Кейс метод что такое: применение кейс-технологии в обучении, как правильно писать кейсы

Использование кейс-технологии в образовательном процессе — Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Вопрос:

В последнее время в свете модернизации российского образования в образовательных организациях происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в частности, много говорится об использовании кейс-технологий в образовании. Расскажите, пожалуйста, как построить образовательный процесс в режиме кейс-технологий?

Сергей Иванович.

Ответ

Уважаемый Сергей Иванович!

Кейс-метод очень давно используется в обучении за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета. Широкое внедрение этого метода в Гарвардском университете началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах Гарвардского университета. В настоящее время Гарвардский университет занимает лидирующие позиции в направлении научных и практических разработок по кейс-методам.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций относится к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» – чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть метода в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для её решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчёты и пр.).

Если применить кейс-метод в рамках истории, обществознания, то учебную задачу можно поставить так: «Есть мнение о том, что современная социально-демографическая ситуация в России явилась следствием некоторых исторических периодов развития страны. Давайте определим, какие исторические периоды, действительно, могли повлиять на существующую социально-демографическую ситуацию, в чём выразилось это влияние и что необходимо учитывать сегодня, опираясь на исторический опыт». Далее учитель предлагает подобранный информационный «кейс» и организует деятельность по решению поставленной задачи-проблемы.

Можно выделить некоторые технологические особенности кейс-метода:

  • Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании   «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Информационные источники, которые могут составлять содержание кейсов: художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, монографии, научные отчёты, посвящённые той или иной проблеме, неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами.

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология), то она будет содержать несколько шагов-этапов:

  • Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.
  • Преподаватель готовит кейс объёмом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.
  • Учащиеся, как правило, предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
  • После этого на занятии идёт подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений.
    Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
  • Преподаватель совместно с учащимися подводит итоги, формулирует выводы, выбирает наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
  • Ознакомление учащихся с текстом кейса и предварительный анализ кейса чаще всего осуществляется за несколько дней до его обсуждения и реализуется как самостоятельная работа.

Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьёзную фазу подготовки.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой – этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе, включая кейсы в учебные курсы.

Материал подготовила методист Калинина С.Н.

Информационные источники:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одарённости//Химия в школе.–2008.– №4.– С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. – № 4 – С.13-18
  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и её применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. – № 11 – С.25-28

 Интернет-источники:

  1. www. openclass.ru/node/284481

Прищепа Т.А., доцент Томского государственного педагогического университета. Авторский материал. Дистанционный курс. Лекция. Кейс-метод, кейс-технология

  1. nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov

Толочина О.Г., учитель химии, Астраханская область. Кейс-технологии, как один из инновационных методов образовательной среды.

  1. galina-soleil.narod.ru/index/0-41
  2. fgos-shkola14nv.narod.ru/37.html
  3. nauchforum.ru/node/2524

Гудкова Т.А., доцент кафедры информатики, теории и методики обучения информатике Забайкальского государственного университета, РФ, г.Чита; Рузанова Е.В., студент магистратуры Забайкальского государственного университета, РФ, г.Чита. Кейс-технологии, как способ организации самостоятельной работы учащихся.

Кейс-метод на уроке: как это работает и почему стоит попробовать

Подростки редко делятся своими переживаниями по поводу школьной жизни, но если им предложить порассуждать о конкретной ситуации, то они раскрываются. Наш блогер Татьяна Красовская рассказывает, что такое кейс-метод, как она применяет его на своих уроках и что он рассказывает о детях.

Кейс (от англ. «case») ― случай или реальная проблемная ситуация. Кейс-метод ― это современный метод обучения. Благодаря практической направленности и активному эмоциональному участию он становится одним из эффективных методов обучения и воспитания подростков.

Кейс-метод оформился в конце XIX века в школе права Гарварда и затем распространился во всём мире. Коллективный анализ кейсов в обучении прочно укрепился с 20-х годов XX столетия. Однако этот метод использовали и философы Древней Греции.

Применение кейс-метода в спецшколе им. Ф. М. Достоевского

Педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский применял его с 1918 года в созданной им спецшколе им. Ф. М. Достоевского. Ученики назвали её республикой ШКИД. Это было товарищество для детей, неудобных в воспитательном отношении.

Виктор Николаевич («Викниксор») был убеждён, что дети тонко чувствуют то, что не все взрослые могут понять. Дети предчувствуют дух приближающего времени, который ещё не могут ощутить многие взрослые.

Кадр из фильма Геннадия Полоки «Республика ШКИД»

Применение кейс-метода в современной школе

Разрешение кейса — это обсуждение и осмысление реального затруднённого состояния. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени. Они не имеют правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот эффективных — несколько.

Непосредственно на уроке подростки познакомились с двумя кейсами, выполненными их товарищами.

Учебно-исследовательское задание:

1. Сравнить фрагмент фильма «Республика ШКИД» и «видео» (раскадровку) девятиклассников «Школа»;

2. Определить, какую реальность открыли для нас режиссеры каждого фильма (сравнить).

Дмитрий, раскадровка «Школа», 9 классАрсений, раскадровка «Школа», 9 классКадр из фильма «Республика ШКИД»

Современные подростки о школьной жизни:

Дмитрий (автор рисунков-кадров): «В первом „видео“ автор показывает, что школа — сущий ад. Он с трудом преодолевает все трудности, пытаясь найти заветный выход. Он показывает отношение подростка к школе. Во втором „видео“ автор показывает, что школьники как субстанция способны поглощать человека, втягивать его в свои дела и проблемы».

Арсений (автор рисунков-кадров): «В фильме „Республика ШКИД“ — проблема свободы выбора, справедливости. В работах девятиклассников — проблема системы ценностей и очередей в школьных гардеробах. В „Республике ШКИД“ имеется несколько действующих лиц. В истории девятиклассников всего два действующих лица. Авторы поднимают разные проблемы. В фильме повествование не сосредотачивается на конкретном лице, в отличие от работы девятиклассников».

Варвара: «Для автора первого „видео“ школа представляется в виде локального ада, в котором напрасно тратится время и нервы. Для автора второго „видео“ школа — это место, где из-за своих вещей и желаний он сливается с толпой, становится серой массой. В фильме „Республика ШКИД“ школа является отдельным государством с формой государственного управления — республика.

Там происходят выборы, есть президент и парламент. В „видео“ девятиклассников школа ― это место переходного момента».

Анна: «Первого автора „видео“ волнуют его внутренние проблемы — ему скучно в школе, тяжело сидеть на уроках. Второго автора волнует ситуация из школьной жизни. Она больше походит на фильм. Есть проблема, завязка, кульминация, но нет решения проблемы, а есть открытый вопрос. В фильме „Республика ШКИД“ — действие в одном месте. Дети сплочены и рассуждают. Есть разрешение проблемы».

Арина: «У автора первого „видео“ были школьные проблемы. Ему в школе тяжело. У автора второго — борьба за портфель. В республике ШКИД идёт борьба за власть».


Кейс-метод предполагает работу подростка и преподавателя одновременно с помощью как визуального, так и вербального содержания и разрешения ситуаций. Рассматриваемые кейсы передают практически одинаковые ценности, культуру подростков 20-х годов XX и XXI столетия.

Решение кейсов позволяет подросткам совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), необходимые им в реальной жизни:

  • организовывать командную работу, улаживать конфликты;
  • грамотно формулировать своё мнение, убеждать, искать компромиссы;
  • презентовать своё решение перед аудиторией.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что такое кейс-метод?

Кейс-метод — это методология обучения, основанная на изучении и обсуждении реальных бизнес-кейсов, предназначенная для того, чтобы помочь таким менеджерам, как вы, улучшить свои навыки принятия решений. Этот метод, разработанный в 1921 году Гарвардской школой бизнеса, в конечном счете учит вас искусству управления неопределенностью.

Кейс-метод — это искусство управления неопределенностью.

Крис Кристенсен, профессор Гарвардской школы бизнеса

А что самое важное для вас как для менеджера в неопределенных ситуациях? Принимать решения . В конце концов, вы несете ответственность за то, чтобы взять на себя инициативу по поиску правильного решения конкретной проблемы.

Есть два типа проблем, с которыми вы столкнетесь при принятии деловых решений. Есть такие, которые можно решить объективно с помощью заданного процесса или уравнения и которые требуют единственного правильного ответа. Тогда есть другие, которые могут быть решены различными способами. Это второй тип проблем, который обычно приходится решать вам, руководителю.

Можете ли вы научиться этому способу принятия решений? Да. На самом деле именно в этом и заключается цель кейс-метода: научиться реагировать на так называемые «неоперационные» проблемы в деловом мире. Эта методика ставит вас и ваших одноклассников в роли менеджера при выявлении проблем, обсуждаемых в каждом случае, и поиске ответов на проблемы. Что особенно важно, он также ценит динамичное взаимодействие между разнообразной группой участников

1. Реальный опыт

Кейс-метод – это методология, которая лучше всего отражает реалии, с которыми вы сталкиваетесь как менеджер. Это помогает вам выявлять симптомы и бороться с проблемами, которые появляются без очевидных решений. Цель состоит в том, чтобы разумные решения, которые вы принимаете в классе, позволили вам принять их в профессиональном мире.

2. Калиброванная беседа

Кейс-метод позволяет учиться через обсуждение заранее подготовленных кейсов. Многие из этих кейсов были подготовлены вашими преподавателями и основаны на их собственном деловом опыте.

3. Расширенный обзор

Проблемы, связанные с представленными вам кейсами, не будут иметь единого решения. Именно этот диапазон возможных решений, которые вы подробно обсудите со своими одноклассниками, делает этот метод таким ценным опытом. С помощью кейс-метода вы будете постоянно учиться на выводах и мнениях своих коллег-участников и профессора.

4. Кросс-функциональная подготовка

Кейс-метод усовершенствует ваши знания в области управления таким образом, чтобы их можно было применить к широкому кругу отделов вашей компании, включая финансовый, операционный и кадровый. В то же время он предложит вам глобальное видение последствий ваших решений для организации.

Если вы являетесь будущим студентом программы MBA и хотите узнать больше о методе кейсов, подумайте о том, чтобы посетить день открытых дверей IESE , чтобы лично познакомиться с методологией. Программы Executive Education IESE также предлагают вам обучение, адаптированное к любому этапу вашей карьеры, на котором вы находитесь, где бы вы ни находились и какие бы трудности ни стояли перед вами.

Executive EducationLearningMBA

Метод кейсов HBS — MBA

  • …→
  • Гарвардская школа бизнеса→
  • MBA→
  • Академический опыт

  • Метод случая HBS→

Вы когда-нибудь работали с группой людей, пытающихся решить проблему? Существуют разные мнения, разные соображения, и точка зрения каждого человека дает различный взгляд на проблему.

В конце концов, вы должны решить, что делать дальше. Нет правильного ответа, но у вас есть столкнуться со сложностями выбора, который вы делаете. Что, если эта комната была заполнена с людьми из разных отраслей, функций, стран и происхождения? Все пытаются проанализировать проблему и принять решение? Каждый день? Вот что такое кейс-метод в HBS готовит вас к работе. Познакомьтесь с кейс-методом на собственном опыте во время посещения класса.

Подробнее о процессе Case Method


  1. Прочтите и проанализируйте дело. Каждое дело представляет собой документ на 10-20 страниц, написанный с точки зрения реального человека, ведущего настоящая организация. Помимо справочной информации о ситуации, каждый Дело заканчивается принятием ключевого решения. Ваша задача – просеивать информацию, незавершенным по замыслу, и решите, что вы будете делать.
  2. Обсудить дело. Каждое утро вы будете делиться своими идеями с небольшой группой одноклассников из разных профессиональный опыт, ваша дискуссионная группа, чтобы поделиться своими выводами и выслушать к их. Вместе вы начинаете видеть дело с разных сторон, лучше готовит тебя к уроку.
  3. Заниматься в классе. Будьте готовы изменить свое мышление, обсуждая с одноклассниками лучший путь вперед для этой организации. Активному разговору способствует преподавателя, но оно основано на комментариях и опыте ваших одноклассников.

    HBS объединяет удивительно талантливых людей из разных слоев общества и ставит опыт фронт и центр. Студенты говорят большую часть (и много активное слушание), и ваша задача состоит в том, чтобы лучше понять принимаемое решение, что вы бы поступили в случае с обувью главного героя, и почему. Ты не уйдешь с урока думая о деле так же, как вы думали о его приходе!

    Помимо того, что вы узнаете больше о многих предприятиях, в кейс-методе вы разработаете коммуникабельность, слушание, анализ и лидерские качества. Это действительно динамичный и иммерсивная обучающая среда.

  4. Отражение. Кейс-метод готовит вас к тому, чтобы занимать руководящие должности, где вы столкнетесь с срочными решения с ограниченной информацией. Размышление над каждым обсуждением в классе подготовит вам столкнуться с этими ситуациями в ваших будущих ролях.
«Я был так тронут тем, как другие люди были преданы моему обучению и моему успех.”

Лорен Бьюкенен

MBA 2021

«Мир отчаянно нуждается в лучшем руководстве. На самом деле это один из замечательных подарков преподавания здесь, вы можете что-то с этим сделать».

Ян Ривкин

Старший заместитель декана кафедры и программа MBA

«Каждое утро вы приходите на работу, и это похоже на поток решений, которые требуют сделать, часто без достаточной информации.

Оставить комментарий