Как составлять конспекты: 9 способов как его писать в 2022

Как писать конспекты: цель, форматы, популярные методы и основные принципы

Камила Бахтиар

основатель и руководитель студии методологии KAMI, выпускница курса EdMarket «Методист онлайн-курсов»


Создавать креативные визуальные конспекты и превращать информацию из хаоса в структуру — моя страсть. До прихода в EdTech я много лет работала архитектором вместе с Юджи Имайо — последним учеником всемирно известного японского архитектора Кишо Курокава. Мы разработали генеральные планы крупных городов, строили мосты, проектировали аэропорты, стадионы, рекреационные зоны в Японии, Сингапуре, Италии, Индии, России и Казахстане.

Обучаясь в архитектурной академии, я делала очень много конспектов, превращая сухую теорию в красочный и понятный материал. Это многих впечатляло. Студенты и преподаватели начали обращаться ко мне за помощью — и так о моих конспектах узнал весь вуз.

Мне нравилось структурировать информацию, и любимое дело начало приносить доход. Вскоре мне стали заказывать раздаточные материалы серьёзные эксперты в сфере онлайн-образования. Постепенно запросы на создание такого контента росли, меня приглашали спикером на мастер-классы.

Логическим продолжением моего пути стало обучение на курсе «Методист онлайн-курсов» в EdMarket. Там я тоже писала много конспектов и окончательно сформулировала для себя важные принципы эффективного обучения, многими из которых до этого пользовалась активно, но интуитивно.

Я рассматриваю обучение как расщепление: во время этого процесса мы пережёвываем информацию, то есть расщепляем её на элементы. Для каждого из них можно использовать свой маркер или стикер. Стикерами для создания структуры я пользовалась и прежде, но осознанно начала применять этот инструмент позже. Я взяла аналогию с расщеплением у известного казахского предпринимателя Маргулана Сейсембаева, когда он рассказывал, как выжимать из книг максимум.

Например, «белки» — это розовые стикеры — лайфхаки и полезные инструменты, которые можно внедрить в свою жизнь. Оранжевые стикеры «углеводы» — то, что мотивирует, заставляет задуматься, вдохновляет. «Жиры» — то, что увлекательно, что приятно читать, кейсы, примеры. «Витамины» можно сделать зелёными стикерами — это анекдоты, забавные случаи, красивые цитаты, которые можно использовать при случае. «Клетчатка» — цифры, статистика, факты, ссылки.

Стикеры удобно использовать при работе с книгами и учебниками. При этом очень важно выделять ключевую мысль: в книгах — карандашом, а если способ используется для учебных тетрадей — можно маркером-текстовыделителем. Это поможет быстро подготовиться к занятию, экзамену, выступлению или нетворкингу. Ведь нужно будет всего лишь перелистать материалы.

Книги и учебники тоже хочется «оцифровать». Мой любимый метод — Корнелла. Удивительно, что по этому методу я начала конспектировать ещё в школе, а узнала его название и историю появления лишь несколько лет назад.

Получается, что я пришла к нему сама. Во время конспектирования мне важно вести записи вдумчиво и обогащать их визуальными элементами.

Я уверена, что во время обучения важно сохранять спокойствие и возвращать себя в «здесь и сейчас». Информация усваивается, когда слушатель расслаблен. Вообще, расслабленность равно эффективность и счастье. Это важная мысль, потому что при стрессе запомнить новое очень сложно. Так работает наш мозг. И если мы хотим эффективно учиться, нам нужно уметь выбирать счастье в каждый момент времени.

Мне удерживать внимание на текущем моменте во время обучения помогают визуальные заметки, сделанные разноцветными ручками. Перед занятием я не торопясь прописываю заголовок и название урока, стараюсь делать это красиво, таким образом настраиваюсь на слушание. Не зря английское слово listen состоит из тех же букв, что silent.

Также я делаю зарисовки основных идей. Когда наш разум работает вместе с телом, мы можем запоминать больше информации, которую услышали и зафиксировали. То есть целостный визуальный подход — это когда наши заметки задействуют наше мышление таким образом, что мы можем воспринимать идеи, которые слышим, в то время как наша рука выражает эти идеи в конкретные зрительные образы.

Визуальные конспекты позволяют ещё и снять напряжение, понять говорящего, передать то, что мы думаем, в виде иллюстраций. А ещё их увлекательно делать, они поднимают настроение, ими хочется делиться и к ним хочется возвращаться. И чем больше я практикуюсь, тем больше элементов у меня в запасе появляется.

Какие визуальные элементы я использую:

  • заголовки — их я всегда делаю крупнее основного текста;
  • блок-схемы — люблю рисовать их ровными или в виде облаков;
  • стрелки — указывают на связь между разными идеями и объектами;
  • звёздочки — использую для выделения своей мысли, на которую хочу обратить внимание;
  • восклицательный знак — для выделения самой важной мысли всего конспекта;
  • рамочки — чтобы объединить в одну группу разные элементы и представить основную мысль или идею.
Конспект Камилы Бахтиар — пример использования визуальных элементов

Но чтобы из зарисовок текста не получился хаос, во время конспектирования важно соблюдать чёткую структуру. Для систематизации информации я применяю несколько моделей ведения конспектов. Ими я сильно вдохновилась, когда прочитала книгу Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу», хотя, как и в случае со стикерами, и с методом Корнелла, использовала прежде.

Линейная модель. Мне нравится линейный поток информации на странице, потому что он подобен рассказу. Это хорошо работает на разворотах тетрадей, то есть на двух соседних страницах. Конспекты, выполненные по линейной модели, позволяют нам использовать для выражения идеи столько страниц, сколько понадобится. Их проще читать и они соответствуют стандартной книжной схеме. Это очень удобно и привычно для глаз.

Конспект Камилы Бахтиар — пример линейной модели

Лучеобразная или радиальная модель. По своей структуре очень похожа на велосипедное колесо — с втулкой посередине и спицами, которые выходят из неё. В центре лучеобразного конспекта может быть основная тема — то есть втулка в центре выражает основной концепт, а идеи и мысли создают лучеобразную схему, двигаясь от центра к краю.

Лучеобразный конспект не должен представлять собой идеальный круг, а втулка не должна находиться ровно посередине страницы. Эта модель может проявляться в иной форме, но по-прежнему следовать структуре «втулка и спицы». Радиальный конспект иногда сложнее прочесть и понять, поскольку информация в нём структурирована сложно и нелинейно, но это всё равно удобно для конспектирования на ходу.

Конспект Камилы Бахтиар — пример лучеобразной моделиКонспект Камилы Бахтиар — ещё один пример лучеобразной модели

Траекториальная модель. Такие конспекты создают своеобразный путь для информации — по вертикали, горизонтали и диагонали.

Модель может быть представлена зигзагом, S-образно, W-образно или любой другой траекторией, которую можно вообразить.

Конспект Камилы Бахтиар — пример траекториальной моделиКонспект Камилы Бахтиар — ещё один пример траекториальной модели

 Вертикальная модель. Эти конспекты похожи на линейные и представляют информацию на странице единым потоком сверху вниз. Такая модель удобна тем, что позволяет добавлять новую информацию в любое время. Она тоже имеет понятное направление и структуру и так же ясна для читателя, как и линейная модель.

Конспект Камилы Бахтиар — пример вертикальной модели

    Учимся быстро составлять качественный конспект

    Ошибка многих студентов – это отказ от составления конспектов. Ребята считают, что это скучное и бесполезное занятие. Давайте разберёмся, зачем нужен конспект. Представьте себе такую ситуацию: вы слушаете интересную лекцию и думаете, что информация откладывается в вашей памяти. Затем приходите домой, открываете домашнее задание и понимаете, что не можете с ним справиться. Если бы вы сделали краткие записи, то с лёгкостью бы вспомнили материал.

    Конспект помогает усвоить информацию в структурированном виде. К нему можно обращаться при выполнении домашней работы и подготовке к сессии. Когда студент пишет конспект, он перефразирует мысли преподавателя, сокращает их и, как следствие, запоминает новый материал.

    Мы собрали рекомендации по составлению кратких записей, чтобы сделать ваш учебный процесс интереснее и проще.

    Организация
    1. Выберите, в чём будете писать конспекты. Заведите отдельную тетрадь или воспользуйтесь листами формата А4. Их нужно пронумеровать и поместить в специальную папку.

    2. Делайте подзаголовки и заголовки. Они не только систематизируют информацию, но и помогают студенту ориентироваться в своих записях.

    3. Включите воображение. Используйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры и стикеры. Пишите заголовок другим подчерком, подчёркивайте термины и определения. Можете даже сделать тематические рисунки. В общем, не ограничивайте свою фантазию.

    4. Создайте структуру записей. Для этого вам нужно определиться с методом конспектирования. Вот основные из них:

    • свободная форма: графики, схемы, цитаты, заметки;
    • деление листа на три области: слева – краткие факты, имена и даты, справа – главные мысли лектора, внизу – итоги темы;
    • таблица: выделите категории (например, «дата», «личность», «событие») и запишите информацию в нужные колонки;
    • нумерация: во время пары составьте тезисы и пронумеруйте каждую строку. Если в новой фразе есть отсылка к пройдённому материалу, то поставьте в конце предложения пометку, например, «см. №7»;
    • интеллект-карты: в центре напишите тему конспекта и сделайте от неё «веточки». Каждая из них будет означать определенный пункт, в который можно добавить записи.

    Практика
    1. Подберите удобную ручку. От «рабочего инструмента» напрямую зависит то, как быстро вы будете писать. Купите несколько ручек и протестируйте их в свободное время.

    2. Проработайте свой почерк. У каждого преподавателя свой темп речи. Часто студенты не успевают аккуратно записать материал, а потом не могут разобраться в конспекте. Этого не произойдёт, если вы будете следить за своим почерком. Для экономии времени советуем использовать общепринятые сокращения слов.

    3. Если преподаватель продиктовал понятие, которое вам незнакомо, и не дал определение, нужно поставить возле него восклицательный знак. Потом его нужно будет обязательно разобрать.

    4. Не старайтесь уместить много текста в одну строчку. Оставляйте свободное место для собственных примечаний: номеров экзаменационных билетов, отсылок к учебникам и дополнительной литературе.

    Теперь, следуя нашим советам, вы сможете без труда составить хороший конспект. Вооружитесь красивой канцелярией и отправляйтесь покорять научные вершины!

    Как делать эффективные записи :: Колледж Рэндольфа-Мейкона

    Дом / Академики R-MC / Академическая поддержка / Ресурсы для студентов / Как направлять / Как делать эффективные заметки

    Что такое заметки? Какова их цель?

    Заметки — это КРАТКАЯ запись фактов, тем или мыслей, записанных для облегчения вашей памяти.

    Если ваш преподаватель предоставляет доступ к своим слайдам PowerPoint перед занятием, распечатайте их (по 3 слайда на странице), чтобы вы могли делать заметки прямо на них.

    Восемь (8) советов, как делать полезные заметки:

    1. Делайте хорошие заметки
    2. Организуйте свои заметки
    3. Отформатируйте свои заметки, пометив их
    4. Прослушайте основные идеи во время лекции
    5. Найти словарные слова
    6. Используйте сокращения
    7. Сократите свои заметки
    8. Используйте систему ведения заметок

     

    Система конспектирования Cornell 

    Трехколоночная система заметок

    Контурный метод/линейный метод

    Интеллект-карты 

    1. Делайте хорошие заметки

    Учебное время и успехи на экзаменах значительно улучшатся, если вы будете уделять время хорошим заметкам в классе. Вы также с большей вероятностью будете оставаться сосредоточенными во время урока, когда будете делать хорошие заметки. Наконец, ведение заметок поможет сосредоточиться на том, что говорит профессор.

    2. Систематизация ваших заметок

    Папки и блокноты помогут организовать ваши заметки. Использование скоросшивателя с вкладными листами позволяет добавлять страницы там, где они вам нужны.

    3. Отформатируйте свои заметки

    Пометьте свои заметки:

    • Тема
    • Дата
    • Тема
    • Номер страницы текста/ темы PowerPoint
    • Ключевые термины на полях 

    Оставьте место между идеями, чтобы вы могли добавить дополнительную информацию позже.

    4. Слушайте основные идеи

    Слушайте самые важные идеи в классе. Профессора часто используют фразы, чтобы подчеркнуть мысль. Обязательно внимательно прислушивайтесь к этим сигналам и записывайте их. Кроме того, записывайте все, что профессор пишет на доске.

    5. Поиск словарных слов

    Подчеркивайте словарные слова в своих заметках, чтобы привлечь внимание к важным моментам. Умение определять важные термины поможет вам сосредоточиться на изучении. Используйте карточки или другие методы обучения, чтобы проверить свое понимание ключевых терминов и понятий.

    6. Используйте сокращения в своих заметках

    Принятие собственной формы сокращенного письма в ваших заметках позволит вам быстрее записывать информацию. Помните, что эти заметки должны помочь вам во время учебы. Не беспокойтесь о написании технических деталей, таких как пунктуация или написание полных предложений. Некоторые примеры сокращений:

    • Стрелка вверх для увеличения
    • Стрелка вниз для уменьшения
    • б/к ибо
    • @ в
    • и для и
    • без для без
    7. Сократите свои заметки

    После урока найдите время, чтобы переписать свои заметки, чтобы сделать их более разборчивыми, или исправить все допущенные ошибки. Это прекрасное время, чтобы добавить к пунктам, которые вы с трудом усвоили. Делая это, попытайтесь создать диаграммы, временные шкалы и т. д., чтобы помочь вам глубже понять информацию. Постарайтесь избавиться от ненужной или повторяющейся информации. Сокращая свои заметки, вы облегчаете их изучение, устраняете любую избыточность и углубляете свое понимание материала, когда переписываете их.

    8. Используйте систему ведения заметок

    Четыре популярных системы ведения заметок:

    • Система ведения заметок Cornell
    • Контурный метод (или линейный метод)
    • 3-колоночная система
    • Майндмэппинг

    При выборе системы важно выбрать наиболее подходящую для вас систему ведения заметок. Главное — иметь разборчивые примечания, которые вам будет легко понять, когда вы вернетесь к ним. (См. изображения выше)

    Эффективное ведение заметок — Чтение и ведение заметок

    Эффективное ведение заметок — важная практика, которой необходимо овладеть в университете. У вас много новых знаний, и вам нужно разработать надежные механизмы для их записи и извлечения при необходимости. Но создание заметок – это еще и учебный процесс, помогающий вам обрабатывать и понимать получаемую информацию.

    Хорошо делать заметки…

    • позволяет избежать непреднамеренного плагиата
    • помогает вам сосредоточиться на том, что важно в том, что вы читаете или слышите
    • помогает понять и запомнить материал, а также установить связи
    • помогает вам структурировать задания, которые вы изучаете
    • предоставляет личные записи того, что вы узнали (более полезные, чем заметки вашего лектора или друзей), а также записывает ваши вопросы и идеи
    • настраивает вас на экзамен ревизии

    Могут быть проблемы…

    • создание заметок может отвлечь вас от прослушивания лекций
    • ведение заметок может стать дополнительным стрессом для тех, кто пишет неестественно
    • вы можете получить так много заметок, что вам придется потратить вдвое больше времени, просматривая их снова, чтобы узнать важные моменты!

    Разработка более эффективных методов ведения заметок поможет вам избежать этих проблем и сделает вашу учебу менее напряженной и трудоемкой.

    Делаем заметки более эффективными

    Два ключевых принципа: [1] быть дотошным и точным и [2] быть активным, а не пассивным.

    Дотошность и точность в отношении записи источников и прямых цитат является важной частью академической дисциплины, а также помогает избежать случайного плагиата. Это означает:

     – всегда записывайте необходимые данные для любого источника, которым вы пользуетесь, как только начинаете делать заметки. Не ждите, пока вы закончите читать — вы можете забыть или потерять текст.

    – иметь четкую систему, чтобы вы знали, какие из ваших заметок являются [1] пересказами чужих идей [2] прямыми цитатами [3] вашими собственными идеями.

    Две вещи, на которые стоит обратить внимание…

    …если вы копируете статью или главу, убедитесь, что вы указали номера страниц, так как они понадобятся вам для ссылок — запишите их, если они выпадают за край фотокопии (по крайней мере, первая страница, чтобы вы могли считать вперед )

    . ..если вы делаете заметки с веб-сайта, запомните URL-адрес (адрес веб-сайта) и дату доступа к нему — они понадобятся вам для ссылок

    Наиболее эффективное ведение заметок –  активное, а не пассивное . Активное обучение помогает вам наполнить смыслом то, что вы изучаете: пассивное обучение позволяет вам быть пустым сосудом, в который наливаются знания без возможности их организации или осмысления. У вас меньше шансов запомнить то, что вы изучаете пассивно, а это означает, что вы больше проверяете свои заметки во время написания заданий и больше повторяете усилия, когда приходите пересматривать.

    Пассив ведение заметок включает:

    • подчеркивание слов
    • вырезание и вставка из онлайн-документов
    • пытаюсь написать все, что услышишь на лекции
    • копирование слайдов с экрана
    • копирование большого количества прямых цитат вместо того, чтобы излагать идеи своими словами 
    • делать заметки обо всем прочитанном, потому что не уверен, что окажется важным
    • не оценивая и не критикуя используемые вами источники, а просто принимая их как подходящие доказательства 

    Активный  средства ведения заметок:

    • подумать о том, что вы хотите получить от своего исследования, прежде чем начать
    • ищет ответы на любые ваши вопросы по теме
    • поиск связей в теме, которую вы изучаете, и в других темах вашего курса
    • написание заметок в основном своими словами — ваше собственное объяснение того, что что-то говорит или означает
    • запись прямых кавычек только тогда, когда важно иметь точные слова, которые использовал кто-то другой (т. е. когда  как они говорят что-то столь же значимое, как  что они говорят)

    Сделайте ваши заметки удобными для пользователя

    Вы поймете, насколько хороши ваши заметки, когда попробуете их использовать! Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши заметки более удобными для чтения, понимания и поиска, когда они вам понадобятся.

    • Делайте записи краткими и будьте избирательными
    • Держите их на расстоянии , чтобы вы могли видеть отдельные точки и добавлять подробности позже, если это необходимо
    • Покажите отношения  между основными точками (например, свяжите линией, вдоль которой вы напишите, как они соотносятся друг с другом)
    • Используйте  свои собственные слова  , чтобы резюмировать. Представьте, что кто-то спросил вас: “Итак, что x сказал об этом?” и запишите свой ответ
    • Иллюстрации, примеры и диаграммы  могут помочь представить идеи в практическом контексте 
    • Сделайте их запоминающимися  используя: цвет, рисунок, выделение и подчеркивание
    • Прочтите , чтобы удостовериться, что они ясны – вы все равно поймете их, когда придете пересматривать?
    • Файл с осторожностью ! – используйте логическую систему, чтобы вы могли найти их, когда они вам нужны, но делайте это простым, иначе вы не будете его использовать.

    Использование линейных заметок и спайдерграмм

    Эти две формы ведения заметок полезны для разных целей.

    Линейные заметки

    Линейные заметки — это то, к чему привыкло большинство людей. Они записываются на странице с заголовками и подзаголовками. В них должно быть достаточно места для деталей.

    Вот несколько советов, как сделать линейные заметки более полезными.

    • Используйте множество ЗАГОЛОВКОВ для основных идей и концепций
    • Используйте подзаголовки для точек внутри этих идей
    • Придерживаться одной точки на линии
    • Подчеркнуть ключевые слова
    • Вы можете использовать нумерацию, чтобы быть организованным
    •  Используйте аббревиатуры и не беспокойтесь об использовании полных предложений
    •  
    • Оставьте достаточно места для добавления деталей и удобства чтения

    Спайдерграммы

    Спайдер-диаграммы расположены на одной странице и удобны для демонстрации структуры и систематизации идей. Их иногда называют ментальными картами, что указывает на то, насколько они хороши для установления четких и визуальных связей.

    Хотя некоторым людям не нравится такой стиль ведения заметок, у использования спайдерграмм есть ряд преимуществ:

    • Они хранят ваши заметки на одной странице, так что вы с меньшей вероятностью будете бессвязно
    • Они показывают основные моменты с первого взгляда
    • Они объединяют пункты вместе — хорошо для структуры эссе
    • Они ясно показывают, где есть пробелы, требующие дополнительных исследований

    Чтобы сделать паутинную диаграмму:

    • Используйте всю сторону бумаги – минимум A4!
    • Поместите объект в центр
    • Используйте одну ветвь на главную точку – расходящиеся наружу
    • Не начинайте со слишком больших точек — вам понадобится больше места, чем вы думаете
    • Вы можете добавить способ соединения точек на соединительных лучах 
    • Сделайте его достаточно большим – достаточно места для добавления деталей
    • Добавьте более мелкие ветки для деталей и примеров
    • Резюмируйте ровно столько, чтобы напомнить вам о главном – детали и определения можно добавить в виде сносок
    • Этикетка с источником

    Попробуйте интерактивный ресурс, Notemaker , ниже для практики создания заметок

    Создание заметок на лекциях

    Пытаться одновременно слушать, думать, читать со слайдов и писать заметки не просто сложно – это просто невозможно! Поэтому сократите количество заметок, которые вы делаете на лекциях, и больше слушайте:

    — не копировать слайды, если они будут доступны на Blackboard или в раздаточном материале

     – бегло прочитайте любые раздаточные материалы, чтобы узнать, содержат ли они такие элементы, как даты и формулы 9. 0003

    – вам может быть полезнее писать примечания к раздаточному материалу, чем иметь раздаточный материал + примечания к файлу

    .

     — если вам особенно трудно писать заметки и одновременно слушать (например, если вы страдаете дислексией), рассмотрите возможность использования мини-диктофона, чтобы вы могли слушать в своем собственном темпе после лекции

    То, что вы делаете до и после лекций, может быть так же важно, как и то, что вы делаете во время них. Если вы сможете предвидеть основные моменты, вам будет легче понять лекцию, и вы будете лучше понимать, когда что-то стоит взять на заметку. Итак:

    Перед лекцией…

    • Подумайте о названии и кратком описании лекции и о том, как это связано с остальной частью модуля
    • Подумайте о том, что вы уже знаете по теме, и что вы ожидаете или надеетесь узнать из лекции
    • Если это совершенно новая тема, постарайтесь заранее получить общее представление о ней – например, прочитайте вводный абзац из учебника или энциклопедии.

    Во время лекции…

    • Прислушайтесь к подсказкам  к форме или структуре лекции, которые помогут вам систематизировать свои записи, например: “Сегодня мы рассмотрим…” “Я собираюсь обсудить три основных аспекта…» «Теперь я хочу перейти к…» «Я хочу подчеркнуть…» «Подводя итог…»
    • Определить ключевые слова  — например, заметить, когда слова или фразы повторяются. Подчеркните или обведите в своих заметках слова, которые кажутся вам действительно важными. Есть ли определенные слова, которые, кажется, резюмируют общее сообщение? (Например, «угнетение», «конфликт» или «решение».)
    • Будьте активным слушателем – а не губкой – постарайтесь связать то, что говорится, с тем, что вы уже знаете (вот где подготовка пригодится!). Спросите себя, согласен ли я? Как это согласуется с тем, что я уже знал? Я удивлен? Если нет, то почему? Как она пришла к такому выводу?

    После лекции. ..

    • Выделите немного времени сразу после лекции, чтобы посидеть где-нибудь в тишине и обдумать то, что вы только что узнали. Обобщите и напишите в нескольких предложениях то, что, по вашему мнению, было главным. Добавьте все, что вам нужно или о чем вы хотите узнать больше, и любые вопросы, которые это подняло у вас в голове.
    • Следите за всем, что вы считаете действительно важным — изучите ответы самостоятельно, обсудите это с другом, составьте список вопросов, которые нужно поднять, если у вас будет семинар по этой теме, спросите у своего лектора, если вы действительно запутались и не можете найти ответы в другом месте.
    • Затем аккуратно сложите свои заметки, чтобы вы могли найти их, когда они потребуются для выполнения заданий или исправления.

    Аннотирование PDF-файлов на экране

    Статьи в онлайн-журналах, электронные книги и документы часто открываются в формате PDF. Вы можете комментировать их прямо на экране и сохранять версию с комментариями.

Оставить комментарий