Экономические, социальные и культурные права — Международное право и права человека
На международном уровне экономические, социальные и культурные права были отмечены Международной организацией труда (МОТ) в Филадельфийской декларации о деятельности МОТ (1944), а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Уставе Всемирной организацией здравоохранения (1946).
Далее была Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, которая является одним из наиболее важных источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный жизненный уровень в статье 25, право на образование в статье 26, и право на свободное участие в культурной жизни в статье 27. Но, к сожалению, на протяжении длительного времени данному типу прав не уделялось достойное внимание.
В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где отмечалось, что государства-участники обязуются поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права.
Прогрессом в международном признании экономических, социальных и культурных прав является, проведенная в 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека. Ее проведение послужило толчком к разработке механизмов и методологий по осуществлению прав данного типа.
Согласно «Изложению фактов № 33. Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав»: формулирование экономических, социальных и культурных прав различаться в разных странах, но можно выделить их основной перечень:
- Права трудящихся;
- Право на социальное обеспечение и социальную защиту;
- Предоставление охраны и помощи семье;
- Право на достаточный жизненный уровень;
- Право на здоровье;
- Право на образование;
- Культурные права.
Стоит отметить, что данный тип прав не стоит рассматривать изолировано, так как укрепление защиты экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав человека.
Опыт в Беларуси
В Конституции Республики Беларусь к экономическим, социальным и культурным правам можно отнести следующие статьи:
Статья 41: право на труд;
Статья 42: право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда;
Статья 43: право трудящихся на отдых;
Статья 45: право на охрану здоровья;
Статья 46: право на благоприятную окружающую среду;
Статья 47: право на социальное обеспечение;
Статья 48: право на жилище;
Статья 49: право на образование;
Статья 50: право сохранять свою национальную принадлежность;
Статья 51: право на участие в культурной жизни.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 05.10.1973 «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах»
Доклады Республики Беларусь об осуществлении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
На страницах белорусских изданий
Шабайлов, Д.
В. Социально-экономические права в системе прав человека и гражданина / Д. В. Шабайлов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2007. № 3. С. 95-101.
Левко, П. И. Социальное проектирование и управление развитием социальных, экономических и культурных процессов / П. И. Левко // Право и демократия. Сб. науч. тр. Вып. 23 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2012.
Побережная, О. Е. Принципы, цели и задачи социальной политики / О. Е. Побережная // Проблемы упр. 2006. № 2. С. 54-59.
Документы
Венская декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека (1993)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
Временные правила процедуры в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятые Комитетом на его сорок девятой сессии (12−30 ноября 2012 года)
Доклады государств-участников Комитета
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965)
Декларация социального прогресса и развития (1969)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
Декларация о праве на развитие (1986)
Конвенция о правах ребенка (1989)
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)
Публикации
В рамках сотрудничества Института прав человека и гуманитарного права им.
Рауля Валленберга и белорусских университетов была создана публикация Раду Мареш «Руководство по включению тематики прав человека в другие юридические курсы, а именно курсы экономической направленности». Она будет интересна как преподавателям, так и студентами белорусских университетов.
Тематические статьи Комитета по экономическим, социальным и культурным правам на сайте ООН
Экономические, социальные и культурные права. Руководство для национальных правозащитных учреждений
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Изложение фактов № 16
Материалы
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам
Регулярно один из дней сессии Комитет посвящает обсуждению конкретного права или конкретного аспекта Пакта — это Дни общей дискуссии.
Специальные докладчики по экономическим, социальным и культурным правам
Сайт ООН ЭКОСОС (Экономический и социальный совет)
Сайт ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам
Сайт ЮНЕСКО
Сайт ЮНЕСКО — право на образование
Сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций
Центр по экономическим и социальным правам
Экономические, социальные и культурные права
Экономические, социальные и культурные права (ЭСКП) включают права на достаточное питание, достаточное жилище, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни, воду и санитарию и на труд.
Основные представления об ЭСКП
Экономические, социальные и культурные права – и гражданские и политические права
Все права человека, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные права, взаимосвязаны. Например, лицам, которые не умеют читать или писать, часто сложнее реализовать свой потенциал, чем тем, кто может найти работу или принимать участие в политической деятельности. Недоедание и голод реже имеют место там, где люди могут эффективно осуществлять свое избирательное право и влиять на приоритеты правительства.
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), ратифицированная в 1948 году, не проводит различия между этими правами. Разделение возникло позднее, в контексте напряженного периода «холодной войны» между Востоком и Западом. Оно привело к переговорам и принятию двух отдельных Пактов: одного – о гражданских и политических правах, а другого – об экономических, социальных и культурных правах.
В последние десятилетия, после принятия Венской декларации 1993 года о правах человека, произошел возврат к первоначальной концепции ВДПЧ и утверждение неделимости всех прав человека.
В то же время больше внимания стало уделяться значимости экономических, социальных и культурных прав, особенно в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и в устранении и предупреждении конфликтов и кризисов по всему миру, включая пандемию COVID-19.
Обязательства государств
Государства обязаны соблюдать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права.
Их конкретные обязательства можно кратко изложить следующим образом:
- Постепенное осуществление: Государства обязаны постепенно обеспечить полную реализацию всех прав. Независимо от наличия ресурсов, государства несут прямое обязательство принять надлежащие меры, чтобы обеспечить непрерывное и устойчивое улучшение осуществления этих прав с течением времени.
- Основные обязательства, непосредственно лежащие на государствах:
-Минимальный основной уровень: Государства обязаны незамедлительно обеспечить соблюдение каждого права на минимальном основном уровне.
-Запрет регрессивных мер: Обязанность постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав подразумевает запрет мер, которые неблагоприятно отразятся на текущем уровне осуществления прав. Например, государства должны обеспечить, чтобы их политика и меры не подрывали доступ к здравоохранению и пособиями по социальному обеспечению.
-Запрет дискриминации: К нему относятся законы, политика и практика, которые имеют дискриминационные последствия, независимо от их целей. Соблюдение принципа недискриминации требует конкретных мер для обеспечения приоритетной защиты прав маргинализованных групп населения. Даже в условиях ограниченности ресурсов государства обязаны принять меры для защиты тех, кто подвергается наибольшему риску. Такие меры могут включать налоговые и социальные выплаты, направленные на смягчение проявлений неравенства, которое возникает или усугубляется в период кризиса.
-Принятие мер для полного осуществления ЭСКП каждого.
- Использование максимально доступных ресурсов: Государства несут обязательство использовать максимально доступные ресурсы для прогрессивного осуществления экономических, социальных и культурных прав.
Даже если государство не имеет достаточных ресурсов, правительство все равно должно вводить не требующие больших затрат адресные программы помощи наиболее нуждающимся с тем, чтобы его ограниченные ресурсы использовались эффективно и результативно.
Примеры нарушений
Индивидуальные экономические, культурные и социальные права могут быть нарушены различными способами. Нарушения имеют место, когда государство не выполняет свои обязательства по соблюдению, защиты и осуществлению этих прав. Примеры таких нарушений включают следующее:
- Насильственное выселение людей из своих домов (право на достаточное жилище)
- Загрязнение питьевой воды очистными сооружениями (право на здоровье)
- Отсутствие заработной платы, необходимой для достойных жизненных условий (право на труд)
- Отсутствие мер по предотвращению голода (свобода от голода)
- Лишение доступа к информации и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем (право на здоровье)
- Отделение детей с инвалидностью от общеобразовательных школ (право на образование)
Решения национальных судов по всему миру, а также региональных и международных механизмов, касающиеся всех экономических, социальных и культурных прав, свидетельствуют о том, что эти права могут быть обеспечены в судебном порядке.
Судебные органы играют основополагающую роль в развитии нашего понимания этих прав, в обеспечении средств правовой защиты в случае нарушений и в принятии решений в прецедентных делах, и все это может привести к систематическим институциональным изменениям для предупреждения будущих нарушений.
Узнать больше об этих и других основных представлениях в информационном бюллетене об ЭСКП.
Наша работа в области экономических, социальных и культурных прав
Мы стремимся укреплять поощрение и защиту экономических, социальных и культурных прав с учетом неделимости всех прав человека. Мы делаем это за счет следующих действий:
- Проведение исследований и анализа для разработки стратегических документов и информационно-просветительской деятельности по ЭСКП
- Обеспечение стратегий, технических консультаций и помощи в наращивании потенциала в области ЭСКП присутствиям УВКПЧ на местах и заинтересованным сторонам на страновом уровне
- Поддержка работы правозащитных механизмов ООН в области ЭСКП и участие в межправительственных процессах, связанных с ЭСКП; и
- Укрепление партнерских отношений с учреждениями ООН, городами и местным самоуправлением, НПЗУ и гражданским обществом, чтобы совместно содействовать соблюдению ЭСКП
Узнать больше о работе, которую мы проводим для защиты и поощрения следующих ЭСКП:
- Право на питание
- Право на достаточное жилище
- Право на здоровье
- Права на воду и санитарию
- Право на социальное обеспечение
Стандарты, связанные с ЭСКП
Экономические, социальные и культурные права защищаются в соответствии с различными международными и региональными договорами, а также с национальными конституциями.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является наиболее всеобъемлющим договором, предусматривающим защиту этих прав на международном уровне. Смотреть статус ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
- Всеобщая декларация прав человека
- Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
- КЛДЖ
- КПР
- КЛРД
- КПИ
Региональные договоры, связанные с ЭСКП
- Американская конвенция о правах человека (1969 г.)
- Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека, касающийся экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988 г.)
- Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.)
- Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г.)
- Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся прав женщин в Африке (2003 г.
) - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
- Европейская социальная хартия (1961 г.)
- Пересмотренная Европейская социальная хартия (1996 г.)
Кодекс Республики Беларусь о культуре
Кодекс Республики Беларусь о культуре | Разнообразие форм культурного самовыраженияПерейти к основному содержанию
- Дом
- Platforme de suivi des politiques
Где
Беларусь
ВОЗМинистерство культуры Республики Беларусь
Охарактеризуйте основные черты политики/меры:
Кодекс Республики Беларусь о культуре принят Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З и вступил в силу вступил в силу 3 февраля 2017 г. Он был разработан в соответствии с глобальными основными принципами культурной политики.
Кодекс о культуре аккумулировал в себе все ранее существовавшие законодательные и нормативные акты в сфере культуры, в том числе рамочный Закон о культуре в Республике Беларусь, а также ряд отраслевых законов, регулирующих отношения в сфере библиотечного и музейного дела, охрана историко-культурного наследия, традиционная культура и ремесла, изобразительное искусство и кинематография, творчество художников и др. На сегодняшний день это основной нормативный акт в сфере культуры, в котором закреплены основные принципы и приоритеты государственной культурной политики. определенный.

В числе приоритетов культурной политики Беларуси сохранение, развитие и популяризация белорусской культуры и языка, создание условий для эстетического воспитания граждан, содействие информационному обеспечению в сфере культуры, поддержка талантливой молодежи и создание условий для ее плодотворной деятельности, социальная защита деятелей культуры и творчества, формирование и развитие конкурентоспособной культурной среды, культурного многообразия, поддержка развития культуры в сельской местности и др.
Каковы результаты, достигнутые на данный момент благодаря реализации политики/меры?:
1) Кодификация законодательства о культуре позволила систематизировать разрозненные законы, выявить дублирование, несоответствие отдельных требований, восполнить некоторые пробелы в правовом регулировании и в конечном итоге привела к более эффективному управлению в сфере культуры и прозрачность в реализации правовых норм.
2) Многие нормы соответствующих международных законов, касающиеся культурной политики, были включены в Кодекс о культуре. В Кодексе о культуре нет прямой ссылки на Конвенцию ЮНЕСКО 2005 г., но некоторые принципы и положения Конвенции можно найти в Кодексе. Кроме того, пунктом 2 статьи 4 Кодекса установлено, что если международным договором Республики Беларусь (в том числе Конвенцией 2005 г.) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, то применяются правила международного договора. .
3) Кодекс содержит ряд положений, расширяющих участие представителей гражданского общества в принятии решений по вопросам культурной политики (глава 7) через право на свободу творчества и участие в различных культурных объединениях, в том числе творческих союзах и ассоциации, наблюдательные советы учреждений культуры, различные консультативные органы Министерства культуры и органов местного самоуправления, созданные для улучшения регулирования и управления культурной деятельностью.
4) Принятие Кодекса о культуре способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры, укреплению условий для развития партнерских отношений и защиты гражданских и интеллектуальных прав творческих работников.
Финансовые ресурсы, выделенные на политику/мероприятие в долларах США:
Финансирование сферы культуры обеспечивается за счет ежегодно выделяемых государственных инвестиций (см. статистику выше), спонсорских средств и средств Государственной программы «Культура Беларуси», других государственных программ , а также из Фонда и Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и талантливой молодежи. Годовой государственный бюджет на культуру составляет 0,38-0,41% ВВП.
Была ли оценена реализация политики/меры?:
Если да, каковы основные выводы/рекомендации?:
Эффективность реализации культурной политики и практического применения основных положений Кодекса о культуре ежегодно контролируется Министерством культуры Республики Беларусь и независимых экспертов.
Результаты мониторинга анализируются ежегодными отчетными комиссиями Министерства культуры и широко освещаются в национальных СМИ. В 2019 годупроведена широкая кампания по обсуждению возможных изменений и предложений в Кодекс Республики Беларусь о культуре. Их планируется реализовать в 2020 году. Среди изменений, которые следует внести в данный законодательный акт, наиболее важными являются следующие:
1) более тщательно проработать дальнейшую реализацию основных положений ратифицированных международных договоров, включая, помимо прочего, Конвенцию ЮНЕСКО в целом и Конвенцию 2005 г. в частности, соглашения о свободе культурного самовыражения, творческих индустриях и соглашениях, расширяющих возможности неправительственного культурного сектора, создающих условия для расширения производства и потребления национальные культурные продукты.
2) увязать действующие положения Кодекса с реализацией Целей устойчивого развития, ратифицированных Республикой Беларусь в 2019 году, уделить особое внимание таким вопросам, как создание благоприятной и разнообразной среды для развития местной культурной и творческих индустрий, защищая и продвигая социальный статус артиста, продвигая культурное самовыражение и традиции местных сообществ.
Цель(и) Конвенции ЮНЕСКО 2005 г.
Культурный домен(ы)
Мультидомены
bestbonus.biz eokul365.com
белорусских рублей | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
BLR | Право на питание во всем мире | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных НацийКонституция Республики Беларусь прямо гарантирует право на достаточное питание.
Республика Беларусь стала государством-участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) в 1973 году путем ратификации.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ
Прямая защита права на достаточное питание
Статья 21: «Охрана прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая надлежащее питание, одежду, жилище и постоянное улучшение условий, необходимых для этого. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные Конституцией и законами, и определенные международными обязательствами государства».
Артыкул 21: “Забеспячэнне праваў и свабод грамадзян Рэспублики Беларусь з’яўляецца найвышэйшай мэтай яржавы. харчаванне, адзенне, жыллё и пастаяна паляпшэнне неабходных для гэтага ўмоў. свабоды грамадзян Беларуси, замацаваныя ў Канстытуцыи, законах и прадугледжаныя межнародными абавязацельствами дзяржавы.”
Национальный статус международных обязательств
Статья 8: «Республика Беларусь признает верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие своего законодательства таким принципам. Республика Беларусь в соответствии с принципами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
Заключение международных договоров, противоречащих Конституции, не допускается».
Артыкул 8: “Рэспублика Беларусь прызна прыярытэт агульнапрызнаных прынцыпаў межнага права и забяспечвае аднародпаведнасць им заканадаўства. права мiжнароднага можа на добрахвотнай аснове ўваходзиць у миждзяржаўныя ўтварэнни и выходзиць с их. якiя супяpаць Канстытуцы.”
Другие соответствующие положения по реализации права на достаточное питание
Статья 2: «Человек, его права, свободы и гарантии их обеспечения являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство несет ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития его личности. Гражданин несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Артыкул 2: “Чалавек, яго права, свабоды и гарантии их рэализацыи з’яўляюцца найвышэйшай каштоўнасцю и мэтай грамадства и яржавы.
Дярздзжава адказная перад грама дзянинам за зорэнне ўмоў для свободы и годнага развицця асобы. выкананне абакаў, якiя ўскладзены на яго Канстытуцыяй.”
Статья 42: «Работникам гарантируется справедливая доля вознаграждения за экономические результаты их труда в соответствии с количеством, качеством и общественной значимостью такого труда, но не ниже уровня которые должны обеспечить независимую и достойную жизнь для них и их семей».
Артыкул 42: “Асобам, якiя працуюць па найму, гарантуецца справядливая доля ўзнагароджання ў эканамичных выник працыў адпаведнасти з яе колькасцю, якаццю i грамадским значэннем, але не нижэй за ўзровень, яки забяспечвае им и их семьям свободным я годнае изнаванне».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) – 1948
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) – 1966
Статус: Ратификация (1973)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) – 1979
Статус: Ратификация (1981)
9007 4 Конвенция о правах ребенка (КПР ) – 1989Статус: Ратификация (1990)
Конвенция о правах инвалидов (КПИ) – 2006
Статус: Подписание (2015)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных прав (ФП-МПЭСКП) – 2008 г.

Статус: –
Законодательство и политика, признающие право на достаточное питание
Руководство по постепенной реализации права человека на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности содержится в Руководстве по праву на питание, принятом Советом ФАО и одобренном Комитетом по всемирной продовольственной безопасности. Принимая во внимание, что право человека на достаточное питание может быть реализовано с помощью различных правовых и политических мер, мы приглашаем вас посетить База данных FAOLEX Country Profile для широкого набора мер, принятых на национальном уровне. Некоторые из документов, которые вы можете найти, представляют собой законодательство и политики, затрагивающие ряд соответствующих Руководящих принципов, таких как «Доступ к ресурсам и активам» (Руководящий принцип 8), «Безопасность пищевых продуктов и защита потребителей» (Руководящий принцип 9), «Поддержка уязвимых групп» (Руководящий принцип 9).


Даже если государство не имеет достаточных ресурсов, правительство все равно должно вводить не требующие больших затрат адресные программы помощи наиболее нуждающимся с тем, чтобы его ограниченные ресурсы использовались эффективно и результативно.
)