«Матрица»: скрытый смысл. Нео не спаситель
Содержание
-
Вербовка
- Встреча с Морфеусом
- Картина реальности
- Вера
- Враг
- Пифия
- «Я поверил»
- Сектантское сознание
- Терроризм
- Лидер и герой
- Заключение
Когда вы смотрели фильм «Матрица», вы обращали внимание на то, какому психологическому давлению подвергался Нео на протяжении всего фильма? Давайте, я напомню, как это было. Это позволит нам по-новому оценить данного героя и его судьбу.
В этом видео я буду рассматривать только первый фильм трилогии как самодостаточное произведение, потому что изначально он так и задумывался.
Нео давно ищет встречи с авторитетным хакером по имени Морфеус.
↑ наверх
Вербовка
Во время первой встречи в клубе Тринити держится очень близко к Нео, что вызывает его смущение. Она нарушает его личные границы и использует свою сексуальность, а Нео не может ей противоречить, т.к. боится упустить свой шанс.
Морфеус с первой минуты телефонного разговора оказывает на Нео психологическое давление, намекая на то, что Нео имеет большую значимость.
я искал тебя 13:49
«Противник недооценил твое значение. Ты избранный»- 22:09
Представьте, что, скажем, ваш любимый музыкант, с которым ваши миры вообще не пересекаются, вдруг выходит на вас и начинает говорить вам, что вы играете круче всех и предлагает встретиться. Неплохая атака, не правда ли? Хотя, по правде говоря, возникает впечатление, что человек на другом конце провода что-то напутал.
Но самый важный вопрос, которым почему-то Нео вообще не задаётся: если я избранный, то избранный кем и для чего?
Во время второй встречи Тринити и Свитч уже используют легкое запугивание и играют в плохого и хорошего полицейского. Свитч проверяет Нео на подчиняемость:
Снимай рубашку. Слушайся или топай. – 23:24
Нео показывает, что подчиняться не намерен, и тогда Тринити говорит, что Нео должен доверять ей. Почему? Да потому что она может показать ему то, чего он еще не видел.
Встреча с Морфеусом
Морфеус во время встречи подчеркнуто дружелюбен, внимателен и постоянно льстит Нео:
Нет – честь для меня – 26:04
ты похож на человека, который ничему не удивляется
ты здесь: потому что ты что-то понял
Человеку методично внушают, что он не такой, как все, он особенный. Единственный, кто ощущает, «что мир не в порядке».
Было бы наивно думать, что после всех этих манипуляций Нео делает свободный выбор. Нет, его выбор обусловлен давлением авторитета и страхом потерять свое достоинство в его глазах, страхом не оправдать чужие ожидания. И разумеется, боязнью упустить предполагаемую выгоду: тайное знание, на которое намекает Морфеус. Пожалуй, самое разумное, что мог бы сделать человек в такой ситуации – это кинуть монетку.
Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Примешь красную — войдешь в страну чудес.
«Пустыню реальности» Морфеус называет Страной чудес, откровенно вводя Нео в заблуждение.
Морфеус умалчивает о том, что приняв красную таблетку, вся прежняя жизнь для Нео будет потеряна. Мало того, вся команда знает, что Нео обречен на смерть (первые кадры фильма, диалог Тринити с Сайфером).
«Мы обрекаем его на смерть, ты это понимаешь?»
Но они делают то, что нужно Морфеусу, т. к. он обладает неким сакральным знанием, верой.
После принятия красной таблетки Нео оказывается в замкнутом пространстве корабля, откуда нет выхода, с новым наставником, которому он теперь должен подчиняться. Вербовка завершена.
↑ наверх
Картина реальности
Далее Морфеус рассказывает Нео о якобы «реальном» мире. И здесь важно то, что Нео вынужден верить наставнику на слово. Всё, что мы вместе с главным героем узнаём о ситуации на планете, о войне с машинами, о матрице, является лишь историей Морфеуса. И трезво мыслящий человек имеет полное право в ней усомниться.
В самом деле, «реальность» Морфеус демонстрирует Нео в программе симуляторе. Спрашивается: а разве эта картинка реальности не могла быть тоже симулирована? Но чтобы Нео не стал просить доказательств, Морфеус произносит:
Я сам не верил, а потом увидел поля собственными глазами – 43:03
После этой фразы Нео уже не может попросить Морфеуса показать ему пустыню реальности, чтобы увидеть ее воочию, ведь тогда он поставит под сомнение его авторитет и будет выглядеть глупо.
Но конечно, некоторые зрители скажут: нам же показали, что Нео сам видел капсулы с людьми, когда его освободили. Ответ содержится в словах Морфеуса:
«Ты впервые ими смотришь» 0:36
Это означает, что то, что видел Нео, не имеет фактической достоверности. Это могло быть видение, вызванное действием красной таблетки и подключенной аппаратурой.
Кроме того, если бы Нео действительно видел капсулы, он бы не стал в ответ на слова Морфеуса кричать: «Я не верю».
↑ наверх
Вера
Один из главных мотивов фильма — мотив веры. Причем, это вера Морфеуса, вокруг которой вращаются все события фильма. Морфеус ведет людей туда, куда указывает его вера, а его соратники делают то, что он скажет (ведь у них нет выбора). К концу фильма все герои должны убедиться в том, что их лидер был прав.
↑ наверх
Враг
Следующий этап подготовки – определение внешнего врага.
Матрица — это система, Нео.
Система — наш враг. Но до тех пор, эти люди все еще часть системы и, потому, они наши враги. 56:43
Как видим, Морфеус действует по принципу «цель оправдывает средства». Для него смерть людей, не готовых выйти из матрицы, вполне допустима. И Нео впоследствии будет действовать по этому же принципу – спасая Морфеуса, он вместе с Тринити будет убивать простых людей.
Если ты не один из нас, то один из них. – 57:37
Это жесткое деление на своих и чужих очень важно. И в дальнейшем я покажу, какому типу сознания оно соответствует.
↑ наверх
Пифия
Пифия – еще один авторитет, который должен повлиять на самосознание Нео.
Вообще, наличие этого персонажа не вписывается в логику фильма, ведь Пифия – это программа. Если она на стороне повстанцев, то это означает раскол в интеллекте матрицы.
«Она поводырь. Она укажет твой путь»
Но это значит, что она управляет действиями людей, влияет на их волю. Почему тогда ей можно доверять? Ответа в фильме нет, и на месте Нео мы вполне могли бы заподозрить Морфеуса и Пифию в сговоре.
Поведение Пифии – это кульминационная точка морального давления на нашего героя. Сначала она дружелюбна к Нео,
А ты очень занятный. Не зря ты ей нравишься
потом сообщает ему, что он не избранный и показывает, что разочарована, порицая за нерешительность.
Дар у тебя есть. Но кажется, ты чего-то ждешь.
Но стоило только Нео облегченно вздохнуть, – ведь теперь он свободен от ответственности за спасение человечества, – как она обрушивает на него еще больший моральный груз: ставит его перед выбором – умереть ради наставника или взять на себя груз вины за его смерть.
кто-то умрет, он или ты. а кто – тебе решать – 1:16:42
Воистину, это восхитительно! Методично капать человеку на мозг, чтобы тот в определенный момент стал готов пожертвовать своей жизнью. Спасение человечества ведь не подразумевает обязательной гибели героя, не так ли? Но теперь ставки повышаются до максимума, и это конечная точка подготовки Нео: готовность пойти на смерть.
Ну а дальше, по-моему, идет уже откровенное издевательство над человеком.
Не расстраивайся! Съешь печеньице!
Как программист и хакер мог поверить в «пророческий дар» программы — остаётся загадкой. Ведь очевидно, что если она пророчествует о тех событиях, которые происходят внутри матрицы, то скорее всего это означает, что она просто имеет доступ ко всей необходимой информации. И если какое-то событие в матрице вдруг совпало с предсказанием Пифии, то это означает, что скорее всего оно было спланировано заранее.
↑ наверх
«Я поверил»
Старания Морфеуса и Пифии дают свой плод: Нео доходит до нужной кондиции. После того, как агенты захватили Морфеуса, Нео вызывается его спасти.
теперь и я поверил – 1:36:42
После всех манипуляций, проведенных с его сознанием, он поверил и готов пойти на смерть ради наставника.
Нео заметил, что слова Пифии совпали с тем, что произошло с Морфеусом. Но ему и в голову не пришло, что всё это — часть плана и часть его испытания. Это не пришло в голову и Тринити, которой Пифия предсказала, что она влюбится в Избранного. Возможно, даже Морфеус был жертвой манипуляций Пифии: ведь именно по ее указке он искал Избранного.
Однако, наша задача сейчас не построить очередную кинотеорию, а обратить внимание на методы, которыми пользуются лидеры в отношении адептов и на совершенно некритичное отношение самих адептов, к тому, что им внушают.
↑ наверх
Сектантское сознание
Если в прежней жизни Нео его непосредственный доступ к реальности был заблокирован Матрицей, то в его новой жизни доступ к реальности ограничен идеологией Морфеуса.
Такое сознание, которое не взаимодействует с реальностью напрямую, а получает ее описание от безусловного авторитета я условно назову «сектантским сознанием». А в группе Морфеуса мы видим множество признаков, совпадающих с признаками секты:
- Наличие харизматичного лидера
- Вероучение, основанное на религиозном откровении лидера – (у Морфеуса это вера в избранного)
- Вербовка с использованием психологической манипуляции
- Сокрытие истинных целей (так, Морфеус сообщает про закон – не освобождать разум взрослых людей (44:53). Но это противоречит его же плану освободить людей от матрицы. А значит, мы можем усомниться, что это было его подлинной целью.)
- Отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей
- Слепое подчинение лидеру
- Психологическое давление
- Жёсткое деление на своих и чужих. Провозглашение внешнего мира злом.
- Использование рядовых членов группы для совершения преступлений
↑ наверх
Терроризм
Мы вплотную подошли к тому, чтобы назвать Нео его настоящим именем. Но прежде я приведу самый важный факт из фильма, который будет главным моим аргументом.
В начале фильма Нео открывает книгу Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
В этой книге Бодрийяр описывает систему современного культурного общества и говорит, что терроризм был бы единственным средством для выявления методов тотального контроля, если бы система так же не ассимилировала его, превратив в один из симулякров (например, когда правительство само же производит теракты, чтобы подтвердить наличие власти в обществе).
Вачовски в данной трилогии иллюстрируют эту мысль Бодрийяра и показывают, как система ассимилировала в себя терроризм. Т.е. сделала его лишь средством самопроверки на наличие ошибок.
Таким образом, Нео – это террорист. А группа Морфеуса – террористическая группировка. Морфеуса, кстати, так и называли в начале фильма.
«Помогите обезвредить известного террориста»
Всё обучение Нео было сконцентрировано на том, чтобы он стал видеть мир таким, каким его видит Морфеус. Видеть врага во всех, кто не принадлежит к его группе. Быть готовым пойти на смерть ради идеи лидера.
↑ наверх
Лидер и герой
Важно понимать отличие роли лидера от роли героя. Морфеус — это лидер сопротивления. это тот, кто объединяет людей вокруг себя и ведет их к цели. И лидер не может пожертвовать собой, потому что тогда его дело умрёт. Поэтому лидерам нужны герои, готовые пойти на жертвы ради их дела. Нео и есть такой герой. Такие люди как Нео – настоящая находка для лидеров, реализующих свои планы.
Я уже знаком с возражением, что, дескать, Морфеус пожертвовал собой ради Нео. Но ведь это не так! То, что выглядело как самопожертвование, было по факту либо заранее спланированным мероприятием, либо — совершенно безответственным поступком.
Коды доступа к компьютеру Зиона были у одного только Морфеуса. Морфеус должен был понимать, что он нужен агентам живым и они его не убьют, не получив коды. И, зная это, Морфеус вдруг решил остаться один на один с агентами? Вам не кажется, что это неоправданно рискованная, даже подозрительно рискованная тактика! Своим решением Морфиус поставил под удар всех, включая Зион! Имел ли он право рисковать и лезть прямо в руки врага? Определённо, нет. Как я уже сказал, лидер не может подвергать себя опасности.
Другое дело, если это было частью подготовки Нео, своеобразной инициацией, проведенной Морфеусом совместно с агентами по указке Пифии.
↑ наверх
Заключение
Итак, фильм «Матрица» помимо того, что в скрытой форме романтизирует терроризм, показывает нам, какие методы воздействия используют лидеры групп на личность адепта. Но самое интересное, что, возможно, сами того не желая, Вачовски показали нам, что борцы с системой являются, на самом деле, частью системы, с которой они борятся. А если это спроецировать на гностическое мировоззрение, проповедниками которого являются Вачовски, то это будет означать, что гностики, борясь с Демиургом, на самом деле являются исполнителем его воли. Но это уже другая тема.
↑ наверх
Смысл фильма «Матрица»: мнение критиков и зрителей
Кадр из фильма «Матрица. Воскрешение»
16 декабря 2021 года в российский прокат выйдет «Матрица: Воскрешение» – продолжение одного из самых известных в истории кинематографа научно-фантастических проектов.
Что было в финале третьей «Матрицы»
Тринити умирает на руках у Нео, после чего его обнаруживает Главный Компьютер: Избранный рассказывает, что Смит собирается уничтожить и Матрицу, и реальный мир. Нео готов остановить его, но взамен машины должны будут покинуть Зион. Главный Компьютер соглашается – Нео подключают к Матрице. Финальная и очень ожесточенная схватка Избранного и Смита проходит под проливным дождем – на земле и на небе. После очередного удара агенту кажется, что Нео потерял силу: он не замечает подвоха и превращает Избранного в свою копию, но всего лишь на минуту: «оболочку» нового Смита разрывают энергетические потоки, что приводит к уничтожению и агента, и всех его клонов. Машины забирают безжизненное тело Нео, Матрица перезагружается, а в Зион возвращается мирная жизнь. Очень важная деталь: в самом конце юная Сати спрашивает у Пифии, увидим ли мы Нео снова. Ответ прорицательницы: «Я думаю, что да. Когда-нибудь».
И здесь, естественно, хочется продолжить: прошло 18 лет – Томас/Нео живет в Сан-Франциско, по ночам его мучают кошмары, о которых он рассказывает своему психотерапевту…
В чем смысл «Матрицы»: мнения критиков и философов
Аллегорический смысл трилогии Вачовски искали многие. Начнем с кинокритиков. «Амбициозная, искажающая восприятие метафора жизни в конце двадцатого столетия», – написал о «Матрице» обозреватель Northwest Herald Джеффри Вестхофф в начале 2000-х. По мнению Мейтленд Макдонах из
Философам тоже было о чем подумать. Американец Уильям Ирвин предположил, что идея «Матрицы» – сгенерированной реальности, которую придумали вредоносные машины, – аллюзия на книгу французского философа-метафизика и математика 17-го века Рене Декарта «Размышления о первой философии». Все дело в том, что в ее первой главе француз проводит мысленный эксперимент: он допускает возможность полной иллюзорности всей доступной субъекту реальности. Мнения Ирвина и его коллег в конечном итоге оказались в сборнике «Матрица и философия: Добро пожаловать в пустыню реального».
Славой Жижек, словенский коллега Ирвина и герой документальной ленты «Киногид извращенца: Идеология», общаясь с кинокритиком Антоном Долиным для «РИА Новости», отметил следующее: «Матрица оказывается, в конечном счете, метафорой существующего сложного механизма языка, который господствует над нами. В этом фильме не определена идея, это либо наивная идея освобождения от матрицы путем выхода в реальность, либо адаптации к матрице».
Версии писателей и воображаемый мир Вачовски
Естественно, не остались в стороне и писатели. Проживающий в Канаде американский фантаст Уильям Гибсон, которого в 1999-м Guardian назвал «возможно, самым важным романистом последних двух десятилетий», в 2019-м оставил у себя в Twitter следующее сообщение: «Матрица» всегда казалась мне фильмом о кунг-фу по Филу Дику с безупречным киберпанк-гардеробом.
Ну а наш соотечественник
В августе 2020 года Лилли Вачовски (Энди объявил о смене пола в начале 2016-го, а Ларри – в 2012-м – Прим. ред.) рассказала, что в период создания первых трех «Матриц» она и Лана жили в воображаемом мире: «Именно поэтому меня так привлекала научная фантастика, фэнтези и игра «Dungeons & Dragons» – мы создавали миры».
Пять фактов о фильме «Матрица: Воскрешение»
Лана Вачовски. Фото: globallookpress1. В сентябре 2021 в рамках Берлинского литературного фестиваля Лана Вачовски сообщила, что главная причина, почему она решила снять еще один «Матрикс», – смерть родителей. Пытаясь пережить утрату близких людей, Лана решила «вернуть к жизни самых любимых киноперсонажей» – Нео и Тринити. Она, естественно, обсудила эту идею с Лилли, но та решила не участвовать в создании нового проекта.
2. Как известно, в новом фильме актер Яхья Абдул-Матин II заменил Лоренса Фишберна в роли капитана «Навуходоносора» Морфеуса. В рамках того же Берлинского литературного фестиваля Вачовски задали прямолинейный вопрос: «Лоренса Фишберна действительно больше не будет?» «Вы хотите, чтобы я поделилась спойлерами?» – ответила вопросом Лана.
3. Судя по трейлерам, звезда Бродвея и исполнитель роли спецагента Форда в сериале «Охотник за разумом» Джонатан Грофф станет главным антагонистом четвертой «Матрицы».
4. «Матрица: Воскрешение» – уже второй совместный проект Ланы Вачовски и Кристины Риччи: актриса исполнила роль подружки главного героя в экшен-комедии «Спиди Гонщик» (2008).
5. Музыку к картине написал немецкий режиссер Том Тыквер (в соавторстве с австралийским композитором Джонни Клаймеко), снявший вместе с Вачовски «Облачный атлас» (2012).
Все фильмы франшизы «Матрица»: от первого до третьего
1.«Матрица»
- Год выхода: 1999
- Режиссеры: Лилли Вачовски, Лана Вачовски (на момент выхода фильма – Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
- Актеры: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишберн