Метод Цицерона или вспомнить легко
Превосходный оратор в мировой истории, государственный деятель Римской империи Марк Туллий Цицерон славился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, а воспроизводил текст по памяти.
В честь Цицерона и был назван метод, который является, пожалуй, самым древним из всех существующих техник запоминания.
Этот метод так же носит название «Метод мест» или Римская комната.
Принцип его в том, что запоминаемые единицы информации необходимо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям. Он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Главное в использовании этого метода – последовательность обхода комнаты, иными словами, нужно соблюдать последовательность мест, на которых Вы будете размещать свою информацию, то есть – подготовить опорный список мест.
Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, можно попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно.
Начните со своей комнаты, как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке.
Когда будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, можно задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть появится больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате.
Используйте последовательно все предметы, которые, в есть в комнате и всегда находятся в одном и том же месте: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол.
Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим).Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций.
Пример запоминания списка предметов в определенном порядке:
Ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес.
Размещаем их последовательно, в квартире, начав с коридора. Стараемся использовать необычные связи для того, чтобы воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром «закрываем» щель в замке, щенка «сажаем» около двери в левый угол. Но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, и «запрещаем» ему это делать.
Пластилином «заклеиваем» все зеркало, что бы не было видно отражения. Линейку «прикрепляем» к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник «ввинчиваем» вместо лампочки в люстру.
На пути к двери в комнату «вставляем» письмо в промежуток между дверью и косяком. Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут.
Осталось связать книжные полки и слово “лес”. Представляем, как перед книжными полками «вырастает» лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.
Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки.
Метод Цицерона и другие способы развития памяти
Автор: Eкатepинa Eвгeньевнa Baсильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.
Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя — Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.
Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что
Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове.
Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой).
Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой вам. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате.
Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол.
Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п.
Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) — другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.
Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время.
Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру.
Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут.
Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.
Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки.
Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д.
При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.
Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место — аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой.
При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь.
Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.
1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.
2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.
3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.
4. Повторение — упражнение для развития памяти.

5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь.
6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти — в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.
Хотите развить свою память? Тогда изучите этот курс:
Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курсИзучите сегодня
Также смотрите
Не секретная формула Цицерона для убедительных бесед | by SpeakerHub
«От оратора требуется острота логиков, мудрость философов, язык почти поэзии, память юристов, голос трагиков, жест почти лучших актеров. Поэтому среди людей нет ничего более редкого, чем непревзойденный оратор». -Цицерон
Говорить убедительно — это наука, и это не секрет.
Вы можете подумать, что это невозможная формула, которую придумали только такие люди, как Джон Кеннеди, Стив Джобс и Тони Роббинс, и хотя нет никаких сомнений в их мастерстве, техника создания и произнесения убедительных речей не является тайной.
На самом деле каркасу около 2000 лет, его обрисовал в общих чертах римский философ Цицерон.
В диалоге «De Oratore» («Об ораторе»), написанном в 55 г. до н. э., Цицерон ясно описывает, как ораторы могут овладеть искусством сильного убеждения.
Техника включает 5 ключевых элементов и объединяет их в процесс из 6 частей, созданный для того, чтобы помочь вам максимизировать свою способность убеждать.
Прежде чем вы сможете начать свое выступление, вам нужны нужные элементы.
Это 5 вещей, которые нужно сделать правильно если вы хотите, чтобы ваше выступление было убедительным.
Invent [Inventio]
Сузьте ключевое сообщение, обозначьте основные моменты и привяжите доказательства или ссылки к своим пунктам.
Упорядочить [Dispositio]
Искусно организуйте свои баллы для максимального эффекта.
Здесь вы сможете структурировать свою презентацию, чтобы она была максимально убедительной.
Продолжайте читать, чтобы увидеть формулу Цицерона из 6 частей для структурирования вашей презентации.
Стилизация [Elocutio]
Решите, как вы представите каждый пункт.
Будете ли вы использовать рассказывание историй, цитаты, мультимедиа или статистику?
Выберите, какие риторические приемы вы будете использовать и как ваши слова и предложения будут работать вместе.
Четко определите, какие переходы, шутки и истории вы будете использовать и как они соотносятся с вашими идеями и сообщением.
Запомнить [Memoria]
Выучите и запомните свое выступление, чтобы вы могли произносить его без заметок.
Изучите свое выступление вдоль и поперек и найдите ответы на вопросы, которые могут быть заданы вам во время вопросов и ответов или слушателями во время перерыва на кофе.
Убедитесь, что все цитаты, факты и статистические данные на 100 % верны и запомнены.
Deliver [Action]
Практика делает совершенным. Пройдитесь по тому, как вы будете представлять свою презентацию, сосредоточившись на том, какие моменты вы будете подчеркивать с помощью жестов, тона и темпа.
Убедитесь, что вы используете правильное произношение и исключите ненужный жаргон или наполнители, чтобы каждое предложение было четким и легко звучало.
Теперь, когда у вас есть нужные строительные блоки, мы можем перейти к структурной формуле убедительной речи.
Вот 3 термина и их отношение к основным компонентам:
- Этос (думаю: этика): обращение к этике или морали аудитории.
- Логос (думаю: логика) : обращается к эмоциям аудитории.
- Пафос (мысли: эмоции): обращение к логике или интеллекту аудитории
Убедительная речь уравновешивает и подчеркивает этос, логотипы и пафос специально для аудитории.
В каждом выступлении есть 3 основных компонента: спикер, речь и аудитория.
Цицерон говорит о том, как каждый из этих трех компонентов либо повлияет на вашу аудиторию, либо разубедит ее в том, что вы и ваше послание ее не убедите.
Аудитории нужно 3 вещи, чтобы ее убедить:
- Заслуживает ли доверия говорящий
- Эффективны ли аргументы, доказывающие тезисы
- Насколько эмоционально вовлечена аудитория в тему и выступление.
Убедительная речь уравновешивает и подчеркивает этос, логотипы и пафос специально для аудитории.
Вот 6-частный план Цицерона 2000-летней давности
1. Введение
Установите доверие к себе и убедите аудиторию идентифицировать себя с вами и вашим посланием.
Фокус: Ваше доверие (этос).
2. Рассказ
Четко и сразу изложите факты вашего аргумента.
Фокус: Обрисуйте свои аргументы (логотипы).
3. Деление
Объясните, что должно быть доказано с обеих сторон аргумента.
Фокус: То, что вы пытаетесь доказать (логотипы).
4. Доказательство
Изложите свою позицию пункт за пунктом.
Фокус: Объяснение пунктов вашего аргумента (логотипы).
5. Опровержение
Разберите доводы оппонента.
Фокус: Обращайтесь к оппозициям (логосам).
6. Заключение
Суммируйте свои сильные стороны и пробудите эмоции.
Фокус: Обращайтесь к эмоциям вашей аудитории (пафос).
Хотите проверить эти элементы? Посмотрите широко распространенную речь здесь и попробуйте разбить каждый компонент, используя описанный выше пошаговый подход.
Дальнейшее чтение:
- Нужно освежить некоторые из ваших риторических терминов? Вот руководство.
- De Oratore
- 6 Цицерон может научить вас писать.
Первоначально это было опубликовано в блоге SpeakerHub.
Чему могут научить нас древние, как запоминать
Источник Getty Images, композиция Неда Колина
Почему вас это должно волновать
Потому что память — это что-то вроде утерянного искусства для человечества.
Шон Брасуэлл
Ежедневная доза
Происхождение искусства человеческого запоминания начинается с очень памятной истории. Согласно легенде, переданной Цицероном, древнегреческий поэт Симонид изобрел мощную мнемоническую технику после того, как стал свидетелем ужасной трагедии. Прочитав стихотворение перед переполненной банкетной толпой в Фессалии, Симонид на мгновение вышел наружу. Пока его не было, крыша зала внезапно рухнула, придавив своим весом большинство посетителей, многих до неузнаваемости.
Когда пришло время опознать останки, на помощь был призван Симонид. Он обнаружил, что может легко идентифицировать тела по их расположению в зале, которое он наблюдал, произнося свое стихотворение. Сопровождающее Симонида осознание того, что память может быть так тесно связана с физическим местоположением в пространстве, стало основой для, пожалуй, самого известного мнемонического приема в истории, часто называемого дворцом памяти или методом локусов. В Древней Греции и Риме последующие ученые, такие как Цицерон, разработали сложные методы запоминания, чтобы запоминать длинные истории и речи. Эти методы глубоко сформировали мир и то, как люди учились от античности до эпохи Возрождения. Потом они все, но исчезли.
Наши воспоминания питаются контекстом.
В век смартфонов, поисковых систем и внешних запоминающих устройств легко забыть, что не так давно хорошая память была необходима для того, чтобы быть образованным человеком. И во многом наш мозг устроен таким образом, даже если сегодня мы часто предпочитаем этого не делать. Древние греки и римляне верили в два типа памяти: естественную и искусственную. Первое было врожденным, а второе можно было развить путем обучения. И поэтому они усовершенствовали метод локусов и другие методы, используя правила и инструкции, чтобы помочь сенаторам, государственным деятелям и исполнителям запоминать длинные речи, стихи и рассказы. Такие методы получили распространение в Средние века как средство для набожных людей запоминать религиозные тексты и большие отрывки из Священного Писания. Тренировка памяти стала рассматриваться как обязательный элемент образования.
Суть каждой из этих техник сосредоточена на создании в уме богатых ассоциаций. Трудно запомнить отдельные факты, цифры и точки данных, но когда они связаны с более широкой сетью ассоциаций, вероятность того, что такие данные останутся в памяти, выше. Наши воспоминания питаются контекстом, и один из самых мощных контекстов — возможно, потому, что наши предки, охотники-собиратели, так сильно полагались на припоминание деталей местоположения — это физическое пространство. Метод локусов, использовавшийся древними ораторами для запоминания порядка длинных речей, обычно включает в себя визуализацию планировки известного здания, а затем присвоение хранимой информации виртуальному местоположению, например, комнате в этом здании. ваш «дворец памяти»). Таким образом, один из способов запоминания длинного списка покупок, например, может состоять в том, чтобы назначить каждому пункту комнату в вашем доме, чтобы, когда вы представляете, что идете по дому, вы могли легче вспомнить эти пункты. (Шерлок Холмс широко использовал этот метод в недавнем телесериале BBC «9».0003 Шерлок .)
Не все мнемонические устройства полагаются на местоположение для предоставления контекста. Другой классический метод известен как метод ключевого слова. Простым примером этого, говорит Генри Редигер, профессор психологии и наук о мозге в Вашингтонском университете в Сент-Луисе и соавтор книги Make It Stick , является мнемоника числовых рифм. Итак, 1 — пистолет, 2 — обувь и так далее. «Идея состоит в том, чтобы связать первый данный предмет — автомобиль — с первым предварительно запомненным ключевым словом — пистолетом — в интерактивном образе: пистолет, стреляющий в машину», — говорит Редигер. «Сделайте такое изображение для всех 20 пунктов в списке. Образы мощные и хорошо запоминающиеся».
Мнемонические устройства вышли из моды задолго до появления смартфонов. Уже в 15 веке, с появлением печатного станка Гутенберга, уже не было необходимости помнить, что может записать для вас печатная страница. А к 19 веку те же методы запоминания, которые когда-то были основой классического образования, стали предметом карнавальных представлений или, в более поздние десятилетия, международных соревнований по запоминанию.
Сегодня мнемонические устройства нужны нам меньше, чем когда-либо, особенно по мере того, как мы становимся более зависимыми от смартфонов и поисковых систем. «Наше исследование показывает, что люди перекладывают свои мысли на смартфон», — говорит Гордон Пенникук, доцент психологии Университета Реджайны и соавтор исследования 2015 года о влиянии смартфонов на наше мышление. «С точки зрения памяти это означает, что вместо того, чтобы пытаться что-то вызвать в памяти, люди будут использовать свой смартфон».
Это явление случалось много раз в истории человечества и даже задолго до появления печатного станка. Сам Сократ предупреждал о том, что акт простого записывания вещей вредит человеческой памяти: «[Письмо] создаст забывчивость в душах учащихся, потому что они не будут использовать свои воспоминания», — утверждал философ в устрашающе прозорливом наблюдении.