Как сделать литературу: Правила оформления списка литературы – Ломоносов-2022

Содержание

Как сделать условно «мёртвое» живым, то есть классическую литературу понятной и интересной для современных детей

Что тревожит преподавателя литературы сегодня? Конечно, это вопрос о детском чтении. Дети ничего не читают! Научите, как приобщить к чтению! Они не знают, кто такой Робинзон Крузо! – несложно, думаю, продолжить. Взрослые, много читавшие в детстве, полны горького сожаления о тотальном детском не-чтении.

Но, во-первых, это не совсем так. Дети читают, некоторые читают много и с удовольствием, только другую, не нашего детства, литературу и в другом формате. Другие читают по необходимости. Кто-то – из-под палки. И так было всегда.

Во-вторых, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые отмечают снижение роли самого этого акта, процесса чтения художественной литературы в жизни человека. Причём это касается представителей разных поколений, в том числе не самых юных людей.

Родители, которые бесконечно твердят «Ты не читаешь – кем ты вырастешь?», сами зачастую предпочитают другие способы проведения досуга.

Ну и, в-третьих, у меня как у учителя литературы есть кое-какие инструменты для того, чтобы если не исправить положение, то хотя бы не усугубить его.

Речь идёт прежде всего о классической литературе. Проблема, связанная с изучением классики в школе, действительно очень болезненна. Отторжение, которое вызывают у современного юного читателя «Муму» Тургенева, «Очарованный странник» Лескова, «Тарас Бульба» Гоголя и так далее не просто объяснимо, оно закономерно. И дело даже не в объёме некоторых произведений. Сами идеологемы некогда хрестоматийных книжных образцов нравственности, патриотизма и прочих ценностей в нынешней повестке для многих людей утрачивают свою актуальность и даже приобретают остроту со знаком «минус». Отец, убивающий сына, предавшего идею товарищества… Последние 30 лет философы, психологи, педагоги всячески разворачивают нас в сторону восприятия индивидуума как высшей ценности, тем более – ребёнка, человека из твоего ближнего круга.

Кроме того, язык. Чуть ли не каждое второе слово в «Евгении Онегине» или «Ревизоре» нуждается в переводе на современный русский. Что уж говорить о «Левше»…

Многократно говорили преподаватели литературы и о том, что ни один из больших романов XIX века (основа школьной программы по литературе) не был написан для 15–17-летних подростков, мировосприятие и способы мышления которых ещё не готовы к столкновению со сложнейшими экзистенциальными вопросами.

Лучшие преподаватели литературы в стране всерьёз поговаривают о том, что преподавание литературы должно выйти за рамки учебного плана и стать элементом дополнительного образования. И вполне аргументированно отстаивают свою точку зрения.

Но пока дискуссия идёт, караван движется. И движется в сторону всё большей консервации принципов школьного образования, особенно по части программ. Программа по литературе не будет изменена в ближайшее время, возможности учителя по выбору произведений и их места в учебном плане сведены сейчас к минимуму.

Поэтому учителю ничего не остаётся, как прикладывать все усилия к тому, что есть, а не мечтать о том, чего в ближайшее время, видимо, не будет.

Итак, задача, стоящая перед учителем литературы, легко формулируется и очень трудно реализуется. Нужно сделать классическую литературу из школьной программы как минимум не китайской грамотой, как максимум – интересной и актуальной. И способы решения этой задачи на самом деле есть.

Один из этих способов связан с изменением самой ситуации чтения и в дальнейшем – работы над книгой.

Необходимо свести к минимуму насильственное насаждение текста, сделать ученика свободным участником процесса изучения литературы. Нужно дать ему возможность выбора на разных этапах. И здесь важную роль может сыграть семья.

Прежде всего, возможно, ученику стоит задуматься о том, каким читателем, каким «потребителем» литературы он хочет стать. Этот вопрос, мне кажется, может вообще стать предметом обсуждения в семье, вместе с родителями, потому что роль книги в жизни отца, брата, мамы очевидна для ребёнка, и есть о чём предметно поговорить.

Возможно, в семье считают литературу чрезвычайно важной для раскрытия интеллектуального и нравственного потенциала ребёнка. Родители понимают, что он должен научиться глубокому, вдумчивому, аналитическому чтению, что процесс размышления над книгой, умение постигать все уровни, все заложенные в книги смыслы, сопрягать их со своими воззрениями, считывать все аллюзии и слышать все культурные переклички, которые имеет в виду автор – это цель изучения предмета в школе. Это запрос на читателя высшего, исследовательского уровня. Тогда учительская задача будет довольно сложной и интересной.

Такому читателю можно предложить расширить круг произведений, включить дополнительную научную (литературоведческую, философскую, историческую) литературу, черновики, письма и дневники, другие произведения изучаемого автора, предложить поработать над исследованием, проектом, связанным с автором, или произведением, или каким-то мотивом у разных авторов, в разные эпохи…

Возможно, семья полагает, что необходимо читать так и столько, чтобы обладать определённым культурным кейсом, позволяющим чувствовать себя свободно и уверенно в какой-то среде – скажем, в кругу интеллектуалов, творческих людей, журналистов. Тогда перед учителем и учеником стоят другие возможности выбора – выбор интересных, актуальных для ребёнка форм работы, в которых ему комфортнее представить свою деятельность: сочинение, иллюстрация, презентация, устный доклад, а также всегда возможен выбор темы работы, партнёра и так далее. Количество текстов при этом значительно не увеличивается.

Наконец, вполне вероятно, что семья готова «получить» читателя другой формации: минимум текстов, умение читать и анализировать тексты в той мере, которая необходима для успешной деятельности в сферах, не связанных с творчеством. Такой выбор родители и сам учащийся тоже вправе сделать, запрос тоже будет определять способы и формы взаимодействия учителя и ученика, ученика и текста.

На мой взгляд, нужно сделать условно «мёртвое» живым, и тогда окажется, что оно близкое, и на что-то похожее, и вполне современное, а язык, его трудности – вполне преодолимы с помощью учителя и Викисловаря, Википедии и иных источников.

Как сделать «живыми» авторов, их современников, их героев? В Петербурге это возможно. Собственно, в реализации этой возможности и состоит особенность моего преподавания литературы. Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Некрасов, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам – и так далее и далее – связаны с Петербургом, жили здесь, воспитывались или влюблялись, читали стихи и ссорились, участвовали в дуэлях и издавали журналы. Мы с ребятами выходим на улицы, и город, его дома, памятники, площади становятся участниками наших уроков. Расскажу только о некоторых из них.

Пятиклассники знакомятся с Иваном Андреевичем Крыловым, разглядывая знаменитый памятник в Летнем саду. Какой он многодельный, содержательный! Сколько на постаменте героев басен! Как здорово они выполнены! Как талантливо изображён пожилой, усталый, умный человек! За что же он был столь любим читателями, что люди собрали много-много денег, чтобы оплатить создание памятника? Так мы разгадываем загадку памятника, а заодно потихоньку приходим к мысли о том, что памятник может быть «нерукотворным». Здесь же, у подножия памятника, дети читают басни, и кажется, что дедушка Крылов снисходителен к их запинкам и ошибкам.

Потому что живой.

Шестиклассники едут в Царское Село. Конечно, Лицей. Тема дружбы в творчестве Пушкина. Перегородка между комнатами 13 и 14 в дортуаре Лицея, не доходящая до потолка, – как знак особой привязанности, близости, доверия между Пушкиным и «первым другом» Пущиным. Дух Лицея, дух товарищества, взаимного уважения между преподавателями и лицеистами – как этого не хватает нынешней школе, дети знают, потому так ценят дух школы «Унисон».

В 7-м классе мы читаем поэму «Медный всадник». Трагедию маленького человека, чья судьба оказалась сломанной в результате разгула стихии, которую так хотел усмирить основатель Петербурга, подросткам трудно осознать в полной мере. Но мы можем хотя бы представить, что происходило 7 ноября 1824 года в Петербурге. Я читаю ребятам воспоминания очевидцев того страшного дня, показываю репродукции картины и гравюр с изображением наводнения и его последствий, а потом мы выходим в город. Кстати, ровно до того здания, где располагается наша школа, доходила в тот страшный день вода.

Долгим путём мы идём к Исаакиевской площади, и этот путь проложен мной так, чтобы несколько раз нам попадались таблички с отметкой об уровне воды 7 ноября 1824 года. Встаём рядом с ними и обнаруживаем, что многим вода доходила бы до самого лица. Становится понятней и страшнее. В финале мы видим тех самых львов, на одном из которых Евгений спасался от стихии, смотрим на Васильевский остров и на спину «кумира на бронзовом коне» глазами бедного Евгения.

На каждой остановке я читаю ребятам страницы поэмы. Конечно, «Медный всадник» теперь для ребят не просто «Люблю тебя, Петра творенье», а близкий и понятный, насколько это возможно, рассказ о том, как державное, великое ломает маленькое, человеческое.

В 7-м классе я читаю с ребятами ещё и «Станционного смотрителя», внимательно, вдумчиво, с погружением в эпоху. К сожалению, музей в Выре будет открыт после реставрации только в конце 2022 года, поэтому пока довольствуемся лишь моей презентацией. Но это в планах.

Для 8-го класса пока в моём проекте только одна настоящая прогулка – «Петербургская Гоголиана», но она совершенно фантастическая. Один из лучших петербургских экскурсоводов Дмитрий Гамалия проводит нас по всем гоголевским местам Петербурга, и сам Никоша Гоголь оживает в этих дворах, на этих лестницах, и герои его здесь же с нами – во дворе дома каретника Иохима…

А вот здесь, на этой площади, грабители напали на Акакия Акакиевича – и он через всю огромную площадь бежит на наших глазах к будочнику.

Кроме этого путешествия, восьмиклассников ждал удивительный, ни на что не похожий спектакль «Нос» по гоголевской повести в театре «Цехъ». Сценография, музыка, костюмы, блестящая актёрская игра – подростки были в восторге и долго обсуждали в школе актуальность гоголевских образов. Так неживое становится живым, понятным, близким.

11-й класс в начале учебного года погружается в культуру Серебряного века на площади Искусств – в культовом месте той эпохи, кабаре «Бродячая собака». Не беда, что арт-кафе теперь расположено в другом помещении – атмосфера подвала с полукруглыми сводами, сценой, столиками, артистами вполне позволяет представить себе, как это было. К тому же в программе всегда что-то очень яркое, неординарное, искреннее.

Продолжается знакомство с культурой и культовыми фигурами эпохи Серебряного века на продолжительной и очень насыщенной экскурсии. Спасибо Дмитрию Гамалии за глубокий, эмоциональный, очень точно воссоздающий атмосферу времени рассказ. Башня Вячеслава Иванова, квартира Мережковского-Гиппиус в доме Мурузи, «Бродячая собака», последняя квартира Блока и мост Вздохов, квартира Добужинского и дивная лестница в стиле модерн – и множество текстов, воспоминания, стихи. Прекрасный опыт погружения в прекрасную эпоху.

И, наконец, близкое знакомство с судьбой ярчайшей фигуры отечественной культуры XX века – Анны Андреевны Ахматовой – состоялось у нас, разумеется, в её квартире в Фонтанном доме. Здесь нам повезло – рассказчиком была Татьяна Сергеевна Позднякова. Мы узнали и почувствовали, что Ахматовой пришлось пережить, через какие испытания пройти, каких людей она знала, любила. Кроме того, в музее есть удивительная интерактивная экспозиция, рассказывающая об уникальных предметах, связанных с жизнью и творчеством поэта. Нас поразила крошечная рукописная книжечка стихов Ахматовой, которую чудом удалось сохранить заключённой в одном из сталинских лагерей.

Петербургский театр, конечно, ещё одна возможность расширения пространства жизни литературы, и мы этой возможностью постоянно пользуемся.

Вот что мы успели с моими учениками за два с небольшим года посмотреть:

• Моноспектакль по рассказам А. П. Чехова и А. И. Куприна в арт-кафе «Бродячая собака»

• Моноспектакль Виктории Зайцевой «Хорошо, что Пушкин этого не видел» в арт-кафе «Бродячая собака»

• Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» в постановке театра «Пушкинская школа»

• Трагедия Шекспира «Король Лир» в постановке Небольшого драматического театра

• Пьеса М. Горького «На дне» в постановке Небольшого драматического театра

• Спектакль «Возвышенный жираф. Жизнь и поэзия господина Гумилёва» в музее А. Ахматовой

• Спектакль «Маленький принц» в музее А. Ахматовой

• Спектакль «Фантазии Фарятьева» в пространстве «Артмуза»

• Спектакль «Нос» в театре «Цехъ»

• Спектакль «Деревня Канатоходцев» (постановка Яны Туминой) в театре «Открытое пространство»

Каким еще может быть в современном городе, в современной среде движение читателя и писателя навстречу друг другу, и с какими целями?

Приглашаю вас к размышлению и обсуждению.

Яна Гордина,

учитель русского языка и литературы гимназии «Унисон», г. Санкт-Петербург


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

список произведений – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

В образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы обучения преподаватели рекомендуют различную литературу к чтению на летние каникулы.

Мы предлагаем списки книг на лето для первого, второго, третьего и четвертого классов (при переходе во второй, третий, четвертый и пятый класс соответственно) по программам «Планета знаний», «Начальная школа XXI века», универсальным спискам и перечню литературы по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Список книг может незначительно отличаться от той литературы, которую рекомендуют в школе после окончания каждого класса. Но, безусловно, любое произведение из списка станет не только полезным занятием, но и интересным путешествием в волшебный мир литературы.

Список книг на лето, 1 класс (переходим во 2 класс)  

Программа УМК «Планета знаний»

  1. Русские народные сказки (две по выбору).
  2. А.С. Пушкин (одна сказка).
  3. И.А. Крылов (две басни)
  4. Л.Н. Толстой «Котенок».
  5. А.П.Гайдар «Совесть», «Чук и Гек».
  6. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья».
  7. К.Г. Паустовский «Стальное колечко».
  8. В.П. Катаев «Цветик-семицветик».
  9. В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка-трусишка».
  10. Б.С. Житков «Храбрый утенок».
  11. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пёс и кот» (одно произведение по выбору).
  12. Н.Н.Носов «Живая шляпа».
  13. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».
  14. Б.В. Заходер «Что красивей всего?».

Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Русские народные сказки. 
  2. Сказки Братьев Гримм. 
  3. Сказки Г.Х. Андерсена («Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Новый наряд короля» и др) 
  4. С.В. Михалков «Праздник непослушания» 
  5. И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.  
  6. А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 
  7. К.И. Чуковский. Стихи и сказки 
  8. С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки 
  9. П.П. Бажов «Серебряное копытце» 
  10. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 
  11. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др. 
  12. Е.И. Чарушин. Рассказы. 
  13. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» и другие рассказы. 
  14. Н.Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и другие рассказы. 
  15. В.В. Бианки. «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поет?», «Как муравьишка домой спешил» и др. 
  16. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». 
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». 
  18. В.П. Катаев «Цветик-семицветик». 
  19. Стихи русских поэтов о природе. 
  20. Б.В. Заходер. Стихи.

Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)

Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Мифы Древней Греции (для детей).
  2. Сказки: «Волшебная лампа Алладина (арабская сказка)» «Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист — Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
  3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  4. Гайдар «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Голубая чашка», «День в лесу».
  5. Р. Киплинг «Рики-тики-тави».
  6. Л.Лагин «Старик Хоттабыч.»
  7. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. С. Прокофьева «Ученик волшебника».
  10. В. Голявкин «Рассказы».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
  12. Сказки А. С. Пушкина.
  13. Произведения М.Пришвина, К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, В.Ю. Драгунского
  14. Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
  15. И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает».

УМК «Планета знаний»

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 

  2. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук». 

  3.  Б. Житков, рассказы ( 3 любых рассказа). 

  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 

  5. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». 

  6.  Гаршин «Лягушка — путешественница». 

  7. И. Крылов «Басни» (7 басен).

  8. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки. 

  9.  Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави». 

  10.  В.  Одоевский «Городок в табакерке». 

  11.  Е Шварц «Сказка о потерянном времени». 

  12. Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка». 

  13. Носов Н. — «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына». 

  14. Булычев К. — «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего». 

  15. Осеева В. — «Васек Трубачев и его товарищи».

Список литературы на лето, 3 класс (переходим в 4 класс)

Программа «Школа XXI века»

  1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  3. Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  4. Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  5. Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  6. Велтистов Е. С. «Приключения Электроника»
  7. Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  8. Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  9. Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  10. Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  11. Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  12. Зальтен Ф. «Бемби»
  13. Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  14. Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  15. Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  16. Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  17. Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  18. Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  19. Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  20. Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  21. Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  22. Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  23. Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  24. Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  25. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  26. Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  27. Толстой А.К. «Илья Муромец»
  28. Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  29. Тургенев И.С. «Собака»
  30. Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  31. Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  32. Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

УМК «Планета знаний»

  1. Мифы народов мира (по одному мифу: древнегреческий, шумерский, славянский). 

  2. Сказки народов мира (по одной сказке: русская, армянская, итальянская, индийская).  

  3. Русские народные былины (по одной былине про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича). 

  4. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 

  5. Ю. Крутогоров “Александр Невский”, “Крещение Руси”, “Куликовская битва”. 

  6. А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Сказка о военной тайне». 

  7. Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». 

  8. С. Алексеев “Рассказы о великой московской битве”. 

  9. М. Твен «Приключения Тома Сойера». 

  10. А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». 

  11. К. Булычёв «Миллион приключений». 

  12. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 

  13. В.Катаев «Сын полка».

Универсальный список литературы на лето для 3 класса

  1. П.П.Ершов «Конек-горбунок».
  2. А.С.Пушкин (стихи, сказки).
  3. 3. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».
  4. Л.Н.Толстой (рассказы детям).
  5. Ф.И.Тютчев (стихи).
  6. А.А.Фет (стихи).
  7. Н.А.Некрасов (стихи и поэмы).
  8. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
  9. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
  10. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек.»
  11. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12. С.А.Есенин (стихи).
  13. 13. М.И.Цветаева (стихи).
  14. Е.И.Чарушин (рассказы о животных).
  15. Е.С.Велтистов «Приключения электроника».
  16. К.Булычев «Путешествие Алисы».
  17. Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
  18. Г.Х.Андерсен «Русалочка».
  19. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
  20. В.Железников «Чучело».
  21. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
  22. О.Уайльд «Звёздный мальчик».
  23. В.Гауф «Карлик-нос».
  24. Р.Киплинг «Маугли».
  25. Ю.Олеша «Три толстяка».
  26. Р.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
  27. А.Погорельский «Черная курица или подземные жители».
  28. П.Треверс «Мери Поппинс».

Список литературы на лето, 4 класс (переходим в 5 класс)
Список по ФГОС

Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):

Русская литература:

  1. Русские народные сказки.
  2. Барто А. «Думай, думай…» (стихи).
  3. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  4. Голицын С. «Сорок изыскателей».
  5. Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи).
  6. Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков».
  7. Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы».
  8. Драгунский В. «Денискины рассказы».
  9. Заходер Б. Избранное.
  10. Зощенко М. «Ёлка».
  11. Кассиль Л. «У классной доски».
  12. Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи).
  13. Крылов И. Басни.
  14. Коринец Ю. «Там вдали, за рекой».
  15. Куликов Г. «Как я влиял на Севку».
  16. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
  17. Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей.
  18. Михалков С. Басни.
  19. Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи).
  20. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы.
  21. Пантелеев Л. «Честное слово».
  22. Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы».
  23. Пришвин М. «Золотой луг».
  24. Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи).
  25. Толстой А.Н. «Детство Никиты».
  26. Толстой Л. Басни.
  27. Тургенев И. «Воробей».
  28. Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов»; стихи.
  29. Фраерман Р. «Девочка с камнем».
  30. Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка».
  31. Чехов А. «Ванька».

Зарубежная литература

  1. Мифы Древней Греции: «Герои Эллады».
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки.
  3. Перро Ш. «Волшебные сказки».
  4. Твен М. «Приключения Тома Сойера».

Познавательная литература на лето (4 класс)

  1. Губарев В. «В открытом космосе».
  2. Кун Н. «Олимп».
  3. Сегал Е., Ильин М. «Что из чего».

Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №1

Русская литература:

  1. Русские народные сказки (две-три по выбору).
  2. Сказки народов мира (две-три по выбору).
  3. И. А. Крылов. Басни.
  4. В. А. Жуковский «Спящая красавица», «Кубок».
  5. А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».
  6. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
  7. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
  8. Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
  9. Н. А. Некрасов «Мороз – Красный нос».
  10. И. С. Тургенев «Му-му».
  11. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
  12. А. П. Чехов «Хирургия».

Универсальная литература на лето, 4 класс.  Список №2

Русская литература

  1. И. А. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы». 
  2. А. Платонов «Никита». 
  3. П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», сказы (по выбору). 
  4. В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе». 
  5. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Обвал». 
  6. В. Гаршин «Сигнал». 
  7. Л. Андреев «Кусака». 
  8. А. Куприн «Белый пудель». 
  9. К. Паустовский «Мещёрская сторона». 
  10. Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». 
  11. В. Шукшин «Жатва». 
  12. Ю. Казаков «Тихое утро». 
  13. В. Солоухин «Мститель». 
  14. Мифы Древних славян. 
  15. Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». 
  16. В. Жуковский «Лесной царь». 
  17. В. Катаев «Белеет парус одинокий». 
  18. М. Пришвин «Кладовая солнца».  
  19. А. Чехов «Каштанка». 
  20. М. Зощенко «Великие путешественники». 
  21. Е. Носов «Трудный хлеб». 
  22. В. Белов «Скворцы».
  23. А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день». 
  24. Д. Кедрин «Зодчие». 
  25. Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах».
  26. А. Толстой «Иван да Марья». 
  27. Б. Шергин «Волшебное кольцо». 
  28. А. Куприн «Синяя звезда». 
  29. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»). 
  30. А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка». 
  31. П. Ершов «Конёк-Горбунок». 
  32.  В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке». 
  33. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». 
  34. В. Астафьев «Белогрудка».

Зарубежная литература

  1. Д.  Дефо «Робинзон Крузо». 
  2. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». 
  3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда». 
  4. Ш. Перро «Золушка». 
  5. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград». 
  6. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». 
  7. Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». 
  8. Ж. Верн «Таинственный остров». 
  9. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинный чулок». 
  10.  Д. Лондон «Любовь к жизни». 
  11. Д. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». 
  12. Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка», «Каникулы», «Зеленое утро». 
  13. О. Уайльд «Кентервильское привидение». 
  14. Т. Х. Уайт «Свеча на ветру». 
  15. М. Метерлинк «Синяя птица». 
  16. Э. По «Лягушонок». 
  17. Р. Саути «Суд Божий над епископом». 
  18. Ф. Шиллер «Перчатка». 
  19. О. Уайльд «Счастливый принц».  
  20. Н. Готорн «Снегурочка». 
  21. А. Экзюпери «Маленький принц». 
  22. Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес». 
  23. Р. Киплинг «Маугли». 
  24. И. В. Гёте «Рейнеке-лис». 
  25. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже». 
  26. Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону». 
  27. Э.С. Томпсон «Рассказы о животных».

Ведение читательского дневника летом

Для лучшего усвоения и закрепления прочитанного материала рекомендуется вести летний читательский дневник. Для этого в обычной тетради в клетку следует начертить таблицу со следующими колонками:

№     Автор и название  произведения Главные герои Краткий сюжет Цитаты (важные, понравившиеся)





Таким образом по прочтению книги следует внести основные сведения в таблицу, чтобы упорядочить полученную информацию. Тогда к началу учебного года книги не «перемешаются» в голове, а персонажи и важные события каждого отдельного произведения будут зафиксированы учеником самостоятельно.


Как организовать обзор — Руководство по обзору литературы

Как структурировать обзор литературы (не обращайте внимания на монотонный голос, совет — это хорошо)

Структура

Как структурировать и написать обзор литературы

  • Рассмотрите возможные способы организации обзора литературы:
    • Хронологический, т.е. по дате публикации или тренду
    • Тематический
    • Методический
  •  Используйте таксономию Купера, чтобы изучить и определить, какие элементы и категории включить в свой обзор
  •  
  • Пересмотрите и откорректируйте свой обзор, чтобы убедиться, что ваши аргументы, подтверждающие доказательства и письменный текст ясны и точны

Источник

Кронин П. , Райан Ф. и Кофлан М. (2008). Проведение обзора литературы: пошаговый подход. British Journal of Nursing, 17 (1), стр. 38-43.

Различные способы организации обзора литературы

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ (по дате): Это один из самых распространенных способов, особенно для тем, о которых давно говорят и которые менялись за свою историю. Организуйте его по стадиям, как изменилась тема: первые ее определения, затем основные временные периоды изменений, когда исследователи говорили о ней, а затем то, как об этом думают сегодня.

ОТ ОБЩЕГО К КОНКРЕТНОМУ : Другой подход состоит в том, чтобы начать с раздела, посвященного общему типу проблемы, которую вы рассматриваете, а затем сузить ее до все более конкретных вопросов в литературе, пока не найдете статьи, наиболее точно похожие на вашу исследовательский вопрос, тезис, гипотеза или предложение. Это может быть хорошим способом представить много предыстории и связанных аспектов вашей темы, когда не так много непосредственно по вашей теме, но вы связываете воедино много связанных, более широких статей.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ или ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ : Когда существует несколько моделей или известных теорий, было бы неплохо выделить теории или модели, которые наиболее часто применяются в ваших статьях. Таким образом, вы можете сгруппировать статьи, которые вы читаете, по теоретической основе, которую предпочитает каждый, чтобы получить хороший обзор известных подходов к вашей концепции.

ВЫДАЮЩИЕСЯ АВТОРЫ : Если определенный исследователь начал область, и есть несколько известных людей, которые развили ее дальше, хорошим подходом может быть группировка известных авторов/исследователей и того, что каждый из них, как известно, сказал по теме. Затем вы можете организовать других авторов в группы по идеям известных авторов, которым они следуют. С этой организацией может помочь просмотреть список ссылок в ваших статьях, чтобы увидеть, есть ли один автор, который появляется снова и снова.

ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮЩИЕ ШКОЛЫ МЫСЛИ : Если вы обнаружите, что в вашем исследовании возникает доминирующий аргумент, когда исследователи занимают две стороны и говорят о том, что другая сторона неправа, вы можете сгруппировать свой обзор литературы по этим школам мысли и противопоставить различия в их подходах и идеях.

Способы структурирования обзора литературы

Различные способы организации обзора литературы включают:

  • Тематический порядок (по основным темам или проблемам, показывая связь с основной проблемой или темой)
  • Хронологический порядок (проще всего организовать по датам опубликованной литературы)
  • Проблема-причина-решение приказ
  • Общие для специального заказа
  • Известный неизвестный порядок
  • Порядок сравнения и контраста
  • Специально для общего заказа

6. Синтез – Как написать литературный обзор

Синтез

Здесь вы сортируете статьи по темам или категориям, готовясь к написанию своего обзора. Вы можете найти матрица синтеза (см.  пример в третьем поле ниже) или этот Рабочий лист синтеза, который поможет понять, как синтезировать несколько источников информации. Загрузите файл MS Word для копии рабочего листа:

О синтезе
Что такое синтез? Какой синтез НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
  • Объединение элементов из нескольких источников, чтобы помочь вам донести мысль
  • Описание того, как источники взаимодействуют друг с другом
  • Объединение похожих идей вместе, чтобы читатели могли понять, как они пересекаются
  • Synthesis помогает читателям увидеть, где вы добавляете свои собственные новые идеи к существующим знаниям
  • Критика источника
  • Простое сравнение и противопоставление источников
  • Серия резюме 
  • Прямые цитаты без использования собственного голоса
Подходы к синтезу

Литературу можно сортировать различными способами, например:

  по темам или концепциям

  исторически или хронологически (отслеживание вопроса исследования во времени) или

  по методологии

С чего начать?
  • Внимательно прочитайте свои источники и найдите основную идею(и) каждого источника

  • Найдите сходство в ваших источниках — какие источники говорят об одних и тех же основных идеях? (например, источники, в которых обсуждается историческая подоплека вашей темы)

  • Используйте рабочий лист (выше) или матрицу синтеза (ниже), чтобы организовать

  • Эта работа может быть грязной. Не волнуйтесь, если вам придется пройти через несколько итераций рабочего листа или матрицы, пока вы работаете над своим обзором!

Четыре примера студенческого письма взяты из упражнения по синтезу, созданного Кэндис Бенджес-Смолл . Спасибо также Коллин Уорвик за некоторые оригинальные материалы для этой страницы, которые были адаптированы Дж. Кливенджером 9/2011. Спасибо также Кристин Бакстон и Энни Зейдман-Карпински за знакомство с библиотеками UO.

Визуализация синтеза

Четыре примера написания учащимися

В приведенных ниже четырех примерах только ОДИН показывает хороший пример синтеза: четвертая колонка или Студент D . Для доступа к веб-версии щелкните ссылку под изображением.

Подробное описание «Четыре примера студенческого письма» для доступности в Интернете


Студент А использует цитаты только из ОДНОГО источника и не может использовать собственный голос для аргументации

 

Студент C цитирует ТРИ источника, но не показывает, как источники взаимодействуют или общаются друг с другом, и не указывает источники для своих аргументов в последнем абзаце

Студент D синтезирует из ПЯТИ источников, показывает, как они соотносятся друг с другом, и высказывает собственное мнение о сумме гонораров, которые Тейлор Свифт должна получать от Spotify

Пример матрицы синтеза

Нажмите на пример, чтобы просмотреть PDF-файл.

Оставить комментарий