Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР.
Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР.
Введение
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника. Кроме того, школьники психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и С.В. Михалкова.
Обучение чтению басен – вопрос в методике, который изучался многими специалистами. К нему обращались К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я .Стоюнин, В.П. Острогорский, В.П. Шереметьевский, Н.Н. Щепетова и другие. В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения.
Специалисты утверждают, что в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, т.е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.
Обоснование необходимости использования басен в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. Систематическая работа над смыслом басен, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Выдающийся русский литературовед А.А.Потебня, анализируя басню, писал: “Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной стороне жизни людей”.
Теоретический раздел. Методика.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведение. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе.
Методика работы над басней предполагает следующую работу:
– познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.
– познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово басня – баять – баян – говорить.
Для понимания учащимися басни учитель должен научить их:
– определять время написания (Крылов, Толстой -XIX век, Михалков – XX век)
– устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.
– определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.
– выявлять авторское и личностное отношение к героям; – подготовиться к выразительному чтению.
Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки», анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.
Работу над басней следует построить следующим образом:
1. Работа над техникой речи.
2. Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
3. Рассказ об авторе.
4. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.
Целесообразно начать урок с выполнения упражнений по технике речи, на которые отводится 4—5 минут.
Упражнения на постановку дыхания, голоса, дикции. Тренинг
A) Дыхание. Упр.1.
Встать прямо, на счет раз-два сделать вдох, на счет 3-4-5-6 – выдох. Упр-ие выполняем 5 раз, каждый раз увеличивая время выдоха.
Упр. 2.
На звуке п-фффф вдохнуть воздух, на выдохе произносим звук с прерывисто и медленно. Выполняем 5 раз
Б) Образование голоса
Упр.1.«Стон». Губы слегка сомкнуты, на звуке м тихо стонать. Затем произносим звукосочетания (ма-мо-му-мэ-ми-мы) (мам-мом-мум-мэм-мим-мым).
Произносим слоги с другими сонорными (лламм… и т.д. ннамм… ррамм…)
B) Дикция Упр. 1
Произнести следующие строчки в такт барабану: Пара барабанов – 3 р. Била бурю!
Пара барабанов – 3 раза Била бой! Упр.2.
Произнести чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, чисто артикулируя.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Добыл бобов бобыль.
Упражнение на дыхание: «задувание свечи».
Упражнение для дикции: произнесение скороговорок. «Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки». Задание: произнести скороговорку с двумя намерениями.
1. Любуясь Мартышкой, хвалю ее действия: «Ловко у нее получается».
2. Жалуюсь на Мартышку: «Она в меня бросает шишки, мне больно», «На инструментах так играли, что с инструментов струны содрали». Произнести с намерением:
1. Объяснить, почему на музыкальных инструментах нет струн.
2. Выругать за то, что поломали инструменты.
Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному чтению:
«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»
«Кто был вам симпатичен?»
«Чью роль вы хотели бы сыграть?»
«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»
«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)
6. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
7. Басня имеет дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
(Может ли пословица быть моралью басни?»
8. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
9. Инсценировка. [1.]
Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь комплекс интонационных элементов, каждый из сонорных определяет определенную функцию. Поэтому функции интонации очень разнообразны:
1. Членит речевой поток;
2. Оформляет высказывание в единое целое;
3. Различает коммуникативные типы высказывания;
4. Выделяет важное;
5. .Выражает эмоциональное состояние;
6. . Различает стили речи;
7. Характеризует личность говорящего.
Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.
Как уже говорилось, интонация – явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:
1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, – писал К.С. Станиславский, – указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста.
3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.
Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.
7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.
8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:
– на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;
– не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;
– учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;
– следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;
– удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.
Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.
Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.
Заключение
Художественная литература одно из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Современному учителю необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
Методика работы над басней.
Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, птиц и различных предметов писатель подразумевает людей, осмеивая человеческие пороки. Форма стихотворная, хотя не является обязательной (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе), имеет сатирический нравоучительный характер. Как жанр басня появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе житейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
1. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. В басне всегда присутствует положительная направленность того или иного осуждения, которая при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).
3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.
4. Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.
Обычно урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:
1. Подготовительная работа к восприятию произведения. Она может включать такие виды работы: рассказ учителя об авторе басни, викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
2. Чтение басни учителем, или прослушивание грамзаписи, или просмотр фильма. 3. Беседа эмоционально-оценочного характера.
4. Анализ конкретного содержания басни. 5. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. 6. Аналогия из жизни. Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль. Если главная мысль и мораль просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов. Если сущность морали важна для учащихся (например, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»), то при первичном чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Затем работа включает в себя следующие компоненты: – анализ произведения, – выяснение главной мысли, – раскрытие аллегории, – анализ морали. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.
Стандартная басня построения сюжета – Cynefin.io
Список методов / Методы повествования
Этот метод использует натуралистический подход к построению историй, воспроизводя то, как мы сочиняем истории, рассказывая и пересказывая их с течением времени. Естественный процесс структурирован и сжат во времени. Помимо обучения базовому навыку, этот подход также можно использовать для определения того, какой тип коммуникационной стратегии, скорее всего, сработает, а также для предоставления метода интеграции материала на семинаре.
Этот метод можно использовать отдельно или с каждым этапом, распределенным на один или два дня (в этом случае он обеспечивает средства для интеграции и измерения полученного обучения. В последнем случае основное внимание следует уделять более широкая деятельность
Содержимое
- 1 Фон
- 2 Подготовка
- 3 Рабочий процесс
- 4 Использование и применение
- 5 Что можно и чего нельзя делать
- 6 Виртуальный запуск
- 6.1 Статьи
- 6.2 Сообщения в блоге
- 6.3 Чемоданы
- 7 Материал карты метода
- 7.1 Возможные символы или иллюстрации
- 7.2 Описание на первой странице
- 7.3 Краткий обзор оборотной стороны карты
- 7.4 Как его можно использовать?
- 7.4.1 для диагностики
- 7.4.2 для анализа/понимания
- 7.4.3 для вмешательства
- 7.5 Свойства метода — рейтинги
- 8 Каталожные номера
Предыстория
Басня — это длинная и сложная история, смысл которой запоминается, а детали — нет. Люди, услышавшие басню, не могут точно пересказать ее по памяти, что помогает рассказчику сохранять над ней контроль. Всякий, кто слышал сказку или народный рассказ, слышал басню.
В басне два сообщения. Очевидное послание — это запоминающееся изречение или мораль, о чем, по мнению аудитории, и идет речь в басне. Подтекстовое сообщение является более мощным, но скрытым в том, как вещи описываются в басне. Например, басня о богатом человеке, выигравшем коммерческую сделку, может быть на первый взгляд «о» достоинствах безжалостной конкуренции, поскольку человек может выиграть свой приз, но лежащий в основе подтекст может подчеркивать (посредством тонких проблесков пустая эмоциональная жизнь) каким никчёмным оказывается приз. Басни использовались для передачи таких сложных значений на протяжении многих тысяч лет.
В басне сообщение приходит в конце рассказа (подтекст идет повсюду). В ненарративных коммуникациях сначала обычно идет сообщение, а затем люди не вникают в детали. Таким образом, басня удерживает внимание слушателей до тех пор, пока не донесет свое полное сообщение.
Подготовка
Обычно обстановка в стиле кабаре подходит для молчаливого прослушивания и ритуального несогласия, которые используются в подходе. Для исторической справки, ритуал несогласия изначально был создан при проведении этого процесса для корпоративного общения с канадской компанией в Касанакасе, Канада. Может быть полезно иметь карточки для записей, чтобы рассказчик мог делать записи. У людей должны быть белые доски или бумага и карандаш для работы, если они хотят (это не обязательно для упражнения). Также полезно нарисовать диаграмму формы басни в большом размере, чтобы каждый мог ее увидеть либо на флип-чарте, либо на доске; или вы можете раздать копии бумаг с ним.
Если используются, видеоклипы, указанные ниже, а также выдержки из книги Макки ИСТОРИЯ, описывающие каждую сцену.
Здесь вы можете скачать рабочий лист для печати для процесса
Схема процесса построения этажа
Рабочий процесс
Этап | КОММЕНТАРИИ И СОВЕТЫ |
Ознакомление с анекдотичным материалом | Попросите людей сформировать небольшие группы от четырех до восьми человек. Постарайтесь сгруппировать людей так, чтобы каждая группа была максимально разнообразной. Например, вы можете отсортировать людей по тому, как долго они были в организации (например, попросив их выстроиться в очередь), а затем снова объединить их. Каждая группа должна работать где-нибудь, где они могут разговаривать вдали от шума других групп. Лучше всего подходят круглые столы, но люди также могут передвигать свои стулья в углах комнаты или в любом другом месте, где, по их мнению, они могут работать изолированно от других групп. По этой причине лучше, если в комнате будет много дополнительного пространства. Начните с того, что попросите людей немного рассказать об анекдотах (ок. 15 минут). Если люди используют уже существующий набор анекдотов, вы должны распределить анекдоты перед упражнением, чтобы все увидели разные анекдоты, и каждый анекдот увидели разные люди. В качестве альтернативы, если вы строите историю «с нуля» и у вас нет анекдотов для работы, попросите людей начать с обсуждения интересующей темы и рассказа анекдотов из собственного опыта. Через пятнадцать минут попросите участников определиться с абстрактной целью или целью истории, которую они будут рассказывать. Спросите их, чего они хотят, чтобы история достигла, что они хотят, чтобы зрители унесли с собой. Иногда полезно дать им сценарий, в котором они должны рассказать историю (например, убедить X в необходимости Y; вы представляете свою точку зрения группе X; ваш X просит вас объяснить им Y). . Обычно цель связана с темой, обсуждаемой на семинаре или в проекте. Дайте только короткое время (пять или десять минут) на это задание. В качестве альтернативы, если у вас мало времени, цель может быть выбрана для всех историй и групп вместе, самостоятельно или с помощью людей, которые вносят предложения и выбирают одну из них. |
Введение формы басни | Теперь расскажите подготовленную вами басню или покажите видео с ней (примеры вы найдете ниже). Покажите схему формы басни и объясните, как части басни были представлены в истории, которую вы только что рассказали или показали. Затем объясните последовательность, в которой люди должны собирать элементы истории. Убедитесь, что люди понимают элементы и последовательность. Задавайте вопросы, но не вовлекайтесь в долгую дискуссию о том, какая форма лучше, или откуда взялась эта форма, и так далее. Введение должно быть кратким и практичным, сосредоточенным на том, что люди собираются делать. |
Первое строительство | Попросите группы начать работу над своими историями, используя описанную вами последовательность. Они должны выбрать свои первые три контекстных анекдота к концу первого получаса. Все анекдоты в историях, которые люди сочиняют, должны исходить из анекдотов, которые они «принесли» с собой, будь то из набора, с которым они столкнулись, или из собственного опыта. Как и в случае со многими другими типами групповых упражнений, людям может быть трудно начать. Напомните им, что они могут изменить содержание своей истории позже, но им нужно что-то подготовить до первого рассказа. Три контекстных анекдота легко выбрать, поскольку они должны только соответствовать контексту данной темы. Если люди не уверены, какие анекдоты выбрать, или просят совета, просто скажите им, чтобы они поэкспериментировали с некоторыми анекдотами в своем первом рассказе, и они смогут изменить их позже. Важно просто начать что-то делать. |
Первое сообщение | Попросите каждую небольшую группу назначить рассказчика, который будет посещать другие группы и рассказывать им о происходящем, и наблюдателя, который будет сопровождать рассказчика и наблюдать за реакцией. Рассказчик должен оставаться одним и тем же на протяжении всех рассказов. Теперь попросите рассказчика и наблюдателя от каждой группы перейти к следующей группе по часовой стрелке и рассказать историю своей группы или любые ее части, которые были выбраны. Дайте им десять минут, чтобы сделать это. Аудитория (оставшаяся часть каждой группы) может не комментировать историю, хотя и может отреагировать невербально. В повествовании передача сообщения истории зависит от тесной связи между историей и рассказчиком. Вот почему рассказчик должен быть одним и тем же для всех рассказов, и именно поэтому аудитория не должна комментировать (чтобы рассказчик мог начать строить отношения с историей, рассказывая ее непрерывно). Важно сохранять контроль над восприятием того, для чего предназначено упражнение. Например, мы не рекомендуем вам записывать рассказы на пленку, потому что это создаст ощущение, что есть «правильная» история для рассказа или «правильный» способ рассказать историю, когда на самом деле важно разнообразие историй, рассказчиков и рассказы. На самом деле важно донести до групп, что все упражнение — это скорее процесс прохождения процесса, чем создание продукта. Люди часто удивляются, узнав, что созданная ими история не будет «сохранена», записана на пленку или записана, хотя технически это возможно. Суть упражнения не в том, чтобы создать правильную историю, а в том, чтобы получить представление и точки зрения в процессе создания. |
Второе строительство | После того, как рассказ закончен, попросите каждого рассказчика и наблюдателя вернуться в свою группу и сообщить, как прошел рассказ. Скажите группам, что они могут пересмотреть свою историю на основе отчета, изменив любую часть, которую, по их мнению, необходимо изменить. При этом они должны продолжать размещать в ней элементы согласно заданной им последовательности. После того, как у них будет контекст три , они должны выбрать еще три анекдота для действие третье, затем переходите к выбору анекдота для поворотного момента. Вы не можете объединять группы, если все люди в группе не участвуют на равных в построении истории, так как каждая группа должна оставаться вместе, пока она строит историю. В этом упражнении вы просто должны позволить группам быть такими, какими они должны быть до некоторой степени. Пока история развивается, все должно работать нормально. Одна вещь, которую вы могли бы сделать, это попросить людей, уделяющих меньше всего внимания построению истории, выполнить другое задание (например, двухэтапное появление или создание структуры Cynefin), которое также может быть полезно для общей осмысленной цели действия. Как всегда, укажите общую причину для этого, чтобы вы никогда не нацеливались на отдельных людей и не давали отрицательную причину для создания другой группы. |
Второе сообщение | После тридцатиминутной работы над рассказом попросите рассказчика и наблюдателя от каждой группы перейти на этот раз к разным группам (возможно, переместив две группы или двигаясь против часовой стрелки) и рассказать историю, опять же на десять минут. После этого рассказчик и наблюдатель должны снова вернуться и сообщить результаты. |
Другие построения и рассказы | Вы можете повторять периоды построения и рассказывать (с отчетностью) периоды столько раз, сколько возможно и желательно, но минимум два раза (одного недостаточно, чтобы понять идею) и максимум пять раз (больше, как правило, не нужно). требуется) кажутся полезной границей. Вы можете поиграть с размещением рассказа (перемещая людей по часовой стрелке и против часовой стрелки), чтобы распределить, кто и когда какую историю слышит, в основном для того, чтобы дать рассказчику и наблюдателю самые разные реакции. При более поздних рассказах правило «без комментариев аудитории» может быть ослаблено, и зрители могут давать конструктивные комментарии о том, насколько хорошо работает история. Продолжайте напоминать людям о прогрессе, которого они должны добиться в последовательности построения истории, т. е. во второй период построения они должны завершить третье действие и, возможно, поворотный момент; в третьем периоде они должны завершить перелом, мораль, разворот и развязку; в последующих рассказах они могут добавить фрагмент контекста в начале и уточнить все элементы. Какую часть истории завершат группы, будет зависеть от имеющегося у вас времени и цели упражнения (будь то осмысление или общение более важным результатом). Если вы можете сделать более двух раундов построения и рассказывания историй, вы можете дать людям больше возможностей, чем просто вбрасывать анекдоты в слоты: вы можете начать просить их начать думать, как они могут улучшить форму повествования своих историй. . Когда люди начинают думать о том, как лучше рассказать историю, они делают несколько интересных вещей. Во-первых, они обрабатывают и объединяют больше разрозненного материала, чем если бы они не «улучшали» свою историю, объединяя больше элементов и проводя связи как часть метода. Во-вторых, размышляя о нарративной форме, люди немного забывают об аналитических способах выполнения задачи по заполнению форм и позволяют эмерджентным процессам работать лучше. В-третьих, сосредоточение внимания на построении «хорошей истории» дает людям другой взгляд на проблемы, которые они рассматривали, и может привести их к свежим взглядам. Итак, между циклами построения-рассказа вы можете начать вставлять некоторую информацию о форме повествования, например отрывок из фильма, в котором можно увидеть важные элементы повествования, или просто говорить о вещах, которые люди, возможно, захотят принять во внимание как они создают свои целенаправленные истории. Если вы не знаете, что сказать людям, прочтите «Историю Макки», чтобы найти подсказки. Эти видеоклипы содержат хорошие примеры элементов повествования:
Или у вас могут быть свои любимые сцены из фильмов или книг, которые показывают определенные аспекты хорошо написанных историй. Здесь важно найти баланс между тем, чтобы дать людям интересный вызов и дать им такую сложную задачу, что они проигнорируют ее и уйдут. Люди не заинтересованы в том, чтобы стать писателями за один сеанс; просто дайте им попробовать некоторые интересные вещи, которые они могут сделать, создавая историю вместе. Если у вас есть достаточно времени, вы можете предложить людям прекратить упражнение после трех или четырех рассказов, полностью отказаться от истории и начать все сначала с новыми анекдотами, но с тем же основным посылом. Это хороший способ помочь людям подойти к проблеме с другой стороны и глубже вникнуть в нее. |
Использование и применение
- Акт создания целенаправленной истории может быть ценным интегратором анекдотов, чтобы обнаружить в них закономерности и раскрыть большую правду. Целеустремленная история — это социальная конструкция, богатая сложным значением, очень похожая на семейство архетипов или структуру Cynefin, и поэтому ее можно использовать для размышлений о ситуациях и вопросах.
- Составление целенаправленных историй — это полезный способ создания коммуникативных нарративов, которые могут передавать сложные понимания в запоминающейся, мотивирующей и убедительной форме.
Что можно и чего нельзя делать
Простой маркированный список, включая типичные ошибки
Виртуальный бег
По умолчанию указано, что этого не может быть, пока мы не выработаем и не протестируем практику. Если его можно запустить виртуально, то мы опишем его здесь.
При необходимости можно добавить в рабочий процесс третий столбец
Статьи
Здесь можно найти ссылки на конкретные статьи
Сообщения в блоге
Ссылка с комментарием
Кейсы
Ссылка на статьи кейсов здесь или материалы третьих лиц
Материал карты метода
Этот материал будет извлечен для карт метода
Возможные символы или иллюстрации
Описание на первой странице
Метод построения истории (стандартная басня) структурирует и ускоряет естественный процесс создания истории для интеграции и передачи сложных сообщений.
Краткое изложение оборотной стороны карточки
Этот метод повторяет способ, которым мы создаем истории, рассказывая и пересказывая их с течением времени, но ускоряет процесс, добавляя преднамеренную структуру. Целенаправленные истории могут передать сложное понимание в запоминающейся, мотивирующей и убедительной форме. Этот метод может научить базовому навыку, помочь определить стратегию коммуникации и/или интегрировать материал, созданный на семинаре. Интегрируя анекдоты в процесс создания истории, мы можем обнаружить закономерности и раскрыть большую правду. Басня — это длинная и сложная история, содержание которой запоминается, но детали которой нет.
Как его можно использовать?
для диагностики
для анализа/понимания
для вмешательства
Свойства метода – рейтинги
Представлены символами – шкалы интерпретации/голосования:
Ссылки
Ссылка на другие статьи на этой вики, если они имеют отношение к делу.
Басня | литература | Британика
Aesop
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Жан де Лафонтен Макс Бирбом Игнаций Красицкий Акутагава Рюноскэ Эзоп
- Похожие темы:
- литература звериный эпос Исопет зверь басня
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
басня , повествовательная форма, обычно изображающая животных, которые ведут себя и говорят как люди, рассказываемая для того, чтобы подчеркнуть человеческие глупости и слабости. Мораль — или урок поведения — вплетена в историю и часто прямо формулируется в конце. ( См. также басня о звере.)
Западная традиция басни фактически начинается с Эзопа, вероятно, легендарной фигуры, которой приписывают сборник древнегреческих басен. Современные издания содержат до 200 басен, но нет возможности проследить их истинное происхождение; самая ранняя известная коллекция, связанная с Эзопом, датируется 4 веком до нашей эры. Среди классических авторов, разработавших эзопову модель, были римский поэт Гораций, греческий биограф Плутарх и греческий сатирик Лукиан.
Еще из Британники
Иудаизм: басни и истории о животных
В Средние века процветали басни, как и все формы аллегории, а в конце 12 века Мария де Франс создала примечательную коллекцию басен. Средневековая басня породила расширенную форму, известную как эпос о зверях — длинную эпизодическую историю о животных, изобилующую героем, злодеем, жертвой и бесконечным потоком героических усилий, пародирующих эпическое величие. Самой известной из них является группа связанных сказок XII века под названием 9.0259 Роман де Ренар ; его герой – Лис Рейнард (нем. Reinhart Fuchs), символ хитрости. Два английских поэта переработали элементы звериного эпоса в длинные поэмы: в «Прозоопойе» Эдмунда Спенсера «»; или в «Рассказе матушки Хабберд» (1591) лиса и обезьяна обнаруживают, что жизнь при дворе не лучше, чем в провинции, а в «Лань и пантера» (1687) Джон Драйден возродил эпос о зверях как аллегорическую основу для серьезный богословский спор.
Басня традиционно была скромной по объему, а своего апогея форма достигла во Франции 17-го века в творчестве Жана де Лафонтена, темой которого было безумие человеческого тщеславия. Его первая коллекция из Басни в 1668 г. следовали эзоповскому образцу, но его более поздние басни, накопленные в течение следующих 25 лет, высмеивали двор и его бюрократов, церковь, поднимающуюся буржуазию — словом, всю человеческую сцену. Его влияние ощущалось во всей Европе, а в эпоху романтизма его выдающимся преемником был русский Иван Андреевич Крылов.
Басня нашла новую аудиторию в 19 веке с появлением детской литературы. Среди знаменитых авторов, использовавших эту форму, были Льюис Кэрролл, Кеннет Грэм, Редьярд Киплинг, Илер Беллок, Джоэл Чандлер Харрис и Беатрикс Поттер. Хотя Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Антуан де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкин и Джеймс Тербер также использовали эту форму. Отрезвляющее современное использование басни можно найти в романе Джорджа Оруэлла «9».0259 Скотный двор (1945), язвительный аллегорический портрет сталинской России.
Устная традиция басен в Индии восходит к 5 веку до н.э. Panchatantra , санскритский сборник басен о зверях, сохранился только в арабском переводе 8-го века, известном как Kalīlah wa Dimnah , названном в честь двух шакалов-советников (Kalīlah и Dimnah) короля льва. Он был переведен на многие языки, в том числе на иврит, с которого в 13 веке Иоанн Капуанский сделал латинскую версию. Между 4 и 6 веками китайские буддисты адаптировали басни из буддийской Индии как способ углубить понимание религиозных доктрин.