Амбидекстрия. Что такое “Амбидекстрия”? Понятие и определение термина “Амбидекстрия” – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Амбидекстрия (от лат. ambo – оба + dextri – правый): одинаково успешное владение обеими руками: правой и левой, то есть – отсутствие «ведущей стороны», правой или левой. Амбидекстр, соответственно – человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой рукой. В последние годы появляется все больше детей-амбидекстров. С одной стороны, это свидетельствует о равном развитии правого и левого полушарий мозга, что может восприниматься как хорошее подспорье в развитии различных талантов и умственных способностей. С другой стороны, у некоторых ученых амбидекстрия вызывает серьезные опасения. По их мнению, у человека обязательно должна быть «ведущая сторона», потому что левое полушарие не может полностью и «как нужно» обработать информацию, поступающую из правого полушария, и наоборот, что влечет за собой различные проблемы: гиперактивность, повышенную усталость и пониженную работоспособность… У некоторых людей амбидекстрия выражается частично, то есть писать они могут правой рукой, но все остальное делают левой: бьют левой ногой по мячу, поворачивают в левую сторону на звук…. Однако подобные опасения не вполне подкреплены на практике. Согласно древним ученым, каждый человек рождается амбидекстром и только потом, с возрастом, у него определяется лево- или праворукость. Также нередки были случаи, когда левшей переучивали на правую руку. В наше время определение «амбидекстр» можно применить ко многим людям, и до сих пор в ученых кругах идут споры о том, преимущество это или недостаток. При этом в числе исторических личностей есть масса примеров амбидекстров: Никола Тесла, Леонардо да Винчи – и сейчас даже существуют специальные методики по развитию амбидекстрии, что по мнению некоторых приводит к развитию памяти, творческих способностей и альтернативного мышления.
< Амбивалентность чувств
Амбитенденция >
Популярные термины
Амбидекстрия
Правши и левши: чей мозг работает быстрее?
Когда-то левшей считали «неправильными» и переучивали. Потом стало чуть ли не наоборот: в общественном сознании закрепилась мысль, что левши талантливее правшей. Так ли важно, какая рука у человека «главная»?
Новости СМИ2
новое на сайте
- Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке
- Дейтинг-выгорание: что это такое и как оно лечится — 3 простых способа
- Что такое социальное здоровье и как его укрепить
- «Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться. Попросил ждать его»
- «Боюсь первого секса из-за неприятного опыта в прошлых отношениях»
- «Мне нравятся неискушенные дебютантки»: зачем мужчины обращаются к проституткам — история от первого лица
- 10 способов пережить одиночество
- Какие мужчины не дарят подарки: 6 психотипов
Сегодня читают
- Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
- Тот самый: ученые вывели формулу, которая помогает распознать родственную душу
- «Как завершить роман с мужчиной, если он против?»
- «Вернулась в отчий дом и стала для мамы рабыней и горничной»
- Как определить, что отношения выгорели: 10 вопросов — проверьте свою пару
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Левша, правша, амбидекстр (информация для родителей)
Левша – человек-загадка?
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.
Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
– Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
– Трубку телефона прикладывает к правому уху
Ведущие глаз, ухо – правые
– Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%. Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).
Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9-ти (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не нужно переучивать ребенка – левшу! У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:
Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
Тесты
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.
1) Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
2)Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
3)Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши – наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
4) Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
5) Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
6) Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.
7) Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
8) Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
9) Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
10) Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.
информация с сайта «муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 “Снежинка” Страничка психолога» http://rad-dou16.caduk.ru/p34aa1.html (31.08.16)
г. Чита, ул. Ленина, 27а,
тел. 89144389050, 8(3022)41-11-91
электронный адрес: [email protected]
сайт: www.centr-semya.ru
Психология различий мозга левшей
Около 10% населения мира являются левшами, и этот процент остается постоянным на протяжении многих лет. Этот относительно небольшой процент людей всегда очаровывал психологов. Различия в мозге левшей и то, что левши делают по-другому, вызывают множество интересных вопросов. Исследования дают представление о том, что может означать рукопожатие.
В целом хендость — это континуум. Некоторым людям удобнее пользоваться правой рукой, но для некоторых задач они все же используют левую. Немногие люди полностью симметричны, то есть они одинаково используют обе руки для выполнения одних и тех же задач. Левшам удобнее всего писать, бросать и выполнять другую повседневную работу левой рукой. Но все это только начало. Статистика левшей оставляет много вопросов для изучения психологии, связанной с леворукостью.
Во многих отношениях левши думают иначе. Некоторые причины являются социологическими, а другие физиологическими.
Развитие предпочтения руки
Мужчины немного чаще бывают левшами, как и близнецы. Существуют тенденции развития предпочтения руки, и хотя исследователи все еще изучают, что именно заставляет людей быть левшами, мы знаем, что на это влияет генетика. Тенденция иметь доминирующую левую руку передается по наследству. Однако, в отличие от других генетических признаков, это не совсем предсказуемо. Двум левшам не гарантируется леворукий ребенок.
Национальная медицинская библиотека США заявила: «Первоначально считалось, что рукость контролируется одним геном. Однако более поздние исследования показывают, что этому признаку способствуют несколько генов, возможно, до 40. Каждый из этих генов, вероятно, имеет слабое влияние сам по себе, но вместе они играют важную роль в установлении предпочтения руки».
В статье в Neuropsychologia говорится, что зародыши отдают сильное предпочтение движению рук на ранних стадиях развития. К пятнадцатой неделе беременности 90% плодов предпочитают правостороннее сосание большого пальца. Эти первоначальные предпочтения коррелируют с ручностью в более позднем возрасте, показывая, что рукоять частично развивается до рождения.
Мозг левши
Вопрос о том, отличается ли мозг левши анатомически от мозга правши, является предметом споров и стимулировал множество исследований. Работа мозга левшей до сих пор активно изучается. Рукорукость — это форма функциональной асимметрии полушарий, которая устанавливает различия между левым и правым полушариями мозга. Исследования противоречивы в своих выводах о том, способствует ли структурная структура мозга ручности.
В статье 2019 года говорится: «В то время как крупномасштабные исследования нейровизуализации с использованием автоматизированных методов в значительной степени не смогли обнаружить локальные анатомические асимметрии, связанные с предпочтением руки, другие исследования, идентифицирующие определенные двигательные области, смогли найти локальные морфологические и функциональные различия».
В статье сообщалось о результатах МРТ-изображения, указывающих на то, что левши отличаются от своих сверстников-правшей в трех основных областях мозга, включая моторную кору для обоих полов и полосатое тело и белое вещество мозжечка у участников-мужчин. Все три области мозга играют роль в двигательной функции.
Хотя некоторые причины различий в мышлении и функционировании могут быть генетическими и анатомическими, леворукость также связана с поведением. То, что левши делают по-другому, часто зависит от социальных последствий наличия доминирующей руки, отличной от обычной.
Левши в мире правшей
Мир, в котором мы живем, в основном создан для правшей. Из-за этого левши сталкиваются с множеством проблем, с которыми не сталкиваются правши. Тот факт, что они должны выполнять повседневные задачи в обществе, которое обслуживает людей с другой доминирующей рукой, заставляет их мыслить по-другому в повседневной жизни.
Журнал Insider указал на крошечные вещи, которые правши часто считают само собой разумеющимися, но более сложные для левшей. В статье говорилось: «Мир создан для правшей, и левшам приходится терпеть множество мелких ежедневных трудностей, о которых правши могут не задумываться».
В статье указано, что молнии, мерные стаканы, записные книжки, клавиатуры для кредитных карт и многое другое предназначены для правшей. Многие психологические различия между правшами и левшами, вероятно, являются результатом адаптации левшей. Многое из того, что левши делают по-другому, является результатом необходимости.
Прежде чем большая часть сегодняшних исследований была завершена, считалось, что леворукости можно разучиться. До недавнего времени ученики часто были вынуждены использовать правую руку для письма в школе, даже если использование левой руки имело для них больше смысла. Сегодня мы знаем, что нет ничего плохого в том, чтобы быть левшой, и понимаем, что принуждение детей к смене леворукости может иметь долгосрочные неблагоприятные последствия.
Немецкий психолог Анне-Кэтрин Шварц сказала: «С самого рождения у нас есть доминирующая рука, которая лучше подходит для мелкой моторики, которая, конечно же, определяется мозгом. И когда мы действуем против этой предрасположенности, это влияет на концентрацию, когнитивные способности или, например, на то, насколько хорошо мы можем учиться».
Образование было не единственной областью, в которой левши считались хуже. На протяжении большей части истории считалось, что левши более склонны к психологическим проблемам и даже к физическим травмам. Более поздние исследования оспаривают это. На самом деле, некоторые исследования показывают, что у левшей есть преимущества. Например, согласно исследованиям, профессиональные спортсмены-левши могут иметь преимущество перед своими коллегами-правшами, возможно, потому, что их движения менее предсказуемы, чем у их сверстников-правшей.
Креативное мышление необходимо при жизни левши, что может привести к лучшей адаптации и навыкам решения проблем в профессиональной жизни. «Даже если это так мало, как адаптация к дверям, инструментам или ножницам. . . мы разработали функциональные решения для всего этого. Это делает левшей более гибкими в офисе и быстро реагирующими», — говорится в статье в Fast Company.
Далее в статье подчеркивается, что левши могут придумывать несколько вариантов решения проблем и часто не видят вещи в черно-белом цвете. В статье также предполагалось, что они могут быть более независимыми, потому что их леворукость отличает их от многих их сверстников.
Эти статистические данные для левшей рисуют захватывающую картину того, на что может влиять леворукость. Факты о левшах говорят о том, что их уникальный взгляд на мир приводит к различному поведению и сильным сторонам. Еще многое предстоит изучить, когда речь идет о психологии различий мозга левшей и о том, что она может рассказать нам о развитии человека, психическом здоровье и многом другом.
Чтобы узнать больше о различиях между мозгом левшей и других интересных психологических вопросах, рассмотрите онлайн-программу бакалавра психологии в Колледже Нотр-Дам. Наша настраиваемая степень позволяет вам адаптировать свое образование, выбирая из многочисленных областей обучения в этой области. Наш целостный подход к психологии фокусируется на разуме, теле и духе и означает повышение конкурентоспособности рабочей силы.
Двусторонняя асимметрия костей кисти и латеральное доминирование кисти
. 1980 янв; 52(1):27-31.
doi: 10. 1002/ajpa.1330520105.
C C Платон, Дж. Л. Вуд, А. Х. Норрис
- PMID: 7369333
- DOI: 10.1002/айпа.1330520105
C C Платон и др. Am J Phys Антропол. 1980 Январь
. 1980 янв; 52(1):27-31.
doi: 10.1002/ajpa.1330520105.
Авторы
C C Платон, Дж. Л. Вуд, А. Х. Норрис
- PMID: 7369333
- DOI: 10. 1002/айпа.1330520105
Абстрактный
Двести тридцать пять (235) нормальных мужчин-участников Балтиморского лонгитюдного исследования были классифицированы как правши, левши и амбидекстры на основании их показателей силы хвата. Их левая и правая руки также были рентгенографированы, а размеры вторых пястных костей оценивались на основе доминирования руки. Результаты показали, что, как правило, размеры правой руки выше, чем левой, независимо от доминирования руки. Двусторонние различия в общей ширине, длине, общей площади и площади коры значимы среди доминантов правой руки и незначимы среди доминантов левой руки. Независимо от преобладания руки билатеральные различия в ширине мозгового вещества незначительны. Эти результаты свидетельствуют о врожденной тенденции правой второй пястной кости иметь больше кости, чем левой, независимо от преобладания руки. Дифференциальный стресс из-за доминирования рук увеличивает двустороннюю разницу у правшей и уменьшает ее у левшей.
Похожие статьи
Доминирование рук и двусторонняя асимметрия в строении второй пястной кости.
Рой Т.А., Рафф К.Б., Платон К.К. Рой Т.А. и соавт. Am J Phys Антропол. 1994 г., июнь; 94 (2): 203–11. doi: 10.1002/ajpa.1330940205. Am J Phys Антропол. 1994. PMID: 8085612
Возраст, пол и двусторонняя изменчивость кортикальной потери кости и размеров второй пястной кости.
Платон CC, Purifoy FE. Платон CC и др. Рост. Лето 1982 г .; 46 (2): 100–12. Рост. 1982. PMID: 7173698
Сила хвата: эффект доминирования руки.
Инчел Н. А., Чечели Э., Дурукан П.Б., Эрдем Х.Р., Йорганджиоглу З.Р. Инсел Н.А. и соавт. Singapore Med J. 2002 May; 43(5):234-7. Сингапур Med J. 2002. PMID: 12188074
Полезные измерения при оценке рентгенограмм рук.
Познански А.К. Познанский АК. Рука Клин. 1991 февраль;7(1):21-36. Рука Клин. 1991. PMID: 2037636 Обзор.
Генетика рукопожатия – обзор и семейное исследование.
Рейсс М. Рейсс М. Энн Хам Биол. 1999 янв.-февр.;26(1):39-48. дои: 10.1080/030144699282967. Энн Хам Биол. 1999. PMID: 9974082 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Анализ контактной площадки для трех типов ударов верхней конечностью.
Беранек В., Штастный П., Туркье Ф., Новачек В., Вотапек П. Беранек В. и соавт. J Funct Морфол Кинезиол. 2022 17 июня; 7 (2): 50. дои: 10.3390/jfmk7020050. J Funct Морфол Кинезиол. 2022. PMID: 35736021 Бесплатная статья ЧВК.
Различная временная тенденция к опорожнению тела лиц с правой и левой гемиплегией при сидении в инвалидном кресле.
Ким Х., Ли Т., Чо К.Х., Эом Г.М., Хонг Дж. Ким Х и др. ПЛОС Один. 2022 27 января; 17 (1): e0262849. doi: 10.1371/journal.pone.0262849. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35085303 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Прогнозирование длины пястных костей с использованием парных соотношений с двусторонними рентгеновскими снимками.