12 способов сделать школьный урок интересным
Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.
Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.
Как сделать уроки продуктивными
Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.
Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.
В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.
1. Установите правило светофора
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.
2. Возьмите письменное согласие
Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.
Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять
Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.
3. Приводите жизненные примеры
В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.
Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.
Как превратить любой урок в интересный
Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.
4. Сделайте уроки комфортными
Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.
5. Создайте в классе территорию счастья
Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.
Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.
6. Используйте разные форматы
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.
Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.
7.
Продумывайте домашние заданияДомашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.
Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю
Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.
8. Начните с простого
Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.
9. Ищите поддержку
Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.
10. Думайте на перспективу
Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.
11. Изучите ФГОС
Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.
12. Зайдите в поиск
В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.
Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!
Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)
4 способа провести урок эффективно: пусть смотрят в окно и слушают
Провести урок интересно — это творческая задача. Помимо общих методов педагогики нужно учитывать особенности современной аудитории, её стремление получить сразу и внимание, и свободу, и знания. Дмитрий Карпов предлагает четыре способа провести хороший, содержательный урок, который обязательно запомнят учениики.
1. Приводите примеры из жизниЧасто учитель тратит время на рефлексию без видимой цели, как драматический герой на сцене. Это работает плохо, часть учеников скучает, другая часть испытывает восторг от возможности просто сидеть и слушать непонятно что.
Обязательно делайте два отступления по паре минут (пространные истории люди не любят — лучше кратко, но содержательно) в течение урока, для того чтобы связать учебный материал и тему с реальной жизнью, с окружающим миром. Ученик должен понимать, где в реальности живёт получаемое знание и опыт. Если учитель не знает, где в жизни обитает его предметная область преподавания — у него проблема с компетентностью. Для объяснения каждой темы всегда имейте в запасе несколько примеров из жизни — хорошие и компактные истории.
2. Комбинируйте методы
Используйте «двойной слой» учебного материала. Теоретическая часть будет усваиваться хорошо, если в это же время аудитория выполняет практическое задание по теме — средней сложности, но увлекательное. Тогда ученикам сразу станет очевидна связь между теорией и практикой её применения. Тут важно не усложнить. Ниже будет совет на фазам интенсивности урока. Иногда эти слои могут быть мультимедийные.
Пока ученики решают задачу, запишите на видео процесс их работы, размышлений, каракули, черновики. Позже можно будет показать, как возникающие на листе идеи, решения, гипотезы буквально трансформировались в решения или зашли в тупик. Люди отлично обучаются, когда видят процесс своего мышления со стороны. Но стоит договориться о методах заранее.
Имейте пару понятных средств измерения эффективности урока. Например, введите «урок за минуту» — активный формат, когда студент пишет на видео хронометражем в минуту всё, что он запомнил. На следующем уроке можно за минуту записать, что ученик запомнил с прошлого занятия и сравнить обе записи. Так за пять минут у вас появляется объективное измерение удерживаемой в памяти информации, которая, в отличие от многих инструментов, ещё и окрашена эмоционально и индивидуальна. Но нужно согласовать формат с ребятами и их правом на личное и частное.
3. Экономьте время урока
Не тратьте время на «административку», пропустите проверку присутствующих учеников по списку, переклички или их записи в список. Достаточно сделать фото аудитории на мобильный за пару минут до окончания урока, когда все цели занятия уже достигнуты. Дисциплина важна, но она должна достигаться желанием ваших учеников не пропускать интересный материал, а не страхом попасть в список на отчисление или другими инструментами принуждения.
4. Регулируйте интенсивность подачи материала
Начните с короткого задания, которое позволит на практике познакомиться с предметной областью, помните, что правило Миллера «7 ± 2» работает, когда вы удерживаете внимание аудитории на запоминании буквально семи объектов мышления, образов, схем, формул. Когнитивная нагрузка очень зависима от эмоционального восприятия.
Быстрое выполнение задания, максимальные усилия за короткий промежуток времени создают хорошую эмоциональную оценку деятельности («ничего себе, на что я способен, оказывается»). Её стоит сбалансировать спокойным обсуждением результатов, выводами, которые подтвердят или опровергнут рассматриваемые учебные вопросы.
Но степень вовлечения ученика не может быть максимальной на всей траектории урока. Это стоит помнить.
Ученик запомнит только 5-12 минут материала, как нам говорят исследования, в зависимости от его качества и выразительности
Разделите урок на четыре фазы, причём самая интенсивная часть может быть в любой из фаз, но только в одной из четвертей занятия, остальные три или позволяют подготовить класс к «учебному спринту» или разобрать и закрепить его результаты.
Меняйте пространство урока, даже в одной аудитории можно «развернуть» или «перевернуть пространство». Иногда, когда весь класс стоит и смотрит в окна, наблюдает за жизнью вне урока, начинается самое интересное — ученики к вам спиной, но слышат вас и понимают гораздо лучше, поскольку связывают услышанное с массой случайных визуальных образов за окном.
Знаю, что вы всё это знали, что применяете, что умеете. Вы же молодец, вы учитель, наставник.
Иллюстрация: Shutterstock (Kit8.net)
5 основных стратегий обучения для эффективного проведения урока
Как выглядит хороший план урока с точки зрения стороннего наблюдателя? Если бы вам нужно было разработать идеальный план урока, какие характеристики, по вашему мнению, он бы содержал? Часто учителя думают, что создают удивительный план урока, пока он не оказывается несостоятельным, и они обнаруживают, что в конце концов он не был таким уж удивительным.
Иногда вы даже можете удивиться и обнаружить, что быстрый урок, который вы подготовили за считанные минуты, действительно пришелся по вкусу вашим ученикам. Но что именно вы сделали, что действительно сказалось на ваших учениках? Точнее, какие стратегии обучения вы использовали, чтобы сделать этот план урока эффективным?
Вот пять основных стратегий обучения, которые помогут составить эффективный план урока. Эти характеристики могут быть использованы в любом классе.
1. Имейте цель
Наличие цели вашего урока важно не только для вас, чтобы знать, почему вы проводите урок, но и для учащихся, чтобы знать, почему им нужно изучать то, чему вы их учите. Планируя свой урок, подумайте о том, что вам нужно, чтобы ваши ученики знали, и что они собираются вынести из вашего урока. После того, как вы это поняли, вам нужно объяснить ученикам свою цель, чтобы они знали, почему им нужно изучать то, чему вы собираетесь их научить. Если можете, постарайтесь привести примеры из реальных слов.
2. Моделируйте свои ожидания
Прежде чем начать урок, убедитесь, что вы преподаете и моделируете свои ожидания от урока. Например, если вы проводите научный эксперимент, первое, что вы должны сделать, это показать учащимся, как правильно использовать материалы. Вы также рассказали бы им о последствиях того, что произойдет, если они не будут обращаться с материалами должным образом.
3. Активное вовлечение учащихся
Дети учатся на деле, а не только на слух. Вовлеките учащихся в урок, предложив им принять участие в практических занятиях. Используйте методы или технологии совместного обучения, такие как iPad или белая доска, чтобы улучшить свой урок. Держите их мысли и руки в движении, и вы увидите, что это поможет вам достичь цели вашего урока.
4. Будьте мобильны
Пока учащиеся заняты применением навыков, которым вы их научили, вы должны быть мобильными и перемещаться по классу, чтобы убедиться, что все учащиеся не отстают от того, что они должны делать. Используйте это время, чтобы ответить на любые вопросы, мягко напомните детям, которые могут не выполнять задание, и осмотрите класс, чтобы убедиться, что все идет по плану. Передвигаясь по классу, задавайте учащимся вопросы на критическое мышление, чтобы укрепить их навыки понимания. Используйте вопросы «как» и «почему», чтобы убедиться, что вы достигаете своей цели.
5. Похвалите позитивное поведение и трудолюбие
Когда вы видите, что учащийся проявляет внимание, усердно работает и делает то, что от него требуется для достижения вашей цели, похвалите его. Убедитесь, что все учащиеся видят, как вы это делаете, чтобы они поняли, почему вы довольны, и, в свою очередь, постарайтесь достичь цели урока в позитивном ключе.
Как только цель вашего урока будет достигнута, найдите минутку, чтобы подумать о том, что сработало, а что нет на вашем уроке. Ищите какие-либо шаблоны, которые могли появиться, или попытайтесь найти то, чего вам не хватало в определенной области. Как только вы вооружитесь этим знанием саморефлексии, вы сможете взять эту информацию и что-то с ней сделать. Поговорите со своими коллегами или зайдите в обучающий онлайн-блог и расскажите о том, что вы обнаружили, и узнайте мнение других. Вы обнаружите, что саморефлексия чрезвычайно полезна для развития ваших педагогических навыков. Это глубокое понимание только поможет вашим урокам стать более эффективными.
Увлекательные способы преподавания урока
Преподнесение уроков как запоминающихся, так и веселых приносит волшебство в любой класс. Вместо того, чтобы смотреть в комнату с пассивными, скучающими лицами, вы можете превратить своих учеников в активных, вовлеченных участников. Я работаю со студентами один на один, и это делает мою практику успешной. Я часто говорю своим студентам, что если вам не нравится ходить на наши занятия, я не выполняю свою работу.
16 стратегий, которые могут изменить ваш класс или индивидуальные занятия:- Не называйте домашние задания домашним заданием, а придумайте более привлекательное и мотивирующее название, например, домашние развлечения. Кроме того, представляя новый урок или задание, думайте, что вы продаете продукт, и обязательно придумайте забавные и заманчивые названия. Например, я не учу письму или скорописи, я учу буквы американских горок! Кроме того, вызовите интерес к предстоящим темам, показав свой собственный энтузиазм.
- Привнесите искусство, музыку и игры в задания. Многим учащимся нравится изобразительное искусство, актерское мастерство, музыка и творчество, а также игры, поэтому постарайтесь интегрировать их в учебную программу. Поощрение этих творческих возможностей также может сделать процесс обучения более увлекательным и сделать академические занятия более запоминающимися. Если вы не хотите делать это самостоятельно, я предлагаю ряд мультисенсорных уроков/продуктов, которые сделают это за вас.
- Поощряйте своих учеников заполнять мой БЕСПЛАТНЫЙ профиль пассивного и активного обучения, предлагаемый бесплатно здесь. Это поможет им научиться управлять своим обучением и развивать метакогнитивные навыки.
- Смешайте свой подход и интегрируйте в класс мультисенсорные обучающие мероприятия, такие как актерское мастерство, работа в малых группах и творческие практические занятия. Подумайте о преподавании всех 12 способов обучения, чтобы вы могли охватить всех своих учеников.
- Сделайте свои уроки красочными и позвольте своим ученикам использовать цвета. У меня огромная коллекция цветных карандашей, мелков, гелевых ручек, фломастеров, сухостираемых ручек, а также ручек Frixion, маркеров и маркеров. Карандаши, маркеры и маркеры Frixion можно стирать, поэтому нет никаких причин, по которым их нельзя использовать для всех предметов! Чтобы узнать о них больше, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.
- Включите в класс веселые и креативные учебные станции, чтобы учащиеся могли перемещаться и работать вместе с другими сверстниками.
- Предоставьте учащимся варианты заданий, чтобы они могли выбрать, как они хотели бы продемонстрировать свои знания. Убедитесь, что варианты связаны с различными модальностями обучения.
- Установите связь между новой информацией и предыдущими знаниями, чтобы учащиеся научились кодировать новый материал организованным и доступным способом.
- Расскажите историю о содержании урока, которая может помочь как с кодированием памяти, так и с поиском. Если истории юмористические, это еще лучше. Например, Ур был важным шумерским городом-государством в древней Месопотамии. Я рассказываю историю о группе шумеров, сидящих за столом и обдумывающих имя. От разочарования один из мужчин выпалил: «Уууурррр!» Остальные мужчины повернулись и сказали: «Да! Вот и все!”
- Создание стишков и запоминающихся частушек академического содержания может упростить процесс запоминания. Вы можете создать свои собственные, предложить своим ученикам придумать их или найти их в Google или YouTube.
- Вы можете предоставить визуальную ассоциацию или попросить учащихся создать свои собственные визуальные ассоциации для нового контента. Это может быть мысленный или нарисованный образ с информацией. Например, если вы пытаетесь запомнить испанское слово, обозначающее стол (меза), вы можете попросить своих учеников визуализировать или нарисовать стол или беспорядочный стол.
- Графические органайзеры, интеллект-карты, концептуальные карты и блок-схемы предлагают визуальные способы организации информации и мыслей. Это мощные инструменты, которые помогают учащимся устанавливать связи и представлять себе общую картину.
- Акростихи — это короткие предложения, в которых используется начальная буква каждого слова или фразы, которые необходимо запомнить для воспроизведения информации. Например, для изучения штатов, граничащих с западным побережьем, вы можете использовать акростих COW для Калифорнии, Орегона и Вашингтона.
- Подстановка помогает учащимся связать вопрос с ответом, чтобы легко получить доступ к полученной информации. Это отличная стратегия для запоминания словарных слов, потому что ответ встроен в вопрос. Например, слово «одолженный» находится в слове «благотворный». Если бы кто-то одолжил вам что-то, это было бы добрым действием. Таким образом, слово «одолжил» в «доброжелательном» дает намек, который может привести к определению.
Разрешить учащимся преподавать материал. Говорят, что вы никогда ничему не научитесь, пока не научите этому, поэтому дайте своим детям возможность сделать это.
Если вы хотите узнать о мультисенсорных уроках доктора Уоррена, которые объединяют эти идеи, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ. Однако, если вы хотите узнать больше о стратегиях памяти, а также о других полезных обучающих инструментах, подумайте о приобретении «Планирование тайм-менеджмента» и «Организация для успеха». В этой публикации представлены методы и материалы, которые направляют и поддерживают учащихся в области стратегий обучения, тайм-менеджмента, планирования и организации (управленческие функциональные навыки).
Здравствуйте, доктор Эрика Уоррен
- Блог: https://goodsensorylearning.com/blogs/news
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/user/warrenerica1
- Блог GSL: https://goodsensorylearning.com/blogs/news
- Магазины: www.