Культурное развитие народов ссср и русская культура: Презентация по истории на тему “Культурное развитие народов СССР”

Страница не найдена

В главном меню ты найдешь все разделы и страницы сайта. Например, обо всех мероприятиях можно узнать в разделе «События», а в «Главном штабе» находится вся официальная информация о Движении «ЮНАРМИЯ».

Для того чтобы зарегистрироваться на сайте или войти в личный кабинет, нажми на иконку с человечком, которую ты найдешь в правом верхнем углу экрана. Хочешь, чтобы на сайте сразу появлялась информация, которая относится к твоему региону? Нажми на иконку геолокации и дай нам знать о своем местоположении. Ты можешь воспользоваться поиском, кликнув на иконку лупы. Напечатай в поисковой строке ключевые слова и увидишь все страницы сайта, на которых они упоминаются.

В календаре событий найдется информация о каждом мероприятии, в котором принимают участие юнармейцы. Узнав о предстоящих событиях, ты сможешь точно спланировать свое время!

В разделе «Обучение» ты найдешь все, что позволит тебе провести время с интересом и пользой. Читай статьи, слушай познавательные подкасты и смотри видео, специально созданные нашими лучшими корреспондентами.

Тренируй внимательность и ловкость, соревнуйся с друзьями в онлайн-играх! В них можно играть прямо на нашем сайте, выбрав для себя самую подходящую. Моя любимая — «Юнармейские танки»!

Для тех, кто хочет блеснуть своими знаниями и смекалкой, мы постоянно готовим новые испытания в разделе «Тесты». Отвечай на вопросы и делись своими результатами с друзьями!

В «Библиотеке» мы собрали книги, которые должен прочитать каждый юнармеец! В наших подборках есть издания на любой вкус и возраст, уверен, что ты найдешь что-то интересное и для себя.

«Доска почета» говорит сама за себя — здесь ты познакомишься с юнармейцами, которые заслужили звание «самых-самых». Заслужить место на доске почета может каждый, в том числе и ты!

На странице «Аллея Памяти» мы рассказываем о тех, кто совершил настоящий подвиг, но кого с нами больше нет.

.. ЮНАРМИЯ помнит о своих героях.

Страница конкурса «Минута славы» — это возможность для каждого юнармейца поделиться своими творческими способностями и талантами. Смотри видео с теми, кто уже участвует в конкурсе. Выбирай и оценивай самых лучших!

Будь в курсе всего, что происходит в ЮНАРМИИ! Все самое важное ты увидишь на главной странице сайта, а нажав кнопку «Все новости», — сможешь найти весь информационный архив.

Поздравляю, теперь ты знаешь, как пользоваться сайтом ЮНАРМИЯ! Если захочешь пройти инструктаж еще раз — просто кликни на мою иконку в правом нижнем углу твоего экрана.

Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Условия культурной жизни (1965—1984 гг.)

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство». Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю. М. Даниэлем и А. Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.).

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.

Культура и перестройка. На рубеже 80—90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». Авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М. С. Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции.

В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединения было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку. Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованной в марте 1988 г. в газете «Советская Россия».

Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

Образование и наука

В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например, Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, «Эфирмасло»). НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем в агросфере экономики. Перестройка и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство

В литературе и искусстве второй половины 60-х — конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая — официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками». И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина).

На рубеже 60—70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта «зеленая улица» для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля». «Целина» и «Возрождение». Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л. И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Годы перестройки преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И. А. Бунина, Г. В. Иванова, Д. С. Мережковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград»,

Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения лиц, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в.— Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности.

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80-х годов — П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, Д. П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Культурная жизнь в России 90-х годов

Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.

Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.

В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Действовали наряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия по общественным наукам. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений. К концу 90-х годов в системе высшего образования они составляли свыше 30% общего числа действующих вузов. В них обучалось 5,5% всех студентов.

Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педагогов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осуществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.

С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ. Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX —- начала XX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского дворца — резиденции российского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.

Начался перевод на рыночные отношения жилищного строительства. Это привело к появлению в российских городах офисно-деловых, торговых и банковских зданий. По индивидуальным проектам строились малоэтажные жилые дома и коттеджи.

Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов (например, кинофильмы Н. Михалкова и П. Лунгина).

В 1999 г. — начале 2000 г. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены — певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников; большой интерес у зрителей вызвала, например, выставка графики из собрания Музея современного искусства (Нью-Йоркская школа).

Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Оцените статью!

Политика Киева направлена на полный запрет русской культуры — Российская газета

Из Киева пришло сообщение о том, что под новые санкции руководства Украины попали еще две российские организации – “Русские сезоны”, которые занимаются организацией различных художественных программ за рубежом, и фонд “Национальное культурное наследие”, специализирующийся на научных исследованиях в гуманитарной сфере. Они не смогут осуществлять свою деятельность на территории Украины.

Это очередная акция, направленная на удушение русской культуры в соседней стране, где проживает не менее 8 миллионов этнических русских, помимо тех граждан Украины других национальностей, которые считают себя принадлежащими русской культуре или используют русский язык для межнационального общения.

Немалая цифра для государства с населением около 42 миллионов человек. Вероятно, поэтому для нынешней украинской власти было так важно принять в июне 2021 года Закон “О коренных народах Украины”, – после его вступления в силу русские юридически оказались “понаехавшими” в страну, где они изначально жили наряду с украинцами и другими этносами, некогда составлявшими Киевскую Русь.

Формирование современных народов было длительным историческим процессом, в котором обособление друг от друга происходило одновременно с этническими переплетениями, – Украина не является исключением. Среди национальных “меньшинств”, живущих на Украине, подавляющее большинство оказывается некоренными народами, если исходить из буквы вышеупомянутого Закона, так как таковыми являются все этносы, имеющие самостоятельные государственные образования.

Поразительным образом президент Украины В. Зеленский, с которым его избиратели связывали, в частности, надежды на разумный подход к сосуществованию украинского и русского языков, украинской и русской культур, выбрал путь, подобающий радикальным украинским националистам. И так вошел в роль последователя Николая Михновского, основателя Украинской народной партии, провозгласившего в начале ХХ века лозунг “Украина для украинцев”, что становится неловко за некогда блестящего актера. Все-таки, надеюсь, он вошел в эту роль не настолько, чтобы повторять вслед за лидером УНП: “Москали, поляки, венгры, румыны и евреи – это враги нашего народа, пока они руководят нами” или “не бери жену из чужаков”. В силу определенных причин В. Зеленскому это довольно трудно произнести.

Политика киевского руководства последовательно направлена на полный запрет русской культуры

Но так или иначе политика нынешнего киевского руководства, которое заняло высшие этажи украинской власти во многом благодаря своей популярности в русскоязычном медийном пространстве, последовательно направлена на полный запрет русской культуры на всей территории страны, и прежде всего той, что связывает самую большую русскую общину за пределами России с метрополией. Это точно не отвечает интересам большинства жителей Украины всех национальностей, о чем свидетельствует, к примеру, сохраняющаяся популярность киевского Русского театра имени Леси Украинки, при том, что с 16 июля 2021 года по Закону о защите государственного языка все информационные материалы о театре, включая афиши и билеты, должны быть напечатаны на украинском языке. Это относится и к электронным ресурсам, распространяющим театральную рекламу.

Подобное отношение к русской культуре, к русскому языку, которое противоречит не только здравому смыслу, но и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, помимо всего прочего выражает глубокое неуважение к украинскому языку и украинской культуре. Государственный запрет на использование русского языка в публичном пространстве – это вольное или невольное признание того, что украинский язык не сможет удержать лидирующие позиции в украинском обществе, если подобного запрета не будет. Что относится и к украинской культуре в целом. С моей точки зрения, это оскорбительная позиция по отношению к творческой мощи украинского народа, к языку Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки.

Формирование украинской культуры, ее развитие происходило в непрерывающемся диалоге с культурами соседних народов. С одними украинцы были близкими родственниками, родней, как с русскими и белорусами, с другими находились в “двоюродном” родстве, как с поляками или литовцами, в сожительстве с третьими обретали чужой и даже чуждый опыт, как это было в ту пору, когда западная часть Украины находилась в составе Австро-Венгерской империи. Но этот диалог помогал обрести самостоятельность, национальную идентичность. Как известно, Иван Франко блестяще владел языком Гёте и Шиллера, но при этом был русофилом и гением украинской литературы. По сей день довольно сложно определить с математической точностью, к какой культуре принадлежит тот или иной великий художник. Современные украинские исследователи считают, что Марк Шагал принадлежит не только белорусской, но и украинской культуре. Так же полагая, что Александра Экстер, Соня Делоне, Давид Бурлюк или Василий Кандинский являются украинскими художниками. Последний, скажем, на том основании, что в 1910-1911 годах он сочинил обложку знаменитого издания “Издебский салон-2”, в котором были представлены художники-авангардисты, выставлявшиеся в Киеве и Одессе. Да и самого Владимира Издебского, скульптора и создателя скандального “Салона”, познакомившегося с В. Кандинским, А. Явленским и М. Веревкиной в Мюнхене, трудно назвать чистокровным украинцем, уж слишком очевидны были его польские корни.

Трудно точно определить, к какой культуре принадлежит тот или иной великий художник

Можно посчитать всех гениев, родившихся на Украине, и признать их дочерями и сыновьями украинского народа – Н. В. Гоголя или М. А. Булгакова, к примеру. Но, признав это, придется прийти к пониманию того, что Украина как минимум двуязычная страна, на плодородной почве которой произрастала не только украинская, но и русская культура. Повторю еще раз: многоязычие современной Украины – это не проблема, но благо, которое не зависит от воли политиков.

Культурная жизнь в Советском Союзе

К XIX веку русское литературное искусство достигло пика мировой славы: Пушкин, Толстой, Достоевский и Чехов считаются иконами классической литературы. Однако, несмотря на эту великую традицию, советские писатели и художники ХХ века были глубоко затронуты изменением политического климата.

Период, предшествующий революции 1917 года, был отмечен кратким всплеском экспериментов и культурного творчества.Анна Ахматова и Марина Цветаева написали потрясающие стихи, а такие прозаики, как Исаак Бабель, освоили рассказы и новеллы. Шагал и Кандинский обратились к абстрактной живописи, а в «Русских балетах» Дягилева состоялась шокирующая премьера «Весны священной» Стравинского

. Театральный режиссер Всеволод Мейерхольд усовершенствовал свои методы сильно стилизованной игры, которые повлияли на режиссера Сергея Эйзенштейна в таких фильмах, как «Броненосец Потемкин ».

В течение 1920-х годов политические лидеры стали опасаться этих экспериментальных форм искусства, и цензура ужесточилась. Правительство захватило типографии, заменило ассоциации писателей и музыкантов контролируемыми государством союзами, закрыло театры и художественные студии. Эта тактика эффективно блокировала любой материал, который считался политически неприемлемым, и серьезно подавляла творчество.

В 1934 году социалистический реализм был официально объявлен единственно приемлемым методом художественного выражения. Руководители считали, что искусство должно быть несложным, поддерживать и прославлять коммунистическую партию, «реалистично» изображать пролетарскую культуру.Критика партии была строго запрещена. Художники, решившие остаться в Советском Союзе, были вынуждены работать в рамках социалистического реализма или «писать в ящик», скрывая от властей сомнительные материалы. Но для некоторых эти правила были немыслимы: многие эмигрировали, другие покончили жизнь самоубийством, а некоторых посадили в тюрьму и даже казнили.

Возрождение литературы и искусства окончательно наступило после смерти Сталина.

В 1954 году New York Times назвала роман Ильи Эренбурга Оттепель «незначительной бомбой» за критический анализ жизни в фабричном городе и обсуждение ранее табуированных тем.Другой новый стиль прозы под руководством Василия Аксенова и Владимира Войновича изображал современную молодежную культуру в стиле Дж. Д. Сэлинджера. Поэзия Евгения Евтушенко читалась на переполненных футбольных стадионах, а Солженицын « Один день из жизни Ивана Денисовича » был издан. Однако к концу 1960-х годов эти тенденции снова изменились, и многие писатели вернулись к молчанию или покинули страну.

На протяжении ХХ века культурная жизнь в Советском Союзе находилась под политическим контролем.Хотя большая часть их работ была создана тайно и осуждена правительством, с тех пор советские художники добились заслуженного признания в мировой культурной истории.

Источники

  • Браун, Арчи и др., ред. Кембриджская энциклопедия России и бывшего Советского Союза . Издательство Кембриджского университета, 1994.
  • .
  • Современные авторы онлайн . Томпсон Гейл.
  • Новая Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, 2002.

Последнее обновление содержимого: 30 апреля 2006 г.

История и культура России / Обзор

 

 

Первые годы советской власти ознаменовались необычайным взрывом социальных и культурных изменений. Хотя большевики сохраняли полный контроль над экономикой во время гражданской войны Ленин решил в конце концов, частичный возврат к рыночной экономике поможет страна оправилась от разрушений предыдущих трех лет.Его Новая экономическая политика, или НЭП, привела к периоду относительного благоденствия, позволяя молодому советскому правительству укрепить свои политические позиции и восстановить инфраструктуру страны.

Это был также период в течение которого русский авангард достиг своего расцвета, развиваясь радикальные новые стили конструктивизма, Футуризм и супрематизм. Хотя страна по-прежнему сталкивалась с огромным трудности, было широко распространено чувство оптимизма и возможностей.

Смерть Ленина в 1924 году последовала продолжительной и крайне разобщенной борьбой за власть в коммунистическом Вечеринка. Ко второй половине десятилетия Иосиф Сталин появился как победитель, и он сразу поставил страну на совершенно иной курс. НЭП был свернут и заменен экономическим планом, продиктованным сверху. Сельскохозяйственные угодья были коллективизированы, что привело к созданию крупных, совхозы.Промышленное развитие шло с головокружительной скоростью скорость, и производство было почти полностью отвлечено от потребительских товаров к капитальному оборудованию.

Искусство и литература оказались под гораздо более жестким контролем. контроль, и радикальная энергия русского авангарда сменилась торжественным величием советского реализма. Религия была жестоко подавлена, поскольку церкви были закрыты, разрушены или преобразованы для других целей. Сталин очистил всю оппозицию себе внутри партии, а также всю оппозицию к партийной политике в стране.К концу 1930-х гг. Союз стал страной, в которой жизнь была более строго регламентирована чем когда-либо прежде. Эксперименты закончились, и дисциплина стала правило дня.

С началом Второй мировой войны, Советский Союз оказался неподготовленным к конфликту. Политические чистки лишили армию многих ее опытных лидерство, а промышленное производство медленно переходило из гражданского к военному производству.Хотя его пакт о ненападении с Германией (1939) какое-то время служил для предотвращения нападения Гитлера, Советов были застигнуты врасплох вторжением в июне 1941 г.

К концу году немцы захватили большую часть советской территории в запад, окружив Санкт-Петербург (вновь переименованный в Ленинград) и продвинулись на несколько сотен километров от Москвы. С участием огромными усилиями контрнаступление русских отбросило наступление на столицу, но летом 1942 года немцы начали новую вторжение на южный фронт с целью овладеть железнодорожный узел Сталинграда на Волге и жизненно важная кавказская нефть поля.Несмотря на подавляющее численное отставание и уступающее вооружения, русская армия сумела выстоять против огромного немецкая армия. В ноябре демобилизовавшимся силам удалось окружить нападающих и заставить сдаться все силы, обозначив решительный переломный момент в войне. С этого момента русская армия остался в атаке. К 1944 году они оттеснили немцев к Польше, а 2 мая 1945 года пал Берлин.

Как это было с наполеоновскими войн, Советский Союз вышел из Великой Отечественной войны значительно окрепшим чем это было до войны. Несмотря на то, что страна пострадала от огромных опустошение и потеряв более двадцати миллионов жизней, она приобрела значительной территории и теперь считается одним из двух великих мировых державы вместе с США. Тем не менее жизнь в стране продолжал страдать.Промышленное производство вновь сосредоточилось в тяжелой промышленности неудачи в сельском хозяйстве привели к повсеместному голоду, политические свободы были ограничены еще больше, и еще одна мощная волна проведены чистки. С началом холодной войны все большее часть ресурсов Советского Союза направлялась на военные нужды. проектов, что еще больше ухудшает качество жизни. Сталин остался у власти до 1953 года, когда он умер от кровоизлияния в мозг.

Практически сразу после смерть Сталина, многие из репрессивных политик, которые он ввел были демонтированы. Под руководством Никиты Хрущева политическая контроль был в какой-то степени ослаблен, а культурная жизнь короткий период возрождения. Однако противостояние Хрущеву постепенно набрал силу внутри партии, и в 1964 году был изгнан. В заметном порвать с историческими традициями, Хрущеву было позволено спокойно выходить на пенсию.К 1970-м годам Леонид Брежнев, как генеральный секретарь Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) стала следующим видным советский вождь. Его пребывание в должности было отмечено решительным упором на внутреннюю стабильность и агрессивная внешняя политика. Страна вступила в десятилетнюю период застоя, его жесткая экономика медленно ухудшается, а его политический климат становится все более пессимистичным. Когда Брешнев умер в 1982 г., его сменил на посту генерального секретаря Юрий Андропов. глава КГБ, а затем Константин Черненко, ни один из удалось просуществовать достаточно долго, чтобы произвести существенные изменения.В марте 1985 года, когда Михаил Горбачев стал генеральным секретарем, необходимость для реформ было неотложным.

Платформа Горбачева для Новый Советский Союз был основан на двух ныне известных терминах — гласности (открытости). и перестройка (реструктуризация). Как и Хрущев, Горбачев намеревался оживить советскую экономику, немного ослабив общественный контроль, открывая пространство для новых идей, ослабляя контроль над экономикой и обычно позволяя немного свежего воздуха.Реструктуризация началась всерьез, энергичной чисткой бюрократии и значительным расследование коррупции. Гласность, однако, потеряла доверие с самого начала, когда в апреле 1986 года было обнаружено, что правительство ждал несколько дней, прежде чем признать печально известную ядерную катастрофу в Чернобыле — взрыв реактора, выбросивший радиоактивные материалы на обширной территории страны.Загнанный в угол на Чернобыль, Горбачев ответил резкой отменой всякого контроля над отчетностью. в этот момент свежий воздух действительно начал выть.

Впервые за десятилетия проблемы страны стали предметом открытого общественного обсуждения. Бедность, коррупция, огромное неэффективное управление ресурсами страны, непопулярность афганской войны и множество других проблем и были подняты претензии.Появились лидеры радикальных реформ, в том числе нового руководителя московской партии Бориса Ельцина и таких видных диссидентов, как Андрей Сахаров впервые смог высказать свое мнение. По какой-то особой причине правительство обнаружило, что это была цель большей части критики, но также выяснилось, что это больше не в состоянии делать что угодно, кроме как пытаться двигаться по течению Мероприятия. В начале 1989 года советские войска были выведены из Афганистана.Весной 1989 года состоялись первые с 1917 года открытые выборы, предоставление избирателям нового выбора более чем одного кандидата на места в Съезде народных депутатов. правительства советских государства-сателлиты в Восточной Европе, подверженные тому же приливу общественной критики, падали один за другим в быстрой серии революции, завершившиеся падением Берлинской стены.

В 1990 году сам Советский Союз начал распутываться.Входящие в его состав республики начали издавать декларации независимости. В Российской республике Ельцин был избран председателем парламента, возглавив движение за независимость. Большой масштабные забастовки разрушили традиционные претензии Коммунистической партии на быть представителем прав трудящихся. Демонстрации против правительство и партия активизировались. Экономика ухудшилась, нехватка продовольствия стало проблемой, и уровень преступности начал стремительно расти.Горбачев, застрял между требованиями народа о более радикальных реформах и требованиями партии о восстановлении строгого контроля не удовлетворил ни одну из сторон.

Следующим летом радикально движения за реформы стали достаточно сильными, чтобы открыто бросить вызов правительству. В печати усилилась критика Горбачева. Ельцин, с другой стороны, одержал абсолютную победу на июньских выборах в Российскую президентство.18 августа партийные консерваторы сделали отчаянную ставку для власти. Группа во главе с министром обороны Дмитрием Язовым и вице-президентом Геннадий Янаев задержал Горбачева на даче в Крыму. После того, как он отказался поддержать введение военного положения, глава государства был помещен под домашний арест. На следующее утро лидеры переворота объявил, что Горбачев ушел в отставку и что государство было объявлено чрезвычайное положение.Для обеспечения безопасности были отправлены воинские части. власти нового правительства, но они были встречены подавляющим народный протест во главе с Ельциным и другими президентами республик. Через три дня попытка переворота провалилась. Горбачев был восстановлен в должности. только чтобы понять, что его положение полностью устарело. От к концу года Советский Союз был прекращен голосованием, будет заменено Содружеством Независимых Государств (СНГ).В декабре 25 декабря Горбачев ушел в отставку, а в полночь 31 декабря Советский флаг на Кремле был заменен на российский триколор.

Древняя Русь | Монголы и возникновение Москвы | То Романовы |
Вторжение Наполеона | Путь к революция | Советская эпоха




Copyright (c) 1996-2005 InterKnowledge Корп.Все права защищены.

Советские культурные усилия на JSTOR

Информация о журнале

Академией политических наук издано 150 выпусков «Известий Академии политических наук». Политология как серия с 1910 по 1991 год. В рамках государственной службы Академии каждые полгода проводились собрания для изучения политических, экономических и социальных вопросов. В этих встречах приняли участие признанные ученые, а также государственные служащие, которые представили доклады по теме, включенной в повестку дня.Многие статьи были опубликованы в Proceedings.

Информация об издателе

Академия политических наук — беспартийная некоммерческая организация, основанная в 1880 г. с тройной миссией: (1) внести свой вклад в научную экспертизу политических институтов, процессов и государственной политики, (2) обогатить политическую дискурс и направлять лучшие исследования в области социальных наук в понятной путь к политическим лидерам для использования в разработке государственной политики и в процессе управления, и (3) обучать представителей широкой общественности, чтобы они стали информированных избирателей в демократическом процессе. Основные средства достижения эти цели – его журнал, Ежеквартальный вестник политических наук, Академия конференции, а также публикация материалов или симпозиумов на основе конференции презентации. Престиж и авторитет Академии таковы, что государственные деятели и ученые всех политических убеждений записались в члены, участвовали на его конференциях и участвовал в его публикациях. Бывшие президенты Джеральд Форд, Джимми Картер, Рональд Рейган и Джордж Буш являются почетными членами Академия.Для получения информации об институциональных подписках, индивидуальном членстве, назад проблемы, перепечатки, разрешения или представление рукописи связаться с Академией политических наук. Эта информация также доступна на http://www.psqonline.org/.

Расширенный поиск: CQR

Для поиска полной фразы заключите ее в кавычки. Используйте операторы поиска, чтобы сузить поиск: и, или, не, *, w/#.
Советы по поиску

Введите слова или словосочетания:

Поиск: Ключевое слово/весь текст Только заголовки отчетов Только темы

Диапазон дат:
AnytimeOnSinceBeforeBetween MonthMonth январь февраль марш апрель Мая июнь июль август сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г. и МесяцМесяц январь февраль марш апрель Мая июнь июль август сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г.

Тема:
ЛюбоеСельское хозяйствоИскусство, культура и спортБизнес и экономикаОборона и национальная безопасностьОбразованиеЗанятость и трудЭнергетикаОкружающая среда, климат и природные ресурсыГосударственный бюджет и налогиГосударственные функцииЗдоровьеЖилье и развитиеПрава человекаМеждународные отношенияМеждународная торговля и развитиеПраво и правосудиеСМИЛично-семейные отношенияРелигияНаука и технологииОбщественные движенияТранспортСоциальные услуги и инвалидностьS. Конгресс США президент США Верховный суд и судебная системаВойны и конфликты

Искать во всех разделах отчета.
Поиск только в определенных разделах отчета:

(Обратите внимание, что отчеты до 1991 года могут не содержать этих разделов.)

  • Введение
  • Обзор
  • Фон
  • Текущая ситуация
  • Outlook
  • Pro / Con
  • Обсуждение
  • Chronology
  • Королетные функции
  • Библиография
  • следующий шаг
  • контакты
    •  Сноски
    •  Обновление

    Сортировать результаты по: релевантность Дата в алфавитном порядке по названию

    результатов на страницу: 102550

    Культура и революция – семнадцать моментов советской истории

    Тексты     Изображения     Видео      Музыка     Другие ресурсы

     

    Тематическое эссе: Джеймс фон Гельдерн

    Какой была бы культура при социализме? Что такое революционная культура? Что такое пролетарская культура? Октябрьская революция сделала эти когда-то теоретические вопросы жизненно важными для нового порядка, которому предстояло создать социалистическое сознание у своих граждан. Большевики во главе с Лениным давно решили захватить власть, пока не передумали, и относительно мало внимания уделяли вопросам культуры. Они оставили такие вопросы мыслителям, которые все более и более маргинализировались в партии, в первую очередь Александру Богданову, чей утопический роман « Красная звезда » описывал «красный» Марс, где давно восторжествовал социализм. Его давний друг Анатолий Луначарский был ленинским наркомом просвещения, главой разросшегося комиссариата, который контролировал образование от детского сада до университета, национализировал кинотеатры, старые царские театры, а также агитацию, пропаганду и все остальное, что казалось подходящим.Он инициировал ошеломляющее множество проектов, которые придали России новое культурное лицо. Революционные традиции чтились, например, когда «Интернационал» заменил старый царский гимн в качестве государственного гимна. Императорский Петроград и средневековая Москва получили революционный оттенок, когда на их площадях были установлены памятники революционерам. Для простых людей, в поддержке которых нуждалась революция, существовали резкие агитационные послания, доставляемые на плакатах, а для окраин – в агитпоездах. Но Луначарский мог только задаваться вопросом, как использовать такие сложные средства массовой информации, как кино, которые требовали вложений, маловероятных во время гражданской войны.

    Идея, столь дорогая позднейшим советским правительствам, что культурное производство должно быть подчинено государству, была немыслима для революционеров Октября, и самые веские претензии на культурную революцию делали независимые художники. Два взаимоисключающих лагеря выразили революцию и боролись за ограниченное государственное финансирование. Пролетарское культурное движение, сосредоточенное вокруг Пролеткульта, неофициальной организации, основанной в сентябре 1917 года, было посвящено развитию культуры, отражающей мировоззрение рабочего класса, основанной на производственных отношениях и являющейся эгалитарной.Он спонсировал клубы по всей России, которые в период своего расцвета насчитывали десятки тысяч молодых людей. Непреклонно автономный, упорный радикализм пролеткульта в конце концов вызвал гнев Ленина, чьи собственные вкусы были довольно консервативны. Не менее неприятен Ленину и художественный авангард. Дореволюционная Россия была родиной живой художественной культуры, чьи художники, композиторы, поэты, актеры и режиссеры совершили собственную революцию, от пассивного реализма к динамичной абстракции.Футуристы, супрематики, конструктивисты; многие художники этих и других школ увидели революцию как свою собственную и предложили ей свое творческое видение. Они делали плакаты и фильмы, писали агитационные стихи, меняли повседневную жизнь своей одеждой и керамическими узорами. В новые праздники, такие как Первомай и 7 ноября, они украшали улицы своим искусством; и даже к третьей годовщине революции разыграли штурм Зимнего дворца с десятью тысячами актеров!

    Больше всего беспокоила новый режим старая интеллигенция, ученые, писатели и журналисты, ученые и философы, чьи достижения сделали Россию мировым интеллектуальным лидером до 1917 года. Большая часть интеллигенции смотрела на революцию с подозрением, несмотря на очевидную эрудицию ведущих большевиков. Пройдет много лет, прежде чем удастся воспитать новое поколение «красных» интеллектуалов; тем временем работа Луначарского состояла в том, чтобы вернуть стариков в университеты, к письменным столам и лабораториям. Его либеральная политика заключалась в том, чтобы терпеть все формы мысли, кроме открытой враждебности (иногда допуская и ее), предоставляя великим талантам России возможность найти свое место в новом порядке.Для некоторых это закончилось эмиграцией; другие попали в объятия революции; у большинства осталась непростая амбивалентность.


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

    Молодежь и рок в советском блоке: молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

    Лексингтон Букс

    Страниц: 344 • Обрезка: 6 х 9

    978-0-7391-6693-2 • Твердый переплет • Декабрь 2014 г. • 133 доллара США.00 • (102,00 фунтов стерлингов)

    978-1-4985-0875-9 • Мягкая обложка • Январь 2017 г. • 54,99 долл. США • (42,00 фунта стерлингов)

    978-0-7391-7823-2 • Электронная книга • Декабрь 2014 г. • 52,00 доллара США • (40,00 фунтов стерлингов)

    Уильям Джей Риш — адъюнкт-профессор истории Колледжа Джорджии.

    Содержание
    Введение 1
    Глава первая:
    Дин Вулетич, «Качание между Востоком и Западом: югославский коммунизм и дилеммы популярной музыки» 37
    Глава вторая:
    Дэвид Г.Томпкинс, «Против «яда поп-музыки» с Запада: попытки развития социалистической популярной музыки в Польше и ГДР в начале холодной войны» 64
    Глава третья:
    Глеб Ципурский, «Принуждение и потребление: стиль правления хрущевского руководства в Кампания против «западной» молодежи, 1954-64 гг.» 82
    Глава четвертая:
    Уильям Джей Риш, «Только рок-н-ролл? Рок-музыка, хиппи и городская идентичность во Львове и Вроцлаве, 1965-1980» 128
    Глава пятая:
    Шандор Хорват, «Создание банды: потребители социалистического бита в Венгрии» 161
    Глава шестая:
    Сергей И. Жук, «Разрядка и продукты западной культуры в Советской Украине в 1970-е годы» 184
    Глава седьмая:
    Кейт Джеррард, «Панк и положение молодежи в ГДР» 243
    Глава восьмая:
    Полли МакМайкл, «Комната размером с Океан’: апартаменты в практике и мифологии ленинградской рок-музыки» 289
    Глава девятая:
    Григорий Квеберг, «Шостакович против Бони М.: культура, статус и история в дебатах о советских дискотеках» 331
    Глава десятая:
    Том Джунс, «Лицом к лицу с музыкой: как пошатнулись основы социализма в коммунистической Польше» 357
    Глава одиннадцатая:
    Кристофер Дж.Уорд, «Rockin ‘Down the Mainline: Рок-музыка во время строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), 1974-1984 гг.» 402
    Глава двенадцатая:
    Джонатин Бриггс, «К востоку от (подросткового) рая, или восточная молодежь Культура так отличается от западной?» 427
    Список участников 455
    Выберите библиографию 460
    Алфавитный указатель 000

    Риш и его сотрудники демонстрируют. . . [что] эта музыка и ее сложные субкультуры имели большое значение для всей Восточной Европы.Они уделяют ему повышенное внимание, которого он заслуживает.
    Русское обозрение

    Это первая серьезная попытка объединить научную работу о музыке и молодежных (суб)культурах Восточного блока в сравнительной форме. Это обеспечивает отличный вход в тему для неспециалистов. Эта книга представляет собой интересный и новаторский вклад в зарождающуюся и развивающуюся дискуссию.
    Марк Фенемор, Manchester Metropolitan University

    Это хорошо написанный, увлекательный и чрезвычайно информативный сборник статей, рассказывающих нам о том, как позднесоциалистические государства относились к рок-музыке и молодежи, которая ее слушала.Более того, многие статьи также рассказывают нам о том, как позднесоциалистическая молодежь относилась к любимой ими западной музыке или музыке, вдохновленной Западом, и к политическим режимам, которые относились к ней так двойственно. В результате получается мозаика из тщательно проработанных произведений, в которой удается обойти простую бинарность оппозиции и конформизма и выделить множество различных слоев «между» — между частным и общественным, между Востоком и Западом, между свободой и подавлением — что охарактеризовано взаимодействие молодежных культурных агентов и социалистических государств друг с другом.

    Юлиана Фюрст, Бристольский университет

    Постсоветская российская идентичность и ее влияние на европейско-российские отношения | European Journal of Futures Research

    Для большинства россиян экономические и социальные права определенно превалируют над политическими. Те, кто придает достаточное значение политическим правам, в основном поддерживают так называемые «пассивные права», т. е. свободу слова и совести. Здесь акцент делается на свободе от прямой ответственности за реализацию права, а не на свободе участия.Поэтому большинство воспринимает политическую свободу как «свободу от политического участия , а не свободу политического участия » [12].

    Вначале следует сказать, что большинство россиян не интересуется политикой. Особенно это касается молодежи. В 2008 г. почти две трети населения не имели «никакого представления о том, какой политический режим существует в стране и какой режим желателен» [4]. По оценкам 2010 г., 40 % населения абсолютно не интересуются политикой или затрудняются сформулировать свои предпочтения [19].Недоверие к основным ветвям и институтам власти (за исключением Президента) основано на объективной оценке их деятельности и поэтому не вызывает интереса и к политике. Для многих людей, формально имеющих политические предпочтения, «ярлык» без объяснения его последствий ограничивает их.

    Говоря об отношении к свободе и демократии, интересно было бы указать на любопытное противоречие. Понятие прав человека (личные свободы) стоит выше, чем «коллективная свобода», т.е.е., демократия [16]. В то же время большинство россиян (54 %) убеждены, что коллективизм, понятие общности и жесткое государственное регулирование более характерны для россиян и лучше соответствуют национальной культуре, чем индивидуализм и либерализм западного типа [8]. Вероятно, здесь мы вновь сталкиваемся со столкновением понятий и истинных предпочтений: прямой вопрос о том, что для вас более ценно, вызывает один ответ, а ответ на вопрос об обществе в целом содержит общепринятые установки, а не личные мнения.

    Разочарование и апатия — слова, характеризующие отношение большинства к политике вообще и к деятельности существующих институтов власти в частности. Эту гражданскую аморфность нельзя списывать исключительно на кризис современной политической системы, лишенной сколько-нибудь понятной ценностной парадигмы.

    Как бы грустно это не звучало, но пока русские показали себя асоциальными. Для подавляющего большинства круг общения, взаимосвязанности и личной ответственности ограничивается семьей и ближайшими друзьями, в основном с детства.Лишь 50 % считают, что могут хоть как-то повлиять на ситуацию даже на работе [4]. Максимальная вовлеченность в социальные институты (всего 2 %) приходится на участие в школьных родительских объединениях, на все остальные формы объединения (спортивные общества, религиозные общины, земляческие объединения и др. ) приходится 0,5–1,9 %, а 90 % населения не принадлежат ни к одной НПО или движению [4]. Кроме того, россияне не склонны к посещению общественных пространств [4, 10]: с одной стороны, это связано с низким уровнем доходов, не позволяющим тратить деньги на досуг; с другой стороны, это связано с ограниченным кругом общения и нежеланием выходить за его пределы.Однако такое положение вещей является очевидным следствием социально-экономической «травмы» 1990-х гг.: в советское время в условиях закрытого общества с ограниченной досуговой инфраструктурой кинотеатры выполняли значительную компенсаторную функцию. Молодежь ходила в кино практически еженедельно, а в среднем, с учетом новорожденных и людей старческого возраста, советский человек ходил в кино 18–20 раз в год [3]. Параллельно шла реакция на вынужденное вовлечение в общественную жизнь за 70 лет советской эпохи ( субботник , субботник Сноска 8 участие в демонстрациях, общественных собраниях и т. д.). Такую асоциальную традицию сегодня старшие поколения транслируют своим детям.

    Совокупность вышеперечисленных признаков приводит к тому, что россияне склонны к массовой пассивности в публичных пространствах, им не хватает среды для обсуждения собственных политических требований и в конечном итоге не артикулируют никаких политических требований.

    Сообщества нет – есть иллюзия с интернет-форумов. В данной работе мы сосредоточимся на наиболее перспективном варианте укрепления идентичности и, таким образом, частичного извлечения двусторонних и многосторонних отношений из быстро меняющейся политической конъюнктуры, сохраняя некую культурно-идентификационную основу для постоянного диалога.

    Если мы поднимемся немного выше левиафановой концепции государства, мы должны признать, что очень важная роль состоит в том, чтобы создать сферу человеческого взаимодействия, где могут формироваться более мелкие личности и подталкивать людей друг к другу, чтобы убедиться, что эти нити начинают соединять их. Он должен посылать сигналы и давать обществу символы, которые помогали бы людям объединяться. Он также должен искать и развивать точки, где это сближение может происходить, прежде всего, в русском языке и культуре.Он должен полностью воздерживаться от сигналов и навязывания символов, которые разделят различные социальные, этнические и религиозные группы.

    Роль общества и его интеллектуальных элит состоит в том, чтобы использовать эту сферу и не отворачиваться от нее. Они должны формулировать идеи, возникающие в ходе общественной дискуссии, лучшие из которых государство затем должно реализовать.

    Российское общество глубоко разделено . Люди привязаны к своим семьям, друзьям и дому, и ничто и никто другой не имеет значения.Сильных личностей очень мало. Религиозно-этническая идентичность статична и строго определена. Эти личности могут быть полезны как двигатели творческой деятельности, но их роль всегда будет ограничена. В то же время профессиональная, гражданская и даже хобби-идентичность остается весьма размытой.

    Проектом, который может вывести страну из депрессии, может быть создание как можно большего количества активных личностей . Этого можно достичь, если мы создадим платформы для взаимодействия активных людей.Наиболее яркими примерами таких площадок являются органы местного самоуправления и независимые организации граждан, или неправительственные организации.

    Профессиональная идентичность может быть возрождена путем развития профессиональных ассоциаций, целью которых является поддержка профессиональных дебатов (но не профсоюзов, которые в их нынешнем виде функционируют исключительно как средство распределения социальных благ). Такие площадки должны быть полностью небюрократизированы и должны функционировать без посредничества каких-либо должностных лиц, кроме как физических лиц.

    Но главной задачей остается воспитание уважения к труду. Особое внимание мы должны уделить профессиям, имеющим решающее значение для современной России, т. е. учителям и медикам. Эти две профессиональные области сильно пострадали в 1990-е годы, несмотря на то, что они очень сильно объединены профессиональной этикой, разделяют общие ценности и говорят на одном языке во всех уголках страны.

    Восстановление студенческих объединений университетов также является важной задачей, но не как социальных групп, а студентов как акторов культуры.Мы должны возродить почти забытые студенческие традиции. Молодежь – двигатель развития страны. Они должны быть объединены в единую творческую силу, которая будет иметь большой потенциал, который сегодня не задействован.

    Не следует также пренебрегать мощной и системообразующей ролью государственных школ в социализации населения. Он остается единственным оставшимся государственным учреждением, которое посещают все россияне. И ученики, и родители социализируются добровольно или принудительно.Родительско-педагогические комитеты сегодня являются сферой социальной активности большинства россиян, так как в таких комитетах участвуют около 2 % граждан [4]. Сельские школы играют особенно важную роль. Часто они являются не просто местом, где дети получают образование, а главным культурным центром, объединяющим все поколения.

    Уже сделаны первые шаги в развитии потенциала школы для социализации. В недавно принятом своде федеральных образовательных стандартов (которые, по сути, отражают требования общества к школьной системе) подчеркивается, что каждый учащийся должен заниматься социальными проектами.Все, что нам нужно, это задействовать этот компонент.

    Общество должно развивать площадки для проведения досуга, создавать клубы для людей, увлекающихся музыкой, кино, краеведением, экологией и т. д., развивать любительский спорт – все эти мероприятия не только по интересам – они о членстве, соучастии – быть частью группы, а не толпы. Очень важно развивать городские пространства и превращать города, в которых проживает все больше россиян, в дружелюбную среду, способствующую социализации человека, а не отталкивающую его к экранам телевизоров и компьютерам.

    Оставить комментарий