Минусы заочного обучения: Преимущества и недостатки очной и заочной формы обучения

Содержание

Преимущества и недостатки очной и заочной формы обучения

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Преимущества и недостатки очной и заочной формы обучения

Каждая форма обучения — очная и заочная — имеет свои достоинства и недостатки. Обязательно изучите их, выбирая способ получения образования: от этого зависит, насколько хорошо вы усвоите информацию и к каким результатам придете к последнему семестру.

Содержание

  1. Преимущества очной формы обучения
  2. Недостатки очной формы обучения
  3. Преимущества заочной формы обучения
  4. Недостатки заочной формы обучения
  5. Резюме

Преимущества очной формы обучения

Очная — классическая форма обучения, которой в вузах традиционно уделяют максимум внимания. Она имеет несколько важных преимуществ:

  • молодые люди до 27 лет, поступив на очное отделение, смогут получить отсрочку от армии;
  • на очном отделении даже в коммерческих вузах (в том числе, в ИМЭС) можно учиться бесплатно, если вы получили хорошие результаты на ЕГЭ;
  • очный формат подразумевает постоянный контакт между студентом и преподавателем. Вас обязательно запомнят, вам будут уделять максимум внимания, вам могут помочь с практикой и трудоустройством;
  • студенты постоянно посещают практические занятия. Это важно, например, при изучении иностранных языков;
  • на очном отделении чаще проходят мероприятия: мастер-классы, лекции и семинары с участием признанных экспертов, известных людей;
  • дневная форма позволяет получить максимум знаний и навыков в стенах вуза. Заставлять себя учиться, искать литературу самостоятельно, сидеть в библиотеках придется реже;
  • на очном отделении удобно учиться. Студентам не нужно прилагать максимум усилий, чтобы освоить профессию: они получат знания в любом случае, если будут просто посещать занятия.

У очной формы есть и свои отрицательные стороны, которые могут оказаться решающим фактором:

  • формат обучения исключает постоянную работу, как минимум, до третьего или четвертого курса. Каждый день студент должен посещать по 2–5 пар, а после — заниматься самостоятельно, готовиться к семинарам и практикумам, писать рефераты и курсовые. Времени на подработку практически не остается;
  • очное обучение стоит дороже. Если вы планируете учиться бесплатно, придется набрать максимальные баллы в рамках ЕГЭ. Дело не в качестве образования, а в конкурсе: желающих учиться на дневном отделении всегда больше;
  • к дисциплине в вузе предъявляют высокие требования. Вы обязаны посещать все занятия. Если у вас будут прогулы, возникнут проблемы со сдачей зачетов и экзаменов. В некоторых случаях после нескольких прогулов из вуза исключают;
  • полноценно устроиться по профессии и наработать опыт вы сможете только после окончания вуза, то есть, как минимум, через 4 года. Сделать это не всегда просто: работодателям требуются опытные люди. Учтите, что может потребоваться полгода-год на стажировки.

Очная форма подходит не всем абитуриентам. Если у вас уже есть работа, семья, обязанности, лучше поступить на заочное отделение.

Преимущества заочной формы обучения

Заочная форма обучения менее популярна, чем очная. Тем не менее, она имеет право на существование и полезна многим. Благодаря заочной форме вы:

  • получите диплом государственного образца, который ничем не отличается от выданного на очном отделении;
  • сможете получить тот же объем знаний и заниматься по учебному плану, что и очники. При заочной форме большую часть придется осваивать самостоятельно — преподаватель лишь направляет студентов и контролирует процесс на экзаменах;
  • сэкономите массу времени. Учиться можно в оптимальном темпе и режиме, в удобное время. Посещать лекции и затем снова перечитывать их при подготовке к экзаменам не нужно.
    Вы не тратите время на дорогу, организационные моменты, пары;
  • сможете учиться в удобном режиме, если живете в другом городе, имеете семью, постоянную работу. Заочная форма — единственный вариант для людей, у которых уже есть финансовые и семейные обязанности;
  • сэкономите: заочное обучение дешевле, а работодатель обязан предоставлять оплачиваемый отпуск на время сессий;
  • успеете пройти стажировку и получить реальный опыт работы по профессии. Устроиться на работу заочникам намного проще, чем студентам очного отделения. К моменту окончания вуза у вас уже будет реальный опыт и больше возможностей для трудоустройства и карьерного роста.

Если вы выбрали заочную форму, будьте готовы к ее недостаткам:

  • вы не сможете учиться бесплатно (по крайней мере, в Институте международных экономических связей) и получить отсрочку от армии. Все эти возможности предусмотрены только для студентов очного отделения;
  • заочное образование требует самодисциплины и большого стремления учиться. Если вам просто нужны «корочки», вы, скорее всего, сможете сдать экзамены и закончить какой-нибудь вуз, но не получите реальных знаний и навыков;
  • два раза в год вам придется брать учебный отпуск. Это скажется на доходах. Оплачивать учебный отпуск работодатель обязан только в том случае, если вы числитесь у него официально;
  • объем знаний и учебный план на очном и заочном отделениях одинаковы, однако требования к заочникам даже выше. Преподаватели будут оценивать реальные знания, а не дисциплину или работу на практических занятиях. Вы встречаетесь только на установочной сессии и экзаменах, и вас вряд ли хорошо запомнят;
  • пропускать занятия, экзамены и зачеты нельзя. Даже если у вас есть уважительные причины (например, болезнь или командировка), найти преподавателя и закрыть «хвосты» будет намного сложнее, чем на очном отделении.

Резюме

У каждой формы обучения есть свои преимущества и недостатки. Оцените их и свои возможности прежде, чем выбирать и подавать документы. Заочная форма будет оптимальна, если:

  • вы уже работаете по профессии или хотите углубить знания, получить новую должность;
  • вы живете в другом городе, самостоятельно обеспечиваете себя;
  • у вас есть семья, и заниматься исключительно образованием будет сложно;
  • вы готовы и хотите учиться.

Очная форма оптимальна для молодых абитуриентов, вчерашних школьников или выпускников колледжей — всех тех, кто готов потратить от 4 лет на высшее образование.

Заочное обучение: плюсы и минусы

Мотивация

Вы хотите пойти учиться и решили получать образование заочно, но сомневаетесь, правильно ли это? Мы раскроем все плюсы и минусы заочного обучения в вузе.

У заочного обучения есть и плюсы, и минусы.

Фото
GaudiLab / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Что такое заочное обучение?

Заочное обучение — это 70% самостоятельной работы и 30% лекций и практических заданий, зачетов и экзаменов.

В начале учебного года студенты-заочники проходят установочную сессию, во время которой преподаватели достаточно интенсивно начитывают вводные лекции, дают задания по своему предмету и рекомендуют литературу. Во время учебного семестра заочники читают учебники, пишут конспекты. В сессию вновь цикл лекций и практических занятий, после проверка знаний.

Надо сказать, что программа очной и заочной формы обучения ничем не отличается. Разница лишь в том, занимаетесь вы под руководством преподавателя или самостоятельно.

Сложно? Конечно, но в этом есть определенные преимущества.

Плюсы заочного обучения

  1. Возможность совмещать учебу и работу. Часто это основная причина, по которой выбирают заочное обучение. Мотивация здесь может быть разной: финансовая независимость, повышение квалификации и карьерный рост или кардинальная смена деятельности.

  2. Экономия денег. Если студент вынужден учиться на коммерческой основе, то заочное отделение будет стоить раза в два-три дешевле очного. Да и второе высшее всегда платное, так что опять плюс в сторону заочки.

  3. Шанс учиться в другом городе. Выбирая заочное обучение, вы можете поступить в престижный вуз, который находится в другом городе или даже в другой стране.

  4. Совмещение теории и практики, которая у заочников пять дней в  неделю.

  5. Лояльное отношение со стороны преподавателей. Требования к заочникам в вузе несколько ниже, нежели к очникам, да и сессию им сдать легче, ведь экзамен с уровня «вопрос — ответ» может подняться до беседы двух специалистов — теоретика и практика.

Фото
jacoblund / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Минусы заочного обучения

  1. Соблазн отложить выполнение заданий. Работа, личная жизнь, развлечение, маленькие дети — все это может стать причиной, по которой выполнение заданий откладывается на завтра.

  2. Необходимость самоконтроля и постоянного планирования. Если студент очного отделения может один день расслабиться, не прийти на лекцию, не ответить на семинаре, а потом все это наверстать, пересдать, ответить в дополнительное время, то у заочника такой возможности нет. Ему нужно постоянно все держать под контролем, владеть навыками самоорганизации и тайм-менеджмента.

  3. Отсутствие возможности обсудить учебную проблему с преподавателем. Студент заочного отделения приезжает в вуз два раза в год на достаточно непродолжительное время. Оно до отказа заполнено лекциями, практическими занятиями, подготовкой к зачетам и экзаменам, поэтому возможности что-то спросить, уточнить просто нет. 

  4. Предвзятое отношение работодателя к выпускникам-заочникам. Несмотря на то что программа на очном и заочном отделениях одинаковая, многие руководители считают, что только очное обучение полноценное. Конечно, это не так — не научиться ничему можно и на «очке». Все зависит от конкретного человека. Какой выход? Не говорите на собеседовании, по какой форме проходили обучение, в дипломе-то об этом не написано.

Фото
Ridofranz / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Дистанционное обучение

Это одна из форм заочного (читай — самостоятельного) обучения. Но если при заочном обучении студент хотя бы два раза в год приезжает на сессию и очном сдает экзамены и зачеты, то при дистанционном обучении контакта студента с преподавателем нет никакого. Весь процесс: лекции, семинары, проверка знаний — проходят в онлайн-режиме.

В настоящее время из-за карантина и режима самоизоляции дистанционная форма обучения стала очень востребованной.

Светлана Федоренко

Сегодня читают

Вагиноплатья Ирины Шейк: 12 откровенных вариантов, которые не осмелится надеть никто, кроме нее

Неожиданно: 8 звезд, которые до славы одевались как провинциалки — от Шейк до Рианны

«Развратный Санта»: 140-килограммовая пышка показала новогодний наряд, от которого волосы встанут дыбом

«Верблюжья лапка», открытая грудь и другие засветы звезд: 55 стыдных фото

Не рассказывайте детям: настоящий смысл русских народных сказок — вы даже не догадывались

10 главных недостатков дистанционного обучения

Привлекательность дистанционного обучения определенно присутствует, так как большинство людей считают себя слишком занятыми для стандартных занятий. Возможность посещать занятия, когда вы к ним готовы, без необходимости сидеть в определенном классе в каком-либо конкретном университете — это большое удобство, но есть несколько трудностей, связанных с этим процессом. При всем величии возможности работать над своей степенью по собственному графику, есть 10 основных недостатков дистанционного обучения.

1. Трудно сохранять мотивацию

Для многих людей отсутствие классной комнаты и установленного времени занятий может помешать не забыть зарегистрироваться или даже захотеть зарегистрироваться. Важно, чтобы у вас была вся мотивация, необходимая внутри вас, чтобы просмотреть веб-сайт, заполнить задания и выполнять их вовремя, хотя все по-прежнему требуется выполнять вовремя, как и в более традиционной атмосфере в классе. Для тех, у кого нет самомотивации, эти занятия могут привести к трате больших денег на повторные занятия, потому что вы забыли задание.

2. Трудно поддерживать контакт с инструкторами

Если у вас когда-нибудь возникнут проблемы с заданиями или вопросами о лекции во время традиционного занятия, как правило, довольно просто поговорить со своим инструктором до или после занятия или запланировать онлайн-встречи на другое время. Однако при дистанционном обучении вам будет сложнее связаться со своим инструктором. Хотя вы можете отправить электронное письмо, оно определенно не даст вам немедленного ответа, который вы бы получили, если бы смогли сесть со своим инструктором.

3. Трудности во взаимодействии со сверстниками

Поскольку нет классной комнаты и, следовательно, нет возможности работать над групповыми проектами или даже общаться с однокурсниками лицом к лицу, трудно строить какие-либо отношения. Мало того, очень легко начать чувствовать себя изолированным от своих сверстников и других людей, потому что вы работаете над заданиями и всеми связанными со школой делами в полном одиночестве. Даже размещение сообщений на досках объявлений или участие в групповых обсуждениях может показаться менее интерактивным, если они осуществляются через Интернет, а не лично.

4. Сложно постоянно оставаться на связи

Для тех, у кого нет надежного источника электричества или надежного интернета, может быть трудно всегда добраться до дома друга, кафе, библиотеки или куда-либо еще, где есть доступ в интернет. И такой доступ имеет решающее значение для дистанционного обучения. Некоторые программы могут даже потребовать, чтобы у вас был проигрыватель DVD или CD для определенных материалов или другое оборудование, которое вы должны купить, найти или арендовать для себя (не говоря уже о том, чтобы выяснить, как правильно его использовать). Все это помимо того факта, что ваш компьютер может выключиться в любой момент и без всякой причины, или у вас может отключиться питание на несколько дней, и вдруг вы отстанете и не сможете его починить.

5. Сложно получить немедленную обратную связь

Обратная связь может быть почти мгновенной, когда вы сидите в классе с учителем, потому что у него есть несколько минут, чтобы взглянуть на вашу работу и решить, на правильном ли вы пути. Однако при отправке заданий по электронной почте может стать сложнее получить обратную связь, которую вы ищете. Вам нужно дождаться, пока инструктор получит возможность подключиться к сети, что может происходить не так часто, как вам хотелось бы. К тому времени, когда вы получите необходимую обратную связь, может быть очень мало времени, чтобы внести необходимые изменения в задание.

6. Сложность прохождения всех курсов для получения степени

Не каждая степень позволяет пройти все компоненты онлайн. Например, для тех, кто хочет заняться медицинской профессией, потребуется клиническое образование, и его нельзя выучить.

Борьба с недостатками онлайн-обучения

По мере того, как мир переходит от очного обучения к онлайн-обучению, недостатки начинают осознаваться родителями, учителями и учащимися. Хотя это позволяет проводить занятия дома, обеспечивая комфорт и снижая затраты, существуют новые проблемы, которые школы пытаются решить. Одно исследование 2015 года показало, что 92% онлайн-образования не менее или даже более эффективно, чем традиционное образование. Педагоги пересматривают свои стили преподавания, чтобы устранить физические и умственные недостатки онлайн-обучения.

Недостатки онлайн-обучения

Онлайн-обучение рассматривается как будущее образования. Учителя могут предложить более широкий спектр предметов, проинструктировать больше учеников и сэкономить больше средств, чем в традиционном классе. К сожалению, онлайн-обучение имеет некоторые недостатки.

Вызывает изоляцию

В среде онлайн-обучения учащимся не хватает человеческого общения, что может привести к психическим проблемам, таким как негативные мысли, беспокойство и повышенный стресс. Многим трудно, когда они не слышат слова ободрения лицом к лицу от учителей или не получают отзывов от своих сверстников.

Требуются навыки тайм-менеджмента и самомотивации

В традиционных классах учащиеся несут ответственность перед своими учителями. Во время дистанционного обучения учащимся может быть трудно встать с постели или переодеться, поскольку они просто входят в ближайший компьютер. Работа на дому без самомотивации может отвлекать. Учащимся может быть трудно укладываться в сроки или выполнять задания без помощи или мотивации со стороны учителей, одноклассников и рутинного расписания.

Трудно предотвратить списывание

К сожалению, учащимся легче списывать на онлайн-тестах, чем на очных экзаменах. Без бдительного ока своего учителя они могут использовать свои устройства или заметки для обмана. Кроме того, учащиеся могут позволить другому человеку помочь или пройти тест вместо них. Не имея надлежащей системы предотвращения мошенничества, студенты могут легко пройти свои курсы.

Преподаватели сосредотачиваются на теоретических знаниях, а не на практике

Онлайн-обучение может привести к тому, что учащиеся потеряют практическую деятельность. Например, учителям естественных наук трудно проводить эксперименты без физического класса. Студентам требуются практические приложения для понимания абстрактных теорий. Одно исследование, проведенное Harris Interactive в 2014 году, показало, что 52 процента американцев предпочитают практические занятия, а 28 процентов — визуальное обучение. Хотя статистика предназначена для взрослых, она по-прежнему актуальна. В то время как визуальные презентации являются эффективными методами обучения, онлайн-обучение не должно ограничивать то, как учащиеся должны получать информацию.

Сложности с преподаванием определенных предметов

В силу обстоятельств некоторые предметы гораздо труднее преподавать в онлайн-среде. Такие предметы, как гуманитарные и социальные науки, гораздо более благоприятны в среде онлайн-обучения, чем инженерия и медицина. Кроме того, будут удалены многие внеклассные мероприятия, такие как искусство, музыка и физкультура.

Учащиеся могут пренебрегать физическими упражнениями и физическим здоровьем

В условиях традиционной школы учащиеся достаточно много занимаются в течение учебного дня. Это занятие включает в себя ходьбу, чтобы попасть на следующий урок, бег во время перемены или занятия спортом на уроке физкультуры. В школах также есть внеклассные спортивные команды, такие как футбол, бейсбол, легкая атлетика, плавание, баскетбол, футбол и т. д. класса, онлайн-студенты должны найти свои собственные способы получения столь необходимых упражнений. Помимо физических преимуществ упражнений, они также помогают снять стресс и придают студентам уверенность. Онлайн-обучение заставляет студентов сидеть на месте и подолгу смотреть на экраны. Это может повредить их зрению и помешать им получать достаточное количество упражнений.

Устранение недостатков онлайн-обучения

Чтобы устранить эти недостатки онлайн-обучения, преподаватели могут использовать творческие стратегии для вовлечения учащихся. Это решит некоторые проблемы изоляции, непродуктивности и отсутствия практического обучения.

Используйте программное обеспечение для онлайн-прокторинга или систему управления классом для предотвращения списывания

Списывание является одним из самых больших недостатков электронного обучения и наносит ущерб репутации школы. Программное обеспечение для прокторинга в режиме реального времени может проверять личность учащихся и даже проверять их парты. О любом подозрительном поведении будет автоматически сообщено преподавателю. Программное обеспечение для управления классом, такое как GoGuardian Teacher™, может помочь учителям следить за экранами учащихся, чтобы видеть, выполняют ли они задание. Это приложение позволяет учителям отслеживать и контролировать вкладки учащихся, чтобы они находились только на веб-сайте экзамена. Учителя могут даже попросить учащихся включить видеоэкран во время прохождения теста для большего контроля.

Использование смешанного обучения

Полноценная программа онлайн-обучения не всегда осуществима в большинстве сценариев. Смешанное обучение включает в себя некоторое онлайн-обучение, а также обеспечивает аналогичные аспекты традиционного класса. Например, лаборанты могут чередовать свои лабораторные дни, чтобы только небольшая группа студентов встречалась в лаборатории в определенные дни в течение недели.

Назначение самостоятельных проектов

Одной из проблем онлайн-обучения является то, как учащиеся изучают теории и запоминают информацию. Настоящее обучение — это понимание концепций и умение применять их в реальном мире. При теоретическом обучении учащиеся пытаются запомнить только те знания, которые будут на тесте. Обучение на основе проектов требует, чтобы учащиеся создавали свои собственные проекты, чтобы углубить свои знания об идее или концепции. Например, вместо того, чтобы рассказывать учащимся о микроорганизмах, учителя могут назначить группы учащихся для обучения детей начальных классов методам предотвращения распространения болезней. Одна группа может создать видеоролик, демонстрирующий правильное мытье рук, а другая группа может создать плакаты.

Проводите открытые обсуждения и пользуйтесь открытой платформой форума

При смешанном и онлайн-обучении учащиеся могут чувствовать себя менее социально связанными со своим преподавателем и другими одноклассниками. Преподаватели могут задавать открытые вопросы, например обсуждать конкретное видео или даже устраивать дружеские дебаты. Учащиеся могут приводить факты и информацию в поддержку своих точек зрения и аргументов. Кроме того, учащиеся должны иметь доступ к онлайн-группе поддержки, где они могут задавать вопросы, а их сверстники могут внести свой вклад.

Подчеркните важность сведения к минимуму отвлекающих факторов и рационального использования времени

Студентам очень легко потеряться в отвлекающих факторах, когда они учатся дома. В зависимости от типа учащегося телевизор на заднем плане может мешать учащемуся сосредоточиться. Объясните, как важно иметь чистое рабочее место и выключать все другие электронные устройства во время занятий. Помогите учащимся оставаться организованными, сохраняя отдельные папки для разных классов и заранее рассылая календари со всеми сроками выполнения домашних заданий.

Включить игровое обучение в план урока

Одним из творческих решений для поддержания мотивации учащихся является геймификация вашего класса. В статье, опубликованной в 2015 году изданием eLearning Industry, сообщается, что 67% студентов заявили, что игровые курсы повысили их мотивацию по сравнению с традиционными курсами. Геймификация — отличный способ увлечь учащихся за счет включения списков лидеров, значков, результатов, задач и уровней.

Оставить комментарий