Экономические, социальные и культурные права — Международное право и права человека
На международном уровне экономические, социальные и культурные права были отмечены Международной организацией труда (МОТ) в Филадельфийской декларации о деятельности МОТ (1944), а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Уставе Всемирной организацией здравоохранения (1946).
Далее была Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, которая является одним из наиболее важных источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный жизненный уровень в статье 25, право на образование в статье 26, и право на свободное участие в культурной жизни в статье 27. Но, к сожалению, на протяжении длительного времени данному типу прав не уделялось достойное внимание.
В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где отмечалось, что государства-участники обязуются поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права.
Прогрессом в международном признании экономических, социальных и культурных прав является, проведенная в 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека. Ее проведение послужило толчком к разработке механизмов и методологий по осуществлению прав данного типа.
Согласно «Изложению фактов № 33. Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав»: формулирование экономических, социальных и культурных прав различаться в разных странах, но можно выделить их основной перечень:
- Права трудящихся;
- Право на социальное обеспечение и социальную защиту;
- Предоставление охраны и помощи семье;
- Право на достаточный жизненный уровень;
- Право на здоровье;
- Право на образование;
- Культурные права.
Стоит отметить, что данный тип прав не стоит рассматривать изолировано, так как укрепление защиты экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав человека.
Опыт в Беларуси
В Конституции Республики Беларусь к экономическим, социальным и культурным правам можно отнести следующие статьи:
Статья 41: право на труд;
Статья 42: право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда;
Статья 43: право трудящихся на отдых;
Статья 45: право на охрану здоровья;
Статья 46: право на благоприятную окружающую среду;
Статья 47: право на социальное обеспечение;
Статья 48: право на жилище;
Статья 49: право на образование;
Статья 50: право сохранять свою национальную принадлежность;
Статья 51: право на участие в культурной жизни.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 05.10.1973 «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах»
Доклады Республики Беларусь об осуществлении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
На страницах белорусских изданий
Шабайлов, Д. В. Социально-экономические права в системе прав человека и гражданина / Д. В. Шабайлов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2007. № 3. С. 95-101.
Левко, П. И. Социальное проектирование и управление развитием социальных, экономических и культурных процессов / П. И. Левко // Право и демократия. Сб. науч. тр. Вып. 23 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2012.
Побережная, О. Е. Принципы, цели и задачи социальной политики / О. Е. Побережная // Проблемы упр. 2006. № 2. С. 54-59.
Документы
Венская декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека (1993)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
Временные правила процедуры в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятые Комитетом на его сорок девятой сессии (12−30 ноября 2012 года)
Доклады государств-участников Комитета
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965)
Декларация социального прогресса и развития (1969)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
Декларация о праве на развитие (1986)
Конвенция о правах ребенка (1989)
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)
Публикации
В рамках сотрудничества Института прав человека и гуманитарного права им. Рауля Валленберга и белорусских университетов была создана публикация Раду Мареш «Руководство по включению тематики прав человека в другие юридические курсы, а именно курсы экономической направленности». Она будет интересна как преподавателям, так и студентами белорусских университетов.
Тематические статьи Комитета по экономическим, социальным и культурным правам на сайте ООН
Экономические, социальные и культурные права. Руководство для национальных правозащитных учреждений
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Изложение фактов № 16
Материалы
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам
Регулярно один из дней сессии Комитет посвящает обсуждению конкретного права или конкретного аспекта Пакта — это Дни общей дискуссии.
Специальные докладчики по экономическим, социальным и культурным правам
Сайт ООН ЭКОСОС (Экономический и социальный совет)
Сайт ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам
Сайт ЮНЕСКО
Сайт ЮНЕСКО — право на образование
Сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций
Центр по экономическим и социальным правам
Экономические, социальные и культурные права
Экономические, социальные и культурные права (ЭСКП) включают права на достаточное питание, достаточное жилище, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни, воду и санитарию и на труд.
Основные представления об ЭСКП
Экономические, социальные и культурные права – и гражданские и политические права
Все права человека, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные права, взаимосвязаны. Например, лицам, которые не умеют читать или писать, часто сложнее реализовать свой потенциал, чем тем, кто может найти работу или принимать участие в политической деятельности. Недоедание и голод реже имеют место там, где люди могут эффективно осуществлять свое избирательное право и влиять на приоритеты правительства.
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), ратифицированная в 1948 году, не проводит различия между этими правами. Разделение возникло позднее, в контексте напряженного периода «холодной войны» между Востоком и Западом. Оно привело к переговорам и принятию двух отдельных Пактов: одного – о гражданских и политических правах, а другого – об экономических, социальных и культурных правах.
В последние десятилетия, после принятия Венской декларации 1993 года о правах человека, произошел возврат к первоначальной концепции ВДПЧ и утверждение неделимости всех прав человека. В то же время больше внимания стало уделяться значимости экономических, социальных и культурных прав, особенно в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и в устранении и предупреждении конфликтов и кризисов по всему миру, включая пандемию COVID-19.
Обязательства государств
Государства обязаны соблюдать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права.
Их конкретные обязательства можно кратко изложить следующим образом:
- Постепенное осуществление: Государства обязаны постепенно обеспечить полную реализацию всех прав. Независимо от наличия ресурсов, государства несут прямое обязательство принять надлежащие меры, чтобы обеспечить непрерывное и устойчивое улучшение осуществления этих прав с течением времени.
- Основные обязательства, непосредственно лежащие на государствах:
-Минимальный основной уровень: Государства обязаны незамедлительно обеспечить соблюдение каждого права на минимальном основном уровне.-Запрет регрессивных мер: Обязанность постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав подразумевает запрет мер, которые неблагоприятно отразятся на текущем уровне осуществления прав. Например, государства должны обеспечить, чтобы их политика и меры не подрывали доступ к здравоохранению и пособиями по социальному обеспечению.
-Запрет дискриминации: К нему относятся законы, политика и практика, которые имеют дискриминационные последствия, независимо от их целей. Соблюдение принципа недискриминации требует конкретных мер для обеспечения приоритетной защиты прав маргинализованных групп населения. Даже в условиях ограниченности ресурсов государства обязаны принять меры для защиты тех, кто подвергается наибольшему риску. Такие меры могут включать налоговые и социальные выплаты, направленные на смягчение проявлений неравенства, которое возникает или усугубляется в период кризиса.
-Принятие мер для полного осуществления ЭСКП каждого.
- Использование максимально доступных ресурсов: Государства несут обязательство использовать максимально доступные ресурсы для прогрессивного осуществления экономических, социальных и культурных прав.
Даже если государство не имеет достаточных ресурсов, правительство все равно должно вводить не требующие больших затрат адресные программы помощи наиболее нуждающимся с тем, чтобы его ограниченные ресурсы использовались эффективно и результативно.
Примеры нарушений
Индивидуальные экономические, культурные и социальные права могут быть нарушены различными способами. Нарушения имеют место, когда государство не выполняет свои обязательства по соблюдению, защиты и осуществлению этих прав. Примеры таких нарушений включают следующее:
- Насильственное выселение людей из своих домов (право на достаточное жилище)
- Загрязнение питьевой воды очистными сооружениями (право на здоровье)
- Отсутствие заработной платы, необходимой для достойных жизненных условий (право на труд)
- Отсутствие мер по предотвращению голода (свобода от голода)
- Лишение доступа к информации и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем (право на здоровье)
- Отделение детей с инвалидностью от общеобразовательных школ (право на образование)
Решения национальных судов по всему миру, а также региональных и международных механизмов, касающиеся всех экономических, социальных и культурных прав, свидетельствуют о том, что эти права могут быть обеспечены в судебном порядке. Судебные органы играют основополагающую роль в развитии нашего понимания этих прав, в обеспечении средств правовой защиты в случае нарушений и в принятии решений в прецедентных делах, и все это может привести к систематическим институциональным изменениям для предупреждения будущих нарушений.
Узнать больше об этих и других основных представлениях в информационном бюллетене об ЭСКП.
Наша работа в области экономических, социальных и культурных прав
Мы стремимся укреплять поощрение и защиту экономических, социальных и культурных прав с учетом неделимости всех прав человека. Мы делаем это за счет следующих действий:
- Проведение исследований и анализа для разработки стратегических документов и информационно-просветительской деятельности по ЭСКП
- Обеспечение стратегий, технических консультаций и помощи в наращивании потенциала в области ЭСКП присутствиям УВКПЧ на местах и заинтересованным сторонам на страновом уровне
- Поддержка работы правозащитных механизмов ООН в области ЭСКП и участие в межправительственных процессах, связанных с ЭСКП; и
- Укрепление партнерских отношений с учреждениями ООН, городами и местным самоуправлением, НПЗУ и гражданским обществом, чтобы совместно содействовать соблюдению ЭСКП
Узнать больше о работе, которую мы проводим для защиты и поощрения следующих ЭСКП:
- Право на питание
- Право на достаточное жилище
- Право на здоровье
- Права на воду и санитарию
- Право на социальное обеспечение
Стандарты, связанные с ЭСКП
Экономические, социальные и культурные права защищаются в соответствии с различными международными и региональными договорами, а также с национальными конституциями.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является наиболее всеобъемлющим договором, предусматривающим защиту этих прав на международном уровне. Смотреть статус ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
- Всеобщая декларация прав человека
- Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
- КЛДЖ
- КПР
- КЛРД
- КПИ
Региональные договоры, связанные с ЭСКП
- Американская конвенция о правах человека (1969 г.)
- Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека, касающийся экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988 г.)
- Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.)
- Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г.)
- Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся прав женщин в Африке (2003 г.
)
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
- Европейская социальная хартия (1961 г.)
- Пересмотренная Европейская социальная хартия (1996 г.)
Кодекс Республики Беларусь о культуре
Кодекс Республики Беларусь о культуре | Разнообразие форм культурного самовыраженияПерейти к основному содержанию
- Дом
- Platforme de suivi des politiques
Где
Беларусь
ВОЗМинистерство культуры Республики Беларусь
Охарактеризуйте основные черты политики/меры:
Кодекс Республики Беларусь о культуре принят Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З и вступил в силу вступил в силу 3 февраля 2017 г. Он был разработан в соответствии с глобальными основными принципами культурной политики.
Кодекс о культуре аккумулировал в себе все ранее существовавшие законодательные и нормативные акты в сфере культуры, в том числе рамочный Закон о культуре в Республике Беларусь, а также ряд отраслевых законов, регулирующих отношения в сфере библиотечного и музейного дела, охрана историко-культурного наследия, традиционная культура и ремесла, изобразительное искусство и кинематография, творчество художников и др. На сегодняшний день это основной нормативный акт в сфере культуры, в котором закреплены основные принципы и приоритеты государственной культурной политики. определенный.

В числе приоритетов культурной политики Беларуси сохранение, развитие и популяризация белорусской культуры и языка, создание условий для эстетического воспитания граждан, содействие информационному обеспечению в сфере культуры, поддержка талантливой молодежи и создание условий для ее плодотворной деятельности, социальная защита деятелей культуры и творчества, формирование и развитие конкурентоспособной культурной среды, культурного многообразия, поддержка развития культуры в сельской местности и др.
Каковы результаты, достигнутые на данный момент благодаря реализации политики/меры?:
1) Кодификация законодательства о культуре позволила систематизировать разрозненные законы, выявить дублирование, несоответствие отдельных требований, восполнить некоторые пробелы в правовом регулировании и в конечном итоге привела к более эффективному управлению в сфере культуры и прозрачность в реализации правовых норм.
2) Многие нормы соответствующих международных законов, касающиеся культурной политики, были включены в Кодекс о культуре. В Кодексе о культуре нет прямой ссылки на Конвенцию ЮНЕСКО 2005 г., но некоторые принципы и положения Конвенции можно найти в Кодексе. Кроме того, пунктом 2 статьи 4 Кодекса установлено, что если международным договором Республики Беларусь (в том числе Конвенцией 2005 г.) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, то применяются правила международного договора. .
3) Кодекс содержит ряд положений, расширяющих участие представителей гражданского общества в принятии решений по вопросам культурной политики (глава 7) через право на свободу творчества и участие в различных культурных объединениях, в том числе творческих союзах и ассоциации, наблюдательные советы учреждений культуры, различные консультативные органы Министерства культуры и органов местного самоуправления, созданные для улучшения регулирования и управления культурной деятельностью.
4) Принятие Кодекса о культуре способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры, укреплению условий для развития партнерских отношений и защиты гражданских и интеллектуальных прав творческих работников.
Финансовые ресурсы, выделенные на политику/мероприятие в долларах США:
Финансирование сферы культуры обеспечивается за счет ежегодно выделяемых государственных инвестиций (см. статистику выше), спонсорских средств и средств Государственной программы «Культура Беларуси», других государственных программ , а также из Фонда и Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и талантливой молодежи. Годовой государственный бюджет на культуру составляет 0,38-0,41% ВВП.
Была ли оценена реализация политики/меры?:
Если да, каковы основные выводы/рекомендации?:
Эффективность реализации культурной политики и практического применения основных положений Кодекса о культуре ежегодно контролируется Министерством культуры Республики Беларусь и независимых экспертов. Результаты мониторинга анализируются ежегодными отчетными комиссиями Министерства культуры и широко освещаются в национальных СМИ. В 2019 годупроведена широкая кампания по обсуждению возможных изменений и предложений в Кодекс Республики Беларусь о культуре. Их планируется реализовать в 2020 году. Среди изменений, которые следует внести в данный законодательный акт, наиболее важными являются следующие:
1) более тщательно проработать дальнейшую реализацию основных положений ратифицированных международных договоров, включая, помимо прочего, Конвенцию ЮНЕСКО в целом и Конвенцию 2005 г. в частности, соглашения о свободе культурного самовыражения, творческих индустриях и соглашениях, расширяющих возможности неправительственного культурного сектора, создающих условия для расширения производства и потребления национальные культурные продукты.
2) увязать действующие положения Кодекса с реализацией Целей устойчивого развития, ратифицированных Республикой Беларусь в 2019 году, уделить особое внимание таким вопросам, как создание благоприятной и разнообразной среды для развития местной культурной и творческих индустрий, защищая и продвигая социальный статус артиста, продвигая культурное самовыражение и традиции местных сообществ.
Цель(и) Конвенции ЮНЕСКО 2005 г.
Культурный домен(ы)
Мультидомены
bestbonus.biz eokul365.com
белорусских рублей | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
BLR | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных НацийКонституция Республики Беларусь прямо гарантирует право на достаточное питание.
Республика Беларусь стала государством-участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) в 1973 году путем ратификации.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ
Прямая защита права на достаточное питание
Статья 21: «Охрана прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая надлежащее питание, одежду, жилище и постоянное улучшение условий, необходимых для этого. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные Конституцией и законами, и определенные международными обязательствами государства».
Артыкул 21: “Забеспячэнне праваў и свабод грамадзян Рэспублики Беларусь з’яўляецца найвышэйшай мэтай яржавы. харчаванне, адзенне, жыллё и пастаяна паляпшэнне неабходных для гэтага ўмоў. свабоды грамадзян Беларуси, замацаваныя ў Канстытуцыи, законах и прадугледжаныя межнародными абавязацельствами дзяржавы.”
Национальный статус международных обязательств
Статья 8: «Республика Беларусь признает верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие своего законодательства таким принципам. Республика Беларусь в соответствии с принципами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции, не допускается».
Артыкул 8: “Рэспублика Беларусь прызна прыярытэт агульнапрызнаных прынцыпаў межнага права и забяспечвае аднародпаведнасць им заканадаўства. права мiжнароднага можа на добрахвотнай аснове ўваходзиць у миждзяржаўныя ўтварэнни и выходзиць с их. якiя супяpаць Канстытуцы.”
Другие соответствующие положения по реализации права на достаточное питание
Статья 2: «Человек, его права, свободы и гарантии их обеспечения являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство несет ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития его личности. Гражданин несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Артыкул 2: “Чалавек, яго права, свабоды и гарантии их рэализацыи з’яўляюцца найвышэйшай каштоўнасцю и мэтай грамадства и яржавы. Дярздзжава адказная перад грама дзянинам за зорэнне ўмоў для свободы и годнага развицця асобы. выкананне абакаў, якiя ўскладзены на яго Канстытуцыяй.”
Статья 42: «Работникам гарантируется справедливая доля вознаграждения за экономические результаты их труда в соответствии с количеством, качеством и общественной значимостью такого труда, но не ниже уровня которые должны обеспечить независимую и достойную жизнь для них и их семей».
Артыкул 42: “Асобам, якiя працуюць па найму, гарантуецца справядливая доля ўзнагароджання ў эканамичных выник працыў адпаведнасти з яе колькасцю, якаццю i грамадским значэннем, але не нижэй за ўзровень, яки забяспечвае им и их семьям свободным я годнае изнаванне».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) – 1948
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) – 1966
Статус: Ратификация (1973)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) – 1979
Статус: Ратификация (1981)
9007 4 Конвенция о правах ребенка (КПР ) – 1989Статус: Ратификация (1990)
Конвенция о правах инвалидов (КПИ) – 2006
Статус: Подписание (2015)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных прав (ФП-МПЭСКП) – 2008 г.

Статус: –
Законодательство и политика, признающие право на достаточное питание
Руководство по постепенной реализации права человека на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности содержится в Руководстве по праву на питание, принятом Советом ФАО и одобренном Комитетом по всемирной продовольственной безопасности. Принимая во внимание, что право человека на достаточное питание может быть реализовано с помощью различных правовых и политических мер, мы приглашаем вас посетить База данных FAOLEX Country Profile для широкого набора мер, принятых на национальном уровне. Некоторые из документов, которые вы можете найти, представляют собой законодательство и политики, затрагивающие ряд соответствующих Руководящих принципов, таких как «Доступ к ресурсам и активам» (Руководящий принцип 8), «Безопасность пищевых продуктов и защита потребителей» (Руководящий принцип 9), «Поддержка уязвимых групп» (Руководящий принцип 9).