Как сформулировать тему дипломной работы – Выбор и формулировка темы дипломной работы — КиберПедия

Выбор и формулировка темы дипломной работы — КиберПедия

 

Перед тем, как будет написана самая первая строчка работы, у вас должно сложится четкое представление о том, что именно вы хотите сделать. Это, может быть самая трудная, но, на самом деле, самая важная часть вашей работы. До периода написания диплома, ваша задача как студента состояла в основном в ответе (устно и письменно) на вопросы преподавателя или учебника. Теперь же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему дипломной работы, а затем и защищать ее перед комиссией, которая может и должна задать вам некоторые вопросы, относительно того, насколько хорошо вы поняли саму суть исследования.

Если вы не знаете о чем писать, если тема работы расплывчата и не поддается описанию в существующих терминах, то следующий шаг – составление плана, вообще вызывает панический ужас. Это напоминает эпизод из любимой нами кэролловской “Алисы в стране чудес”:

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

– А куда ты хочешь попасть? – спросил Кот.

– Мне все равно… – сказала Алиса.

– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.

Формулировка и спецификация темы дипломной работы, таким образом, отправная точка вашего исследования. Как только тема сформулирована, вы легко сможете выбрать нужную исследовательскую стратегию, метод сбора материала и аналитическую технику.

Формулировка темы дипломной работытребует времени и сил, и поэтому может занимать до месяца напряженной работы мысли. Однако, если вы пропустите этот этап (просто с потолка возьмете тему, найдете предложение, которое похоже на тему дипломной работы или перекопируете название главы учебника), вероятность успешной защиты и блестящей оценки будет стремиться к нулю.

На этапе формулировки темы вы будете генерировать идеи и определять исследовательские техники, так необходимые при написании практической части.

Возможно, преподаватель или научный руководитель уже дал вам направление, а может быть и тему дипломной работы. Но даже в этом случае, вам все равно необходимо перевести саму идею работы в формулируемые термины.

Название дипломной работы должно:

– соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею;

– должно отражать замысел автора, т.е. обязательно содержать проблему;

– быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Как только идея исследования приняла стройные очертания, вам необходимо определить объект, предмет и задачи дипломной работы. В дальнейшем они понадобятся вам при написании введения и теоретического раздела. Также на данном этапе, более менее, должна вырисовываться гипотеза исследования.



Как видим, формулировка темы дает нам важное стратегическое преимущество. Перед нами уже видна перспектива работы, основной каркас идей и методов, понимание того, к чему мы должны прийти в конце. Сама тема также позволит нам четче обозначить положения, которые будут вынесены на защиту, а также возможный круг вопросов, которые задаст комиссия. Направления научного исследования студента – маркетолога представлены в приложении 1.

Тема ВКР должна отражать актуальность одной из социальных, экономических, правовых и других проблем общественной жизни.

Тему студент-выпускник может выбирать из примерного перечня квалификационных работ, исследуемых и утверждаемых выпускающей кафедрой. Перечень тем квалификационных работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических потребностей общества (приложение 2).

Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной (дипломной) работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая впоследствии должна быть согласована с выпускающей кафедрой.

Тему работы не следует формулировать очень широко, в этом случае информации будет слишком много, и разработать тему полностью просто не удастся. Из широкой проблемы студенту нужно вычленить более узкий вопрос – только в этом случае можно будет работать, не распыляясь, более эффективно и глубоко. Конечно, и слишком специфический вопрос может вызвать у студента массу трудностей, прежде всего со сбором необходимого материала. Таким образом, целесообразно будет, выбрав несколько, на взгляд студента, подходящих и интересных тем, потратить время в библиотеке, чтобы убедиться, есть ли материал в необходимом количестве для написания дипломной работы, а затем уже приступать к выбору.



Однако в каждом из случаев выбранная тема квалификационной работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость. Все основные положения дипломной работы должны быть теоретически обоснованы и строго аргументированы. В работе должна быть доказана новизна полученных результатов по сравнению с имевшимися исследованиями. Вы должны очень жестко оценивать свою работу и очень хорошо знать все ее недостатки, чтобы отстоять ее и защитить.

 

 

cyberpedia.su

Как написать дипломную работу. Часть 1. Выбор темы | “Всё смогу

Пришло время узнать выпускникам, как написать дипломную работу. Если вы хотите, чтобы написание дипломной работы не перешло в затяжную войну с руководителем, а защита прошла гладко и безупречно, то вам просто необходимо прочитать серию статей на тему «Как написать дипломную работу».

Одно дело тема, и совсем другое — название дипломной работы. Обычно под темой понимают образ того, о чем вы собираетесь писать, а названием работы будет то, что окажется на титульном листе будущего диплома. Но мы сейчас будем понимать под темой именно то название в кавычках, которое в последнее время все чаще требуют сформулировать самостоятельно от студентов бакалавриата и магистратуры при написании ВКР. А начнем мы, как обычно, с начала. Хотя дипломная работа, вообще-то, пишется с конца. То есть сначала она проделывается (мысленно или экспериментально), а затем записывается, исходя из полученных результатов. В любом случае, с какого бы конца вы не подходили к исполнению своей учебной задумки, начать стоит с выбора темы.

Прежде чем формулировать тему, задумайтесь, насколько актуально и разработанно направление, в русле которого вы собираетесь работать. Тема не должна быть избитой. Если вы находите массу информации на свою тему даже в интернете, значит она вдоль и поперек изучена (по крайней мере на вашем, студенческом, уровне). Но и вдаваться в инновационные, парадоксальные и противоречивые течения тоже не стоит, хотя, не сомневаюсь, такие темы могут быть очень интересны.

Наверняка ваш научный руководитель сможет подсказать актуальные проблемы для изучения. В то же время это должно быть такое направление, которое позволит вам в работе показать какой-то практический результат. Скажем, вы пишите выпускную квалификационную работу по педагогике и вас очень заинтересовала проблема взаимосвязи успеваемости учащихся с их креативностью. Тему диплома можно сформулировать так: «Влияние уровня креативности учащихся на уровень их успеваемости на уроках истории». Подумайте, как такую тему можно обосновать практически, то есть опытно, с использованием эксперимента.

В самом деле, в ближайшем приближении к теоретической части работы окажется, что взаимосвязь этих двух явлений уже изучена, а значит дипломная работа не будет нести ничего нового. Вместо банальной темы предложите такую: «Формирование креативности учащихся на уроках истории» и предложите свои методы педагогического воздействия на учеников.

Дипломная работа и формулировка ее темы

Весь смысл в формулировке темы диплома состоит в том, чтобы в ней отражалось направление исследования. Это выражается в словах: «исследование», «изучение», «решение задачи»,  »оптимизация», «обоснование», «улучшение», «повышение», «модернизация», »разработка» или «технологическая разработка», для психологии и педагогики также: «формирование», «развитие» (каких-то качеств личности), «воспитание» и т.п.

Далее по смыслу в формулировке должен указываться объект исследования — область, в которой вы работаете. Примеры:

  • «Разработка технологии…»
  • «Улучшение способа…»
  • «Оптимизация процесса…»
  • «Обоснование способа…»
  • «Решение задачи проектирования…»

Для психологов и педагогов тема также может зазвучать таким образом:

«Формирование/развитие/привитие/воспитание таких-то качеств личности (или успеваемости, способностей, умений, навыков) учащихся/школьников/подопечных/дошкольников/детей…»

При построении наименования дипломной работы таким образом не должно в последствии возникнуть вопроса о том, что же будет объектом исследования.

Завершая формулировку темы, укажите основное свойство своего исследования. Это могут быть условия или особая категория предметов, с которыми вы проводите работу. Примеры:

  • «Разработка технологии получения высокопрочной стали»
  • «Оптимизация процесса написания программы на языке Паскаль»
  • «Решение задачи проектирования высотных строений на пучинистых грунтах с использованием таких-то материалов»
  • «Обоснование способа расчета стимулирующих надбавок для сотрудников банка»
  • «Развитие умений к самообучению у младших школьниках на занятиях объединения в условиях дополнительного образования детей»
  • «Формирование компьютерной грамотности  у пенсионеров в условиях работы специализированных курсов»
  • «Воспитание патриотизма у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы на уроках физики»

При написании названия выпускной работы всегда помните о максимальной конкретизации того, о чем собираетесь сообщать. Здесь недопустимо оперировать понятиями в широком смысле (нельзя указать просто школьников, желательно указать возраст или класс).

И так, формулируя тему дипломной работы, руководствуйтесь простой схемой:

НАПРАВЛЕНИЕ — ОБЪЕКТ — УСЛОВИЯ (конкретизация объекта)

А если вам понравилась статья и вы посчитали ее полезной для себя и своих друзей, тогда смело делитесь ссылкой на нее в социальных сетях.

Продолжение следует на Все могу — все знаю…

Читайте также на эту тему:

Присоединяйтесь к автору проекта

vsemogu-vseznayu.ru

Почему важно правильно сформулировать тему дипломной работы

 

С чего начать написание дипломной работы ?

 

Здесь мы вместе с вами попытамся рассмотреть самые первые шаги по написанию дипломной работы самостоятельно. Данные рекомендации также могут пригодится тем, кто хочет заказат диплом, но не уверен как сформулировать требования к исполнителю работы.

 

Идея этой статьи выросла из коллективного опыта нашей команды преподавателей, которая в течение шести лет практикует учебные и научные разработки при написании на заказ серьезных дипломных и курсовых аналитических работ. Этот опыт позволил развить наши знания, умения и навыки в разработке научных исследований, и, в частности, понимание необходимости практических инструментов в написании дипломных и курсовиков. Мы хотим поделиться с вами своими приемами и методами, чтобы облегчить и без того нелегкую студенческую жизнь.

 

Итак, вы пишите диплом.

 

Перед тем, как будет написана самая первая строчка работы, у вас должно сложится четкое представление о том, что именно вы хотите сделать. Это, может быть самая трудная, но, на самом деле, самая важная часть вашей работы. До момента написания финального диплома, ваша задача как студента состояла в основном в ответе (устно и письменно) на вопросы преподавателя или учебника. Теперь же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему дипломной работы, а затем и защищать ее перед комиссией, которая может и должна задать вам некоторые вопросы, относительно того, насколько хорошо вы поняли саму суть исследования.

 

Если вы не знаете о чем писать, если тема работы расплывчата и не поддается описанию в существующих терминах, то следующий шаг – составление плана, вообще вызывает панический ужас. Это напоминает эпизод из любимой нами кэролловской “Алисы в стране чудес ” :

 

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

 

– Мне все равно… – сказала Алиса.

 

– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.

 

Формулировка и спецификация темы дипломной работы, таким образом, отправная точка вашего исследования. Как только тема сформулирована, вы легко сможете выбрать нужную исследовательскую стратегию, метод сбора материала и аналитическую технику.

 

Формулировка темы дипломной требует времени и сил, и поэтому может занимать до месяца напряженной работы мысли. Однако, если вы пропустите этот этап (просто с потолка возьмете тему, найдете предложение, которое похоже на тему дипломной работы или перекопируете название главы учебника), вероятность успешной защиты и блестящей оценки будет стремиться к нулю.

 

На этапе формулировки темы вы будете генерировать идеи и определять исследовательские техники, так необходимые при написании практической части.

 

Возможно, преподаватель или научный руководитель уже дал вам тему дипломной. Но даже в этом случае, вам все равно необходимо перевести саму идею работы в формулируемые термины. Как только идея исследования приняла стройные очертания, вам необходимо определить объект, предмет и задачи дипломной. В дальнейшем они понадобятся вам при написании введения и методологического раздела. Также на данном этапе, более менее, должна вырисовываться гипотеза исследования.

 

Как видим формулировка темы дает нам важное стратегическое преимущество. Перед нами уже видна перспектива работы, основной каркас идей и методов, понимание того, к чему мы должны прийти в конце. Сама тема также позволит нам четче обозначить положения, которые будут вынесены на защиту, а также возможный круг вопросов, которые задаст комиссия.

 

Мы будем рады, если вы поделитесь с нами собственным опытом формулировки темы дипломной ! Что вызвало наибольшие трудности, какого результата вы в конечном итоге достигли ?

www.easyschool.ru

Актуальность темы дипломной работы пример

Введение – это небольшая часть дипломной работы, но ее важность нельзя недооценивать. Просматривая текст ВКР на защите, преподаватели читают в первую очередь именно введение, поскольку эта часть представляет собой анонс всего диплома. Написание введения затрудняет многих студентов, но на самом деле его писать проще, чем основную часть. Оно строится по определенной схеме, в которой каждый блок является обязательным. Одним из первых таких смысловых блоков является актуальность выбранной темы.

Что такое актуальность в дипломе

Актуальность раскрывает важность вашего исследования, позволяет понять, каким образом можно применить данный научный материал. Иначе говоря, почему вы выбрали эту тему, и какую пользу принесет ваша работа. Важно обосновать злободневность раскрываемой тематики, указать на ее востребованность в реалиях современности. Поэтому, расписывая данный блок, в первом абзаце обратитесь к обозначению социальной остроты проблемы. Например, если вы пишите диплом на инженерную тему о технологии строительства крыши, расскажите о том, как опасно несоблюдение стандартов при стройке, как часто это происходит и чем это чревато.

Описание актуальности обычно занимает два-три абзаца, не более одной страницы печатного текста. Не стоит растягивать ее на полтора-два листа. Рассказав об общей злободневности проблемы, в следующем абзаце распишите актуальность конкретно вашего проекта. Для этого используйте такие обороты, как «актуальность данной работы заключается в том, что…», «… Эти причины обуславливают актуальность дипломного проекта», или «в связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике».

Как определить актуальность своей темы

Выявить и обосновать значимость своей работы можно по трем основным направлениям:

  1.   Интерес ученых к данной тематике, или так называемая дискуссионность темы. В таком случае можно написать: «Большое количество исследований по данному вопросу доказывает, что тема является злободневной и актуальной». Но обратите внимание, что исследования должны быть достаточно свежими.
  2.   Можно пойти и от обратного: если по вашей теме мало работ, это значит, что диплом будет уникальным и ценным проектом. Обоснуйте важность проблемы в современной жизни и продолжите таким образом: «Поскольку исследований по обозначенной проблематике мало, разработка данного научного материала будет актуальной для ученого сообщества».
  3.   Практическая ценность работы. Это беспроигрышный вариант в составлении актуальности, особенно, если вы пишите по технической, экономической или другой прикладной дисциплине. В данном случае вы говорите, какие исследования были проведены (что-то модернизировано, усовершенствовано, изобретено), где их можно будет применить (например, в строительстве), и какие проблемы это позволит решить. В тексте это будет выглядеть примерно так: «данная технология применения нагревательных элементов позволит уменьшить экологическую проблему загрязнения окружающей среды вследствие сокращения расхода топлива».

Обратите внимание, что можно построить актуальность своей работы по аналогии с другими научными трудами. Выберите несколько книг или диссертаций, посвященных той же тематике, и просмотрите начало текстов – в них всегда указывается важность исследования. Выпишите эти предложения и свяжите логически с вашей работой.

Примеры составления актуальности во введении

Юриспруденция. Тема диплома «Недвижимые вещи как объекты гражданского права»:

Вопросы правового регулирования недвижимых вещей как объектов гражданского права обрели особую значимость в связи с непрекращающимися изменениями в гражданском законодательстве, это и обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.

Экономика. Тема диплома «Схема открытия туристического предприятия по системе франчайзинга»:

Актуальность данного исследования заключается в анализе основных способов построения бизнеса с использованием такого популярного инструмента, как франшиза, что позволяет определить критерии успешного практического применения данной схемы.

Педагогика. Тема диплома «Особенности социальной адаптации ребенка с задержкой речевого развития в младших классах школы»:

Важность работы обусловлена возможностью практического применения методик адаптации детей в начальной школе, описанных во второй части дипломного исследования.

Добавить комментарий

primery-obrazcy.com.ua

Как выбрать тему дипломной работы

Каждый студент сталкивается с выбором темы для его работы, сначала это курсовая работа, а затем дипломная. И если у Вас уже есть хорошая тема для курсовой, то Вы везунчик, ведь дипломная работа как раз и является логическим продолжением прошлых курсовых. Но если с курсовыми не так все гладко, то придется хорошенько задуматься над темой для дипломной работы, ведь от нее зависит весь процесс написания работы, а также защита и итоговая оценка. 

Тема дипломной работы

Тема дипломной работы должна быть связана с получаемой специальностью. Это первое и самое главное правило. Нельзя писать:

  • про программирование, если вы на психологическом факультете;
  • про математику, если на биологическом;
  • про литературу, если на географическом.

Далее стоит выбирать то, что интересно именно Вам, то, что ближе к душе, то, чем в дальнейшем и после окончания университета хотели бы заниматься, или хотя бы связанное с этим, потому что написанию выпускной квалификационной работы Вам придется посвятить довольно много времени. И если этот процесс будет проходить с энтузиазмом и большим желанием, то будет намного легче. 

Ориентироваться на выбор профессии поможет практика, проходившая в университете. Попробовав себя в практических ситуациях, студент может лучше понять, чем он хочет заниматься и, безусловно, лучше разбираться в определенной области. В начале обучения студенту предлагается выбрать кафедру, к которой он будет прикреплен. В зависимости от кафедры будет и разной практика, более углубленная в специализированную область.

Например, на факультете психология есть такие кафедры, как:

  • юридическая;
  • социальная;
  • общая;
  • клиническая;
  • педагогическая и т. д.

Выделяют такие практики, как учебная, которая является ознакомительной, где более точно знакомят с умениями, навыками и обязанностями, требуемыми для профессии, производственная, когда студенту предоставляют возможность понаблюдать за работой специалиста или даже самому поучаствовать в рабочем процессе, и преддипломная, итоговая и завершающая практика, в которой студент собирает информацию для теоретической части своей дипломной работы. Практика помогает учащемуся как нельзя лучше разобраться в своей области, и понять, чем конкретно ему нравится заниматься. Эта область занятия и может предопределить тему для дипломной работы. Чем больше студент будет в ней разбираться, тем легче ему будет написать диплом. Диплом подразумевает раскрытие навыков и умений, полученных в ходе обучения, овладение нужными компетенциями. 

Прежде чем приступить к выбору темы диплома, необходимо еще и знать из чего он состоит. Начинается он с введения, далее идет теоретическая часть, а затем исследование, включая особенности его проведения и интерпретацию результатов. Одной из самых важных составляющих введения является актуальность работы. Дипломная работа должна раскрывать актуальную проблему, а также привносить нечто новое в научную среду, к которой относится работа. К примеру, это может быть разработка новой методики, подходящей для современных людей, или новой программы, если студент обучается на программиста. Также это может быть просто определенная информация, которая является новой и полезной. Данному вопросу нужно уделить особое внимание, так как частыми вопросами на защите диплома считаются именно актуальность работы, ее новизна и практическая значимость, а также перспективы развития.

Нужно помнить, что и источники должны быть новыми, 50% – минимум за последние 5 лет, а остальные хотя бы нынешнего века. Технологии, способы, методы, методики также должны быть нестарыми. Часто требуют использование иностранных книг. Комиссия, проверяющая дипломную работу, пролистывает диплом и, не имея возможности его полностью прочитывать, обращает основное внимание на оформление, введение, список литературы и, конечно же, Вашу презентацию. 

Как выбрать тему дипломной работы

В теоретической части ВКР Вы подробно анализируете Вашу проблему, изучаете многочисленные источники, посвященные Вашей теме, а их в дипломной работе должно быть не менее 50. Перерабатывать информацию, формулировать свое мнение, подводить итоги достаточно сложно, поэтому, если Вы выберете тему, в которой Вы чувствуете себя «как рыба в воде», Вам будет гораздо проще. 

В каждой дипломной работе должно быть исследование, которое непосредственно отражает тему работы. Поэтому необходимо изначально продумать, какой будет объект исследования, предмет, задачи, цели, выдвинуть гипотезы и т. д. Также тема должна быть узкой, рассматривать определенную, конкретную проблему. Она не должна быть сформулирована обширно. Например, не подходят такие варианты, как:

  • «Семейные ценности»;
  • «Мотивация сотрудников»;
  • «Учение Аристотеля»;
  • «Современные браузеры» и т. п.

Должно быть уточнение, ценности какой группы людей, мотивация каких сотрудников и т. д.. Формулировка темы должна быть настолько понятной, чтобы любой человек, посмотревший на нее, понял бы о чем речь будет идти в Вашей работе. Также в дипломе могут быть рассмотрены взаимосвязь определенных процессов или сравнение различных групп. Тогда придется работать со статистическими методами, такими как корреляция, критерий Манна-Уитни и т. д. Это безусловно повысит уровень Вашей работы. Но соответственно и изучение таких процессов должно отражаться на названии работы. Оно может быть, к примеру, таким:

  • «Восприятие окружающего мира слышащими и неслышащими детьми».
  • «Взаимосвязь удовлетворенности жизнью от благополучия семейных отношений».

Также важны методы сбора информации и проведения исследований. В работе по экономике часто используют такие методы, как анализ, метод коэффициентов, моделирование. Для студентов филологического факультета больше подойдут контент-анализ, лингвистический эксперимент, биографический метод, дихотомия. Психологи пользуются анкетированием, интервью, шкалированием, ранжированием, беседой, наблюдением.

Верным помощником в написании дипломной работы будет Ваш научный руководитель. Он сможет правильно сформулировать Вам тему и помочь при выборе. У каждого преподавателя свой круг интересов, поэтому подходить к выбору научного руководителя тоже нужно с умом. Также стоит не забывать, что затягивать с выбором темы не нужно. Иначе руководитель может поставить ее за Вас, так как приказы с названиями работ формируются заранее. А в этом случае, Вам может выпасть сложная и неинтересная для Вас тема, тогда время написания диплома станет периодом мук, и Вы сто раз пожалеете, что не придумали тему самостоятельно. Еще один плюс выбора темы студентом это то, что в глазах руководителя Вы будете выглядеть достойным учащимся, которому не все равно и который заранее и с ответственностью готовиться к заданию. 

Многие не хотят тратить свое время на написание диплома, и, при наличии денежных средств, покупают готовую дипломную работу. Этот вариант, конечно, удобнее, но даже если работа будет выполнена идеально, вероятнее всего приведет к провалу, так как комиссия, проверяющая диплом и присутствующая на защите, может задать любой вопрос, касающийся Вашей темы, и только самостоятельно все проработав, Вы сможете дать действительно достойный ответ. 

Таким образом, залог идеальной дипломной работы – отличная учеба с первого курса, написание вовремя и правильно курсовых работ, которые являются продолжением друг друга, хорошие отношения с научным руководителем и обладание навыками, необходимыми для получения диплома о высшем образовании. 

Диплом – это итоговая работа, подтверждающая, что студент обладает навыками и умениями необходимыми для работы по специальности и заслуживает звание дипломированного специалиста. Так что не подводите себя и Вашего научного руководителя, приступайте к написанию работы заранее и с максимальной серьезностью.

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Как выбрать тему дипломной работы?

Написание диплома и его защита — кульминация полного срока учёбы в ВУЗе, финальная черта. Чтобы финишировать достойно и защититься с блеском, нужно удачно выйти на старт — определить беспроигрышную тематику. Как выбрать тему дипломной работы? Это можно сделать несколькими способами, зависящими от конкретного ВУЗа, самого студента, его отношений с учебным процессом вообще и с преподавателями в частности. Все возможные варианты рассмотрены в данной статье.

Оптимальный путь

Лучше всего, если тема диплома – это естественное продолжением тематики курсовых работ и преддипломной практики на предприятии или в компании, с которой связана будущая работа выпускника после окончания ВУЗа.

У студента, который учится ответственно и осознанно, к пятому курсу складывается не только определённое направление исследовательской деятельности, но и конструктивные отношения с научным руководителем.

Тогда тема диплома выбирается и формулируется самим студентом ведь он уже знает, над чем именно и под чьим руководством будет работать.

При самостоятельном выборе темы принимайте во внимание следующие аспекты:

  • Актуальность. Тематика ещё не полностью раскрыта предыдущими исследователями и вы хотите заниматься той областью, где можно сказать новое слово. Актуальными также будут темы, связанные с внедрением новых технологий либо проведением текущих реформ.
  • Оптимальный объём. Если тематика слишком узка, вам может не хватить материала, чтобы набрать необходимую сотню страниц диплома. Если тема чересчур обширна, её сложно будет полноценно раскрыть даже на 150 страницах.
  • Доступность нужных материалов. Диплом обязательно сопровождается достаточно обширным списком литературы и информационных источников, которые вы реально сможете найти в библиотеках и в Интернете.

Лучше всего сформулировать несколько вариантов названия и проявить разумную гибкость при обсуждении наименования темы диплома с научным руководителем.

В конечном итоге, название должно быть:

  • Предельно кратким, до шести-семи слов. Тему, не укладывающуюся в эти рамки, можно частично перенести в подзаголовок, заключив в скобки.
  • Указывающим на проблему, которую исследует автор диплома.
  • Понятным и ясным по смыслу.
  • Благозвучным, легко произносимым.

После необходимых корректировок тема утверждается на заседании кафедры, а студент продолжает развивать ту линию, которую целенаправленно выстроил ещё в курсовых работах. И, кстати, пользуется информацией, уже найденной и систематизированной им прежде.

Правда, готовиться к такому идеальному выходу на тему диплома нужно заранее, по крайней мере, со второго курса. В самом начале учёбы полезно пробовать себя в работах разной тематики, участвовать в научно-практических конференциях даже в качестве слушателя – это поможет выбрать индивидуальное направление исследований, определить сферу действительного личного интереса, наметить область деятельности после окончания ВУЗа.

Конечно, далеко не все будущие специалисты так серьёзны, дальновидны и предусмотрительны. Кроме того, научные руководители тоже бывают заинтересованы в разработке направлений, интересных именно им — и могут навязывать дипломникам свою тематику.

Если у вас нет своих основательных наработок, перспективы видны довольно туманно, а проблема самостоятельного выбора темы стоит перед вами в полный рост, принимайте решение на такой основе:

  • Определите самую близкую вам сферу учебной практики, которая разрабатывается на кафедре, где вы пишете диплом. Например, вы – будущий педагог-психолог и вас особенно увлекают проблемы подростков.
  • Обозначьте область, где вы хорошо ориентируетесь. Пусть вам ближе всего арт-терапевтические методы, вы писали курсовую работу по актуальным проблемам этого направления и получили высокий балл.
  • Сопоставьте арт-терапию (хорошо освоена), подростковый возраст (максимальный интерес), вашу преддипломную практику в средней школе и те конкретные проблемы, которые вы там наблюдали.
  • Выделите не слишком обширный сегмент этих проблем с хорошей информационной базой. В результате появится, например, дипломная тема «Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии».

В дальнейшем, при обсуждении с научным руководителем, можно дополнительно конкретизировать эту тему, подчеркнуть актуальность, разработать практические рекомендации на её основе. Затем название вашего диплома утверждается на заседании кафедры.

Вместе с тем, во многих ВУЗах студенты чаще всего видят готовый тематический список дипломных работ – и выбирают из этого перечня.

Самая распространённая практика

Если ваша выпускающая кафедра уже сформировала список дипломов и вы стоите перед выбором темы, делайте его как можно оперативнее, чтобы не остаться наедине с самыми скучными и неподъёмными формулировками, которые не взял никто из ваших более расторопных товарищей.

Ориентируйтесь на такие соображения:

  • тема вам полностью понятна;
  • это направление вас интересует;
  • тема перекликается с вашей курсовой работой, производственной либо преддипломной практикой;
  • тематика актуальна, имеет исследовательское и практическое значение для многих людей;
  • область исследования не чрезмерно обширна и не чересчур узка;
  • тема не полностью разработана до вас, но и не слишком мало исследована;
  • необходимая литература и нужная информация вам полностью доступна.

Пока не поздно, выбирайте и научного руководителя из той категории преподавателей, у которых студенты успешно защищаются и удачно пишут курсовые. Обычно информация об этом широко расходится в студенческих кругах. Помощь и рекомендации компетентного и контактного руководителя необходимы вам на всех стадиях написания диплома.

Формулировка выбранной темы может быть изменена после обсуждения с научным руководителем или в процессе разработки.

Например, вы готовитесь писать диплом по специальности «Менеджмент предприятий» и выбрали тему, которая сформулирована кафедрой: «Повышение эффективности оплаты труда на предприятии».

Тема сама по себе достаточно разработана, материалов по ней найдётся много. Вместе с тем, она вполне актуальна, так как каждое конкретное предприятие имеет свою специфику оплаты труда и повышать её эффективность можно по-разному. Ваша преддипломная практика проходила, скажем, в ООО «Любава-Люкс». Тогда диплом естественно назвать «Повышение эффективности оплаты труда на предприятии (на примере ООО «Любава-Люкс»)».

Таким образом, выполнены все основные условия правильного выбора: связь с вашими прежними наработками, доступность необходимой информации, актуальность выбранной темы дипломной работы и её практическая значимость.

Обходной маневр

Определённая категория студентов пользуется сторонними услугами для написания дипломных работ. Даже если диплом будут писать за вас, выбирайте понятную и интересную вам тему с достаточным количеством нужной информации в свободном доступе. Этим вы дополнительно облегчите жизнь и себе, и трудягам, набирающим необходимый текст.

При любых вариантах выбора темы дипломной работы нужно всегда исходить именно из вашего учебного опыта, личной заинтересованности в определённой тематике и желания как можно успешнее защитить диплом — актуальный, значимый, выверенный авторитетным руководителем.

diplomodel.ru

Как написать актуальность во введении дипломной работы?

«Что в ней особенного? Какой вклад в науку я внесу своей работой?» — это и многое другое судорожно пробегает в голове у любого студента, который дошел до раздела «актуальность» во введении своей исследовательской работы. Как правильно ее описать? Чем актуальность отличается от новизны? Какие ошибки распространены? Это и многое другое в нашей статье!

Актуальность темы выпускной квалификационной работы – это не просто один из пунктов, который необходимо прописать в содержании, но и основной момент, над которым вы должны задуматься в самом начале. Если в вопросе, который вы хотите осветить, нет никакой актуальности, то это исследование будет бессмысленным, нелепым и совсем не нужным. К тому же, один из главных вопросов комиссии будет касаться именно этого момента и ответ, что ваш научный руководитель и кафедра утвердили эту тему, а значит, она беспрекословно актуальна, не будет засчитан. Поэтому необходимо заранее продумать, почему на сегодняшний день ваша тема очень важна.

Выделяют два вида актуальности тем:

1. Неизученная ранее тема. Здесь тема будет актуальна потому, что до студента, начавшего заниматься этим вопросом, не было найдено точного решения, нужной концепции и многого другого, что осветило бы вопрос в полной мере.

  • К примеру, в качестве темы своей дипломной работы вы выбрали разработку нового способа сборки какого-нибудь прибора, который использует каждый человек в своем быту. Допустим, компьютерную мышь. Здесь вы внесете новую идею, возможно, сможете предложить свой дизайн, а возможно, и вообще решите сделать из этого что-то абсолютно не похожее на предыдущий вариант из-за своих наиболее практичных, эстетических и прочих параметров.
  • Если область ваших исследований связана не с технической стороной вопроса, а с гуманитарной, как у лингвистов, например. То здесь во внимание берется разработка новой концепции по ранее неисследованным произведениям, частям речи, группе лексике и проч. Или, например, если до вас никто не разработал четкую терминологию по какому-то вопросу, а вы предлагаете свой вариант. Всё это относится к первому типу актуальности работы.

Не забывайте при этом пункте указать, что вами была проведена тщательная работа при анализе существующей литературы, после которой вы не смогли найти нужного определения/ решения / тезиса и т.д. Здесь вы должны сказать: «Этого раньше не было, поэтому я начал этим заниматься», подкрепив свое заявление нужными и правильными аргументами.

2. Применение на практике уже существующих исследований. Но здесь нужно оговорить – они не должны быть точно скопированы. Вы должны привнести в них свои изменения и доработки.

  • Если ваша работа касается педагогики, то вы можете смело обратиться к тем теориям обучения и психологии, которые разрабатывались еще при школах СССР и были вытеснены новыми методиками, подстроенными под усеченную программу обучения и особенности деятельности современных детей.
  • Или, к примеру, исследуя тему, связанную с космическими открытиями, вы можете использовать теории, сделанные семьдесят лет назад, и доказать, что давно забытое старое – это хорошее решение современных проблем. И подобный прием поможет не только успешно защитить выпускную квалификационную работу, но и поспособствует встать в ряд самых востребованных ученых и разработчиков.
  • За основу можно также взять исследования и разработку мультимедиа. В современном мире всё крутится вокруг звуков и изображений, создаваемых при помощи компьютера. Ни одно предприятие, ни одно научное открытие, ни одна школа, да и вообще, ни один аспект из нашей жизни сейчас не обходится без мультимедиа. И, опираясь на существующие разработки ученых, вы сможете доказать актуальность своей работы.
  • Те, кто исследует язык, могут сказать, что всё настолько писано-переписано сто раз, что и своего открыть на основе старого нельзя. Но это же совсем не так! Допустим, вы изучаете глагольную лексику какой-нибудь группы «движения», опираясь на старые работы и словари, которые дают эти разграничения по группам. Но вот вы исследуете текст, и ваши глаголы уже не подходят строго к этой группе из-за контекста, а значит, вам нужно разрабатывать собственную концепцию. Она и станет вашим нововведением в существующие исследования.

Не стоит путать!

Путаница между актуальностью научного исследования и новизной – одна из самых распространенных ошибок, встречающихся у студентов.

Помните, что актуальность – объяснение причин, по которым вы взяли эту тему именно в это время и доказательство актуальности темы в настоящем состоянии и востребованности науки. А научная новизна – это то, что вы сделали / доказали / открыли / применили / разработали нового, ранее не существующего ни в одном научном исследовании.

Что делает тему дипломной работы актуальной?

Те студенты, чьи темы связаны с современным политическим устройством страны или нестабильностью экономики, не имеют ни малейших сомнений, что тема их труда актуальна и интересна многим.

Но как быть тем, чьи темы далеки от ежедневного обсуждения в СМИ? Ведь они тоже открывают что-то новое и улучшают старое! Здесь всё просто. Вам необходимо задать себе следующий вопрос: «Чем моё исследование будет полезным?». Не обязательно брать во внимание среднестатистического человека, обдумывая, как в быту ему пригодится ваша концепция. Возьмите в качестве субъекта, на которого будет направлено исследование, научный мир. Например, вы хотите разобраться и установить четкую терминологию, с которой до вас не справился никто, и в дальнейшем это упростит задачу другим исследователям, столкнувшимся со схожей темой.

Как написать актуальность темы дипломной работы?

  • Не начинайте издалека.
  • Сразу отметьте, что тема до вас не была изучена, а если и изучалась, то ученые не смогли достаточно точно и глубоко описать проблему.
  • Назовите причины, по которым до вас никто не смог прийти к нужному результату. Обычно к таким причинам относится развитие науки и техники, изобретения и продвижения новых методов исследования, сюда же относятся и недостатки, допущенные при описании темы другими учеными.
  • Опишите практическую значимость работы. Иногда для этого выделяется отдельный пункт, но если у вас нет этого разделения, то его вы должны прописать в актуальности. Здесь необходимо указать для кого будет полезным ваше исследование, где его результаты можно применить и кто эти результаты сможет использовать. Так, например, тема вашего труда может иметь политическую, государственную или социальную значимость.
  • Не забывайте, что актуальность вашего исследования должна отражать важность и своевременность его выполнения.

Примеры.

Чтобы наглядно отразить всё то, о чем мы говорили до этого, представляем вашему вниманию несколько примеров, взятых из реальных научных работ. Опираясь на них, используя шаблонные конструкции и слова, вы сможете с легкостью спроецировать эти примеры на свою работу, и тогда проблемы с написанием исчезнут сами собой. Удачи!

Пример, в котором делается опора на недостаточную изученность явления:

«Анализ литературы по проблемам экспрессивности позволяет нам выявить тот факт, что многие её аспекты не получили глубокого освещения. И относится это, в первую очередь, к вопросам семантики экспрессивного слова. Вопрос о разработке чёткой терминологии, описывающей данную сферу лексики, остается открытым, что обусловливает один из аспектов актуальности нашей работы.

Стоит отметить, что актуально и стремление изучить закономерности выражения эмоций и оценок с помощью глагола, а также использование сопоставительного изучения базовых категорий славянских языков».

Пример, в котором отображена возможность решения практической задачи:

«За последние годы в России возросло число преступлений и погибших при исполнении служебного долга сотрудников ОВД. В результате чего общественные требования по принятию мер по борьбе с преступностью увеличиваются. Вследствие чего появляется необходимость в поиске эффективных приемов обучения личного состава для повышения уровня подготовки. Эта проблема неоднократно упоминалась на совещаниях Коллегии МВД. Преподаватели учебных заведений МВД прямо говорят, что их выпускники имеют слабую подготовку, из-за чего не всегда способны дать отпор криминальной среде.

Научно-обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования психологической подготовки сотрудников ОВД, но на сегодняшний день такой концепции не существует».

diplomodel.ru

Оставить комментарий