Как влияет музыка моцарта на мозг: Музыка Моцарта снизила эпилептическую активность мозга – Наука

Музыка Моцарта снизила эпилептическую активность мозга – Наука

© EPA-EFE/Alejandro Garcia

ТАСС, 19 июня. Прослушивание музыки Моцарта примерно на треть уменьшило ведущую к эпилептическим припадкам активность мозга пациента. Музыка Гайдна же, напротив, увеличила почти на 50%, пишут ученые в European Journal of Neurology 

На эту тему

“Активность мозга пациентов, которые слушали “Сонату для двух фортепиано” Моцарта и 94-ю симфонию Гайдна, оказалась совершенно разной. В первом случае эпилептиформная активность мозга уменьшилась на 32%, а во втором – увеличилась на 45%”, – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Масарика (Чехия) Иван Ректор.

Музыка может влиять на работу нервной системы человека, но ученые не до конца представляют, как именно это происходит. К примеру, известно, что совместное пение “синхронизирует” пульс участников хора, а после прослушивания любимой музыки между центрами слуха и удовольствия формируются особые цепочки.

В новом исследовании нейрофизиологи под руководством Ивана Ректора обнаружили еще один необычный пример того, как некоторые типы музыки могут благотворно влиять на работу мозга человека. Они решили проверить, действительно прослушивание музыки Моцарта, но не других композиторов, улучшает работу мозга эпилептиков.

В целях эксперимента врачи имплантировали в нервную ткань пациентов с тяжелыми формами эпилепсии (с их согласия) набор электродов, чтобы локализовать эпилептический очаг и ликвидировать его.

На эту тему

После этого пациентам включали музыку Моцарта и Гайдна. В ходе эксперимента ученые наблюдали, как менялась активность всей нервной системы, пытаясь понять, как именно музыка воздействовала на нее.

С одной стороны, результаты наблюдений подтвердили, что музыка Моцарта действительно улучшает работу мозга эпилептиков и примерно на треть снижает частоту появления потенциально опасных всплесков активности. С другой стороны, они указали, что положительное влияние его произведений было связано не с удовольствием от ее прослушивания, а с тем, как она влияла на так называемые мозговые волны.

Так ученые называют коллективные колебания активности нейронов, чрезмерная синхронизация которых приводит к развитию эпилептических припадков, тремора и других нарушений в работе сознания и памяти. Как обнаружили Ректор и его коллеги, музыка Моцарта значительно снижала активность мозговых волн, связанных с появлением эпилептиформных разрядов.

“Мы обнаружили, что эпилептиформная активность сильнее всего снизилась в боковой височной доле коры мозга, где расположены центры слуха, а не в лимбической зоне коры, отвечающей за эмоциональное восприятие музыки. Кроме того, наши добровольцы не были любителями классической музыки и не высказывали определенных предпочтений в отношении произведений Моцарта и Гайдна”, – пояснил Ректор.

Ученые предполагают, что подобные результаты позволяют надеяться, что врачи в будущем смогут подбирать для каждого носителя эпилепсии уже существующие музыкальные композиции или вырабатывать наборы звуков, которые будут предотвращать появление припадков или снижать их остроту.

Теги

НейронаукиМоцарт, Вольфганг Амадей

Эффект Моцарта: как музыка помогает нам развить интеллект🎻🧠

Наверняка вы не раз слышали о том, что музыка влияет на людей. Не только на настроение и душевное состояние, но и даже на некоторые отделы мозга. Рассказываем, как это работает и что такое эффект Моцарта.

Наверняка вы не раз слышали о том, что музыка влияет на людей

Как музыка влияет на людей?

Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга.

Именно классическая музыка производит самое благотворное влияние на человека. Главный секрет в том, что такая музыка написана в соответствии с сердечным ритмом человека.

Американский теоретик музыки Джеральд Левинсон утверждает, что язык музыки не менее выразителен, чем коммуникация людей друг с другом. Музыка способна передавать эмоции, чувства и сделать нас чуточку счастливее.

Психологи стали использовать музыкотерапию в лечении. Такие сеансы способны положительно влиять на состояние человека и улучшить его психологическое состояние.

Более подробно о том, как музыка влияет на человека, можно прочитать в нашей статье. А еще здесь мы рассказывали о том, как на человека влияет искусство, а тут – картины современных художников.

Именно классическая музыка производит самое благотворное влияние на человека

Эффект Моцарта: эксперимент

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ, а словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Что было дальше?

После того, как СМИ опубликовали результаты этого исследования, об эффекте Моцарта заговорили буквально во всем мире.

В Америке в 1997 году вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух», где он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. После он написал вторую книгу «Эффект Моцарта для детей», где рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушер, Кэмпбелл представлял не просто как теорию, а как уже доказанные научные факты

Он утверждал, что композиции Моцарта могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

Дошло даже до того, что правительство США принялось бесплатно снабжать учебные заведения, больницы и государственные учреждения записями классической музыки.

В результате Кэмпбелл создал целый новый рынок, на котором товарами стали книги и сборники музыки, изданные вначале им самим, а потом – и его последователями.

Развенчание мифа

В 1999 году после всей этой шумихи две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, они сообщили: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия, и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «. ..прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…».

Почему же все-таки есть эффект?

Потому что музыка могла простимулировать участников того эксперимента просто тем, что заставила их испытать наслаждение и, таким образом, способствовала лучшему настрою во время выполнения теста, а это привело к более высоким результатам. «Становится также понятно и то, почему не удалось обнаружить подобного эффекта другой музыки, которая могла быть не очень приятной или воодушевляющей для слушателей». Здесь напрашивается новое предположение: а вдруг на способности человека влияет только та музыка, которую он любит?

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов.

Так что умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

То есть все было зря?

Совсем нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считал классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям музыкальное образование. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Читайте и другие статьи об искусстве на invme.

Эффект Моцарта – PMC

J R Soc Med. 2001 апрель; 94(4): 170–172.

doi: 10.1177/014107680109400404

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

В 1993 г. Rauscher et al. 1 сделал неожиданное заявление о том, что после прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепиано (K448) в течение 10 минут нормальные испытуемые продемонстрировали значительно лучшие навыки пространственного мышления, чем после периодов прослушивания инструкций по релаксации, предназначенных для снижения кровяного давления или тишины. Средние оценки пространственного IQ составили 8 и 9 баллов.баллов выше после прослушивания музыки, чем в двух других условиях. Усиливающий эффект не продлевался более 10-15 минут. Эти результаты оказались спорными. Некоторым исследователям не удалось воспроизвести результаты 2 , 3 , 4 , но другие подтвердили, что прослушивание сонаты Моцарта K448 приводит к небольшому увеличению пространственно-временных характеристик, что измеряется различными тестами, полученными из Стэнфорд — шкала Бине, например, процедуры вырезания и складывания бумаги 5 , 6 , 7 или лабиринты с карандашом и бумагой 8 . Однако Раушер подчеркивал, что эффект Моцарта ограничен пространственно-временным мышлением и что общий интеллект не улучшается; некоторые из отрицательных результатов, по ее мнению, могли быть связаны с неподходящими процедурами тестирования 9 .

Итак, эффект Моцарта существует? Общность первоначальных положительных результатов подвергалась критике на том основании, что любой эффект Моцарта возникает из-за «возбуждения от удовольствия», вызванного этой конкретной музыкой, и не имел бы места в отсутствие ее оценки. Этому толкованию противоречат эксперименты на животных, в которых подвергались воздействию отдельные группы крыс 9.0009 внутриутробно с последующим послеродовым периодом 60 дней, фортепианной сонатой Моцарта K448, минималистской музыкой композитора Филипа Гласса, белым шумом или тишиной, а затем проверены на их способность преодолевать лабиринт. Группа Моцарта прошла лабиринтный тест значительно быстрее и с меньшим количеством ошибок ( P <0,01), чем три другие группы; таким образом, удовольствие и оценка музыки вряд ли были основой улучшения 10 .

Объяснение результатов, полученных после прослушивания музыки, может заключаться в том, как музыка и пространственные образы обрабатываются в мозгу. Было проведено много исследований локализации музыкального восприятия. Такие методы, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональное магнитно-резонансное сканирование, наряду с исследованиями локализованных поражений головного мозга, показали, что прослушивание музыки активизирует широкий спектр областей мозга. Первичная слуховая область классически располагается в поперечной и верхней височных извилинах, но определенные компоненты музыкального восприятия, включающие ритм, высоту тона, метр, мелодию и тембр, обрабатываются во многих различных областях мозга. Они варьируются от префронтальной коры и верхней височной извилины до предклинья теменной доли, при этом активируются многочисленные взаимосвязи различных сетей.0011 11 , 12 , 13 . Различение ритма и высоты тона обрабатывается в основном в левом полушарии, тогда как тембр и мелодия — в основном в правом. Оценка метра, по-видимому, не показывает предпочтение полушария.

Области мозга, отвечающие за формирование мысленных образов, проверенные с помощью пространственно-временных задач (таких как последовательное построение трехмерных кубических сборок), также были нанесены на карту с помощью ПЭТ-сканирования 14 . Результаты показывают, что активированные области включают префронтальную, височную и предклиновидную области, которые пересекаются с областями, участвующими в обработке музыки. Поэтому предполагается, что прослушивание музыки активирует те области мозга, которые связаны с пространственным мышлением.

Первоначальные эксперименты над взрослыми, слушавшими музыку Моцарта, были кратковременными. В родственных экспериментах 15 долгосрочные эффекты музыки изучались в группах детей дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет, которым в течение шести месяцев давали уроки игры на клавишных, в течение которых они изучали интервалы высоты тона, технику аппликатуры, чтение с листа. , ноты и игра по памяти. По окончании обучения все дети смогли исполнить простые мелодии Бетховена и Моцарта. Когда они это делали, их затем подвергали тестам пространственно-временного мышления, откалиброванным по возрасту, и их результаты были более чем на 30% лучше, чем у детей того же возраста, которые либо занимались компьютером в течение 6 месяцев, либо не получали специальной подготовки (9).0009 P <0,001). Улучшение ограничивалось пространственно-временным мышлением; не было никакого влияния на пространственное распознавание. Эффект продолжался без изменений в течение 24 часов после окончания уроков музыки, но точная продолжительность улучшения не изучалась. Более длительная продолжительность эффектов, чем в предыдущих отчетах, была связана с продолжительностью воздействия музыки и большей пластичностью молодого мозга. В дальнейших экспериментах такого рода утверждалось, что улучшение пространственно-временного мышления у детей после обучения игре на фортепиано привело к значительно более высоким результатам по высшей математике 16 .

Были предприняты попытки исследовать электрические разряды областей мозга после воздействия музыки. В одном исследовании прослушивание сонаты Моцарта К448 в течение 10 минут, в отличие от прослушивания короткого рассказа, привело к усилению синхронности паттернов возбуждения правой лобной и левой височно-теменной областей мозга, которая сохранялась в течение 12 минут 6 . Прослушивание сонаты также сопровождалось усилением мощности бета-спектра электроэнцефалограммы в правой височной, левой височной и правой лобной областях 17 . В дальнейшем исследовании прослушивание музыки (не Моцарта) также приводило к большей мощности бета-излучения, особенно в области предклинья на двусторонней основе 18 .

Более впечатляющее проявление эффекта Моцарта можно наблюдать при эпилепсии. У 23 из 29 больных с фокальными разрядами или вспышками генерализованных спайк-волновых комплексов, слушавших фортепианную сонату Моцарта К448, наблюдалось достоверное снижение эпилептиформной активности по данным электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 19 . Некоторые отдельные пациенты показали особенно поразительное улучшение. У одного мужчины, находящегося без сознания с эпилептическим статусом, иктальные паттерны присутствовали в 62% случаев, тогда как во время воздействия музыки Моцарта это значение упало до 21%. У двух других пациентов с эпилептическим статусом непрерывные двусторонние комплексы спайков и волн регистрировались в течение 90-100% времени до музыки, резко снижаясь примерно до 50% через 5 минут после начала музыки. Тот факт, что улучшение наступило даже у коматозного пациента, еще раз демонстрирует, что восприятие музыки не является необходимым признаком эффекта Моцарта.

Чтобы определить, может ли эта музыка оказывать более продолжительный эффект, были проведены исследования на восьмилетней девочке с особенно трудноизлечимой формой детской эпилепсии, синдромом Леннокса—Гасто, с множеством дроп-припадков, сопровождающихся двусторонними спайк-волнами и очаговые выделения из правой задней височной области 20 . Соната Моцарта исполнялась каждые 10 минут в каждый час дня, когда она не спала. В конце периода бодрствования число клинических припадков снизилось с 9 дов течение первых четырех часов до одного в течение последних четырех часов, а количество секунд, в течение которых произошли общие разряды, упало с 317 до 178. На следующий день количество приступов составило два за семь с половиной часов.

В какой степени изменения связаны именно с музыкой Моцарта? После первых экспериментов Rauscher et al. 1 Большинство исследователей использовали двойную фортепианную сонату Моцарта K448, которую моцартовец Альфред Эйнштейн назвал «одним из самых глубоких и зрелых произведений Моцарта», но его фортепианный концерт № 23 ля мажор K488 также оказался эффективный 8 . Некоторые исследователи заметили, что после минималистской музыки Филипа Гласса 5 улучшения пространственно-временных тестов не наблюдалось, а эпилептиформные записи ЭЭГ не улучшались после старинной поп-музыки 19 . Rideout и др. , однако, сообщают, что современное сочинение греко-американского музыканта Янни, которое, по их предположению, похоже на сонату Моцарта по темпу, структуре, мелодии и гармонии, также было эффективным 7 . Пытаясь определить физические характеристики, ответственные за эффект Моцарта, Хьюз и Фино 21 подверг компьютерному анализу широкий спектр музыки. Было проанализировано 81 произведение Моцарта, 67 произведений И. К. Баха, 67 произведений И. С. Баха, 39 произведений Шопена и 148 произведений 55 других композиторов. Характерной чертой большей части музыки Моцарта, общей для двух Бахов, была высокая степень долговременной периодичности, особенно в диапазоне от 10 до 60 секунд.

Еще одно сходство между музыкой Моцарта и двух Бахов заключалось в акценте на средней силе отдельных нот, особенно G3 (196 Гц), C5 (523 Гц) и B5 (987 Гц). Напротив, минималистская музыка Филипа Гласса и старинная поп-музыка, которые не оказали влияния на пространственно-поведенческие задачи или на эпилепсию, не демонстрировали долговременной периодичности. Предполагается, что музыка с высокой степенью долговременной периодичности, будь то Моцарт или другие композиторы, будет резонировать в мозге, уменьшая судорожную активность и улучшая пространственно-временные характеристики.

Несколько, но не все исследователи сообщили об улучшении способности пространственно-временного мышления после прослушивания музыки Моцарта в течение 10 минут. Даже в исследованиях с положительными результатами усиление невелико и длится около 12 минут. Эффект варьируется у разных людей и зависит от выбранных пространственных задач; общий интеллект не нарушен. Еще более впечатляющим является положительный эффект на некоторых больных эпилепсией. Результаты не относятся к произведениям Моцарта, но требуемые точные музыкальные критерии не были полностью определены.

Практическая польза таких наблюдений пока неясна, тем более что многие из экспериментов касаются только коротких периодов прослушивания фортепианной сонаты Моцарта К448. Необходимы дополнительные исследования, включая более длительное знакомство с Моцартом и широким выбором других композиторов, прежде чем можно будет полностью оценить эффект.

1. Раушер Ф.Х., Шоу Г.Л., Кай К.Н. Выполнение музыкально-пространственной задачи. Nature 1993; 365: 611 [PubMed] [Google Scholar]

2. Chabris CF. Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»? Природа 1999;400: 826-7 [PubMed] [Google Scholar]

3. Steele KM, Dalla Bella S, Peretz I, et al. Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»? Nature 1999; 400: 827. [PubMed] [Google Scholar]

4. Newman J, Rosenback JH, Burns IL, et al. Экспериментальный тест «эффекта Моцарта»: улучшает ли прослушивание его музыки пространственные способности? Percept Motor Skills 1995; 81: 1379-87 [PubMed] [Google Scholar]

5. Rauscher FH, Shaw GL, Ky KN. Прослушивание Моцарта улучшает пространственно-временное мышление: к нейрофизиологической основе. Нейроски Летт 1995;185: 44-7 [PubMed] [Google Scholar]

6. Rideout BE, Laubach CM. ЭЭГ коррелирует с улучшенными пространственными характеристиками после воздействия музыки. Percept Motor Skills 1996; 82: 427-32 [PubMed] [Google Scholar]

7. Rideout BE, Dougherty S, Wernert L. Влияние музыки на пространственные характеристики: проверка общности. Percept Motor Skills 1998; 86: 512-14 [PubMed] [Google Scholar]

8. Wilson TL, Brown TL. Повторное исследование влияния музыки Моцарта на выполнение пространственных задач. Дж Психол 1997;131: 365-70 [Google Scholar]

9. Rauscher FH. Комментарий. Nature 1999; 400: 827. [PubMed] [Google Scholar]

10. Rauscher FH, Robinson KD, Jens JJ. Улучшенное изучение лабиринта за счет раннего воздействия музыки на крыс. Neurol Res 1998;20: 427-32 [PubMed] [Google Scholar]

11. Warren JD. Вариации на тему музыкального мозга. JR Soc Med 1999;92: 571-5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Platel H, Price C Baron JC, et al. Структурные компоненты музыкального восприятия: функционально-анатомическое исследование. Мозг 1997;120: 229-43 [PubMed] [Google Scholar]

13. Ligeois-Chauvel C, Peretz I, Babai M, et al. Участие различных областей коры височных долей в обработке музыки. Brain 1998;121: 1853-67 [PubMed] [Google Scholar]

14. Mellet E, Tzourio N, Crivello F, et al. Функциональная анатомия пространственных образов, созданных на основе словесных инструкций. J Neurosci 1996;16: 6504-12 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Rauscher FH, Shaw GL, Levine LJ, и др. Занятия музыкой вызывают длительное улучшение пространственно-временного мышления дошкольников. Neurol Res 1997;19: 2-8 [PubMed] [Google Scholar]

16. Graziano AB, Peterson M, Shaw GL. Расширенное изучение пропорциональной математики посредством обучения музыке и пространственно-временных рассуждений. Neurol Res 1999;21: 139-52 [PubMed] [Google Scholar]

17. Sarnthein J, von Stein A, Rappelsberger P, et al. Постоянные паттерны мозговой активности: исследование когерентности ЭЭГ положительного влияния музыки на пространственно-временное мышление. Нейрол Рез 1997;19: 107-16 [PubMed] [Google Scholar]

18. Nakamura S, Sadato N, Oohashi T, et al. Анализ взаимодействия музыки с мозгом с одновременным измерением регионарного кровотока и бета-ритма электроэнцефалограммы у людей. Neurosci Lett 1999;275: 222-6 [PubMed] [Google Scholar]

19. Hughes JR, Daaboul Y, Fino JJ, et al. Влияние Моцарта на эпилептиформную активность. Clin Electroencephalogr 1998;29: 109-19 [PubMed] [Google Scholar]

20. Hughes JR, Fino JJ, Melyn MA. Есть ли хроническое изменение «эффекта Моцарта» на эпилептиформную активность? Тематическое исследование. Клин Электроэнцефалогр 1999;30: 44-5 [PubMed] [Google Scholar]

21. Hughes JR, Fino JJ. Эффект Моцарта: отличительные аспекты музыки — ключ к кодированию мозга? Clin Electroencephalogr 2000;31: 94-103 [PubMed] [Google Scholar]

Эффект Моцарта, Эффект Шмоцарта: Научные искажения: NPR

Моцарту ненадолго улучшили способность учащихся выполнять очень специфическую задачу пространственного мышления. Последовало культурное увлечение, к большому удивлению первоначального исследователя.

Утренний выпуск

Аликс Шпигель

«Эффект Моцарта» был именно тем, что мы хотели услышать

Не будьте так уверены, что прослушивание музыки для вашего ребенка сделает его или ее умнее. iStockphoto.com скрыть заголовок

переключить заголовок

iStockphoto.com

Не будьте так уверены, что играя с ребенком музыку, вы сделаете его умнее.

iStockphoto.com

В последнем выпуске журнала Интеллект представлен самый обширный обзор исследований так называемого эффекта Моцарта, популярной идеи о том, что прослушивание классической музыки может повысить интеллект людей в целом и детей в частности.

Обзор озаглавлен “Эффект Моцарта, Эффект Шмоцарта”, что должно дать вам некоторое представление о выводе: такого не существует.

Но даже если прослушивание Бетховена не сделает нас умнее, история того, как Эффект Моцарта в конечном итоге стал модным, действительно может нас чему-то научить. Это история о тщательной науке, менее осторожной журналистике и, конечно же, угрозах смерти.

Как все начиналось

Весной 1993 года психолог Фрэнсис Раушер сыграл 10 минут сонаты Моцарта для фортепиано с оркестром перед 36 студентами колледжа, а после отрывка дал студентам тест на пространственное мышление. Раушер также попросил студентов пройти тест на пространственное мышление после 10-минутного прослушивания тишины и после 10-минутного прослушивания монотонно говорящего человека.

Раушер говорит, что результаты этого эксперимента кажутся довольно ясными. «Мы обнаружили, что студенты, которые слушали Сонату Моцарта, показали значительно более высокие результаты в пространственно-временной задаче».

Теперь Раушер поспешила подчеркнуть, что проведенный ею тест измерял только определенный вид пространственного интеллекта. «Очень важно отметить, что мы не обнаружили эффектов для общего интеллекта, — говорит Раушер, — только для этого одного аспекта интеллекта. Это небольшой выигрыш, и он не длится очень долго».

На самом деле когнитивные улучшения, вызванные так называемым «эффектом Моцарта», длились всего от 10 до 15 минут.

И это то, что Раушер написала в статье на одной странице, которую она впоследствии опубликовала в журнале Nature. Она сообщила, что прослушивание музыки Моцарта улучшило пространственное мышление примерно на 10 минут.

И хотя Раушер лично считала открытие удачным, она никогда не ожидала, что другие люди заинтересуются.

Затем раздался звонок.

Кротовина становится горой

Первый звонок поступил из Ассошиэйтед Пресс еще до того, как Раушер сообразила, что ее статья должна быть опубликована.

Как только Associated Press напечатало свою статью, эффект Моцарта был повсюду.

«Я имею в виду, что мы были в вечерних новостях с Томом Брокоу. Люди приходили к нам домой на прямой эфир», — говорит Раушер. «Мне пришлось нанять кого-то, чтобы управлять всеми поступающими звонками».

Заголовки в газетах были менее изощренными, чем ее выводы: «Моцарт делает вас умнее» — такова была общая идея. И по какой-то причине, говорит Раушер, это представление полностью захватило воображение американской публики.

«Я имею в виду, что однажды мы зашли в Virgin Records, и там был целый киоск с музыкой Моцарта и цитатами из нашей газеты», — говорит Раушер.

Сначала все внимание было приковано к забаве, но потом дела пошли наперекосяк. Например, Раушер говорит, что ее неправильно процитировали в телепрограмме, в которой транслировался отрывок, из-за которого она выглядела так, будто считала рок-музыку неблаготворной для восприятия.

«Когда это случилось, мне стали звонить», — говорит Раушер. «Буквально угрозы смерти от людей, которые были настолько обижены, что я сказал бы, что рок-музыка вредна для мозга… чего я вообще не говорил. Так что мне пришлось получить незарегистрированный номер. Это было сумасшествием».

Но хуже всего, по словам Раушер, было то, что ее очень скромное открытие начало сильно искажаться.

“Обобщение этих результатов для детей – одна из первых вещей, которые пошли не так. Так или иначе начал разрушаться миф о том, что дети, которые слушают классическую музыку с раннего возраста, лучше справляются с SAT, они получают более высокие баллы по интеллекту. тесты в целом и так далее».

На самом деле, узнав об исследовании, в 1998 году тогдашний губернатор Джорджии Зелл Миллер решил раздать бесплатные компакт-диски с классической музыкой каждому ребенку, родившемуся в штате Джорджия. Теннесси последовал его примеру. В конце концов возникла небольшая кустарная промышленность компакт-дисков с Моцартом для малышей и младенцев.

Почему все это произошло из такого скромного исследования?

Вероятно, есть несколько вещей, говорит Раушер.

Оставить комментарий