Культурные права граждан рб: Социальные и культурные права и свободы граждан Республики Беларусь

Содержание

Экономические, социальные и культурные права — Международное право и права человека

На международном уровне экономические, социальные и культурные права были отмечены Международной организацией труда (МОТ) в Филадельфийской декларации о деятельности МОТ (1944),  а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Уставе Всемирной организацией здравоохранения (1946).

Далее была Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, которая является одним из наиболее важных источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный жизненный уровень в статье 25, право на образование в статье 26, и право на свободное участие в культурной жизни в статье 27. Но, к сожалению, на протяжении длительного времени данному типу прав не уделялось достойное внимание.

В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где отмечалось, что  государства-участники обязуются поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права.

Прогрессом в международном признании экономических, социальных и культурных прав является, проведенная в 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека. Ее проведение послужило толчком к разработке механизмов и методологий по осуществлению прав данного типа.

Согласно «Изложению фактов № 33. Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав»:  формулирование экономических, социальных и культурных прав различаться в разных странах, но можно выделить  их основной перечень:

  • Права трудящихся;
  • Право на социальное обеспечение и социальную защиту;
  • Предоставление охраны и помощи семье;
  • Право на достаточный жизненный уровень;
  • Право на здоровье;
  • Право на образование;
  • Культурные права.   

Стоит отметить, что данный тип прав не стоит рассматривать изолировано, так как укрепление защиты экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав человека.  

Опыт в Беларуси

В Конституции Республики Беларусь к экономическим, социальным и культурным правам можно отнести следующие статьи:
Статья 41: право на труд;
Статья 42: право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда;
Статья 43: право трудящихся на отдых;
Статья 45: право на охрану здоровья;
Статья 46: право на благоприятную окружающую среду;
Статья 47: право на социальное обеспечение;
Статья 48: право на жилище;
Статья 49: право на образование;
Статья 50: право сохранять свою национальную принадлежность;
Статья 51: право на участие в культурной жизни.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 05.10.1973 «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах»
Доклады Республики Беларусь об осуществлении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах   

На страницах белорусских изданий

Шабайлов, Д. В.  Социально-экономические права в системе прав человека и гражданина / Д. В. Шабайлов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2007. № 3. С. 95-101.  
Левко, П. И. Социальное проектирование и управление развитием социальных, экономических и культурных процессов / П. И. Левко // Право и демократия. Сб. науч. тр. Вып. 23 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2012.
Побережная, О. Е. Принципы, цели и задачи социальной политики / О. Е. Побережная // Проблемы упр. 2006. № 2. С. 54-59.

Документы

Венская декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека (1993)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
Временные правила процедуры в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятые Комитетом на его сорок девятой сессии (12−30 ноября 2012 года)
Доклады государств-участников Комитета 
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965)
Декларация социального прогресса и развития (1969)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
Декларация о праве на развитие (1986)
Конвенция о правах ребенка (1989)
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)

Публикации

В рамках сотрудничества Института прав человека и гуманитарного права им. Рауля Валленберга и белорусских университетов была создана публикация Раду Мареш «Руководство по включению тематики прав человека в другие юридические курсы, а именно курсы экономической направленности». Она будет интересна как преподавателям, так и студентами белорусских университетов.
Тематические статьи Комитета по экономическим, социальным и культурным правам на сайте ООН
Экономические, социальные и культурные права. Руководство для национальных правозащитных учреждений
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Изложение фактов № 16 

Материалы

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам
Регулярно один из дней сессии Комитет посвящает обсуждению конкретного права или конкретного аспекта Пакта — это Дни общей дискуссии.
Специальные докладчики по экономическим, социальным и культурным правам
Сайт ООН ЭКОСОС (Экономический и социальный совет)
Сайт ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам
Сайт ЮНЕСКО
Сайт ЮНЕСКО — право на образование
Сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций
Центр по экономическим и социальным правам

Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права (ЭСКП) включают права на достаточное питание, достаточное жилище, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни, воду и санитарию и на труд.

Основные представления об ЭСКП

Экономические, социальные и культурные права – и гражданские и политические права

Все права человека, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные права, взаимосвязаны. Например, лицам, которые не умеют читать или писать, часто сложнее реализовать свой потенциал, чем тем, кто может найти работу или принимать участие в политической деятельности. Недоедание и голод реже имеют место там, где люди могут эффективно осуществлять свое избирательное право и влиять на приоритеты правительства.

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), ратифицированная в 1948 году, не проводит различия между этими правами. Разделение возникло позднее, в контексте напряженного периода «холодной войны» между Востоком и Западом. Оно привело к переговорам и принятию двух отдельных Пактов: одного – о гражданских и политических правах, а другого – об экономических, социальных и культурных правах.

В последние десятилетия, после принятия Венской декларации 1993 года о правах человека, произошел возврат к первоначальной концепции ВДПЧ и утверждение неделимости всех прав человека. В то же время больше внимания стало уделяться значимости экономических, социальных и культурных прав, особенно в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и в устранении и предупреждении конфликтов и кризисов по всему миру, включая пандемию COVID-19.

Обязательства государств

Государства обязаны соблюдать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права.

Их конкретные обязательства можно кратко изложить следующим образом:

  • Постепенное осуществление: Государства обязаны постепенно обеспечить полную реализацию всех прав. Независимо от наличия ресурсов, государства несут прямое обязательство принять надлежащие меры, чтобы обеспечить непрерывное и устойчивое улучшение осуществления этих прав с течением времени.
  • Основные обязательства, непосредственно лежащие на государствах:
    -Минимальный основной уровень: Государства обязаны незамедлительно обеспечить соблюдение каждого права на минимальном основном уровне.

    -Запрет регрессивных мер: Обязанность постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав подразумевает запрет мер, которые неблагоприятно отразятся на текущем уровне осуществления прав. Например, государства должны обеспечить, чтобы их политика и меры не подрывали доступ к здравоохранению и пособиями по социальному обеспечению.

    -Запрет дискриминации: К нему относятся законы, политика и практика, которые имеют дискриминационные последствия, независимо от их целей. Соблюдение принципа недискриминации требует конкретных мер для обеспечения приоритетной защиты прав маргинализованных групп населения. Даже в условиях ограниченности ресурсов государства обязаны принять меры для защиты тех, кто подвергается наибольшему риску. Такие меры могут включать налоговые и социальные выплаты, направленные на смягчение проявлений неравенства, которое возникает или усугубляется в период кризиса.

    -Принятие мер для полного осуществления ЭСКП каждого.

  • Использование максимально доступных ресурсов: Государства несут обязательство использовать максимально доступные ресурсы для прогрессивного осуществления экономических, социальных и культурных прав. Даже если государство не имеет достаточных ресурсов, правительство все равно должно вводить не требующие больших затрат адресные программы помощи наиболее нуждающимся с тем, чтобы его ограниченные ресурсы использовались эффективно и результативно.

Примеры нарушений

Индивидуальные экономические, культурные и социальные права могут быть нарушены различными способами. Нарушения имеют место, когда государство не выполняет свои обязательства по соблюдению, защиты и осуществлению этих прав. Примеры таких нарушений включают следующее:

  • Насильственное выселение людей из своих домов (право на достаточное жилище)
  • Загрязнение питьевой воды очистными сооружениями (право на здоровье)
  • Отсутствие заработной платы, необходимой для достойных жизненных условий (право на труд)
  • Отсутствие мер по предотвращению голода (свобода от голода)
  • Лишение доступа к информации и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем (право на здоровье)
  • Отделение детей с инвалидностью от общеобразовательных школ (право на образование)

Решения национальных судов по всему миру, а также региональных и международных механизмов, касающиеся всех экономических, социальных и культурных прав, свидетельствуют о том, что эти права могут быть обеспечены в судебном порядке. Судебные органы играют основополагающую роль в развитии нашего понимания этих прав, в обеспечении средств правовой защиты в случае нарушений и в принятии решений в прецедентных делах, и все это может привести к систематическим институциональным изменениям для предупреждения будущих нарушений.

Узнать больше об этих и других основных представлениях в информационном бюллетене об ЭСКП.

Наша работа в области экономических, социальных и культурных прав

Мы стремимся укреплять поощрение и защиту экономических, социальных и культурных прав с учетом неделимости всех прав человека. Мы делаем это за счет следующих действий:

  • Проведение исследований и анализа для разработки стратегических документов и информационно-просветительской деятельности по ЭСКП
  • Обеспечение стратегий, технических консультаций и помощи в наращивании потенциала в области ЭСКП присутствиям УВКПЧ на местах и заинтересованным сторонам на страновом уровне
  • Поддержка работы правозащитных механизмов ООН в области ЭСКП и участие в межправительственных процессах, связанных с ЭСКП; и
  • Укрепление партнерских отношений с учреждениями ООН, городами и местным самоуправлением, НПЗУ и гражданским обществом, чтобы совместно содействовать соблюдению ЭСКП

Узнать больше о работе, которую мы проводим для защиты и поощрения следующих ЭСКП:

  • Право на питание
  • Право на достаточное жилище
  • Право на здоровье
  • Права на воду и санитарию
  • Право на социальное обеспечение

Стандарты, связанные с ЭСКП

Экономические, социальные и культурные права защищаются в соответствии с различными международными и региональными договорами, а также с национальными конституциями.

Международные договоры

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является наиболее всеобъемлющим договором, предусматривающим защиту этих прав на международном уровне. Смотреть статус ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 
  • КЛДЖ
  • КПР
  • КЛРД
  • КПИ

Региональные договоры, связанные с ЭСКП

  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.)
  • Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека, касающийся экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988 г.)
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.)
  • Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г.)
  • Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся прав женщин в Африке (2003 г. )
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
  • Европейская социальная хартия (1961 г.)
  • Пересмотренная Европейская социальная хартия (1996 г.)

Кодекс Республики Беларусь о культуре

Кодекс Республики Беларусь о культуре | Разнообразие форм культурного самовыражения

Перейти к основному содержанию

  1. Дом
  2. Platforme de suivi des politiques

Где

Беларусь

ВОЗ

Министерство культуры Республики Беларусь

Охарактеризуйте основные черты политики/меры: 

Кодекс Республики Беларусь о культуре принят Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З и вступил в силу вступил в силу 3 февраля 2017 г. Он был разработан в соответствии с глобальными основными принципами культурной политики.

Кодекс направлен на создание правовой, институциональной, экономической и социальной основы культурной деятельности в целях сохранения и использования культурного наследия, развития учреждений культуры и обеспечения доступности культурных ценностей.
Кодекс о культуре аккумулировал в себе все ранее существовавшие законодательные и нормативные акты в сфере культуры, в том числе рамочный Закон о культуре в Республике Беларусь, а также ряд отраслевых законов, регулирующих отношения в сфере библиотечного и музейного дела, охрана историко-культурного наследия, традиционная культура и ремесла, изобразительное искусство и кинематография, творчество художников и др. На сегодняшний день это основной нормативный акт в сфере культуры, в котором закреплены основные принципы и приоритеты государственной культурной политики. определенный.
Так, в соответствии с Кодексом о культуре основными принципами культурной политики Республики Беларусь являются: признание культуры одним из основных факторов самобытности белорусского народа и других этнических общностей, проживающих в Беларуси, как а также как основа формирования и развития индивидуальности; обеспечение доступности культурных ценностей и защита прав и возможностей каждого, в том числе людей с ограниченными возможностями, на участие в культурной жизни; утверждение свободы творчества; предотвращение незаконных преимуществ или привилегий и монополизации культурной деятельности; поощрение и защита авторских и гражданских прав деятелей культуры и художников; обеспечение взаимодействия белорусской национальной культуры с другими культурами и ее интеграции в мировое культурное пространство.

В числе приоритетов культурной политики Беларуси сохранение, развитие и популяризация белорусской культуры и языка, создание условий для эстетического воспитания граждан, содействие информационному обеспечению в сфере культуры, поддержка талантливой молодежи и создание условий для ее плодотворной деятельности, социальная защита деятелей культуры и творчества, формирование и развитие конкурентоспособной культурной среды, культурного многообразия, поддержка развития культуры в сельской местности и др.
Среди положительных изменений правового регулирования в сфере культуры, утвержденных Кодексом о культуре, нельзя не отметить положения, поощряющие развитие ремесленной деятельности, поддержку художников, упрощение налогообложения для отдельных групп творческих работников, например , для дизайнеров и художников, преференции меценатам и спонсорам, развитие производственной деятельности в области кинематографии и исполнительского искусства.

Каковы результаты, достигнутые на данный момент благодаря реализации политики/меры?: 

1) Кодификация законодательства о культуре позволила систематизировать разрозненные законы, выявить дублирование, несоответствие отдельных требований, восполнить некоторые пробелы в правовом регулировании и в конечном итоге привела к более эффективному управлению в сфере культуры и прозрачность в реализации правовых норм.
2) Многие нормы соответствующих международных законов, касающиеся культурной политики, были включены в Кодекс о культуре. В Кодексе о культуре нет прямой ссылки на Конвенцию ЮНЕСКО 2005 г., но некоторые принципы и положения Конвенции можно найти в Кодексе. Кроме того, пунктом 2 статьи 4 Кодекса установлено, что если международным договором Республики Беларусь (в том числе Конвенцией 2005 г.) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, то применяются правила международного договора. .
3) Кодекс содержит ряд положений, расширяющих участие представителей гражданского общества в принятии решений по вопросам культурной политики (глава 7) через право на свободу творчества и участие в различных культурных объединениях, в том числе творческих союзах и ассоциации, наблюдательные советы учреждений культуры, различные консультативные органы Министерства культуры и органов местного самоуправления, созданные для улучшения регулирования и управления культурной деятельностью.
4) Принятие Кодекса о культуре способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры, укреплению условий для развития партнерских отношений и защиты гражданских и интеллектуальных прав творческих работников.

Финансовые ресурсы, выделенные на политику/мероприятие в долларах США: 

Финансирование сферы культуры обеспечивается за счет ежегодно выделяемых государственных инвестиций (см. статистику выше), спонсорских средств и средств Государственной программы «Культура Беларуси», других государственных программ , а также из Фонда и Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и талантливой молодежи. Годовой государственный бюджет на культуру составляет 0,38-0,41% ВВП.

Была ли оценена реализация политики/меры?: 

Если да, каковы основные выводы/рекомендации?: 

Эффективность реализации культурной политики и практического применения основных положений Кодекса о культуре ежегодно контролируется Министерством культуры Республики Беларусь и независимых экспертов. Результаты мониторинга анализируются ежегодными отчетными комиссиями Министерства культуры и широко освещаются в национальных СМИ. В 2019 годупроведена широкая кампания по обсуждению возможных изменений и предложений в Кодекс Республики Беларусь о культуре. Их планируется реализовать в 2020 году. Среди изменений, которые следует внести в данный законодательный акт, наиболее важными являются следующие:
1) более тщательно проработать дальнейшую реализацию основных положений ратифицированных международных договоров, включая, помимо прочего, Конвенцию ЮНЕСКО в целом и Конвенцию 2005 г. в частности, соглашения о свободе культурного самовыражения, творческих индустриях и соглашениях, расширяющих возможности неправительственного культурного сектора, создающих условия для расширения производства и потребления национальные культурные продукты.
2) увязать действующие положения Кодекса с реализацией Целей устойчивого развития, ратифицированных Республикой Беларусь в 2019 году, уделить особое внимание таким вопросам, как создание благоприятной и разнообразной среды для развития местной культурной и творческих индустрий, защищая и продвигая социальный статус артиста, продвигая культурное самовыражение и традиции местных сообществ.

Вернуться на платформу

Читать полный отчет

Цель(и) Конвенции ЮНЕСКО 2005 г.
Культурный домен(ы)

Мультидомены

bestbonus.biz eokul365.com

белорусских рублей | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

BLR | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

Конституция Республики Беларусь прямо гарантирует право на достаточное питание.

Республика Беларусь стала государством-участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) в 1973 году путем ратификации.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ

Прямая защита права на достаточное питание

Статья 21: «Охрана прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая надлежащее питание, одежду, жилище и постоянное улучшение условий, необходимых для этого. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные Конституцией и законами, и определенные международными обязательствами государства».

Артыкул 21:  “Забеспячэнне праваў и свабод грамадзян Рэспублики Беларусь з’яўляецца найвышэйшай мэтай яржавы. харчаванне, адзенне, жыллё и пастаяна паляпшэнне неабходных для гэтага ўмоў. свабоды грамадзян Беларуси, замацаваныя ў Канстытуцыи, законах и прадугледжаныя межнародными абавязацельствами дзяржавы.”

Национальный статус международных обязательств

Статья 8: «Республика Беларусь признает верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие своего законодательства таким принципам. Республика Беларусь в соответствии с принципами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции, не допускается».

Артыкул 8: “Рэспублика Беларусь прызна прыярытэт агульнапрызнаных прынцыпаў межнага права и забяспечвае аднародпаведнасць им заканадаўства. права мiжнароднага можа на добрахвотнай аснове ўваходзиць у миждзяржаўныя ўтварэнни и выходзиць с их. якiя супяpаць Канстытуцы.”

Другие соответствующие положения по реализации права на достаточное питание

Статья 2:  «Человек, его права, свободы и гарантии их обеспечения являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство несет ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития его личности. Гражданин несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Артыкул 2:  “Чалавек, яго права, свабоды и гарантии их рэализацыи з’яўляюцца найвышэйшай каштоўнасцю и мэтай грамадства и яржавы.  Дярздзжава адказная перад грама дзянинам за зорэнне ўмоў для свободы и годнага развицця асобы. выкананне абакаў, якiя ўскладзены на яго Канстытуцыяй.”

 

Статья 42: «Работникам гарантируется справедливая доля вознаграждения за экономические результаты их труда в соответствии с количеством, качеством и общественной значимостью такого труда, но не ниже уровня которые должны обеспечить независимую и достойную жизнь для них и их семей».

Артыкул 42:  “Асобам, якiя працуюць па найму, гарантуецца справядливая доля ўзнагароджання ў эканамичных выник працыў адпаведнасти з яе колькасцю, якаццю i грамадским значэннем, але не нижэй за ўзровень, яки забяспечвае им и их семьям свободным я годнае изнаванне».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) – 1948

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) – 1966

Статус: Ратификация (1973)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) – 1979

Статус: Ратификация (1981)

9007 4 Конвенция о правах ребенка (КПР ) – 1989

Статус: Ратификация (1990)

Конвенция о правах инвалидов (КПИ) – 2006

Статус: Подписание (2015)

Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных прав (ФП-МПЭСКП) – 2008 г.

Статус:

Законодательство и политика, признающие право на достаточное питание

Руководство по постепенной реализации права человека на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности содержится в Руководстве по праву на питание, принятом Советом ФАО и одобренном Комитетом по всемирной продовольственной безопасности.

Принимая во внимание, что право человека на достаточное питание может быть реализовано с помощью различных правовых и политических мер, мы приглашаем вас посетить База данных FAOLEX Country Profile для широкого набора мер, принятых на национальном уровне. Некоторые из документов, которые вы можете найти, представляют собой законодательство и политики, затрагивающие ряд соответствующих Руководящих принципов, таких как «Доступ к ресурсам и активам» (Руководящий принцип 8), «Безопасность пищевых продуктов и защита потребителей» (Руководящий принцип 9), «Поддержка уязвимых групп» (Руководящий принцип 9).

Оставить комментарий