Локомотив истории карл маркс: Карл Маркс: человек, который изобрел “локомотив истории”

Содержание

30) «КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ» (МАРКС). 50 золотых идей в философии

30) «КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ» (МАРКС)

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир, в Германии, в семье адвоката. Будущий властитель дум проходил обучение в университетах Бонна и Берлина, где и получил диплом юриста. Уже в это время он всерьез заинтересовался философией. В 1840 году Маркс защитил диссертацию на тему «Различия между натурфилософией Демокрита и Эпикура». В соответствии со своими воззрениями, он примкнул к младогегельянцам, но изначально был склонен к материализму. В 1842 году Маркс работал редактором так называемой «Рейнской газеты», закрытой через год за антиправительственную пропаганду. Все последующее время философ находился в гуще политической жизни.

В 1844 году Маркс познакомился с молодым, но подающим надежды философом Фридрихом Энгельсом, совместно с которым он напишет свои наиболее известные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии».

С 1850-х годов и до конца жизни Маркс занимался исключительно политэкономией и создал колоссальный труд, посвященный особенностям рынка и теории стоимости, «Капитал», первый том которого вышел в 1863 году, а остальные два тома – уже после смерти автора.

Каждому читателю, наверное, памятно то недавнее время, когда учение Карла Маркса широко критиковалось буквально всеми: писателями, журналистами, политиками и рядовыми гражданами. Тогда, в период перестройки, казалось, что, показав всю несостоятельность марксизма, мы все сможем освободиться от его наследия и начать жить заново. Однако сейчас, спустя пятнадцать лет, критическая эйфория утихла, и мы наконец-то снова можем спокойно и объективно посмотреть на идеи, разработанные Марксом.

У всех на слуху основные понятия, введенные им в философию и политэкономию: класс, формация, коммунизм, классовая борьба, социалистическая революция. Воспитанные на них, мы даже не догадываемся о том, что идеи, связанные с историческим прогрессом, занимали отнюдь не главное место в творчестве Маркса. Намного более важными являются его экономические труды, в особенности «Капитал», где он обосновал современную теорию стоимости и смог объять в исследовании все стороны рыночной экономики. Однако в этой книге нас будут интересовать именно идеи философа о классовой борьбе и формациях.

Что же Маркс понимал под общественно-экономическими формациями? Философ считал, что это своего рода состояния общества и экономики, являющиеся характерными на определенный период времени. Наиболее важным, можно сказать, определяющим принципом для формации является способ производства, то есть каким способом производятся товары. Относительно него формация получает свое название и место в периодизации.

Всего Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую. Каждая формация характеризуется следующими чертами:

1. Наличие двух классов, интересы которых противоположны.

2. Наличие непонимания между классами (так называемого антагонизма).

3. Наличие выражений данного непонимания в виде протеста и революционных событий.

Каждая формация является на смену предыдущей в результате нарастания непримиримости классов. При этом первые четыре формации сменяют одна другую без особой революции, а пятая приходит именно вследствие всеохватывающего переворота общественных и экономических отношений.

В период существования первобытно-общинной формации общественные отношения еще только формируются и не являются до конца устоявшимися. Социум еще не представляет собой государства с оформленным законодательством, поэтому отношения между людьми еще далеки от разделения на два противоположных класса.

Рабовладельческая формация характеризуется противостоянием рабов и их владельцев. Рабовладельцы угнетают рабов, захватывая все, произведенное ими, и присваивая себе. Самим же производителям они в обмен на тяжелый труд предлагают скромное пропитание. Здесь не идет даже речи о какой бы то ни было заработной плате, так как раб считается собственностью господина, его вещью.

Действительно, если обратиться к воспоминаниям, оставленным античными историками, можно узнать, что рабы не воспринимались как люди, ведь главным качеством человека была свобода, причем прирожденная (то есть нужно было родиться ребенком свободных родителей и не потерять свободу в течение жизни). Только свободные от рождения люди могли становиться гражданами государства, полноценными людьми, то есть рабы людьми не считались. Однако рабы, в которых время от времени просыпалось самосознание, пытались бороться со своими хозяевами, устраивали восстания, наиболее известным из которых является восстание Спартака.

Феодальная формация характеризуется наличием антагонизма между феодалами и крестьянами. Феодалы разрешают крестьянам обрабатывать принадлежащую им землю, за что изымают большую часть продукции, оставляя работников в нищете, едва способными прокормиться. Время от времени крестьяне устраивают восстания и войны, громя поместья феодалов.

Капиталистическая формация имеет в своей основе противоречия между трудящимися и капиталистами. Капиталисты предоставляют рабочим возможность трудиться на заводах и фабриках, используя принадлежащие им средства производства. Капиталист платит рабочим заработную плату, сумма которой значительно меньше той прибыли, которую он получает. Так капиталист эксплуатирует рабочих, наживаясь на их труде, а рабочие вынуждены продавать свою силу, чтобы прокормить себя и свои семьи.

Противоречия между капиталистами и наемными рабочими являются самыми неразрешимыми из всех, и именно по этой причине в рамках капиталистического строя зарождаются предпосылки социалистической революции. Маркс охарактеризовал их знаменитой фразой «низы не могут, верхи не хотят». Она означает, что пролетарии уже не могут выносить эксплуатации, а капиталисты не хотят ничего изменять. В результате революция становится неизбежной.

Возможность революции появляется тогда, когда пролетариат и угнетаемое государством крестьянство осознают свою угнетенность и решают стать свободными. Именно в этот момент возникает угроза капиталистическому строю.

Маркс считал, что противоречия неизбежно приводят к революции, так как угнетение одних людей другими не может продолжаться вечно.

Социалистическая революция представляет собой резкое преобразование общественного и экономического состояния. Основным принципом революции является равенство всех людей в плане прав, свобод и собственности. Помимо этого, выдвигаются принципы новой государственности, которая строится на плановом хозяйстве, подзаконности правителей и совершенном отсутствии разделения на противостоящие один другому классы.

Постепенно социализм переходит в коммунизм, самое последнее из возможных общественно-экономических состояний, наиболее идеальное и правильное. При коммунизме не существует уже государства, все люди абсолютно равны между собой, каждый имеет все, что хочет, и работает столько, сколько желает. Это эпоха счастья и процветания, конец истории, предел мечтаний.

* * *

Известно, что великий мыслитель Карл Маркс происходил из семьи ортодоксальных евреев. Его начитанность в иудейской традиционной литературе отразилась в творчестве философа-политэкономиста в виде идеи о грядущем приходе коммунистического строя, по своим характеристикам очень похожего на описанные в Ветхом Завете мессианские времена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. Классовая борьба, психология и сознание класса государственных рабочих в СССР

4. Классовая борьба, психология и сознание класса государственных рабочих в СССР В Октябре 1917 г. рабочие и крестьяне свергли власть помещиков и капиталистов и установили свою революционную диктатуру. Однако производительные силы не были еще столь развиты, чтобы можно

Классовая борьба как движущая сила

Классовая борьба как движущая сила Не так уж часто народ выступает в своем историческом действии как нечто единое, целостное: его составляющими являются классы, нации и т.

 д., и каждая из составляющих вносит свой нюанс даже в единое общенародное действие, не говоря уже о

Глава V. Классовая борьба и государство

Глава V. Классовая борьба и государство Общая марксистская теория классовой борьбы была изложена во второй главе. Классовая борьба порождается способом производства, который разделяет общество на классы; один из них действительно участвует в процессе производства (раб,

Заработная плата и классовая борьба

Заработная плата и классовая борьба Последовательность движения его мысли была такова. Заработная плата, прибыль на капитал и земельная рента – существенно различные виды доходов. Более того, заработная плата находится в антагонистическом отношении к прибыли на

К. МАРКС К ИСТОРИИ СОЮЗА С ФРАНЦИЕЙ

К. МАРКС К ИСТОРИИ СОЮЗА С ФРАНЦИЕЙ Лондон, 24 марта. Газета «Press»[113], орган Дизраэли, вызвала на прошлой недело бурю в стакане воды своим утверждением, что «император Луи» является единственным препятствием на пути к заключению мира и что он связал с собой Австрию, заключив

К. МАРКС ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

К. МАРКС ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА ИСТОРИИ Манчестер (Англия), 18 мая 1858 г.Вскоре после окончания последней войны с Россией в газетах появилось сообщение, что некий Мехмед-бей, полковник турецкой армии, он же г-н Бандья, бывший полковник венгерской армии, покинул

К. МАРКС ЗАПРОС ЛЕЙАРДА. — БОРЬБА ВОКРУГ БИЛЛЯ О ДЕСЯТИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ

К. МАРКС ЗАПРОС ЛЕЙАРДА. — БОРЬБА ВОКРУГ БИЛЛЯ О ДЕСЯТИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ Лондон, пятница, 8 июля 1853 г.Фактическое занятие Дунайских княжеств и приближение давно ожидавшегося кризиса заставили английскую прессу заметно сбавить свой воинственный тон; поэтому и не

К.

МАРКС ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ. — ДУХОВЕНСТВО И БОРЬБА ЗА ДЕСЯТИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ. — ГОЛОДНАЯ СМЕРТЬ[360]

К. МАРКС ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ. — ДУХОВЕНСТВО И БОРЬБА ЗА ДЕСЯТИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ. — ГОЛОДНАЯ СМЕРТЬ[360] Лондон, пятница, 25 февраля 1853 г.Парламентские дебаты за эту неделю представляют мало интереса. 22-го в палате общин г-н Спунер предложил прекратить выдачу субсидий

К. МАРКС КЛАССОВАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ С 1848 ПО 1850 г.[5]

К. МАРКС КЛАССОВАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ С 1848 ПО 1850 г.[5] Написано К. Марксом в январе — 1 ноября 1850 г.Напечатано в журнале «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonmische Revue» №№ 1, 2, 3 и 5–6, 1850 г.Печатается по тексту журнала, сверенному с текстом издания 1895 г.Перевод с немецкогоПодпись: Карл МарксЗа

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС РЕДАКЦИОННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ И.

Г. ЭККАРИУСА «ПОРТНЯЖНОЕ ДЕЛО В ЛОНДОНЕ, ИЛИ БОРЬБА КРУПНОГО И МЕЛКОГО КАПИТАЛА»[258]

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС РЕДАКЦИОННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ И. Г. ЭККАРИУСА «ПОРТНЯЖНОЕ ДЕЛО В ЛОНДОНЕ, ИЛИ БОРЬБА КРУПНОГО И МЕЛКОГО КАПИТАЛА»[258] Автор этой статьи сам рабочий одной из лондонских портняжных мастерских. Мы спрашиваем немецких буржуа, сколько у них

Глава 21. Маркс — производительные силы и классовая борьба

Глава 21. Маркс — производительные силы и классовая борьба Жизнь. Карл Маркс (Karl Marx, 1818–1883) был сыном состоятельного немецкого адвоката еврейского происхождения. В молодости Маркс интересовался греческим материализмом, и его докторская диссертация была посвящена

1.2. Классовая борьба

1.2. Классовая борьба Перейдем к трактовке Карлом Поппером марксистской теории классов и классовой борьбы. Здесь тоже проявляет себя в полной мере стремление к упрощенной трактовке марксизма, к его примитивизации. Так, автор чуть ли не на каждой второй странице текста, и

Классовая борьба

Классовая борьба Марксизм сводит весь исторический процесс к борьбе классов и отрицает национальное и государственное единство народа.На самом деле, легко видеть, что исторический процесс – это не столько борьба классов, сколько процесс развития и борьбы рас, наций,

Карл Маркс цитата: Революции — локомотивы истории. Классовая борьба во Франции (январь — …

—  Карл Маркс

Лондонское изгнание

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 25 марта 2023 г.

Темы
история, борьба, история, революция, локомотив, январь, ноябрь

Карл Маркс
158немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политическ… 1818 – 1883

Похожие цитаты

„История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии (декабрь 1847 г.— январь 1848 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Цитаты из совместных с Ф. Энгельсом произведений

„Танки — локомотивы истории.“

—  Аркадий Филиппович Давидович писатель, афорист 1930

„Конечно, нашу политику никак нельзя считать политикой разжигания классовой борьбы. Почему? Потому, что разжигание классовой борьбы ведет к гражданской войне. Потому, что, коль скоро мы стоим у власти, коль скоро мы упрочили эту власть и командные высоты сосредоточены в руках рабочего класса, мы не заинтересованы в том, чтобы классовая борьба принимала формы гражданской войны. Но это вовсе не значит, что тем самым отменена классовая борьба или что она, эта самая классовая борьба, не будет обостряться. Это тем более не значит, что классовая борьба не является будто бы решающей силой нашего продвижения вперёд.

—  Иосиф Виссарионович Сталин российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус, Генсек Ц… 1879 – 1953

«Об индустриализации и хлебной проблеме», речь 9 июля 1928 г.
Парафраз «по мере нашего продвижения вперёд к социализму классовая борьба будет обостряться» был ошибочно приписан Сталину Хрущёвым на XX съезде ЦК КПСС (25 февраля 1956) как фраза из Доклада на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 г. «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» (см. ниже)
Между Октябрьской революцией и Великой Отечественной войной
Источник: (Известия ЦК КПСС. — 1989. — № 3. — С. 139.
Источник: Косолапов Р. Слово товарищу Сталину. — М., 1995. — С. 307-310.

„Народ, порабощающий другой народ, куёт свои собственные цепи.
Генеральный совет — Федеральному совету романской Швейцарии (около 1 января 1870 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Лондонское изгнание

„…И снова я уже после Революции (21 января 1919 г. ) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: «Здесь все встречаются, как на том свете».“

—  Анна Андреевна Ахматова одна из известнейших русских поэтесс XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик 1889 – 1966

Из «Воспоминаний об Александре Блоке»

„Классовая борьба существует, это неизменный элемент нашей действительности…“

—  Эдуард Вениаминович Лимонов русский писатель, поэт, публицист, российский политический деятель 1943

„В современную эпоху между этапами демократического и социалистического преобразований не существует длительного исторического интервала, так как руководящая роль рабочего класса в политической борьбе сближает эти два этапа… Хотя формы перехода к социалистической революции могут быть различными, она не может происходить без острой классовой борьбы…“

—  Морис Торез деятель французского и международного рабочего и коммунистического движения 1900 – 1964

Из выступления на XV съезде ФКП, 1959 год
Источник: Торез Морис. , [http://slovari.yandex.ru/ Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81/,, 2010-12-25, ru]

„…Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г.— август 1846 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Цитаты из совместных с Ф. Энгельсом произведений

„…Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.
А в чём состоит эта классовая борьба? Это — царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов.“

—  Владимир Ильич Ленин российский философ, политик, лидер Октябрьской революции 1870 – 1924

Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи «Задачи союзов молодёжи» 2 октября 1920 г. — ПСС, 5-е изд, т. 41, с. 310.
Подтверждённые

„Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.
К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 г.— январь 1844 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Период до 1849 г.

„…Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.
К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 — январь 1844 г.) — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1, с. 414.“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Период до 1849 г.

„Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г.— август 1846 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Цитаты из совместных с Ф. Энгельсом произведений

„…Коммунисты-державники <…> сегодня отличаются от своих чванливых и косных номенклатурных предшественников. Они отвергли экстремистские тезисы о классовой борьбе…“

—  Геннадий Андреевич Зюганов российский политический деятель 1944

„История показывает, что прогресс невозможен без борьбы.“

—  Морис Торез деятель французского и международного рабочего и коммунистического движения 1900 – 1964

Источник: Высказывания – Торез Морис., [http://www.aforism.su/ Афоризмы http://www.aforism.su/avtor/674.html,, 2010-12-25, ru]

„История России — борьба невежества с несправедливостью.“

—  Михаил Михайлович Жванецкий русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений 1934

Ещё мысли

„…Печать превращает материальную борьбу в борьбу идейную, борьбу плоти и крови — в борьбу духовную, борьбу потребностей, страстей, эмпирии — в борьбу теории, разума, формы.
О сословных комиссиях в Пруссии (10 декабря 1842 г. ).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Период до 1849 г.

„«Локомотив» — это моя команда!“

—  Дмитрий Сычёв российский футболист 1983

после чемпионства 2004-го года

„Октябрь – один из самых опасных месяцев в году для игры на бирже. Остальные опасные месяцы: июль, январь, сентябрь, апрель, ноябрь, май, март, июнь, декабрь, август и февраль.“

—  Марк Твен американский писатель, журналист и общественный деятель 1835 – 1910

„…Мораль зиждется на автономии человеческого духа…
Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции (между 15 января и 10 февраля 1842 г.).“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Период до 1849 г.

„Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 — январь 1844 г.) — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1, с. 415.“

—  Карл Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель 1818 – 1883

Период до 1849 г.

Связанные темы

  • История
  • Борьба
  • История
  • Революция
  • Локомотив
  • Январь
  • Ноябрь

революций: локомотивы истории или ответ на вызовы?

09 ноября, 00:00

Поделиться:

Мой преемник на посту директора Института истории Украины, профессор Геннадий Боряк (я устал объяснять журналистам, что не занимаю этот пост с прошлого года) попросил меня написать статью о промышленной революции для энциклопедии . В то же время профессор Ирина Колесник, заведующая одним из научно-теоретических журналов в институте, получила заказ на написание реферативного эссе на ту же тему, посвященного истории терминов.

Работая над этими темами, я постоянно чувствовал взаимное противоречие двух концепций — марксистской и тойнбианской. Должны ли мы рассматривать революции с точки зрения Карла Маркса? Или мы должны отказаться от прославления и клеймения знаменитого мнения Маркса о том, что революция есть локомотив истории, зависящий от политических взглядов? Должны ли мы перейти на другую систему мировоззрения? Предлагаю использовать терминологию «вызов-ответ», введенную выдающимся английским историком Арнольдом Тойнби, объясняющую динамику исторического процесса.

Решил обратиться к читателям со своими мыслями. «День» не столько сообщает о том, что произошло, сколько анализирует, почему это произошло. Конечно, больше всего газету интересуют события, которые произошли со всеми нами, нашими родителями, бабушками и дедушками, начиная с 1917 года. В этом году исполняется 93 года со дня коммунистической революции в России, в состав которой тогда входила Украина. Концепция Маркса о революциях как локомотивах истории не является теоретической абстракцией для людей, родившихся в бывшей советской стране.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Октябрьская революция 1917 года была большевистской, так как дала власть большевикам. Советы победили, а вместе с ними к власти пришла партия большевиков.

После установления однопартийности большевики «приватизировали» русскую революцию: все неугодные им политические силы были объявлены контрреволюционными. Рабочие и военные отряды лишились права менять своих заместителей в ежедневных советах. Затем они должны были голосовать за кандидатов, рекомендованных большевистскими комиссарами. Революция сошла на нет после того, как Учредительное собрание было сорвано.

Потребовалось несколько месяцев, чтобы распространить большевистскую диктатуру из столицы на периферию. Весной 1918 года большевистская партия завоевала большую часть бывшей империи и приступила к реализации собственной программы социально-экономических преобразований, не имевшей ничего общего с интересами какого-либо социального слоя. Подобных преобразований мир еще не видел, но они не были продолжением русской революции. По методам проведения эти реформы были «реформами сверху». Таких реформ в истории России было немало со времен Петра Великого.

В учебниках по истории, издававшихся в Советском Союзе, утверждалось, что большевики полностью осуществили лозунги революции. Действительно, правительство Ленина прекратило трехлетнюю войну и заключило сепаратный мир с Германией и ее союзниками. Земля была поделена между крестьянами поровну. Вооруженные силы, созданные большевиками, трижды выходили на Украину, чтобы утвердить национальную советскую государственность. Но все это было на поверхности. Русские народы оказались в водовороте гражданской войны сразу после того, как избавились от имперской. Дав землю крестьянам, большевики сделали их на долгие годы пролетаризированной рабочей силой. Людей привязывали к коллективным полям по безпаспортному статусу и заставляли работать на страну в свободные трудодни. Казалось, что они создали суверенные национальные республики, но на самом деле лидеры большевистской партии построили централизованную унитарную страну.

Большевистская революция была странной для демократической и советской сторон революции. Казалось, либеральные и социалистические демократы, сформировавшие правительство, выиграли этап Февральской революции. Казалось, что Советы, представлявшие массы, выиграли этап Октябрьской революции. В действительности массы делали грязную работу на обоих этапах революции. Победила небольшая группа большевистских лидеров, тщательно скрывавших свои фантасмагорические планы от народа и собственной партии. Русский радикализм, вызванный только внутренними факторами, стал благоприятной почвой для распространения ленинизма, который и был фактически революционным марксизмом — доброкачественной болезнью Западной Европы 1848-49 гг..

ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Коммунистическая революция выходит за рамки нормального исторического процесса. Оно возникает не в результате предшествующего развития, а как идея в голове человека — того, у кого самые лучшие намерения. Среди работ основоположников марксизма первым упоминанием о светлом завтрашнем дне можно считать выступление 24-летнего Фридриха Энгельса в Эльберферде: «Коммунистический принцип будет принципом будущего, о чем свидетельствует ход развития во всех цивилизованных нациях это подтверждается быстро наступающим разложением всех существовавших до сих пор социальных институтов; это подтверждается здравым смыслом и, прежде всего, человеческим сердцем». Отсюда и все те положительные и отрицательные стороны, которыми сопровождалось строительство коммунизма в десятках стран мира. О плюсах пусть кто-нибудь из Коммунистической партии Украины расскажет, о минусах уже рассказала Черная книга коммунизма. Он был переведен на десятки языков и повествует о судьбе коммунизма 95 миллионов жертв.

Трудно сомневаться в том, что диктаторский режим и коммунистические (официально социалистические) методы управления неотделимы друг от друга. Однако нераздельность не мешает им быть двумя отдельными явлениями. Но советский тип диктатуры мог установить любой, даже антикоммунистический, капиталистический метод управления (что мы и наблюдаем сейчас в КНР). Когда коммунистический режим, доказав свою экономическую неэффективность, истощил все природные ресурсы Советского Союза, все исчезло в считанные месяцы: страна, партия, СЭВ, Варшавский договор…

Когда рушится империя, рождаются нации. Распад СССР превратил союзные республики в национальные страны, но каждая из них оказалась на грани экономического коллапса и политического хаоса. Изменение образа жизни оказалось крайне болезненным для людей, родившихся и выросших при коммунизме. Диктатура исчезла, люди стали свободными, но исчезла и страна, которая каждый день заботилась обо всех и обо всем. События 1989-91 годов следует рассматривать как революцию, но они были крахом революции. Ничего нового не появилось. Все пришлось начинать с нуля.

Чтобы предотвратить социальную катастрофу, чиновники позаботились о создании элементарных условий для выживания незащищенных слоев. Но все они, начиная с президента, в первую очередь заботились о своем благополучии. Длительный период полуразвала и полухаоса в украинской экономике объяснялся не столько неопытностью, сколько злой волей бывших высокопоставленных чиновников, лихорадочно менявших власть на собственность. Большая часть экономики была поделена между несколькими кланами олигархов. Возникли мощные финансово-промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия и банки.

Оценивая рыночные реформы, начатые в 1994 г. , следует учитывать следующее: никто не смог бы предложить рациональный способ приватизации заводов и фабрик, принадлежавших стране на протяжении трех поколений. Только мощные финансово-промышленные группы, связанные со страной и созданные на основе сверхмонополизированной неконкурентоспособной экономики, имели шанс вырваться на мировые рынки. Но дело в том, что монополистические союзы оставляли себе прибыль, сливаясь с представителями исполнительной и законодательной власти.

После 2000 года экономическая ситуация в Украине стабилизировалась, население привыкло к «дикому капитализму», мимо которого нельзя пройти при переходе к рыночной экономике. Но этому переходу угрожали протестные революции.

Оранжевая революция 2004 года — одна из них. Это социальный взрыв, который произошел из-за ситуации, связанной с президентскими выборами. Но истинная причина заключалась в глубоком несогласии граждан Украины со страной, в которой им пришлось жить. Революция превратила высокопоставленных чиновников в популистов, но мало что изменила в стране.

Когда киевские газеты показывают на первых полосах фотографии госчиновников, которые носят часы стоимостью 12 тысяч месячных пенсий, а 850 тысяч киевлян живут за чертой бедности, по мнению чиновников низшего ранга, следует ожидать нового социального взрыва. Разве наши политики не похожи на Бурбонов, которые ничего не забыли, но и ничему не научились?

Полностью украинскую версию читайте на нашем сайте www.day.kiev.ua

Автор

Кульчицкий Станислав

Выпуск газеты №:

№63, (2010)

Раздел

День за днем ​​

Ваш путеводитель по Карлу Марксу и Коммунистическому манифесту

Подробнее:

  • Карл Маркс: крестный отец революции  (эксклюзивно для библиотеки)
  • Революции в России: как 1917 год сформировал столетие

После континентальных революций 1848 года – серии республиканских восстаний против европейских монархий на Сицилии, во Франции, Германии, Италии и Австрийской империи – Маркс был вынужден покинуть страну из-за своих политических убеждений. Он переехал в Лондон (где он останется до конца своей жизни) и провел большую часть своего времени за учебой в читальном зале Британского музея. Он жил в относительной безвестности и в течение многих лет в значительной бедности, существуя в основном за счет регулярных взносов своего интеллектуального партнера на протяжении всей жизни Фридриха Энгельса, который работал на хлопкопрядильной фабрике его отца в Манчестере.

Самая известная работа Маркса — « Коммунист Манифест » (1848 г.), который он написал вместе с Энгельсом. Работа предсказывает окончательное ниспровержение капиталистической системы, подробно описывая, как рабочие однажды поднимутся, чтобы захватить средства производства. Однако наиболее впечатляющим исследованием Маркса является, пожалуй, « Capital » (1867 г.), в котором исследуются истоки, развитие и внутреннее устройство капиталистической системы.

Памятник, изображающий Карла Маркса и его интеллектуального партнера на протяжении всей жизни Фридриха Энгельса в парке Фусин, Шанхай, Китай. (Фото Патрика Донована через Getty Images)

Во что верил Карл Маркс?

Чтобы понять основы убеждений Маркса, важно понять, что происходило в Европе в 19 веке. В этот период была введена новая фабричная система, которая все больше концентрировала рабочую силу («промышленный пролетариат») в низкооплачиваемых, опасных и нездоровых условиях. В новых городских трущобах царила бедность.

Маркс считал, что по мере того, как все больше и больше рабочих ввергаются в нищету, они в конце концов восстанут против своих хозяев. Затем социалистические пропагандисты убеждали рабочую силу в том, что производство для человеческих нужд (а не для получения прибыли) предпочтительнее. Они убедили бы пролетариат попытаться свергнуть систему, думал Маркс.

Еще нравится это

Подробнее:

  • Красный рассвет: Октябрьская революция  (эксклюзивно для библиотеки)
  • Эссе: Осторожные революционеры Великобритании

После этой воображаемой революции, которую Маркс в ранние годы считал насильственной, наступит фаза, названная «диктатурой пролетариата», когда избранное рабочее правительство начнет управлять экономикой. Средства производства, банки, транспорт и земля перейдут в государственную собственность, и будет разработан центральный план, гарантирующий, что производимые товары соответствуют потребностям населения.

После длительного периода развития, который, возможно, растянется на несколько поколений, «государство» перестанет существовать как чуждая организация, обладающая волей и интересами, отличными от интересов всего населения. В конце концов будет создано «коммунистическое общество», в котором прекратится большинство форм принуждения и эксплуатации (например, использование чужого труда без справедливого вознаграждения).


В подкасте History Extra : Ричард Дж. Эванс обсуждает свою новую биографию Эрика Хобсбаума, влиятельного историка 20-го века, прославившегося своими марксистскими взглядами


Как Карл Маркс развивал свои идеи?

Маркс основывался на анализе ряда более ранних писателей-социалистов, в первую очередь Роберта Оуэна, Шарля Фурье и Анри де Сен-Симона, которые примерно с 1815 года утверждали, что капитализм необходимо заменить системой, основанной на общей собственности и /или управление. К 1845 году Маркс пришел к убеждению, что капитализм, то есть экономическая и политическая система, основанная на конкуренции на рынке и растущем техническом прогрессе, уязвим для процесса повторяющихся циклических кризисов, когда богатство все больше концентрируется в руках немногих.

Многие важные произведения Карла Маркса не были опубликованы при его жизни. Современные читатели часто начинают с двух его работ: Парижских рукописей 1844 г. и Немецкой идеологии 1845–1846 гг., Обе из которых были полностью опубликованы исследователями в Советском Союзе только в 1932 г. и широко не обсуждались. до 1960-х годов. Тот факт, что ни одна из этих двух ранних работ не была опубликована Марксом, вызывает вопросы о том, считал ли он их формулировки неадекватными или незрелыми. Однако он развил темы обоих в более поздних работах.

В Парижских рукописях 1844 г. Маркс описывает «отчуждение» рабочего от процесса производства; из собственного продукта; от других работников; а от «видового бытия» – общественное самосознание, составляющее основу общительности. Он также предполагает, что разделение труда на мельчайшие повторяющиеся задачи мешает работникам достичь «всестороннего» развития своих интеллектуальных способностей. Это, утверждает Маркс, отдаляет рабочих друг от друга, делая их конкурентами, тем самым подрывая естественную солидарность «видового существа».

Подробнее:

  • Интервью с Ричардом Дж. Эвансом: «Для Хобсбаума коммунизм был вопросом жизни и смерти» (эксклюзивно для The Library)
  • Мы возвращаемся в эпоху политических крайностей?

В «Немецкой идеологии », Маркс, по-видимому, отказывается от концепции «видового существа» в пользу более исторической трактовки капитализма как новейшего «способа производства». Теперь он также увидел солидарность, которой рабочие достигли благодаря сотрудничеству на работе. Он думал, что это свидетельство общительности, которая предвещает новое общество. На этом этапе Маркс видел, что капитализм играет в значительной степени прогрессивную роль в искоренении феодализма [доминирующей социальной системы в средневековой Европе] и повышении перспектив народного суверенитета, хотя и ограниченного буржуазным правлением.

В более поздние годы Маркс отошел от возможности устранения «отчуждения» и пришел к мнению, что усиление механизации [появление труда, связанного с машинами] даст рабочему классу гораздо больше свободного времени. Однако, как и в 1844 г., он считал «изуродованную» личность рабочих ключевым результатом капитализма. «Они калечат рабочего в осколок человека, низводят его до уровня придатка машины», — писал он в «Капитале » (1867).

Насколько ответственен Карл Маркс за распространение коммунизма, включая подъем сталинизма, в 20 веке?

К началу 20-го века было предложено множество разновидностей марксизма, наиболее известная из которых была связана с ведущей партией рабочего класса в Европе, Социал-демократической партией (СДПГ) в Германии. Эти так называемые «ревизионисты» — особенно Эдуард Бернштейн из СДПГ — не соглашались со многим из того, что предлагал Карл Маркс, включая представление о том, что капитализм приведет к окончательной великой революционной катастрофе. Вместо этого, по мнению СДПГ, систему можно реформировать постепенно и мирным путем путем голосования.

Тем временем в России большевистская революция 1917 года настояла на революционной интерпретации идей Маркса. Большевики были крошечной партией в России во главе с Владимиром Лениным, целью которой было свержение Временного правительства и создание правительства пролетариата (рабочей силы). Ленин настаивал на том, что специальная группа заговорщиков может получить политическую власть. Но для его сохранения власть должна была оставаться в руках небольшой группы внутри партии, а затем, возможно, даже в руках одного диктатора.

Вид на большую толпу, наблюдающую за лидерами большевиков Иосифом Сталиным и Львом Троцким, стоящими на трибуне во время русской революции. (Фото из Hulton Archive/Getty Images)

Сам Маркс никогда не поддерживал такую ​​стратегию – он оставался демократом на протяжении всей своей жизни, настаивая на том, чтобы лидеры избирались, отзывались и получали не больше средней заработной платы рабочего. Несмотря на это, Ленин утверждал, что его система была по-прежнему демократической, называя ее «демократическим централизмом», чтобы указать, что принятие решений предполагает консультации с массами, но после этого течет сверху вниз.

После смерти Ленина в 1924 году к власти быстро пришел Иосиф Сталин. В 1930-е годы, занимая пост генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза, Сталин приступил к чистке России от всех, кого он считал угрозой. Более 750 000 человек были убиты, и многие миллионы были заключены в тюрьму системы принудительных работ ГУЛАГа. Общее число погибших неизвестно, но считается, что оно могло превышать 20 миллионов.

Еще больше умерло в Китае после революции Мао Цзэдуна 1949, в том числе целых 46 миллионов во время «Большого скачка» (1958-61), который был попыткой создать обширную децентрализованную промышленную программу, основанную на производстве стали.

Теории Маркса можно считать хотя бы частично ответственными за некоторые из этих бедствий, но не за «тоталитарную диктатуру» как таковую.

Подробнее:

  • Действительно ли закончилась холодная война?
  • Тайная война Эттли со Сталиным (эксклюзивно для Библиотеки)

Что делает Карла Маркса важным или актуальным сегодня?

Маркс был, как и все остальное, пророком и провидцем, давшим надежду миллионам, что жизнь в бесконечном, изнурительном, эксплуатируемом труде не является неизбежным уделом большей части человечества. По сути, он был мыслителем-утопистом (хотя он не любил этот термин), который постулировал идеал будущей хорошей жизни, а затем потребовал, чтобы человечество стремилось к этой цели.

Сегодня Карл Маркс остается наиболее выдающимся из всех современных мыслителей, предполагавшим, что капитализм является исторически ограниченной фазой развития, и утверждавшим, что его может заменить значительно более гуманная система производства и распределения. Несмотря на отмеченные выше недостатки, Маркс является центром текущих дискуссий о будущем развитии человечества.

Величайшая проблема, стоящая перед человечеством в этом столетии, возможно, связана с разрушением окружающей среды. Здесь, как ни странно, Маркс, возможно, не увидел, что пролетарская революция может породить буржуазную, когда рабочие начинают определять себя как потребителей. Маркс представлял себе коммунистическую систему, в которой высокий уровень промышленного производства обеспечит хороший уровень жизни для всего населения. Его теория не учитывала проблемы нехватки ресурсов и перенаселения; действительно, они не имели отношения к его эпохе. Однако то, что Маркс проницательно заметил, что те, кто получает прибыль от существующей системы, будут сопротивляться любым ее фундаментальным изменениям, даже если это поставит под угрозу жизни будущих поколений. Смысл капитализма заключается в максимизации прибыли: никакие другие цели не могут изменить эту цель. Но Маркс понял, что выживание человечества ясно указывает на то, что должны быть приняты другие стратегии, если мы хотим избежать наихудшей формы антиутопического будущего.

Оставить комментарий