Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ.
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.
Содержание
- Что такое конспект?
- Какой объем должен иметь конспект?
- Основные требования при написании конспекта
- Виды конспектов
- Как составить конспект – общие рекомендации
- Как составить конспект по различным видам текста
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
- Как правильно конспектировать статьи
- Как сделать конспект по книге
- Как написать конспект по параграфу
- Как составить конспект по учебникам
- Главные ошибки при составлении конспекта
- Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
- Как повысить уникальность конспекта
01 Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой.
Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.
После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.
Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.
Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.
К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи.
Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.
Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу – сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату.
Проверить уникальность
Повысить уникальность
Оформить работу по ГОСТУ
02 Какой объем должен иметь конспект?
Объем конспекта не имеет четких границ.
Существует несколько факторов, которые влияют на объем.
Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.
Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.
При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.
03 Основные требования при написании конспекта
Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.
Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.
К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.
Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:
Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.
Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.
- Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.

д. - Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.
Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.
В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.
Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.
- Конспекты по теме можно скачать из интернета.
Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.
Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.
Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.
04 Виды конспектов
Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.
- План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
- Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
- Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
- Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы.
Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации. - Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.
Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.
05 Как составить конспект – общие рекомендации
В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения
- Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.

- Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
- Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
- Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
- Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
- Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
- Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
- Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
- Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары.
Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит. - Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.
Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.
06 Как составить конспект по различным видам текста
Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.
Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.
Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.
- Как правильно конспектировать статьи
Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.
В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.
Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.
Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.
- Как сделать конспект по книге
Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.
Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.
Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.
- Как написать конспект по параграфу
Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.
- Как составить конспект по учебникам
Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.
Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.
Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе.
Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.
07 Главные ошибки при составлении конспекта
Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.
- Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
- Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
- Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
- Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.
Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.
08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде.
Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.
Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.
Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.
09 Как повысить уникальность конспекта
Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.
Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.
Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.
Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.
Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.
Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.
Полезные ссылки:
Что такое антиплагиат и как он работает?
Антиплагиат – обзор сайта, отзывы, видео
Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента
Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример
Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент
Что такое плагиат – как снизить и убрать из текста
Методические рекомендации «Как правильно составить план-конспект урока» | Методическая разработка:
Методические рекомендации
«Как правильно составить план-конспект урока»
План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Основные принципы планирования
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
- процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
- резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
- низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
План-конспект урока – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Шаг 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.
Шаг II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
– дать представление о…;
– обобщить и систематизировать знания о….;
– познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
– выработать навыки (например, анализа лирического текста).
• Воспитательные:
– воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Шаг III. Планируемые задачи
Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Шаг: IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1.
Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Шаг V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Шаг VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского “Времена года” активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной.
В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
P.S.
Помните, что каждый урок должен содержать “изюминку”. Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Полезная информация:
https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html
https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)
Как написать схему проекта
Автор Smartsheet Лулу Рихтер
23 августа 2022 г.
Эффективная схема проекта обеспечивает успех вашего проекта. В этой статье вы узнаете об основных компонентах схем проекта и о том, как менеджеры проектов используют их для руководства командами. Кроме того, вы можете получить советы экспертов и бесплатные загружаемые шаблоны.
На этой странице вы найдете список основных компонентов плана, пошаговое руководство по составлению плана проекта, настраиваемый образец шаблона и многое другое.
Что такое план проекта?
План проекта — это основополагающий документ в области управления проектами. Руководители проектов создают схему, чтобы формально определить проект. Схема проекта включает в себя цели проекта, задачи, необходимые ресурсы и сроки. После утверждения он становится образцом для будущих документов.
Как и обзор проекта, схема проекта является центральной частью планирования проекта. Он связывает цели и задачи проекта с более крупными бизнес-целями. Назначенный руководитель проекта пишет этот примерно двухстраничный документ как общий обзор концепции проекта и работы, необходимой для ее реализации.
Обзор проекта также называется устав проекта или документ определения проекта (PDD) .
Эрик Верзух, президент и основатель The Versatile Company, подчеркивает важность плана проекта: «Написание плана — это, пожалуй, самое важное, что вы делаете в проекте. Вероятно, это первый раз, когда кто-то изложил проект в письменной форме. Это убирает все серое или, по крайней мере, выясняет, что на самом деле представляет собой проект ».
«Это отправная точка для одного из пяти основных факторов успеха проекта: согласие в отношении цели», — продолжает Верзух. «Он отвечает: «Зачем мы это делаем, что мы имеем в виду, когда делаем это, и чего мы ожидаем, когда закончим?» Это ключевой момент для разрешения любых разногласий, а не для того, чтобы тратить деньги и совершать ошибки».
В дополнение к согласованию цели план проекта должен учитывать каждый из пяти основных факторов успеха проекта, отмеченных в книге Верцу «Ускоренная программа МВА в управлении проектами» .
Вот факторы успеха, которые описывает Верзух, и способы достижения каждого из них:
| Фактор успеха | Общий вклад |
|---|---|
| 1. Соглашение о цели | Схема отвечает на следующие вопросы, чтобы объединить команду:
|
| 2. Наличие плана | Схема является основой для делегирования обязанностей. |
| 3. Четкое общение между всеми заинтересованными сторонами | Набросок – это первое официальное общение. |
| 4. Управление содержанием | Схема — это первая попытка определить масштаб. |
| 5. Поддержка управления | План — это первый шаг к тому, чтобы заручиться поддержкой руководства.![]() |
Назначенный владелец проекта (обычно менеджер проекта или спонсор проекта) официально определяет проект на этапе инициации проекта. Этот этап является первым из пяти в жизненном цикле управления проектом, на котором владелец проекта завершает план и представляет его руководству на утверждение.
После утверждения план становится основой для документов планирования проекта следующего этапа. На протяжении всего проекта команда часто обращается к плану, чтобы убедиться, что их действия соответствуют первоначальным целям.
Важно отметить, что план проекта не следует путать с проектным предложением, которое представляет собой экономическое обоснование необходимости проекта. Схема сообщает, как будет выполняться работа, тогда как предложение сообщает, почему.
Кто должен создавать схему проекта?
Спонсор проекта или менеджер проекта должен создать схему проекта. Лицо, ответственное за руководство проектом, также несет ответственность за план, независимо от его должности.
Этот владелец проекта привлекает заинтересованных лиц и членов команды для составления документа.
Джо Хегни, президент QMA International, LLC и автор книги «Основы управления проектами », отмечает, что «информация, содержащаяся в набросках/уставе проекта, часто предоставляется спонсором проекта или другим высокопоставленным лицом в организации, но Менеджер проекта должен попытаться принять участие как можно скорее. Помните, что это ваш проект».
Если вы назначены владельцем проекта, важно, чтобы вы написали план, даже если это не требуется. Верзух делится: «Вас не всегда могут попросить написать письмо, но всегда следует, если вы руководите проектом. Это показывает, что вы понимаете, что вас просят сделать, и является лучшей практикой для уточнения задания».
По мере того, как спонсор или менеджер собирает документ, они при необходимости привлекают участников проекта. Это могут быть члены команды, клиенты или заинтересованные стороны. Затем схема помогает создать общее понимание между всеми участниками проекта и уменьшает недопонимание во время действий по управлению заинтересованными сторонами.
Компоненты схемы проекта
Компоненты схемы проекта информируют читателя о ключевой информации о проекте. Эта информация включает в себя объем проекта, предысторию, график, членов команды, требования к ресурсам и многое другое. Эти элементы обеспечивают контекст и проясняют любые неясности до выполнения проекта.
Вот компоненты схемы проекта:
- Общая информация: В этом разделе содержится основная информация, такая как название проекта, спонсор проекта, руководитель проекта и дата создания.
- Резюме проекта: Резюме проекта представляет собой краткий обзор проекта, который информирует читателя о контексте проекта.
- Исходная информация: Сюда входит вся необходимая информация, поддерживающая каждую проектную деятельность. Справочная информация может быть отдельным разделом или использоваться по всему документу, чтобы помочь читателю понять, почему вы включили определенные факторы в план.

- Объем проекта: Объем проекта — это подробный список того, что влечет за собой проект, и методов, необходимых для выполнения работы. Масштаб также описывает границы проекта или то, что он не включает.
- Цели: Цели — это измеримые заявления, определяющие, как проект достигнет своих целей и как команда узнает, что цели достигнуты.
- Ограничения и допущения: Ограничения — это любые известные ограничения проекта. Это может быть связано с бюджетом, качеством или другими факторами. Предположения, с другой стороны, являются факторами, которые команда считает верными.
- Ключевые заинтересованные стороны: Включите подробный список внутренних и внешних заинтересованных сторон, участвующих в проекте, а также их роли и обязанности.
- Ключевые члены команды: Включите список членов команды, каждую из их ролей и их обязанностей.

- Результаты: Включите результаты или краткое описание входов, выходов и вспомогательных результатов проекта, таких как отчеты.
- Хронология проекта: Хронология проекта должна включать дату начала, дату окончания и важные вехи.
- Требования к ресурсам: Включите любые требования к ресурсам или список действий и компонентов, необходимых для получения результатов.
- Комментарии: В этом разделе содержатся любые примечания к проекту или действия, которые помогут команде понять документ или прояснить детали проекта.
- Бюджет: Этот последний раздел является необязательным. Включите первоначальную информацию о бюджете, если она доступна.
Verzuh также рекомендует учитывать потенциальные риски даже на базовом уровне: «О рисках всегда стоит говорить. Значительные риски всегда оправданы, потому что они имеют тенденцию влиять на множество отдельных вещей и проекта в целом».
Как написать план проекта
Написание четкого плана проекта требует размышлений, общения и планирования. Когда вы его пишете, вашей основной деятельностью будет сбор и сбор информации, определяющей проект. Найдите время, чтобы собрать отзывы и отредактируйте документ перед его отправкой.
Прежде чем приступить к работе, создайте временную шкалу и контрольный список выполнения, чтобы не отставать. Хотя время, необходимое для написания плана, зависит от проекта, запланируйте достаточно времени для сбора информации, заполнения документа и его проверки до даты отправки.
Вы можете использовать существующий шаблон структуры проекта, чтобы начать работу, или создать свой собственный с нуля. Выполните шаги в порядке, указанном ниже, или в том порядке, который наиболее подходит для вашего проекта. На каждом этапе обязательно получайте отзывы и комментарии от членов команды.
Вот пошаговое руководство по написанию плана проекта:
- Добавить основную информацию: Начните с заполнения названия проекта, основной информации, автора и даты версии вверху.

- Определить ключевых заинтересованных лиц и членов команды: Определить и нанять лучших членов команды, а также записать их имена, роли и обязанности. Возможно, вам придется попросить рекомендации у коллег, которым вы доверяете. Перечислите всех членов команды, спонсоров, заинтересованных лиц, клиентов и заказчиков, которых в какой-то момент затронет проект. Подтвердите с каждым членом команды, что они понимают свою роль.
Для членов команды и заинтересованных сторон, Верзух говорит, что полезно включать информацию о «времени, которое члены команды потратят (например, если они работают над проектом неполный рабочий день) и, в дополнение к ключевым заинтересованным сторонам, полезную информацию, такую как кто платит и кто является исполнительным спонсором, конкретными клиентами или внутренними клиентами».
- Подведите итоги проекта: Напишите краткий обзор, который поможет читателю понять проект и то, как он создает ценность для бизнеса.
Резюме может состоять из двух-трех предложений.Verzuh напоминает нам, что «проекты должны приносить пользу бизнесу. Работа PM заключается в том, чтобы следить за ценностью для бизнеса и поддерживать движение всех заинтересованных сторон к ценности для бизнеса. Резюме проекта важно, потому что оно создает контекст».
- Цели проекта Articulate: Уделите время определению целей проекта. Что нужно доставить? Зачем его нужно доставлять? Как этот проект достигнет этой цели? Кратко напишите цель и включите любое фоновое обоснование решений по проекту. Держите цель на высоком уровне и убедитесь, что она связана с общими бизнес-целями.
Пример: Увеличьте наше присутствие в социальных сетях, чтобы утроить входящий трафик веб-сайта в следующем финансовом году.
- Определение целей проекта: Сначала сформулируйте задачи мозгового штурма на основе цели. Запишите, что проект улучшит, сократит, уберет или оптимизирует.
Затем запишите, как ваша команда будет вносить эти улучшения и как они будут измерять свой успех. Хотя цели SMART являются общей структурой, Верзух рекомендует использовать ее в качестве руководства, а не строго придерживаться этой структуры. Вот несколько примеров целей, основанных на предыдущей цели: - Определите объем и результаты: По словам Верзуха, «Объем и результаты идут рука об руку. Область действия записывается как глагол. Результат — это существительное, которое является результатом». Уточните, какой объем работ находится в границах проекта, а какой за его пределами. Особенно важно детализировать то, что выходит за рамки.
- Список необходимых ресурсов: Предоставьте общий обзор любых необходимых ресурсов, включая людей, помещения, затраты, оборудование, время или информацию. На этом этапе вам не нужно вдаваться в подробности. Как только проект будет одобрен, вы расширите свою первоначальную оценку.
Приведите любую вспомогательную справочную информацию, такую как исторические данные или сравнения с предыдущими проектами, в качестве доказательства. - Составление графика проекта: Выберите дату начала проекта и предполагаемую дату завершения. Затем добавьте основные вехи между двумя датами. «Укажите любую веху, о которой вы знаете, и расскажите, как вы пришли к этому временному интервалу», — говорит Верзух. «Например, если в вашей временной шкале указано, что планирование и стратегия должны быть выполнены к дате X, укажите, как вы пришли к этому числу».
Рассмотрите возможность использования вопросов Верзуха в качестве подсказок:
- Что, если мы не успеем к назначенному сроку?
- Будет ли это проблемой, если мы перешагнем дату? Есть ли штраф за пропуск?
- Есть ли бизнес-причина для того, чтобы сделать это к тому времени?
- Как это согласуется с вашим заявлением о цели?
- Определите ограничения и допущения проекта: Рассмотрите все ограничения, в рамках которых должен быть выполнен проект.
Используйте шесть ограничений, чтобы понять, какие факторы могут повлиять на ваш проект. Затем перечислите предположения или то, что ваша команда считает правдой. Например, на что вы рассчитываете полагаться или считать верным в отношении времени, персонала, ресурсов, затрат или оборудования?В этом разделе также рассмотрите и включите любые существенные риски, которые повлияют на успех проекта или помешают ему.
- Обратите внимание на расходы: Вам не нужен подробный бюджет, но полезно включить расходы. Верзух предлагает написать «что-то простое, чтобы это признавалось, например: «Мы рассчитываем потратить X сумму на персонал» .
- Получить отзыв: Если вы еще этого не сделали, попросите членов команды и заинтересованных лиц просмотреть документ или соответствующие разделы. Будьте восприимчивы к их точке зрения и будьте открыты для внесения изменений.
- Проверка и исправление: Прочтите документ и измените непонятные формулировки.
Внесите окончательные изменения на основе вашего обзора и отзывов о предыдущем шаге. Верните свои изменения членам команды, чтобы они могли внести изменения. Повторяйте, пока не создадите документ высокого качества. - Представьте план: Если вам необходимо представить план, войдите на встречу, подготовленную с презентационной колодой. Попрактикуйтесь в обсуждении плана проекта с коллегами. Предупредите любые вопросы, которые могут возникнуть во время презентации.
Образец шаблона структуры проекта
Загрузить образец шаблона структуры проекта для
Microsoft Word | Adobe PDF | Документы Google
Загрузить пустой шаблон структуры проекта для
Microsoft Word | Adobe PDF | Google Docs
Используйте этот пример шаблона плана проекта, чтобы помочь вам сформулировать цели вашего проекта и согласовать их с вашей командой. Загрузите образец одностраничного шаблона, чтобы увидеть пример написания общего обзора проекта, резюме проекта, целей, объема и основных результатов.
Затем используйте пустой шаблон, чтобы создать собственный план проекта.
Советы по составлению плана проекта
Мы собрали советы экспертов, которые помогут вам составить отличный план проекта. Используйте эти советы, чтобы ваш документ был целенаправленным и эффективным. Успешный план поможет привести заинтересованные стороны и членов команды в соответствие с целями проекта.
Вот наши главные советы по написанию плана проекта:
- Используйте шаблон: Начните с шаблона. Вы можете создать свой собственный или использовать уже существующий шаблон структуры проекта.
- Будьте организованы: Держите документ хорошо структурированным.
- Не торопитесь: Выделите достаточно времени, чтобы создать качественный план.
- Выявление конфликтов: Действуйте как детектив, который выясняет, где заинтересованные стороны расходятся во мнениях.
Верзух говорит: «Мы всегда знаем, что есть разногласия; мы не знаем, что это такое, пока не обнаружим его. Это прекрасное время, чтобы обнаружить эти проблемы». - Получить отзыв: Будьте открыты для отзывов и готовы к изменениям.
- Будьте убедительны: Пишите для читателей с целью вовлечь всех. Имейте в виду, что наброски могут быть первыми важными воротами проекта, поскольку утверждение проекта, скорее всего, зависит от документа. Верзух говорит: «Разработайте план своего проекта, чтобы отразить ключевые моменты, которые необходимо сказать о проекте. В частности, для внутренней работы это может быть основанием для принятия решения о продолжении проекта».
- Помните о своей аудитории: Прочтите все заполненные разделы, думая о своей аудитории. Убедитесь, что содержание четко отвечает тому, что нужно знать каждой группе или человеку. Рассматривайте процесс как средство пролить свет на проект.
Хигни говорит: «Процесс создания плана — это процесс прояснения. Менеджер проекта должен взаимодействовать с заинтересованными сторонами, определять их желания и потребности, а затем приступать к формированию требований». - Редактирование и проверка: Перепроверьте свою работу, попросив членов команды из разных областей проверить ее. Таким образом, они могут обнаружить пробелы в информации или неясные разделы.
- Будьте проще: Лучше всего просто. Прочитав план, отметьте разделы, которые не имеют смысла, и перепишите их. Если вам нелегко это понять, ваш читатель тоже не поймет. Используйте форматирование, например маркеры, в своих интересах.
- Использовать количественные данные: При написании требований Хигни рекомендует убедиться, что они «измеримы и поддаются проверке».
- Подтверждение ограничений: Будьте реалистичны при определении тройного ограничения (объем, график и стоимость).
Верзух рекомендует задать себе вопрос: «Существуют ли какие-либо угрозы в среде проекта, которые могут помешать вам выполнить график, цели или задачи проекта или сделать его намного дороже, чем предполагалось?» - Признание рисков: Не принимайте решения на основе идеального выполнения проекта. Предположим, что по крайней мере 20 процентов проекта столкнутся с трудностями.
Преимущества написания плана проекта
Преимущества написания плана проекта оправдывают время, потраченное на его создание. Это способствует успеху вашего проекта, позволяет избежать дорогостоящего недопонимания и расширяет возможности вашей команды. В конечном счете, это облегчает вашу работу в качестве руководителя проекта.
Вот преимущества написания плана проекта:
- Лучшее согласование команды: Четко формулируя цели и задачи, план приводит всех членов команды в соответствие с целями проекта.
- Более четкое общение: Установите недвусмысленное общение с самого начала с помощью плана проекта.

- Более четкие роли: План проекта с самого начала разъясняет роли и обязанности.
- Меньше разногласий: Объединяя членов команды с самого начала, схемы проекта помогают разрешать разногласия до того, как они станут дорогостоящими.
- Улучшение отношений с заинтересованными сторонами: Информирование заинтересованных сторон о целях проекта означает, что вы сможете лучше управлять ожиданиями заинтересованных сторон и отношениями с ними.
- Улучшенное управление временем: Помогите команде управлять временем, включив график и расписание в свой план.
- Дополнительные полезные вехи: Создавайте точки успеха в рамках проекта с помощью вех.
- Оптимизированный рабочий процесс: Уточняя роли и обязанности команды в схеме проекта, вы помогаете повысить эффективность рабочих процессов.

- Уменьшение расползания области: Определение области проекта в схеме помогает избежать или смягчить расползание области.
Кроме того, Верзух отмечает, что создание схемы проекта «создает ваш собственный экспертный авторитет, демонстрирует, что вы компетентный и организованный человек, чтобы руководить проектом, устанавливает документ в качестве авторитета для заинтересованных сторон в качестве точки соприкосновения, чтобы напомнить им о соглашении. , и служит первым фактором успеха проекта».
Оптимизируйте структуру проекта с помощью управления работой в режиме реального времени в Smartsheet
Расширьте возможности своих сотрудников с помощью гибкой платформы, разработанной в соответствии с потребностями вашей команды, и адаптируйтесь по мере изменения этих потребностей.
Платформа Smartsheet позволяет легко планировать, регистрировать, управлять и составлять отчеты о работе из любого места, помогая вашей команде работать более эффективно и делать больше.
Составляйте отчеты по ключевым показателям и получайте представление о работе в режиме реального времени с помощью сводных отчетов, информационных панелей и автоматизированных рабочих процессов, созданных для того, чтобы ваша команда была на связи и информировалась.
Когда у команд есть четкое представление о выполняемой работе, невозможно сказать, сколько еще они могут сделать за то же время. Попробуйте Smartsheet бесплатно уже сегодня.
Узнайте, почему более 90 % компаний из списка Fortune 100 доверяют Smartsheet выполнение своей работы.
Попробуйте Smartsheet бесплатно Получите бесплатную демоверсию Smartsheet
Как описать свой стратегический план
Стратегический план представляет собой описание
где вы хотите, чтобы ваша организация была в будущем и как вы собираетесь туда попасть . Это дает организациям чувство направления и заставляет всех в организации двигаться в этом направлении.
Американские организации — как некоммерческие, так и коммерческие — часто рассматривают свой стратегический план на три-пять лет вперед.Но для того, чтобы создать полезный и удобный шаблон стратегического плана, вам необходимо иметь четкую рабочую схему. Ниже мы представили три наиболее важные части этого плана, а также четыре шага, которые необходимо предпринять для интеграции стратегического плана после его завершения.
План стратегического плана, состоящий из 3 частей
1. Создайте яркое описание вашего «конечного пункта назначения».
Чтобы создать общее видение, некоторые организации начинают с проведения мозгового штурма, в ходе которого они «воображают мир», в котором:
- Их организация доминирует в отрасли.
- Они увеличились втрое.
- Они представили ряд новых продуктов.
- Население, которое они обслуживают, зависит от их решения конкретной проблемы.
После того, как вы собрали свои идеи в ходе мозгового штурма, подобного этому, объедините эти идеи в формулировку из одного или двух предложений о видении или формулировке цели.
2. Определите шаги, которые вы предпримете для достижения своей цели.
Чтобы определить, как вы будете реализовывать свое общее видение, вам необходимо разбить его на цели, часто называемые «задачами». Цели часто можно разделить на логические группы.
Например, если вы представляете муниципалитет, ваши задачи можно разделить на ключевые программные области, такие как безопасность, транспорт и общественные работы. Если вы являетесь некоммерческим или коммерческим предприятием, ваши цели могут быть сгруппированы по четырем перспективам сбалансированной системы показателей или перспективам для любой выбранной вами модели стратегического планирования. В идеале все ваши цели должны быть связаны друг с другом, так что они каким-то образом вносят свой вклад в ваше общее видение.
3. Определите, как вы будете достигать своих целей или задач.
3А. Коммерческие организации
Многие примеры коммерческих стратегических планов сосредоточены на их мерах или ключевых показателях эффективности , которые помогают организации понять, достигают ли они своих целей.
Если ваша организация устанавливает показатели, вы также установите целевые значения для тех показателей, которые помогают выразить уровни производительности.
См. также : Как установить цели KPI
3Б. Некоммерческие и муниципальные организации
Организации, которые чувствуют себя менее причастными к самой цели, например, некоммерческие и муниципальные, сосредоточатся на том, чтобы связать деятельность или «проекты» со своими целями. Например, муниципалитет или школа могут не устанавливать целевые показатели посещаемости школы, посетителей парка или количества людей, которые будут ходить в библиотеку в определенный период времени. Но они захотят рассказать обо всех действиях, которые им нужно сделать, чтобы улучшить свой город, например:
- Инвестиции в новое программное обеспечение.
- Инвестиции в инфраструктуру.
- Изменение некоторых процессов.
- Делать любую из этих вещей более эффективно или результативно.

Все эти ключевые действия, связанные с вашими стратегическими целями, могут помочь вам выполнить ваш общий стратегический план.
Реализация вашего стратегического плана, шаг за шагом
1. Заручитесь поддержкой всей вашей организации в отношении деталей вашего стратегического плана.
Какой человек (или отдел) должен нести ответственность за эти цели? Вы хотите, чтобы этот человек (или эти люди) написал от трех предложений до трех абзацев, описывая, что означает каждая цель, почему она важна и как вы собираетесь ее достичь. Затем вы можете распространить это по всей вашей организации.
2. Если вы используете подход, ориентированный на показатели, разработайте детали каждого показателя.
Сюда могут входить:
- Кому принадлежит мера.
- Источник данных.
- Формула.
- Как вы будете собирать данные.
- Цель, разрушенная с течением времени.
3. Если вы придерживаетесь проектно-ориентированного подхода, добавьте немного «мяса на кости» в схему своего стратегического плана.


Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.
Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.



Резюме может состоять из двух-трех предложений.
Затем запишите, как ваша команда будет вносить эти улучшения и как они будут измерять свой успех. Хотя цели SMART являются общей структурой, Верзух рекомендует использовать ее в качестве руководства, а не строго придерживаться этой структуры. Вот несколько примеров целей, основанных на предыдущей цели:
Приведите любую вспомогательную справочную информацию, такую как исторические данные или сравнения с предыдущими проектами, в качестве доказательства.
Используйте шесть ограничений, чтобы понять, какие факторы могут повлиять на ваш проект. Затем перечислите предположения или то, что ваша команда считает правдой. Например, на что вы рассчитываете полагаться или считать верным в отношении времени, персонала, ресурсов, затрат или оборудования?
Внесите окончательные изменения на основе вашего обзора и отзывов о предыдущем шаге. Верните свои изменения членам команды, чтобы они могли внести изменения. Повторяйте, пока не создадите документ высокого качества.
Верзух говорит: «Мы всегда знаем, что есть разногласия; мы не знаем, что это такое, пока не обнаружим его. Это прекрасное время, чтобы обнаружить эти проблемы».
Хигни говорит: «Процесс создания плана — это процесс прояснения. Менеджер проекта должен взаимодействовать с заинтересованными сторонами, определять их желания и потребности, а затем приступать к формированию требований».
Верзух рекомендует задать себе вопрос: «Существуют ли какие-либо угрозы в среде проекта, которые могут помешать вам выполнить график, цели или задачи проекта или сделать его намного дороже, чем предполагалось?»

