Устное народное творчество как средство развития словаря детей
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития детской речи на основе устного народного творчества
1.1. Речевое творчество дошкольников в педагогической литературе………..5
1.2. Речевое творчество в
1.3. Устное народное творчество,
как средство развития речевого
творчества детей……………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния детского фольклора на развитие речи дошкольников
2.1.Определение исходного уровня развития речи дошкольников…………..19
2.2. Работа по развитию речи средствами фольклора………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы……………………………..39
Введение
Пословицы, поговорки, скороговорки –
особый вид устной поэзии, веками
шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой
опыт многочисленных поколений. Через
особую организацию, интонационную окраску,
использование специфических языковых
средств выразительности (сравнений, эпитетов)
они передают отношению народа к тому
или иному предмету или явлению. Пословицы
и поговорки, как и другой жанр устного
народного творчества, в художественных
образах зафиксировали опыт прожитой
жизни во всем его многообразии и противоречивости.
В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они
в обобщенном суждении о типичных явлениях
прибегают к наиболее устойчивой части
лексики общенародного языка, в них нет
никаких украшающих средств, мысль передается
лишь самыми необходимыми и притом точно
отобранными словами. К тому же, как отмечает
Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то
уже в большей или меньшей мере понятно
и объяснимо, «определенность, ясность,
пластичность» художественной речи – это
есть определенность выражаемого духовного
состояния: думы, чувства, впечатления,
настроения, переживания.
Используя в своей речи пословицы
и поговорки дети учатся ясно, лаконично,
выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно окрашивая свою речь, развивается
умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать
ему яркую характеристику.
Актуальность изучения использования устного народного творчества для развития речевого творчества детей обусловлена важностью данного аспекта развития детей в работе педагога и недостаточностью использования его в литературе при развитии речевого творчества.
Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка.
В настоящее время актуальной для дошкольной педагогики является проблема отбора таких педагогических средств и условий, которые более всего соотносятся с потребностями и интересами детей, обеспечивают творческое развитие дошкольника. Одним из таких средств может стать применение загадки в развитии речевого творчества детей.
Темой исследования является: «Устное народное творчество, как средство развития детской речи (малые формы фольклора, сказки)».
Объект исследования: речевое развитие детей.
Предмет исследования:
речевое творчество детей, педагогические
пути средства формирования речевого
творчества детей старшего дошкольного
возраста.
Цель исследования – выявление влияния устного народного творчество на развитие речевого творчества детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития речевого умения детей.
3. Создать систему работы и
проверить педагогические
База исследования – МАДОУ «Росинка», г. Ноябрьск.
Глава 1. Теоретические основы развития детской речи на основе устного народного творчества
1.1 Речевое творчество дошкольников в педагогической литературе
Язык и речь традиционно рассматривались
в психологии, философии и педагогике
как «узел», в котором сходятся
различные линии психического развития
– мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого
общения, познания действительности, язык
служит основным каналом приобщения к
ценностям духовной культуры от поколения
к поколению, а также необходимым условием
воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое творчество – самостоятельная
деятельность детей по
построению связных высказываний, вызванных
восприятием произведений
искусства, стимулирующих использование
детьми разнообразных
выразительных языковых средств, передающих
впечатления ребёнка от
художественной информации.
Основные задачи развития речи – воспитание
звуковой культуры речи, обогащение и
активизация словаря, формирование
грамматического строя речи, обучение
связной речи – решаются на протяжении
всего дошкольного детства, однако
на каждом возрастном этапе идет постепенное
усложнение содержания речевой работы,
меняются и методы обучения.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Развитие связной речи ребенка
происходит в тесной взаимосвязи
с освоением звуковой стороны,
словарного состава, грамматического
строя языка.
В условиях современного дошкольного
образования проблема формирования
и совершенствования речевых умений детей
посредством использования произведений
устного народного творчества в последнее
время стала весьма актуальной и животрепещущей
темой для обсуждения в научных педагогических
трудах. Обращенность к историческим духовным
ценностям, традициям русского народа
в настоящий момент приобретает широкий
размах в среде педагогов и психологов.
Разумное внедрение в быт, в различные
виды деятельности некоторых элементов
народности (изобразительное творчество,
словесное) в том числе и знакомство со
сказками, должно носить целенаправленный,
последовательный характер.
Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
1.2. Речевое творчество в психологической и методической литературе
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Существует множество доказательств
того, что без речевого общения, т.
Большой цикл работ Выготского
В.С., экспериментально выполненных и написанных
в 30-х годах, посвящен проблемам развития
и распада высших психических функций,
которые он исследовал диахронически
(в их истории). В связи с этим Выготский
В.С. исследует проблемы детской психологии,
в том числе детского творчества, обращаясь
к проблеме творчества, занимавшей его
в первые годы научной деятельности, а
также обучения, педагогики, педологии,
дефектологии; в каждой из этих областей
он делает крупные открытия. Особую ценность
представляет данный им анализ соотношения
языка и интеллектуальной деятельности
в развитии ребенка (и в развитии человека
в сравнении с животным). Выготскому принадлежит
заслуга открытия принципиального различия
между комплексными значениями слов, характерными
для детской речи, но пережиточно сохраняющимися
и в языке взрослых, и понятийными значениями,
которые формируются у ребенка лишь на
более позднем этапе его развития, постепенно
преобразуя первоначально сложившиеся
комплексные значения.
В исследованиях Колуновой
Л.А. обосновывается необходимость
работы над словом в процессе ознакомления
старших дошкольников с художественной
литературой и развития словесного творчества.
В свою очередь, Савушкиной Е.И. исследуется
проблема развития связной образной речи
в процесс восприятия произведений изобразительного
искусства. Автором раскрываются условия
развития образности речи. К ним относятся:
восприятие ребенком живописных произведений,
последующее соотнесение воспринятого
художественного образа с образами музыкальных
и литературных произведений, а также
развитие всех сторон речи и использование
средств художественной выразительности.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Ветлугина Н. А. отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа – накопление опыта, собственно процесс детского творчества и появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие.[1; 337].
Выводы: изучив различную педагогическую,
психологическую и методическую
литературу, можно сделать вывод,
что вопросы формирования речевого
творчества детей старшего дошкольного
возраста интересовали очень многих педагогов,
психологов.
Значимость исследований огромна, это целый пласт знаний, включивших в себя разнообразные и разносторонние исследования по данной теме. Все последующие изыскание опирались на труды ученых XX столетия, и, несомненно, самые новейшие исследования в этой области, будут основаны на достижениях педагогов и психологов прошлого.
1.3. Устное народное творчество, как средство развития речевого творчества детей
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Через особую организацию, интонационную
окраску, использование специфических
языковых средств выразительности (сравнений,
эпитетов) они передают отношение народа
к тому или иному предмету или явлению.
Пословицы и поговорки, как и другой жанр
устного народного творчества, в художественных
образах зафиксировали опыт прожитой
жизни во всем его многообразии и противоречивости. Адрианова-Перетц В.П. отмечает, что они
в обобщенном суждении о типических явлениях
прибегают к наиболее устойчивой части
лексики общенародного языка, в них нет
никаких украшающих средств, мысль передается
лишь самыми необходимыми и притом точно
отобранными словами [29, с.28]. К тому же,
как отмечает Дмитриева Н.А., что выражено
словом, то уже в большей или меньшей мере
понятно и объяснимо, «определенность,
ясность, пластичность» художественной
речи – это есть определенность выражаемого
духовного состояния: думы, чувства, впечатления,
настроения, переживания [29, с.27].
Устное народное творчество в развитии речи детей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Тема «Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет».
МБДОУ детский сад «Калейдоскоп» г. Данилова Яросл.обл.
План работы по самообразованию
Кукушкина Екатерина Владимировна
Стаж работы 28 лет 1 кв. категория
Тема «Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет»
2020-2021 уч. год
Дети 4-5 лет
Тема «Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет».
Цель работы:
— развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года, на основании которого педагог выбирает тему по самообразованию
4. Внести дополнения в РППС
Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:
· Знакомить детей с окружающим миром – природой с укладом жизни и быта русского народа.
· Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
· Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
· Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность
Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями |
сентябрь | ||
Потешки • Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни. • Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем). • Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши». • Дидактическая игра: «Узнай потешку». • Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе). • Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. • Пополнение картотеки потешек для работы с детьми. | Доклад «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». | Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки» |
Октябрь | ||
Прибаутки считалки
| Буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». | Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка» |
ноябрь | ||
«Загадки » — книга с загадками и иллюстрациями.
· Досуг «Вечер загадок об осени» | Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников» | · Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» · Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку» |
декабрь | ||
Пословицы и поговорки
| Обзор в интернете информации по теме. | Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей». |
Январь | ||
Русские народные сказки
· Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам · Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). | Консультация «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников» | -Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками. Беседа «Читайте детям сказки…» |
февраль | ||
Колыбельные песни · Рассказать о значении колыбельной песни в народе. · Прослушивание колыбельных песен · Использование имитационных приемов «значение младенца». · Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай». Создание фонотеки с колыбельными песнями. | Показ презентации «Роль народного творчества в жизни детей» | Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные». |
март | ||
Русские народные игры и хороводы
Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений. · Развлечение «Широкая Масленица».
| Буклет «Народные игры как средство развития речи детей». | Консультация «Не забывайте народные игры». |
апрель | ||
Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки. · Изготовление лепбука «Театр дошкольникам» · Пополнить театральный уголок новыми персонажами | Мастер-класс по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков). | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
май | ||
-Игры- драматизации по знакомым сказкам.![]() | -Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования» | Родительское собрание -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на летний период |
Самореализация
сентябрь
-Изучить тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Ознакомиться с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.
-Создать картотеку потешек для работы с детьми.
-Провести консультацию для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»
-Подготовить доклад на тему «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».
Октябрь
-Изучить тему: «Использование фольклора в работе с детьми».
— Создать картотеку считалок
-Выполнить буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
-Провести анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Ноябрь
-Изучить тему:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
-Создать картотеку загадок.
-Подготовить консультацию для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
-Провести консультацию для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
-Провести семейную выставку рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку».
Декабрь
-Изготовить картотеку поговорок для детей.
-Подготовить консультацию для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».
Январь
-Изучить тему «Роль сказки в воспитании детей».
-Создать библиотеку красочных книг с русскими народными сказками.
-Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»
-Провести консультацию для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
-Провести беседу с родителями «Читайте детям сказки…»
февраль
-Создать фонотеку с колыбельными песнями
-Показать презентацию для педагогов «Роль народного творчества в жизни детей»
-Подготовить консультацию для родителей «Пойте своим детям колыбельные».
Март
-Изготовить буклет «Народные игры как средство развития речи детей».
-Провести консультацию для родителей «Не забывайте народные игры».
-Изготовить атрибуты, маски.
-Пополнить уголок ряженья
Апрель
-Изучить тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
-Провести мастер-класс для педагогов по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).
-Провести «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
май
-Подготовить отчёт о проделанной работе перед педагогами.
-Выступить на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования».
-Подготовить презентацию для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
-Разработать рекомендации родителям по закреплению речевых навыков у детей на летний период
Используемая литература:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.
7. Журналы «Дошкольное воспитание».
8. Журналы «Ребёнок в детском саду».
9. Ресурсы интернета.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
«Использование малых форм фольклора в развитии речи
детей раннего возраста»
«В каждом ребенке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полёта.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»
В.А. Сухомлинский
Литература — это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы.
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесениехудожественного текста с игрой.
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра — элемент, психологически необходимый для детей.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая1, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.
Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого.
На протяжении нескольких лет я работаю над темой:«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста».Развитие речи детей – одна из важных образовательных областей во ФГОС ДО.В моей работе фольклор имеет большое значение — маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Развитие речи: дети от 0 до 8 лет
Развитие речи у детей: что нужно знать
Развитие речи является важной частью развития ребенка .
Поддерживает способность вашего ребенка к общению. Это также поддерживает способность вашего ребенка:
- выражать и понимать чувства
- думать и учиться
- решать проблемы
- развивать и поддерживать отношения.
Научиться понимать язык, использовать его и наслаждаться им — это первый шаг в обучении грамоте и основа для обучения чтению и письму.
В первые несколько лет дети развивают многие навыки устной речи, которые помогают им научиться читать, когда они идут в школу. И они продолжают развивать языковые навыки на протяжении всего детства и юности.
Как способствовать раннему развитию речи у детей
Лучший способ поощрить языковое развитие вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что ему интересно, махая рукой, болтая или используя слова.
Разговор с ребенком
С самого рождения разговаривайте с ребенком и обращайтесь с ним как с болтуном. Ключ в том, чтобы использовать много разных слов в разных контекстах . Например, вы можете поговорить с ребенком об апельсиновом шарике и о том, как нарезать апельсин на обед. Это поможет вашему ребенку узнать, что означают слова и как слова работают.
Когда вы закончите говорить, сделайте паузу и дайте ребенку возможность ответить.
Когда ваш ребенок начнет ворковать, булькать, махать руками и показывать пальцем, вы можете отвечайте на попытки вашего ребенка общаться . Например, если ваш ребенок воркует и булькает, вы можете ворковать ему в ответ. Или, если ваш малыш указывает на игрушку, отвечайте так, как будто ваш ребенок говорит: “Можно мне это?” Например, вы можете сказать: “Хочешь кубик?”
Когда ваш ребенок начнет использовать слова, вы можете повторяйте и опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок . Например, если ваш ребенок говорит «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»
И то же самое, когда ваш ребенок начинает составлять предложения. Вы можете ответить и побудить ребенка расширить свои предложения. Например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?»
Когда вы обращаете внимание на своего ребенка и отвечаете ему таким образом, это побуждает его продолжать общение и развивать свои языковые навыки.
Чтение вместе с ребенком
Чтение и совместное использование книг на самые разные темы позволяет вашему ребенку слышать слова, используемые по-разному.
Связывание того, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — это хороший способ научить ребенка говорить. Например, можно сказать: «Сегодня мы ходили на детскую площадку, как мальчик из этой книги. Что ты любишь делать на игровой площадке?» Вы также можете поощрять общение, болтая об интересных картинках в книгах, которые вы читали вместе с ребенком.
Когда вы читаете вместе с ребенком вслух, вы можете указывать на слова, произнося их. Это покажет вашему ребенку связь между устными и письменными словами и поможет вашему ребенку понять, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.
Ваша местная библиотека или мобильная библиотека — отличный источник книг.
Если в вашей семье говорят на двух языках, вы можете поощрять языковое развитие вашего ребенка на обоих языках, например, на английском и испанском. К моменту поступления в начальную школу двуязычные дети часто имеют такие же языковые навыки, как и их сверстники.
Речевое развитие: первые восемь лет
Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в развитии речи в возрасте от трех месяцев до восьми лет.
3-12 месяцев
В три месяца ваш малыш, скорее всего, будет ворковать, улыбаться и смеяться. По мере взросления ваш ребенок начнет играть со звуками и общаться с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем.
В возрасте 4–6 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет лепетать. Сначала малыш произносит односложные звуки типа «ба», а затем повторяет их «ба-ба-ба».
За бормотанием следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, как будто он что-то вам говорит, но его «речь» не будет звучать как узнаваемые слова. Первые слова со смыслом часто начинаются примерно в 12 месяцев или около того.
Если ваш ребенок не лепечет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики или детской и семейной медсестрой.
Узнайте больше о развитии речи в возрасте от 3 до 12 месяцев.
12-18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят свои первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «Папа», ваш ребенок на самом деле зовет папу. В ближайшие несколько месяцев словарный запас вашего ребенка будет расти. Ваш ребенок может понять больше, чем сказать. Они также могут следовать простым инструкциям, таким как «Сесть».
От 18 месяцев до 2 лет
Большинство детей начинают составлять из двух слов короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять большую часть того, что ваш ребенок говорит вам. Незнакомые люди поймут около половины того, что говорит ваш ребенок.
Если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о развитии речи от 1 до 2 лет.
2-3 года
Ваш ребенок, скорее всего, говорит предложениями из 3-4 слов и начинает лучше произносить слова правильно. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К трем годам незнакомые люди могут понять примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок.
Узнайте больше о языковом развитии от 2 до 3 лет.
3–5 лет
Вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров о мыслях и чувствах вашего ребенка. Ваш ребенок может также спрашивать о вещах, людях и местах, которые не находятся перед ним. Например, «У бабушки дома тоже идет дождь?»
Вероятно, ваш ребенок захочет поговорить на самые разные темы, и его словарный запас будет постоянно расти. Ваш ребенок может продемонстрировать понимание базовой грамматики и начать использовать предложения со словами, такими как «потому что», «если», «так» или «когда». И вы можете рассчитывать на некоторые занимательные истории тоже.
Узнайте больше о развитии речи от 3 до 4 лет и развитии речи от 4 до 5 лет.
5-8 лет
В раннем школьном возрасте ваш ребенок выучит больше слов и начнет понимать, как звуки в языке сочетаются друг с другом. Ваш ребенок также станет лучшим рассказчиком, так как он научится складывать слова по-разному и строить разные типы предложений. Эти навыки также позволяют вашему ребенку делиться идеями и мнениями. К восьми годам ваш ребенок сможет вести разговоры, как взрослые.
Узнайте больше о языковом развитии детей 5-8 лет.
Когда можно получить помощь для развития речи
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития речи вашего ребенка, спросите об этом своего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатра. Они могут направить вас к логопеду.
Обучение эффективной речи и аудированию
Основополагающая роль устного языка в обучении чтению и письму давно признана (Dougherty, 2014; Hart and Risley, 2003; Snow, Burns & Griffin, 19).98).
Взаимосвязь между способностью устной речи и академической успеваемостью хорошо известна (Hill, 2012; Resnick and Snow, 2009).
Чтобы максимизировать грамотность учащихся и их способность к обучению, учителя должны иметь четкое представление об устной речи и ее потенциале как образовательного инструмента.
Устная речь включает в себя выразительные и рецептивные навыки.
Выразительный язык охватывает слова и действия, используемые для передачи значения, включая тон, громкость, паузы и интонации.
Рецептивный язык — это понимание языка, выраженного другими. Выразительную и восприимчивую устную речь часто называют «говорением и слушанием».
Учебная программа
Викторианская учебная программа F – 10 признает важность устной речи как коммуникативного процесса, при этом говорение и аудирование занимают видное место в учебной программе английского языка наряду с чтением, просмотром и письмом. Разговор и слушание в классе служат как социальным, так и образовательным целям. То есть говорение и слушание занимают центральное место в формировании отношений и действуют как когнитивные инструменты для обучения (Выготский, 19).78).
Признавая важную роль говорения и аудирования в школе и за ее пределами, само собой разумеется, что устная речь не должна быть оставлена на волю случая, а должна быть запланирована на протяжении всей учебной программы и четко преподаваться.
Учебная программа по английскому языку, говорению и аудированию является отправной точкой при рассмотрении того, чему следует учить. В других формах учебной программы по английскому языку и других учебных дисциплинах знания, действия и развитие навыков опосредованы разговорной речью и аудированием. На каждом уровне учебной программы и во всех дисциплинах устные тексты включаются в письменные и мультимодальные тексты, которые необходимо исследовать, анализировать и создавать.
Учебный план Victorian Curriculum F – 10 обеспечивает следующее описание говорения и аудирования:
Говоря и аудирование относится к различным формальным и неформальным способам использования устной речи для передачи и получения смысла. Он включает в себя развитие и демонстрацию знаний о подходящем устном языке для определенных аудиторий и случаев, включая язык тела и голос. Это также включает в себя разработку стратегий активного слушания и понимание условностей различных устных текстов.
Учебная программа представляет говорение и слушание как средство достижения цели. Лингвист М.А.К. Холлидей выразил цель с точки зрения функций. Полезно исследовать говорение и аудирование через языковые функции Холлидея, чтобы увидеть всепроникающие роли говорения и аудирования (см. таблицу ниже). Учителя могут использовать функции языка для проверки типов устного языкового взаимодействия, которое они планируют для своих учеников.
Инструментальная | Язык удовлетворения желаний и потребностей | Я хочу прочитать эту книгу. |
---|---|---|
Регулирование | Язык для управления другими | Пожалуйста, дайте его мне. |
Интерактивный | Язык для установления и поддержания отношений | Она мой лучший друг. |
Личное | Язык для выражения мнений, чувств и идентичности | Я хорошо читаю. |
Эвристика | Язык обучения | Что заставляет колеса двигаться? |
Воображаемый | Язык для рассказывания историй, шуток и игр | Представим, что мы заблудились в джунглях.![]() |
Репрезентативный | Язык для передачи фактов | Для преодоления расстояния требуется два часа. |
Учебная программа уделяет большое внимание звуковым и буквенным образцам, используемым для создания разговорной речи; выражение идей и мнений; взаимодействие с другими и представление формальных устных презентаций.
Учебная программа признает, что говорение и аудирование, как и письмо, используются формально и неформально. Степень формальности, используемой в устном языковом взаимодействии, зависит от предмета обсуждения, отношений между участниками и способа взаимодействия (например: лицом к лицу, телефонный разговор, записанное сообщение, видео и т. д.). .
Контекстуализированная и деконтекстуализированная речь и слушание
Говорящий делает выбор в отношении степени формальности. Полезно думать об устной речи как о движении по континууму от неформальных высказываний к разговору, который является более формальным и расширенным. По мере того, как разговор движется по континууму к более формальным структурам, они все больше напоминают письменный, литературный язык. В конечном счете, спикер принимает решение о подходящем регистре, помня о цели и аудитории.
Например, обмен мнениями между двумя друзьями, обсуждающими фильм, может быть более устным (см. текст А), а рецензия на фильм в виде презентации может быть более письменной (см. текст Б).
Текст A
Сэм: Эй, мне понравился этот фильм. Это было потрясающе. Так страшно да?
Пэт: Да, я трясся в ботинках.
Text B
Сэм: По финалу сериала о Гарри Поттере был снят фильм «Дары смерти». Согласно рейтингу фильма, он не подходит для детей младше 12 лет. Ряд сцен в «Дарах смерти» может напугать юных зрителей.
Многие ситуации говорения и прослушивания дома и в школе вовлекают учащихся в языковую установку «здесь и сейчас», например, играя в числовую игру, занимаясь художественным творчеством в классе или организуя распределение ресурсов в классе.
Эти ситуации предполагают разговор о вещах, которые видят и переживают все присутствующие. Действия, которые происходят в этих социальных ситуациях, сопровождаются языком. Язык в этих ситуациях можно охарактеризовать как контекстуализированный, то есть язык привязан к ситуации или действию. Таким образом, предложения обычно короткие, в них больше местоимений и меньше описаний.
Большая часть школьного языка деконтекстуализирована. Деконтекстуализированный язык помогает говорящему рассказать другим о людях, объектах, действиях или идеях, которых нет. Деконтекстуализированный язык включает в себя «возможности для расширенного дискурса в форме объяснений, личных повествований, создания воображаемых миров и передачи информации» (Рабан, 2014, стр. 9).
В таких ситуациях говорящий использует язык как основной ресурс, помогающий слушателю понять смысл. Деконтекстуализированный язык труднее использовать и понимать учащимся. Учащимся могут понадобиться опоры, чтобы помочь им понять смысл, например, подсказки в картинках, моделирование языковых структур и возможности повторного использования языка.
Деконтекстуализированный язык — это язык обучения и размышлений. Учителя могут помочь учащимся перейти к деконтекстуализированному языку, предоставляя опыт, который позже пересказывается, описывается и размышляется.
Для получения информации о говорении и аудировании и для учащихся EAL/D см.: Учащиеся, говорящие и слушающие, и студенты EAL/D
Ссылки на учебную программу штата Виктория – английский язык
- Слушайте и отвечайте устно на тексты и на общение с другими в неформальных и структурированных ситуациях в классе, используя навыки взаимодействия, включая аудирование, когда другие говорят (VCELY174)
- Понимать, что устная, визуальная и письменная формы языка — это разные способы общения с разными характеристиками, и их использование зависит от аудитории, цели, контекста и культурного фона (VCELA234)
- Понимать, что успешное сотрудничество с другими зависит от совместного использования социальных условностей, включая модели очередности и формы обращения, которые варьируются в зависимости от степени формальности в социальных ситуациях (VCELA271)
- Понимать, как тексты различаются по цели, структуре и теме, а также степени формальности (VCELA309)
- Поймите, что стратегии взаимодействия становятся все более сложными и требовательными по мере увеличения уровня формальности и социальной дистанции (VCELA363)
Ссылки на викторианский учебный план — английский как дополнительный язык (EAL)
См.