Конспект как выглядит: Что такое конспект и как правильно его делать

Содержание

Что такое план-конспект, виды конспектов

Содержание конспекта

  • Существующие виды конспектов
  • Нюансы составления конспекта и советы по его написанию
  • Советы, которые могут помочь при составлении конспекта

Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования точных цитат. При конспектировании первоисточника важно придерживаться той манеры написания, которая используется в оригинале.

Правильно составленный конспект характеризует наличие смысловой связи в тексте и логики в нем. Если текст будет оформлен качественно, то им сможет воспользоваться по назначению не только сам автор, но и другие люди. Хорошо составленный конспект всегда будет понятным в независимости от того, как давно его составили. Сложность текста в первоисточнике также не будет влиять на дальнейшее его восприятие через конспект, если конечно сам конспект был оформлен толково.

Умение быстро и качественно составлять конспекты может пригодиться в различных сферах. Везде, где требуется за короткие сроки обрабатывать большие объемы информации, будет полезно овладеть техникой составления конспектов. Даже спецтерминологию можно грамотно растолковать и разместить в виде четко обозначенной информации, которую будет просто запоминать. На основе конспектов, разумеется, качественных, можно создавать статьи, рефераты, научные работы.

Существующие виды конспектов

Есть несколько принципиально разных видов конспектов, каждый из которых оптимально подходит для конкретного вида работы:

  • план-конспект
  • схематеческий план
  • текстуальный конспект
  • тематический конспект

Довольно часто используется, по причине своей эффективности, план-конспект. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.

Схематические планы несколько похожи на план-конспекты, ведь в основе такого конспекта также лежит заранее составленный план. Только вместе привычных пунктов плана формируются вопросы, а конспект будет состоять из ответов. Информация, представленная таким образом, усваивается быстро и качественно.

При изучении области, где точность цитат играет важную роль, например, это может быть литература, стоит выполнить текстуальный конспект. Он будет состоять из терминов и тезисов первоисточника. Преимуществом такого конспекта является то, что в него можно «встроить» план. Само же составление подобного конспекта считается сложной работой, так как вставлять цитаты так, чтобы по ним был понятен исходный материал, проблематично без опыта в этом процессе.

Принципиально отличается от других тематический конспект, который пишется по нескольким источникам сразу. Он может использоваться для освещения вопроса, к которому нужно подходить с разных сторон, соответственно, делать содержание каждого материала тут не требуется. Сложность такого текста связанна с подготовкой к нему, так как потребуется изучить в разы больше материала, чем в вышеуказанных типах конспектов.

Если же есть примерное понимание того, как делаются все указанные ранее конспекты, и главное, присутствует успешный опыт их выполнения, то в этом случае можно остановиться на

свободном стиле, который содержит элементы всех типов конспектов. Тут можно применять и структурный план, и цитаты, и несколько разных источников. Полученный результат будет наиболее целостным, если сравнивать с другими вариантами написания конспектов.

Нюансы составления конспекта и советы по его написанию

Первым делом потребуется изучить сам материал, постараться выявить характерные особенности текста, его стиль, направление, степень сложности, наличие или отсутствие новых терминов. После повторного изучения материала получиться выделить основные моменты в тексте, отсечь всю воду, разбить материал на разделы. Как только все лишнее будет «убрано», можно будет начать выделять основные мысли, которые останется перенести на бумагу. Решение, в каком виде это делать – своими словами или цитатами, остается на усмотрение автора.

Советы, которые могут помочь при составлении конспекта

  1. Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
  2. Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
  3. В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту. Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
  4. Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений. Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
  5. Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
  6. Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
  7. Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.

Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.

как научиться быстро и красиво рисовать заметки — T&P

Скетчноутинг — революционный способ конспектирования лекций, конференций, мозговых штурмов и деловых встреч. Использование этой техники позволяет фиксировать информацию в форме рисунков и символов, создавая визуальную карту каждого выступления. Т&P собрали советы, которые помогут научиться делать полезные зарисовки.

Главное, что следует знать о скетчноутинге — это не искусство и не развлечение. Эта техника разработана для развития навыков усвоения информации и, в конечном итоге, направлена на оптимизацию работы мозга. В основе скетчноутинга лежит теория двойного кодирования, предложенная в 1970 году Аланом Пайвио. Согласно этой концепции, мозг использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный. Скетчноутинг дает возможность задействовать их одновременно. Это позволяет создать визуальную карту того, что вы слышите, видите и думаете, а не просто записать прозвучавшие в аудитории мысли. Кроме того, визуальное конспектирование помогает сфокусировать внимание: ведь мозг, целиком поглощенный процессом, «не захочет» отвлекаться на социальные сети или SMS.

Обычный скетч отчасти выглядит как комикс. Рисунки и текст используются в нем наравне. В ход идет все: изображения предметов и ситуаций, логотипы компаний, карикатуры на докладчиков, стрелки, цитаты, подчеркивания, схемы и любые другие элементы. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок. В результате взглянув на них, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь на лекции — даже если с тех пор прошло много месяцев.

Блокноты и ручки

Создавать визуальные конспекты лучше всего в нелинованном блокноте А5 или А4. Держать его можно вертикально или горизонтально. На одну лекцию, как правило, отводится всего один лист или один разворот — так же, как на изображение одного участка поверхности в картографии. Для записей специалисты советуют использовать тонкие черные маркеры, которые хорошо сохнут, долго не кончаются и не просачиваются сквозь бумагу. Также полезны могут оказаться корректор и серые маркеры Copic, разработанные для профессионального рисунка.

Шрифты и рисунки

На самом деле все мы умеем рисовать. Именно с помощью рисунков дети фиксируют и передают информацию до того, как успевают научиться писать, — а значит, базовая привычка к созданию визуальных образов на бумаге есть у каждого. С точки зрения скетчноутинга между плохо нарисованной собакой и собакой, нарисованной хорошо, нет никакой разницы. Но если с визуальными образами совсем не ладится, можно начать с простых форм: квадрата, круга, треугольника, линии и точки. В конечном итоге, даже самый грубый рисунок может выражать идею. Кроме того, большая часть окружающих нас предметов может по форме напоминать простые фигуры: например, планшет имеет форму прямоугольника, а сковородка — круга и т.д.

При создании скетчей используются не только рисунки, но также текст и символы. Среди последних чаще всего встречаются стрелки, «облака» (как в комиксах), знаковые обозначения денежных единиц, логотипы компаний и т.п. Шрифты, подчеркивания и начертания можно использовать разные: например, написать самое важное высокими узкими буквами, а краткие пояснения к ним сделать жирным или орнаментальным шрифтом.

Место и время

Для создания скетчей на конференциях лучше садиться в первый ряд, чтобы перед глазами не было препятствий. Однако если в помещении есть стол, работать за ним может оказаться намного удобнее, чем с блокнотом на коленях. Во время создания конспекта лучше следить за временем. Если половина лекции уже прошла, а лист не заполнен до половины, можно сосредоточиться на деталях, а если наоборот — посмотреть на выступление шире, сфокусировавшись на главных идеях.

Кроме того, прежде, чем делать конспекты обыкновенных лекций или конференций, специалисты советуют потренироваться на видеозаписях. Например, на странице TED постоянно выкладывают свежие записи выступлений на английском, а на сайте Coursera можно послушать лекции и на других языках, в том числе на русском.

Майк Роуди

автор книги The Sketchnote Handbook

Визуальные образы как часть записей используются очень давно: даже Леонардо да Винчи делал это. Рисунок и текст — это очень мощная комбинация. Термин «скетчноутинг» просто показался мне наиболее подходящим для описания конспектов, в структуре которых присутствуют рисунки, иконки и литеры, вдохнувшие жизнь в мои собственные записи. Многие люди, которые недавно открыли для себя скетчноутинг или прочитали мою книгу, говорили мне, что они много лет создают скетчи, но до сих пор не называли их так.

Рисование не всегда отнимает больше времени, чем письмо. Иногда при помощи рисунка идеи можно выразить богаче, поскольку форму и соотношение визуальных элементов не нужно описывать специально. В других случаях эффективнее могут оказаться слова, записанные особым шрифтом. Ключевая идея скетчноутинга заключается в том, что информацию, которую вы получаете или создаете, можно адаптировать. Иногда нужно больше рисунков, иногда — больше слов, но в любом случае под ситуацию можно подстроиться и все равно создать прекрасный скетч.

Что может пригодиться для занятий скетчноутингом:

Визуальные конспекты редко получаются подробными, но я могу вспомнить довольно много деталей, когда смотрю на скетчи, которые сделал год или два назад. Сочетание рисунков и текста вызывает в моей памяти подробности, которые я в тот момент даже не заметил: место, лица людей, запахи, вкусы и многое другое.

Некоторые скетчноутеры советуют использовать только один лист или разворот страниц для каждого скетча, но мне кажется, что это вовсе не обязательно. Используйте столько бумаги, сколько требуется, чтобы передать то, что вы слышите, или то, о чем думаете. Однако если использование большего количества страниц связано с тем, что вы недостаточно хорошо фильтруете информацию и увлекаетесь деталями, нужно быть аккуратнее. Желание фиксировать все возможные подробности опасно, потому что потом вам придется продираться сквозь очень масштабную и запутанную систему элементов. Лично я начал заниматься скетчноутингом как раз потому, что мои заметки были слишком непонятными. Разумеется, если вы учитесь на врача, вам необходимы подробные конспекты. Но даже здесь можно дополнить свои записи рисунками, шрифтами и иконками, чтобы сделать их менее многословными.

Главный совет, который я могу дать тем, кто хочет заняться скетчноутингом — практикуйтесь! Конспектируйте видеозаписи конференций TED, телешоу, научно-популярные фильмы. А еще полезно найти других скетчноутеров, чтобы поделиться с ними опытом и обсудить работы. Но не сравнивайте себя ни с кем, кроме тех, чьи работы вас вдохновляют или вселяют в вас смелость. Это не соревнование. Это навык, который можно совершенствовать всю жизнь.

Полезные пособия по скетчноутингу

  • The Sketchnote Handbook: the illustrated guide to visual note taking

  • Sketchnotes Field Guide for the Busy Yet Inspired Professional

  • The Doodle Revolution: Unlock the Power to Think Differently

Как вести конспект?

    1. Что такое конспект?
    2. Как эффективно вести конспект в школе?
    3. Как писать конспект в университете?
    4. Как оформить конспект?
    5. Приложения для ведения конспектов

     

    С развитием технологий жизнь людей упрощается с каждым годом. Вместо похода в магазин можно заказать доставку на дом, коммунальные платежи – оплатить онлайн, а важные документы могут храниться в одном приложении на смартфоне. Не обходит стороной прогресс и учебные заведения.

     

    Нередко можно услышать на какой-нибудь лекции звонкое отстукивание по клавиатуре ноутбука вместо привычного шуршания тетради. Но так ли это эффективно? В этой статье читайте о видах и способах конспектирования, а также о том, как писать конспект, чтобы он приносил максимум пользы.

    Что такое конспект?

    Конспект – это некий внешний носитель информации, которым можно воспользоваться для восстановления общей картины и даже деталей лекции. Очень часто эту информацию можно найти и в других носителях, таких как учебники, журналы, открытые интернет-источники. Возникает вопрос: тогда для чего конспектировать? Ответ очевиден – когда вы записываете за лектором, часть информация сразу откладывается у вас в голове и в дальнейшем её легче использовать. Хорошо оформленный конспект увеличивает шансы успешной сдачи экзамена.

    Как эффективно вести конспект в школе?

    Многие дети в школе еще не умеют синтезировать информацию и выделять из неё важное. Конспекты выглядят серыми, весь лист исписан однотипным почерком, из которого сложно что-то понять. Но от правильного оформления конспекта зависит продуктивность ученика и даже качество его знаний. По некоторым предметам ученик или студент может подготовиться к экзамену только на основе своих записей, даже не пользуясь учебником.

     

    Ниже представлены несколько рекомендаций, благодаря которым конспектирование станет более эффективным:

      • Не записывайте дословно. Это незачем делать хотя бы по той причине, что чаще всего этот же учебный материал можно найти в открытом доступе (например, в учебнике). С осознанным конспектированием связано несколько мыслительных процессов: возникающие по ходу вопросы, инсайты, ваша оценка этой информации, приведение контраргументов (если вы с чем-то не согласны). В зависимости от подготовки ученика, что-то одно может перевешивать. Например, поначалу будет много вопросов, а когда ученик более подготовлен, критических мыслей становится больше.

         

      • Выделяйте структуру. Зачастую лекцию можно поделить на такие элементы: вопрос, факты и доказательства, выводы. Помимо выводов, которые озвучивает преподаватель, важно также иметь свои умозаключения на эту тему. Понимая общую структуру материала, вам легче воспринимать входящую информацию, не пропускать и выделять для себя важное. 

      • Агрессивно форматируйте

        . Если вы работаете с электронным источником – используйте курсив, подчеркивание, меняйте размер, жирность шрифта, используйте маркеры и цветное выделение. Если это записи от руки – пишите прописью, печатными, заглавными буквами, рисуйте, пользуйтесь текстовыделителями. В обоих случаях делайте отступы между абзацами, подзаголовки. Это всё поможет легче воспринимать информацию. В тетрадях не пишите в каждой строчке, чтобы на всякий случай было место, куда можно что-то дописать и доработать заметку. 

      • Перечитывайте конспект сразу после написания. Если есть возможность, уделите прочтению 3-4 минуты. Пробегитесь глазами по тексту, выделите то, что забыли. Даже если кажется, что вы плохо структурировали текст, то это был для вас опыт. В следующий раз уже будете примерно понимать, где сколько места оставить, на чем ставить акцент, а что можно наоборот пропустить.

      • Используйте свои условные обозначения (shorthands). Это могут быть любые удобные для вас сокращения, которые никто другой даже и не поймёт. Главное – чтобы вам было удобно, ведь конспект вы пишете только для себя. Такие сокращения можно расписать в начале тетради, темы, или просто выписать на отдельный листок и вложить в конспект. 

      • Проверяйте себя. В учебнике после параграфа с соответствующей темой всегда есть вопросы для проверки. Если ответа на какой-нибудь из них нет в конспекте, обязательно его допишите. 

      Иногда конспектов для подготовки к экзаменам бывает недостаточно, поэтому на платформе BUKI можно найти репетитора по нужному для ученика предмету.  

      Читайте также: Как написать реферат?

      Как писать конспект в университете?

      Вести конспекты по старинке от руки тяжелее и занимает больше времени, чем печать на клавиатуре. В целом, студент может напечатать в 2,5 раза больше информации, нежели он будет записывать это же от руки. Тем более, если у студента плохой почерк, то набранный текст на ноутбуке легче разобрать. Но действительно ли электронный формат конспектов лучше бумажного?

       

      Еще в 2014 году американскими учёными из Принстонского университета было проведено исследование, доказавшее преимущество записей от руки над клавиатурой. Принимавших участие студентов разделили на две группы: в одной лекции конспектировались от руки, в другой – печатались на клавиатуре.

       

      Сделанные конспекты у студентов забирали, и через неделю нужно было сдать экзамен. Результаты показали, что участники той группы, где велись конспекты от руки, набирали в 2 раза больше баллов. Стоит отметить, что конспектирование от руки направлено больше на перемещение информации в долгосрочную память. Проведя экзамен сразу после лекции, результат у обеих групп был примерно одинаковым.

       

      Есть два вида конспектирования: генеративное (generative note-taking) и негенеративное (non-generative note-taking). Генеративное подразумевает под собой запись своими словами, перефразирование, акцент только на основах или наоборот каких-то деталях, рисование интеллект-карт. Это даёт возможность обработать услышанную информацию.

       

      Во время негенеративного конспектирования вы записываете за лектором практически всё слово в слово. Очевидно, что, пользуясь вторым способом, у вас даже нет времени подумать над материалом. Часто студенты даже не отдают себе отчёт о том, что они записывают. Печатая конспект на клавиатуре, у вас нет того временного ограничения, которое позволяет выборочно обрабатывать информацию и записывать только самое главное. В исследовании, указанном выше, для обеих групп было одно условие – не писать слово в слово. Тем не менее даже генеративное конспектирование на ноутбуке не принесло пользы студентам во время экзамена. 

       

      Может показаться, что детальное конспектирование – это преимущество над старым привычным методом записи от руки. Но цена такого преимущества – более поверхностное понимание материала, а также быстрое забывание. Поэтому синтезирование и перефразирование информации поможет достичь более высоких учебных результатов. 

      Читайте также: Как написать CV для поступления за границу?

      Как оформить конспект?

      Для ведения конспектов отлично подойдёт тетрадь на кольцах или байндер (папка с кольцами). В ней удобно писать, т.к. всю информацию можно структурировать. Это заменит несколько тетрадей по одной дисциплине, где в одной вы пишите конспекты, во второй – практические.

       

      В байндере можно упорядочить все листы, распечатать и прикрепить какой-нибудь дополнительный материал (статьи, ваши вопросы преподавателю, расписание занятий, дедлайны и прочее). А если купить байндер потолще, то с помощью листов-разделителей в него вообще можно вместить несколько предметов. 

       

      Обозначьте в начале тетради свою цветовую палитру заметок. Это могут быть клейкие стикеры-закладки или текстовыделители – наклейте каждый цвет (или сделайте штрих маркером), а напротив подпишите, что он обозначает. К примеру, розовый маркер – это термины, которые стоит выучить, голубой маркер – что вам нужно понять и запомнить, зелёный – какую литературу стоит прочитать, и т.д. В теле конспекта используйте также:

          • Заголовки. Их можно выделять цветными маркерами или заглавными буквами.

          • Ключевые моменты или подтемы. Выделяйте их по ходу конспекта, а также под заголовком в виде списка (как удобно).

          • Таблицы. Так вы систематизируете определённый материал, и его будет легче воспринимать.

          • Иллюстрации. Можете рисовать их самостоятельно, если у вас есть художественные навыки, или же распечатывать картинки и вклеивать в тетрадь.

          • Акценты. Выделяйте новые термины, понятия, даты и другой важный материал. Такое оформление конспекта позволит быстро найти по тексту самое главное.

          • Стикеры-закладки. Они помогут быстро найти в тетради нужную тему.

          Рекомендации выше применимы также для конспектов в электронном виде. 

          Приложения для ведения конспектов

          Далеко не все преподаватели разрешают приносить на занятия электронные гаджеты. К тому же, при работе с ними есть свои недостатки. Но если вы предпочитаете мобильность и работу с техникой, то ниже для вас топ-3 приложения для конспектов, которые сделают работу максимально удобной и полезной. Каждое из них можно использовать как на планшете, так и на ноутбуке.

           

          Но работая с планшетом и стилусом, вы используете генеративное конспектирование, как с ручкой и тетрадью (что в разы эффективнее ноутбука):

              • Goodnotes. Это приложение подходит для iOS и Mac. Приложение позволяет быстро вставлять картинки или таблицы (и сразу же их редактировать при необходимости), делать поиск нужного слова по конспекту. Также удобным является возможность структурировать все записи: вы можете задать тему конспекта в виде заголовка, и потом по содержанию искать конкретный материал. Здесь можно сохранять учебные текстовые материалы (или делать скан, если у вас просто распечатка) и форматировать их: делать сноски, пометки, выделять текст, вписывать определения новых терминов. 

              • OneNote. Эта программа входит в пакет от Microsoft Office, и ею можно пользоваться бесплатно. Одно из главных преимуществ – это удобство хранения конспектов, которые загружаются в облако. Таким образом, доступ к ним возможен с любого синхронизированного устройства. Материал можно структурировать, создавать отдельные блокноты, секции, страницы. Программа позволяет искать нужное слово не только в тексте, но и на картинках, а также в аудиоматериалах. После конспектирования вы можете отредактировать текст, чтобы его было удобно учить: выделить нужное, удалить лишнее, вставить дополнительный материал и т.д. Если до этого, к примеру, у вас были рукописные записи, их можно отсканировать  и хранить все конспекты вместе. 

              • Notability. Функционал этого приложения практически такой же, как и у вышеперечисленных. Подходит для iOS и Mac. На слайдах можно сразу делать пометки от руки (стилусом). Если есть аудиозапись лекции, то при нажатии на любую вашу заметку по текущему материалу, воспроизведётся соответствующий отрывок. Поиск удобно осуществлять благодаря закладкам. Во время лекции вы сразу можете сфотографировать какой-то элемент (например, слайд из презентации или схему на доске), обрезать и аннотировать его.  

              Читайте также: Самый простой способ учить новые иностранные слова

               

               

              Trojden | «Начало парламентаризма в России»

              Опорные конспекты на занятиях

              Ключевые термины метода

              Опора — помощь и поддержка в чем-нибудь.

              Конспект— краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

              Сигнал — то, что служит толчком к началу какого-нибудь действия.

              Пиктограмма — условный рисунок с изображением каких-либо действий, событий, предметов.

              Знак — предмет, изображение, метка, служащие для обозначения чего-либо, указания на что-либо.

              Символ — предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

              ОК — опорный конспект.

              Учителя давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы, знаки и т. п., усваивается с большим интересом.

              Это происходит потому, что у человека главным является зрительное восприятие. Нервы, идущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем, например, от уха к мозгу. Однако и сплошные тексты тоже читаются глазами. Конечно. Но в таком случае контуры знаков и слов не воспринимаются зрительно. В отношении же рисунков, схем, графиков и т. п. глаз «поступает» по-другому: он может запомнить все, что характеризует изображения.

              Для максимального использования зрительной памяти в учебном процессе можно ввести условные знаки, обозначающие конкретные понятия. К примеру, такие:

              Зачем нужны опорные конспекты?

              Разработка опорных конспектов

              Кроме того, есть множество уже общепринятых обозначений и сокращений знакового порядка:

              РФ— Российская Федерация, СНГ — Союз Независимых Государств, СССР— Союз Советских Социалистических Республик, МИД— Министерство иностранных дел, МО—Министерство обороны.

              Если все это скомпоновать в нужном порядке, то получится не что иное, как опорный конспект, представляющий систему условных обозначений-сигналов, отражающую необходимую для усвоения информацию, которая «раскрывает» себя при расшифровке.

              Итак, прежде чем приступить к созданию опорного конспекта, необходимо выработать опорные сигналы. К их разработке желательно привлекать самих учащихся: у них фантазия зачастую богаче учительской. Уже на стадии придумывания изображений они и тексты читают, и формы знаков запоминают.

              При полной готовности опорных сигналов учитель приступает к разработке опорного конспекта. Здесь необходимо выдержать определенную последовательность:

              1. Учитель внимательно прочитывает текст, предназначенный для отработки на очередном уроке.

              2. При чтении этого текста он помечает (выделяет) узловые положения, факты, события и т. п.

              3. Разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста.

              4. Наносит их (обозначения) карандашом на лист чистой бумаги.

              5. Наложив любую прозрачную, обязательно чистую пленку на карандашный эскиз, обводит обозначения разноцветной тушью или качественными фломастерами. Кстати, с этой работой неплохо справляются сами учащиеся.

              Опорный конспект готов. Дайте ему хорошенько высохнуть, и он будет служить вам не один год.

              Вариант разработки опорного конспекта

              Ниже приводится пример разработки опорного конспекта (ОК) для чтения конкретной лекции по истории XX века.

              ЛЕКЦИЯ

              «Начало парламентаризма в России».

              1. Основные законы.

              2. Первая Государственная дума.

              3. Революция продолжается.

              4. Вторая Государственная дума.

              Вначале разрабатываются опорные сигналы (условные обозначения) основных положений темы лекции.

              Основные законы. Тема открывается информацией о подписании Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. Несмотря на заявление царя, что «России даруется конституция», на деле это была лишь декларация о намерениях.

              В опорном конспекте (ОК) эта информация может выглядеть так.

              Далее речь идет о том, что царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой. Государственный Совет, наполовину назначаемый царем, наполовину избираемый через выборное представительство, становится верхней законодательной палатой.

              Выборы в Государственную думу были многостепенными и неравными. Все избиратели делились на четыре курии, число выборщиков было неодинаковым.

              Предложенные выше опорные сигналы составляют блок ОК по первому вопросу лекции.

              Первая Государственная дума. Первое заседание состоялось 27 апреля 1906 г., а Дума просуществовала 72 дня. Более трети депутатов составляли кадеты. Второй по численности депутатской группой была крестьянская (трудовая группа). Большевики и эсеры выборы бойкотировали. Председателем Первой Думы стал профессор-юрист С. А. Муромцев.

              В ОК эта информация может выглядеть так.

              В центре думских обсуждений находился аграрный вопрос. Подходы к его решению у кадетов, трудовиков и правительства были разными. Аграрный вопрос — самый больной в России вопрос, и не случайно, что его обсуждение всколыхнуло всю страну. Консерваторы испугались. 9 июля, под предлогом, что Дума «разжигает смуту», царь закрыл ее. Думцы возмутились. 167 депутатов, в основном из числа кадетов, обратились к народу с воззванием о пассивном сопротивлении властям. Все они были осуждены и приговорены к трех месячному заключению.

              В ОК эта информация может выглядеть так.

              Революция продолжается. Показано, что, несмотря на подавление декабрьских (1905 г.) восстаний, революция продолжалась еще полтора года. Особенно беспокойно вели себя крестьяне. Они требовали землю, возмущались выкупными платежами, хотели уничтожения крестьянской сословности, выступали за введение всеобщего начального образования. Встречались лозунги и политического характера.

              В ОК эта информация может выглядеть так.

              С весны 1906 г. главные должности в правительстве — министра внутренних дел и затем председателя Совета министров занял П. А. Столыпин. А уже летом на него было совершено покушение. В стране были введены военно-полевые суды.

              В ОК этот фрагмент может выглядеть так.

              Правительство понимало, что одними репрессиями революцию не остановить. И в ноябре 1906 г. были изданы указы о свободном выходе крестьян из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы. Несколько ранее была разрешена продажа казенных, кабинетных и удельных земель через Крестьянский банк. Крестьяне без ведома общины могли получить паспорт, уехать куда угодно и заниматься чем угодно. В начале 1907 г. отменяются выкупные платежи.

              В ОК этот блок может выглядеть так.

              Вторая Государственная дума. Продолжительность ее работы 103 дня, и вновь закрытие Думы царем. Вторая Дума значительно полевела. Сохранили свои позиции лишь трудовики, число кадетских депутатов уменьшилось на 20%. Появилась довольно значительная социал-демократическая фракция, а также фракция эсеров (социалистов-революционеров).

              В ОК этот фрагмент может выглядеть так.

              Правительство Столыпина, пользуясь поддержкой царя, стремилось подмять Думу под себя. Депутаты игнорировали обсуждение правительственного курсе на реформы.

              В ОК этот фрагмент может выглядеть так.

              Главным вопросом в Думе оставался аграрный. Здесь и среди депутатов не было единства. Каждая фракция имела свою позицию.

              В ОК этот фрагмент может выглядеть так.

              Правительство ни один из предлагаемых думцами вариантов аграрного переустройства не удовлетворял, и оно искало повод для роспуска Думы. Вскоре, будто бы за подготовку государственного переворота, было арестовано 55 членов социал-демократической фракции (в дальнейшем судимы и приговорены к каторге и ссылке), а Дума указом и манифестом царя была распущена.

              В ОК этот фрагмент может выглядеть так.

              Поскольку изучаемая тема является последней в главе «Первая российская революция и начало парламентаризма», необходим блок ОК по заключению.

              За два года царизм разогнал две Государственные думы. В стране сложилась многопартийность, ограниченный парламентаризм, возникли профсоюзы, объявлена свобода печати.

              Продолжительность рабочей недели сократилась с 75 до 50-60 часов. Почти вдвое снизились штрафы. Рабочим была повышена заработная плата, они получили право на экономические забастовки.

              У крестьян уменьшились налоги, были отменены выкупные платежи, помещики снизили цены за аренду земли. Но ликвидации помещичьего землевладения не произошло.

              Эти два года были наполнены революцией. Но она не сняла конфронтации между социальными группами и политическими силами.

              В ОК заключение к главе может выглядеть так.

              Итак, опорные сигналы по всем основным положениям темы разработаны. Теперь остается свести их в пять блоков (по количеству вопросов плюс заключение), и единый опорный конспект готов.

              Методика работы с опорными конспектами

              Методика работы с опорным конспектом включает пять этапов. В зависимости от подготовленности учащихся, продолжительности изучения истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством отдельные этапы могут повторяться дважды, отдельные-исключаться вообще и т.д.

              Первый этап. Опорный конспект высвечивается через графопроектор (кодоскоп) типа «Лектор-2000». Учитель последовательно, в виде рассказа, расшифровывает опорные сигналы. Учащиеся, не ведя никаких записей, внимательно слушают его.

              Второй этап. Опорные сигналы с экранного изображения переносятся учащимися в тетради. При этом рекомендуется учитывать и цветовую гамму обозначений.

              Имея опорный конспект в тетради, каждый учащийся теперь уже самостоятельно расшифровывает его. Учитель готов в любой момент оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы.

              Третий этап. Отдельные учащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно к экрану и, используя изображение на нем, расшифровывают, проговаривают вслух информацию конспекта в целом или его блоков.

              Четвертый этап. Учитель, убедившись, что учащиеся усвоили основные опорные положения конспекта, приступает к более подробному изложению темы. Учащиеся вносят дополнения в свободные места опорных конспектов.

              Пятый этап. Краткие выступления учащихся по содержанию опорного конспекта у доски без использования изображения на экране (стоят спиной к экрану), равно как и своих конспектов в тетрадях, то есть по памяти. Весь класс при этом, смотрит на экран, контролируя правильность устных ответов.

              Но работа с опорным конспектом на этом не завершается. Учащиеся получают задание доработать его в часы самостоятельной подготовки и особенно при чтении учебника. Таким образом, происходит еще одно повторение пройденного науроке материала, приращение и усвоение новых знаний.

              Предыдущая

              Страница

              Следующая

              Страница

              истории со схемой , потому что вне зависимости от того, кто вы: Outliner или Pantser, вам нужна структура.

              Классическая структура рассказа, созданная автором бестселлеров Дином Кунцем, изменила мою карьеру и превратила меня из романиста среднего жанра в автора бестселлеров.

              Все просто. Он советует вам:

              1. Как можно скорее ввергните своего главного героя в страшные неприятности . (Эта проблема будет выглядеть по-разному в зависимости от вашего жанра. Для триллера это может быть вопрос жизни или смерти. Для романа это может означать, что героиня выбирает между двумя женихами.) Это должно быть худшая проблема, которую вы можете себе представить для своего главного героя. и ставки достаточно ужасны, чтобы оправдать историю длиной в книгу.
              2. Все, что делает ваш персонаж, чтобы выбраться из этой неприятности, делает ее только хуже . Избегайте соблазна облегчить жизнь своему главному герою. Каждое осложнение должно быть логичным (а не результатом совпадения), и дела должны становиться прогрессивно хуже.
              3. В конце концов дела доходят до очевидной безнадежности . Даже вы должны задаться вопросом, как вы собираетесь написать своего персонажа из этого. Сделайте затруднительное положение настолько безнадежным, что вынудит вашего лидера действовать, использовать каждый новый мускул и технику, приобретенные в борьбе со всеми этими проблемами, чтобы стать героем и доказать, что все только оказался ремонту не подлежит.
              4. Наконец, все, чему ваш персонаж научился во время всей этой борьбы и неудач, дает ему то, что ему нужно, чтобы победить или потерпеть неудачу (иногда, не часто, грустный конец находит отклик у читателей). Вознаградите читателей ожидаемой отдачей, оставив вашего героя на сцене и действуя. Дайте им завершение, достойное их вложения времени и денег в ваш роман.

              Независимо от того, используете ли вы эту или одну из шести других структур истории, которые я объясняю в шаге № 2 плана романа ниже, найдите стратегию, которая поможет вам и вашим читателям оставаться вовлеченными до конца.

              Нужна помощь в написании романа? Нажмите здесь, чтобы загрузить мое окончательное руководство из 12 шагов.

              Как составить набросок романа за 6 шагов

              Несмотря на то, что я не планировщик, я никогда не пишу роман без структуры.

              Набросок истории (как бы он ни выглядел для вас — даже если вы Панцер и это просто базовая структура) должен быть гибким — его можно изменять по мере написания и развития сюжета.

              Он предназначен для того, чтобы держать вас на правильном пути, не дать вам сбиться с пути и дать вам подстраховку.

              Для Pantser ваша структура может быть такой же простой, как список ожидаемых точек сюжета — больше похоже на дорожную карту.

              Для Outliner это может быть амбициозный 20-страничный подробный список в классическом формате схемы, заполненный римскими цифрами, заглавными и строчными буквами, за которыми следуют арабские цифры.

              В какой бы форме это ни было, это должно помочь сфокусировать ваше внимание, чтобы вы могли приступить к написанию своего романа.

              Итак, мои рекомендуемые шаги:

              1. Сформулируйте вашу новую идею в одно предложение.

              Это также может послужить вашей презентацией в лифте — тем, чем вы поделитесь с профессиональным издателем между тем, как вы встречаете его в лифте, и временем, когда он выходит.

              Однажды я написал роман о судье, который судит человека за убийство, совершенное судьей.

              На этом мой Elevator Pitch закончился.

              Просто, кратко и лаконично — это был тот зародыш идеи, которая стала Марго , моим самым первым романом.

              2. Определите структуру рассказа для своего романа.

              Различные тренеры по письму используют разные термины для общих элементов художественной литературы, но они во многом похожи. Каждая эффективная история будет включать в себя некоторые версии:

              • Новичок
              • Подстрекательский инцидент, который меняет все
              • Серия кризисов, создающих напряжение
              • кульминация
              • Конец

              Нет конца предлагаемым структурам истории, но вот семь самых популярных:

              1. Классическая структура истории Дина Кунца
              2. В Медиа Рес
              3. Путешествие героя
              4. Структура истории из 7 пунктов
              5. Метод снежинки Рэнди Ингермансона
              6. Трехактная структура
              7. «Беспокойство и два дверных проема» Джеймса Скотта Белла

              Чтобы получить более подробное объяснение каждого из них, перейдите по ссылкам выше или посетите мой пост о структуре истории здесь.

              Имейте в виду, то, что работает у меня, может не работать у вас. Просмотрите их и примерьте несколько по размеру. Что-то обязательно будет иметь смысл и подтолкнет вас к созданию романа.

              3. Познакомьтесь с персонажами романа.

              Развитие персонажа создаст или разрушит вашу историю. У аутлайнеров здесь преимущество, и Панцерам стоило бы на этом поучиться.

              Планировщики, как правило, знакомятся с каждым персонажем, намечая предысторию каждого из них. Они проводят воображаемые интервью и просто расспрашивают персонажей о себе.

              Читатели вряд ли увидят большую часть этой информации, но она поможет вам в написании.

              Независимо от того, узнаете ли вы своих персонажей заранее или позволите им открыться вам, когда вы пишете, сделайте их человечными, уязвимыми и ущербными — в конечном итоге героическими и вдохновляющими, но не идеальными. Никто не отождествляет себя с совершенством.

              В конце концов, ваш герой должен оказаться на высоте положения и победить вопреки всему. Но он должен дорасти до этого с позиции реальности, человечности.

              Прочтите полное руководство по развитию персонажа: 9 шагов к созданию запоминающихся героев и как создать арку мощного персонажа, чтобы узнать больше по этому вопросу.

              А если вы Outliner, загрузите мою Рабочую таблицу развития персонажа. (Это может быть полезно и для вас, если вы пансер.)

              4. Конкретизируйте сюжет вашего романа.

              Сюжет рассказа — это последовательность событий, из которых состоит ваш роман — начало, середина и конец — и рассказа. Сюжет заставляет вашего читателя либо продолжать перелистывать страницы, либо откладывать книгу в сторону.

              Используя структуру истории, подобную одной из приведенных выше, наметьте свою историю, используя один из следующих типов сюжета:

              1. Приключение : человек отправляется в новые места, сталкивается с новыми вещами и сталкивается с множеством препятствий.
              2. Изменение : человек претерпевает кардинальные изменения.
              3. Романтика : ревность и непонимание угрожают счастью влюбленных.
              4. Ошибка : невинный человек, оказавшийся в ситуации, которую он не понимает, должен победить врагов и уклониться от опасности.
              5. Приманка : человек должен решить, поддаться ли искушению, мести, гневу или какой-либо другой страсти. Он растет, открывая что-то о себе.
              6. Раса : персонажи гонятся за богатством или славой, но должны победить других, чтобы добиться успеха.
              7. Дар : обычный человек жертвует собой, чтобы помочь кому-то другому. Ведущий может не осознавать своего героизма, пока не окажется на высоте положения.

              Независимо от того, что вы выберете, важно каждое слово. Ваша основная цель должна заключаться в том, чтобы схватить читателя за горло с самого начала и никогда не отпускать.

              5. Выберите обстановку для своего романа.

              Сеттинг — один из важнейших элементов романа — отличное место, чтобы попрактиковаться в вездесущей поговорке «Покажи, а не рассказывай».

              Настройка может включать местоположение, время или эпоху, но она также должна включать то, как что-то выглядит, пахнет, ощущается и звучит.

              Избегайте простого описания настройки, особенно в виде отдельного элемента. Включите это как часть повествования, часть истории.

              Таким образом, он становится почти невидимым, но предположения о том, как вещи выглядят, ощущаются и звучат, регистрируются в театре разума читателей, пока они концентрируются на действии, диалоге, напряжении, драме и конфликте, которые их удерживают. переворачивая страницы.

              Тщательно изучите детали, но помните, что это всего лишь приправа и не должно становиться основным блюдом, которым является сама история.

              6. Сделайте краткий обзор глав вашего романа.

              Кратко напишите от третьего лица в настоящем времени о том, что происходит в каждой главе. Не оставляйте загадок, дразнилок или вопросов.

              Примеры:

              Джейсон узнает, что его дочь похитили.

              В продуктовом магазине к Салли прикован самый красивый мужчина, которого она когда-либо видела.

              Джек обнаруживает, что его невеста изменяет ему, и противостоит ей.

              Также полезно: включите краткий набросок персонажа: «ДЖОН НЕЛЬСОН (38 лет, наемник на пенсии, ныне телохранитель) принимает вызов…»

              Синопсис может выявить фатальные недостатки в вашей истории, что позволит вам исправить их до того, как вы инвестировать месяцы в письмо.

              Метод сложного наброска романа

              Если вы специалист по планированию и хотите прыгнуть обеими ногами, прикоснитесь к разуму доктора Рэнди Ингермансона — Шелдона Купера среди романистов.

              В Теория большого взрыва Шелдон имеет степень магистра и две докторские степени.

              Рэнди получил степень магистра и доктора философии. кандидат физико-математических наук, специализирующийся на теории элементарных частиц. Он также два года работал в аспирантуре по теории суперструн.

              Теперь он применяет этот интеллект к написанию романов и обучению письму и стал выдающимся составителем историй.

              Посетите его сайт и ознакомьтесь с его методом «Снежинка» для описания вашего романа. Справедливое предупреждение: некоторые считают этот способ слишком сложным для рассмотрения. Другие тянутся к нему, как мотыльки к огню.

              Вы также можете инвестировать в его Написание художественной литературы для чайников .

              Если вы панцер, Рэнди посоветовал бы вам держаться подальше от его метода — он говорит, что аутлайнеры есть аутлайнеры, а панцеры есть панцеры, и они никогда не сойдутся.

              Дополнительные методы наброска рассказа

              Если все эти детали вам не по душе, вот альтернативы:

              • Обратный план : In Описание вашего романа , тренер по письму К.М. Weiland рекомендует это, особенно для Pantsers, экспериментирующих с обводкой. Она советует начинать с конца истории. Задавайте вопросы, чтобы помочь вам обнаружить события, которые непосредственно предшествуют каждой сцене, когда вы работаете в обратном направлении. (Как персонаж был ранен? Где? Почему плохие парни выбрали именно его, а не другого персонажа? Почему они не убили его? Сбежит ли он? Если да, то как?…) сюжетные точки.
              • Интеллект-карта: иерархическая диаграмма, которая визуально представляет сюжетные точки, персонажей, темы, конфликты и главы в вашей книге.

              Ниже приведен пример интеллект-карты, которой поделилась Нина Амир из книги «Как разместить книгу в блоге». Она рекомендует использовать отдельную ментальную карту для каждой главы, каждого персонажа, каждого важного события и т. д. и т. д., и перетаскивайте их по мере того, как они организуют свои сюжеты и сюжетные арки.

            1. Синопсис: неформальный подход к изложению, при котором сюжет, персонажи, конфликты и темы сводятся к краткому изложению. (Подробнее об этом читайте в моем блоге «Как написать убедительный синопсис»)
            2. Beat Sheet: маркированный или пронумерованный список, в котором излагаются основные элементы вашей истории.
            3. Выберите подходы, которые помогут сфокусировать внимание, чтобы вы могли приступить к написанию романа.

              Outliners и Pansters могут многому научиться друг у друга. Определите, что лучше всего подходит для вас, и получайте от этого удовольствие.

              Нужна помощь в написании романа? Нажмите здесь, чтобы загрузить мое окончательное руководство из 12 шагов.

              Как должен выглядеть план вашей книги? [Скачать бесплатно]

              Вы пытаетесь найти лучший способ создать план своей книги? Вы когда-нибудь хотели получить небольшое представление о том, как другие авторы работают над своими набросками ?

              Outlining Your Novel (партнерская ссылка Amazon)

              С тех пор, как я написал свою книгу Outlining Your Novel , я получил всевозможные запросы от авторов, которые хотят увидеть полный пример того, как выглядит мой процесс описания. Наброски вашего романа  , конечно, содержали выдержки, но мои полные наброски сами по себе размером с книгу, и их было просто нецелесообразно включать в то время.

              Storming (партнерская ссылка Amazon)

              А теперь вот то, о чем вы просили! Я ждал публикации моего дизельпанково-исторического романа Штурм , чтобы поделиться с вами его полной транскрипцией.

              Почему 

              Это  План книги?

              Я чувствую, что план Storming  , в частности, является хорошим примером моего процесса создания плана по нескольким причинам:

              1.  Он относительно линейный и связный, поэтому должен иметь смысл.

              2.  Он включает в себя более свежий взгляд на мой постоянно развивающийся подход к структуре истории и аркам персонажей.

              3.  Это очень похоже на историю, которую вы найдете в опубликованной книге.

              Два предостережения, на которые следует обратить внимание перед чтением

              Прежде чем вы прочтете расшифровку плана книги, позвольте мне сказать очевидное: спойлеры! То, что вы собираетесь прочитать, — это почти вся история, а это значит, что вы узнаете все, что происходит в сюжете после прочтения.

              Предостережение номер один: не читайте план, если хотите удивиться книге!

              Предостережение номер два: все равно сначала прочтите книгу.

              Я говорю это не только потому, что очень-очень хочу, чтобы вы прочитали мою книгу (конечно!), но и потому, что случайный характер самого плана будет иметь больше смысла, если у вас уже есть обзор фактической истории. . Вы также сможете распознать места, в которых законченная книга вышла за рамки плана по ряду причин.

              (Например, СПОЙЛЕРЫ Штурминг начинался в наброске как нечто гораздо большее и более сложное, чем в книге, и главная героиня изначально была главным героем и единственным рассказчиком, тогда как главный герой заканчивался в этой роли в книге КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ.)

              Несколько руководств и ресурсов, которые помогут вам получить максимальную отдачу от книги План

              Руководство по цветовому кодированию

              Я пишу свои планы от руки в блокноте, так что вы собираетесь to be read – это, очевидно, транскрипция. В записной книжке я использую систему выделения с цветовой кодировкой, чтобы систематизировать свои заметки.

              Я воспроизвел это выделение на протяжении всей стенограммы. Для удобства вот руководство:

              Зеленый: Это вопросы: вещи, к которым я хотел вернуться в общих чертах и ​​изучить их более подробно.

              Желтый: Это «хранители» — точки сюжета и другая информация, на которую я поставил печать одобрения для дальнейшего использования.

              Оранжевый: Я называю это «оранжевыми заметками», и это просто обрывки утвержденной информации, которая не войдет в фактический план сюжета, но которую я хочу сохранить для дальнейшего использования. Часто это миростроительные или тематические заметки.

              Синий: Это «официальные» конспекты. Все, что выделено синим цветом, будет полностью переписано в мой сокращенный план в Scrivener.

              Розовый: Это означает «движение». Всякий раз, когда что-то пишется не в хронологическом порядке, я выделяю это розовым цветом и указываю, следует ли переместить его вверх или вниз по схеме, а другим розовым маркером показываю, где оно должно закончиться.

              Полезные ресурсы

              Схема вашей новой рабочей тетради (партнерская ссылка Amazon)

              Вы можете найти полный список вопросов, которые я использую для интервью с моими персонажами, в Outlining Your Novel Workbook , а также в программном обеспечении Outlining Your Novel Workbook.

              Для построения мира я использую невероятно исчерпывающие вопросы Патриции С. Вреде по созданию мира фэнтези.

              Примечание об опечатках и несоответствиях

              Я старался максимально приблизить текст к оригиналу — ошибки, случайная пунктуация и т. д. — чтобы вы могли понять мой творческий поток. Тем не менее, обязательно будет несколько странных опечаток, которые проскользнули (я использовал Dragon Naturally Speaking, чтобы расшифровать текст), поэтому, пожалуйста, простите все, с чем вы столкнетесь.

              Надеюсь, этот обзор моего творческого процесса окажется для вас интересным и полезным. И я надеюсь, вам понравится как план, так и сама книга, о которой, кстати, вы можете узнать больше, нажав прямо здесь.

              Загрузите план книги 

              “Штурм”

              Чтобы загрузить полный текст плана (в форматах mobi, epub или pdf), введите свой адрес электронной почты ниже. (Вы будете добавлены в мой список рассылки, чтобы получать по электронной почте обновления моих еженедельных сообщений, а также периодические объявления о специальных предложениях и событиях. Вы также будете получать мои другие бесплатные электронные книги Создание незабываемых персонажей и 5 секретов структуры истории . Если вы хотите отказаться от подписки в любое время после загрузки ваших электронных книг, вы всегда можете это сделать.)

              Примечание: если вы уже являетесь подписчиком, не беспокойтесь, это не заставит вас получать в два раза больше писем. Сайт распознает вас как существующего подписчика и автоматически перенаправит вас на страницу загрузки.

        Оставить комментарий