Конспект как делать: Что такое конспект и как правильно его делать

Конспект

Сегодня мы…

·                   Узнаем, что такое конспект.

·                   Выясним, как составляются тематические конспекты.

·                   Научимся конспектировать устную речь.

Итак, теперь мы знаем, как сокращать тексты и строить планы текстов. А ещё умеем писать тезисы и делать выписки. И самое время объединить все наши знания и посмотреть, что из этого получится!

Ведь иногда мы встречаемся с очень длинными статьями, сложными брошюрами или параграфами учебников. И эти тексты невозможно запомнить и воспроизвести в том виде, в каком мы их видим.

И в таком случае нам понадобятся все виды работы с текстом, которым мы успели научиться. Чтобы составить конспект произведения.

Конспектом называют краткое изложение содержания текста в письменной форме. Но чем в таком случае конспект отличается от тезисов? Тем, что при составлении конспекта мы обычно пользуемся своими словами.

Однако мы можем добавлять и слова или словосочетания из авторского текста, а ещё цитаты и выписки целых абзацев.

Конспекты бывают разными. Рассмотрим несколько основных видов.

Мы достаточно часто встречаемся с план-конспектами. При работе с текстом мы в таком случае сначала составляем план, с пунктами и подпунктами. А потом поочерёдно раскрываем каждый подпункт плана, и у нас получается связный текст.

Такой конспект может очень помочь при устных выступлениях, в том числе и при школьных докладах.

Есть и так называемый схематический конспект. Для него тоже необходим план, только вот пунктами этого плана будут уже

вопросы.

В процессе чтения текста мы отвечаем на все вопросы плана-схемы, и в конце концов получается конспект.

Сильная сторона таких конспектов – в том, что они помогают лучше понять и структурировать информацию в тексте. Схематические конспекты обычно короткие.

Мы можем встретиться и с текстуальным конспектом – его ещё называют цитатным.

Особенно он важен при работе с художественными или публицистическими текстами.

Мы как всегда составляем план.

А потом просто делаем выписки текста в соответствии с каждым пунктом плана. Из этих выписок и цитат и получается в результате конспект.

В таком конспекте будет сохраняться авторский стиль, а это особенно ценно, когда мы говорим о литературе.

Иногда нам может встретиться графический конспект. В таком случае преподаватель просто рисует на доске или показывает нам схемы и формулы. Достаточно зарисовать их, сделать некоторые пометки – и у нас получается конспект из формул или рисунков!

Конечно, такие конспекты подходят в основном для работы с точными науками.

Ещё один распространённый вид конспекта – тематический.

Мы обращаемся к тематическому конспекту, когда нам нужно осветить тему с разных сторон. Для такого конспекта мы используем несколько источников. С помощью такого конспекта можно полно раскрыть тему. Именно поэтому такой вид конспекта подходит для самостоятельной работы с текстом.

И это ещё только основные разновидности! Так что мир конспектов крайне разнообразен. Но настолько ли все эти виды конспектов разные? На самом деле у них есть и кое-что общее.

Посмотрим на правила построения, которые необходимы для всех конспектов.

Уже можно было заметить, что для конспекта необходим план. И это неудивительно – планы часто нужны нам при работе с текстом. Сначала мы составляем развёрнутый и подробный план.

А потом мы убираем из плана всё ненужное, и, если нужно, объединяем некоторые пункты.

Затем мы переходим к работе с текстом. И тут нам понадобится сокращение. В каждой части нашего текста мы оставляем самое главное. Всё, без чего содержание текста мы и так поймём, выбрасывается. Мы упрощаем и сложные предложения, преобразуем причастные и деепричастные обороты.

Наконец, при составлении конспекта нам нужно не забывать об исходном тексте. Нельзя конспектировать, не указывая источник. Поэтому мы обязательно указываем название книги или статьи. Если сообщение устное, можно указать только тему.

При конспектировании можно указывать подзаголовки. И выписывать даже выводы автора конспектируемого текста.

Итак, конспект – это краткое изложение содержания текста в письменной форме. Конспект выполняется своими словами, но может включать выписки и цитаты из текста.

Конспекты бывают разными, но для всех необходим план и сокращение текста.

При конспектировании обязательно указывается его источник или источники.

А теперь давайте немного подробнее поговорим о тематическом плане. Мы уже сказали о том, что к планам такого вида мы обращаемся, когда у нас есть какая-то тема, которая требует множества источников.

Тематические конспекты особенно важны, если существует несколько мнений по какому-то вопросу. Например, есть такая тема, как шекспировский вопрос – авторство произведений Шекспира. Здесь нам понадобится тематический конспект.

С чего же мы начинаем работу над таким конспектом? Для начала мы отправляемся на охоту за литературой. Мы отбираем книги и статьи по интересующей нас теме и обращаем при этом внимание на то, насколько полно эта тема раскрыта. И насколько современный перед нами источник информации. Нашим основным источником информации станет самый полный и современный.

Основной источник выбран, и мы начинаем работать с ним. Источник нужно как следует изучить. Мы составляем подробный план книги или статьи и указываем страницы, на которых содержится нужная нам информация.

И теперь мы… возвращаемся в библиотеку! Потому что мы уже сказали, что источников несколько. И теперь мы должны заняться отбором второстепенных источников информации.

Мы отбираем книги и конспекты, которые дополняют нашу информацию или же сообщают другое мнение.

А теперь опять возвращаемся к плану. С второстепенными источниками мы работаем почти как с основным: мы отмечаем в них информацию, которая может нам понадобиться. И после этого исправляем план. Некоторые его пункты придётся дополнить. А если нам встретились альтернативные мнения – мы можем и добавить новые пункты.

И теперь, когда вся литература проанализирована и план составлен, мы можем писать конспект.

Что необходимо знать при написании конспекта?

В начале работы мы обязательно формулируем главную мысль – позицию, которую мы собираемся донести. Дальше мы при помощи материалов из основного источника даём информацию, которая эту главную мысль иллюстрирует. При этом альтернативное мнение можно указать как по ходу изложения основной мысли (тогда мы делаем небольшое отступление), так и во второй части конспекта. Но делать это нужно так, чтобы ваша позиция все равно была понятной.

При написании конспекта мы особенно пристально должны следить за структурой текста – его нужно делить на абзацы. И все предложения, абзацы, части текста должны быть связаны по смыслу, чтобы просматривалась общая логика повествования.

И вот конспект составлен! Теперь мы наконец-то можем отдохнуть? Нет, потому что нам предстоит проверить то, что мы написали.

Во время проверки мы должны ответить на несколько вопросов:

– Всю ли тему охватывает конспект и соответствует ли он плану?

Есть ли связь между частями текста? Связно ли текст звучит?

Цитаты в тексте употребляются уместно?

Правильно ли оформлены цитаты и выписки?

Верно ли мы расставлены знаки препинания?

Только после проверки мы можем считать, что конспект готов.

Однако есть и ещё одна ситуация, где мы сталкиваемся с конспектами. И эта ситуация не имеет отношения к работе с книгами. В школе или университете мы сталкиваемся с лекциями или докладами, где сообщаются важные или нужные нам сведения, которые трудно найти где-то ещё.

К тому же, часто преподаватели хотят, чтобы на экзамене им отвечали именно то, что они рассказывали на лекциях.

И значит, нам приходится каким-то образом запоминать всю эту информацию. Здесь не обойтись без конспекта. Поэтому таким важным считается умение конспектировать устную речь.

При конспектировании устной речи существуют свои правила.

Прежде всего, конспектировать речь нужно не дословно, а после осмысления сказанного преподавателем.

Представим, что часть лекции звучит так:

 В основу некоторых фразеологизмов легли античные мифы. Вы, конечно, слышали о подвигах Геракла. Одним из этих подвигов было очищение скотного двора царя Авгия. Отсюда пошло выражение «авгиевы конюшни», мы так говорим о полном беспорядке.

 Что из этого мы занесём в конспект?

В основе нек-рых фразеолог. – античные мифы. Напр., авгиевы конюшни (см. подв. Геракла) – о беспорядке.

При этом некоторые слова мы сократили.

Иногда преподаватель может уходить от темы, включать в свою речь слова -паразиты.

Следующее правило – нужно разработать систему сокращений.

Лучше всего пользоваться общепринятыми сокращениями. Посмотрим, как сокращаются слова:

гос-во

лит-ра

кол-во

Слово следовательно можно легко заменить стрелкой.

Однако при этом конспект должен быть понятным и легко расшифровываться.

Важные моменты в конспекте нужно выделять. Мы выделяем заголовки, важные определения, термины, формулы.

Для этого можно воспользоваться маркером, подчёркиванием при помощи карандаша. Или просто написать что-то ручкой другого цвета. Можно выделить важный момент при помощи пропуска строки.

Как и в тематическом конспекте, нам очень важно логическое расположение информации. Текст мы привычно делим на абзацы. Но между абзацами оставляем несколько пустых строк. Здесь можно делать пометки или уточнять термины.

В конспекте можно и нужно использовать всевозможные сигналы и указатели. Например, можно поставить восклицательный знак рядом с важной информацией. Или вопросительный знак рядом с версией.

Есть и особенные пометки вроде N. B.  – по-латински «заметь хорошо». Эту пометку можно ставить возле фраз, на которые нужно обратить внимание.

А ещё конспект можно разделить надвое. Вернее, сделать широкие поля – в треть или четверть всей ширины конспекта. На основной части мы будем вести основные записи. А на полях можно писать комментарии, примечания, высказывать своё мнение.

Правила хорошего конспекта

Ходите ли вы на институтские лекции или подписались на онлайн-курс — не пренебрегайте такой опцией, как конспекты.

Вот что ученые говорят о том, как делать их правильно.

От руки или на ноутбуке?

Скорость письма у взрослого человека ниже, чем скорость набора на клавиатуре, так что с ноутбуком вы сохраните больше информации. Зато бумажные заметки, скорее всего, будут лучше структурированы: ограничения в скорости вынудят вас записывать только самое важное и на ходу делать схемы и графики. Кроме того, в ноутбуке полно вещей, которые отвлекают (в статье, опубликованной в журнале Computers & Education, приводится статистика: 81% слушателей начинают вместо ведения конспекта проверять почту, 25% — играть в компьютерные игры), причем не только вас, но и соседей, если вы в аудитории.

Исследования не дают однозначного ответа на вопрос о том, какая стратегия более выигрышная, —

гораздо важнее, перечитываете ли вы конспект сразу после того, как он записан. И в любом случае стоит позаботиться о том, чтобы добавить в него схемы и графики, которые использует лектор, — зарисовать, сфотографировать или попросить ссылку на презентацию.

Перечитывайте сразу

Само собой, конспект вы делаете для того, чтобы когда-нибудь его перечитать. Но лучше перечитать сразу, чтобы исправить ошибки и, пока лекция не выветрилась из головы, восполнить пробелы (пропуски, недописанные фразы, непонятные сокращения). Этому очевидному соображению посвящен целый метаанализ 33 исследований.

Некоторые из них, например, задаются вопросом: а может, просто попросить материалы у лектора? И приходят к выводу: ознакомиться с ними точно не будет лишним, но собственный конспект ценен тем, что фиксирует моменты, важные именно для вас — с ними вам будет проще вспомнить, о чем шла речь.

Другое исследование отмечает, что лучше всего перечитывать и исправлять лекции с партнером или в небольшой команде.

Пробуйте разные методы

Не обязательно просто стенографировать все, что говорит лектор, — есть множество способов сделать конспекты понятнее и удобнее.

Например, Корнелльский университет рекомендует оставлять на каждой странице поля для ключевых слов и идей и заполнять их сразу после лекции (подробнее о Корнелльском и других методах мы писали здесь). Метод CUES+ предлагает использовать для лекций специально разработанные бланки, но можно обойтись и без них — суть в том, чтобы после каждых 3–6 тезисов записывать промежуточные саммари, отдельно выписывать новые термины, а после лекции потратить немного времени на то, чтобы выписать ключевые идеи. Некоторые лекции или презентации проще зарисовать, чем записать, — о том, как это делать, читайте здесь.

Даты и страницы

Многочисленные руководства по написанию идеальных конспектов дают банальные советы вроде «Используйте аббревиатуры» и «Обращайте внимание на то, как лектор выделяет ключевые моменты». Но некоторые рекомендации стоят того, чтобы их повторить:

  • Если конспектируете от руки, используйте тетради на кольцах, пишите только с одной стороны листа и каждую новую тему начинайте с новой страницы. Тогда вы сможете структурировать ваши записи даже в том случае, если лектор говорит путано.

  • Не пишите на каждой строчке — оставляйте места для дополнений.

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов. Формальность, но может пригодиться в самый неожиданный момент.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Теории и практики

Теги

#конспекты уроков

#когнитивные способности

#запоминание

#память

#продуктивность

#учеба

#эффективность

#конспектирование

  • 10 409

Использование планов: Руководства по написанию: Услуги по обучению письму: Университет Индианы, Блумингтон

Многие писатели используют план, чтобы продумать различные этапы процесса написания. План — это своего рода графическая схема организации вашей работы. В нем указаны основные аргументы в пользу вашего тезиса, а также подтемы по каждому основному пункту. Контуры варьируются от неформального использования отступов и графики (например, —, *, +) до формального использования римских цифр и букв. Однако, независимо от степени формальности, функция плана состоит в том, чтобы помочь вам обдумать наиболее эффективный способ сказать то, что вы хотите сказать.

Планы обычно вырастают из рабочих планов статей. Для более коротких и менее сложных документов может быть достаточно нескольких неформальных заметок. Но более длинные статьи слишком велики, чтобы их можно было упорядочить в уме; как правило, вам нужен более систематический план для организации различных частей бумаги. Подготовка плана поможет вам обдумать свои заметки, рассмотреть их с разных точек зрения и разработать/пересмотреть организационный план, соответствующий вашей теме, аудитории и заданию. План, который сопровождает окончательный вариант статьи, может также служить оглавлением для читателя.

Когда вы думаете о набросках, вы обычно думаете об организационном плане, который поможет вам составить документ, но вы можете набросать на любом из нескольких этапов процесса написания. На каждом этапе план выполняет разные функции и помогает ответить на разные письменные вопросы. учатся на ваших исследованиях. Такой план поможет вам ответить на вопросы: О чем я уже много знаю? Что мне нужно исследовать больше?

Вот пример предварительного плана, который студент использовал, чтобы начать исследование для эссе, сравнивающего три различные политические теории: неомарксизм, плюрализм и элитарность. Писатель уже знал о двух теориях, но нуждался в дополнительной информации о третьей.

 
Неомарксизм 
- власть меньшинства
- акцентирует внимание на экономике
 
Плюрализм 
- власть групп интересов
- меняющиеся коалиции групп
 
Элитарность 
-определение
-описание
 
Анализ: США 
-неомарксист
-плюралист
элитарный
 

ПОДГОТОВКА НАПИСАНИЯ С НАБОРКАМИ

Во время подготовки к написанию вы можете сделать рабочий набросок — план, который поможет вам в набросках. Это поможет вам ответить на вопрос: как я собираюсь представить свою информацию, учитывая мою диссертацию, мое задание и мою аудиторию?

Ученица, написавшая предварительный план выше, также написала план ниже, прежде чем начать свое эссе. Она хотела описать три политические теории, а затем сравнить их, используя каждую для анализа правительства конкретной страны, утверждая, что неомарксизм является наиболее полезной теорией. Ее рабочий план не очень формален, но выполняет функции хорошего плана.

  • Поддерживает тезис.
  • Устанавливает порядок и взаимосвязь основных точек.
  • Уточняет взаимосвязь между основными и второстепенными точками.

Вот как выглядел второй план студента:

 
* Введение 
  - теории проще реальной жизни
  - теории - это инструменты
 
* Три политические теории 
  - Неомарксизм
    - власть меньшинства
    - важность экономического контроля
  - Плюрализм
    - власть групп интересов
    - группы интересов образуют коалиции
  - Элитарность
    - власть элиты
    - как определяется элита
 
* Сравните анализ США 
  - Неомарксист
  - плюралист
  - Элитный
 

Ваша работа как писателя состоит в том, чтобы продумать взаимосвязь между вашими идеями. Например, похожа ли одна идея на другую или отличается от нее? Является ли одно причиной другого? Эффект? Пример? Является ли одна идея решением другой? Представляют ли две точки разные категории более крупной идеи? Другими словами, подпадают ли ваши идеи под один из общепринятых подходов к размышлению о проблеме: причина-следствие, проблема-решение, сравнение-контраст, определение, классификация? Вы можете использовать эти стандартные подходы, чтобы помочь себе обдумать свои идеи и составить логический план. Затем этот план становится вашим планом.

Во время черчения вы можете сделать черновой или описательный план — план, основанный на вашем черновике. В нем описывается каждый из ваших абзацев, чтобы вы могли критиковать свою организацию. Это поможет вам ответить на вопросы: Логично ли мой набросок перетекает от пункта к пункту? Обсуждал ли я похожие идеи в одном и том же разделе, или я прыгаю с места на место?

Это набросок, сделанный вышеупомянутой студенткой после написания первого черновика ее работы. Она резюмировала черновик, абзац за абзацем, а затем взглянула на то, что было раскрыто в наброске.

Параграф 1. Общее введение в политические теории. Тезис: наиболее полезный неомарксизм
Параграф 2. Описание неомарксизма
Параграф 3. Описание плюрализма
Параграф 4. Коалиции групп интересов – Описание элитарности
Параграф 6 — Плюралистический анализ США
Параграф 7 — Неомарксистский анализ США
Параграф 8 — Сильные стороны неомарксистского анализа, Слабые стороны неомарксизма и плюрализма
Параграф 9– Слабые стороны элитарности
Параграф 10 — Заключение

Она заметила, что описания неомарксизма и элитарности были в одном абзаце, а описание плюрализма занимало два абзаца. Она решила быть последовательной, объединив абзацы 3 и 4. Она также заметила, что вторая половина документа, казалось, перескакивала с теории на теорию, представляя анализ каждой теории, а затем слабые стороны каждой теории. Она решила объединить плюралистический анализ США и его слабые стороны в параграфе 6, элитарный анализ и его слабости в одном параграфе, а затем посвятить два параграфа неомарксистскому анализу, его сильным и слабым сторонам.

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН

Наконец, вам также может потребоваться написать формальный план — план, который служит руководством к вашей статье для вашего читателя. Если вы еще не делали формальные наброски, этот набросок будет формальной версией ваших предыдущих заметок; он излагает ваши основные пункты и подпункты для вашего читателя. Как правило, в этом типе набросков используются правила формального начертания: римские цифры, буквы и отступы. Иногда такой план можно составить уже после того, как вы написали эссе.

Формальные планы можно написать двумя способами. В тематических планах идеи выражаются параллельными фразами (другими словами, они выражаются в одной и той же грамматической форме — как именные группы, как глагольные группы и т. д.). Тематические планы имеют то преимущество, что они краткие. С другой стороны, в планах предложений идеи выражены в полных, хотя и не обязательно параллельных предложениях. Планы предложений дают читателю более четкое представление о том, о чем вы будете спорить.

Независимо от того, какой формальный план вы выберете, соглашение гласит, что вы начинаете с формулировки вашего тезиса и указываете возрастающие уровни поддержки в следующем порядке: I., A., 1., a., (1), ( а). Однако в научных работах также широко используется десятичная система. Краткое изложение темы следующее:

Тезис: Среди плюралистических, элитарных и неомарксистских политических теорий неомарксизм обеспечивает наиболее мощный анализ текущей политической сцены.

 I. Функции политических теорий
     A. Инструменты, помогающие понять правительства
        1. Категоризация
        2. Сравнение
     B. Ограничение: чрезмерное упрощение
II. Три политические теории
     А. Неомарксизм
        1. Определение
        2. Описание
     Б. Плюрализм
        1. Определение
        2. Описание
     С. Элитарность
        1. Определение
        2. Описание
III. Сравнительный анализ правительства США
     А. Плюрализм
        1. Анализ
        2. Слабые стороны
     Б.  Элитарность
        1. Анализ
        2. Слабые стороны
     С. Неомарксизм
        1. Анализ
        2. Критика
           а. Сильные стороны
           б. Недостатки
IV. Заключение
 

Обратите внимание, что в формальном плане всякий раз, когда пункт подразделяется, есть по крайней мере два подпункта. Логика и соглашение гласят, что когда вы делите точку, вы можете разделить ее не менее чем на две подточки.

Помните, что в зависимости от того, как продвигается ваше исследование или письмо, вам может понадобиться использовать некоторые или все планы, описанные в этой статье.

Подготовлено службой обучения письму, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана

Создание наброска | Государственный общественный колледж Джексона

Планы важны для мозгового штурма и организации ваших эссе и помогают вам увидеть подходит ли идея лучше в одном месте, чем в другом, или какие идеи необходимо расширить. В идеале каждый основной пункт должен иметь равное количество вспомогательных деталей, бумажный баланс.

Контуры упрощают идентификацию основных компонентов бумаги, и они могут быть настолько подробным, насколько требует ваша статья.

Обычно писатели используют наброски в начале процесса написания для развития идей. для бумаги. Они особенно важны для написания по времени, чтобы помочь авторам предотвратить блок писателя. Если вы выполняете письменное задание на время, обязательно потратьте несколько минут в начале запланированного сеанса, чтобы составить план.

Иногда писатели также используют наброски после того, как они написали эссе, чтобы пересмотреть его. организация. После того, как план готового эссе сделан, писатель может проверить, чтобы увидеть находятся ли все предложения, пункты и абзацы там, где они подходят лучше всего.

Ниже приведены два типа контуров: простые и сложные. Попробуйте каждый из них хотя бы один раз, чтобы увидеть, какой из них работает лучше для вас.

Некоторые схемы просты, и вы можете использовать их, если предпочитаете видеть только основные моменты. Вот пример относительно простой схемы:

Тема: Смена имени
Вопрос: Почему люди меняют имена?
Предварительный тезис: Люди меняют свои имена, потому что им приходится или хочется.
Баллы:

  1. Принудительное изменение
  2. Изменение на основе уклонения
    1. Дискриминация
    2. Слава
  3. Брак
  4. Шоу-бизнес

 

Другой учащийся может предпочесть просмотреть более подробную информацию, чтобы убедиться, что его баллы не уйти от темы, поэтому они могут использовать более сложную схему:

Тема: Проблемы похода
Вопрос: Какие проблемы могут испортить поход?
Предварительный тезис: Кемпинг с палаткой может быть чрезвычайно разочаровывающим опытом из-за неконтролируемых факторов. такие как плохая погода, встречи с дикой природой и отказы оборудования.
Очки:

  1. Введение
    1. О палаточном кемпинге и других видах кемпинга (несколько предложений)
    2. Кемпинг с палаткой может быть крайне разочаровывающим из-за неконтролируемых факторов. такие как плохая погода, встречи с дикой природой и отказы оборудования. (Предварительный тезис)
  2. Первый пункт — Плохая погода (Нужно предложение по теме)
    1. Первая вспомогательная деталь — Разбивка лагеря под дождем может быть мокрой и грязной.
    2. Вторая вспомогательная деталь — Дождь и холод могут задержать занятия на свежем воздухе.
    3. Третья опорная деталь — Палатки могут сдуться сильным дождем или ветром.
  3. Второй пункт — Дикая природа (Нужно предложение по теме)
    1. Первая вспомогательная деталь — Комары и муравьи раздражают.
    2. Вторая вспомогательная деталь — Змеи могут быть опасны.
    3. Третья вспомогательная деталь. Стычки иногда неизбежны.
  4. Третий пункт — Отказы оборудования (Тематическое предложение)
    1. Первая опорная деталь — Палатки падают.
    2. Вторая опорная деталь — Молнии спального мешка заедают.
    3. Третья опорная деталь — Спальные мешки касаются стенок палатки и промокают.
  5. Заключение — Пересчитать баллы; закончить с поощрением

 

Теперь предположим, что сложный план взят из бумаги, которая не так хорошо организована. Посмотрите, как план может помочь этому писателю исправить организацию этого эссе.

  1. Введение
    1. О палаточном кемпинге и других видах кемпинга (несколько предложений)
    2. Кемпинг с палаткой может быть крайне разочаровывающим из-за неконтролируемых факторов. такие как плохая погода, встречи с дикой природой и отказы оборудования.
  2. Первая точка — Плохая погода
    1. Первая вспомогательная деталь — Разбивка лагеря под дождем может быть мокрой и грязной.
    2. Вторая вспомогательная деталь — Змеи заползают в палатки в дождливую погоду. (Лучше подходит для раздела дикой природы.)
    3. Третья вспомогательная деталь — Чистое небо лучше всего подходит для походов. (Не о плохой погоде, а о хорошей погоде. Нужно заменить на пример с плохой погодой.)
  3. Второй пункт — Дикая природа
    1. Первая вспомогательная деталь — Комары и муравьи раздражают.
    2. Вторая вспомогательная деталь. Змеи могут быть опасны.
    3. Третья вспомогательная деталь. Стычки иногда неизбежны.
  4. Третий пункт — Отказы оборудования
    1. Первая вспомогательная деталь — держите еду накрытой, чтобы не привлекать медведей.

Оставить комментарий