Как развивать левую руку правше: Можно ли усилить мозг, став амбидекстром? / Хабр

Содержание

Можно ли усилить мозг, став амбидекстром? / Хабр

Может ли приобретённый навык письма обеими руками сделать ваш ум более острым и быстрым? Может ли тренировка школьников по использованию той руки, что не является преобладающей, улучшить показатели на экзаменах? Такие утверждения высказываются уже более ста лет.

Праворукость или леворукость – одна из глубочайших загадок неврологии. Мы всё ещё крайне мало знаем о том, что для мозга значит быть левшой или правшой, или какое воздействие окажет на мозг выученная амбидекстрия.

К четырём годам у нас вырабатывается предпочтение в использовании одной руки вместо другой, которая остаётся с нами до конца жизни. Большинство из нас предпочитают правую руку, а большинство из оставшихся – левую. Но крохотная часть, меньше одного процента, живут амбидекстрами. Это свойство врождённое и частично управляется генетикой. Оно наблюдается и у других животных, включая приматов. Но причина преобладания праворукости до сих пор не ясна.


Мы знаем, что выбор руки связан с асимметрией в работе мозга: левое полушарие контролирует правую часть тела, и наоборот.
У большинства в нём же содержатся речевые центры, и поэтому часто утверждается, что оно преобладает над правым.

Исторически левшей клеймили, наказывали и заставляли переучиваться, но в конце 19 века появилось движение, рекламирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон [John Jackson], старший преподаватель школы грамматики в Белфасте основал Культурное общество амбидекстров [Ambidextral Culture Society]. Джексон и его последователи верили, что полушария мозга различаются и работают независимо, и что преобладание праворукости приводило к трате впустую половины образовательного потенциала.

Джексон писал, что с тренировками амбидекстрии «каждая рука будет независимой от другой в производстве любой работы… при необходимости, одна рука сможет писать письмо, а другая – играть на пианино, без потери концентрации или способностей». И всеобщее применение амбидекстрии, в результате, должно было привести к дивному новому миру двуручных граждан с удвоенной мозговой активностью.

И хотя заявления Джексона были основаны на научных наблюдениях, их в результате отвергли. Тем не менее, подобные идеи существуют до сих пор, и некоторые считают, что научившись использовать недоминирующую руку, можно благотворно повлиять на мозговую деятельность. Люди, делающие такие заявления, обычно обращаются к нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функционирование в ответ на получаемый опыт.


Возьмём для примера Whole Brain Power Consulting – «революционную программу тренировки мозга» от Майкла Лавери [Michael Lavery], объявившего себя «пионером в области прикладной неврологии и работы мозга». Через набор «простых тренировок амбидекстрии, письма и памяти» он обещает «подстегнуть ваши умственные контуры, вашу память, победить стресс, заострить ум, поднять настроение, улучшить сон, и т.д. и т.п.». И всё это всего лишь за $67 (4400 р).

На разных сайтах можно найти утверждения о том, что тренировка использования недоминирующей руки может развить ваши творческие способности. В своём блоге Good Financial Cents сертифицированный финансовый проектировщик Джефф Роуз [Jeff Rose] утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения ежедневных задач вроде чистки зубов «усилит нервные соединения в мозгу и вырастит новые». А также «поможет расти вашим мозговым клеткам».

Роуз рассказывает про то, что «недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, тем, что мы упражняем не так часто… Поэтому, когда вы используете недоминирующую руку, активируются оба полушария, что может привести к изменению мышления и увеличению творческого потенциала».

И хотя структура и функционирование мозга, конечно, могут сильно измениться под воздействием новых впечатлений и тренировок, и ваш мозг действительно продолжает выращивать новые клетки в течение всей жизни, вопрос того, как амбидекстрия влияет на работу мозга, до сих пор малоизучен. Не существует научных подтверждений того, что тренировки недоминирующей руки могут привести к таким положительным эффектам.

И хотя Роуз правильно пишет, что недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, его предположение, что это полушарие тренируется не так часто, неверно, поскольку все поведенческие сценарии, даже те, что активируют области мозга, существующие только в одном из полушарий, активируют оба полушария.


Некоторые неврологи считают, что тренировка амбидекстрии может причинить вред, на основании некоторых исследований, согласно которым врождённая амбидекстрия коррелирует с худшими результатами в научных дисциплинах и психическом здоровье. Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с разными задачами, особенно с арифметикой, задачками на память и логическими упражнениями, и что у амбидекстров наблюдаются проблемы с языком и синдром дефицита внимания. Амбидекстрию также связывают с ускоренным уменьшением объёма мозга при старении.

«Два полушария мозга не взаимозаменяемы»,- говорит когнитивист Майкл Корбаллис [Michael Corballis] из Оклэндского университета, проведший несколько работ по изучению амбидекстров и их академических успехов. «Эта асимметрия, возможно, появилась в результате эволюции для того, чтобы две части мозга могли вырабатывать специализацию. При попытках отменить или изменить эту эффективную настройку можно прийти к психологическим проблемам».

Однако это всё лишь предположения, и никаких доказательств того, что тренировка амбидекстрии приводит к проблемам, не существует. С одной стороны, наука считает, что врождённая амбидекстрия может иметь некоторые недостатки, не только в работе когнитивного аппарата, но и с психическим здоровьем. С другой стороны, совершенно не ясно, приведут ли тренировки амбидекстрии к таким же последствиям для мозга, к каким приводит врождённая амбидекстрия.

Поэтому, на вопрос, как может повлиять на мозг тренировка недоминирующей руки, нет простого ответа.

Как научиться писать левой рукой — Вопросы на vc.ru

Добрый день, я правша и хочу научиться писать левой рукой — говорят, это улучшит работу правого полушария мозга.

Пока начал с прописей, но есть ли другие способы?

Спасибо.

18 276 просмотров

{ “author_name”: “Редакция vc.ru”, “author_type”: “self”, “tags”: [], “comments”: 51, “likes”: 14, “favorites”: 1, “is_advertisement”: false, “subsite_label”: “ask”, “id”: 8368, “is_wide”: true, “is_ugc”: true, “date”: “Tue, 26 May 2015 16:56:26 +0300”, “is_special”: false }

{“id”:2,”url”:”https:\/\/vc.

ru\/u\/2-redakciya-vc-ru”,”name”:”\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0446\u0438\u044f vc.ru”,”avatar”:”af05b57e-0ea4-a44a-ed5f-b1010a46534d”,”karma”:61220,”description”:””,”isMe”:false,”isPlus”:false,”isVerified”:false,”isSubscribed”:false,”isNotificationsEnabled”:false,”isShowMessengerButton”:false}

{“url”:”https:\/\/booster.osnova.io\/a\/relevant?site=vc”,”place”:”entry”,”site”:”vc”,”settings”:{“modes”:{“externalLink”:{“buttonLabels”:[“\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c”,”\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c”,”\u041d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c”,”\u0417\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c”,”\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c”,”\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c”,”\u0421\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c”,”\u041f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438″]}},”deviceList”:{“desktop”:”\u0414\u0435\u0441\u043a\u0442\u043e\u043f”,”smartphone”:”\u0421\u043c\u0430\u0440\u0442\u0444\u043e\u043d\u044b”,”tablet”:”\u041f\u043b\u0430\u043d\u0448\u0435\u0442\u044b”}},”isModerator”:false}

Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.

Левша, правша или амбидекстр?

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».

Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.

В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.

Леворукий и левша — синонимы?

В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.

Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.

Стоит ли переучивать левшей?

Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

Чем опасно переучивание?

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.

Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Три способа определить, левша ребенок или правша

  1. «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
  2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
  3. «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Что знает наука о нашей ведущей руке — Wonderzine

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

ФОТОГРАФИИ: Ofakind

Как научиться писать левой рукой: советы и упражнения

Многих удивляет, как аккуратно и красиво левши могут писать левой — нерабочей в представлении большинства людей — рукой. Однако для самих левшей, которых на Земле 15% населения, это заурядный навык.

Научиться бегло писать левой рукой могут и правши, правда, для этого потребуются многие часы тренировок. И сейчас мы расскажем, как это сделать.

Советы правшам, которые хотят научиться писать левой рукой

Чтобы научиться писать левой рукой, подготовьтесь принять непривычное положение тела. В странах, где традиционно пишут слева направо, левши сталкиваются со специфическими трудностями — им приходится сильнее изгибать руку в запястье, чтобы видеть буквы.

Правшей часто удивляет, как легко левши владеют левой рукой

Поэтому, приступая к занятиям, нужно в первую очередь удобно разместить руку и письменные принадлежности:

  1. Положите бумагу так, чтобы она находилась слева от вас — левый верхний угол при этом должен быть сверху.
  2. Ручку или карандаш захватите выше обычного — расстояние от пальцев до бумаги должно составлять 3-4 см.
  3. Выбирайте для тренировок ручку достаточной длины (существуют эргономичные письменные приборы, созданные специально для левшей, но подойдёт и обычная гелевая или качественная шариковая ручка).

Чтобы буквы не шли вкривь и вкось, практикуйтесь поначалу с помощью разлинованной бумаги. Можно самому прочертить линии карандашом на одинаковом расстоянии, другим вариантом является покупка специальной тетради для первоклассников.

Не стоит форсировать процесс — в первое время важно добиться, чтобы почерк был ровным и красивым, а скорость будет увеличиваться с накоплением опыта.

Опасно перенапрячь руку — это не только причиняет дискомфорт, но и снижает мотивацию к дальнейшей работе. Поэтому во время упражнений не забывайте делать перерывы, расслабляйте пальцы, шевелите ими.

Занимайтесь систематически — лучше потратить 15-20 минут в день, чем несколько часов подряд один раз в неделю. Пусть первоначальная корявость букв не приводит вас в уныние — научились же вы писать правой рукой, когда были ребёнком!

С наскоку овладеть новым навыком не получится, но со временем результаты начнут вас радовать. Естественное желание бросить всё и взять ручку в правую руку будет сильно, однако не следует ему поддаваться.

Развитие левой руки – сложный продолжительный процесс, требующий определённого напряжения силы воли и преодоления себя, однако результат рано или поздно не заставит себя ждать.

Упражнения для того, чтобы научиться писать левой рукой

Обучение письму левой рукой — это длительный процесс, в ходе которого в мозгу появляются и укрепляются новые нейронные связи. Поэтому при любой возможности старайтесь упражняться и выполнять разнообразные действия левой рукой.

Развитие мышц тоже играет свою роль, поскольку у большинства людей эта рука не такая сильная, как правая. Начнем с таких упражнений:

Важно развивать мышцы неведущей руки

  1. Пишем алфавит. Для начала нужно научиться выводить печатные буквы. Если вам сложно делать это на чистой бумаге, обведите заголовки в газете или журнале. Затем перейдите к прописным буквам — с этой целью можно использовать специальные учебные материалы для дошкольников. 
  2. Пишем предложения. Освоившись с написанием отдельных букв, перейдите к предложениям. Можно начать с панграмм — фраз, в которых есть все буквы алфавита (одна из самых известных: «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю»).
  3. Пишем самые распространённые слова. Подготовить мышцы к обширным текстам может предварительное написание самых распространённых слов русского языка – их перечень доступен в Интернете.
  4. Пишем тексты. Выберите подходящий текст небольшого размера и перепишите его от начала до конца. Для удобства попросите кого-нибудь продиктовать текст или загрузите его в компьютерную программу, синтезирующую речь – тогда вам не придётся отводить взгляд от бумаги. Со временем можно увеличивать объём текстов.

Дополнительно поможет выполнение других упражнений, с помощью которых можно улучшить навыки владения левой рукой:

  1. Рисуйте простые формы — круги, треугольники, квадраты, схематичных человечков.
  2. Обводите изображения предметов.
  3. Чертите прямые линии — слева направо и сверху вниз.
  4. Попробуйте писать зеркально — справа налево (как это делают семитские народы).

В течение дня понуждайте себя регулярно пользоваться неосновной рукой — для этого можно обвязать палец шнурком, чтобы он служил для вас напоминателем. Выполняйте простые действия:

  1. Кидайте мяч левой рукой, стараясь попасть в цель.

    Заставьте себя держать мышь в левой руке

  2. Попросите, чтобы кто-то кинул вам мяч и постарайтесь его поймать.
  3. Берите в левую руку спортивный инвентарь, например, ракетку для бадминтона.
  4. Поднимайте тяжести — например, гантель или гирю.
  5. Выполняйте подобно левше бытовые действия, такие как чистка зубов, причёсывание, нарезание овощей ножом, разливание чая по чашкам.
  6. Открывайте и закрывайте левой рукой двери, ящики, сумки и портфели.
  7. Поставьте компьютерную мышь в инвертированный режим и пользуйтесь ею, держа слева от монитора.

Эти упражнения позволят постепенно развить левую руку, которая станет пригодной не только для письма, но для выполнения всех других действий. 

В чем состоит польза от развития левой руки

За работу левой половины тела отвечает правое полушарие мозга. Оно же, как утверждают нейрофизиологи, контролирует интуицию, чувство юмора и творческие способности.

Поэтому, развивая правое полушарие, вы можете «прокачаться» и в этих направлениях. Научившиеся владеть субдоминантной рукой люди рассказывают об открывшихся талантах, о которых они прежде даже не подозревали.

Если раньше в школах левшей переучивали чуть ли не насильно, то сейчас всё больше людей стремится одинаково владеть обеими руками.

Такое умение не только выделит вас в глазах окружающих, но и может выручить в экстремальной ситуации, например в случае травмирования правой руки.

Упражняясь в письме левой рукой, вы сможете попутно выучить наизусть множество интересных текстов, например, отрывки любимых книг, слова песен, рецепты блюд.

Одинаковое владение обеими руками (амбидекстрия) даст вам преимущество при обучении десятипальцевому компьютерному набору, жонглированию, игре на гитаре.

Сбалансированная работа мозговых полушарий улучшит память, даст эмоциональную устойчивость и улучшит способности к быстрому принятию решений.

Таким образом, развитие левой руки при всех трудностях, с которыми придётся столкнуться на этом пути, способно сделать вас практически другим человеком – более творческим и приспособленным к окружающей действительности.

В этом видео вы узнаете о том, как приобрести навык оберукости:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

У ребенка две руки. Развивайте обе!

“70% людей рождаются леворукими!” – говорит психолог Наталья Зачкова. Однако мир наш приспособлен для праворуких людей. Почему? Потому что с самого младенчества взрослые переучивают леворуких детей. В самом печальном варианте это в дошкольном возрасте может обернуться неврозами, тиками, несговорчивостью и даже энурезом. Часто родители называют ребенка “трудным”, а на самом деле он просто переученный левша со своими особенностями характера и поведения, которые заложены в нем на уровне нейропсихологии.

Игры с младенцем

Переучивание левши на правшу – это не только перекладывание карандаша и ложки из левой руки в правую. Оно начинается гораздо раньше, еще в младенчестве, когда родители вкладывают ребенку погремушку, соску или бутылочку конкретно в правую руку. Психологи советуют делать это попеременно либо подвешивать погремушку и класть соску на одинаковом расстоянии от обеих рук, чтобы ребенок сам дотягивался той рукой, какой ему будет удобно. Стоит повнимательнее приглядеться, и через месяц наблюдений и свободы выбора можно будет понять, младенец – правша или левша.

В возрасте двух-трех лет уже можно провести диагностику ведущей руки ребенка. Для этого предложите ему выполнить (или имитировать) следующие действия:

  • – погладить кошечку;
  • – открутить крышку;
  • – раздать карточки для лото;
  • – отвинтить гайку;
  • – похлопать ладошку об ладошку;
  • – показать, как зажигают спичку;
  • – поиграть в “Сороку”;
  • – вдеть нитку в иголку.

Теперь посчитайте, сколько действий ребенок выполнил правой рукой.

– Если все восемь – значит, он истинный правша от рождения. Если 5-6 – значит, либо он от рождения имеет одинаково хорошо развитые оба полушария мозга, либо он переученный левша, смешанный тип, – отмечает психолог Наталья Зачкова. – Если четыре и меньше – значит, он левша.

Итак, вы обнаружили, что ребенок стремится задействовать левую руку. Что делать дальше? Обратно переучивать на левшу, покупая специальные ручки, ножницы и прописи? Психологи советуют развивать обе ручки. Это хорошее подспорье и на случай травмы правой руки в любом возрасте.

Например, можно учиться рисовать сразу двумя руками. Для начала круги, дождик, спиральки, а потом и более сложные рисунки и узоры. Хорошая тренировка для руки и одновременно для головного мозга – ножницы, старайтесь попеременно резать обеими руками. Этот способ хорош еще и потому, что карандаши ребенок получает уже в год, а с ножницами знакомится гораздо позже, а значит ему придется одновременно учиться владеть ими и правой, и левой рукой.

Аудиалы и кинестетики

В четыре года у ребенка можно определить уже ведущие ухо и глаз. Положите на стол часики, поставьте ребенка около стола, чтобы часы оказались перед ним по центру, и попросите послушать, как они тикают. Какое ухо он наклонит к часам – то и ведущее.

Или вот еще упражнение. В белом листочке по центру вырежьте отверстие для глаза. Сядьте с ребенком друг напротив друга на расстоянии 1,5 метра на одном уровне, пусть он на вытянутых руках держит перед глазами листочек. Какой его глаз вы увидите в отверстие, тот и ведущий. Для чего это надо? Дело в том, что по совокупности ведущих уха, глаза и руки можно определить ведущий канал восприятия ребенка – слуховой, визуальный или кинестетический (на ощупь) и отсюда некоторые особенности его поведения.

Например, мы, взрослые, даем ярлык неряха мальчику, а он ни в чем не виноват, просто он – аудиал (ведущие правое ухо, правый глаз и обе руки), он “не видит себя” и как выглядит. Или называем ребенка капризным, обвиняем, что он не хочет надевать новые колготки и красивую водолазку, а все дело в том, что (или она) – кинестетик, которому нужна максимально комфортная и свободная одежда. Если ему что-то жмет, обтягивает, чешется, колет – он и будет капризничать, хотя сам не определит и не скажет, что просто одет неправильно. Кинестетиками чаще всего оказываются праворукие мальчики и те, у кого и глаз, и ухо, и рука ведущие – левые, а также леворукие девочки.

Всех леворуких – подальше от окна

В школе у левшей даже сейчас, когда им перестали перекладывать ручку из левой руки в правую, проблем немало. Поскольку у них “главенствует” правое полушарие, образное мышление страдает, поэтому почерк у них часто корявый, пишут они медленно, и часто возникает феномен зеркального письма – слово пишут от последней буквы к первой, то есть наоборот. С этим приходится бороться.

Чтобы учеба была успешней, надо так организовать рабочее место, чтобы свет падал с правой стороны (а как сделать это в школе? Например, повесить дополнительные светильники на крайний от окна ряд на стену и посадить туда всех леворуких детей). Нужно изменить угол наклона тетради, положение предплечий.

Кроме сложностей с письмом, возникает и такая трудность – правополушарники, как правило, включаются в работу, в задачу чуть позднее, чем левополушарники. Зато они готовы к долгому и кропотливому труду. Но планы уроков, как правило, составляются с расчетом на мгновенное включение в краткосрочную работу.

Главная же проблема – родители заранее готовят себя и своих детей-левшей к трудностям в школе, и дети начинают испытывать страхи, нередко до неврозов, головных болей и потери аппетита. Как следствие – плохая учеба. Поэтому психологи советуют родителям “подружиться” с природой и смириться с некоторыми проблемами.

Не ленитесь узнавать своего ребенка, чтобы он доставлял вам радость, а не разочарование своими “капризами”.

Левшей опасно переучивать “на правую руку” — Российская газета

– Возьмите карандаши в правую руку! – говорила детям воспитательница в саду. Правая рука – это было мучительно работать ей детям – левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали “на правую руку” и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала “неодинаковость” левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка – левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания “на правую руку” ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей “левшей” вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша – 17 процентов, если родители правши – 2 процента. Среди близнецов левшей – больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие – человек становится правшой, если доминантное правое – левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно – доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое – левой рукой и ногой. У левшей же – все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями – так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный – левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что “правое” лицо больше похоже на отца, “левое” – на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя “в рамках”.

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным.

“Левые” вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция – характерная черта левшей – политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей “левизне”. Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

– Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

– Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

– Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

– Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым – ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен “справа”, поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на “большинство”. Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши – ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш “неправильный”. Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша “ведущий” глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать – потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

– Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

– Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

– Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

– Лучшая тренировка – крутить-вертеть карандаш в руке.

Можете ли вы стать левшой, если вы правша? Вот как научиться легко писать обеими руками

Если вы правша, вам может быть любопытно, что значит быть левшой. В конце концов, это все еще кажется чем-то совершенно уникальным, поскольку даже наука говорит, что это все еще довольно редкая черта. Возможно, ваше любопытство дошло до того, что вы действительно хотите научиться писать другой рукой. Обучить себя тому, как стать левшой, если вы правша, может быть чрезвычайно сложно, и это потребует большого терпения и обучения – но это не невозможно.

Есть несколько причин, по которым кто-то может захотеть научиться играть с обеих сторон. Некоторые люди считают, что обучение взаимозаменяемому использованию обеих рук может улучшить работу мозга, хотя некоторые исследователи говорят, что это не так. Другие просто хотят сказать, что могут писать и использовать обе руки. Есть и более практические причины: некоторые получают травмы или заболевают, теряют способность пользоваться правой рукой и не имеют другого выбора.

Однако если вы пытаетесь стать левшой, потому что думаете, что это может сделать вас умнее, знайте, что это может быть неправдой. Scientific American указывает на несколько исследований, которые показывают, что владение обеими руками от рождения связано с проблемами развития и трудностями в учебе. Об этом определенно стоит подумать, прежде чем прикладывать много усилий для тренировки использования обеих рук.

Если вы все еще полны решимости стать левшой как правша, то это вполне возможно. Однако имейте в виду, что это не самая легкая задача в мире. Эти две части нашего мозга не взаимозаменяемы, и поэтому вы в основном идете против своей природы, когда учитесь правильно пользоваться другой рукой.Есть определенные шаги, которые вам нужно предпринять, и помните: проявите терпение. Это не произойдет в одночасье!

1

Начать с отслеживания

Возможно, вы захотите сразу же начать тяжелую работу, но немедленный переход к написанию полных слов и предложений недоминантной рукой не закончится хорошо. Скорее всего, вы проиграете, и тогда вы почувствуете разочарование. Вместо этого начните с обводки букв и фигур. Вы можете использовать книги для мастерских по написанию, которые дети часто используют, чтобы научиться писать, или вы можете просто взять любую книгу и начать рисовать левой рукой.Это поможет сделать движения более естественными. Одна женщина рассказала Би-би-си, что научилась быть левшой, сделав именно это – отслеживание.

2

Как правильно держать перо

То, как вы держите ручку или карандаш, играет важную роль в том, насколько хорошо вы пишете. Если вы очень плотно сжимаете письменные принадлежности, вы создаете напряжение в руке и затрудняете писать (вот почему ваш почерк становится странным, когда вы пишете долгое время).Приучите себя удобно держать ручку в левой руке, что будет непросто, потому что вам это неудобно. Держите руку расслабленной и расслабленной, стараясь делать перерывы.

3

Практикуйтесь в письме левой рукой каждый день

Если вы собираетесь начать писать не доминирующей рукой, вам нужно посвятить себя обучению. Это означает, что вам нужно будет работать над этим каждый божий день.Выделяйте около 20 минут или получаса на то, чтобы писать левой рукой каждый день, независимо от того, пишете ли вы или пишете. В этом случае практика определенно ведет к совершенству.

4

Практикуйтесь со своими азбуками

Опять же, вы не можете просто перескакивать на полные слова и предложения. Начните писать самостоятельно, не отслеживая, а выписывая азбуку – верните ее в детский сад! Продолжайте рисовать буквы каждый день, пока это не станет немного более нормальным.Дайте себе немного времени. Вам нужно привыкнуть к тому, чтобы понять, как создавать эти формы, когда ваш мозг работает против вас.

5

Увеличивайте силу левой рукой

Поскольку вы всегда использовали правую руку для всего, имеет смысл, что у нее будет больше силы, чем у левой. Итак, работайте над наращиванием силы в левой руке. Конечно, вы можете делать это, поднимая тяжести, но более простой и практичный способ сделать это – просто использовать его чаще. Вместо того, чтобы использовать правую руку для выполнения повседневных задач, таких как чистка зубов, мытье посуды и заправка кровати, используйте левую руку. Поначалу это определенно будет неловко, но просто работайте над этим. И будьте в сознании – ваш мозг скажет вам двигаться вправо, когда вы боретесь.

6

Переходите к предложениям

Как только вы почувствуете себя более комфортно, используя левую руку для начертания, написания букв и выполнения других основных задач, вы можете начать использовать ее для написания реальных предложений.Делайте это медленно, будьте терпеливы и оставайтесь сосредоточенными. Это будет не так просто, как кажется.

7

Использование компьютерной мыши левой рукой

Давайте будем правдой: многие из них практически перестали писать из-за современных технологий. Все мы пользуемся компьютером! Итак, потренируйтесь использовать компьютерную мышь левой рукой, чтобы действительно установить это соединение. Это просто еще один способ научить свой мозг думать, что ваша левая рука доминирует.

8

Запись в обратном направлении

Если у вас действительно возникают проблемы, вы можете попробовать писать в обратном направлении.В большинстве языков люди пишут слева направо, что кажется естественным, если вы правша. Если вы левша, это не кажется естественным, поэтому левши обычно пишут задом наперед. Так что попрактикуйтесь и в обратном направлении – вам может быть легче понять.

Как развивается мозг детей, чтобы сделать их правшами или левшами

По мере взросления дети склонны отдавать предпочтение одной руке перед другой при выполнении определенных задач, особенно при письме или рисовании.«Ручность» ребенка обычно подразделяется на правую, левую или смешанную и имеет тенденцию устанавливаться примерно в то же время, когда они овладевают языком – около четырех лет. Это остается неизменной характеристикой на протяжении всей нашей жизни.

Теперь мы знаем, что детская рука кое-что говорит об организации и функциях их мозга.

Левое и правое полушария мозга контролируют двигательную активность на противоположных сторонах тела. Тем не менее, левая и правая половины мозга не имеют равного контроля над различными типами поведения, что приводит к смещению одной руки над другой при выполнении определенных задач.Преобладание одного полушария над другим при определенном поведении называется церебральной латерализацией.

Ученые считают, что у эволюции церебральной латерализации есть очевидные причины. Прежде всего, когда одно полушарие берет на себя управление процессом, снижается вероятность того, что оба полушария будут конкурировать за контроль над ответом. Это также позволяет различным процессам, таким как речь и внимание, работать параллельно в двух полушариях.

Для подавляющего большинства людей левое полушарие мозга является доминирующим, используемым для речи.И та же область левого полушария, которая контролирует речь, также контролирует действия рук.

В результате большая часть населения (около 90%) является правшой, когда использует инструменты, такие как ручки, и когда они жестикулируют. Эволюционные психологи предполагают, что использование инструментов и жесты рук сыграли важную роль в эволюции человеческой речи. Одна теория предполагает, что, поскольку зрение является нашим основным чувством, человеческое общение сначала возникло как жесты рук. По мере того, как мы становились опытными пользователями инструментов, было более эффективно держать руки свободными для использования инструментов, а наше общение переводилось в речь.Структурированные последовательности действий рук, необходимые для создания и использования инструментов, также могли подготовить мозг к языковому синтаксису.

Для приобретения сложных навыков, таких как язык, дети должны сначала развить базовые сенсорные и моторные способности. Психологи, занимающиеся развитием, утверждают, что такие мелкие моторные способности, как манипулирование объектами и жесты, создают основу для приобретения систем, необходимых для последующего развития языка.

Левый, правый или оба?

В период с начала до середины 20 века ученые считали леворукость пороком развития. Это было связано с рядом нарушений развития, начиная от языкового дефицита и заканчивая расстройствами психического здоровья. Фактически, многие дети-левши того времени были вынуждены писать правой рукой, чтобы «переучить» их.

Сегодня мы понимаем, что правосторонность – это не бинарная характеристика (левая или правая), а, скорее, она существует по градиенту, который варьируется от сильно левостороннего до сильно правостороннего.

По мере того, как дети начинают развивать свои моторные навыки, они могут одинаково использовать как левую, так и правую руку для простых действий, например, тянуться к предметам.Это потому, что обе руки могут легко выполнить задачу. Тем не менее, для большинства населения более сложные задачи требуют специализированных обрабатывающих свойств левого полушария мозга. Например, большинство детей выбирают для письма правую руку.

Навык со временем развивается и постепенно становится правшой по мере того, как дети переходят от использования «кулачкового» захвата, чтобы делать свои первые отметки на странице, к тонкому «штативному» захвату, необходимому для мелкой моторики, такой как формирование и соединение букв.Наблюдение за подвижностью ребенка при мелкой моторике, например письме, может дать нам представление о том, насколько хорошо эти два полушария развили свои специализированные способности к обработке.

Обе руки. Анелина / www.shutterstock.com

Недавние исследования показывают, что дети, которые сильно левши или правши, также обладают хорошей церебральной латерализацией и типичной речевой продукцией. С другой стороны, смешанность рук (без развития доминирующей руки) была связана с атипичным развитием моторных и языковых способностей.

Люди с амбидекстрами составляют около 3–4% от общей популяции. Этот показатель возрастает до 17–47% среди детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У детей с РАС также проявляются двигательные нарушения уже в семимесячном возрасте. Это говорит о том, что РАС, скорее всего, будут присутствовать и наблюдаться на ранних этапах развития ребенка и, вероятно, будут оказывать влияние на развитие высших когнитивных функций, таких как речь.

Чем может быть полезна ручность?

Новое исследование, над которым я работаю, рассматривает возможность использования детской руки в качестве маркера риска развития языковых расстройств у ребенка.В настоящее время диагноз РАС обычно ставится относительно поздно, когда дети не могут произносить и понимать базовый язык. Поздняя диагностика может ограничить пользу от раннего вмешательства и лечения. Мозг младенца невероятно гибок, и правильное раннее вмешательство может улучшить когнитивное развитие и психическое здоровье в дальнейшем.

Ручка – не единственное искажение наших моторных навыков, вызванное церебральной латерализацией. У большинства населения правое полушарие мозга является доминирующим для реакции на опасность.Это означает, что мы быстрее распознаем угрожающие лица и выражения, когда они появляются слева от нас (в левом поле зрения), чем с правой. Это было продемонстрировано в ряде лабораторных исследований классической психологии, в которых взрослые быстрее оценивают изображения лиц, выражающих отрицательные эмоции, представленные слева от них, по сравнению с изображениями справа.

Картирование путей развития двигательных предубеждений и когнитивных способностей у детей дает нам новый способ лучше понять взаимосвязь между организацией мозга, функцией мозга и поведением.

Определяется ли ручность генетикой ?: MedlinePlus Genetics

Подобно большинству аспектов человеческого поведения, ручность – сложная черта, на которую, по-видимому, влияет множество факторов, включая генетику, окружающую среду и случайность.

Ручка или предпочтение рук – это склонность к более умелому и удобному использованию одной руки вместо другой для таких задач, как письмо и бросание мяча. Хотя это процентное соотношение варьируется в зависимости от культуры, в западных странах от 85 до 90 процентов людей являются правшами, а от 10 до 15 процентов – левшами.Двуручность (предпочтение разных рук для разных задач) и амбидекстры (способность одинаково хорошо выполнять задачи любой рукой) встречаются нечасто.

Предпочтение рук начинает развиваться еще до рождения. Это становится все более очевидным в раннем детстве и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни. Однако о его биологической основе известно немного. Предпочтение рук, вероятно, возникает как часть процесса развития, который различает правую и левую стороны тела (так называемая правосторонняя асимметрия).В частности, ручность, по-видимому, связана с различиями между правой и левой половинами (полушариями) мозга. Правое полушарие контролирует движение левой стороны тела, а левое полушарие контролирует движение правой стороны тела.

Первоначально считалось, что односторонность контролируется одним геном. Однако более поздние исследования показывают, что этому признаку способствуют несколько генов, возможно, до 40. Каждый из этих генов, вероятно, имеет слабый эффект сам по себе, но вместе они играют значительную роль в установлении предпочтения рук.Исследования показывают, что по крайней мере некоторые из этих генов помогают определять общую право-левую асимметрию тела, начиная с самых ранних стадий развития.

На данный момент исследователи идентифицировали только несколько из множества генов, которые, как считается, влияют на ручность. Например, ген PCSK6 был связан с повышенной вероятностью правши у людей с психическим расстройством – шизофренией. Другой ген, LRRTM1 , был связан с повышенным шансом левши у людей с дислексией (состояние, которое вызывает трудности с чтением и правописанием).Неясно, имеет ли какой-либо из этих генов отношение к хиральности у людей без этих условий.

Исследования показывают, что на возможность руки влияют и другие факторы. Пренатальная среда и культурные влияния могут играть роль. Кроме того, предпочтение рук человека может частично объясняться случайными различиями между людьми.

Подобно многим сложным чертам, ручность не имеет простой схемы наследования. Дети левшей с большей вероятностью будут левшами, чем дети правшей.Однако из-за того, что общая вероятность того, что они левши, относительно невелика, большинство детей от родителей-левшей являются правшами. Однояйцевые близнецы с большей вероятностью, чем неидентичные близнецы (или другие братья и сестры) будут правшами или левшами, но многие близнецы имеют противоположные предпочтения.

Статьи в научных журналах для дальнейшего чтения

Armor JA, Davison A, McManus IC. Полногеномное ассоциативное исследование ручности исключает простые генетические модели. Наследственность (Edinb).2014 Март; 112 (3): 221-5. DOI: 10.1038 / hdy.2013.93. Epub 2013 25 сентября. PubMed: 24065183. Полный текст можно бесплатно получить в центре PubMed: PMC3931166.

Brandler WM, Morris AP, Evans DM, Scerri TS, Kemp JP, Timpson NJ, St Pourcain B, Smith GD, Ring SM, Stein J, Monaco AP, Talcott JB, Fisher SE, Webber C, Paracchini S. гены и пути левой / правой асимметрии связаны с относительным мастерством рук. PLoS Genet. 2013; 9 (9): e1003751. DOI: 10.1371 / journal.pgen.1003751. Epub 2013 12 сентября.PubMed: 24068947. Полный текст доступен бесплатно в центре PubMed: PMC3772043.

Brandler WM, Paracchini S. Генетическая взаимосвязь между ручностью и нарушениями развития нервной системы. Тенденции Мол Мед. 2014 Февраль; 20 (2): 83-90. DOI: 10.1016 / j.molmed.2013.10.008. Epub 2013 23 ноября. Обзор. PubMed: 24275328. Полный текст доступен бесплатно в центре PubMed: PMC3969300.

de Kovel CGF, Francks C. Новый взгляд на молекулярную генетику предпочтения рук. Sci Rep.12 апреля 2019; 9 (1): 5986. DOI: 10.1038 / s41598-019-42515-0. PubMed: 30980028; Полный текст доступен бесплатно в PubMed Central: PMC6461639.

McManus IC, Дэвисон А., Армор Дж. Мультилокусные генетические модели ручности очень похожи на однолокусные модели в объяснении семейных данных и совместимы с общегеномными исследованиями ассоциаций. Ann N Y Acad Sci. 2013 июн; 1288: 48-58. DOI: 10.1111 / ньяс.12102. Epub 2013 30 апреля. PubMed: 23631511. Полный текст можно бесплатно получить в центре PubMed: PMC4298034.

Ваш левый мозг · Границы молодых умов

Аннотация

В то время как большинство людей предпочитают чистить зубы правой рукой, бросать мяч или держать теннисную ракетку, левши предпочитают использовать левую руку.Это касается примерно 10% всех людей. Было время (не так давно), когда левши подвергались стигматизации (см. Глоссарий) в западных (и других) сообществах: это считалось плохим признаком, если вы были левшами, а дети-левши часто вынуждены писать правой рукой. Это бессмысленно: нет ничего плохого в том, чтобы быть левшой, и попытки писать не любимой рукой разочаровывают почти всех. На самом деле наука может учиться у левшей, и в этой статье мы обсуждаем, как это может быть.Мы рассмотрим, почему одни люди левши, а другие нет, чем мозг левшей отличается от мозга правшей и почему ученые в первую очередь изучают левшу.

Почему ты левша?

Несмотря на многолетние исследования, причина, по которой один человек оказывается левшой, а другой не остается загадкой. Отчасти наследственность (см. Глоссарий): у родителей-левшей обычно больше детей-левшей, чем у родителей-правшей.Исследования, сравнивавшие однояйцевых близнецов с разнояйцевыми близнецами (см. Глоссарий), показывают, что наследственность составляет около 25% [1], что предполагает генетический вклад в предпочтение рук. Обратите внимание, однако, что если наследственность наследуется только на 25%, то большинство факторов, способствующих леворукости, не являются напрямую генетическими. Очень обсуждаемое влияние оказывает уровень гормона тестостерона в утробе (в утробе матери), в то время как нерожденный ребенок ( плод ) развивается.Другая возможность заключается в том, что на ручность влияют случайные («случайные») процессы, которые происходят на раннем этапе развития будущего ребенка, когда он еще очень маленький. Что касается наследственных факторов, исследователи обнаружили несколько генов, которые могут быть вовлечены в ручность. Интересно, что, похоже, не существует одного гена, который определяет, левши люди или нет. Скорее всего, это разные генетические влияния.

Конечно, дети учатся у своих опекунов, поэтому можно ожидать, что если один из родителей левша, ребенок может стать левшой просто в результате подражания.Одна из причин, по которой это не может быть полной историей, заключается в том, что предпочтение рук можно наблюдать еще до рождения. Плоды любят двигаться, и можно достаточно хорошо предсказать предпочтения рук ребенка, посмотрев, какой рукой он предпочитает двигать до рождения, как это видно с помощью ультразвукового сканирования [2]. Это наблюдение ручности плода противоречит выводам о том, что некоторые дети, кажется, меняют свои предпочтения рук, по крайней мере, до 2 лет [3, 4]. Возможно, некоторые люди при рождении являются левшами или правшами, тогда как у других предпочтение отдается позже, в первые годы жизни.

Вы не понимаете, что делает человека левшой или нет? И мы тоже! Какими бы ни были точные причины, это не простая история, а очень сложное взаимодействие генов, окружающей среды и случайности. Давайте пока оставим эту тему и посмотрим на левшу.

Отличается ли левша мозг?

Иногда люди удивляются, узнав, что мозг левшей отличается от мозга правшей. Но очевидно, что они должны отличаться в некоторых отношениях: левши используют руки (и ноги) иначе, чем правши, и они делают это часто на протяжении всей жизни.Вполне естественно, что части мозга, контролирующие движения, у левшей и правшей должны быть разными (рис. 1). Сравните это с опытными музыкантами: они много тренируются в тонких движениях, и это влияет на их мозг 1 . Чтобы точно изучить, чем отличается мозг левши и правши, нам нужно взглянуть на латерализацию мозга .

  • Рис. 1. Активация мозга, когда участники представляли, как выполняют обычные действия руками.
  • Участники-левши и правши представили себе выполнение таких действий, как бросание или письмо.Поразительно, что у левшей (желтый) были активированы только области правого полушария мозга, тогда как у правшей (синий) все было наоборот. Таким образом, левши воображают, что пишут левой рукой, которой в основном управляет правое полушарие, и наоборот для правшей. Рисунок Виллемса и др. [8].

Под латерализацией мозга понимается тот факт, что левое и правое полушария мозга не совпадают. Обе стороны различаются по анатомии, а также по тому, что они делают.Кстати, латерализация наблюдается и в остальной части тела: две руки выглядят немного по-разному и могут выполнять разные действия; сердце смещено к одной стороне полости тела и т. д. Левши отличаются от правшей тем, что у них, как правило, меньше латерализация мозга. Хорошо известным примером этого является язык, который в основном является функцией левого полушария мозга у правшей 2 . Хотя левосторонние языковые области в мозгу по-прежнему важны для левшей, разница между левой и правой сторонами, как правило, менее заметна.Похожий пример связан с восприятием лица, которое у большинства людей имеет правостороннюю ориентацию, что означает, что в основном правые части мозга реагируют на лица. Опять же, левши, как правило, относительно часто используют и левую, и правую области мозга, когда видят лицо [5].

Думают ли левши иначе?

Означает ли это, что левши думают иначе? Ну и да, и нет. Было много предположений о повышении креативности левшей, но убедительных доказательств этому очень мало.Повышенные музыкальные способности – еще один часто упоминаемый навык, которым могут обладать левши, но, опять же, очень мало доказательств, подтверждающих это. Многие утверждения о превосходных способностях левшей основаны на списках известных музыкантов, которые циркулируют в Интернете. Забавно, но эти списки охватывают несколько десятилетий поп-музыки, и вы обнаружите (если попытаетесь), что для каждого гитариста-левши в таких списках вы легко можете найти достаточное количество гитаристов-правшей, чтобы соответствовать обычному 9: 1. соотношение правшей и левшей в популяции.Хотя нет убедительных доказательств того, что левши более одарены, чем правши, верно и обратное: нет четких доказательств того, что левши хуже справляются с тестами на познание. Это предлагалось давно (см. Наш комментарий о стигме выше).

Но левши могут думать иначе в другом отношении. Мощная идея состоит в том, что мы понимаем слова действия, такие как «письмо», используя части нашего мозга, которые контролируют наши собственные движения, как если бы мы писали сами, когда видим или слышим слово «письмо».Эту идею иногда называют «воплощенным познанием». Это было проверено путем изучения активности левой и правой моторной коры (области мозга, участвующей в движении) у левшей и правшей, когда они слушали такие слова, как «письмо» [6]. Левши активировали моторную кору, которая контролирует их левую руку, тогда как правши активировали моторную кору, которая контролирует их правую руку – как если бы они действительно писали, в то время как они только слушали слово.

Кстати, левши и правши различаются по тому, как они оценивают положительные и отрицательные атрибуты вещей в пространстве вокруг них.В одном эксперименте участникам пришлось судить «Фриблз» (бессмысленные цифры; см. Рис. 2) с точки зрения честности и интеллекта. Цифры отображались либо в левой, либо в правой части экрана. Левши оценили цифры, представленные слева, более положительно, а правши оценили цифры справа более положительно [7].

  • Рис. 2. Участников попросили обвести в кружок, какой из двух «фриков», по их мнению, был самым умным, счастливым и т. Д.
  • Левши оценили Fribbles, представленные в левой части страницы, как более положительные, а правши – наоборот.Объяснение этого открытия заключалось в том, что левши наиболее свободно действуют левой стороной своего тела, а правши – правой стороной. Из-за этой разницы в беглости позитивные и негативные отношения также отображаются на противоположных сторонах пространства [7, 9].

Кажется, что то, как мы делаем что-то руками, влияет на наше мышление, по крайней мере, до некоторой степени.

Почему мы изучаем левшу?

Левша – явление само по себе интригующее.Однако ученые не изучают леворукость только потому, что это забавная тема. Левша может пролить свет на различные вопросы, выходящие за рамки изучения предпочтений рук per se . Вот еще два примера в дополнение к уже описанному нами исследованию:

  • Человеческая уникальность. Другие приматы (например, человекообразные обезьяны) не демонстрируют такой сильной популяционной предвзятости к использованию правой руки, как люди. В ходе эволюции в мозге должны были произойти изменения, в результате которых большинство людей предпочли использовать правую руку, в то же время сохраняя стабильное меньшинство, которое предпочитает делать что-то левой рукой.Почему это было так и в чем могли быть преимущества? Латерализация языка в мозгу (см. Выше) привела к предположению, что древние люди сначала начали общаться руками, а разговорный язык развили только позже.
  • Гены, которые создают лево-правую асимметрию в мозге. Выявление генов, влияющих на предпочтение рук, может пролить свет на латерализацию мозга и других функций организма. Как это возникает в процессе развития, до сих пор плохо изучено, но это очень важный аспект нашей биологии.

Сводка

Левши составляют значительное меньшинство людей (не менее 10%). Предпочтение рук частично передается по наследству, что указывает на генетический вклад. Тем не менее, соответствующие гены, вероятно, будут взаимодействовать с факторами окружающей среды и случайностями, чтобы определить ручку конкретного человека. Мозг у левшей и правшей несколько различается. У левшей, как правило, менее латерализованный мозг, а это означает, что две половины мозга менее различимы, чем у правшей.Изучение левшей может помочь нам ответить на несколько важных научных вопросов. Все это означает, что у левшей есть много причин чувствовать себя особенными, ведь в конце концов, подавляющее большинство людей не левши. В то же время смелые заявления о творчестве и других способах, которыми левши могут быть одаренными, вероятно, не соответствуют действительности.

Сноски

[1] Кроме того, люди, рожденные с исключительными свойствами частей мозга, участвующих в движении и восприятии музыки, могут быть предрасположены к тому, чтобы стать опытными музыкантами.

[2] Это не означает, что правая часть мозга ничего не делает во время понимания речи. Напротив, он тоже активен, но в меньшей степени, чем левая сторона.

Глоссарий

Стигматизация: Не одобрять людей с определенной характеристикой или поведением.

Однояйцевые и разнояйцевые близнецы: Однояйцевые близнецы развиваются в результате одного и того же оплодотворения и, следовательно, имеют практически всю свою ДНК.Они отличаются от разнояйцевых близнецов, которые развиваются в результате разных оплодотворений и связаны только генетически, как и любая другая пара братьев и сестер.

Наследственность: Характеристика, которая может передаваться по наследству, поскольку гены влияют на способ ее развития.


Дополнительная литература

Макманус, И. С. 2002. Правая рука, левая рука. Лондон: Феникс.

Смитс, Р. 2011. Загадка леворукости. Лондон: Reaktion Books.

Виллемс Р.М., Ван дер Хаген, Л., Фишер, С. Э. и Франк, К., 2014. С другой стороны: включение левшей в когнитивную нейробиологию и нейрогенетику. Nat. Rev. Neurosci. doi: 10.1038 / nrn3679 Доступно по адресу: http://pubman.mpdl.mpg.de/pubman/item/escidoc:1922356:4/component/escidoc:1937998/Willems_vdHaegen_fisher_francks_2014.pdf


Благодарности

Мы благодарны Элен Коше и Жаклин Фагар за их полезные предложения по разделу развития.


Список литературы

[1] Медланд, С. Э., Даффи, Д. Л., Райт, М. Дж., Геффен, Г. М., Хэй, Д. А., Леви, Ф. и др. 2009. Генетическое влияние на ручность: данные из 25 732 австралийских и голландских близнецов. Нейропсихология 47: 330–7. DOI: 10.1016 / j.neuropsychologia.2008.09.005

[2] Hepper, P. G. 2013. Происхождение латеральности в процессе развития: гибкость плода. Dev. Psychobiol. 55: 588–95. DOI: 10.1002 / dev.21119

[3] Коше, Х.2012. Развитие предпочтения рук к объектно-направленным действиям и указательным жестам: продольное исследование в возрасте от 15 до 25 месяцев. Dev. Psychobiol. 54: 105–11. DOI: 10.1002 / dev.20576

[4] Фагард Дж. И Локман Дж. Дж. (2005). Влияние ограничений задачи на (би) мануальную стратегию младенцев по захвату и изучению предметов. Младенческое поведение. Dev. 28: 305–15. DOI: 10.1016 / j.infbeh.2005.05.005

[5] Виллемс Р. М., Пилен М. В., и Хагоорт, П. (2010). Церебральная латерализация визуальных областей, избирательных по лицу и телу, зависит от руки. Цереб. Cortex 20: 1719–25. DOI: 10.1093 / cercor / bhp234

[6] Виллемс Р. М., Хагоорт П. и Касасанто Д. 2010. Специфичные для тела представления глаголов действия: нейронные свидетельства от правшей и левшей. Psychol. Sci. 21: 67–74. DOI: 10.1177 / 0956797609354072

[7] Касасанто, Д. 2009. Воплощение абстрактных концепций: хорошее и плохое для правшей и левшей.J. Exp. Psychol. Быт 138: 351–67. DOI: 10.1037 / a0015854

[8] Виллемс Р. М., Тони И., Хагоорт П. и Касасанто Д. 2009. Моторные образы движений рук, специфичные для тела: нейронные свидетельства правшей и левшей. Фронт. Гм. Neurosci. 3:39. DOI: 10.3389 / нейро.09.039.2009

[9] Blackman, C. 2009. Левша или Правый? Новый взгляд на то, как мы думаем. Стэнфордский отчет. Доступно по адресу: http://news.stanford.edu/news/2009/august3/lefty-decision-study-080509.html

Понимание доминирующей руки ребенка

У большинства детей по мере роста разовьется предпочтение использовать одну руку вместо другой. Вскоре они будут обозначены как правши или левши. Некоторые могут даже использовать обе руки или обе руки для определенных задач. Это известно как двуручное или смешанное поведение.

Что такое доминирующая рука?

Доминирование рук – это предпочтение использовать одну руку над другой для выполнения мелкой и крупной моторики.Сюда входят такие действия, как письмо, резка, ловля и бросание мяча.

Доминирующая рука на самом деле не является выбором, потому что это не сознательное решение, которое мы принимаем в детстве. Генетика и индивидуальный мозг играют роль, в которой будет доминирующая рука.

Следует предостеречь родителей от попыток переключить ребенка с одной доминирующей руки на другую. Вы также должны постараться не беспокоиться, если у вашего ребенка к определенному возрасту не разовьются предпочтения рук.Позвольте природе идти своим чередом и поговорите с учителем или врачом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо проблемы.

Доминирование рук у детей

Некоторые дети очень рано обнаруживают свою доминирующую руку. Младенцы развивают навыки односторонних манипуляций – способность использовать одну руку – в возрасте от 7 до 9 месяцев, но только в 10-11 месяцев они развивают истинное постоянное предпочтение рук.

В большинстве случаев доминирование рук у детей начинает стабилизироваться в возрасте от 18 месяцев до 2 лет.Для некоторых детей это может быть не раньше, чем им исполнится 4-6 лет.

Когда дети начинают учиться писать в школе, их учитель может заметить, что они еще не выбрали доминирующую руку. Некоторые никогда этого не делают, и будут играть обоими или смешанными руками. Интересный факт – около 20% однояйцевых близнецов, один будет левшой, а другой – правшой.

Типы доминирования рук

Когда дело доходит до ручного доминирования, есть три типа. Узнайте больше о каждом типе ниже.

  • Правша: Люди, которые предпочитают использовать правую руку для большинства задач, являются правшами (или правшей ).Большинство людей правши. Обычные инструменты, такие как ножницы, консервные ножи, даже записные книжки, часто предназначены для использования правой рукой.
  • Левши: Также называемые левши , левши могут столкнуться с трудностями при выполнении определенных задач, поскольку необходимые инструменты предназначены для большинства правшей. Сегодня для наиболее распространенных инструментов доступно множество вариантов для левшей.
  • Смешанность рук: Также называемое перекрестным доминированием, некоторые люди предпочитают использовать правую или левую руку для одной задачи, а противоположную руку – для другой задачи.Например, смешанный ребенок может писать правой рукой и бросать мяч левой.
  • Амбидекстр: Лишь около 1% населения может использовать любую руку практически для любой задачи.Они известны как амбидекстры (или амбис, для краткости ) .

Две руки и одна задача

Хотя доминирование руки означает, что задачи более эффективно выполняются доминирующей рукой, недоминантная рука также играет значительную роль в выполнении задач.Это известно как двусторонняя координация, и она важна для решения многих важных задач. Например, когда вы печатаете на компьютере, обе руки работают вместе.

Левое полушарие знает, что делает правая рука

Просмотрите список самых известных левшей в истории, и вы, вероятно, увидите имя Альберта Эйнштейна. Вы даже можете увидеть, как люди связывают гений Эйнштейна с его леворукостью. Проблема в том, что леворукость Эйнштейна – это миф.Например, на бесчисленных фотографиях он пишет на классной доске правой рукой.

Но корни руки уходят в мозг – у правшей мозг преобладает в левом полушарии, и наоборот, – и левши, утверждающие, что Эйнштейн, были не так уж и далеки. Хотя он определенно был правшой, вскрытие показало, что его мозг не отражал типичного левого доминирования в области языка и речи. Полушария его мозга были более симметричными – черта, типичная для левшей и амбидекстров.

Для сравнения: 95 процентов правшей обладают мозгом, который строго разделяет задачи: левое полушарие почти исключительно обрабатывает речь и речь, правое – эмоции и обработку изображений, но только около 20 процентов левшей обладают мозгом, который так жестко разделяет эти обязанности. .

Специалист по полушариям мозга Майкл Корбаллис, доктор философии, психолог из Оклендского университета в Новой Зеландии, отмечает, что выполнение полушариями различных задач может повысить эффективность мозга.

«Преимущество церебрального доминирования в том, что оно локализует функцию в одном полушарии», – говорит он. «В противном случае информация должна пересекать мозолистое тело взад и вперед, и это иногда может вызвать проблемы».

Сильно симметричный мозг, как у Эйнштейна, оставляет людей уязвимыми для умственной дисфункции, но также открывает путь для творческого мышления. Исследователи изучают этот необычно сбалансированный мозг и выясняют, почему это так.

Правило праведников

По словам Корбаллиса, около 90 процентов людей – правши.Остальные 10 процентов либо левши, либо в некоторой степени владеют обеими руками, хотя люди с «истинной» амбидекстрией, т. Е. Вообще без доминирующей руки, составляют лишь около 1 процента населения.

Это означает, что подавляющее большинство людей на этой планете имеют сильно латерализованный мозг. «Вероятно, это не случайность», – говорит Корбаллис. Он утверждает, что на раннем этапе истории человечества и, возможно, даже у наших до-человеческих предков, эволюция делегировала разные когнитивные функции двум полушариям мозга.Для обеих сторон было бы неэффективно, например, обрабатывать речь человека, когда одно полушарие может делать это само по себе. Это позволяет другому полушарию делать что-то еще, например, разбираться в эмоциональном содержании речи.

Исследователи раньше думали, что незначительное повреждение мозга на раннем этапе развития вызывает леворукость, отмечает он.

«Но если это правда, то это, вероятно, меньшинство случаев», – говорит Корбаллис. Просто левшей слишком много, и повреждение мозга не может быть главной причиной, “поэтому мы обращаем внимание на генетику.«

В 2007 году генетики идентифицировали ген LRRTM1 на хромосоме 2, который, по-видимому, присутствует у большинства левшей ( Molecular Psychiatry , Vol. 12, No. 12). Этот ген также был связан с шизофренией, что согласуется с более ранними исследованиями, показавшими, что люди с шизофренией значительно более склонны к левшам или амбидекстрам.

Менее латерализованный мозг также может быть связан с более низкими показателями IQ, предполагает исследование Корбаллиса, опубликованное в Neuropsychologia (Vol.46, № 1). Исследование показало, что у левшей и правшей были схожие показатели IQ, но у людей, считающих себя амбидекстрами, результаты были немного ниже, особенно в арифметике, памяти и рассуждениях.

Эти результаты совпадают с предыдущими выводами Корбаллиса о том, что амбидекстры люди также получают более высокие оценки по шкале «магических идей», которая измеряет склонность людей, например, думать, что люди по телевидению разговаривают с ними напрямую или что они могут чувствовать, когда люди говорят. о них ( Laterality , Vol.7, № 11).

Связь между этими тремя открытиями – небольшая склонность к шизофрении, более низкие показатели IQ и магическое мышление – может указывать на то, что мозг с большей вероятностью столкнется с неисправными нейронными связями, когда информация, которую он обрабатывает, должна перемещаться туда и обратно между полушариями, говорит Корбаллис. .

Двусторонняя окупаемость

«Это ставит эволюционный вопрос», – говорит Корбаллис. «Если этот [правша] ген так полезен, почему все еще остаются левши?»

Исследования показывают, что у менее ограниченного мозга может быть большое преимущество: это может привести к менее ограниченному мышлению.

В течение многих лет неофициальные данные предполагали, что левши могут мыслить более творчески, чем правши, и недавние исследования подтверждают эту связь. В статье 2007 года, опубликованной в журнале Journal of Mental and Nervous Disease (том 195, № 10), было обнаружено, что музыканты, художники и писатели значительно чаще были левшами, чем участники контрольной группы.

У Корбаллиса есть теория относительно того, почему: информация подвержена ошибкам, когда она перемещается между полушариями мозга, и с большей вероятностью встретятся новые решения.Правши могут отвергнуть идею как слишком радикальную, но не правши, тем не менее, могут захотеть поддержать эту мысль и разработать решение, которое мозг правши сразу пропустит.

«Хорошо, когда в любом обществе есть несколько человек, которые думают за пределами площади», – говорит Корбаллис.

Левши тоже берут свое творчество прямо в банк, говорит Кристофер Рубек, доктор философии, экономист из колледжа Лафайет в Истоне, штат Пенсильвания. В исследовании, опубликованном в Laterality , он обнаружил, что левши зарабатывают немного больше, чем их сверстники-правши, работающие на одинаковых должностях.Эти результаты были наиболее заметны у мужчин-левшей с высшим образованием, говорит Рубек, которые в среднем зарабатывают на 15 процентов больше, чем правши. В областях, где ценно творческое мышление, левши могут получить преимущество и соответственно зарабатывать больше.

«Кажется, левши получают более высокую отдачу от своего образования», – говорит он.

Исследование обнаружило этот эффект у мужчин, но не у женщин, добавляет Рубек, хотя он не уверен, почему это может быть. И поскольку его исследование – одно из немногих, в которых до сих пор рассматривалась эта область, он предостерегает от чрезмерного обобщения этих результатов; на данный момент это остается интересной корреляцией.

Кроме того, приравнивание левши к творчеству приукрашивает тот факт, что 20 процентов левшей действительно обладают сильно латерализованным мозгом и, вероятно, не более креативны, чем правши. Идея левшей как творческого типа «вероятно, относится к подгруппе [левшей], у которых нет явного доминирования в полушариях», – говорит Корбаллис.

Так какой окончательный вердикт? Что ж, в некотором смысле сам человеческое состояние можно охарактеризовать как баланс между асимметрией и симметрией мозга – рациональностью и творчеством, новыми идеями и традиционными решениями.

«Асимметричный мозг может даже представлять науку, а симметричный мозг – религию», – размышляет Корбаллис. «Без сомнения, это преувеличение, но думать об этом интересно».

Пробный вопрос: Можете ли вы изменить ручку, с которой вы родились?

Джеймс Коллинз

На днях я пытался бросить своему соседу по комнате ключи от машины. Моя правая рука сжимала стопку книг, поэтому я бросил левой, отправив ключи прямо в потолочную плитку.Это заставило моего соседа по комнате хихикать, а меня под ливнем из частиц дешевой пены удивить: моя левая рука, хотя, несомненно, связана с моим мозгом, постоянно игнорирует приказы быть больше похожими на своего брата. Можно ли сделать этот придаток более ловким?

По словам Клэр Порак, профессора психологии Университета Пенсильвании в Эри, люди рождаются с двумя генами ручного управления: «правым» или «случайным». Доминантный правосторонний ген всегда вызывает праворукость. Ген шанса оставляет решение на волю случая.Чтобы сделать человека левшой, нужна пара последних. Это происходит примерно у 10 процентов всего населения.

Нервы соединяют наши руки с областями мозга, отвечающими за моторику, – продолжает Порак. Для каждой руки есть отдельный набор. Однако, как это бывает, провода пересекаются: правая рука соединяется с левым полушарием мозга и наоборот.

По ее словам, путь от мозга к доминирующей руке долгий. Но когда человек начинает использовать недоминантную руку чаще, чем обычно, мозг должен начать активировать области, которые оставались сравнительно неактивными.Подобно атрофированной мышце, области управления двигателем, связанные с левой рукой, меньше и менее развиты, чем области, связанные с доминирующей.

Однако, несмотря на нашу генетическую предрасположенность, многие люди меняют руки. По словам Порак, в большинстве случаев они вынуждены переключаться из-за травм. Она видела много случаев, в основном давних правшей, которым приходилось уезжать. «Если их заставят, они могут изменить многое из своего поведения», – говорит она.

Менять легче для левшей, которые уже живут в мире правшей и вынуждены чаще пользоваться недоминантной рукой.Но в любом случае это непростая задача. «Переключение занимает довольно много времени», – говорит Порак, но будут ли это месяцы или годы, во многом зависит от мотивации и практики.

И некоторые вещи преобразовать проще, чем другие. Порак вспоминает, что один студент, которого она изучала, попал в аварию, навсегда повредив ведущую руку. Еда вилкой и другие базовые занятия переводились хорошо, но она хотела знать, как он делает заметки в классе. Она обнаружила, что студент умел печатать очень быстро и четко, но его рукописный почерк оставался неразборчивым.«Печать и почерк поступают из разных областей одной и той же части мозга, полосы через теменную долю», – объясняет Порак. Почерк – это мелкая моторика, а печать – нет. Хотя она видела несколько человек, которые смогли полностью передать почерк в свою недоминантную руку, большинство из них не продвинулось дальше, чем нацарапать свою подпись.

Если не брать в расчет чистоплотность, это звучит как хорошая новость для тех, кто работает с измельчителями древесины, пресс-подборщиками сена или акулами: с большой тренировкой мозга ваша новая доминирующая рука может быть такой же хорошей, как и старая.И для всех остальных, возможно, еще не поздно начать. Быть амбидекстром может просто пригодиться.

Клэр Порак, доктор философии, профессор психологии Пенсильванского университета в Эри. С ней можно связаться по адресу [email protected].

.

Оставить комментарий