Мария полтава: Характеристика Марии в поэме “Полтава”, образ, описание

Содержание

Характеристика Марии в поэме “Полтава”, образ, описание

Мария.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Мария является одним из центральных персонажей знаменитой поэмы “Полтава” великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Марии в поэме “Полтава” А. С. Пушкина: описание героини в цитатах.

Смотрите:
Характеристика Мазепы
Все материалы по поэме “Полтава”
Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Марии в поэме “Полтава” Пушкина: описание в цитатах

Историческая справка: 

Прототипом Марии в поэме “Полтава” является Матрена Кочубей, дочь генерального судьи Кочубея. В 1704 году Матрена Кочубей действительно убежала к Мазепе. Однако отец послал погоню за дочерью и вернул беглянку в родительский дом. Эпизод с сумасшествием Марии также является вымыслом Пушкина. На самом деле после неудачного побега к Мазепе Матрена Кочубей поселилась в монастыре, где и умерла. (Источник: В. Н. Орлов, комментарии к книге “Поэма А. С. Пушкина “Полтава””, 1948 г.)

Мария является дочерью богатого и влиятельного Кочубея, генерального судьи Войска Запорожского и соратника гетмана Мазепы:

“Богат и славен Кочубей. 
Его луга необозримы; 
Там табуны его коней 
Пасутся вольны, нехранимы.” 
“Богат и знатен Кочубей. 
Довольно у него друзей.”

Старик Кочубей очень гордится своей прекрасной дочерью Марией и надеется выдать ее замуж за достойного человека:

“Но Кочубей богат и горд 
Не долгогривыми конями, 
Не златом, данью крымских орд, 
Не родовыми хуторами, 
Прекрасной дочерью своей 
Гордится старый Кочубей.

О внешности Марии известно следующее:

“И то сказать: в Полтаве нет 
Красавицы, Марии равной. 
Она свежа, как вешний цвет, 
Взлелеянный в тени дубравной. 
Как тополь киевских высот, 
Она стройна. Ее движенья 
То лебедя пустынных вод 
Напоминают плавный ход, 
То лани быстрые стремленья. 
Как пена, грудь ее бела. 
Вокруг высокого чела, 
Как тучи, локоны чернеют. 
Звездой блестят ее глаза; 
Ее уста, как роза, рдеют.”

Мария является не только красивой, но еще и “скромной и разумной” девушкой:

“Но не единая краса 
(Мгновенный цвет!) молвою шумной 
В младой Марии почтена: 
Везде прославилась она 
Девицей скромной и разумной.

К Марии сватаются разные женихи, но девушка отказывает всем, потому что любит старого гетмана Мазепу – своего крестного отца:

“За то завидных женихов 
Ей шлет Украйна и Россия; 
Но от венца, как от оков, 
Бежит пугливая Мария. 
Всем женихам отказ — и вот 
За ней сам гетман сватов шлет.”
“…И на приветы женихов 
Молчаньем гордым отвечала…” (Мария отказывает всем женихам)

Старик Кочубей с женой отказываются выдавать Марию замуж за Мазепу, считая этот брак невозможным и неприличным. Вскоре Мария сбегает из дома к Мазепе. Старик Кочубей и его жена тяжело переносят этот позор:

“И вскоре слуха Кочубея 
Коснулась роковая весть: 
Она забыла стыд и честь, 
Она в объятиях злодея! 
Какой позор! Отец и мать 
Молву не смеют понимать.
“…Ты для него забыла честь, 
Родных и бога.” (мать о Марии)

Кочубей решает отомстить Мазепе и вместе со своим другом, полковником Искрой, пишет царю Петру I донос на Мазепу. Однако Петр считает донос ложным и требует наказать самих доносчиков. В конце концов Мазепа добивается казни Кочубея и Искры (своих бывших друзей):

“…И кто же? Искра, Кочубей! 
Так долго быв его друзьями!..» 
И с кровожадными слезами, 
В холодной дерзости своей, 
Их казни требует злодей…”
“Всё, что цены себе не знает, 
Всё, всё, чем жизнь мила бывает, 
Бедняжка принесла мне в дар, 
Мне, старцу мрачному, —и что же? 
Какой готовлю ей удар!. .” (Мазепа о готовящейся казни Кочубея)

Тем временем Мария счастливо живет с Мазепой и не жалеет о том, что сбежала из дома:

“Мария нежными очами 
Глядит на старца своего. 
Она, обняв его колени, 
Слова любви ему твердит.”
“…Послушай, гетман: для тебя 
Я позабыла всё на свете. 
Навек однажды полюбя, 
Одно имела я в предмете: 
Твою любовь. Я для нее 
Сгубила счастие мое, 
Но ни о чем я не жалею…”

Влюбленная Мария не представляет своей жизни без Мазепы и готова с ним идти даже на казнь, если придется:

“…С тобой на плаху, если так.
 
Ах, пережить тебя могу ли?”

Мария не подозревая, что в лице Мазепы “пригрела змея на своей груди”. Девушка не догадывается, что хитрый и лицемерный Мазепа собирается казнить ее отца:

“Мария, бедная Мария, 
Краса черкасских дочерей! 
Не знаешь ты, какого змия 
Ласкаешь на груди своей. 
Какой же властью непонятной 
К душе свирепой и развратной 
Так сильно ты привлечена?
 
Кому ты в жертву отдана?”
“О, если б ведала она, 
Что уж узнала вся Украйна! 
Но от нее сохранена 
Еще убийственная тайна.”

Живя с Мазепой, Мария иногда со слезами вспоминает о своих несчастных родителях:

“И дней невинных ей не жаль, 
И душу ей одна печаль 
Порой, как туча, затмевает: 
Она унылых пред собой 
Отца и мать воображает; 
Она, сквозь слезы, видит их
 
В бездетной старости, одних, 
И, мнится, пеням их внимает. ..”
“…Семью 
Стараюсь я забыть мою. 
Я стала ей в позор…” (Мария о своей семье)

Ночью, накануне казни Кочубея, мать пробирается в комнату Марии и сообщает ей о готовящейся расправе над отцом. Женщина просит Марию остановить Мазепу и предотвратить казнь. Судя по всему, девушка пытается что-то предпринять, но безуспешно: Кочубея с Искрой казнят в то же утро. После этого бедная Мария сходит с ума и сбегает из дворца Мазепы. Ее никто не может найти:

“Опомнись, дочь моя! Мария, 
Беги, пади к его ногам, 
Спаси отца, будь ангел нам: 
Твой взгляд злодеям руки свяжет, 
Ты можешь их топор отвесть. 
Рвись, требуй — гетман не откажет…” (мать – Марии)
“Что со мною? 
Отец. .. Мазепа… казнь — с мольбою 
Здесь, в этом замке мать моя — 
Нет, иль ума лишилась я, 
Иль это грезы.” (Марии кажется, что она сходит с ума)

После поражения в Полтавской битве Мазепа и Карл XII бегут из Украины в Турцию. По пути беглецы останавливаются на ночлег недалеко от усадьбы Кочубея. В эту ночь к Мазепе приходит Мария, страдающая психическим расстройством. Девушка говорит с Мазепой о странных вещах, а после убегает прочь. Больше герои не встречаются:

“…Пред ним с развитыми власами, 
Сверкая впалыми глазами, 
Вся в рубище, худа, бледна, 
Стоит, луной освещена… 
«Иль это сон?.. Мария… ты ли?»” (психически больная Мария приходит к Мазепе)
“Мария, бедная Мария! 
Опомнись! Боже!. . Что с тобой?” (Мазепа о больной Марии)

Добравшись до Турции, Мазепа вскоре умирает там. Мария, судя по всему, продолжает жить в родном имении:

“Но дочь преступница… преданья 
Об ней молчат. Ее страданья, 
Ее судьба, ее конец 
Непроницаемою тьмою 
От нас закрыты.”

Напомним, что в действительности Матрена Кочубей (названная в поэме “Полтава” Марией) после побега к Мазепе была возвращена домой, а после жила в монастыре, где и скончалась.

Критика об образе Марии

Рецензия в журнале “Галатея” (1839 г.): 

“Характер Марии в нравственном отношении не лучше характера Мазепы, но он ровнее, вернее самому себе, и выдержан от начала до конца; жаль одного, – Мария не возбуждает в нас участия, потому что вы не видим в ней ни одного отблеска нравственной красоты – это настоящая. .. разбойница…” (рецензия неизвестного автора, журнал “Галатея”, 1839 г., часть 3, №25 и 26) 

Ф. В. Булгарин:

“Мария, дочь Кочубея, непостижимое существо. Отчего она так сильно влюбилась в седого старца, презрела всех юношей, бежала из родительского дома и нежится с дряхлым, больным гетманом, как с Адонисом? Мне кажется, что не любовь, а женское тщеславие ввергло в пропасть дочь Кочубея. Но в поэме Мария представляется нежною, пламенною любовницей, а не тщеславною красавицей, которая презрела все обязанности, чтоб быть первою в Малороссии, панею гетманшею. Читатель не может этому верить. Если б мы, напротив того, подслушали разговор соблазнителя с несчастною жертвою, в котором бы хитрый старец представлял юной красавице всю прелесть величия, знатности, могущества, то поверили бы, что неопытная девица могла забыться и последовать за больным стариком с седыми усами и головою, с впалыми глазами! Но чтоб она могла влюбиться в старика, и еще в такого гнусного, как он представлен в поэме, этому верить не можем и не будем. ” (Ф. В. Булгарин, “Разбор поэмы «Полтава»”, журнал “Северная пчела”, №39, 30 марта 1829 г.)

М. А. Максимович:

“Обвиняют Пушкина в том, что он представил дочь Кочубея действительно влюбленною в Мазепу, не верят, да и верить не хотят, чтобы она могла влюбиться в старика, и полагают, что она всем пожертвовала не из любви к Мазепе, но из тщеславия, в надежде быть первою в Малороссии — панею гетманшею… Любовь сия есть, конечно, необыкновенное, нельзя сказать, однако ж, небывалое, явление, по крайней мере в Матрене не подлежащее сомнению. <…>   
Тем более влюбленный в Матрену, образованный, красноречивый, вкрадчивый в сердца и опытный в делах любви Мазепа мог привлечь сердце юной пламенной украинки и завладеть им. Он мог своею любовью, своими рассказами возбудить в ней участие к себе, уважение, мог даже пробудить в ней и честолюбие; но все это перешло наконец в любовь, которая одна только и могла заставить ее пренебречь всем, покинуть дом отцовский и отдаться Мазепе; ибо что за честь быть наложницею гетмана, особливо при тогдашнем образе мыслей? А что ей не представлялась иная доля и не было надежды быть гетманшею, это видно из писем Мазепы. ..” (М. А. Максимович, “О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении”, 1829 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Марии в поэме “Полтава” А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
Характеристика Мазепы
Все материалы по поэме “Полтава”
Все материалы по творчеству Пушкина

Мария (“Полтава”) | это… Что такое Мария (“Полтава”)?

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

— Дочь и “гордость” Кочубея. “Краса черкасских дочерей”, “в Полтаве нет красавицы, Марии равной”. “Она свежа, как вешний цвет, взлелеянный в тени дубравной, как тополь киевских высот, она стройна. Ее движенья то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья. Как пена, грудь ее бела; вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют; звездой блестят ее глаза; ее уста как роза рдеют”. — “Везде прославилась она девицей скромной и разумной. За то завидных женихов ей шлет Украйна и Россия; но от венца, как от оков, бежит пугливая Мария. Всем женихам отказ!” — “…Тихо за столом она лишь гетману внимала, когда беседа ликовала и чаша пенилась вином”; “она всегда певала те песни, кои он слагал, когда он беден был и мал, когда молва его не знала”. “…С не женскою душой она любила конный строй, и бранный звон литавр, и клики пред бунчуком и булавой малороссийского владыки…” По словам Марии, “он прекрасен: в его глазах блестит любовь, в его речах такая нега! Его усы белее снега”. “Своими чудными очами” ее “старик заворожил, своими тихими речами” в ней он “совесть усыпил”. “Его кудрявые седины, его глубокие морщины, его блестящий впалый взор, его лукавый разговор” для М. “всего, всего дороже”. — После отказа гетману, просившему руки Марии, “целые два дня, то молча плача, то стоня, Мария не пила, не ела, шатаясь, бледная, как тень, не зная сна. На третий день ее светлица опустела”: “соблазном постланное ложе” М. “отчей сени предпочла”. “Властью непонятной” М. к душе Мазепы “привлечена”, ей “в жертву отдана”. “Что стыд Марии? что молва? что для нее мирские пени, когда склоняется в колени к ней старца гордая глава! Когда с ней гетман забывает судьбы своей и труд и шум иль тайны смелых, грозных дум ей, деве робкой, открывает!” На гетмана “с благоговеньем М. возводит ослепленный взор, его лелеет с умиленьем” и “дней невинных ей не жаль”. “Семью стараюсь я забыть мою. Я стала ей чужой”. “Всем, всем готова тебе я жертвовать, поверь!” — признается она Мазепе. Но “душу пылкую” ее “волнуют, ослепляют страсти”. Когда “любовь смиренная” Марии встречает “хладную суровость” со стороны Мазепы, Мария “удивлена, оскорблена” и “чуть дыша” “говорит с негодованием”: “Послушай, гетман: для тебя я позабыла все на свете. Навек однажды полюбя, одно имела я в предмете — твою любовь. Я для нее сгубила счастие мое. Но ни о чем я не жалею! ты помнишь: в страшной тишине, в ту ночь, как стала я твоею, меня любить ты клялся мне. Зачем же ты меня не любишь?” На уверения Мазепы (“Мария, верь: тебя люблю я больше славы, больше власти”) отвечает: “Неправда; ты со мной хитришь. Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь, теперь тебе они докучны”. Она ревнует его к Дульской, требуя прямого ответа: “Нет, объяснись без отговорок, и просто, прямо отвечай”. Когда же Мазепа делает ей “важные признанья”, открывает “тайны гордых дум”, ее “мечтания рассеяны”. “Я близ тебя не знаю страха — ты так могущ!” Узнав о замыслах Мазепы, восклицает: “О, милый мой, ты будешь царь земли родной! Твоим сединам как пристанет корона царская!” — “A если плаха? — С тобой на плаху, если так. Ах, пережить тебя могу ли? Но нет, ты носишь власти знак”. —”Меня ты любишь? — Я! люблю ли?” На вопрос Мазепы (“Скажи: отец или супруг тебе дороже?”) Мария медлит с ответом: “К чему вопрос такой? Тревожит меня напрасно он”, и на повторение вопроса Мазепой (“Так я дороже тебе отца?”) отвечает: “Реши ты сам…” “Ах, полно! сердце не смущай! Ты искуситель!” Но увидя бледность Мазепы, прибавляет: “О, не сердись! всем, всем готова тебе я жертвовать; но страшны мне слова такие…” Узнав о казни отца, М. “падает на ложе, как хладный падает мертвец”. “Вихрю мыслей предана”, она лишь помнит “поле… праздник… шумный… чернь… и мертвые тела…” Она уже не узнает любимые черты в Мазепе: “Я принимала за другого тебя, старик! Оставь меня. Твой взор насмешлив и ужасен. Ты безобразен. Он прекрасен: в его глазах блестит любовь, в его речах такая нега! Его усы белее снега…”, “а на твоих засохла кровь”. После встречи Мазепы “на бреге синего Днепра” с Марией (“Вихрю мыслей предана”, Мария стояла пред Мазепой “с развитыми власами, сверкая впалыми очами, вся в рубище, худа, бледна”), “след ее существованья пропал, как будто звук пустой”. “Преданья об ней молчат. Ее страданья, ее судьба, ее конец непроницаемою тьмою от нас закрыты”.

Критика: “Творческая кисть Пушкина нарисовала нам не один женский портрет, но ничего лучше не создала она лица Марии. Что перед ней эта препрославленная и столько восхищавшая всех и теперь еще многих восхищающая Татьяна — это смирение деревенской мечтательницы с городским благоразумием”. “В историческом факте любви Мазепы и Марии Пушкин воспользовался только идеей любви старика к молодой девушке и молодой девушки к старику”. “Подобное явление редко, но тем не менее действительно. Важность его заключается в законах человеческого духа, и потому по редкости его можно находить удивительным, но нельзя находить неестественным. Самая обыкновенная женщина видит в мужчине своего защитника и покровителя; отдаваясь ему — сознательно или бессознательно, но во всяком случае она делает обмен красоты и прелести на силу и мужество. После этого очень естественно, если бывают женские натуры, которые, будучи исполнены страстей и энтузиазма, до безумия увлекаются нравственным могуществом мужчины, украшенным властью и славой, — увлекаются им без соображения неравенства лет. Для такой женщины сами седины прекрасны, и чем круче нрав старика, тем за большее счастье и честь для себя считает она влиянием своей красоты и своей любви укрощать его порывы, делать его ровнее и мягче. Само безобразие этого старика — красота в глазах ее. Вот почему кроткая, робкая Дездемона так беззаветно отдалась старому воину, суровому мавру — великому Отелло. В Марии Пушкина это еще понятнее: ибо Мария, при всей непосредственности и неразвитости ее сознания, одарена характером гордым, твердым, решительным. Она была достойна слить свою судьбу не с таким злодеем, как Мазепа, но с героем в истинном значении этого слова. И как бы ни велика была разница их лет — их союз был бы самый естественный, самый разумный. Ошибка Марии состояла в том, что она в душе, готовой на все злое для достижения своих целей, думала увидеть душу великую, дерзость безнравственности приняла за могущество героизма. Эта ошибка была ее несчастьем, но не виной: Мария, как женщина, велика в этой ошибке”. “Нельзя довольно надивиться богатству и роскоши красок, которыми изобразил поэт эту страстную и грандиозную любовь этой женщины. Здесь Пушкин как поэт вознесся на высоту, доступную только художникам первой величины. Глубоко вонзил он свой художественный взор в тайну великого женского сердца и ввел нас в его святилище, чтоб внешнее сделать для нас выражением внутреннего, в факте действительности открыть общий закон, в явлении — мысль…” “Но нигде личность Марии не возвышается в поэме Пушкина до такой апофеозы, как в сцене ее объяснения с Мазепой — сцене, написанной истинно шекспировской кистью. Когда Мазепа, чтоб рассеять ревнивые подозрения Марии, принужден был открыть ей свои дерзкие замыслы, она все забывает: нет больше сомнений, нет беспокойства; мало того, что она верит ему, верит, что он не обманывает ее: она верит, что он не обманывается и в своих надеждах. .. Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они! Она знает одно, верит одному — что он, ее возлюбленный, так могущ, что не может не достичь всего, чего бы только захотел. Блеск короны на седых кудрях любовника уже ослепил ее очи — и она восклицает с уверенностью дитяти, сильного и разумного одной любовью, но не знанием жизни: “О, милый мой, ты будешь царь земли родной! Твоим сединам как пристанет корона царская!” Вникните во всю эту сцену, разберите в ней всякую подробность, взвесьте каждое слово: какая глубина, какая истина и вместе с тем какая простота! Этот ответ Марии: “Я! люблю ли?”, это желание уклониться от ответа на вопрос, уже решенный сердцем, но все еще страшный для нее — кто дороже: любовник или отец, и кого из них принесла бы она в жертву для спасения другого — и потом решительный ответ при виде гнева любовника… как все это драматически, и сколько тут знания женского сердца”. “Явление сумасшедшей Марии, неуместное в ходе поэмы и даже мелодраматическое, как средство испугать совесть Мазепы, превосходно как дополнение портрета этой женщины. Последние слова ее безумной речи исполнены столько же трагического ужаса, сколько и глубокого психологического смысла”. [Белинский. Соч. т. VIII].

Словарь литературных типов. – Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

Мария Кочубей. Полтава. Герои Пушкина. Архангельский А. Н.

Литература

 
 Главная
 

Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ

 
JPG”>

Рисунок А. С. Пушкина
на полях черновой рукописи поэмы “Полтава”, 1828. ИРЛИ РАН

 
 

Архангельский А. Н.
Герои Пушкина.
Характеристики всех значимых персонажей эпических, лироэпических, драматических сочинений А. С. Пушкина

 
 
 
 
 

ГЕРОИ ПУШКИНА

Архангельский А. Н.[1]

Характеристики всех значимых персонажей
эпических, лироэпических, драматических
сочинений А. С. Пушкина

 

«Полтава»
Поэма
(1828; опубл. — 1829)

КОЧУБЕЙ
МАЗЕПА
МАРИЯ КОЧУБЕЙ
ПЕТР

МАРИЯ КОЧУБЕЙ

— героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции (ср. в «Войнаровском» К. Ф. Рылеева), зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает в примечаниях на это «прозаическое» имя — Матрена; оговорка важна; благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы «опрокидывается» в реальное историческое пространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму и является перед читателем типичной «байронической» героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь», и, конечно, с грудью белой, «как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной Марии, до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы, а до конца 2-й части не понимающей, что любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной Марией движет одно чувство — любовь. Сначала — любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому, но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что Мария — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным, намекая на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, Мария тут же успокаивается и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, — его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность Марии «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что Мария ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери, упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная Мария бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ Марии в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, Мария утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. (Подробнее см. финал ст. «Мазепа».) После этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» Марию в песне седого бандуриста — и окончательно примиряют с покинутой ею жизнью.

ПЕТР >>>

 

1. Источник: А. Н. Архангельский. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. – М.: Высшая школа, 1999 . – 286 с. (вернуться)

 

в начало страницы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
JPG”>

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Главная страница

 

 

Украинки, Полтава, Мария, 45

Обо мне

Код:
8116
Имя:
Мария
Возраст:
45
Я родился в:
1976-11-09
Знак Зодиака:
Скорпион
Национальность:
украинец
Страна:
Украина
Проживание:
Полтава

Больше обо мне

Цвет моих глаз:
Синий
Мой рост:
173 см / 5,68 фута
Мой вес:
70 кг / 154 фунта
Мой тип телосложения:
Спортивное
Мои виды спорта:
Парусный спорт
Мои привычки курения:
Нет
Мои алкогольные привычки:
Социально
Дети:
Да
Сколько:
1
Возраст и пол моих детей:
Дочь 2005 г. р.
Жить со мной:
Да
Этническая принадлежность:
Ближневосточный
Моя основная религия:
Православный
Мое образование:
ун-т Технический
Моя профессия:
работаю в университете преподавателем; Я очень люблю свою профессию, ведь общение со студентами наполняет меня энергией, молодостью и позитивом 🙂
Его образование:
Предпочтительно
Мои цели в жизни:
Дети/Я/Работа/Домашнее хозяйство
Водительские права:
Нет
Домашние животные:
Нравится и есть
Какие у меня хобби:
Парусный спорт
Условия проживания:
Собственная квартира
Описание где я живу:
Я живу в собственной квартире с дочерью и питомцем Ричардом.
Как бы я описал себя:
Я веселая и добрая женщина; Мне нравится постоянно развиваться, узнавать что-то новое и создавать комфорт в том месте, где я нахожусь; Я очень люблю свою дочь, поэтому с большой любовью забочусь о ней;
Отношения с родителями:
У меня очень теплые отношения с родителями
Что для меня значит «настоящая любовь»:
Я искренне верю в настоящую любовь, потому что мое сердце переполнено этим чувством 🙂 Я знаю, что скоро это произойдет со мной 🙂
Как мне достичь своих жизненных целей?:
Я очень целеустремленная женщина; каждый день у меня есть какие-то планы, дела и мотивы, чтобы двигаться вперед; на данном этапе это освоение новой профессии (расскажу позже) и помощь дочери в ее воспитании и развитии
Насколько важны
моральных принципов:
Прежде всего я ценю верность; мне очень важно чувствовать подлинность всего, что меня окружает; Я хочу больше добра, справедливости и улыбок в мире
Насколько важны друзья:
Я очень общительная женщина, поэтому у меня достаточно друзей 🙂 Я по-настоящему счастлива, потому что меня окружают хорошие люди, которые всегда готовы меня поддержать 🙂
Уровень английского языка:
Достаточный
Мой идеальный мужчина:
Мечтаю о порядочном мужчине с серьезными намерениями, добрым сердцем и готовностью решить любую жизненную ситуацию; мне важно понимать, что рядом со мной надежный и порядочный человек
Его возраст:
40-55

Каково сейчас жить в Украине: мы попросили одного 27-летнего парня провести нас в его новую реальность

В четверг, 24 февраля, Дмитрий Доричевский спал в квартире, которую делил со своей девушкой, когда она проснулась в 5 утра, сказав, что слышала взрыв. Он сказал ей, чтобы она снова заснула; он подумал, что она, должно быть, спит.

Однако, когда через несколько минут Доричевский услышал звук, похожий на взрыв, он потянулся к телефону и пролистал новостные ленты в социальных сетях в поисках информации. Конечно же, то, о чем предупреждали украинцев, происходило в реальном времени: Россия вторглась в их страну. Они были на войне.

«Следующие два дня мы боялись за свою жизнь», — говорит Доричевский, который в ту субботу уехал из Киева со своей девушкой и несколькими друзьями. «Уезжая из Киева, мы наблюдали, как российский вертолет сбросил ракету на шоссе всего в 100 метрах перед нами. Это был самый поучительный опыт в моей жизни. Если бы я ушел на несколько секунд раньше или позже, я был бы мертв».

Доричевский и его девушка добрались до Полтавы, города в центральной Украине, где безопаснее, чем в Киеве. Тем не менее, регулярные сигналы воздушной тревоги держат их в состоянии постоянной борьбы или бегства. А поскольку конца войне еще не видно, а их близкие все еще в Украине, жизнь 27-летнего Доричевского и его 25-летней подруги невообразима.

На этой неделе, The Sunday Paper встретилась с Доричевским, чтобы попытаться получить лучшее представление о том, на что похожа жизнь таких украинцев, как он, которые остались.

Где вы сейчас находитесь и как вы держитесь?

Мы находимся в Полтаве, что в центре страны. Сейчас здесь безопасно. Тем не менее, каждый день мы просыпаемся под воздушную тревогу, и они срабатывают в другое время в течение дня.

Моя семья все еще в Киеве. У нас не было места, чтобы взять их с собой, и они хотели, чтобы мы с моей девушкой поехали. Они сказали: «Все в порядке, мы будем в порядке». Мой отец находится на окраине Киева, сражаясь с русскими войсками, чтобы защитить город. Моя мама пряталась в бомбоубежище, но недавно сбежала из города. Но ты не представляешь, что происходит в таких ситуациях — столько внутренней силы получаешь.

Я разговаривал с мамой по телефону, когда она была в бомбоубежище, и она рассказывала мне о своем разговоре со своими друзьями, которые тоже были в убежище. Они говорили о том, что произойдет, если они столкнутся там с русским шпионом, и моя мама сказала мне: «Мы решили, что можем убить его. Что мы с ним будем делать? О, это не будет проблемой, — сказала она. «Здесь есть место. Мы можем выбросить тело в мусор». Об этом говорят дамы средних лет!

Это просто показывает, что мы больше не боимся. Вы просто принимаете тот факт, что это не война между правительствами. Это свобода слова, свобода самовыражения, свобода жить так, как ты хочешь.

В Украине мы привыкли решать свою судьбу. Россия хочет, чтобы мы были их рабами. Но мы видим, как они подавляют своих граждан. Это борьба за нашу свободу.

В какой-то момент ты просто понимаешь, хорошо, я могу умереть в любой момент, потому что русские все бомбят. Прямо сейчас я могу сидеть здесь с тобой, и на меня может упасть ракета. Это может случиться. И я в порядке с этим. Мы все. Потому что мы не хотим умирать рабами.

Прямо сейчас у нас есть три варианта: смерть, рабство или победа. И, как мир может видеть, рабство не вариант.

Как проходят ваши дни? Вы воюете с украинскими военными? Или вы еще работаете?

Я инженер по обеспечению качества и работаю каждый день. Я знаю свою часть. Чтобы борьба продолжалась, нужна стабильная экономика. Информационные технологии (ИТ) в Украине стали одним из крупнейших секторов экономики, и мы по-прежнему поставляем продукцию. Моя задача — привезти деньги сюда, обратно в Украину, чтобы мы могли продолжать сражаться. Работа — это мой способ внести свой вклад в сопротивление.

У нас есть очереди людей, которые готовы сражаться. Мы шутим, что вам нужно подкупить кого-то, чтобы попасть в армию прямо сейчас. Есть много желающих взяться за оружие. У нас как раз была вторая волна [призыва], и меня это пока не коснулось, потому что у меня нет военного опыта. Сейчас им просто нужны люди с опытом. Но если они позвонят мне, все в порядке. Я пойду.

Прямо сейчас, когда вы не на поле боя, мы чувствуем большую вину выжившего. Я чувствую себя виноватым, что недостаточно вкладываю. Единственный выход из этого – найти свое место. Я знаю свое место. Я счастлив, что могу помочь, чем могу. Что я делаю, так это поддерживаю экономику, поддерживаю армию пожертвованиями.

Как вы находите в себе мужество продолжать работать или воевать на стороне вооруженных сил, несмотря на то, что у вас нет такого опыта, если вас к этому призывают?

Это не храбрость; это просто принятие.

На самом деле это философский вопрос, потому что мы все должны признать, что в какой-то момент, рано или поздно, мы умрем. Сейчас это может произойти в любой момент по воле Путина. И ты просто принимаешь это. Вы должны искать вещи, которые вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию. Это не так сложно. Удивительно, как люди могут приспособиться ко всему.

Вы спите по ночам? Получаете ли вы передышку от постоянного страха и стресса?

Не буду врать; Я не могу спать больше 7 часов.

[В этот момент во время нашего звонка завыли сирены воздушной тревоги, и Доричевский отнес свой компьютер туда, где он и его девушка прячутся, пока не замолчат сирены.]

Это часть принятия, о котором я говорю— прямо сейчас может быть авианалет или ракетная атака. Но в какой-то момент ты начинаешь понимать: хорошо, сейчас я могу умереть двумя способами. Ракета может попасть прямо в эту квартиру и тогда вас уже ничего не спасет. Или он ударится о здание, стекло разобьется и порежет вас. Так что прямо сейчас, если попадет ракета и все будет в порядке, мы соберем вещи и уйдем отсюда.

Как лучше всего поддержать Украину сейчас для молодежи всего мира?

Во-первых, я хочу, чтобы все знали, что это борьба за достоинство. Когда я слышу в американских новостях призывы к Украине прекратить боевые действия, это расстраивает. Но, как мы видели, Россия не считается с человеческой жизнью. Будет жесткое подавление, пытки для всех, кто не согласен с их режимом, и еще много смертей, если мы сдадимся. Эта война будет намного, намного кровавее, если Украина сдастся.

Финансовая поддержка нашим военным тоже так нужна. Вы можете прямо сейчас пойти в Национальный банк Украины, чтобы сделать пожертвование нашим вооруженным силам.

Ты не знаешь, что таит в себе каждый день. Чувствуете ли вы больше благодарности за маленькие моменты, например, время, проведенное с вашей девушкой, или разговор по телефону с мамой?

Я знаю, это то, что вы хотите от меня услышать, но нет. Это так не работает.

Вы живете вне своего тела. Ваш мозг не может осознать угрозу постоянной смерти. Не знаю, как для всех остальных, но для меня это как будто я вне ситуации. Я просто наблюдаю это. Мое тело отдельно. Я делаю то, что мне нужно, и когда это закончится, я почувствую все эмоции.

Я сейчас не живу. У меня есть задачи. Мне нужно выполнить свои задачи. И когда это закончится — нет, после нашей победы — я заново построю свою жизнь.

 

Дмитрий Доричевский — инженер по обеспечению качества в компании Geniusee в Киеве, Украина. Он по совместительству стендап-комик, бывший ведущий вечеринки и жонглер (но, к сожалению, в настоящее время у него нет реквизита для жонглирования, по его словам). Любитель кино Доричевский расстроен тем, что не может посмотреть новый фильм о Бэтмене из-за войны. Он также любит кататься на сноуборде и ходить на музыкальные фестивали.

МАРИЯ СКЛЯРОВА

Посмотреть в полном размере

Куртка «Потерянный год» от Katherine Marsh | Макмиллан

Внутренние иллюстрации для книги Кэтрин Марш «Потерянный год» | Макмиллан

De Correspondent, июнь 2022 г.

Журнал «Репортеры», июнь 2022 г., выпуск 3

Посмотреть в полном размере

Журнал Republik, июль 2022 г.

Посмотреть в полном размере

Журнал «Единорог», выпуск 10, июль 2022 г.

Zetland.dk, май 2022 г.

Корреспондент, июнь 2022 г.

Журнал «Репортеры», июнь 2022 г., выпуск 3

Журнал «Репортеры», июнь 2022 г., выпуск 3

Посмотреть в полном размере

Журнал Republik, июль 2022 г.

Посмотреть в полном размере

Российские войска разграбили художественные музеи в Мариуполе

The Baffler, Венера в транзите, май 2022 г.

Редакционная иллюстрация для журнала 1199

Посмотреть в полном размере

Глазами Евромайдана: взгляд свободолюбивого

Показан в Wired

Посмотреть в полном размере

Избранное на Украинском

В рубрике ELLE Украина

Посмотреть в полном размере

Иллюстрация для журнала Breathe Magazine

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Иллюстрация для журнала PopShot

Посмотреть в полном размере

Тайный сад

Посмотреть в полном размере

Личная работа

Посмотреть в полном размере

Личная работа

Посмотреть в полном размере

Как хорошо провести день

Посмотреть в полном размере

Сражайтесь — и выиграйте битву! Сам Бог поможет вам.

Оставить комментарий