СОШ № 1247, Средняя образовательная школа с этнокультурным литовским компонентом образования № 1247 имени Юргиса Балтрушайтиса — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Superinform Baby – Школа №1247 им. Юргиса Балтрушайтиса
Форма обучения:
- дневная,
-
школа полного дня.
Работают спецклассы:
- профильные.
Углубленно изучают предметы:
- математика,
- физика,
- литература,
- русский язык.
Единственная в России русско-литовская школа открылась 1 сентября 1992 года. В 1994 году школа получила статус государственной, была зарегистрирована под номером 1247 и названа «Шальтинелис», что в переводе с литовского означает «родничок».
Школа c этнокультурным литовским компонентом образования функционирует в составе 1-11 классов.
Наполняемость классов 25-27 человек.
Учебный процесс в школе строится на основе учебного плана и государственных программ.
В школе имеется группа продленного дня.
Есть спортивные секции и кружки декоративно-прикладного искусства.
Есть дополнительное образование.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ трех ступеней образования:
- I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года), 1-4 класс,
- II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет), 5-9 классы,
- III ступень – среднее (полное) общее образование, (нормативный срок освоения 2 года), 10-11 класс.
На первой ступени образования:
- развиваются способности детей
- вырабатываются навыки чтения, письма и счета
- привычка к систематическому труду
Обучающиеся овладевают:
- основными умениями и навыками учебной деятельности,
- элементами теоретического мышления,
- навыками самоконтроля учебных действий,
- культурой поведения и речи,
-
основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Вторая ступень:
- обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования,
- формирует представления обучающихся о природе, обществе, человеке, соответствующие современному уровню знаний.
На этом этапе начинается дифференциация содержания образования.
Основное общее образование служит базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Третья ступень является завершающим этапом общеобразовательной подготовки.
Она обеспечивает:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования,
- развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся,
-
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Сотрудничество с ВУЗами:
Для учащихся 10-классов 2010-2011 формируются группы по профилям:
- гуманитарный,
- филологический,
- физико-математический.
В школе есть все необходимые условия для обучения ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, не имеющих противопоказаний для изучения двух иностранных языков, способных обучаться инклюзивно.
Профилирующие предметы:
- естественные науки,
- иностранные языки.
Иностранные языки:
- английский,
- литовский.
Факультативы:
- естественные науки,
- русский язык как иностранный,
- литовский язык,
- английский язык,
-
история.
Кружки:
- хореография,
- литовский народный танец,
- литовский фольклор,
- история Литвы,
- экскурсионная и экспедиционная деятельность.
Спортивные секции:
- мини-футбол,
- баскетбол,
- аэробика,
айкидо.
Подготовительное отделение:
Работает группа кратковременного пребывания дошкольников «Будущий первоклассник».
литовских школ за рубежом | Global True Lithuania
Литовские школы за рубежом считаются одними из лучших литовских учебных заведений из-за их важности для детей, и они были построены большими, чтобы обучать много детей. В начале ХХ века это были общеобразовательные школы, где всему обучали в одном месте. В настоящее время большинство этих зданий служат другим целям, однако их литовский декор и история сохранились. Современная литовская школа за границей отличается тем, что работает только по субботам и часто в арендованных помещениях и концентрируется только на литовской культуре (поскольку дети посещают местные школы по понедельникам-пятницам). Это полная история литовских школ за рубежом.
Интересно, что более 100 лет назад построить литовскую школу за границей было проще, чем в самой Литве.
Заброшенная литовская школа на горе Кармель в Пенсильвании. Фасад украшен литовским гербом и литовской надписью.
Это потому, что в конце 19 века Литвой правила Российская империя и литовский язык был запрещен. Все существовавшие тогда школы преподавали в основном на русском языке. Были тайные «подпольные литовские школы», но в них не было зданий, и в них литовские дети обучались на фермах.
Парадоксально, но у литовцев было гораздо больше возможностей говорить на своем языке, писать и учить своих детей на литовском после того, как они эмигрировали за границу.
Литовская школа св. Георгия в Бриджпорте, Чикаго, была одной из крупнейших литовских приходских школ в Америке.
Первая волна литовской эмиграции (1865-1914 гг.) создала первые массовые литовские общины за границей, особенно в горнодобывающих и промышленных городах США (Кол-регион Пенсильвания, Чикаголенд, Восточное побережье). Этих общин было достаточно, чтобы основать литовские школы. Поскольку в то время большая часть литовской общественной деятельности (в том числе светской) происходила в литовских приходах, школы были созданы как приходские школы и укомплектованы в основном литовскими монахинями из литовских монастырей (часто литовские женские монашеские ордена основали небольшой женский монастырь рядом с литовской школой). Это были школы полного дня, в которых литовцам преподавали все предметы. В то время государственное образование было недоступно, и поэтому бедные литовские рабочие-иммигранты или чеканщики использовали эти школы (укомплектованные монахинями-добровольцами) не только для защиты литовской культуры, но также (или даже в основном) для обучения своих детей, чтобы у них было лучшее образование. жизнь.
Литовская школа и церковь Св. Антония Цицерона
Тем не менее, эти приходские школы стали центрами, способствующими распространению литовской культуры за рубежом. В этих школах у детей были бы в основном друзья-литовцы, и поэтому у них была бы возможность говорить по-литовски. Они создавали литовские семьи с литовскими детьми. Степень использования литовского языка в таких школах была разной, но уроки литовского языка были обычными, и монахини тоже говорили по-литовски. Как правило, литовская культура сохранялась гораздо дольше в районах, где литовская приходская школа была 9.0003
Уотербери Вход в литовскую школу, украшенный Витисом
Литовские приходские школы различаются по размеру и стилю. Многие из них утилитарны, и только литовская надпись на краеугольном камне в лучшем случае указывает на назначение. Однако на фасадах некоторых литовских школ есть обширные литовские барельефы.
В Литве приходские здания устанавливались таким образом: школа фактически строилась раньше церкви. Пока собирались деньги на строительство церкви, община также молилась в школьном зале. Затем, по мере дальнейшего роста общины и наличия достаточного количества денег для строительства отдельной церкви, эта церковь будет построена, а религиозная деятельность освободит школу для обучения в одиночку. Однако некоторые литовские приходы за границей так и не стали достаточно большими, чтобы сделать второй шаг. Таким образом, их церкви навсегда остались в литовских школьных зданиях.
Церковь/школа Вильнюсской Богоматери в районе Сердце Италии в Чикаго (краеугольный камень). Этот приход на самом деле никогда не перерастал эту школу, и пока она существовала, месса проводилась в школе
. Поскольку государственное образование стало обычным явлением в США после Второй мировой войны, литовские приходские школы (и приходские школы в целом) многое потеряли. их назначение выходит за рамки этнокультурного. Было дешевле отправить ребенка в государственную школу, и условия там часто были лучше (поскольку приходские школы, даже если они были укомплектованы монахинями-добровольцами, все равно должны были поддерживаться литовской общиной). Таким образом, приходские школы стали закрываться одна за другой.
Первоначальная литовская школа Св. Антония в Омахе, Северо-Восточная, с современным расширением справа (обе сейчас заброшены) поскольку Литва была оккупирована Советским Союзом в 1940 году после ее непродолжительной независимости (1918-1940). Многие новые литовцы были вынуждены эмигрировать в качестве беженцев. Где могли, отдавали детей в старые приходские школы, но их становилось все меньше. Кроме того, в то время литовские церковно-приходские школы часто проводили большинство занятий и на английском языке. Таким образом, они создали новый тип литовской школьной сети, так называемые «субботние школы» (или «воскресные школы»), куда литовские дети ходили в дополнение к обычным школам. Там преподавались только предметы, связанные с Литвой, и использовался только литовский язык.
Мемориал погибшим за свободу Литвы перед Кливлендской литовской школой (Огайо). Первоначально служившее приходской школой, это здание до сих пор используется как литовская субботняя школа. Это одна из литовских приходских школ, построенных после Второй мировой войны. В то время как приходские школы пришли в упадок, в некоторых крупных городах, таких как Кливленд, большой приток беженцев после Второй мировой войны привел к необходимости строительства новых школ
Однако большинство литовских субботних школ являются «временными». То есть они находятся в арендованных помещениях, которые сдаются только по субботам (или воскресеньям), так как нет никакой логики строить целое здание на один день в неделю. Часто помещения обычных школ арендуются на субботу, так как эти школы в этот день ими не пользуются. Поскольку размер и серьезность таких литовских школ сильно различаются, во многих случаях, когда есть несколько детей, местные литовцы просто приводят своих детей в одно место на час или около того уроков литовского языка одним из родителей. В других местах, где больше детей и есть традиции литовской субботней школы, к ним относятся гораздо серьезнее, с несколькими уроками и опытными учителями.
Бостон Литовская субботняя школа в арендованных помещениях
Тем не менее, большинство таких субботних школ выходит за рамки проекта «Глобальная истинная Литва», поскольку мы документируем здания и памятники, а не организации.
Тем не менее, на этом сайте есть много зданий литовских приходских школ. Хотя почти все эти приходские школы закрылись, большая часть зданий все еще стоит, а литовские детали сохранились. Многие здания до сих пор используются в качестве школ (они были либо проданы, либо сданы в аренду частным школам). Некоторые литовские школьные здания стоят заброшенными. Некоторые из них до сих пор принадлежат литовским приходам и используются для литовских субботних школ (либо они используются только один раз в неделю, либо сдаются в аренду для обычной школы на пять дней, а затем используются литовскими детьми по субботам).
Литовская школа Буэнос-Айреса Литовский приход. В настоящее время она служит общеобразовательной школой
Крупнейшей литовской школой за пределами Литвы, имеющей собственное здание, является гимназия им. 16 февраля в Германии, которая служила школой погружения в литовский язык для литовцев со всего мира. Они приезжали туда жить и должны были говорить на литовском языке, так как другого общего языка не было (были англоговорящие литовско-американцы, португалоговорящие литовско-бразильские, испаноязычные литовско-аргентинцы и литовцы из Германии, которые учились вместе). ). Это помогло воспитать 2-е или 3-е поколение литовцев как особенно мыслящих по-литовски и хорошо говорящих по-литовски.
Статья ©Аугустинаса Жемайтиса.
Вильгельм фон Гумбольдт, «Кенигсберг и литовская школа» (1809)
Реферат
Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) был лингвистом, философом и государственным чиновником, увлеченным теорией и практикой образования. Его образовательный подход стал важной вехой в истории современного немецкого знания. Подход Гумбольдта вывел обучение из компетенции местных священнослужителей и педагогов и передал его под власть государства. Эта власть хотела, чтобы школы воспитывали надежных граждан, способных эффективно работать на государственной службе и учиться на протяжении всей жизни, полагая, что честь и полезность, связанные со служением и обучением, послужат общему благу. Кроме того, систематическое разделение обучения Гумбольдтом на три этапа — начальный, средний и университетский — придавало согласованность общественному обучению, продвигая учащихся по континууму прогрессивного когнитивного развития. Сила и успех подхода Гумбольдта, который проявляется в этой подборке 1809 г., изменили не только немецкое образование, но и образование в других странах, в том числе в Соединенных Штатах.
Источник
Однако все школы, находящиеся в ведении не одного класса, а всего народа или государства, должны иметь своей целью общее гуманистическое воспитание. – Все, что требуется для жизни или для определенного ремесла, должно быть выделено и приобретено после окончания общего образования. Если и то, и другое смешано, то образование нечисто, и в результате не получится ни полноценных людей, ни полноценных граждан определенных классов.
Обе формы образования – общая и специальная – строятся на разных принципах. Благодаря общему воспитанию силы, т. е. самого человека, должны укрепляться, утончаться и направляться; через профильное образование человек приобретает применимые навыки. Для первого всякое знание и всякое умение должны способствовать развитию интеллектуальных способностей и воображения, а то и другое, в свою очередь, должно способствовать развитию ума посредством полного проникновения в строго перечисленные принципы или путем возвышения до универсального мировоззрения (как в случае с математическими или эстетическими идеями). Если знания и навыки не имеют такого эффекта, то они мертвы и бесплодны. Для специального образования человек очень часто должен ограничиваться результатами, причины которых непонятны, потому что нужно приобрести навык, а для понимания не хватает либо таланта, либо времени. Так обстоит дело с ненаучными хирургами, многими фабрикантами и т. д. Одна из главных целей общего образования состоит в том, чтобы обеспечить такую тщательную подготовку, чтобы мастерство отсутствовало только в некоторых профессиях, и никогда до такой степени, что это затрагивает людей.
Поэтому организация школ не касается ни одного класса, ни одного ремесла и, конечно, не только ученых — ошибка прежних времен, когда другие предметы приносились в жертву языковому обучению, и даже последнее бралось — больше по отношению к качество, чем количество – для внешних целей (для приобретения мастерства в изложении и письме), а не для истинного образования (знание филологии и античности).
Общее среднее образование посвящено целостному человеку, т.
как атлетическое существо,
как эстетическое существо,
как дидактическое существо, а здесь
как математическое существо,
как философское существо, которое в среднем образовании
чисто в форме языка
, но в остальном всегда историко-философское, и
историческое существо
в основных функциях его природного бытия.
Таким образом, это полное образование имеет одну и ту же основу. Ибо умы самого заурядного поденщика и самого высокообразованного человека должны быть настроены в первую очередь на один и тот же тон, чтобы первый не огрубел до уровня ниже человеческого достоинства, а второй не сделался сентиментальным, химерические и эксцентричные, не соответствующие человеческому потенциалу.
Вместо этого может показаться, что по мере постепенного развития образования методы должны варьироваться в зависимости от того, может ли цель этих методов быть предусмотрена посредством обучения как широкая или узкая. Однако и здесь разница кажется мне незначительной. Если оставаться убежденным, что количество и характер школьных предметов должны, по возможности, определять общее воспитание ума в каждую эпоху, и если каждый предмет следует рассматривать таким образом, чтобы иметь наибольший и самый полезный эффект по уму, то и результаты должны быть примерно одинаковыми. Таким образом, изучение греческого языка может быть столь же полезным для краснодеревщика, как плотницкое дело для ученого. Тем не менее, выбор материала допускает небольшие различия, поскольку каждая форма может быть применена только к одному материалу, и, следовательно, выбор также будет учитываться. Резких контрастов также всегда можно избежать, и дело не доходит до того, что ремесленник изучает греческий или даже латынь.
Пределы образования, где оно не достигло своей конечной точки, университета с его эмансипацией от действительного обучения (так как университетский преподаватель лишь издалека руководит самостоятельным обучением), могут быть определены только тем, что необходимо для всякого образования: силой духа и временем. . Если ученик обеспечивает одно и имеет средства для другого, то учитель может направить его, и государство должно обеспечить, чтобы он мог дойти до этого.
Обязанность школьных властей при организации школьной системы состоит в том, чтобы не дать учащемуся пойти по пути, который не принес бы ему никакой пользы, если бы он не пошел по нему дальше. К сожалению, в наших школах почти всегда бывает так, что когда ученик увязает в терции или секунде, он бросает свое образование. Однако этого никогда не произошло бы, если бы образование ориентировалось (как это уже делается в очень хороших школах) не на потребности жизни, а на самого ученика, на знание как знание, на формирование ума, а на заднем плане — на науку. . Ибо в уме и в науке (которая есть не что иное, как объект, рассматриваемый со всех сторон) каждая отдельная точка связана со всеми предыдущими и будущими точками, не является ни началом, ни концом, является всем средством и целью; и таким образом каждый дальнейший шаг есть выигрыш, даже если сразу за ним возводятся железные стены.
Если эти принципы верны и если мы теперь перейдем от них к различным типам школ (специальные школы всегда совершенно обособлены), то первый и самый важный принцип снова таков:
единство и преемственность образования на его естественных стадиях,
поскольку любое разделение в учреждении, в точке, где образование не имеет естественного разделения, разрушает его развитие и вносит несоответствие в отношение и дух одного и того же, превращая даже учителя, который предполагалось только обеспечить руководство до произвольно выбранной точки, неопределенной и запутанной.
Я могу признать только следующие естественные стадии:
начальное образование,
среднее образование и
университетское образование.
Начальное образование состоит просто в описании всякого рода идей и их первой и первоначальной классификации, но оно может без ущерба вводить в этот материал большее или меньшее количество предметов, относящихся к природе и географии. Начальное образование позволяет [учащимся] узнавать о реальных вещах и руководствоваться учителем.
Среднее образование обучает ученика математике, языкам и истории до такой степени, что было бы бесполезно держать его привязанным к учителю и к реальному обучению; среднее образование постепенно освобождает ученика от учителя, но учит его всему, что может дать учитель.
Университет предназначен для того, что человек может найти через себя и в себе, для проникновения в чистую науку. Для совершения этого самомотивированного действия в прямом смысле слова необходима свобода и полезно уединение; вся внешняя организация университетов вытекает из соединения этих двух элементов. Посещение лекций является лишь второстепенным соображением; главное — прожить несколько лет для себя и для науки, в тесном общении с людьми того же возраста и склада ума, с сознанием того, что в том же месте есть целый ряд вполне образованных людей, людей, посвящающих себя исключительно повышение и распространение знаний.
Если мы посмотрим на весь этот курс от первых элементов до окончания университета, то станет очевидным, что с интеллектуальной точки зрения высший принцип органов образования (хотя и редко выражаемый) состоит в том, чтобы произвести глубочайшее и чистейшее понятие сама наука. Для этого вся нация, насколько это возможно и при сохранении всех индивидуальных различий, вступает на путь, который ведет к знанию, если идти дальше, и к той точке, где, в соответствии с различными талантами и ситуациями, наука и ее результаты могут можно по-разному ощущать, понимать, исследовать и практиковать, тем самым помогая индивидууму энтузиазмом, пробуждаемым чистым коллективным чувством.
Однако не везде реальное образование может быть обеспечено в полном объеме в одном учебном заведении. Так как, однако, эти препятствия лишь случайны, то, по моему мнению, всякое другое различие, кроме упомянутых выше, также является лишь случайным и должно рассматриваться как таковое.
В результате практические рекомендации для органов образования заключаются в следующем:
там, где могут быть академические школы (т. е. школы, доводящие обучение до конца), не нужны отдельные неакадемические городские школы [Bürgerschulen], а только начальные школы.
, с другой стороны, там, где это невозможно, могут и должны быть неакадемические городские школы, которые, однако, состоят только из младших классов, обучающихся отдельно.
Но точно так же, как обязанностью каждого практического приема является обеспечение того, чтобы единство принципа не поглотило благотворного многообразия действительности, начальным школам в первом случае может быть предоставлена такая свобода, что они определенно поведут учеников дальше, чем начальные школы. неакадемические городские школы с первого класса плана. Они должны только никогда не вторгаться на территорию академических школ, проводя обучение на латыни. В противном случае они разрушат единство образования. И в истории они должны останавливаться в определенных пограничных точках. Однако в математике только таланты учителя и ученика и время могут установить границы в таких случаях. Это отдельный предмет, по которому легче усваиваются знания, и поэтому предмет может быть представлен более широко.
Из-за принципа равного размещения так называемые неакадемические городские школы во втором случае должны согласиться пойти дальше в математике, чем в противном случае пошли бы младшие классы академических школ, и они также будут включать больше чисто исторической информации.
Если я теперь внимательно рассмотрю настоящий план, то обнаружу прежде всего следующие основные противоречия среди разработанных здесь руководящих принципов:
1. Предлагаемая установка о том, что совмещение неакадемических городских школ и академических школ в одном учреждении допустимо, но желательно обратное. Политика, согласно которой город должен обеспечивать первых, а провинция – вторых, уже весьма сомнительна в этом отношении, а по плану выливается в вдвое большее количество контролирующих органов. В этом случае мне кажется совершенно невозможным иметь хорошую академическую школу. Как бы тщательно депутация ни подходила к городам, она уже не может поручиться за истинное превосходство неакадемических городских школ и особенно за их пригодность для подготовки к академическим школам. Поэтому мне кажется лучше:
а. либо отдавать царские средства только городам, где есть академические школы, и соединять там те средства с городскими, делая с ними, что можно, либо
б. полностью перенять академические школы с их низших классов за королевский счет и потребовать от необремененных городов вместо этого предоставлять только своим начальным школам сумму, относительно равную сумме, которую другие города подают в начальные и неакадемические городские школы вместе взятые. Неравенство — это природа мира, и легко мириться с тем, что что-то лучше, чем что-то другое.
2. Мне кажется слишком скудным деление на классы. Неакадемическая городская школа с одним классом вряд ли может добиться большего, чем любая начальная школа. Для неакадемической городской школы, которая должна одновременно служить и подготовительной, двух классов все же мало. Академические школы, несмотря на все свои усилия, ничего бы не добились, если бы их ученики приходили из других школ с одним или двумя классами, а у них самих было всего три. Вскоре возникнет необходимость в повторном делении, рекомбинации и т. д.
Даже в начальной школе одинокий учитель, когда он хочет правильно преподавать, должен хотя бы иногда разделять уроки. Очень полные, хорошие начальные школы должны иметь два класса, хотя правилом может быть и один.
Так называемые неакадемические городские школы обязательно должны иметь два класса, а по возможности и три, и еще очень строго принимать учеников, не очень солидных в начальной школе. В противном случае необходимо добавить третий или четвертый класс.
Академические школы (лучше здесь: губернские школы, объединенные с неакадемическими городскими школами плана) могут обойтись пятью классами.
3. В плане видна некоторая тенденция уйти от возможности будущих знаний в неакадемических городских школах и думать о ближайшей, повседневной жизни. Почему, например, математику следует преподавать по Вирту, а не по Евклиду, Лоренцу или другому строгому математику? Любая голова, приспособленная к математической строгости, а таковых большинство, способна и без разностороннего образования, а если к общему образованию в силу необходимости, ввиду отсутствия специализированных школ, примешивать дополнительные приложения, то это можно сделать в направлении конец. Только чистое должно оставаться чистым. Даже для числовых отношений я не люблю слишком частых приложений с использованием каролин, дукатов и т. д. Чем глубже, к сожалению, должен погружаться в жизнь человек, который не может быть образован на более высоком уровне, тем тщательнее он держится за те немногие формулы, на которые он способен.