Метро харьков исторический музей: Офіційний сайт КП «Харківський метрополітен»

Станція «Історичний музей» | Мир метро

Станция «Исторический музей»


Дата открытия: 11 августа 1984 года
Архитекторы станции: В. Спивачук, П. Чечельницкий, И. Карпенко
Инженеры: П. Пашков, В. Штучкин, Л. Гришина
Художники: Г. Чернова, В. Гутник, И. Моргунов, О. Ерофеева, В. Чурсин, В. Семенюк
Тип станции: колонная трёхпролётная, глубокого заложения
Проектные названия: «Советская-2» («Радянська-2»), «Площадь Тевелева» («Площа Тевелєва»)
Пассажиропоток: 20,1 тыс. в сутки (2015 г)


1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 11 августа 1984 г. в составе первого пускового участка второй линии Харьковского метрополитена «Исторический музей» – «Барабашова» («Академика Барабашова»), состоящего из пяти станций: «Исторический музей», «Дзержинская» (ныне «Университет»), «Пушкинская», «Киевская», «Барабашова» (ныне «Академика Барабашова»).

Сооружённые в тяжёлых геологических условиях и с применением самых разных методов борьбы с ними, эти станции являются гордостью метрополитена, отличаются потрясающей красотой и выразительностью, не свойственной архитектуре того времени.

Станция расположена в центральной части города, под площадью Конституции, на перепутье главных городских магистралей. Выходы в город через подземные переходы к площади Конституции, историческому музею, Харьковской государственной академии культуры, кукольному театру, Свято-Покровскому монастырю, рынку «Райский уголок» (балка), к Бурсацкому спуску, улицам Сумской, Пушкинской, Университетской, Рымарской и Мечникова, к остановкам трамвая, автобуса, троллейбуса и маршрутных такси.

В настоящее время «Исторический музей» является конечной станцией Салтовской линии. На станции организована пересадка на станцию «Площадь Конституции» к поездам Холодногорско-Заводской линии. В связи с тем, что станция расположена самом центре города и является частью пересадочного узла, здесь многолюдно не только в часы пик, но и в крайние утренние и вечерние часы работы. Ко второму тоннелю за станцией примыкает служебная соединительная ветвь к Холодногорско-Заводской линии. В отличие от других конечных, на станции «Исторический музей» нет полноценного путевого развития, а только два тупика с возможностью размещения одного состава, соединённые противошёрстным съездом.

01. Станция «Исторический музей» создана по индивидуальному проекту станции колонного типа. Такой тип станции был выбран для строительства в подобных геологических условиях, организации пересадочного узла и больших пассажиропотоков в этом месте.

02. Идейно-композиционный замысел оформления станции связан с историческим музеем и раскрывает историческую тематику в целом. Внешний вид станции любим многими харьковчанами за торжественность и изящество, сочетание красивой формы колонн и путевых стен, а также необычные люстры-светильники. Центральный зал станции широкий и просторный.


03. В 2008-2014 годах станция «Исторический музей» была подвергнута капитальному ремонту для замены гидроизоляции и облицовочных материалов, которые за годы работы станции потеряли былую эстетичность из-за воздействия грунтовых вод. Ремонт проводился поэтапно: вначале по очереди реконструировали колонны, затем путевые стены. Однако при этом интерьер дал сильный крен в сторону и разительно отличается от того, который станция имела первоначально.


04. Ажурные колонны с шагом 5,25 м и интервалом 3,75 м облицованы белым мрамором «Волокас» греческого месторождения. Конструктивно они представляют собой чугунные трубы диаметром 60 см, укреплённые металлическим каркасом, который заполнен железобетоном. Стрельчатые арки колонн напоминают крепостные ворота. Колонны здесь весьма широкие и массивные, из-за чего станцию «Исторический музей» часто путают с пилонной.

05. Стрельчатые арки колонн переходят в секции потолка, разделённые небольшими «канавками». Освещение станции обеспечивают необычные люстры-светильники с множеством «сдвоенных» ламп, расположенных вертикально. По своему виду светильники больше всего напоминают модель сложной молекулы.


06. Пол станции выложен в виде ромбовидных фигур из серого и красного гранита месторождений Житомирской и Кировоградской области.

07. Рельеф стрельчатых арок колонн переходит по своду в секции путевых стен – очень оригинальный и необычный подход к оформлению трёхпролётной колонной станции. В боковых пролётах станции для освещения используются аналогичные люстры, но меньшего размера.

08. Даже такой незначительный элемент оформления, как ромбовидные вентиляционные решётки, хорошо сочетается с интерьером станции и дополняет общую архитектурную композицию.


09. Путевые стены станции «Исторический музей» имеют переходную складчатую поверхность, стилизованную под оборонительные стены Харьковской крепости, которая существовала в XVII-XVIII веках неподалёку от того места, где сейчас расположена станция. Для облицовки путевых стен использован красно-коричневый гранит и серый гранит габбро украинских месторождений с вкраплениями белого мрамора. Цоколь путевых стен облицован чёрным лабрадоритом. К сожалению, вся эта красота после ремонта тут же была испорчена рекламой.

10. Путевой стене на втором пути посчастливилось остаться девственно чистой и нетронутой рекламой, поскольку с этой стороны платформы посадки нет, а соответственно, и на рекламу никто бы не смотрел.


11. Здесь виден реконструированный переход на станцию «Площадь Конституции».

12. Вдоль каждой путевой стены находится по четыре барельефа на историческую тематику, отлитых из бронзы на Харьковской скульптурной фабрике. Для обрамления барельефов был использован мрамор белого цвета. Авторы барельефов – скульпторы В. Чурсин и В. Семенюк. Шестерёнки, отбойный молоток и колосья олицетворяют период индустриализации.

13. Винтовка, пулемёт, звезда являются символами Октябрьской революции.


14. Бочка с порохом, винтовка, кувалда и коса символизируют период подготовки к революции.

15. Плуг и соха – символ союза рабочих и селян.

16. Название станции и указатели на путевой стене, установленные в преддверии Евро-2012.

17. В южном торце платформы находятся служебные помещения станции. После открытия станции в будущем отсюда планировалась постройка второго выхода к улице Пушкинской, однако из-за сложной геологии местности эти планы так и остались на бумаге. В середине 2000-х на лестничном марше установили большую информационную панель.


18. Первый переход на станцию «Площадь Конституции» расположен в середине платформы. Этот переход является самым загруженным в харьковском метрополитене и постоянно забит людьми.

19. Второй переход расположен в северном торце платформы. Этот переход был открыт вместе с вестибюлем 31 декабря 1983 года, до открытия самой станции, чтобы разгрузить эскалаторы станции «Советская» («Площадь Конституции»), которые не справлялись с пассажиропотоком.

20. Платформа станции связывается с вестибюлем при помощи четырёхленточного эскалатора типа ЭТ-3.

21. Вестибюль станции «Исторический музей» широкий и просторный, рассчитан на большие пассажиропотоки.

Стены вестибюля имеют складчатую поверхность и облицованы серо-кремовым мрамором Саяно-Шушенского месторождения.

22. На вершине эскалаторной галереи располагается большое декоративное мозаичное панно из смальты, выложенное полукольцом. На панно изображены венки из листьев и колосьев, а также герб Украинской ССР. Авторы – заслуженные художники Украины, супруги Игорь Моргунов и Ольга Ерофеева.

23. Станция в 2000-е годы, до проведения капитального ремонта. Колонны были облицованы белым мрамором «Коелга». Можно заметить, что до ремонта арки колонн также были облицованы (сейчас они просто отштукатурены и побелены). Также на фотографии видны прежние балюстрады эскалатора, стилизованные под красное дерево.


24. Путевые стены были облицованы коричневым мрамором «Большой Каменец» Хустовского месторождения Закарпатской области. При этом использовались прямоугольные мраморные плиты различного размера. Сейчас стены облицованы квадратными плитами одинакового размера. Такая незначительная деталь сильно влияет на зрительное восприятие интерьера. Кроме того, раньше путевые стены имели некоторый объём – нижняя их часть выступала и находилась ближе к платформе, чем верхняя.


25. Области вокруг барельефов были выложены мрамором бежевого цвета.

26. Прежняя табличка с названием и указатели на путевой стене.

27. Станция в 2013 году. Здесь ремонт колонн уже завершён, а замена облицовки стен ещё только предстоит.

28. Мрамор «Коелга» не слишком хорошо подходит для станций, построенных в обводнённых грунтах, поскольку имеет пористую структуру и поглощает воду, теряя при этом свои эстетические свойства. Обратите внимание, как новая облицовка колонн контрастирует со старой.

29. Путевые стены в процессе ремонта конструкции и замены облицовочных материалов. Источник: vk.com/kharkov_metro

30. На фотографиях видно, как пострадал интерьер от воздействия грунтовых вод. Виной тому вовсе не ошибки конструкторов, как можно подумать, а пренебрежение стандартными мерами по обслуживанию станции. Дело в том, что жёлоба водоотвода со временем забиваются песком и илом, и поэтому нуждаются в периодической прочистке. Эта операция трудоёмкая и стоит денег, поэтому в период экономического кризиса 90-х годов такую необходимость стали просто игнорировать. В результате агрессивные грунтовые воды с песком, грязью и илом забивали жёлоба, а затем всё сильнее просачивались сквозь отделку станции, поэтому к началу 2010-х годов некоторые фрагменты путевых стен являли собой жалкое зрелище.

31. Во избежание повторения той же ситуации был использован именно гранит, а не мрамор, поскольку последний имеет свойство впитывать воду. Новый облицовочный материал крепится на металлический каркас, под которым установлены трубки для отлива воды в путевой лоток.

32. Станция «Исторический музей» в оклейке рекламой. Эта назойливая реклама уродует станцию непрерывно с конца 2015 года, и некоторые харьковчане уже и позабыли о настоящем облике.

33. Станция в первые дни после открытия.

34.

35. На стене перехода, ведущего к Бурсацкому спуску, располагались рельефные керамические композиции на историческую тематику. Сохранились ли они сейчас, сказать сложно, так как эта стена подземного перехода уже много лет заставлена киосками.

36. Так выглядел выход со стороны Бурсацкого спуска в первые годы после открытия станции.

37. Так этот выход выглядит в наши дни. Справа на заднем плане видно здание самого исторического музея.


2. Строительство станции и проекты

Станция сооружалась закрытым способом подземными выработками, по индивидуальному проекту. Вестибюль сооружался открытым способом. Станция «Исторический музей» была построена на одном уровне со станцией «Площадь Конституции» для оптимальной организации пересадочного узла. При строительстве был использован уже существовавший ствол шахты, сооружённый при строительстве станции «Советская» (ныне «Площадь Конституции»).

Сооружение станции такого типа в сложных гидрогеологических условиях осуществлялось впервые в практике советского метростроения. Создать надёжную опору при помощи колонн само по себе является очень сложной инженерной задачей, требующей ювелирной точности и очень жёстких допусков при строительстве. Поэтому по объёму работ и инженерным решениям станция «Исторической музей» стала самой сложной на этом пусковом участке. Основание станции расположено на 1,5-2,5 метра в бучакских мелкозернистых плывунных песках. С учётом этих факторов все главные конструкции станции были изготовлены из металла. Применение колонных тюбингов позволило достичь большего объёма и пространства станции. Вначале было пройдено два пилот-тоннеля диаметром 6 метров, затем эти тоннели расширили ещё на 2,5 метра. После укладки тюбингов в пилот-тоннелях построили центральный зал станции. Станционный тоннель строился каскадным способом, то есть с постоянным изменением диаметра. Эти работы были выполнены вручную, лопатами и отбойными молотками, без применения проходческого щита.

Очень непросто далось сооружение перехода, соединяющего центральный зал станции с залом действующей «Советской». Для этого понадобилось пробить боковые проходы в плотно прилегающих друг к другу кольцах, а затем проложить между тоннелями штольню, проходя через водонасыщенные пласты грунта как прямо, так и под наклоном. Работа велась в очень узкой выработке высотой в два метра. С целью экономии средств часть металлической обшивки стен перехода заменили монолитным железобетоном. Следует отметить, что вся эта тяжёлая и кропотливая работа была выполнена успешно и со значительным опережением сроков, несмотря на ощутимые перебои с поставкой материалов.

На этот раз для борьбы с огромным количеством подземных вод внедрили ещё две новинки. Широкое применение нашёл метод закрепления пылевато-песчаных грунтов с большим притоком грунтовых вод посредством инъектирования химических реагентов через специальные шпуры, пробуренные в тоннельной обделке. В качестве связующего компонента использованы карбамидные смолы, а для ускорения гелеобразования – раствор щавелевой кислоты. Благодаря этому за обделкой образуется прочный, водонепроницаемый, химически устойчивый слой закреплённого грунта. Этот метод был разработан Харьковметропроектом и Харьковметростроем совместно с институтом ВНИИОМШС.

В подземных выработках для чеканки сборной обделки применили уже хорошо зарекомендовавший себя быстросхватывающийся расширяющийся цемент, разработанный институтом «Южгипроцемент» совместно с Харьковметростроем. Дальнейшее совершенствование и более широкий диапазон использования получили применявшиеся ещё на строительстве первой очереди установки забойного водопонижения. Применение установок забойного понижения позволило отказаться от предусмотренного в техническом проекте химического закрепления бучакских песков и обеспечить сооружение станционного комплекса с экономией сметной стоимости и опережением установленных сроков. Установки забойного водопонижения оказались особенно эффективными при сооружении оборотных тупиков с камерой съездов, которые строились в сильнообводнённых песках и галечниках с включением крупных валунов. Из-за сложной геологии тогда решили не мучиться со строительством полноценных оборотных тупиков, а соорудить два тупика, из которых только один служит для оборота поездов. Также ближайшая вентиляционная шахта находится в саду имени Шевченко, ближе к станции «Университет», что создаёт неудобства при эксплуатации. Проблем с финансированием тогда не предвиделось и дальнейшее продление Салтовской линии считалось вопросом ближайшего будущего.

Водопонижение также осуществлялось путём замыва иглофильтров через специально подготовленные отверстия в тюбингах обделки. Применение иглофильтров дало возможность не бурить скважины для откачивания воды с поверхности, и таким образом не перекрывать движение транспорта по площади Советской Украины (ныне Конституции).

При строительстве станции «Исторический музей» была впервые применена лазерная установка и гироскопический теодолит. Лазерные установки были усовершенствованы лично маркшейдером Харьковского метрополитена Филиппом Вороным. Внедрение этих устройств значительно повысило продуктивность труда и облегчило проведение расчётов маркшейдерам. Время, требуемое для расчётов параметров одного кольца, сократилось с получаса до одной-двух минут. Особенно эффективность такого подхода проявилась при сооружении эскалаторного тоннеля.

При строительстве тоннелей был использован уже хорошо зарекомендовавший себя механизированный щит с обжатой отделкой в породу, что позволило исключить возможность просадки зданий на поверхности. Тем не менее, из некоторых зданий жильцов всё же временно переселили. Не обошлось и без курьёзного случая. На перегоне «Исторический музей» – «Дзержинская» внезапно появилась вода, причём уровень её неуклонно возрастал. Было видно, что вода эта не грунтовая – скорее всего, где-то прорвало водопровод. Маркшейдер Ф. Вороной предложил найти источник при помощи миноискателя. Его коллеги-метростроевцы откровенно посмеялись над этой идеей. В результате за двадцать минут лопнувшая водопроводная труба была найдена.

Интересный факт: при строительстве станции на глубине 25 метров, в слое мергеля, были найдены окаменелости костной рыбы палеогенового периода – хорошо сохранились отпечатки скелета и хвостового плавника. Находка была передана в Музей природы.

38. Раскрытие ствола шахты на площади Советской Украины.

39. Так выглядела стройплощадка станции «Исторический музей».

40. Бригада метростроителей в тоннеле у станции «Исторический музей». Ноябрь 1979 года.

41. Сооружается центральный зал станции. 1981 год.

42. Начальник смены и проходчики в пилот-тоннеле станции «Исторический музей».

43. Тоннельные работы в забое у станции «Исторический музей».

44. Готовый участок левого перегонного тоннеля.

45. Проходчики за работой в правом перегонном тоннеле.

46. Маркшейдер Ф. Вороной производит наладку лазерной установки на перегоне «Исторический музей» – «Дзержинская».

47. Бригада Анатолия Бладыки на сооружении эскалаторного тоннеля.

48. Члены бригады Юрия Данилова в центральном зале станции.

49. Члены бригады Михаила Лалазарова на сооружении перехода.

50. Готовый участок платформы и путевой стены на первом пути. Из архива В. Кручины.

51. Укладка бетонных конструкций в пилот-тоннель станции. Из архива В. Кручины.

52. Станция «Исторический музей» за полгода до открытия.

53. Рабочие, которые принимали участие в строительстве пересадочного узла, при пробном пуске эскалатора.

54. Последний осмотр станции перед сдачей в эксплуатацию.

55. Станция «Исторический музей» в последние дни перед открытием.

56.

57.

58.

59. Эскиз проекта, взятого за основу при реализации.


3. История и происхождение названия

Станция получила своё название от Харьковского исторического музея, возле которого находится.

Харьковский исторический музей имени Н.Ф. Сумцова – один из крупнейших музеев в Украине. Музей был основан в 1920 году как Музей Слободской Украины путём реорганизации сети музейных учреждений. У истоков музея стоял историк и этнограф Николай Фёдорович Сумцов, исследователь народного быта и мировоззрения. Он лично определил структуру музея, включавшую исторический, художественный и этнографический отделы, и разработал научные основы его деятельности. В советское время музей располагался в архиерейском доме Покровского монастыря и в здании бывшей Жирардовской мануфактуры на улице Университетской. В начале 1930-х годов музей был переименован в исторический, значительно изменилась его структура, часть художественной коллекции была передана в Украинскую художественную галерею. К 1940-м годам музей стал одним из крупнейших в УССР, его собрания насчитывали более 100 тысяч экспонатов. Во время Великой Отечественной войны коллекция музея сильно пострадала: многие экспонаты были потеряны, уничтожены при бомбардировке во время эвакуации или были вывезены немцами. В послевоенные годы Харьковский исторический музей, благодаря творческим усилиям нескольких поколений работников, превратился в один из ведущих центров музейного строительства в Украине. В 1990-е годы Исторический музей переехал в большое здание бывшего ломбарда, которое является памятником архитектуры.

Сегодня на четырёх этажах музея представлено более 300000 единиц хранения.

На выставке «На перекрёстках веков» представлена история современной Харьковщины, в период от каменного века до Киевской Руси.

Выставка «Наш край в 9-18 веках» раскрывает период от эпохи Киевской Руси до падения казацкого государства – Гетьманщины.

Экспозиция «Слобожанские мотивы» посвящена этнографическому наследию Слобожанского края. Она помогает посетителям окунуться в атмосферу старины и осуществить интересное путешествие в прошлое края, который стал родиной для выходцев с разных местностей Украины.

Выставка «Украина казацкая» освещает один из наиболее значимых периодов национальной истории – казацкую эпоху, время развертывания борьбы народа за свободу и создание самостоятельного государства.

Выставка «Харьковщина 1917-1940» освещает период гражданской войны, установления советской власти и индустриализации на Харьковщине.

Выставка «Величие подвига народного» рассказывает о героизме и трагедии народа в годы войны. Здесь показано участие жителей Харькова и области в боях на фронтах, мужество и патриотизм харьковчан в период оккупации, самоотверженный труд в тылу.

Экспозиция «От восстановления до перестройки» рассказывает о возрождении Слобожанского региона в первые послевоенные годы, построении индустриальной базы и развитии сельского хозяйства. Значительное внимание сосредоточено на культурной жизни, образовании и научным достижениям харьковчан, участии жителей региона в афганской войне и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Экспозиция «Украина. Время перемен» была открыта в 2011 году к 20-летию Независимости и представляет материалы, раскрывающие темы строительства нового общества в годы Независимости. Значительный интерес вызывает комплекс экспонатов, традиционно представляющих Харьковщину краем гигантского интеллектуального потенциала, дополняющегося мощной производственной базой. Среди широкой тематики экспозиции наиболее привлекателен раздел “Харьков-спортивный”. В нём подобраны и скомпонованы личные вещи харьковчан – олимпийских чемпионов.

Исторический музей

 

Станция «Исторический  музей» расположена на пл. Конституции  – одной из центральных и старейших площадей города.

Станция – пересадочная.  Со станцией «Советская» образует узел пересадки между Салтовской и Холодногорской линиями.

Станция метро «Исторический музей» – это исторический, административный и деловой центр города.

Имеет выход к улицам: Сумская, площадь Конституции, Бурсацкий спуск, ул. Пушкинская.

Улица Сумская – главная улица города Харькова, соединяет площадь Конституции с парком им. Горького и Лесопарком. В Лесопарке переходит в Белгородское шоссе.

Также на улице Сумской находятся станции метро:

«Советская»

«Университет»

Улица Пушкинская – центральная улица города Харькова, вторая после улицы Сумской. Находится в историческом  районе, соединяет площадь Конституции с Журавлевским спуском.

На улице Пушкинской находятся станции метро:

«Архитектора Бекетова»

«Пушкинская»

В непосредственной близости находятся остановки городских маршруток, идущих на пос. Жуковского, Алексеевку  и др.

Средний пассажиропоток в сутки – 52 050 человек.

Станция метро «Исторический музей»  имеет  3 выхода/входа.

К распространению  полиграфической продукции рекомендовано 2 выхода/входа.

 

1. ВЫХОД  НА БУРСАЦКИЙ СПУСК

В непосредственной близости находятся:

  • Академия культуры
  • магазины обуви
  • туристические агентства
  • книжный рынок
  • супермаркет  BILLA
  • Центральный рынок
  • Исторический музей
  • Свято-Покровский монастырь


Возможное  количество раздаваемых листовок – 200 шт. /час

 

2. ВЫХОД К ГРАДУСНИКУ

В непосредственной близости находятся:

  • ул. Сумская (центральная улица города и, соответственно,  большая концентрация магазинов одежды, обуви, аксессуаров)
  • драматический театр им. Шевченко – ресторан быстрого обслуживания (фаст-фуд)
  • «Градусник» (излюбленное место встреч харьковчан)
  • банки
  • страховые компании
  • аптека
  • автодорожный техникум
  • ул. Рымарская (областной ОВИР)

    

Время распространения газеты «ЧАС ПИК – инфо» – 8:30 – 10:30 (по пятницам)*

Возможное  количество раздаваемых листовок – 300 шт./час

* При распространении листовок с газетой «Час Пик – инфо» стоимость распространения – 22 грн/час.

В любое другое удобное для Вас время  стоимость распространения – от 30 грн/час.

 

Посетите площадь Конституции во время поездки в Харьков или Украину

Используя этот сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie

Экскурсии на площадь Конституции

ИЗ 145 € ЗАБРОНИРОВАТЬ С ВИАТОРОМ Обзорная экскурсия по Харькову на автомобиле. Частный тур Обзорная экскурсия по Харькову на автомобиле. Частный тур

Продолжительность: 4 часа

Экскурсии от 145 € ›

Площадь Конституции отзывы

Оцените эту достопримечательность

Рейтинг путешественников TripAdvisor

95 отзывов

  • Виктор Джеффри

    великолепная, неповторимая архитектура Харькова в различных стилях, от французского необарокко и итальянского неоренессанса до украинского барокко! Площадь Конституции, у метро Майдан…
    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g295369-d554715-r806184164-Constitution_Square.html”> великолепная, неповторимая архитектура Харькова в различных стилях, от французского необарокко и итальянского неоренессанса до украинского барокко! Площадь Конституции, у метро Майдан… более ”
  • yerma4ok13

    900:30 Площадь Конституции – одна из центральных площадей Харькова. Здесь пересекаются две линии метро. Также на площади расположены Исторический музей и Покровский собор. Это хорошее место для…. более
    Площадь Конституции – одна из центральных площадей Харькова. Здесь пересекаются две линии метро. Также на площади расположены Исторический музей и Покровский собор. Это хорошее место для…. более ”
  • Автор bcs488

    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g295369-d554715-r685983639-Constitution_Square.html”> На мой взгляд, единственное, что действительно особенного на площади Конституции, это то, что рядом есть достопримечательности. Исторический музей, в котором есть не только танк Т-34, но и старинный британский танк времен Первой мировой войны, датируемый русскими…
    На мой взгляд, единственное, что действительно особенного на площади Конституции, это то, что рядом есть достопримечательности. Исторический музей, в котором есть не только танк Т-34, но и старинный британский танк времен Первой мировой войны, датируемый русскими… более ”

Узнайте больше на TripAdvisor ›

Спланируйте поездку в Харьков

  • Индивидуальная поездка

    Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Заповедник

Харьковский дельфинарий

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Парк

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Благовещенский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Аквапарк

Аквапарк «Джангл»

2. 1

Продолжительность: 8 часов

Скрытые жемчужины в Харькове

©

Церковь

Покровский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Успенский собор

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Музей кофе

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Морской музей

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

©

Музей истории

Харьковский исторический музей им. М.Ф.Сумцовой

3,7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Художественная галерея

Галерея изящных искусств Avec

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Художественный музей

Харьковский художественный музей

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Музей сексуальных культур мира

4.1

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

©

Церковь

Церковь Трех Святителей

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Религиозный объект

Харьковская хоральная синагога

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Церковь Св. Александра Невского

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Римско-католическая церковь Успения Мадонны

4. 2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Поездки из Харькова

©

Тематический парк

Фельдман Экопарк

Лисне

4.4

Продолжительность: 8 часов

Специализированный музей

Музей Ильи Репина

Чугуев

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Замок

Дворец Шаровка

Шаровка

3,9

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Художественный музей

Пархомовский художественный музей

Пархомовка

4.0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ближайшие достопримечательности Харькова

©

Фонтан

Фонтан «Зеркальная струя»

4. 6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Сад

Городской сад Шевченко

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Ориентир

Площадь Свободы

3,7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Кинотеатр

Планета Кино

4.7

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Посмотреть все поездки

Детская художественная выставка перенесет в Париж травму украинской войны

Дети во втором по величине городе Украины, Харькове, в течение трех изнурительных месяцев прошлой весной создавали произведения искусства, рассказывающие о своем военном опыте, живя под землей в городском метро, ​​где жители нашли убежище от российских бомб. Их яркие работы теперь являются предметом выставки в Париже, которая продлится до 4 ноября. FRANCE 24 поговорила с организаторами выставки во время их короткой остановки во французской столице.

Реклама

Еще неделю назад Николай Коломиец ни разу не выезжал за пределы родной Украины. Спустя два дня после приземления в Париже 39-летний харьковчанин все еще пытался сориентироваться, нервничая от суеты французской столицы и грохота пролетающих над головой самолетов.

«При каждом грохоте я чувствую, что мне нужно нырнуть в укрытие», — сказал он через переводчика. «Но я стараюсь держать это на расстоянии. Я здесь по работе».

Коломиец – директор мастерской для художников “Аза низи маза” в Харькове. На прошлой неделе он отважился покинуть свой родной город, изуродованный войной, на автобусе, поезде и самолете до самого Парижа, чтобы продемонстрировать работы детей, переживших вторжение России на их родину.

Его выставка « Sous terre et sur terre » («Под землей и над землей»), открывшаяся во вторник в ратуше 11-го округа (района) Парижа, свидетельствует об уникальном художественном опыте, который он прошлой весной в системе харьковского метро, ​​где в разгар русского наступления укрылись несколько сотен семей.

Люди укрываются от обстрелов на станции метро в Харькове, Украина, 10 марта 2022 г. © Виталий Гнидый, Reuters

В ловушке под землей 

Расположенный на северо-восточной окраине Украины, Харьков был главной целью московских войск, когда вторжение началось 24 февраля. Всего 40 километров отделяли город от границы с Россией, но защитникам Харькова удалось в начале марта остановить врага у городских ворот. Не имея возможности продвигаться вперед, российские войска усилили беспощадную бомбардировку, в результате которой десятки тысяч мирных жителей были загнаны в подполье.

«Метро перестало работать, поэтому люди расселись, где только можно, на платформах и внутри поездов», — вспоминает соорганизатор выставки Иванна Скиба-Якубова, вспоминая бешеную гонку к безопасности метро.

«Всего за несколько дней метро стало настоящим городком».

Станция метро «Исторический музей» в самом сердце Харькова с ее просторными залами и коридорами вскоре стала игровой площадкой для непоседливых городских детей. Именно здесь Коломиец решил открыть свою мастерскую, чтобы помочь им сбежать от скуки подземной жизни.

Юные художники за работой в харьковском метро. © Предоставлено Аза Низи Маза

«Сначала идея заключалась в том, чтобы просто дать детям какое-то занятие, — сказал он. «Большинство из них никогда раньше не участвовали в художественных проектах, поэтому я предложил им дать волю своему воображению. Некоторые начали рисовать абстрактные формы или цветные мозаики, а другие рисовали персонажей и животных. Понемногу мы начали думать об этих работах и ​​о том, как мы можем превратить их в коллективное художественное выражение, каждая из которых вносит часть головоломки вокруг сообщения, которое они хотели передать».

Война глазами ребенка

За несколько недель строгая станция метро превратилась в уникальную художественную галерею, на колоннах которой разместились портреты солдат, медсестер и других героев украинской войны и семей, оставшихся без мужей и отцов. Другие фотографии были более загадочными. На одном изображен ангел под названием «Новая Украина», на другом здание превратилось в цветочный горшок, купающийся в лучах весны.

Яркие цвета и цветочные мотивы контрастируют с сообщениями, нацарапанными на стенах, некоторые из которых отчаянно мрачны. «Война — это тьма, у меня украли небо», — написал 10-летний Макс над рисунком большой птицы в цветах украинского флага.

Рисунки Кости Бынокурова, Иры Трон и Макса Зубенко, всем троим по 10 лет. © Предоставлено выставкой «Sous terre et sur terre»

«Дети были вынуждены целыми днями оставаться под землей, не видя дневного света. Так продолжалось несколько месяцев», — рассказала Скиба-Якубова. «Изображение весны стало для них способом оставаться в контакте с окружающей средой и наслаждаться сменой сезонов – даже если они не могли видеть это своими глазами».

«Рисунки отражали их смешанные чувства: стремление к побегу и легкости, но также лишения и страдания», — сказала она, добавив: «Положение в холлах станции метро было катастрофическим, с одним туалетом на несколько сотен человек. ».

Выход из туннеля 

К концу мая украинской армии наконец удалось оттеснить российские войска к границе, что положило начало периоду относительного спокойствия. Мэр Харькова призвал жителей вернуться в свои дома и объявил о возобновлении работы метро. Шаг за шагом жизнь возвращалась на улицы Харькова, хотя школы для большинства детей оставались закрытыми.

Местные власти говорят, что более половины из 200 городских школ пострадали от российских обстрелов с начала вторжения, поэтому отправлять детей обратно в класс слишком опасно.

>> Подробнее: Харьков, второй по величине город Украины, является символом сопротивления

«С началом войны в Украине стало очень трудно учиться. Только небольшое количество школ с подвальными помещениями могут снова принять учеников, потому что они должны иметь возможность дать им убежище в случае ракетного удара», — сказала Скиба-Якубова. «В Харькове онлайн-обучение — единственный вариант, но у детей из малообеспеченных семей иногда такой возможности нет».

Новые работы детей в мастерской «Аза низи маза» в Харькове. © Предоставлено Аза Низи Маза

Перед войной Коломиец давал платные уроки рисования детям, чьи семьи с тех пор покинули город, чтобы найти убежище в более тихих районах вдали от линии фронта. Большинство детей, с которыми он работал в харьковском метро, ​​были выходцами из более бедных слоев общества, с небольшим или нулевым опытом в мире искусства. Покинув свое подземное убежище, они продолжали работать с ним в его студии, приобретая новые навыки.

«Я пытаюсь подтолкнуть их к тому, чтобы они разработали свой собственный стиль и научились работать с текстилем и керамикой, чтобы в конечном итоге они могли продавать свои работы, чтобы помочь своим семьям», — сказал Коломиец. «Вот почему я чувствую, что выполняю миссию здесь, в Париже».

Миссия разрешала только кратковременное пребывание во Франции. После двух дней популяризации детского творчества во французской столице Коломиец и Скиба-Якубова вернулись в свою раздираемую войной страну, отправившись в 48-часовое путешествие через Польшу по пути в Харьков.

Оставить комментарий