Классификация учителей: Классификация типов учителей | Образовательная социальная сеть

Классификация типов учителей | Образовательная социальная сеть

Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство,  повышенное чувство долга и повышенную ответственность.
В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа “человек-человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.
Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н.Сорока-Росинский) – учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) – Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам (Я.Корчак) – воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
Качества необходимые для эффективной работы
• 1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
• 2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
• 3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
• 4. Умение управлять собой и детьми.
• 5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.[
• 6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
• 7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
• 8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
• 9. Креативность.
• 10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми. 1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность».

  Есть много подходов к выделению типов учителей.
Типология педагогов на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.). Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся.
“Сократ”
Это Педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль “адвоката дьявола”, отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос,учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их..
“Руководитель групповой дискуссии”
Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.
“Мастер”
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
“Генерал”
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
Р. Блэндер, Джон Гриндер в книге: “Из лягушек – в принцы” замечают: “Однажды мы обедали вместе с полковником в отставке, который решил, что собирается стать коммуникатором. У него было две стратегии. Одна – давать команды и ещё одна, предназначенная для получения согласия. Ни та, ни другая не имеют никакого отношения к сбору информации; Вся эта последовательность попросту заканчивается там, где имеется согласие. Так что независимо от того,что он говорит,если вы отвечаете: “Я с вами согласен” он больше не может функционировать. Он человек такого типа, с которым естественным образом вы никогда ни в чём не согласитесь, что бы он ни говорил, потому что у него голос такой, что принуждает вас реагировать отрицательно[c. 77].

“Менеджер”
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи,качественному контролю и оценке конечного результата.
“Тренер”
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное – конечный результат, блестящий успех, а учащиеся – только члены единой команды, а не индивидуальности.
“Гид”
Преподаватель этого типа – ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен[c.336-337].
Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей:
“Организатор”
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую.
“Предметник”
“Предметник” обладает наблюдательностью. стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. “Предметник” при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую. обучающую ориентировочную функции.
“Коммуникатор”
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью,эмпатичностью, любовью к детям, а процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию.
“Интеллегент”(просветитель)
Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершествования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): “Знание – сила”. Они действуют по заповеди пришедшую из древних времен: “Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит”(Митина Л.М.,2008, с.29.) [c. 336-337].
Другой подход к типизации учителей избран ,Б.П.Ковалевым (1989). В основу деления учителей на типы он положил два признака – рефлексивные способности учителя и стиль его общения. В результате выделено пять групп учителей.
Первая группа – самооценка соответствует оценке учителя учащихся, характерен демократический стиль общения.
Вторая группа – учитель правильно прогнозирует свою оценку, но самооценка не адекватна, характерна авторитарность в общении.
Третья группа  – у учителя адекватная самооценка, но не адекватен прогноз. В отношениях с учащимися проявляется либерализм; отношения с учащимися хорошие и доброжелательные.
Четвертая группа – низкая адекватность представлений и самооценки; такой учитель стремиться узнать о себе у учащихся, но не умеет общаться, отсюда часты конфликты. Характерен авторитарный стиль общения или общение ситуативно.
Пятая группа – представления учителя противоположны мнению о них учащихся, что вызывает наибольшие трудности в общении[c.337-338].
Типы педагогов по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися.
Р.Атаханов и М.Г. Бобкова (2007) выдели пять типов педагогов:
 * с активно положительной профессиональной установкой;
* функциональной профессиональной установкой;
* с нейтрально-безразличной профессиональной установкой;
* ситуативной профессиональной установкой;
* скрыто-отрицательной профессиональной установкой.
   Педагоги с активно-положительной установкой на эмпатийное общение дают эмоциональный отклик на переживания учащихся. Они способны предвосхищать поступки учеников, основываясь на понимании их эмоций и мыслей по невербальным проявлениям – мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо понимают речевую экспрессию, легко находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях. Проявляют на уроке доброжелательность, используя похвалу и подбадривание. Это стимулирует активность учащихся: дети подают реплики с мест, выдвигают предположения по решению проблемных задач, свободно высказывают собственное мнение без специального указания учителя. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися.
   Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие особенности: дают недостаточный эмоциональный отклик на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Это существенно снижает способность педагогов понимать учащихся. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для “хороших” учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
   Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Не всегда могут находить соответствующий тон общения, так как не владеют достаточным репертуаром ролевого поведения. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.
   Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом болезненно развитое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события,так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися.
   педагоги со скрытно- отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому. что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. они относятся к учащимся предвзято. имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого они плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем,и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке. 

Литература:
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО “Модэк”, 2001.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.

Классификация учителей – нестрогая и несерьезная

Ни для кого не секрет, что школа – женская территория, поэтому строка из советской песни «…учитель нас проводит до угла…» звучит, увы, неактуально, ибо встречает и провожает нас, как правило, хрестоматийная Марьиванна – с указкой, глобусом и очками.

Говорят, что педагогический талант – такая же редкость, как параметры 90-60-90, однако, педвузы пока ещё выпускают ясноглазых дев, желающих научить нас читать, писать и клеить из цветной бумаги смешные кораблики.

Разумеется, девушки из педвузов приходят самые разные – восторженные и равнодушные, злобные и снисходительные, умные и, скажем так, не очень, но их всех можно условно разделить на несколько устойчивых типов.

Обиженка

Она обижена на всех – на государство за то, что платит ей меньше, чем депутату Госдумы, на детей за то, что рисуют на партах чертей, на родителей за то, что приходят на собрания в оскорбительно-дорогих шубах и, разумеется, на олигарха NN за то, что купил футбольный клуб, а не её.

Кстати, все дети, независимо от их материальной обеспеченности, кажутся ей «зажравшимися».

Обиженка никогда не готова к уроку, ибо её основное кредо: «Что? За такие гроши? Пусть скажут спасибо, что я вообще тут появляюсь!» Посему уроки Обиженки строятся по одной и той же нехитрой схеме. Первые 20 минут она выясняет отношения с учениками:

“Петров, пересядь на своё место!” -“Не пересяду!” -“Я не начну урок, пока не пересядешь!” -“И не надо!”

Следующие 20 минут проходят под грифом «Глас вопиющего в пустыне» – Обиженка пытается заставить учеников открыть учебники и прочитать параграф. Уроки Обиженки проходят шумно, но при этом скучно и, разумеется, безо всякой пользы.

Одевается Обиженка не то чтобы бедно, а как-то странно – сочетает несочетаемое с таким маниакальным упорством, что какому-нибудь любителю концептуальной моды она вполне может показаться потрясающей тёткой в стиле фьюжн.

Орало

Она называется так потому, что пытается сеять разумное, доброе, вечное при помощи крика. Кстати, ей совершенно не важно, был повод для ора или нет. Орало – это диктатор-неудачник, ибо судьба позволила ей дорваться до мизерной, по сути ничтожной, власти.Орало ощущает себя полностью «на своём месте». Если вы ей предложите доходное место в банке, в консалтинговой фирме, на телевидении, то она с ужасом отвергнет ваше посягательство на её свободу самовыражения.

«На кого ж я буду орать в телевизоре-то?!» – подумает она, а вам лично скажет: «Ой, что Вы? Зачем это мне? Я 20 лет отдала этим стенам». Орало имеет в каждом классе любимчиков (они же – её личные, так сказать, филёры). Двойки ставит размашисто и со смаком. Свой предмет знает слабовато, но умеет так организовать процесс, что испуганные отроки выучивают наизусть всю таблицу Менделеева и даже спустя много лет, спросонья могут выдать описание опыта по возгонке хлорида аммония.

Одевается, как правило, в строгие классические костюмы, но почему-то в сочетании с легкомысленными кофточками (рюши, бантики и прочие «архитектурные излишества» делают её похожей на домомучительницу фрекен Бок). Очень любят яркую помаду.

Профи

Любит не учеников, не свою работу, а науку, которую в данный момент представляет. Излагает дельно и конкретно, но с юмором. И совершенно по-ВУЗовски. Называет учеников «коллегами», причём вкладывает в это обращение весь свой запас сарказма. Любимчиков не имеет. В начале года требует завести тетрадь, но потом совершенно забывает о своём требовании. Преподаёт свою науку не по утвержденному учебнику, а по какой-то заумной растрёпанной книжице, которую никогда не показывает ученикам. Все её любят и боятся одновременно, ибо получить пятёрку у Профи, в общем-то, нереально. Любимая фраза: «На пять знает Господь Бог, на четыре знаю я. Вопросы будут?»

Маркиза Ангелов

Супруга обеспеченного мужчины, она не знает, чем себя занять. Женщины её круга давным-давно посвятили всю свою хлопотливую жизнь совершенствованию тел, поиску пикантных наслаждений и шопингу в Милане и в Лондоне. Она – не такая. Ей нужно какое-нибудь по-настоящему экстремальное хобби.

Парашютный спорт и диггерство уже не так щекочут нервы.

Как правило, Маркиза преподаёт иностранные языки, экономику, психологию, или культурологию. Ученики на её уроках сидят тихо и не только потому, что Маркиза красива, ухожена и носит Prada, но и потому что никогда не халтурит – кто же будет халтурить в хобби?

Маркиза страшно гордится своим экстравагантным способом убивать время. В разговоре с вами она непременно подчеркнёт, что работает в школе. Потом, когда ей всё-таки надоест ставить своим Parkerом красивые пятёрки, она безо всякого сожаления положит на стол директора заявление об уходе: «Почему ухожу? Ах, я решила заняться конным слаломом и прыжками в воду с шестом!»

Подружка

У неё свои представления о педагогике. Главный принцип – «Долой авторитеты!» Она хочет быть ближе к народу, то есть к детям, поэтому начинает с того, что стремится нарушить веками установленную субординацию между учителем и учеником. Подружка бойко и напоказ выражает своё продвинутое «фи» по отношению к программе, учебникам и своим же коллегам.

Спокойно может «забить» на положенную по программе тему «Родина в лирике Лермонтова» и начать читать стихи Ахматовой, Цветаевой и Пастернака. Просто у неё сегодня не то настроение, чтобы готовить ребят к экзаменам, а настроение для неё – главное! На вопрос завуча, почему в классе стоит такой гвалт, Подружка наивно отвечает: «Мы устроили суд над Чичиковым» (или – «Мы пытаемся постичь на практике теорему о трёх перпендикулярах»). Детям такая

училка нравится, тем более что одевается Подружка в нарочито молодёжном стиле – джинсики, маечки, фенечки.

К середине учебного года восторженный ученический трепет заметно ослабевает. Старшеклассники с ужасом обнаруживают, что они совершенно ничего не знают по программе.Подружка долго не задерживается на одном месте – максимум 2-3 года, да и то при наличии либерального директора. Выпускники отзываются о ней так: «С нашей Машкой было клёво, но в результате по литературе (химии, физике, географии) я ни хрена не знаю!»

Активистка

Имеет богатое вожатское прошлое, поэтому до сих пор тоскует по советской идиллии. «Кто шагает дружно в ряд?! Пи-о-нерский наш отря-я-яд!!!» В её беспокойной юности было всё – и стройотряды, и песни Визбора у костра, и любовь по палаткам. И много-много смотров, спевок, лозунгов, плакатов и отчётностей. Это яростное комсомольское горение началось так давно, что даже и теперь, при махровом капитализме, этот костёр души невозможно унять. Благо, концерты для ветеранов и весёлые субботники можно устраивать при любом строе.

Любое мероприятие для неё – повод для многостраничного отчёта. Уроки Активистка проводить не очень любит, поэтому постоянно превращает их классные часы или политинформации. Вместо скучного вдалбливания дат, формул и названий, Активистка лучше кого-нибудь обсудит или назначит. «Сами прочитаете про азимут, а я побегу узнаю, когда районный кросс!» И ведь действительно – убегает.

Пофигистка

Она ещё в детстве где-то вычитала: «Нет дороги – иди в педагоги». Ну, вот она и пошла. Пофигистке абсолютно всё равно, знают ли её подопечные, чем отличается Тамерлан от Талейрана, а Майкл Фарадей от Майкла Джексона (она и сама-то не очень всё это знает.

..) Она аккуратно (чтобы не придиралась завуч) вписывает программу в журнал, позёвывает, кутается в шаль и задаёт «следующий параграф». Весь урок она просто сидит, а, если особо наглая, так ещё и уходит пить чай в столовую.

Сознательные отличницы послушно переписывают «следующий параграф», остальные шепчутся, гудят и шлют друг другу SMSки. Все давным-давно уяснили для себя – Пофигистка ставит тройки только самым ленивым и бессовестным, поэтому процент успеваемости у неё – высоченный! Не стоит, однако, думать, что Пофигистка вообще ничем не интересуется. Ей-то, как раз, всё интересно. Её лозунг: «Что? Где? Когда? Почём?» Она в курсе всех сплетен – как внутришкольных, так и более глобальных.

Выглядит Пофигистка очень женственной и домашне-уютной: длинные юбки, шёлковые платочки на шее, брошечки, вязаные кардиганы… На вопрос ученика: «Марьиванна, а что такое секанс и косеканс?», может понимающе улыбнуться и сказать, что «это проходят в 11 классе», после чего бедный семиклассник стыдливо уходит, решив, что это нечто «совсем для взрослых мальчиков».

Ну, наверняка вам стало обидно: «Как же так? Неужели наши чудесные школьные годы проходят рядом с такими вот училками? Разумеется, нет. Ведь есть такое понятие – «учительница от Бога». Она строгая, но понимающая, у неё всегда есть ответ на вопрос, пусть даже этот вопрос будет совершенно дурацким, типа «To be or not to be? или «Что делать?»

Это она может сделать самую скучную тему феерически-увлекательной! У вас ведь была учительница, которая смогла вас увлечь теоремой о сумме углов треугольника? Или тягомотнейшим Чернышевским? Это её Вы будете вспоминать всю жизнь со словами: «А помнишь, у нас была Мария Ивановна?»  Не «химоза» или «математичка», а именно Мария Ивановна.

И слава Богу, что такие у нас ещё есть!

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Классификация – TeacherVision

Классификация включает в себя группировку предметов в одну или несколько категорий на основе определенных отличительных характеристик. Категории продуманно помечены так, что ярлыки становятся дескрипторами для членов категории.

Классы:

Pre-K |

К |

1 |

2 |

3 |

4 |

5 |

6 |

7 |

8 |

9 |

10 |

11 |

12

+ показать теги

ТИП:

Учебный ресурс


Стратегии обучения:

Новые ресурсы для учителей

Профессиональное развитие


Добавить в избранное

СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ