10 простых экспериментов для детей, которые легко повторить дома
Мотивировать ребёнка изучать физику и химию в школе можно разными способами. Например, долго объяснять, что они пригодятся в будущем для поступления в вуз. Или просто показать ему несколько классных фокусов… ой, нет, опытов, которые наглядно демонстрируют, насколько интересной может быть наука. Обязательно попытайтесь повторить это дома!
1. Достать монетку из воды, не намочив рук
@Science IDПоложите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.
Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.
2.
Положить тяжести на яичную скорлупу@GalileoRUАккуратно разбейте куриное яйцо на две части или не спешите выбрасывать их после готовки. Они пригодятся для следующего опыта.
Скорлупа куриного яйца очень хрупкая. Положите на неё любой груз (например, книгу), она тут же сломается. Но поставьте четыре половинки скорлупы как ножки, накройте их пластиком, а затем опустите на него ту же книгу. Теперь скорлупа способна выдержать её вес. Вы можете даже положить на книгу дополнительный груз, чтобы увидеть, насколько прочна эта конструкция.
Почему так происходит. Дело в том, что прочность конструкции зависит не только от материала, но и от его формы. Куполообразная форма «арочнообразно» распределяет вес по скорлупе и повышает её грузоподъёмность в несколько раз.
3. Из дыр в бутылке не выливается вода
@GalileoRUНалейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода.
Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.
Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.
4. Жидкость течёт вверх
@GalileoRUНалейте в один бокал воду, в другой — масло. Положите вырезанный кусок картона на бокал воды и переверните. Картон как будто приклеится к бокалу и не будет падать вниз. Бокал воды горлышко к горлышку положите на бокал с маслом. Затем аккуратно сдвиньте картон, создав небольшую щель между двумя сосудами. После этого масло «потечёт» вверх, а вода начнёт перемещаться в нижний бокал.
Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.
5. Вода мгновенно превращается в лёд
@Mr. Hacker & TeamНа полтора часа положите бутылку простой воды в морозилку горизонтально. Затем аккуратно достаньте её из холодильника, встряхните или резким движением поставьте на стол. Охлаждённая вода моментально превратится в лёд.
Почему так происходит. Сначала воде недоставало центра кристаллизации. Но после встряхивания кристаллы льда соединяются друг с другом, и вода мгновенно замерзает.
6. Мост из бумаги
@GalileoRUСложите из книг две небольшие башни. Положите два листа бумаги сверху, соединив их как мост. Этот мост ожидаемо окажется не очень крепким, любой груз продавит его вниз. Но бумажный мост может быть гораздо прочнее. Сложите те же листы гармошкой и вновь положите их между книгами. Теперь мост выдержит даже ещё одну книгу поверх.
Почему так происходит. Конструкция стала прочнее благодаря «ребру жёсткости» — технологии, которая применяется в реальном строительстве. Ширина опоры увеличилась, и поэтому возросла грузоподъёмность даже моста из бумаги.
7. Опыт с равновесием
@Harvard Natural Sciences Lecture DemonstrationsВозьмите винную пробку. С двух сторон воткните в неё вилки. В торец пробки воткните зубочистку или иголку. Затем положите зубочистку на край стакана. Вся конструкция опирается на зубочистку и остаётся в равновесии.
Почему так происходит. Две вилки, зубочистка и пробка образуют твёрдое тело. Из-за сложной формы тела его центр масс находится ниже точки опоры, что позволяет сохранять равновесие.
8. Яйцо затягивает в бутылку
@Mr. Hacker & TeamВозьмите очищенное и сваренное яйцо и попробуйте протолкнуть его внутрь бутылки. Скорее всего, у вас ничего не получится, яйцо не пройдёт через горлышко. Но есть другой способ. Смочите ватку спиртом, подожгите её и поместите внутрь бутылки. Теперь положите яйцо на горлышко бутылки, и оно само, без ваших усилий, упадёт в бутылку.
Почему так происходит. Часть воздуха в бутылке сгорела, внутри образовалось пониженное давление, и давление снаружи затолкнуло яйцо.
9. Бинт вместо крышки
@MEL ScienceНаполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.
Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.
10. Левитирующие шарики
@Lifehacker & ExperimenterВключите фен и поместите теннисный шарик в поток воздуха. После этого он повиснет на месте и не сдвинется, даже если повернуть фен и дуть на шарик под другим углом. При желании и достаточной ловкости в поток можно добавить ещё один шарик.
Почему так происходит. Давление внутри струи воздуха ниже давления снаружи. Разница давлений и создаёт силы, которые действуют со всех сторон и удерживают шарик.
Самые жуткие эксперименты в истории человечества — Russian Traveler
Последствия научных опытов могут быть непредсказуемы.
Мужчина, которого воспитывали как девочку, заканчивает жизнь самоубийством. Принимающие в эксперименте по изучению сифилиса люди заражают своих родственников. Рассказываем о 10 научных опытах, превратившихся в кошмар.С тех пор, как тысячи лет назад врачи стали сверлить дырки в черепе больных при появлении у них первых признаков насморка, ученые всегда относились к экспериментам как к необходимому злу во благо науки и всеобщего прогресса.
Помимо широко известных опытов (например, операций, проводимых Йозефом Менгеле на узниках в концлагере Освенцим), есть множество других не менее страшных и будоражащих воображение, о которых мы знаем крайне мало.
Эксперимент Хофлинга с медсестрами
Не укладывается в голове, как весь мир мог спокойно наблюдать за массовым убийством миллионов невинных людей по прихоти одного диктатора. Этим вопросом человечество стало задаваться после окончания Второй мировой войны, косвенно обвиняя некоторые европейские страны в потакании нацистскому режиму.
Тем не менее, этому факту есть научное объяснение: людям свойственно идти на поводу у более авторитетных личностей.
В доказательство этой теории психиатр Чарльз Хофлинг провел эксперимент на выявление природы человеческого послушания. В 1966 году он обзванивал сестринские пункты в больницах разного типа и, представляясь одним из врачей, давал распоряжение: вколоть тем или иным пациентам 20 мг сильнодействующего препарата Астротена, что вдвое превышает допустимую дозу в 10 мг. Все медсестры осознавали смертельную опасность такого укола, но их это не остановило. 21 медсестра из 22 принимавших участие в эксперименте с радостью выполнила предписание врача, с которым даже не была знакома.
Таким образом, Хофлинг доказал, что на действия конкретного человека может повлиять авторитет более значимой личности, даже если заведомо известно, что она, личность, не права. К счастью, никто из пациентов не пострадал — медсестер вовремя остановили.
Шоковая терапия Лоретты Бендер
Лоретта Бендер известна миру как талантливый американский психиатр, придумавший визуально-моторный тест (Гештальт-тест Бендер), которым специалисты пользуются по сей день для характеристики невербального интеллекта и перцептивно-моторной координации.
Однако ее вклад в развитие мировой психиатрии был не таким безобидным, как может показаться на первый взгляд.
Лоретта Бендер работала детским психиатром в больнице Беллвью в 1940-х годах и все это время пыталась найти способы борьбы с детской шизофренией. 98 детей регулярно подвергались жестокой шоковой терапии: их заставляли принимать ЛСД и галлюциногенные грибы, которые делали их полностью невменяемыми. Если вдруг состояние детей было недостаточно тяжелым, дозы вводимых веществ увеличивали.
Бендер заявила, что шоковая терапия проходила крайне успешно и лишь у некоторых детей впоследствии наблюдался рецидив.
Исследование сифилиса в Таскиги
Сифилис может «дремать» в теле ни о чем не подозревающего человека на протяжении десятилетий, прежде чем начнет поражать его органы. Разве способны медики целенаправленно избегать простых инъекций пенициллина, необходимых для борьбы с заражением? «Конечно, нет!» — скажет любой здравомыслящий человек. Однако именно это произошло в американском городе Таскиги штата Алабама.
С 1932 по 1972 год почти 400 нищих фермеров, зараженных сифилисом, принимали участие в эксперименте за обещанное бесплатное лечение. К 1947 году был найден способ излечить их с помощью инъекций пенициллина, но ученые намеренно утаили эту информацию и продолжили исследования, чтобы изучить процесс протекания болезни в организме человека. В результате пострадало огромное количество людей: испытуемые заразили своих жен и детей, и многие не смогли дожить даже до завершения эксперимента.
Крысы-киборги
Представьте крысу, которая намеренно наблюдает за всем, что с вами происходит, за каждым вашим движением. Это не ночной кошмар, не научная фантастика и даже не мультипликационный персонаж — это настоящая крыса, которая существует в реальности. Ее жизнедеятельность интересует даже военных.
Английские ученые совместили крысиный мозг и электронную начинку, создав первую в мире крысу-киборга.
После этой процедуры любое действие грызуна стало возможным регулировать дистанционно с помощью специального пульта управления. Удачный эксперимент впоследствии был усовершенствован, и ученые начали использовать более незаметные микропроцессоры и батареи: чем меньше вес и объем каждой детали, тем больше полезных приспособлений можно будет вживлять в подопытное существо, в том числе датчики тепла и маленькие камеры.
Военные надеются, что смогут использовать крыс-киборгов в поисково-спасательных операциях. Пока развитие технологий стирает допустимые границы в области разведки и наблюдения, начинает настораживать мысль, что прямо сейчас за нами может следить чья-то пара глаз-бусинок.
Луч смерти
У любого приличного злодея из фантастического фильма имеется луч смерти или хотя бы его аналог. Конечно, как бы зрелищно это ни выглядело на экране, мы знаем, что в реальной жизни плавить предметы на расстоянии 10 000 км невозможно. И все же одному ученому пришла в голову такая мысль.
На вопрос: «Каково быть самым умным человеком, живущим на Земле?» Альберт Эйнштейн ответил: «Об этом лучше спросить Николу Тесла». Сербский ученый был настоящим провидцем, ведь он развивал идею Wi-Fi ещё в 1893 году и говорил о возможностях рентгена задолго до того, как это стало известно всему миру. В науке за ним закрепился образ сумасшедшего ученого, чему виной его идея запатентовать луч смерти. По задумке Теслы, изобретение должно было представлять собой излучатель пучка заряженных частиц, способных сбивать самолеты на расстоянии 320 км, делая страну-обладательницу подобного оружия абсолютно неприступной с воздуха.
Никола Тесла пытался продать свою идею США, СССР, Великобритании и Югославии, но ни одна из этих стран не восприняла необычное предложение всерьез.
Безумные обезьянки Гарри Харлоу
Американский психолог Гарри Фредерик Харлоу решил проверить, как протекает депрессия у обезьян, еще в младенчестве отлученных от матерей. Он поселил детенышей макак в темных изолированных клетках, где они проводили все время с «суррогатными матерями», специально сконструированными из проволочной сетки и махровой ткани.
Эксперимент длился десять недель. За это время маленькие обезьянки так привязывались к новым мамам, что после разлуки с ними впадали в жуткую депрессию и страдали от психоза, не поддающегося лечению.
Главная идея проведенного исследования, покалечившего жизни десяткам невинных обезьянок, заключается в том, что нельзя разлучать мать и младенца, иначе это может крайне неблагоприятно отразиться на здоровье ребенка.
Отряд 731
Вторая мировая война стала ареной, на которой люди демонстрировали самые страшные пытки за всю историю человечества. Поразительно жестокие опыты проводили японцы над китайскими военнопленными.
Япония и Китай состояли в крайне тяжелых отношениях еще до начала Второй мировой войны. Никто уже не удивлялся каннибализму и кровожадным пыткам, которые царили в японских лагерях, но садизм, применяемый к китайцам, поражал воображение. Японцы отрезали солдатам конечности, тем самым вызывая образование гангрены; проводили вивисекцию, т.
е. хирургические опыты над живыми людьми; скидывали на Китай бомбы, начиненные чумными блохами.
Воплощением всех этих жестокостей в жизнь занималось японское спецподразделение «Отряд 731». На протяжении 12 лет он проводил испытания бактериологического оружия на живых людях. Для них было обычным делом засунуть человека в скороварку и наблюдать: выскочат у него глаза или нет. Однако самое поразительное в этой истории произошло уже после войны, когда правительство США в обмен на результаты экспериментов спустило все с рук ученым, ответственным за бесчеловечные убийства.
Языковой эксперимент Фридриха II
Император Священной Римской империи германской нации был одним из самых могущественных людей в Средние века, и любой его каприз приравнивался к волеизъявлению святого. Таким был Фридрих II Штауфен, правивший европейскими католиками в 1197-1250-е годы. Он страстно увлекался научными экспериментами, большинство из которых отличалось особой жестокостью.
Фридрих II.Регулярная потеха императора заключалась в следующем: человека замуровывали в бочку с крошечным отверстием, через которое, по убеждению Фридриха, должна была вылететь душа несчастного узника.
Однажды он приказал хорошо накормить двух заключенных, после чего одного должны были отправить на охоту, а другого — спать. Все дело в том, что его крайне волновал вопрос: у кого из заключенных быстрее переварится обед. Способ ответить на него был достаточно прост: нужно было выпотрошить обоих.
В историю кошмарных опытов Фридрих окончательно вошел после того, как захотел узнать, каким был самый первый язык на Земле — язык Бога. Для этого двух младенцев сразу же после их появления на свет лишили всяческого взаимодействия с людьми. Экспериментатор полагал: когда голоса детей сформируются, язык, на котором они начнут разговаривать, будет тем, что использовали Адам и Ева. Опыт с треском провалился. Два несчастных изолированных ребенка вскоре погибли.
Как Фрейд испортил жизнь Эмме Экштейн
Благодаря поп-культуре за последние 40 лет Зигмунд Фрейд приобрел известность и стал культовым психологом, учения которого традиционно носят содержание сексуального характера. Практические опыты отца-основателя современной психологии действительно заслуживают внимания.
Но особенно это касается дела Эммы Экштейн.
Вышеупомянутую женщину Фрейд лечил от нервной болезни. Он очень быстро определил, что причина недомогания пациентки кроется в ее чрезмерном пристрастии к мастурбации. Мы не можем с уверенностью сказать, верное ли он сделал заключение, однако выбранный им способ лечения совершенно точно оказался большой ошибкой.
Близкий друг Фрейда, врач-отоларинголог и психоаналитик Вильгельм Флисс должен был прооперировать нос Эммы Экштейн, поскольку коллеги решили, что между органами обоняния и страхом невротического или сексуального характера существует прямая связь. В результате Флисс забыл вытащить кусок марли длиной почти в полметра из полости, образовавшейся во время операции, занес туда инфекцию и вызвал обильное кровотечение, которое чуть не стоило пациентке жизни. Кроме того, лицо женщины было изуродовано.
Эксперимент доктора Мани по смене пола
Джон Мани был психологом, пользовавшимся репутацией пионера в области полового развития.
К нему за помощью обратилась семья Реймер, после того как их восьмимесячному сыну Брюсу сделали неудачную процедуру обрезания и серьезно повредили половой член. Врач предложил кардинальное решение — поменять ребенку пол.
Доктор Мани утверждал, что социальные факторы оказывают влияние на то, кем будет воспринимать себя человек: мужчиной или женщиной.
Эксперимент имел катастрофические последствия. Мальчику давали гормональные препараты, воспитывали как девочку и изменили имя: теперь Брюс был Брендой. В подростковом возрасте мальчик узнал правду о себе и встал на длинную дорогу реабилитации. Пытаясь избавиться от воспоминаний об эксперименте, он взял себе новое имя — Дэвид.
Молодой человек смог жениться и усыновить троих детей. Однако когда эта история стала известна на весь мир, жена ушла из семьи. Не справившись с депрессией, Дэвид покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову.
У каждого большого открытия есть своя цена. Иногда принесенные жертвы действительно оправдывают себя.
Но часто даже добровольное участие в медицинских опытах приводит к страшным последствиям. Возникает резонный вопрос: стоит ли наука человеческой жизни?
Экспериментальные методы в психологии
Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.
Содержание
Что такое эксперимент?
Эксперимент — это исследование, в ходе которого гипотеза подвергается научной проверке. В эксперименте манипулируют независимой переменной (причиной), а измеряют зависимую переменную (следствие); любые посторонние переменные контролируются.
Преимущество в том, что эксперименты должны быть объективными. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, поскольку делает данные более достоверными и менее предвзятыми.
Типы
Есть три типа экспериментов, которые вам необходимо знать:
1. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент — это эксперимент, проводимый в строго контролируемых условиях (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.
Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.
Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.
Примером может служить эксперимент Милгрэма по послушанию или исследование автокатастроф Лофтуса и Палмера.
- Сила : Лабораторный эксперимент легче воспроизвести (то есть скопировать). Это связано с тем, что используется стандартизированная процедура.
- Сила : Они позволяют точно контролировать внешние и независимые переменные. Это позволяет установить причинно-следственную связь.

-
Ограничение : Искусственность обстановки может привести к неестественному поведению, не отражающему реальную жизнь, т. е. к низкой экологической достоверности. Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты на реальную обстановку. - Ограничение : Характеристики спроса или влияние экспериментатора могут исказить результаты и стать мешающими переменными.
2. Полевой эксперимент
Полевые эксперименты проводятся в повседневной (т.е. реальной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует независимой переменной, но в реальных условиях (поэтому он не может реально контролировать посторонние переменные).
Примером может служить больничное исследование Холфинга о послушании.
- Сила : поведение в полевом эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. более высокой экологической достоверности, чем в лабораторном эксперименте.

- Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают. Это происходит, когда исследование носит тайный характер.
- Ограничение : Меньший контроль над посторонними переменными, которые могут исказить результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
3. Естественный эксперимент
Естественные эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников, но здесь экспериментатор не может контролировать независимую переменную, поскольку она возникает естественным образом в реальной жизни.
Например, исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие детей, которые были усыновлены, удочерены или возвращены своим матерям, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.
- Сила : поведение в естественном эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т.

е. очень высокой экологической достоверности. - Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
- Сила : Его можно использовать в ситуациях, когда было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, при исследовании стресса.
- Ограничение : Они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты.
Ограничение : Нет контроля над посторонними переменными, которые могут искажать результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
Ключевая терминология
Экологическая достоверность
Степень, в которой исследование представляет реальный жизненный опыт.
Эффекты экспериментатора
Это способы, которыми экспериментатор может случайно повлиять на участника через его внешний вид или поведение.
Характеристики спроса
Подсказки в эксперименте заставляют участников думать, что они знают, что ищет исследователь (например, язык тела экспериментатора).
Независимая переменная (IV)
Предполагается, что переменная, которой экспериментатор манипулирует (то есть изменяет), оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
Зависимая переменная (DV)
Переменная, которую измеряет экспериментатор. Это итог (то есть результат) исследования.
Посторонние переменные (EV)
Все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты (DV) эксперимента. Электромобили должны контролироваться там, где это возможно.
Вмешивающиеся переменные
Переменные, которые повлияли на результаты (DV), кроме IV. Вмешивающаяся переменная может быть посторонней переменной, которая не контролируется.
Случайное распределение
Случайное распределение участников по независимым переменным условиям означает, что все участники должны иметь равные шансы участвовать в каждом условии.
Принцип случайного распределения состоит в том, чтобы избежать предвзятости в проведении эксперимента и ограничить влияние переменных участников.
Эффекты приказа
Изменения в результатах участников из-за повторения ими одного и того же или подобного теста более одного раза. Примеры эффектов порядка включают:
(i) эффект практики: улучшение выполнения задачи благодаря повторению, например, благодаря знакомству с задачей;
(ii) эффект утомления: ухудшение выполнения задания из-за повторения, например, из-за скуки или усталости.
3 Основные виды научных экспериментов
Три основных типа научных экспериментов: экспериментальные, квазиэкспериментальные и наблюдательные (неэкспериментальные).
Experimental или рандомизированный контроль — это высший уровень научных экспериментов. Как видно из названия, здесь максимальный контроль. В этой форме научного эксперимента используются как минимум две группы.
Каждая группа состоит из испытуемых, максимально схожих по возрасту, полу и другим факторам. Люди, животные и окружающая среда — все возможные субъекты. Субъекты относятся к одной из двух групп, как следует из названия. В следующем описании для ясности будут использоваться две группы, но эксперименты могут иметь более двух групп.
Полная рандомизация может быть достигнута различными способами. Вы можете, например, использовать генератор случайных чисел, который можно бесплатно найти в Интернете. После того, как вы получили свои результаты, поместите все остальные числа в столбец контрольной группы. Остальные будут помещены в экспериментальную группу [1].
Зависимая переменная находится в центре внимания эксперимента; это то, что исследуется в эксперименте. Независимая переменная — это то, что изменилось в эксперименте. Это известно как манипулирование независимой переменной, потому что она изменяется только в экспериментальной группе. Независимая переменная foes не меняется в контрольной группе.
Квазиэкспериментальный — второй тип научного эксперимента. Его цель — доказать, что независимая и зависимая переменная имеют причинно-следственную связь. Квазиэксперимент, в отличие от настоящего эксперимента, не основан на случайном назначении. Вместо этого испытуемые делятся на группы в зависимости от неслучайных факторов. В обстоятельствах, когда настоящие эксперименты невозможны из-за этических или практических соображений, полезным методом является квазиэкспериментальный дизайн.
Например: вы узнаете, что некоторые психотерапевты клиники решили попробовать новую терапию, в то время как другие, которые обслуживают сопоставимых пациентов, решили продолжить старую. Эти ранее существовавшие группы можно использовать для сравнения развития симптомов у лиц, получивших новую терапию, и у тех, кто прошел стандартный курс лечения. Хотя группы были распределены не случайным образом, если систематические различия между ними правильно учтены, вы можете быть уверены, что любые различия должны быть связаны с терапией, а не с другими мешающими переменными [2].
Неэкспериментальное исследование – это исследование, в котором не используются никакие независимые переменные. Исследователи, не занимающиеся экспериментами, просто измеряют переменные в том виде, в каком они возникают в природе, а не влияют на независимую переменную (в реальном мире труда). Неэкспериментальные исследования предпочтительны в различных ситуациях [3], в том числе когда:
– Вместо статистической связи между двумя переменными вопрос исследования или гипотеза сосредоточены на одной переменной.
– Тема исследования касается статистической связи между переменными, которая не является причинно-следственной.
– Вопрос исследования касается причинно-следственной связи, но по практическим или этическим причинам независимая переменная не может быть изменена, а участники не могут быть случайным образом распределены по условиям или порядкам условий.
– Учебный вопрос является широким и исследовательским, или он спрашивает, каково это – пройти через определенный опыт.



