Лука и сатин антиподы или единомышленники: Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Урок литературы, тема: “М.Горький “На дне””

Цели рока.

  1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  4. Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?
  6. Задачи урока.

    1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
    2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
    3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
    4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
    5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    Работе над пьесой отводится два академических часа.

    Мотивация.

    Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

    Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

    Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.

    Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам – 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Тема урока.
    3. Постановка целей и задач урока.
    4. Проверка домашнего задания.
    5. Выступления студентов с сообщениями.
    6. Аналитическая работа с текстом.
    7. Обобщение материала.
    8. Домашнее задание.

    Содержание анализа текста

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

    2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

    4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

    5. Проанализировать роль авторских ремарок: “Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

    а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

    б) Клещ и Анна; в) Барон и Настя; г) торговка Квашня и полицейский Медведев; д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

    6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества М.А.Горького. Дома вы прочитали пьесу “На дне”. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

    … Свершилось нечто невероятное: четвёртый акт превращается в основной, в нём происходит то, ради чего написана пьеса, а все предшествующие акты оказываются как бы подготовкой к нему.
    И.К.Кузьмичёв

    Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

    1. Работа с текстом.

    2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

    3. Работа в группах. Мини-сообщения:

    – Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

    – Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

    – Спор о правде и жалости. Кто прав?

    – Лука и Сатин: противники или союзники?

    4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

    6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

    7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

    Классификация и терминология.

    Работа с текстом.

    Индивидуальные задания.

    Тексты.

    Схемы анализа литературного произведения.

    Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

    Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности.

    Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    Цели.

    1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы”?

    2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.

    3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?

    4. Прояснить особенности авторской позиции: “Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё заплатит сам”?

    5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Оформление: на доске написать тему урока. “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    -Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    – В чём особенность жанра пьесы?

    – Какую роль играют авторские ремарки?

    – Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут, люди? Согласен ли с ним Сатин?

    – Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    – Что вас привлекает в облике и суждениях Луки?

    Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    – В чём сходство между Лукой и Сатиным?

    Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Ход урока

    1. Сообщение темы урока.

    “ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    2. Аналитическая работа с текстом.

    (Проверка домашнего задания)

    Подбор фраз из текста: развёрнутая ремарка, предваряющая пьесу, рисует подвал, похожий на пещеру, в котором люди вынуждены нести допотопное существование.

    Ответить на вопрос: “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык, в первом акте?

    Алгоритм работы в группе.

    1. Комментированное чтение текста.

    2. Ответить на поставленные вопросы.

    3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.

    4. Сделать выводы.

    Работа в группах. Мини-сообщения.

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    (Основные положения фиксируются в тетрадях).

    Первая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

    Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты её обитатели. Здесь тоже имеются свои ”хозяева”, полиция, проявляются те же пороки общества. Жизнь обездолила этих людей, собравшихся в этом аду.

    Вторая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага.

    Третья группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”.

    Четвёртая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “, что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”). В четвёртом акте Сатин переходит к полемике со стариком. Он исключает жалость к человеку. Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов и хозяев”, но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона. Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к внутренним возможностям человека; он верит в людей сильных, смелых, гордых.

    Индивидуальное домашнее задание.

    Чтение творческих работ-миниатюр. ”В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    В ней присутствует и трагическое, и комичное. Мы привыкли, что в драматических произведениях каждое действие делится на явления – появление каждого нового

    персонажа. Здесь всё не так: герои входят и выходят (некоторые – навсегда), диалоги и монологи совмещаются.

    Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

    В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей.

    Выразительное чтение эпизода из первого акта у постели больной Анны.

    Прочитайте эпизод первого акта у постели больной Анны. Как замечание Бубнова о гнилых нитках связано с репликами молодых людей?

    (На первый взгляд здесь нет никакой связи, но в этих словах – предостережение Наташе, надеющейся связать свою судьбу с Василием).

    Закрепление и применение знаний.

    Индивидуальное задание группам. Работа с текстом.

    Карточка №1

    Карточка №2

    Карточка №3

    Опорный конспект. Приложение 4.

    Подведение итогов.

    Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Согласны ли вы с утверждением философа В.Розанова: “Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости”?

    Согласны ли вы с мнением поэта Владислава Ходасевича о пьесе “На дне”, оцениваемой им как “лучшее из всего, что им “Горьким” написано, и несомненно – центральное в его творчестве”: “Положительный герой “Сатин” менее удался Горькому, нежели отрицательный “Лука”, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям”.

    Вывод: Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании? По убеждению Луки, человек живёт “ для лучшего”. Сам Горький исповедовал родственную позицию. Он писал Чехову о встречаемых жалких и нудных людях, но добавлял: “И тем не менее всё – таки жалко людей” Таким состраданием наделяет писатель своего героя, а в соответствии с этим насыщает его речь ласковыми словами и дружелюбными обращениями, делает её образной и певучей.

    Автор в ряде моментов мог бы согласиться с Сатиным. Горький замечал, например, в письмах: “Существует только человек, всё же прочее есть мнение”, “Всё в человеке и всё для человека – основа веры моей”.Писатель утверждал: “Смысл жизни – вижу в творчестве”. А его герой возражает: ” Ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина, о противоречивости его монологов и реплик. Но другого героя, который мог бы спорить с Лукой и Бубновым, у Горького не было.

    Домашнее задание.

    Написать творческую работу (письменно ответить на вопрос)

    1 вариант

    Прав ли автор пьесы, называвший в своих поздних статьях Луку “жуликом”, “святошей”, “пройдохой”? Аргументируйте свою точку зрения. Что вы думаете о результатах утешения Луки?

    2 вариант

    Как действующие лица отвечают на вопрос Сатина: “Что такое правда?”. Как толкует эту тему сам Сатин?

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

    Анна Александровна Янсюкевич. Сочинения по русской литературе XX в.

       Рассказ начинается с многоточия, что свидетельствует о какой-то отрывочности. Будто рассказчик говорил что-то до этого, но мы не слышали. Может быть, поэтому читатель сразу становится частью этого повествования. Начинают появляться зрительные образы. «Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кленовые аллеи». Зрительные образы подкрепляются запахами: «Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок». Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмосферу, поддаемся настроению рассказа.
       Вот появляются первые персонажи: «Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет: “Ваши, ешь досыта”».
       Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пониманием и любовью!
       «Хозяйственная бабочка!.. Переводятся теперь такие», — именно «бабочка», а не обычная сегодняшняя «женщина» или, грубо говоря, «баба».
       И. Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно почувствовать. Как он передает эти добрые, почти отеческие отношения мужика и барина!
       В этом рассказе И. Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное. «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». И действительно, усадьба в XIX в. — это не просто место жительства. Усадьба — это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. И. Бунин погружает нас в эту жизнь.
       И. Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь. Он заставляет задуматься об истории, о своих корнях.
       Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется, насколько быстро проходит этот процесс: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие…» Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. С горечью и иронией звучат слова рассказчика: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!.. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»
       Мы наблюдаем изменение в настроении рассказчика. Однако, по моему мнению, любовь к «русскому человеку» и «русской природе» являются определяющими в настрое рассказчика. Именно это позволяет ему с таким трепетом вспоминать о запахе антоновских яблок…

       Раннее творчество развивается под знаком романтической поэтики. Писатель создает незабываемые по красоте и силе человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. Горький предъявляет высокие требования к человеку, и поэтому герои его свободны, самоотверженны, способны действовать, противопоставляя себя воздействию косной и враждебной среды.
       Череду романтических героев Горький открывает в рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Опираясь на традицию русской литературы, он обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
       Первый рассказ — «Макар Чудра» — сделал Горького знаменитым, что в первую очередь говорит о потребности общества в появлении героя, способного совершать неординарные поступки.
       В рассказе выделяются две части. В первой из них идет спор-беседа рассказчика и его собеседника о человеке, о его месте в жизни. Для Макара Чудры характерно вольнолюбие и презрение к человеку-рабу. Но в то же время его свобода — это и отсутствие обязательств по отношению к людям. Свобода его подразумевает босяцкую вольницу с ее скептическим отношением к труду, к имуществу, привязанностям. Вторая часть рассказа уже ведет к романтическим героям. В этой части спор между собеседниками продолжается. Отношение старого цыгана к героям своего рассказа противоречиво. Будучи гордым и смелым человеком, он не может не восхищаться Раддой, но в то же время всем тоном своего рассказа он убеждает, что любовь к женщине — это все то, что связывает, а значит, губит человека. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего табора и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу.
       Чудра заканчивает свой рассказ тем же восхищением вольной бродячей жизни. Старый цыган отрицает жизнь, ведущую к рабскому прозябанию.
       В рассказе «Старуха Изергиль» от главной героини мы узнаем две легенды. Возвышенный язык старухи Изергиль позволяет автору раскрыть ее романтический облик. Она, как и герои ее легенд, — человек вольной, крылатой души. Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, отказываться от богатства и покоя ради любви и свободы.
       Образ Данко — романтического героя рассказа «Старуха Изергиль» — доказывает, что настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Данко вдохновлен мечтой спасти и обновить людей, вывести их из тьмы в светлую обетованную страну. Он совершает свой подвиг даже при противодействии спасаемых им людей, не думая о награде, и достигает цели ценой собственной жизни.
       В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Ведь подлинная свобода заключается не в том, чтобы делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, т. е. «сохранить себя целым».
       Ларра эгоистичен и жесток. Он вольнолюбив и горд, но право на свободу он признает только за собой. Потому-то люди изгоняют его, и уделом Ларры становится трагическое одиночество.
       Романтическая приподнятость в описании героев дает читателю почувствовать всю силу свободной крылатой души. Люди, считающие свободу естественным состояние человека, даже противопоставляя себя обществу, являются теми первопроходцами, которые в конечном счете преобразуют жизнь, приближая ее к общим идеалам свободы и справедливости, вынуждая окружающих к активной деятельности. Жизнь в России в конце ХIХ в. требовала появления таких героев. Зарождавшееся революционное движение вносило романтическую окраску в действительность. Горький, поющий славу безумству храбрых, возбуждал революционные настроения в обществе. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой, у писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде.

       Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя — тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини — самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда — тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени — в образы людей, а голубые степные блики — в искры растоптанного сердца.
       Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.
       Ларра — сын орла. Он горд и свободен. Его вольнолюбие не имеет границ. Ларра пытается жить, как птица, будучи при этом человеком. И люди отвергают его, наказывая вечным изгнанием за эгоистичность и жестокость. Легенда говорит о том, что в стремлении к личной свободе человек не должен пренебрегать общечеловеческими законами. Живя среди людей, даже будучи гордым и независимым, человек не может руководствоваться только инстинктами. Гордый Ларра получил в жизни то, чего хотел, но почему-то мечтой его стала мечта о смерти, и «в глазах его столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». По видимому тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
       Герой второй легенды — Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».
       Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини — старухи Изергиль.
       Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее — свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.
       Изергиль много страдала, но страдания ее — тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.
       В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.
       Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения — в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.
       Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко. В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.

       В мировой культуре много имен русских писателей. Достойное место среди них занимает имя Максима Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами.
       Пьеса «На дне» по праву считается лучшей. Горький показал в ней изнанку общества, заставив человечество содрогнуться. В пьесе зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
       Страшно выглядит то место, где живут персонажи пьесы: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». У каждого персонажа свой путь на дно. Горький не дает подробно изложения биографий героев пьес, но по немногим репликам пьесы можно отследить их судьбы. Внутренний мир героев раскрывается не из поступков, а из разговоров.
       Трагична судьба умирающей Анны: «Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась. Всю жизнь мою дрожала…» Освобождения от тягот жизни она ждет только от смерти.
       Васька Пепел — выходец из семьи воров. С детства он слышит, что он — сын вора и вор, и считает, что путь его предопределен. Но Пепел широкая натура, мечтающая об иной жизни.
       Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Он равнодушен ко всему и ни во что не верит.
       Актера сгубило пристрастие к алкоголю — пьянство вытолкнуло его из профессии.
       Барон, разорившись, пошел служить и совершил там растрату. Паразитический образ жизни привел его к полному моральному разложению. Сатин — самый колоритный персонаж пьесы, в прошлом телеграфист. В тюрьму он попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
       Настя — наивная, трогательная и беспомощная, стремится уйти от окружающей ее грязи в мечты о чистой и светлой любви.
       Клеща, мужа Анны, судьба сделала жестоким и злобным, но все же он упорным трудом стремится подняться. Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность.
       Почти все обитатели дна склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства. Но на самом деле эти люди сами слабы и порочны. Так, находясь в одинаковом положении, они немилосердны друг к другу. В ночлежке действуют волчьи законы. Обитатели полны призрения друг к другу. Они беспробудно пьянствуют, потому что пробуждение страшно. И привели их в ночлежку их собственная слабость, нежелание смотреть в лицо реальности. Так, Бубнов говорит, что в любом случае лишился бы мастерской, так как страдает запоями. Сатин не считает труд жизненной необходимостью, он не способен к общественно-полезному труду, заражен идеями анархизма. Они не стремятся, кроме Клеща, реально изменить жизнь. Люди оказываются на «дне» будучи пассивными в жизни, ищущие свободы в прозябании. Это всегда говорит неспособности человека противостоять жизненным трудностям, о стремлении идти по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь устроена так, что как только человек начинает плыть по течению, он оказывается на обочине жизни.
       Появившийся в начале пьесы странник Лука сумел зародить в каждом из них искру надежды, но после его ухода еще безнадежней стала жизнь обитателей ночлежки. Надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила старые раны, но не заставила действовать, что бы изменить жизнь к лучшему.
       Нельзя не отметить, что многих на дно отбрасывают те социальные условия, которые существуют в обществе. В условиях разрушения вековых традиций, имевших место в России в начале ХХ в., шло быстрое обогащение одних и стремительное обнищание других. В 1990-х гг. в России разразился жестокий экономический кризис. Фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тяжелейшей экономической ситуации огромное количество люмпенов опускается на дно жизни. Поэтому и Клещ, несмотря на свое трудолюбие, лишившись средств труда, не имеет шансов подняться со «дна» жизни.
       Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Среди жалких, искалеченных бродяг, несчастных и бездомных звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек — это великолепно! Это звучит гордо!»
       Эти слова только резче оттеняют истинное положение обитателей ночлежки. И этот контраст приобретает особый смысл. Пламенный монолог Сатина звучит неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как посажен в тюрьму Пепел, повесился Актер, ушел Лука. Но это выражение мысли автора, в этих словах отношение писателя к таким философским категориям как, правда, свобода, счастье. В этих словах отношение Горького к человеку, его месту в мире.
       Мы можем соглашаться с автором или спорить с ним, но проблемы, поднятые автором более ста лет назад, актуальны по сей день.

       В пьесе «На дне», написанной Максимом Горьким в 1902 г., писатель, как и в рассказах раннего периода, обращается к миру отверженных.
       Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы».
       Полтора десятка людей, один другого униженней, разорвавшие все связи с обществом и отвергнутые им, ведут нескончаемые споры не только и даже не столько о хлебе насущном, хотя живут впроголодь, сколько о проблемах порядка духовного. В спорах они поднимают вопросы, что такое человек, для чего он явился на эту землю, в чем смысл его бытия. По-разному отвечают на эти вопросы два обитателя ночлежки Сатин и Лука. Основным проводником лжи, примиряющей с жизнью, выступает странник Лука. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые, как утопающие за соломинку, хватаются слабые, безвольные люди. «Ложь во спасение» — вот тот принцип, которому следует Лука. Он считает, что так можно смягчить боль, а правдой трудно вылечить душевно истерзанного человека. Его утешительная философия действительно помогает только умирающей Анне, остальных обитателей дна его ложь только губит. Вору Пеплу Лука внушил бесплодную веру в счастливую страну Сибирь. Актера Лука уверил в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков, и, разуверившись в этом, актер кончает жизнь самоубийством. Образ Луки в пьесе вызывает наиболее ожесточенные споры. Вселяя в обитателей ночлежки иллюзию возможной лучшей жизни, Лука стремится помочь людям. Они для него небезнадежны, они — заблудшие. Причем его собственный жизненный опыт позволяет ему тонко чувствовать людей. Лука не только жалеет их, он втолковывает людям, что только добро по отношению друг к другу несет спасение.
       Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он — пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.
       В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное
       — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
       Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.
       С одной стороны, Сатин выступает как антипод Луки. Он не приемлет ложь, считая ее «религией рабов и хозяев», закрывающей человеку путь к разумной и светлой жизни. С другой стороны, он единственный, кто понимает Луку, не считает его проходимцем и шарлатаном. Он сознает, что Лука именно из сострадания стремится помочь людям, спасти которых невозможно. Сближает их то, что оба они убеждены в том, что человек рожден для лучшего.
       Но выхода со дна нет! Поэтому прекрасный монолог Сатина не может ничего изменить в жизни обитателей ночлежки. Слова Сатина о правде и величии человека так же, как и ложь Луки, внушают только иллюзию самоценности человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.
       Слова Сатина о человеке — это конечно же позиция автора, его личные мысли и чаяния. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.
       В пьесе произнести их больше некому: «…кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может».
       Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.

       Повесть «Олеся» стала главным произведением в цикле полесских рассказов, созданном Куприным во время пребывания в Полесье в Волынской губернии. Здесь писатель свел знакомство с крестьянами-охотниками, бродил по лесам, изучал местные нравы и слушал народные легенды. Это и дало материал для повести и послужило тому, что главным конфликтом ее стала не встреча и любовь мужчины и женщины, а столкновение цивилизации и природы, столкновение разных мировоззрений. Через все творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. И потому его «колдунья» Олеся преподаст урок нравственной красоты и благородства городскому «панычу».
       Что представляет собой Иван Тимофеевич? Он не столько даже «барин», сколько интеллигент. Судьба забросила его в Полесье на полгода, и он даже был этому рад как возможности узнать новый мир, другие нравы в надежде, что это даст ему материал для литературных занятий. Скоро, впрочем, он прочитал все привезенные книги и заскучал. Спасает его охота. И сразу надо отдать ему должное: ничуть не брезгует он обществом мужика Ярмолы, который считается самым ленивым и бедным мужиком во всей деревне. Не сумев сблизиться с местными жителями, не перекладывает он всей вины на их упорную необщительность, но предполагает и свою неспособность взяться за дело. Не уподобляется он местному «начальству» — конторщику и уряднику, которые «с невозмутимой важностью суют в губы мужикам свои огромные красные лапы…» Иван Тимофеевич справедливо видит в этом гадкую привычку, привитую веками рабства. В нем мы видим желание приносить пользу людям: не только из желания развлечься берется он лечить перебродских крестьян, не насмехаясь, соглашается учить «грамоте» Ярмолу. Другое дело, насколько в его возможностях хоть какую-нибудь силу принести. Впрочем мы мало узнаем о душевных силах Ивана Тимофеевича до его встречи с Олесей. А приводит к этой встречи его любознательность и свойственная городским, «цивилизованным» людям свобода от предрассудков, неверие в колдовство и в то же время какое-то подсознательное желание пережить приключение. Не зря первое упоминание об Олесе и ее бабке возникает на фоне описания ненастной зимней погоды. Ярмола свяжет снежную бурю с проделками ведьмы, но у Ивана Тимофеевича буря вызовет совсем другое беспокойство: опаску провести жизнь в скуке, молчании, без радости, без истинно живых людей.
       О Мануйлихе, не хотя, не скрывая негодования и пренебрежения, расскажет Ярмола. Он упомянет и девочку, дочку или внучку, которую прогнали из деревни вместе со старой ведьмой. Эта девочка и выросла среди дикой природы, без других людей, с одной только своей бабкой в сильную, здоровую, умную красавицу Олесю. Ей и предназначалось стать единственной яркой встречей, единственной настоящей любовью Ивана Тимофеевича. Ей было суждено пережить трагедию гораздо более глубокую, чем ее возлюбленному, потому только, что он не способен был на чувство столь сильное.

    Страница не найдена – Властелин колец Кольца власти на Amazon Prime News, Дж. Р. Р. Толкин, Хоббит и многое другое

    Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может попробовать одну из ссылок ниже или поиск?

    Искать:

    Наиболее часто используемые категории

    • Хоббит (4868)
      • Хоббит Фильм (4268)
    • событий (3398)
    • Властелин колец (4108)
      • Фильмы LotR (3168)
    • болельщиков (2013)
    • Товары (1976)
    • Толкин (1399)
    • Старые главные новости (21 978)
    • Старые специальные репортажи (3840)

    Архивы

    Попробуйте поискать в месячных архивах. 🙂

    Archivesselect Месяц марта 2023 г., февраль 2023 г. Январь 2023 г., декабрь 2022 г., ноябрь 2022 г., октябрь 2022 г., сентябрь 2022 г., август 2022 г., июль 2022 г., июнь 2022 г., май 2022 г., апрель 2022 г. Март 2022 г., февраль 2022 г., январь 2022 г., декабрь 2021 г., ноябрь 2021 г. 2021 г., 2021 г. 2021 г., 2021 июль 2021 июня, 2021 год. 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г., апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г., январь 2019 г. Декабрь 2018 г., ноябрь 2018 г., октябрь 2018 г., сентябрь 2018 г., август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г. , июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г., апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г. Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июль 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г., Февраль 2016 г., январь 2016 г. Декабрь 2015 г. Ноябрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. август 2015 г., июль 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г., апрель 2015 г. Март 2015 г., февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г., ноябрь 2014 г., октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г., август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г. Апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 г. Октябрь 2013 г. Сентябрь 2013 г. Август 2013 г., июль 2013 г., июнь 2013 г., май 2013 г., апрель 2013 г. Март 2013 г. Февраль 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г., ноябрь 2012 г., октябрь 2012 г. 2012 г., август 2012 г., июнь 2012 г., июнь 2012 г., май 2012 г., апрель 2012 г. Март 2012 г., февраль 2012 г., январь 2012 г. , декабрь 2011 г., ноябрь 2011 г., Октябрь 2011 г., 2011 г., 2011 г., июль, июль, июль. 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009Ноябрь 2009 г., октябрь 2009 г., сентябрь 2009 г. Август 2009 г., июнь 2009 г., июнь 2009 г., май 2009 г., апрель 2009 г. Март 2009 г. Февраль 2009 г., январь 2009 г. Декабрь 2008 г., ноябрь, октябрь 2008 г., сентябрь 2008 г., август 2008 г., июль 2008 г., июнь 2008 г., май 2008 г., апрель 2008 г. Март 2008 г. Февраль 2008 г., январь 2008 г., декабрь 2007 г., ноябрь 2007 г. 2007 г. Октябрь 2007 г. Сентябрь 2007 г. август 2007 г., июль 2007 г., июнь 2007 г., май 2007 г., апрель 2007 г., март 2007 г., февраль 2007 г., январь 2007 г., декабрь 2006 г., ноябрь 2006 г., октябрь 2006 г., сентябрь 2006 г., август 2006 г., июль 2006 г., июнь 2006 г., май 2006 г. Апрель 2006 г. Март 2006 г. Февраль 2006 г. Январь 2006 г. Декабрь 2005 г. Ноябрь 2005 г. 2005 г. 2005 г. Сентябрь 2005 г. август 2005 г., июль 2005 г., июнь 2005 г., май 2005 г., апрель 2005 г., март 2005 г., февраль 2005 г. Январь 2005 г. Декабрь 2004 г., ноябрь 2004 г., октябрь 2004 г., сентябрь 2004 г., август 2004 г., июль 2004 г., июнь 2004 г., май 2004 г., апрель 2004 г. Март 2004 г., февраль 2004 г., январь 2004 г. Декабрь 2003 г., ноябрь 2003 г., октябрь 2003 г. 2003 г. 2003 г. Август 2003 г., июль 2003 г., июнь 2003 г., май 2003 г., апрель 2003 г. Март 2003 г., февраль 2003 г., январь 2003 г., декабрь 2002 г., ноябрь 2002 г., октябрь 2002 г., сентябрь 2002 г., август 2002 г., июль 2002 г., июнь 2002 г., май 2002 г., апрель 2002 г. Март 2002 г., февраль 2002 г., январь 2002 г., декабрь 2001 г., ноябрь 2001 года. 2001 г. Июнь 2001 г. Май 2001 г. Апрель 2001 г. Март 2001 г. Февраль 2001 г. Январь 2001 г. Декабрь 2000 г. Ноябрь 2000 г. Октябрь 2000 г. Сентябрь 2000 г.99 ноябрь 1999 г. октябрь 1999 г. сентябрь 1999 г. август 1999 г. июль 1999 г. июнь 1999 г. май 1999 г. апрель 1999 г. январь 1981 г. июль 1977 г. январь 1977 г. декабрь 1976 г. сентябрь 1973 г. июнь 1972 г. февраль 1971 г. декабрь 1970 г.

    портретов выдуманных людей | The New Yorker

    Прошло два часа. Мать выглядела еще злее. Ее платье стало темно-зеленым. Хотя ее нижняя челюсть отсутствовала, у нее был опасный на вид выступ диких зубов и странный прямоугольный выступ на левой стороне лица. Я спросил его, что это было. «Это, — сказал он, — преувеличенная щечка», и мы оба рассмеялись. Дворецкий был одет в белую классическую рубашку, черный утренний плащ с черными атласными лацканами и карминовый пояс. На стене позади него висело большое зеркало, в котором отражалась челка волос на затылке. Одна из его рук в белой перчатке защищающе сжала левое плечо девушки. Другая рука покоилась на ее правом бедре; Кондо не был уверен, чья это рука, и эта неуверенность забавляла его. «Мне нравится идея, что за картиной есть что-то, — сказал он, — за пределами того, что вы можете видеть. У девушки такое выражение лица, которое говорит о том, что она знает, что ее ждет впереди. Дворецкий не знает, а мать просто знает, что ничего хорошего не будет». Он уже начал ложиться на сине-зеленый фон, когда мне пришлось уйти. Он отступил назад и сказал: «Тот, кто посмотрит на эту картину, сложит эту историю в своем воображении. Я решил назвать его «Незваный гость»».0003

    Художники отказались от повествования в девятнадцатом веке, но Кондо всегда заметно отставал от своих современников. Будучи вторым по старшинству из пяти детей (трех мальчиков и двух девочек), выросших в католической семье в буколическом Челмсфорде, штат Массачусетс, он был единственным, кто проявлял серьезный интерес к музыке и искусству. Посещая дом бабушки и дедушки по отцовской линии в Хаверхилле, в двадцати минутах езды, Джордж часами рассматривал фотографии больших неоклассических скульптур, которые Сальваторе Альбано, брат его прадеда, вырезал во время блестящей карьеры в Италии. Некоторые из них, как узнал Джордж, находятся в коллекциях Метрополитен-музея и Художественного музея Филадельфии. Паскуале Кондо, отец Джорджа, преподавал физику и математику в университете Лоуэлла, в городке рядом с Челмсфордом. Его мать Мюриэль, происходившая из большой ирландско-американской семьи, работала дипломированной медсестрой. Она обратила внимание на необычные способности Джорджа к рисованию и организовала для него уроки рисования и музыки вне школы. С четырнадцати лет он проводил много времени в своей комнате, репетируя Баха и Скарлатти на гитаре, читая «Двери восприятия» Олдоса Хаксли и другие книги, слушая Дебюсси и Майлза Дэвиса на проигрывателе. Его стены были увешаны художественными плакатами — Сезанна, Моне, Пикассо, Кандинского. «Я был в своем собственном мире, — вспоминает он. «Я был из тех детей, которые носили с собой «Молчание» Джона Кейджа, как Библию».

    Кондо и его братья и сестры отправились в Лоуэлл, где плата за обучение для студентов факультета составляла доллар в год. Поскольку Лоуэлл не предлагал курсов студийного искусства, он специализировался на теории музыки и прошел столько курсов по истории искусств, сколько мог. Хотя музыка (классическая, джаз и другие) была и остается важной частью его жизни, он с детства знал, что хочет стать художником, и в 1978 году, после второго года обучения в колледже, он переехал в Бостон, чтобы поступить в Массачусетский колледж искусств. Преподаватель вечерней школы рисования в колледже, куда он записался тем летом, назвал картину Кондо, изображающую разбитую банку пепси, единственной студенческой работой в классе, которая «выглядела как искусство», и это было настолько воодушевляющим, что Кондо решил, что лучше продолжит рисовать и не пойдет в художественную школу. Он получил работу по шелкографии на футболках и присоединился к бостонской панк-рок-группе под названием Girls, которую основали трое студентов-художников. В то время в рок-группах играло много молодых артистов. «Музыкой было легче донести мысль, чем живописью, — вспоминает Кондо. «Это был пик панк-рока с Ramones, Sex Pistols и Патти Смит. Я подумал, что это действительно здорово, что-то среднее между Джоном Кейджем и перформансом».

    Он играл в группе на бас-гитаре и играл на электрическом альте, на котором научился играть в Лоуэлле. The Girls стали одной из самых популярных групп в Бостоне. В 1979 году они добились большого успеха, выступив в рок-клубе в центре Нью-Йорка под названием Tier 3. Они носили картонные коробки и играли на убойной громкости, а барабанщик уничтожил свою барабанную установку прямо на сцене. В тот вечер Жан-Мишель Баския играл в другой группе, которая называлась Grey. После концерта все пошли в Mudd Club, где Кондо и Баския собрались и поговорили. «Он был застенчивым, но утонченным, — вспоминает Кондо, — и говорил как парень из Гарварда. Никто из нас еще ничего не делал — он просто приклеивал на стены свою бирку «Само» краской из баллончика. Пару лет спустя я снова встретил его в Лос-Анджелесе, и мы стали хорошими друзьями».

    Кондо и Марк Дагли, игравшие на гитаре в группе Girls, решили переехать в Нью-Йорк. Они покинули группу и вернулись в декабре 1979 года. После непродолжительного пребывания в отеле в центре города, где номера стоили 37 долларов в неделю, они нашли более дешевое жилье в центре города и обнаружили агентство по трудоустройству под названием Kelly Girl, которое предлагало временные работы всех видов. По его словам, у Кондо было «около тридцати» рабочих мест, последнее и самое продолжительное из которых было у мастера-печатника по имени Руперт Смит на Дуэйн-стрит. Смит печатал для Энди Уорхола. В то время он работал над серией «Мифов» Уорхола — трафаретной печатью Супермена, Микки Мауса и других достойных людей в сложном процессе, который включал в себя нанесение алмазной пыли. Уорхол никогда не приходил на Дуэйн-стрит. Кондо встречался с ним дважды, ненадолго, когда он отвозил корректуры на окраину города для утверждения Уорхолом. Их следующая встреча в 1985, был аранжирован Китом Харингом. Кондо и Харинг познакомились и подружились за год до этого, и Харинг позволил Кондо использовать свою студию для работы над очень большой картиной под названием «Танцы для Майлза», посвященной Майлзу Дэвису. Харинг был знаком с Уорхолом и знал, что ему принадлежат несколько картин Кондо, поэтому он пригласил его в студию. Однако Кондо не хотел, чтобы Уорхол узнал в нем человека, который работал над его гравюрами, и когда Уорхол прибыл, он продолжил рисовать. Уорхол некоторое время стоял позади него, а затем спросил своим тихим голосом: «Ты просто подходишь к картине и делаешь все, что хочешь?» Кондо сказал, что догадался. Уорхол сказал: «Ну и дела, я бы никогда не смог этого сделать».

    За пару недель до моего первого визита в студию Кондо рэпер Канье Уэст попросил его нарисовать для обложки своего нового альбома «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». Уэст сказал, что видел картины Кондо и хочет с ним сотрудничать. По словам Кондо, он также сказал, что искал «что-то, что будет запрещено». Уэст пришел в студию Кондо, где несколько часов слушали кассеты с его музыкой, и за следующие несколько дней Кондо написал восемь или девять картин. Два из них были портретами Уэста, один — очень крупным планом, с несовпадающими глазами и четырьмя наборами зубов. Другой показал его голову, коронованную и обезглавленную, положенную боком на белую плиту, пронзенную мечом. Была также картина с балериной, страдающей расстройством желудка, в черной пачке, картина с короной и мечом сами по себе на фоне травянистого пейзажа и зловещая сцена обнаженного чернокожего мужчины на кровати, верхом на которой сидит обнаженная белая женщина с устрашающие черты лица, крылья, отсутствие рук и длинный пятнистый хвост. Уэст выбрал именно его.

    В середине октября, незадолго до выхода его альбома, Times и другие газеты обратили внимание на несколько сообщений Уэста в Твиттере, в которых он жаловался, что некоторые продавцы не разрешают ему использовать изображение с обнаженными фигурами. («Запрещено в США!!!») Кондо был счастлив подыграть явно рекламному гамбиту рэпера, известного своими публичными провокациями. Когда в ноябре вышел альбом, в одних магазинах на обложке был голый «феникс», а в других — балерина. Альбом разошелся почти пятьюстами тысячами копий за первую неделю и сразу же занял первые места в чартах.

    Кондо не любил Лос-Анджелес. Он пробыл там меньше года, вернувшись в Нью-Йорк в начале 1983 года. Он расстался со своей подругой-актрисой, нашел дешевое жилье в Ист-Виллидж и написал гораздо больше картин в стиле старых мастеров, продолжая экспериментировать с подмалевком и Ренессансные представления о геометрической структуре. Позже в том же году его пригласили на выставку в Амстердаме. «У меня не было денег, чтобы пойти, — сказал он, — но ни с того ни с сего в мою студию пришел парень и заплатил мне двенадцать сотен баксов за одну картину». Это была его первая крупная продажа, и она профинансировала его первую поездку в Европу. Он остановился в Лондоне, чтобы увидеть старых мастеров в Национальной галерее, затем отправился в Амстердам, а оттуда в Кельн, где Иржи Георг Докупил, Вальтер Дан, Мартин Киппинбергер и другие европейские художники разрабатывали панк-ориентированные стили того, что было. называется «дикой живописью». Докупил, с которым Кондо познакомился в Нью-Йорке, пригласил его в студию, которую он только что освободил, и Кондо приступил к созданию серии очень странных клоунских картин — предельного китча, «нарисованного как Рембрандт». Докупил также дал ему билет на самолет в Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах, куда кельнская художественная толпа отправлялась отдыхать — отчасти потому, что кокаин и другие наркотики были там более доступны. Кондо влюбился в двадцатиоднолетнюю местную девушку по имени Мария Мартелл и остался с ней на несколько месяцев, создавая картины, которые создали его репутацию.

    Техники, которым он сам обучался в течение последнего года, полностью проявились в пяти «картинах с именами», где буквы «C-O-N-D-O» были выведены большими буквами в сюрреалистичных, изысканно обработанных декорациях. Художники-граффити писали свои имена на стенах и поездах метро; Кондо украсил его в пейзажах Старого Мастера. Пять букв, усыпанных драгоценностями и испускающих клубы дыма, шли по одной из картин «Создатель облаков» великолепным караваном, ловя первые лучи восхода солнца над далекими горами. Молодой кельнский дилер по имени Моника Спрут показала некоторые из других новых картин Кондо в феврале 19 года.84; почти все они были проданы по полторы тысячи долларов за штуку, и с тех пор Шпрют стал его главным европейским дилером, доверенным лицом и советником. «Моника сказала мне, что я должен оставить хотя бы одну из картин и сосредоточиться на том, чтобы стать «серьезным» художником», — сказал мне Кондо. Он хранил «Создателя облаков», который висит в гостиной его нью-йоркского таунхауса вместе с картинами и рисунками Пикассо, Джорджо де Кирико, Джорджа Ромни, сэра Томаса Лоуренса и Энди Уорхола. Спрут познакомил его с нью-йоркским дилером Барбарой Гладстон, которая была в Кельне, и она немедленно предложила показать его в Нью-Йорке.

    «Это не однояйцевые близнецы — это хирургические близнецы».

    Кондо уже пообещала показать Пэт Хирн в ее недавно открывшейся галерее в Ист-Виллидж. Полный недавно обретенной уверенности в себе, он убедил Хирна и Гладстона сотрудничать в двойной выставке картин Канарских островов, как это недавно сделали Лео Кастелли и Мэри Бун с Джулианом Шнабелем. Когда две выставки Condo открылись одновременно в декабре 1984 года, отзывы были положительными. («Захватывающая дух смесь», — писал Гэри Индиана в Искусство в Америке. ) Все продано. К тому времени начался бум современного искусства. Молодые художники, такие как Шнабель, Дэвид Салле и Эрик Фишль, продавались на аукционах по все более и более высоким ценам, и Кондо, горячий художник с оригинальным талантом и безграничными перспективами, только что присоединился к параду. Когда несколько месяцев спустя он решил переехать в Париж, многие отнеслись к этому с недоверием.

    Я несколько раз спрашивал его, что побудило его сделать это, и он дал несколько ответов. «Люди в Нью-Йорке умирали от СПИД , — сказал он. «И, кроме того, на Канарских островах мне очень нравилось чувствовать себя вдали от толпы». В другой раз он сказал, что это произошло потому, что Мартелл была в Париже, чтобы получить степень магистра биологии. Кондо сильно влюбился в Париж, когда в 1983 году отправился туда один на поезде из Кельна. «Я пробыл в отеле «Лотти» месяц, — вспоминает он, — и каждый день, когда я возвращался в номер после обеда, шторы были задернуты. В конце концов я спросил горничную на своем школьном французском, почему она это сделала. Она указала на мои рисунки и сказала: « Monsieur, le soleil n est pas bon pour vos tableaux! » И я подумал: «Это единственное место в мире, где такое может случиться».

    Кондо жил в Париже с 1985 по 1995 год, изредка выезжая домой. Он признает, что отъезд из Нью-Йорка в город, который давно перестал производить или покупать важное современное искусство, не был хорошим шагом в карьере, но это дало ему свободу и изоляцию, в которых он нуждался, чтобы следовать своим нестандартным интересам. «Когда я поехал в Париж, я думал, что покончил с картинами старых мастеров, — сказал он мне. «Я работал над расширяющимися холстами, которые начинались с чего-то очень маленького в центре, а затем расширялись к краям». Расширяющиеся полотна выглядели абстрактно, но они состояли из очень маленьких изображений — глаз, голов, животных, сюрреалистических форм — в дискретных отсеках. Бруно Бишофбергер, швейцарский торговец с хорошими связями и высокой культурой, показал им и многим другим новые картины и рисунки Кондо в своей цюрихской галерее в 1919 году.85 — всего более трехсот работ. Бишофбергер продал большую часть картин, остальные купил сам и назначил Кондо ежемесячную стипендию в размере десяти тысяч долларов, вычитаемую из будущих продаж. Он также познакомил его с Филиппом Ниархосом, Франческой Тиссен-Борнемисой, Клодом и Сиднеем Пикассо, принцем Эрнстом Августом Ганноверским (который был женат на дочери Грейс Келли Кэролайн) и другим богатым клиентам.

    Кондо никогда не погружался глубоко во французскую жизнь. Его владение языком было случайным, а его отношения с Мартеллом были скачкообразными; она была слишком поглощена учебой в аспирантуре, чтобы уделять ему много внимания. Кондо представлял собой странную смесь нужды и бунта. Он был очень уверен в своем таланте, но боялся потерять контакт со своим поколением художников в Нью-Йорке. Его друзьями были в основном американские художники, которые проезжали мимо. Он был очень близок с Баския и Харингом, ранняя смерть которых сильно ударила по нему. (Баския умер в 1988 лет от передозировки наркотиков; Харинг умер от осложнений, вызванных СПИДом в 1990 году.) «Жан-Мишель был похож на раненого зверя, — вспоминает Кондо, — но его живопись была такой стойкой. Он ударил по холсту с большой силой, как боксер». Собственные работы Кондо по духу были ближе к работам Баскии, чем к работам Харинга, но его связь с обоими мужчинами была личной, а не эстетической; кажется, они никак не повлияли друг на друга. Позже, в девяностых годах, Кондо установил прочную связь с Алленом Гинзбергом. Выросший в городке рядом с Лоуэллом, откуда родом Джек Керуак, он чувствовал родство с писателями Beat Generation; он и Гинзберг встретились в Нью-Йорке, и у них было много долгих бесед там и в Париже. Кондо также познакомился с Уильямом Берроузом, с которым он сотрудничал над книжным проектом (проза Берроуза, изображения Кондо), спонсируемым музеем Уитни, — он назывался «Призрак случая».

    В Париже жил в основном в отелях, потому что терпеть не мог оставаться один в квартире, и работал в съемных студиях; когда-то у него их было трое. Кондо тратил большую часть своего заработка на искусство — сначала на гравюры Пикассо, затем на картины и рисунки Пикассо, Уорхола, де Кирико и других. Он ездил на «Конкорде» в Нью-Йорк и обратно и под руководством Бишофбергера пристрастился к очень дорогим винам. Он также предавался своей страсти к музыке раннего Возрождения и барокко, играл на инструментах, для которых она была написана. (Прошлой осенью в своей студии Кондо хотел, чтобы я услышал разницу между записью Гленна Гулда одной из вариаций Гольдберга и той же вариацией, сыгранной на клавесине Густавом Леонхардтом. «Когда я впервые услышал Леонхардта, — сказал он, — «это было похоже на потолок из Тьеполо, раскрывшийся над моей головой»). , и был вынужден уйти; это был первый случай клаустрофобии, из-за которой с тех пор он по возможности избегал концертных залов, театров и других закрытых помещений. Он заказал в Париже одиннадцатиструнную лютню и научился на ней играть; когда напряженная аппликатура начала воздействовать на мышцы его рисующей руки, он переключился на виолу да гамба. Ничто из этого, казалось, не мешало его искусству, которое продолжало изливаться и меняться неожиданным образом.

    Почти два года он рисовал «в Пикассо», как он однажды это назвал, пытаясь понять язык Пикассо изнутри, чтобы применить его в своих целях. В какой-то степени то же самое он делал со всеми художниками, которыми восхищался, — Тьеполо, Караваджо, Рембрандтом, Гойей, Сезанном, де Кунингом. «Я делал фальшивые этюды Караваджо и этюды Сезанна, — сказал он, — и это не были уважительные этюды. Если искусство было достаточно хорошим, я пытался его уничтожить.

Оставить комментарий