время на гончарное искусство. Это показывает, как гармонично такие люди могут совмещать в себе несовместимое и жить двумя разными личностями сразу.
Как воспитывать ребенка амбидекстра
Очень часто родители, заметив эту особенность у своего ребенка, не знают, как себя вести с ним. А многие – совершают ошибки, которые оставляют отпечаток на личности ребенка на протяжении всей его жизни.
- Сначала основная проблема при воспитании этих детей заключается в их чрезмерной активности. Они развиваются быстрее остальных, а значит, им часто становится скучно. Отсюда появляется баловство и нарушение дисциплины. Нельзя ругать и наказывать его за активность. Стоит просто уделять ему больше внимания, направлять огромное количество энергии в нужное русло.
- Для развития ребенка стоит создавать для него условия мультизадачности. Если обычному ребенку достаточно просто сидеть и лепить из пластилина, то амбидекстру нужно дать еще одно или два задания попутно. Например, лепить фигурку, а параллельно вспомнить песенку на английском языке.
- Чувствовать себя в безопасности амбидекстру поможет уверенность во взрослых. Родители, педагоги, воспитатели должны соблюдать спокойствие и уверенность в своих действиях, особенно когда ребенок взволнован, плачет, рассержен или растерян.
«Островок безопасности» поможет ему быстрее справиться со своими эмоциями. - Не стоит давить на малыша, заставлять определиться, какой рукой ему проще писать и рисовать. Создайте атмосферу спокойствия и легкости выбора.
- Разрешайте вести себя не как все, заниматься необычными вещами, интересоваться тем, чем хочет сам ребенок. Как правило, ему будут нравиться противоположные и нетипичные для детей вещи.
Упражнения
Бывает, что обычный ребенок имеет нетипичные способности или просто самостоятельно решает стать амбидекстром. Специальные занятия и упражнения приведут его к желаемому результату.
Что можно делать:
- стараться выполнять любое действие в быту обеими руками (писать, собирать ягоды, чистить зубы, держать вилку), пока это не войдет в привычку;
- носить сумку или рюкзак не на привычном плече;
- управляться другой рукой – чистить яйца, натереть сыр, мешать еду, протирать пыль;
- укреплять неактивную руку физическими упражнениями, например, подойдут занятия с гантелями;
- делать упражнения, в которых нужно писать или рисовать зеркально.

Развивать оба полушария мозга нужно не только с целью появления амбидекстрии, но и для тренировки памяти, мышления, внимания, улучшения творческих способностей.
В этом помогут эффективные методики от Академии развития интеллекта AMAkids. Развитие памяти и математических способностей, спидкубинг и ментальная арифметика, английский язык и скорочтение – каждый из курсов поможет детям разного возраста развить свой интеллект до высокого уровня. Попробуйте несколько направлений, чтобы понять, какие способности и таланты есть у ребенка.
что влияет на развитие наших моторных навыков
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.
Несмотря на то, что внешне наши тела выглядят симметрично, в наших движениях не все так однозначно. Если вы похожи на большинство людей, то вы пишете, пользуетесь телефоном, принимаете пищу и выполняете практически любую задачу, требующую тактильной ловкости, правой рукой.
Небольшая часть населения, примерно 10%, является левшами. Реже встречаются люди, которые могут свободно пользоваться обеими руками для выполнения различных, хотя и необязательно всех задач. Таких людей называют амбидекстрами, и на это способны менее 1% населения планеты.
Пока не совсем понятно, почему некоторые люди являются амбидекстрами, но результаты проведенных исследований говорят о том, что причина скрывается в головном мозге. Амбидекстрия – это не такое уж замечательное качество, как может показаться на первый взгляд, поскольку исследования связывают одинаковое развитие функций обеих рук, с плохими показателями когнитивных функций и психического здоровья.
Credit: YouTube capture.
Что определяет преобладающую руку?
Мозг разделен на левое и правое полушария глубокой продольной бороздой нервов, которая называется мозолистым телом. Вы, вероятно, знаете об этих полушариях, а также слышали, что левое полушарие отвечает за развитие речевых навыков, обучение и другие аналитические процессы, в то время как правое полушарие обрабатывает образы и эмоции.
Отсюда неминуемо появилось ошибочное представление о том, что некоторые люди, которые обладают “более логичным мышлением”, относятся к левополушарному типу, а те, кто “более креативен”, – к правополушарному.
рекомендации
Несмотря на это устойчивое убеждение, не существует такого понятия, как “правополушарный” или “левополушарный” человек. Мы на самом деле “цельномозговые”, поскольку используем оба полушария, когда говорим, решаем математические задачи или играем на инструменте. Но это вовсе не означает, что две области мозга не связаны друг с другом, и научные данные о том, как они взаимодействуют между собой, могут быть куда более обширными, чем просто вымысел.
Credit: ResearchGate.
Не вдаваясь в утомительные подробности о том, как мозг осуществляет разделение обязанностей между всеми областями, мы можем просто понаблюдать за нашими двигательными функциями, чтобы увидеть латерализацию мозга в действии. У всех позвоночных правое полушарие управляет левой стороной тела через спинной мозг и наоборот.
Почему так происходит, пока неизвестно, но некоторые ученые считают, что эта фундаментальная особенность нервной системы возникла еще до появления позвоночных.
Более 90% людей от природы являются правшами, причем эта предрасположенность может закладываться еще в утробе матери. Это позволяет предположить, что способность владения рукой – склонность к более умелому и удобному использованию одной руки вместо другой для выполнения таких задач, как письмо или бросок мяча – заложена генетически. Однако, как и большинство аспектов человеческого поведения, это сложная черта, на которую влияет множество других факторов, включая окружающую среду и случайность.
До недавнего времени считалось, что только один ген определяет формирование ведущей руки, но недавно ученые выявили еще около 40 генов, которые могут вносить свой вклад в развитие этого качества. Каждый ген по отдельности оказывает слабое влияние, но вместе они играют важную роль в развитие наших моторных навыков.
Эти гены связаны с некоторыми асимметриями мозга, особенно с областями, связанными с речью.
Таким образом, можно предположить связь между предпочтением рук и языком в процессе развития и эволюции человека. Например, одним из таких генов является NME7, который, как известно, влияет на расположение висцеральных органов (сердца, печени и т.д.) по оси тела слева направо и может быть связан с асимметрией мозга и тела в эмбриональном развитии.
Однако формирование ведущей руки не является простым вопросом наследственности – по крайней мере, не так, как цвет глаз или цвет кожи. Хотя дети, рожденные от левшей, с большей вероятностью сами будут левшами по сравнению с детьми праворуких родителей, общий шанс стать левшой относительно невелик. Следовательно, большинство детей, рожденных от леворуких родителей, являются правшами. Даже среди однояйцевых близнецов многие имеют противоположные предпочтения рук.
Согласно исследованию, проведенному в 2009 году, генетика влияет на формирование ведущей руки примерно на 25%, остальное приходится на факторы окружающей среды, такие как воспитание и культурное влияние.
У большинства праворуких людей языковая доминанта находится в левой части мозга. Однако это не означает, что у левшей стороны полностью поменялись – только у четверти из них доминирование речевых навыков приходится на правое полушарие. Другими словами, предпочтение руки – это всего лишь один из видов латерализованной функции мозга и необязательно отражает совокупность других функций.
Поскольку процесс письменной речи активизирует языковые и речевые центры головного мозга, вполне логично, что большинство людей используют правую руку. Однако при выполнении других задач большинство людей не проявляют такого сильного предпочтения рук, используя левую руку для одних и правую для других, за исключением задач, связанных с инструментами. Например, даже люди, предпочитающие использовать правую руку, лучше хватают движущийся мяч левой рукой; это соответствует специфике правого полушария для обработки пространственных задач и управления быстрыми реакциями.
Credit: ResearchGate.
Амбидекстрия может нарушить асимметрию мозга – и это может быть не достоинством, а дефектом.
Это наводит нас на мысль о навыке смешанного преобладания, при котором некоторые люди предпочитают определенную руку для выполнения определенных задач. На ступень выше стоят амбидекстры, которые считаются исключительной редкостью и могут одинаково хорошо выполнять задачи обеими руками.
Но если картина того, что делает людей левшами или правшами, довольно туманна, то амбидекстрия вызывает еще больше вопросов. Мы просто не знаем, почему очень небольшая группа людей, не более 1%, действительно обладает амбидекстрией. Однако, судя по тому небольшому количеству информации, что нам доступно, всё не так уж и радужно.
Исследования связывают амбидекстрию с плохой обучаемостью и психическим здоровьем. Амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с различными когнитивными задачами, особенно с арифметикой, восстановлением памяти и логическим мышлением. Амбидекстрия также связана с проблемами речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также с более выраженным возрастным уменьшением объема мозга.
Полученные результаты позволяют предположить, что мозг чаще сталкивается с нарушениями нейронных связей, когда обрабатываемая им информация перемещается между полушариями.
Опять же, никто точно не знает, почему так происходит, и ни одно из этих исследований не является достаточно убедительным, поскольку люди с амбидекстрией составляют лишь небольшую часть населения планеты, и любое исследование с их участием, естественно, будет подразумевать небольшую по количеству группу испытуемых, что требует осторожности при интерпретации результатов в статистически значимой форме. На данный момент ученые могут сказать лишь то, что амбидекстры от природы имеют нетипичную латерализацию мозга, то есть у них просто есть мозговые схемы и функции, которые, вероятно, отличаются от нормальной картины, которую мы видим у правшей и левшей.
Однако не все так плохо для людей с амбивалентностью руки. Возможность пользоваться обеими руками с (почти) одинаковой легкостью, безусловно, имеет свои преимущества, которые могут действительно окупиться, особенно в спорте, искусстве и музыке.
Можно ли стать амбидекстром?
Левши всегда были стигматизированы, их часто наказывали в школе и заставляли пользоваться правой рукой. Однако, начиная с конца XIX века, люди не только стали более терпимо относиться к левшам, но некоторые даже стали превозносить достоинства амбидекстрии и активно пропагандировать ее, обучая других, как правильно пользоваться обеими руками.
Например, в 1903 году Джон Джексон, директор гимназии в Белфасте, основал Общество культуры амбидекстров. Джексон считал, что полушария мозга различны и независимы. Доминирование правой или левой руки означало, что половина потенциала мозга тратится впустую. Чтобы использовать этот потенциал, Джексон разработал тренинг амбидекстрии, который, по его утверждению, в конечном итоге позволит каждой руке “быть абсолютно независимой от другой при выполнении любой работы. То есть, если потребуется, одна рука будет писать текст, а другая играть на пианино и при этом сила концентрации не уменьшится”.
Хотя эти утверждения были доказаны как ложные, и по сей день в Интернете можно найти сомнительные программы, утверждающие, что они научат вас стать амбидекстром. Обучение включает в себя всевозможные упражнения, например, использование недоминирующей руки для письма, чистки зубов и других повседневных действий, требующих тонких манипуляций с инструментом. Это позволит вам укрепить нейронные связи в мозге и активизировать оба полушария, что может помочь вам мыслить более творчески (так они утверждают). Однако это не было доказано ни одним исследованием. Напротив, судя по экспериментам с природными амбидекстрами, подобная тренировка может ухудшить восприятие окружающего мира и психическое здоровье.
“Эти эффекты незначительны, но риски, связанные с обучением амбидекстрии, могут вызвать схожие проблемы. Два полушария мозга не являются взаимозаменяемыми. Например, левое полушарие обычно отвечает за обработку языка, в то время как правое полушарие часто занимается невербальными действиями.
Такая асимметрия, вероятно, возникла для того, чтобы обе стороны мозга могли специализироваться. Попытка отменить или нарушить эту эффективную систему может привести к психологическим проблемам”, – пишет Майкл Корбаллис, профессор когнитивной нейронауки и психологии Оклендского университета в Новой Зеландии, в статье для Scientific American.
“Можно научиться управлять неведущую рукой, чтобы повысить свою квалификацию. Пианисты демонстрируют превосходное мастерство владения обеими руками, но это умение скорее дополняет друг друга, чем конкурирует”. Изобразительное искусство может усилить функции правого полушария мозга, но не за счет вербальной специализации левого полушария. Похоже, что мозг, работающий в сотрудничестве, функционирует более продуктивно, чем тот, в котором две стороны соперничают”.
Владение руками – это удивительно сложная особенность, которую нелегко объяснить наследственностью. Будь вы левшой или правшой, это не делает вас обязательно умнее или лучше другого.
Латерализация мозга существует не просто так, и это следует признать.
Источники:
https://www.pnas.org/content/118/47/e2113095118
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.01092/full
https://www.scientificamerican.com/article/can-training-to-become-ambidextrous-improve-brain-function/
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.
Поддержание чистоты рук | CDC
Мытье рук — один из лучших способов защитить себя и свою семью от болезней. Узнайте, когда и как нужно мыть руки, чтобы оставаться здоровым.
Как распространяются микробы
Мытье рук может сохранить ваше здоровье и предотвратить распространение респираторных и диарейных инфекций. Микробы могут передаваться от человека к человеку или от поверхностей к людям, когда вы:
- Прикасаетесь к глазам, носу и рту немытыми руками
- Приготовление или прием пищи и напитков немытыми руками
- Прикосновение к поверхностям или предметам, на которых есть микробы
- Сморкайтесь, кашляйте или чихайте в руки, а затем прикасайтесь к рукам других людей или обычным предметам
Важнейшее время для мытья рук
Вы можете помочь себе и своим близким оставаться здоровыми, часто мойте руки, особенно в это ключевое время, когда вы можете заразиться и распространить микробы:
- До, во время и после подготовки еда
- До и после еды
- До и после ухода на дому за больным рвотой или диареей
- До и после обработки пореза или раны
- После посещения туалета
- После смены подгузников или уборки ребенка, который пользовался туалетом
- После сморкания, кашля или чихания
- После прикосновения к животному, корму для животных или экскрементам животного происхождения
- После обработки корма или лакомств для домашних животных
- После прикосновения к мусору
Этот список ключевых моментов мытья рук был разработан на основе данных ряда исследований.
Могут быть и другие ключевые моменты, когда важно мыть руки во время пандемии COVID-19.
Чтобы предотвратить распространение микробов во время пандемии COVID-19, вы также должны мыть руки водой с мылом не менее 20 секунд:
- Прежде чем прикасаться к глазам, носу или рту
- После прикосновения к маске
- После выхода из общественного места
- После прикосновения к предметам или поверхностям, к которым могут часто прикасаться другие люди, таким как дверные ручки, столы, газовые насосы, тележки для покупок или электронные кассовые аппараты/экраны
Если мыло и вода недоступны, используйте дезинфицирующее средство для рук с содержанием спирта не менее 60% для очистки рук.
Выполните пять шагов, чтобы правильно мыть руки
Мыть руки легко, и это один из самых эффективных способов предотвратить распространение микробов. Чистые руки могут помочь предотвратить распространение микробов от одного человека к другому и в наших сообществах, включая ваш дом, рабочее место, школы и детские учреждения.
Каждый раз выполняйте эти пять шагов.
- Смочите руки чистой проточной водой (теплой или холодной), закройте кран и нанесите мыло.
- Вспеньте руки, потирая их мылом. Намыльте тыльную сторону ладоней, между пальцами и под ногтями.
- Трите руки не менее 20 секунд. Нужен таймер? Дважды напейте песню «С днем рождения» от начала до конца.
- Хорошо промойте руки чистой проточной водой.
- Вытрите руки чистым полотенцем или высушите их на воздухе.
Почему? Прочтите научную информацию, стоящую за рекомендациями.
Используйте дезинфицирующее средство для рук, когда вы не можете использовать мыло и воду
Вы можете использовать дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе, которое содержит не менее 60% спирта, если мыло и вода недоступны.
Мытье рук водой с мылом — лучший способ избавиться от микробов в большинстве ситуаций. Если мыло и вода недоступны, вы можете использовать дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе, содержащее не менее 60 % спирта.
Вы можете узнать, содержит ли дезинфицирующее средство не менее 60% спирта, взглянув на этикетку продукта.
Дезинфицирующие средства могут быстро уменьшить количество микробов на руках во многих ситуациях. Однако дезинфицирующие средства
- не избавляют от всех типов микробов.
- Дезинфицирующие средства для рук могут быть менее эффективными, если руки явно грязные или жирные.
- Дезинфицирующие средства для рук могут не удалять с рук вредные химические вещества, такие как пестициды и тяжелые металлы.
Внимание! Проглатывание дезинфицирующих средств для рук на спиртовой основе может вызвать отравление алкоголем, если проглотить более двух глотков. Храните его в недоступном для маленьких детей месте и контролируйте их использование.
Как использовать дезинфицирующее средство для рук
- Нанесите гель на ладонь одной руки (прочитайте этикетку, чтобы узнать правильное количество).

- Потрите руки.
- Нанесите гель на все поверхности рук и пальцев, пока руки не высохнут. Это должно занять около 20 секунд.
Информационные материалы CDC
Смотрите и делитесь видеороликами о гигиене рук, чтобы повышать осведомленность и информировать ваше сообщество о здоровом поведении с гигиеной.
Центры по контролю и профилактике заболеваемости США (CDC) предлагают материалы по укреплению здоровья , чтобы побудить детей и взрослых сделать мытье рук частью своей повседневной жизни.
- ЗАКАЖИТЕ БЕСПЛАТНО плакаты и повесьте их в хорошо заметных общественных местах, таких как школьные туалеты, рабочие зоны
и общественные туалеты. - Делитесь графическими изображениями и сообщениями в социальных сетях.
- Напечатайте наклейки и прикрепите наклейки к зеркалам в ванной.
- Распространяйте информационные бюллетени, чтобы делиться информацией о гигиене рук для определенной аудитории.
Для получения дополнительной информации о мытье рук посетите веб-сайт CDC по мытью рук или позвоните по телефону 1-800-CDC-INFO.
- Часто задаваемые вопросы о гигиене рук
- Гигиена рук в медицинских учреждениях
- Обучение и образование
- Всемирный день мытья рук
- Личная гигиена во время чрезвычайной ситуации
Эволюция: Почему большинство из нас правши?
Загрузка
Вопросы кузова | Эволюция
Эволюция: Почему большинство из нас правши?
Джейсон Голдман, 16 декабря 2014 г.
Праворукие люди доминируют во всем мире, но почему? Джейсон Дж. Голдман проводит расследование.
W
Мы, люди, обычно не во всем согласны друг с другом, но есть по крайней мере одна вещь, с которой многие из нас согласны: какой рукой легче всего управлять. Если вы используете одну руку для письма, вы, вероятно, используете ту же руку и для еды, и большинство из нас — около 85% нашего вида — предпочитают правую руку. На самом деле, по словам археолога Натали Уомини из Ливерпульского университета в Великобритании, «никогда не было сообщений о человеческой популяции, в которой преобладали бы левши».
Латерализация использования конечностей, т. е. смещение в ту или иную сторону, обычно начинается в головном мозге. Мы знаем, что некоторые задачи в значительной степени контролируются мозговой активностью левого полушария, в то время как правое полушарие управляет другими задачами. Как ни странно, существует некоторое пересечение нервов между телом и мозгом, а это означает, что на самом деле левая сторона мозга имеет больший контроль над правой стороной тела, и наоборот. Другими словами, левое полушарие мозга помогает контролировать работу правой руки, глаза, ноги и так далее.
(Gisela Giardino/Flick/CC BY-SA 2.0)
Некоторые утверждают, что такое разделение неврологического труда характерно для животных уже полмиллиарда лет. Возможно, это произошло потому, что более эффективно позволить двум полушариям выполнять разные вычисления одновременно. Например, левое полушарие мозга могло эволюционировать, чтобы выполнять рутинные операции, такие как поиск пищи, в то время как правое полушарие оставалось свободным, чтобы обнаруживать и быстро реагировать на неожиданные вызовы в окружающей среде — например, на приближающегося хищника.
. Это можно увидеть у различных рыб, жаб и птиц, которые с большей вероятностью атакуют добычу, видимую правым глазом.
Таким образом, возможно (хотя и трудно доказать), что когда наши предки-гоминиды начали ходить на двух ногах, а не на четырех, высвободив руки для выполнения новых задач, таких как изготовление инструментов, они были предрасположены к тому, чтобы начать использовать эти руки по-другому. Или, как ученый-когнитивист Стефани Браччини и ее коллеги написали в журнале Journal of Human Evolution, «усиление индивидуальной асимметрии [может быть] началось, как только ранние гоминиды приняли привычную вертикальную позу во время использования инструментов или поиска пищи».
(John Morgan/Flickr/CC BY 2.0)
В поддержку этой идеи Браччини и ее коллеги изучили рукопожатие у шимпанзе и обнаружили, что, когда обезьяны стоят на четвереньках, они не проявляют реальных предпочтений в отношении рук. Только когда их заставляли принять вертикальное положение, возникало боковое предпочтение, хотя отдельные шимпанзе в исследовании с одинаковой вероятностью были левшами и правшами.
Очевидно, тогда было необходимо что-то еще, чтобы подтолкнуть древних людей от латерального предпочтения в целом к чрезвычайно высокому уровню праворукости, который мы наблюдаем сегодня.
Мы приблизительно знаем, когда произошло это изменение, из экспериментов, в которых исследователи делали свои собственные версии древних каменных орудий, используя левую или правую руку, чтобы расколоть или придать им форму, прежде чем сравнивать их с орудиями, сделанными ранними гоминидами. . Это говорит о том, что существует лишь ограниченное количество доказательств того, что мастера-гоминиды, работавшие более 2 миллионов лет назад, были в основном правшами.
Однако каменные орудия, изготовленные около 1,5 миллиона лет назад в Кооби-Фора, Кения, двумя древними видами человека – Homo habilis и Homo erectus — действительно демонстрируют некоторые признаки праворукости в масштабах всего вида. И к тому времени, когда появился вид под названием Homo heidelbergensis , возможно около 600 000 лет назад, в доисторических обществах явно отдавалось предпочтение правшам.
Износ сохранившихся зубов Homo heidelbergensis , например, предполагает, что пища обычно подносилась ко рту правой рукой.
(Thinkstock)
Это говорит нам, когда произошел этот сдвиг, но не почему. Некоторые утверждают, что все сводится к языку. Точно так же, как большинство людей правши — черта, которая, как вы помните, контролируется левым полушарием мозга, — большинство людей выполняет большую часть своей лингвистической обработки в левом полушарии своего мозга. В самом деле, эта левополушарная специализация языка даже более распространена, чем праворукость, что может свидетельствовать о том, что по мере того, как левое полушарие эволюционировало для языка, предпочтение правой руки могло усилиться просто как побочный эффект. Это называется Homo loquens гипотеза: латерализация в целом была обусловлена эволюцией прямохождения, двуногой позы, в то время как предпочтение вправо было вызвано, некоторое время спустя, эволюцией языка.
Праворукость, таким образом, может быть просто случайным побочным продуктом того, как устроено большинство наших мозгов.

«Островок безопасности» поможет ему быстрее справиться со своими эмоциями.
