Б. Образование в Древнем Риме. Письменность.
Письменность являлась важным фактором для объединения и повышения управляемости огромной Римской империи. Но писцы никогда не имели в Риме высокого социального статуса. Их обычно вербовали из рабов-греков. Изначально римляне писали буквами, похожими на этрусские и греческие, и справа налево. Позже начертания букв менялись, линии стали плавными, направление письма зеркально изменилось.
Римляне писали на деревянных, вощаных табличках, использовали и глиняные черепки, папирус, кожу, пергамент, кору дерева и штукатурку. В позднеантичный период пользовались записными книжками, составленными из свинцовых листов. Издревле римляне делали надписи и на камнях. В надписях на камне римляне использовали лишь капитальные (заглавные) буквы, хотя в обычном письме использовались и маленькие и большие буквы, но другого стиля. Резчик прописывал сначала надпись мелом. Затем раскрашивал буквы кистью, придавая объем и выделяя жирные и тонкие линии, и по окончании проходил получившиеся строки с помощью резца.
Чернила римляне делали из разведенной в воде сажи, смолы, дегтя, чернил осьминога или отвара корней марены (для красных чернил) с добавлением клея. Чернила хранили в глиняных и каменных чернильницах. Остро отточенный грифель (stilus) из кости или металла служил пером для письма, а иногда и оружием (stilett – стилет). На папирусе римляне писали камышовыми перьями, по свинцу и по воску писали различными грифелями для письма.
Упражнение. Прочитайте латинские слова. Найдите существующие в русском и изучаемом вами иностранном языке заимствования-латинизмы. Обратите внимание на сохранение или изменение значения слова.
caudex, icis
m – навощённые таблички
для записей, codex (арх.
caudex), icis –
книга; charta, ae
f – лист папируса, перен.
бумага; ex–aro, exarāvī, exarātum, exarāre 1 – распахивать, выкорчевывать; начертать,
написать; in–cīdo, incīdī, incīsum, incīdĕre 3 – вырезать, высекать; memorātus,
us m –
упоминание, рассказ;
Урок № 4.
А. Количество слога. Ударение. Чтение.
Количество слога, т.е. его относительная длительность – долгота или краткость, зависит от двух факторов: 1) природной долготы или краткости гласных звуков; 2) положения гласных в слове.
По природе гласные могут быть: долгие – ā, ē, ī, ō, ū, y;
краткие – ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y. Дифтонги всегда долгие. Открытый
слог, содержащий долгий гласный,
является долгим: Eu-rō-pa;
слог, содержащий краткий гласный –
краткий: fe-mĭ-na.
Слог, содержащий дифтонг, всегда долгий:
cen-
По положению закрытый слог, т.е. оканчивающийся согласным звуком, долог: me-di-ca-men-tum; открытый слог, т.е. оканчивающийся гласным или дифтонгом, перед другим гласным – краток: vic-to-ri-a.
Ударение в латинском языке зависит от долготы или краткости второго от конца слога. В двухсложных словах ударение всегда стоит на первом слоге. В многосложных словах ударение может стоять на втором или третьем от конца слоге.
Ударение стоит на втором с конца слоге, если он долог, или на третьем с конца слоге, если второй от конца краток
Таблица определения ударения:
Ударение стоит на предпоследнем слоге | Ударение стоит на третьем от конца слоге |
1) второй от конца слог содержит гласный долгий по природе: a-mī-cus – друг, me-di-cī-na – медицина | 1) второй от конца слог содержит гласный краткий по природе: in-cŏ-la – житель, me-dĭ-cus – врач |
2) второй от конца слог содержит дифтонг: Caesar – Цезарь, co-moe-dus – комический актер, комик | 2) второй от конца слог по положению открытый: A-si-a – Азия, me-di-um – середина |
3) второй от конца слог по положению закрытый: tri-um-phus – триумф, De-cem-ber – декабрь | 3) Второй от конца слог по положению закрытый но: Исключение! Сочетание немого (шумного) согласного и плавного (l или r), слог перед этим сочетанием обычно не удлиняется: te-neb-rae – мрак |
Упражнение 1. Прочитайте латинские слова; объясните, какими правилами вы руководствуетесь при постановке ударения в словах, содержащих два и больше слогов:
ā-cer, āc-ta, a-ēr, ae-ra, aes, ae-des, aes-tas, ae-tas, a-ger, ag-nus, cae-lum, sae-pe, coe-pi, cau-sa, do-mus, fa-vor, la-cus, lae-va, nau-ta, prae-tor, quaes-tor, scae-na, ve-to, ve-tus, vi-ta;
Au-rō-ra, a-quĭ-la, can-dĭ-dus, de-cā-nus, for-tū-na, ho-nes-tus, in-sŭ-la, ja-nua, ma-chĭ-na, ma-gis-ter, mi-nis-tra, po-ē-ta, proe-li-um, pub-lĭ-cus, se-cun-dus, stu-de-o, the-sau-rus;
ac-cu-sa-ti-vus, ad-ver-bi-um, ar-gu-men-tum, be-ne-fi-ci-um, com-mū-nis, e-le-phan-tus, ge-ne-tī-vus, in-stru-men-tum, jus-ti-ti-a, la-bo-rā-re, la-by-rin-tus, ma-ni-pŭ-lus, me-mo-ri-a, par-ti-ci-pi-um, pe-ri-cŭ-lum, re-li-gi-o, sim-pli-cĭ-tas, spec-ta-cŭ-lum, u-ni-ver-sĭ-tas.
Упражнение 2. Прочитайте, разделив слова на слоги.
Искусствоед.
ру – сетевой ресурс о культуре и искусствеСодержание
- 1 Письмо в античности. Орудия и материалы письма
- 2 Зарождение и становление письменности в Греции и Италии
Просмотры: 28 654
Скачать как PDF
Письмо в античности. Орудия и материалы письмаДревнейшим памятником греческого письма считается надпись на дипилонской вазе из Афин. Эту находку археологи датируют VIII – VII вв. до н.э. Примерно в это же время появились таблички, сделанные из бронзы или глины, еще позже из олова, свинца и других дешевых и практичных металлов.
Таблички эти так полюбились грекам, что держались в обиходе очень долго. Не говоря уже о том, что вся поэма Гесиода «Труды и дни» была записана на свинцовых табличках, — а это уже конец VIII в. до н.э., — свинцовыми табличками пользовались даже в то время, когда были широко распространены и папирус, и пергамент. Пользовались ими по весьма замечательному поводу: на свинцовых табличках записывались проклятия, брань и самые недобрые пожелания каким-нибудь ненавистным особам.
Наряду со свинцовыми и глиняными табличками в Греции часто использовали черепки, осколки треснувших глиняных сосудов. Эти черепки у греков назывались острака. В Афинах на таких черепках писали имя человека, опасного для общественного спокойствия, которого по решению народного собрания изгоняли из города, обычно сроком на 10 лет. Такими черепками голосовали во время народного собрания все афиняне. Процедура голосования называлась остракизмом. Кроме того, греки писали на козьих и овечьих шкурах, очищенных от жира и шерсти, которые назывались
Однако писать большие литературные произведения на всех этих материалах было довольно трудно. Поэтому важных новшеством стало появление в Греции примерно в VII в. до н.э. завезенного из Египта папируса. Писчий материал из папируса делали следующим образом. Острой иглой стебель делили на длинные и как можно более широкие волокна, выходящие из самой сердцевины стебля. Соответственно качество других волокон было тем хуже, чем дальше они были от сердцевины. Папирус худшего сорта использовался как своего рода оберточная бумага. Склеивали листы на доске, смоченной водой из Нила; она содержала много ила и потому была хорошим соединительным материалом. Полосы укладывали на доску рядом одну за другой, затем на них крест-накрест клали полоски поперечные. Получившийся влажный лист отжимали прессом и сушили на солнце.
Затем из отдельных листов изготовляли папирусную «книгу». Текст либо писался на отдельных листах, либо записывался сразу на заранее склеенный свиток. Лист отбивали молотком и разглаживали слоновым бивнем или большой раковиной. Гладкая сторона папируса и была предназначена для писания, но когда папирус был очень дорогим материалом, на такие тонкости не обращали внимания и писали на обеих сторонах. Папирусы в свитке никогда не превышали длиной 10 метров, так как читателю было неудобно держать такой тяжелый свиток в руках. В одной строке помещалось от 35 до 40 букв: ровно столько вмещала в себя стихотворная строка, написанная гекзаметром. Если все произведение не умещалось в такой свиток, то его записывали на разных свитках, причем и отдельный свиток, и сочинение, состоящее из нескольких свитков, называлось библос.
Готовый папирус сворачивали, наматывали его на палку с выступающими или загнутыми концами. И у греков, и у римлян эта часть свитка называлась «пупом»: дочитать книгу до «пупа» означало дочитать ее до конца. Свитки вкладывали в футляры, футляры – в керамические ларцы, обычно цилиндрической формы. На выступающей головке палки, на которую наматывали свиток, а также на футляре, помечали название произведения.
Иногда возникала необходимость уничтожить уже записанный текст для повторного использования свитка; тогда текст просто-напросто смывали влажной губкой, порой так, что от него не оставалось и следа.
Сопоставляя сведения Плиния с другими источниками, В. Г. Борухович составил следующий перечень используемых в античности сортов папируса:
- Charta hieratica — «иератический сорт», шириной около 25 см. Использовался для изготовления особо ценных книг (в частности, религиозных, откуда и происходит название). Изготовлялся из самой сердцевины папирусного стебля. Этот сорт был самым светлым и тонким, и на нём писали только с одной стороны. Позднее он был переименован в «августовскую харту», в честь первого римского императора, а название «иератический» было перенесено на третий сорт.
- Charta liviana — «ливиевская харта», названная так в честь Ливии, супруги Августа. Не уступала по качеству августовской харте.
- Charta clavdiana — «клавдиевская харта», которая изготовлялась путём склеивания попеременно листов августовской и ливиевской харты.
- Charta fanniana, «фанниевская харта», шириной около 19 см. По сообщению Плиния, её изготовляла мастерская Фанния.
- Charta amphitheatrica — шириной около 17 см. Название её происходит от места производства в Александрии.
- Charta saitica — папирус довольно низкого качества, изготовлявшийся в районе египетского города Саиса.
- Charta theneotica — по качеству ещё ниже предшествовавшей; она также называлась по месту изготовления, что следует из текста Плиния.
- Charta corneliana — её качество определить сложно; названа по имени Корнелия Галла, префекта Египта, назначенного Августом.
- Charta emporica — «купеческая харта», низший сорт, используемый как обёрточная бумага.
Приведённый перечень не исчерпывает всех сортов папируса, указания на которые встречаются в античных источниках. В разные времена, и до Плиния, и после него, в римских источниках встречаются названия «царской харты» (в качестве одного из лучших сортов), мемфисской харты, белой харты и т. д. Ширина находимых в Египте папирусов не всегда соответствует указанным стандартам
Хранить папирус было делом очень хлопотным: от времени он рассыхался, его грыз книжный червь, хотя свиток и пропитывали кедровым маслом, он быстро разрушался от частого перематывания и атмосферной влажности. Свитки старше 200 лет считались большой редкостью, так как через определенный промежуток времени приходилось переписывать сочинения на новые папирусы. Это было единственным выходом до тех пор, пока не появился пергамент.
Кроме долговечности и удобной формы, у пергаментных книг-кодексов было еще одно преимущество: исписывать пергамент можно было с обеих сторон, не опасаясь, что чернила проникнут на другую сторону. Сам кодекс – именно так принято называть книгу из листов пергамента – изготовлялся так. Лист пергамента сгибался пополам. По-гречески такой лист назывался диплома; различные акты, постановления, договоры, официальные документы имели подобную форму. Кроме того, документ, удостоверяющий от имени государства привилегированное положение какого-либо лица, тоже назывался дипломом. Особенно часто такой документ вручался послам, которых спустя много времени стали звать дипломатами. Затем согнутые пополам листы складывали еще вдвое и получали удобные компактные тетрады. Несколько тетрад связывали между собой и получали отдельный том, или кодекс.
И на папирусе, и на пергаменте писали обычно тростниковым пером. Для писания на папирусе использовали особую тушь в виде порошка, который нужно было всякий раз разводить в воде, а на пергаменте писали жидкостью, добываемой из чернильных орешков.
В Риме писали на коре березы; отсюда слово liber. Позже стали использовать бумагу из льна.
Зарождение и становление письменности в Греции и Италии
До сих пор не удалось установить, когда именно в Греции возникла письменность. Доподлинно известно лишь, что микенское письмо было позднее забыто. У Гомера есть только одно упоминание о письменах, начертанных на табличках; он называет их «зловещими знаками». Знаки эти были непонятны современникам Гомера и потому казались колдовскими.
Сами греки, ссылаясь на мифологию, считали, что алфавит для них придумал Кадм, брат финикийской царевны Европы, переселившийся в Грецию из Финикии. Очевидно, этот миф имеет под собой некоторые основания, так как греческий алфавит был заимствован у финикийцев.
Вероятнее всего, в IХ в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культур: через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавит был консонантным. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступил с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка, использовав лишние для них финикийские знаки для обозначения гласных. Так из финикийских букв «алеф» и «хе» возникли греческие «альфа» и «эпсилон». Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов.
Древнейшая его форма встречается на Крите, Мелосе и Тере. Далее можно выделить восточногреческий алфавит в азиатской Ионии, Эолиде, Аттике, на Кикладах и в Аргосе, а также западногреческий. Различие между последними двумя вариантами состояло в использовании буквы «хи», которая в восточногреческом алфавите обозначала гортанную аспирату «х», а в западногреческом – скопление согласных «кс». Окончательно победил в Греции вариант восточный, или ионийский (милетский). После принятия этого варианта алфавита в 403 г. до н.э. в Аттике, в Афинах, его победа в греческом мире была обеспечена. Напротив, в Италии взял верх западногреческий вариант. Добавим, что, хотя семитский алфавит был заимствован греками, по-видимому, на рубеже Х-ХI вв. до н.э., письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение. Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н.э.
Сначала греки, как и финикийцы, у которых они заимствовали алфавит, писалли справа налево, затем бустрофедоном (способ письма, при котором первая и все нечетные строки пишутся справа налево, вторая и все четные – слева направо, подобно тому, как пахарь ведет быка по полю, разворачивая его на новую борозду), и лишь потом перешли к письму слева направо. Два первых типа письма мы ни в каком папирусе не увидим; так писали гораздо раньше.
Итак, восточное письмо развилось в классическое древнегреческое и легло в основу коптского и готского алфавитов, а также славянской кириллицы. Западный алфавит через этрусков был заимствован римлянами и стал исходным для латиницы; причем латиняне писали на жестком материале, что послужило причиной упрощения написания букв. Кроме того, в латинском языке меньше звуков.
Римская литература — Энциклопедия всемирной истории
Римская империя и ее предшественница Римская республика произвели множество знаменитой литературы; поэзия, комедии, драмы, истории и философские трактаты; римляне избегали трагедий. Многое из этого сохранилось до наших дней. Однако римская литература не может стоять в одиночестве. Они в долгу перед своим соседом, греками (точнее, Афинами). Большинство образованных римлян хорошо осознавали свою литературную неполноценность, и из-за этого римские писатели могли легко копировать греческие классические темы, даже переводя многие известные греческие произведения на латынь. Однако для многих римлян в этом упражнении не было нужды, поскольку многие высокообразованные граждане могли говорить и читать как на греческом, так и на латыни. Многие молодые римляне из высшего сословия даже продолжили свое образование в Афинах. Хотя связь с греческим эллинизмом сохранится на долгие годы, римляне вскоре создадут собственную богатую литературу.
Греческое влияние
Римская литература в долгу перед греками, особенно Афинами.
Этот долг Греции признавали даже сами писатели. Гораций, один из поэтов Золотого века римской литературы, писал, что Греция привнесла искусства «в отсталый Лациум». Историк Найджел Роджерс в своей книге «Римская империя » писал, что греческие авторы создали множество философских и политических концепций, оказавших влияние на таких римлян, как Цицерон, Сенека, Боэций, Катулл и Вергилий, — «синтез греков и римлян» (258). Он добавил, что Рим не мог и не отрицал, что Греция была более утонченной и превосходной как в интеллектуальных, так и в культурных занятиях, от технологий и философии до поэзии и скульптуры. На самом деле Рим вряд ли мог отрицать близость к Греции, поскольку греческие города существовали как на нижнем полуострове, так и на Сицилии на протяжении десятилетий.
Удалить рекламу
Реклама
Комические драматурги
Согласно Роджерсу, до Пунических войн против Карфагена (264–146 гг. до н. э.) в римской литературе было немногое. Именно в это время Рим был вовлечен в македонские войны, в конечном итоге поглотив греческие города-государства. Римская литература началась ближе к концу 3-го века до нашей эры с появлением таких комических драматургов, как Плавт, Теренций и Энний. Довольно часто их спектакли ставились во время одного из многочисленных городских фестивалей, где публикой были в основном мужчины.
Первым из троих был Плавт (254–184 гг. до н. э.). Из более чем 130 его пьес сохранилось только 20 полных сочинений. Согласно древним источникам, он родился в Умбрии и начал свою карьеру плотником на сцене. Он не начинал ничего писать до среднего возраста, переводя греческие комедии на латынь. Он использовал обычные шутки, каламбуры и песни (дуэты и арии), которые утоляли тягу римлян к фарсу. Хотя он не писал по-гречески, все его персонажи носили греческие имена и жили в греческих городах. Две его наиболее заметные работы — Ауллария ( Горшок с золотом ) и Каптиви ( Заключенные ).
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Плавт
Неизвестный художник (общественное достояние)
Публий Теренций Афер, более известный как Теренций (195–159 гг. до н. э.), и Энний (239–169 гг. до н. э.) были современниками Плавта. Теренций прибыл в Рим как раб из Северной Африки, в конце концов получив свободу и образование. Многие его пьесы, такие как комедия Евнух ( Евнух ), не понравился многим неискушенным римлянам; Современники критиковали его за «каннибализацию» греческих пьес.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Однако Энний пользовался более высокой репутацией, чем Плавтий или Теренций, и считается «отцом латинской поэзии». Родившийся в Калабрии на юге Италии (Великая Греция), он служил в римской армии на Сардинии, прибыл в Рим вместе с другим писателем Катоном Старшим около 204 г. до н. э., в конце концов получив столь желанное римское гражданство. Несмотря на то, что он утверждал, что является реинкарнацией Гомера, сохранились лишь фрагменты его произведений. Роджерс отмечает, что он продемонстрировал, как латинская поэзия достигла величия, все еще подражая греческим формам. Его Annals — это история Рима от мифического троянского героя Энея до его дней. К сожалению, он умер в нищете.
Золотой век римской поэзии
Как и предсказывал Энниус, латинская литература скоро воистину обретет свою силу. Золотой век римской поэзии (ок. 70 г. до н. э. — 14 г. н. э.) породил таких выдающихся писателей, как Вергилий, Гораций, Катулл, Проперций, Тибулл и Овидий. Согласно Роджерсу, Вергилий, Гораций и изгнанный Овидий создали классический стиль письма, сравнимый со многими великими греческими авторами.
Удалить рекламу
Реклама
Одним из этих выдающихся поэтов был Публий Вергилий Марон или Вергилий (70–19 гг. до н. э.). В отличие от многих последовавших за ним поэтов, Вергилий представил своей аудитории более романтизированную картину Рима. Родом из Цизальпийской Галлии и семьи скромных фермеров, многие темы Вергилия демонстрируют его любовь к сельской жизни. Его эклогов, , написанные около 37 г. до н. э., говорили о любви и жизни пастухов, а его георгиков, , написанный около 29 г. до н. э., восхвалял римскую деревенскую жизнь: пахоту, выращивание деревьев, уход за скотом и даже разведение пчел. Однако его самая запоминающаяся работа — «Энеида », эпический рассказ о путешествиях Энея после падения Трои через основание Рима Ромулом и Ремом до эпохи Августа. Поскольку Эней был идеальным образцом римского образа жизни, Август считал, что поэма продемонстрировала исполнение судьбы Рима.
Портрет Вирджила
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Квинт Гораций Флакк, более известный как Гораций (65 г. до н. э. – 8 г. до н. э.), был сыном вольноотпущенника. Хотя он сражался не на той стороне в битве при Филиппах (против Августа), он расположил к себе императора частично из-за своей поэзии, а также из-за дружбы с Вергилием. В соответствии с его эпикурейской философией стихи Горация демонстрировали радость жизни и любовь к природе. Среди его многочисленных произведений — «Сатиры», критикующие порок, свирепствовавший в Риме, Epodes, , вдохновленные греческим писателем Архилохом, и Odes, – праздник жизни в Риме в эпоху Августа. Во всех своих произведениях Гораций всегда демонстрировал глубокое уважение и восхищение греками и считал, что Рим должен признать греческое превосходство во всех интеллектуальных и культурных областях.
Эта новая эпоха правления Августа также породила много молодых поэтов, которые по-разному реагировали на изменения в римской политике и обществе. Лидер этих новых поэтов, Гай Валерий Катулл (84 г. до н.э. – 54 г. до н.э.), считается одним из величайших римских лирических поэтов. Избегая личного участия в политике, он искал вдохновения у своих восточных соседей, таких греческих авторов, как Сафо и Каллимах. По словам историка Роджерса, в его поэзии страсть и учтивость смешались с осознанием непостоянства жизни, и он «поднял разговорную латынь на новую высоту» (386). Точно так же историк Норман Кантор в своем Античность говорит, что Катулл признал смертность человека и обнажил другую сторону римской жизни. Его стихи раскрывали существование пессимизма, индивидуализма и глубокого самодовольства в римском обществе:
Удалить рекламу
Реклама
Фурий, ты, у которого нет ни раба, ни копилки, ни жука, ни паука, ни огня, но у которого есть и отец, и мачеха, чьи зубы могут пережевать даже кремень, ты водишь веселую жизнь с твоим отцом и этой сухой палкой, женой твоего отца. (Катулл, стихотворение 23)
Других поэтов вдохновляла давно потерянная любовь. Первым из этих влюбленных поэтов был Секст Проперций (54–16 гг. до н. э.), сын наездника, который, в отличие от своих собратьев-поэтов, получил юридическое образование, но отказался от любой политической карьеры. Самой известной его книгой стихов была « элегий». Друг и Овидия, и Вергилия, он даже получил дом от мецената Мецената на Эсквилинском холме; однако, в отличие от некоторых своих современников, он отказался писать эпос об императоре Августе. Как и Проперций, Альбий Тибулл (50–19до н.э.), еще один сын всаднической семьи, писал о потерянной любви Делии и, подобно Вергилию, идеализировал деревенскую жизнь.
Вероятно, самым известным или печально известным поэтом той эпохи является Публий Овидий Наро или Овидий (42 г. до н. э. – 18 г. н. э.). После Овидия римская поэзия сделала небольшой перерыв. Роджерс писал, что с Овидием латинская поэзия наконец достигла «изящества и лиризма», чтобы соперничать с любой греческой поэзией. Для Овидия любовь была единственной «игрой, в которую стоило играть». В его « Amores », опубликованном в 22 г. до н. э., в очень беззаботном стиле рассказывалось о злоключениях молодого человека и его любви к недостижимой молодой девушке. Его Heroides представляет собой серию из 15 писем, предположительно написанных греческими и римскими мифологическими персонажами женского пола, такими как Пенелопа и Дидона, своим возлюбленным, которые либо жестоко обращались с ними, либо бросили их. Его Ars Amatoria отражали Ars Poetica Горация. Однако самым известным его произведением являются «15 книг по мифологии Метаморфозы », эпическая поэма, в которой говорилось не только о взаимодействии человечества с богами, но и о героях и героинях. К сожалению, Август не воспринял его поэзию с восхищением и сослал его. Хотя его поэтические произведения не были оценены при жизни, его поэтические произведения оказали влияние на многих великих авторов на протяжении всей истории, включая Чосера, Мильтона, Данте, Шекспира и Гёте.
Серебряный век римской поэзии
Двумя известными римскими поэтами, связанными с тем, что было названо Серебряным веком римской поэзии, являются Марк Анней Лукан, более известный как Лукан (39–65 гг. Н. Э.), И Публий Папиний Статий (45–96 гг. Н. Э.). Лукан, родившийся в Испании, был племянником Сенеки, советника императора Нерона. Он даже изучал стоическую философию в Афинах; однако его подозрение в причастности к заговору Писо стоило ему жизни. Pharsalia , его самая известная работа, посвящена римской гражданской войне I века до нашей эры. Его менее известный современник Статий написал двенадцать книг Thebaid о проклятии Эдипа на Фивах.
Удалить рекламу
Реклама
Романская проза
Хотя в Риме было много поэтов, было также много и выдающихся прозаиков. Город был полон ораторов, которые выходили на сцену Римского форума, чтобы высказать свое мнение массам. Это также была платформа для юристов, которые хотели защищать своих клиентов. Одним из наиболее запоминающихся был Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.), не только блестящий государственный деятель и писатель, но и оратор, который, помимо своей 911 писем, написанных на самые разные темы, от искусства до образования. В серии едких писем он высказался против коррумпированного бывшего губернатора Сицилии Верреса, вынудившего его уйти в отставку, хотя позже Цезарь освободил бывшего губернатора. Он написал политические эссе, такие как De re publica ( О государстве ) и De legibus ( О законах ), а также пять книг на латыни по античной философии — De finibus 9бонорум и малорум . Его Epistulae ad знакомых ( Письма семье и друзьям ) служат яркими историческими и культурными документами того периода и дают представление о внутренней жизни поздней республики. К сожалению, он высказался против Юлия Цезаря, чем разозлил наследника диктатора Октавиана (Августа). Будучи однажды изгнанным, Цицерон не смог спастись и был казнен до того, как смог сбежать из Рима.
Цицерон
Мэри Харрш (снято в Капитолийском музее) (CC BY-NC-SA)
Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) был учеником стоической философии и наставником императора Нерона. Не только эссеист, он написал девять пьес, основанных на таких греческих легендах, как Эдип, Геракл и Медея. Он также написал 124 эссе на самые разные темы, от вегетарианства до гуманного обращения с рабами. После того, как он был замешан в заговоре Пизона, Нерон заставил его покончить жизнь самоубийством.
Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) или Гай Плиний Секунд был римским администратором, писавшим о германских войнах и чей Natural History ( Naturalis Historia ) содержал информацию об известной вселенной, а также трактаты о животных, деревьях. и растений, всего в 37 томах. Том III, например, описывает географию Италии и топографию Рима: 90 003
Если бы еще принять во внимание высоту зданий, то получилась бы очень справедливая оценка, которая заставила бы нас признать, что во всем мире не было города, который мог бы сравниться по величине с Римом. (Плиний Старший, Естествознание , Книга III, 67)
Наблюдая за извержением Везувия в 79 г. н.э., Плиний Старший умер, надышавшись дымом. Его племянник Плиний Младший (61 г. – ок. 112 г. н.э.) сделал успешную карьеру сенатора и консула при императоре Траяне. Он наиболее известен своей длинной серией писем императору на самые разные темы.
Был также ряд римских романистов: Петроний, Апулей, Марциал и Ювенал. Петроний или Гай Петроний Арбитр (ок. 27–66 н. Э.) Был консулом и губернатором Вифинии. Его самая известная и единственная сохранившаяся работа — «9».0009 Satyricon , произведение считается остроумным, но аморальным и гедонистическим. К сожалению, как и некоторые его современники, он был замешан в заговоре Пизона во время правления Нерона и был вынужден покончить жизнь самоубийством в 66 г. н.э.
Луций Апулей (ок. 124 – ок. 170) из Северной Африки написал ряд прекрасных произведений, в том числе аморальный «Золотой осел» , который является единственным сохранившимся полным римским романом. В одной из одиннадцати отдельных книг, включенных в роман, рассказывается о приключениях молодого человека по имени Люциус, превращенного в осла. Его другие работы включают Апология , Флорида и Де Део Сократис .
Марк Валерий Мартиалис (ок. 40 — ок. 104 г. н. э.), более известный как Марциал, хотя и родом из Испании, большую часть своей жизни провел в Риме. Близкий друг императора Домициана, он писал эпиграммы на самые разные темы, некоторые из которых можно было бы назвать порнографией:
Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты лысый. Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты рыжий. Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты одноглазый. Кто бы ни целовал все это, Филенис, отстой. (Марциал, Эпиграмма 2.33, у Уильямса, 128)
Деций Юний Ювеналис или Ювенал (ок. 60 – ок. 130 н.э.) считается величайшим из римских сатириков. К сожалению, он столкнулся с императором Домицианом, который считал, что он был изображен негативно в « сатирах» писателя и, возможно, был сослан в Египет; место его смерти неизвестно.
Поздняя римская литература
Распространение христианства породило новый тип литературы с 4 века н. э., когда священнослужители писали о христианской морали, что резко контрастировало с аморальными и часто откровенно сексуальными произведениями предыдущих веков. Одним из главных клириков IV века был св. Амвросий (ок. 340–39 гг.).7 г. н.э.). Амброзиус был сыном префекта претория Галлии и учился в классической греческой традиции. Он служил епископом Рима и Милана, а также губернатором Эмилии-Лигурии, несмотря на то, что часто бросал вызов императору Феодосию. Среди его сочинений: De officiis ministrorum , обсуждение морали и церковной дисциплины, а также De obitu Valentiniani 909010 De9.0010
Theodocii , который установил концепцию, что христианский император был сыном церкви.
Св. Амвросий
Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-SA)
Децим Великий Авзоний (310–395 гг. н. э.) прибыл из Бордо и служил наставником будущего императора Грациана; он был известным грамматиком и ритором. Его меньше интересовали христианские ценности, и он писал на самые разные темы. Его наиболее известные работы: Praefatiunculae ( Предисловия ) и Eclogarum Liber (Эклоги), стихов по астрономии и астрологии. Наконец, нельзя забывать труды св. Августина (354–430 гг. н. э.). Он наиболее известен своим De civitate Dei ( Город Божий) , который он написал незадолго до конца Западной Римской империи во время вторжения 410 г. н.э., и его Признаний .
В то время как Амвросий, Августин и Авсоний представляли появление христианских писателей, на сцене также появился один языческий автор, Клавдий Клавдиан (370–404 гг. Н. Э.). Клавдиан, уроженец Александрии, был придворным поэтом императора Гонория. Он написал панегирики Гонорию и Стилихону, римскому полководцу. Под влиянием более ранних поэтов, как римских, так и греческих, он считается последним важным поэтом классической традиции.
Историки
Кроме писателей стихов и прозы были историки: Саллюстий, Тацит, Ливий и Светоний. К сожалению, большая часть ранней римской истории основана на мифах, и некоторые историки с сожалением приняли это как факт. Однако, реально это или нет, но это дало римлянам чувство идентичности. Первым известным историком был Гай Саллюстий Крисп или Саллюстий (ок. 86–35 до н. Э.), Бывший сенатор, изгнанный за безнравственность. Так вдохновленный греческим историком Фукидидом, он обратился к написанию истории. Враг Цицерона, он встал на сторону пожизненного диктатора Юлия Цезаря, который помог ему бороться с обвинениями в злоупотреблении служебным положением, когда он был губернатором Африки. Его самые известные работы включают Bellum Catilinae, , в котором рассказывается о заговоре Катилины, Bellum Iugurthinum, , книга, посвященная войне римлян против нумидийского царя Югурты, и Histories, , которая сохранилась лишь во фрагментах.
Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) написал подробную историю Рима в 142 книгах, однако, к сожалению, сохранилось только 35 из них. Хотя многие мифы он принимал как факт, его история продемонстрировала его веру в судьбу Рима.
Римская история Ливия, 1664 г.
Энди Брилл (CC BY-NC-SA)
Работы Корнелия Тацита (58–120 гг. Н. Э.) включают De vita Iulii Agricolae , в котором говорится о времени, когда его тесть был губернатором Британии; Германия, занимающаяся войнами против германских племен; и фрагментированные Анналы и Истории .
Наконец, следует упомянуть Гая Светония Транквилла (ок. 69 — ок. 130 г. н. э.). Его De viris illustribus включал краткие биографии римских литераторов; поэты, грамматики, ораторы и философы. В его De vita Caesarum ( Двенадцать цезарей ) говорится о римских «цезарях» от Юлия Цезаря до Домициана. Используя более ранние истории в качестве источников, его работы считаются интересными, но не полностью надежными. Их больше заботят личные привычки императора, чем его политические достижения.
К сожалению, в Риме не так много философов, как в Греции; тем не менее, есть два, которые должны быть, по крайней мере, упомянуты. Марк Аврелий был не только превосходным императором, но и философом-стоиком; его Meditations было написано на греческом языке. Наконец, Т. Лукреций Кар (99–55 гг. до н. э.) написал «О природе Вселенной» , эпикурейскую доктрину, в которой говорилось, что мир механистичен, действует без божественного вмешательства, а истинное счастье достигается за счет полного ухода от общественной жизни.
Наследие
С самого зарождения римская литература много заимствовала у греков. Однако им удалось сбросить оковы и создать собственную яркую литературу; поэзия, проза и история. В последующие десятилетия и столетия римские авторы оказали влияние на бесчисленное множество других авторов — Данте, Шекспира, Мильтона и многих других. Нельзя войти ни в библиотеку, ни в книжный магазин, не увидев на полках римской поэзии и прозы; Цицерон, Тацит, Светоний, а также Вергилий и Гораций. Западная литература в долгу перед римлянами за то, что они дали миру.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Скромное начало римской литературы
Автор: Грегори Олдрет, доктор философии, Университет Висконсина
Давайте пройдемся по скромному началу и первому расцвету римской литературы, которая прошла путь от подражания греческой литературе до актуальности чтобы, наконец, обрести собственный голос.
Римский форум, центр древнего Рима и арка Септимия Севера в современном Риме, Италия. (Изображение: Алена Богданович / Shutterstock)Если бы кто-нибудь спросил римлянина о зарождении латинской литературы, он или она, скорее всего, назвал бы 240 год до нашей эры, когда в Риме была поставлена первая записанная пьеса, написанная на латыни. Автором этой пьесы был человек по имени Ливий Андроник. Он был не римлянином по происхождению, а греком из города Тарента на юге Италии, недавно завоеванного Римом.
Андроник был порабощен римлянами, но позже был освобожден своим хозяином. В конце концов он зарабатывал на жизнь в Риме учителем, обучая молодых римлян греческой и латинской грамматике, знакомя их с богатым наследием греческой литературы, а также параллельно писал пьесы на своем родном языке.
Это стенограмма из серии видео Римская империя: от Августа до падения Рима . Смотрите прямо сейчас, на Wondrium.
Подражание греческой литературе
Его смешанное происхождение вполне уместно, поскольку латинская литература находилась под сильным влиянием своего греческого предшественника. Первая волна литературы, написанной на латыни, по-видимому, состояла преимущественно из подражаний греческим произведениям, особенно пьесам. Эти произведения черпали свой сюжет в основном из греческой мифологии, такой как рассказы, найденные в 9 Гомере.0009 Илиада и Одиссея .
До 240 г. до н.э. римляне, несомненно, составляли множество видов сочинений. Они писали сложные официальные кодексы законов, контракты и договоры. Они также сочиняли более личные и повседневные произведения, такие как календари, граффити, надписи на надгробиях и песни. Были также некоторые письменные произведения, в которых записаны италийские рассказы и истории. Однако вплоть до последних двух столетий Римской республики такие местные литературные произведения не ценились очень высоко. Они оставались в значительной степени в тени блестящего корпуса греческой литературы.
Возможно, римские авторы наиболее успешно подражали грекам в театре и, в частности, в комедийных пьесах. Римляне произвели на свет несколько великих комедийных драматургов, самым плодовитым из которых был Плавт.
Комедийный драматург Плавт написал более 130 пьес. (Изображение: MScottknight/Public domain)Узнайте больше о Римской империи.
Плавт написал более 130 пьес, большинство из которых прямо имитировали стиль и форму эллинистической новой комедии, например, пьесы Менандра. Комедии Плавта были задуманы как чисто эскапистское развлечение, они были наполнены шутками, фарсом, шутовством и содержали шаблонные и предсказуемые сюжеты, связанные с неудачными любовными отношениями, ошибочными именами (обычно с участием близнецов) и спорами о собственности или деньгах. Несколько его пьес посвящены проблемам, возникающим, когда двое мужчин, иногда даже отец и сын, влюбляются в одну и ту же женщину.
Героями его пьес были легко узнаваемые стереотипы, такие как наивный юноша, коварный раб, добродушная проститутка, неверная жена, юмористический кореша и грязный старик. Его пьесы часто назывались в честь этих персонажей, как в случае с пьесой The Braggart Soldier . Совпадение и случайность занимали видное место в пьесах Плавта, и, казалось, имело место чрезмерное количество кораблекрушений и похищений пиратами или бандитами.
Поколение спустя драматург Теренций с большим успехом продолжил переработку греческого комедийного наследия Плавта.
Узнайте больше о восстании Рима.
Первый расцвет римской литературы
Ко времени поздней Римской республики в различных жанрах появилось несколько самобытных и оригинальных литературных произведений. Интересным примером этого является поэт Катулл. Хотя темой его поэзии была любовь, его беспокойное отношение к ней отражает суматоху того времени, в котором он жил. Катулл влюбился в замужнюю женщину, которую в своих стихах называл Лесбией. Хотя более поздний автор идентифицировал Лесбию как печально известную дворянку Клодию, которая была связана со многими из самых влиятельных политиков того времени.
Самые известные стихи Катулла описывают весь ход этого романа: от празднования страсти и головокружительной эйфории, вызванной любовью, до чрезвычайно горьких и гневных стихов, выражающих его ненависть, когда она отвергает его. Поэзия Катулла посвящена крайностям эмоций, от буйной радости до злобной ревности. Соответственно, одна из его самых известных строк, адресованных Лесбии, была: « Я ненавижу тебя и люблю тебя. Я люблю тебя и ненавижу тебя. »
Узнайте больше о восстании Юлия Цезаря.
Сильные чувства Катулла, особенно когда он в конце концов получил отпор, казалось, утомили его. Его образ жизни привел к тому, что он обанкротился перед смертью. Он умер в возрасте около 30 лет, оставив после себя небольшое, но мощное произведение, наполненное чистыми эмоциями.
Марк Туллий Цицерон был самым плодовитым писателем той эпохи. Здесь показана обложка Marci Tullii Ciceronis Opera Omnia (1566). (Изображение: Цицерон, Маркус Туллий/общественное достояние)Самым плодовитым писателем той эпохи был оратор, государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон. Помимо составления нескольких руководств по риторике и записи многих речей, которые он произносил в судах, перед сенатом и народом Рима, Цицерон написал множество работ по философии и политической теории. Он даже опубликовал семь книг, состоящих из сборников писем, которые он отправлял другим людям, вместе с их ответами.
От Цицерона сохранилось больше произведений, чем от любого другого автора древнего мира. Именно из-за него поздняя республика считается одним из наиболее изученных периодов римской истории.
Известным современником Цицерона был Юлий Цезарь. Цицерон, мастер латинской прозы, сам очень высоко отзывался о риторике и стиле Цезаря. Автобиографические рассказы Юлия Цезаря « Галльские войны » и «Гражданские войны » дают представление о его военном гении. Он также предоставляет поколениям студентов образцы ясного стиля латинской прозы.
Общие вопросы о скромных зачатках древнеримской литературы
В: Что такое древнеримская литература?
Древнеримская литература была написана на латинском языке. Он поддерживает непреходящее наследие Древнего Рима, его культуры и его людей. Самыми ранними римскими литературными произведениями были исторические эпосы, пересказывающие раннюю военную историю Рима, тогда как более поздние произведения были поэзией, комедиями, историями и трагедиями.