Начало заочного обучения: Что значит заочное обучение? Все что нужно знать о заочной форме обучения

Содержание

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.

В этой статье:


Как проходит заочное обучение в вузе

Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.

Первый этап – установочная сессия

Группа студентов собирается на установочную сессию.

Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
Срок: 20–25 дней.

Второй этап – самостоятельная работа

Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо – занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.

Срок: до следующей сессии.

Третий этап – сессия

Задача студентов – показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.

Срок: 20–30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.

Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3–6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.

Читайте также:

Дистанционное высшее образование – кому и зачем?

Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.

По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.


Чем заочное обучение отличается от очного?

Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в КГПУ им. В. П. Астафьева заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.

«Я получала среднее образование очно, а высшее – заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего…»

Ирина, 34 года, технический специалист


Как поступить на заочное отделение в вуз

Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

Программы обучения

В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.

Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

Бакалавр

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

Магистр

Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

Специалист

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

 

Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

Проходной балл

Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.


Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.


О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.


Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии».

Антонина, 28 лет.


Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Положение о заочном отделении

1. Общие положения.

1.1 В соответствии с законом ФЗ №273 от 29.12.12г. « Об образовании в Российской федерации», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, от 18.07.2008 № 543 образовательные программы могут осваиваться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее -образовательное учреждение) по заочной форме обучения.

1.2 Заочное отделение является структурным подразделением Вяземского железнодорожного техникума. Организация учебного процесса на заочном отделении строится в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 30 декабря 1999 г. № 16-52-290ин/16-13 «О Рекомендациях по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

1.3 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее- Государственные требования) являются едиными и обязательными для всех форм обучения, в том числе и заочной формы.

1.4 Нормативный срок освоения основной образовательной программы по конкретной специальности по заочной форме увеличен на один год по сравнению с очной формой на базе среднего (полного) общего образования в соответствии с приказом Минобразования России «Об утверждении сроков обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формами обучения для реализации базового уровня профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования» от 20.11.97 № 2328 с дополнениями и изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 29.07.98 № 2061.

1.5 Лица, имеющие среднее (полное) общее образование, зачисляются для обучения по заочной форме на 3-й курс.

1.6 Лица, желающие перевестись из других учебных заведений, желающие восстановиться на обучение, а также лица, желающие получить вторую профессию при предъявлении в техникум документа о предшествующем образовании, или академической справки, а также личного заявления проходят собеседование и на конкурсной основе и зачисляются на свободные места на соответствующем курсе.

Зачисление студента возможно с условием последующей ликвидации задолженностей.

1.7 Начало учебного года по заочной форме обучения отображается в графике учебного процесса заочного отделения, но не позднее 1 октября. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по данной специальности.

1.8. При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, лабораторные работы и практические занятия, курсовые проекты (работы), промежуточная аттестация, консультации.

1.9 Вяземский железнодорожный техникум самостоятельно разрабатывает график учебного процесса заочного отделения, при этом количество часов, отводимое на изучение дисциплин, определяется рабочими учебными планами по специальностям.

1.10. Основной формой организации образовательного процесса при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия.

Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения и проводится с целью определения:

-полноты теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;

-сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;

-наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно-методическими материалами;

-соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственным требованиям по специальности.

Сессия условно фиксируется в графике учебного процесса рабочего учебного плана.

Реальные сроки сессии указаны в графике учебного процесса заочного отделения на семестр (учебный год).

1.11 На заочном отделении имеют место только те специальности, по которым готовят специалистов на дневном отделении.

1.12 Руководство отделением осуществляется заведующим отделением, назначаемым директором техникума из числа работников техникума, имеющих высшее образование.

2. Учебный процесс.

2.1 Организация учебного процесса заочного отделения осуществляется в соответствии с Положением «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ВЯЗЕМСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА».

2.1 Годовой бюджет времени при заочной форме распределяется следующим образом (кроме последнего курса): каникулы – 9 недель (в летний период), сессия 6 недель, межсессионные учебные занятия (консультации) – 2 недели, остальное время – самостоятельное изучение материала.

На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом: сессия 6 недель, межсессионные учебные занятия (консультации) – 2 недели, преддипломная практика – 4 недели, итоговая государственная аттестация (ИГА) – 8 недель, самостоятельное изучение учебного материала – остальное время.

2.2 Сессия включает в себя: обязательные учебные (аудиторные) занятия, обзорные, установочные, практические занятия, лабораторные работы, курсовые проекты (работы), промежуточную аттестацию, консультации, дни отдыха.

2.3 Сессия в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени разделена на несколько периодов (установочная, зимняя, весенняя сессии).

2.4 Периодичность и сроки проведения сессий устанавливаются графиком учебного процесса заочного отделения, в соответствие с рабочими учебными планами по специальностям и утверждается директором техникума.

2. 5. На обязательные учебные (аудиторные занятия) в учебном году отводится не менее 160 часов.

2.6 Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день. Допускается продолжительность обязательных учебных занятий 10 часов в день при условии выполнения лабораторно-практических занятий с неполной группой.

2.7 В начале учебного года проводятся обзорно-установочные занятия по курсам.

Обзорные занятия проводятся, как правило, по наиболее сложным темам учебной дисциплины. Установочные занятия проводятся по домашним контрольным работам. Установочные занятия могут проводится в период сессий, а также в межсессионный период, за счет времени отводимого на консультации.

2.9.При проведении лабораторных работ и практических занятий следует руководствоваться «Положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий».

Возможно, перенесение на самостоятельное выполнение части практических занятий расчетно-описательного характера, а также замены отдельных лабораторных работ на практические занятия.

2.10. При выполнении курсового проекта (работы) необходимо руководствоваться «Положением по организации выполнения и защиты курсового проекта (работы) по дисциплине».

Курсовой проект (работа) выполняется за счет времени отводимого на изучении данной дисциплины, в объеме предусмотренным рабочим учебным планом заочной формы обучения.

2.11. При проведении лабораторных работ, практических занятий, консультаций по курсовым работам (проектам) учебная группа может разбиваться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2.12. Консультации могут быть групповыми, индивидуальными, письменными. Консультации по всем дисциплинам, планируются из расчета 4 часов в год на каждого студента и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионный период.

2.13. Промежуточная аттестация включает в себя: экзамены, зачеты, письменные классные контрольные работы, курсовой проект (работу). Форма промежуточной аттестации отражена в рабочем учебном плане по специальности.

При проведении промежуточной аттестации следует руководствоваться «Положением по организации промежуточной аттестации студентов». К экзамену по каждой дисциплине допускаются студенты, которые выполнили по этой дисциплине установленные учебным графиком контрольные, курсовые, лабораторные и практические работы.

При явке на экзамены студенты обязаны иметь при себе проверенные контрольные работы и отчеты по лабораторным работам, а также зачетную книжку. Контрольные работы, студентов, сдавших экзамены по данной дисциплине, передаются в учебную часть для актирования, анализа и уничтожения.

На проведение экзаменов должно быть предусмотрено в среднем 1/3 часа на одного экзаменующегося. Во время сдачи экзамена у одного экзаменатора в аудитории может находится не более б студентов. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения директора или заведующего заочным отделением не разрешается.

Количество экзаменов в учебном году должно быть не более 8. В день проведения экзаменов не должны планироваться другие виды учебной деятельности.

2.14. В межсессионный период выполняются домашние контрольные работы, количество которых в учебном году не более 10, а по отдельной дисциплине не более двух.

Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. Выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.

За рецензирование контрольных работ по общеобразовательным, гуманитарным, естественно- научным, социально- экономическим, метематическим, естественно-научным и общепрофессиональным (общетехническим, общеэкономическим, общепедагогическим) дисциплинам отводится 0,5 часа; по общепрофессиональным и специальным дисциплинам- 0,75 часа. Курсовые проекты (работы)- 1,5

Результаты проверки домашних контрольных работ, Курсовых проектов (работ) фиксируются в журнале (ведомости) учета домашних контрольных работ секретарем учебной части заочного отделения.

2.15. При проведении производственной (профессиональной) практики следует руководствоваться «Положением о производственной (профессиональной) практике студентов по заочной форме обучения ».

2.16. Итоговая государственная аттестация осуществляется в соответствие с приказом Министерства образования и науки от 16.08.2013 №968 « Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального обоазования

Виды, объем времени на подготовку и проведение ИГА определены Государственными требованиями и учебным планом для заочной формы обучения по конкретной специальности. Для выполнения и защиты дипломного проекта графиком учебного процесса планируется два месяца (8 недель).

3.Порядок проведения учебного процесса.

3.1 Виды учебной деятельности, домашних контрольных работ и проведение сессии указывается в учебном графике студента, который выдается (высылается) студентам в начале каждого учебного года.

Студентам, успешно выполняющим учебный график, предоставляется право на дополнительный в соответствие со ст. 174 Трудового кодекса Российской федерации оплачиваемый отпуск.

При проведении сессий в несколько этапов справка-вызов для получения студентами дополнительного оплачиваемого отпуска выдается техникумом на каждый период отдельно, с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска не превышала срока указанного в статье 174 Трудового кодекса РФ.

3.2 Извещение о календарных сроках проведение сессий направляется персонально каждому студенту не позднее чем за месяц до ее начала.

Имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск считаются студенты-заочники, которые не имеют академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторноэкзаменационной сессии выполнили все домашние контрольные работы и курсовые проекты по дисциплинам, выносимым на сессию.

3.3 Техникум может направлять в места расположения значительной численности студентов преподавателей для проведения консультаций, учебных занятий, приема курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов, письменных классных контрольных работ.

3.4 Студентам, не выполнившим график учебного процесса и не явившимся на сессию по уважительной причине, техникум имеет право установить другой срок ее проведения, причем за студентом сохраняется право на дополнительный, оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию.

3.5 Студенты, прибывшие на сессию без справки-вызова, допускаются к выполнению всех видов учебной деятельности, без последующего предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска за данную сессию.

Техникум разрешает прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных, за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии.

3.6 Не позднее чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее проведения, которое утверждается директором техникума.

3.7 После окончания сессии составляется сводная ведомость итоговых оценок по группам.

3.8 Студенты, полностью выполнившие учебный план данного курса, успешно сдавшие все экзамены и выполнившие все условия Договора на обучение переводятся на следующий курс.

Студенты, получившие в результате сессии не более двух неудовлетворительных оценок, переводятся на следующий курс условно с предоставлением конкретных сроков промежуточной аттестации, но не позднее следующей сессии.

Студентам, получившим в результате сессии не более трех неудовлетворительных оценок, учебной частью заочного отделения устанавливается определенный срок для их пересдачи. Пересдача экзамена по одной и той же дисциплине допускается не более трех раз, причем последняя, третья пересдача допускается только с разрешения директора техникума, или заведующего заочным отделением.

3.9 Студенты, не полностью завершившие обучение, или получившие в результате сессии более трех неудовлетворительных оценок могут быть оставлены на второй год на том же курсе, но не более двух раз за весь срок обучения в техникуме.

Студенты – заочники, оставленные на повторный курс обучения, освобождаются от выполнения контрольных работ и сдачи экзаменов по дисциплинам, по которым они имеют положительные оценки.

3.10 На старших курсах с целью углубления знаний по отдельным дисциплинам разрешается пересдача двух дисциплин, ранее изученных и сданных с положительной оценкой.

3.11 Зачисление, перевод на следующий курс, отчисление и оставление на второй год студентов оформляется приказом директора техникума.

Скачать

что значит, как поступить, сроки

Заочное обучение сегодня очень популярно среди многих студентов страны, т.к. это позволяет совмещать учёбу с работой, приобретая необходимый опыт и полезные навыки для дальнейшего роста по карьерной лестнице. Учебный план студентов-очников и заочников сильно не отличается, т.к. студенты обоих отделений осваивают информацию почти в одинаковом объёме. Основное отличие – это большая самостоятельная работа, которую должен проделать заочник. Примерно 70% учебного материала он изучает самостоятельно.

Заочное образование не может соперничать с очной по интенсивности обучения. Поэтому обучение на первом длится несколько дольше. К примеру, если во многих вузах страны на бакалавре студенты-очники учатся около 4 лет, то заочники – 5 лет. Но образовательная программа, как и на очном обучении предполагает обязательное прохождение практики. Завершается учёба сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.

Как проходит заочное обучение?

Студенты-заочники должны пройти установочную и экзаменационную сессии. Около месяца они ходят на сессию, после чего получают домашнее задание и приступают к самостоятельной работе. На следующей сессии им нужно показать, что они выучили и освоили. В целом учебный процесс выглядит следующим образом:

  • Установочная сессия (срок: 20-25 дней). На первом этапе группу заочников собирают на установочную сессию, во время которой они знакомятся с планом обучения, основами выбранной специальности. Преподаватели проводят вводные лекции, а также предоставляют список полезной литературы и задания для дальнейшей самостоятельной работы.
  • Самостоятельная работа (промежуточный этап). На этом этапе студенты заочного отделения самостоятельно читают нужную литературу, готовятся к испытаниям, тестам, выступлению на семинарах и выполняют контрольные работы на темы, которые были выбраны ими заранее. График самостоятельной работы может быть любым, главное – изучить все необходимые материалы и сделать требуемые задания. Для контроля работы заочником преподаватели назначают конкретные сроки сдачи работ. Все те задания, которые были выполнены и сданы в срок, будут служить допуском к итоговым испытаниям.
  • Сессия (срок: 20-30 дней). На последнем этапе студентам нужно показать, как они усвоили учебный материал. Для этого требуется сдать экзамены, ответить на вопросы тестов, принять участие в групповых и лабораторных занятиях.

Последние два этапа, как правило, чередуются в течение всего срока обучения. Примерно раз в год студентам-заочникам нужно писать курсовую работу. Чтобы успешно завершить обучение и получить долгожданный диплом, потребуется сдать госэкзамены, подготовить и защитить дипломную работу.

По каким специальностям есть заочная форма?

С 2016 года ведутся активные дискуссии насчёт того, можно ли стать юристом или экономистом, поступая на заочное отделение. Сторонники запрета утверждают, что по данным специалистам студенты должны готовиться, получая максимальную учебную нагрузку. Заочно можно отучиться по следующим направлениям:

  • бухгалтерский учёт;
  • анализ и аудит;
  • менеджмент;
  • ИТ-технологии;
  • фармацевтика;
  • реклама;
  • дизайн и др.

Но некоторые направления предполагают исключительно очное обучение. В частности, это изучение иностранных языков и медицина.

Какие бывают виды заочного обучения?

Классическое

Данный вариант основывается на сессиях. Во время них студенту необходимо посещать вуз, ходить на лекции и т.д. После каждой сессии он приступает к выполнению домашней работы. В рамках неё студенту нужно изучить учебные материалы, написать курсовые, контрольные работы и рефераты. После этого он снова посещает вуз для того, чтобы сдать экзаменационную сессию. За год при классической варианте заочки студенту нужно посетить 2 установочные и закрыть 2 экзаменационные сессии.

Модульное

Этот тип предполагает, что студент будет посещать институт несколько месяцев в году, но по выходным. Это хороший вариант для тех, кто хочет почаще контактировать с преподавателями. Однако он мало подойдёт семейным людям, т.к. выходные у них – это чуть ли не единственные дни, когда можно провести время вместе.

C применением дистанционных технологий

Такой формат предполагает, что большую часть материала студент будет изучать сам, полагаясь на свою дисциплинированность и самоорганизацию. Расписание и время проведения сессий составляются индивидуально. По желанию студент может посетить вуз, чтобы проконсультироваться с преподавателем. Но сделать это он может также по видеосвязи. Но сдавать госэкзамены нужно будет непосредственно в вузе.

Коротко о преимуществах

Одно из ключевых преимуществ – доступная для многих стоимость обучения. Она может быть до двух раз меньше, чем на очном отделении. Также на заочку проще поступить, т.к. конкурс намного ниже, чем на таких же направлениях других отделений.

Ещё одно важное преимущество – это возможность совмещения учёбы с работой. За время обучения на можно получить опыт, необходимый для дальнейшего трудоустройства. То есть по окончании обучения есть большая вероятность того, что выпускник может претендовать на хорошую должность по своей специальности. Довольно легко решается и вопрос, связанный с практикой, т.к. студент-заочник может пройти её у себя на работе.

Также заочное образование хорошо подходит для мам, находящихся в декрете. Вместо прерывания учёбы они могут совмещать уход за ребёнком и продолжать обучение, получив в итоге первое или второе высшее. Преимущества обучения на заочке очевидны и для тех, кто собирается переквалифицироваться, причём относительно недорого.

Заочное обучение способствует развитию самоорганизации. Дипломы очника и заочника при этом идентичны, разница заключается лишь в приложении, где указывается форма обучения. Правда учтите, что отсрочка от армии при заочном формате не предоставляется.

Поступление

Для поступления на заочные направления не существует ограничений, в частности, по возрасту. Баллов ЕГЭ для поступления нужно существенно ниже, чем на очное. То есть поступить в этом случае значительно проще. К тому же есть шанс занять одно из бюджетных мест – они до сих пор имеются во многих университетах. Правда, таких мест из года в год становится всё меньше.

Конкурс при поступлении относительно небольшой. Необходимые документы можно принести лично в приёмную комиссию, отправить по интернету или почтой. Иностранцы, которые окончили школу или колледж в своей стране, могут быть приняты в вуз без сдачи ЕГЭ. Но, возможно, им нужно будет сдать внутренний экзамен.

Заочное обучение. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВГУЭС

38.04.05 Бизнес-информатика

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Информационная бизнес-аналитика

Кафедра математики и моделирования

заочная 2 года 3 мес.
38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Государственное и муниципальное управление

Кафедра экономики и управления

заочная 4 года 6 мес.
38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Государственное регулирование экономики

Кафедра экономики и управления

заочная 2 года 3 мес.
09.03.02 Информационные системы и технологии

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Информационные системы и технологии

Кафедра информационных технологий и систем

заочная 4 года 6 мес.
09.03.02 Информационные системы и технологии

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Информационные системы и технологии . ФГОС 3++

Кафедра информационных технологий и систем

заочная 4 года 6 мес.
42.04.05 Медиакоммуникации

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Производство и управление медийными продуктами. ФГОС 3++

Высшая школа телевидения

заочная 2 года 3 мес.
38.03.02 Менеджмент

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Управление малым бизнесом

Кафедра экономики и управления

заочная 4 года 6 мес.
38.04.02 Менеджмент

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Стратегический менеджмент

Кафедра экономики и управления

заочная 2 года 3 мес.
38.03.02 Менеджмент

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Управление персоналом

Кафедра экономики и управления

заочная 4 года 6 мес.
39.03.03 Организация работы с молодежью

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Организация работы с молодежью

Кафедра философии и юридической психологии

заочная 4 года 6 мес.
39.03.03 Организация работы с молодежью

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Организация работы с молодежью . ФГОС 3++

Кафедра философии и юридической психологии

заочная 4 года 6 мес.
44.03.01 Педагогическое образование

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Физическая культура . ФГОС 3++

Кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

заочная 4 года 6 мес.
37.03.01 Психология

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Психология

Кафедра философии и юридической психологии

заочная 4 года 6 мес.
37.04.01 Психология

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Психологическое консультирование

Кафедра философии и юридической психологии

заочная 2 года 3 мес.
42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Реклама и связи с общественностью

Высшая школа телевидения

заочная 4 года 6 мес.
42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Реклама и связи с общественностью . ФГОС 3++

Высшая школа телевидения

заочная 4 года 6 мес.
23.04.01 Технология транспортных процессов

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Транспортный инжиниринг

Кафедра транспортных процессов и технологий

заочная 2 года 3 мес.
38.03.06 Торговое дело

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Логистика в торговой деятельности

Кафедра международного маркетинга и торговли

заочная 4 года 6 мес.
38.04.06 Торговое дело

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Логистические технологии в торговле

Кафедра международного маркетинга и торговли

заочная 2 года 3 мес.
38.03.06 Торговое дело

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Международная логистика и управление поставками

Кафедра международного маркетинга и торговли

заочная 4 года 6 мес.
43.03.02 Туризм

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Туризм

Кафедра туризма и экологии

заочная 4 года 6 мес.
43.03.02 Туризм

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Туризм . ФГОС 3++

Кафедра туризма и экологии

заочная 4 года 6 мес.
43.04.02 Туризм

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Управление туристско-рекреационными комплексами. ФГОС 3++

Кафедра туризма и экологии

заочная 2 года 3 мес.
38.03.03 Управление персоналом

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Управление персоналом

Кафедра экономики и управления

заочная 4 года 6 мес.
38.04.08 Финансы и кредит

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Финансовые рынки и институты

Кафедра экономики и управления

заочная 2 года 3 мес.
05.04.06 Экология и природопользование

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Экология и охрана окружающей среды

Кафедра туризма и экологии

заочная 2 года 3 мес.
38.03.01 Экономика

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Кафедра экономики и управления

заочная 4 года 6 мес.
38.04.01 Экономика

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Учет, анализ и аудит

Кафедра экономики и управления

заочная 2 года 3 мес.
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Автомобильный сервис и тюнинг

Кафедра транспортных процессов и технологий

заочная 4 года 6 мес.
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Организация транспортного обслуживания

Кафедра транспортных процессов и технологий

заочная 4 года 6 мес.
40.04.01 Юриспруденция

Гос. аккредитация до 12.02.2027

Сравнительное правоведение и государствоведение

Кафедра теории и истории российского и зарубежного права

заочная 2 года 5 мес.

Отличия очного обучения от очно-заочного

Очное, очно-заочное, дневное, вечернее, заочное  — форматов обучения в российских вузах довольно много, и абитуриент, недавно закончивший школу или колледж, легко запутается в определениях. Между тем, выбор формы обучения не менее важен, чем выбор самого факультета: сделав ставку на неудобный или неподходящий формат, студент потеряет время.

Содержание

  1. Что такое очное обучение?
  2. Что такое очно-заочное обучение?
  3. Чем отличается очное обучение от очно-заочного?
  4. Преимущества очного обучения
  5. Преимущества очно-заочного обучения
  6. Какую форму обучения выбрать?

Необязательно кидаться из крайности в крайность и выбирать между очной и заочной формой. Если у будущего студента есть возможность часто посещать вуз, но нет желания делать это ежедневно, можно выбрать очно-заочную форму. О том, что это, что такое «очное» обучение, и чем оно отличается от очно-заочного, расскажем ниже.

Что такое очное обучение?

Итак, базовым отделением в вузах считается очное. Такой формат мало отличается от обучения в школе или колледже. Студент посещает занятия с 1 сентября, с понедельника по пятницу (иногда даже в субботу). Каждый день в его расписании будут лекции, семинары, практические занятия — от двух до пяти пар. В конце семестра (в последнюю неделю декабря и мая) проходит зачетная неделя, а в январе и июне — экзаменационная сессия. При успешной сдаче всех зачетов студента допускают к экзаменам. Сдав все экзамены за год, он перейдет на следующий курс.

Что такое очно-заочное обучение?

В прошлом очно-заочное обучение называли вечерним, а очное — дневным. Очно-заочная форма образования позволяет совмещать работу с учебой: занятия проходят вечером 3–4 раза в неделю, после 17:00–18:00. Как и при заочной форме, на вечернем отделении студент сам несет ответственность за свое образования: он проводит больше времени за изучением литературы.

Установочных сессий, как на заочном отделении, здесь нет: студенты посещают вуз постоянно, на протяжении всего семестра.

Чем отличается очное обучение от очно-заочного?

В рамках очного обучения студент получает максимум знаний от преподавателя. Как и в других формах, он должен заниматься и самостоятельно, но лишь отчасти.

При очно-заочной форме от учащегося требуется дисциплинированность и готовность заниматься без помощи преподавателей. У последних меньше времени на лекции, практикумы и промежуточные контрольные работы, и студенту нужно посвящать больше времени на самостоятельное изучение литературы. Тем не менее, он может чаще контактировать с преподавателями вуза и восполнять пробелы.

Преимущества очного обучения

Студенты очных отделений имеют несколько преимуществ перед теми, кто посещает вечерние занятия:

  • они могут больше времени уделять учебе. Как правило, такие студенты еще не имеют постоянной работы или только подрабатывают вечерами;
  • их контролируют чаще и строже на протяжении всего семестра, что сказывается на качестве подготовки;
  • студентам-очникам не нужна огромная мотивация: даже расслабившись в середине семестра, они успеют подготовиться к сдаче экзаменов, так как в любом случае посещают занятия;
  • занятия проходят утром или днем — в тот период, который считается наиболее комфортным и продуктивным для обучения.

Наконец, на очном отделении у студента будет больше возможностей наладить связи с преподавателями, другими учащимися, будущими работодателями. Это очень важно.

Преимущества очно-заочного обучения

У очно-заочного обучения часть преимуществ очного: студенты часто видятся с преподавателями, могут без проблем сдать «хвосты», получить ответы на вопросы, разобрать сложные темы. Ежедневные занятия удобны и эффективны: в отличие от заочников, которые иногда «забывают» про учебу на 2–3 месяца, студенты вечернего отделения не забывают пройденное.

К основным преимуществам очно-заочной формы можно отнести:

  • возможность совмещать работу и обучение в вузе;
  • более гибкий график: занятия выстраивают, ориентируясь на возможности студента;
  • меньшее количество занятий. Студент может больше времени уделять самостоятельной работе;
  • сниженная стоимость.

В течение года вы всегда можете перевестись с очно-заочного отделения на очное или наоборот.

Какую форму обучения выбрать?

Выбор факультета, специальности, формы обучения — дело индивидуальное. Так, если у студента есть возможность учиться на протяжении 4–5 лет и пользоваться поддержкой родителей или супруга, очное отделение будет оптимальным решением. Если такой возможности нет, можно поступить на очно-заочное: в этом случае можно совмещать работу и учебу. Заочное образование часто получают как второе высшее или в том случае, если студент проживает в другом городе и не готов переезжать. Оно универсально и подходит всем, кто готов заниматься самостоятельно.

Получить консультацию

Написать в WhatsApp

Вечернее и заочное

 Обучение на заочном и очно-заочном отделении социологического факультета РГГУ  осуществляется с 2000 года, что позволяет студентам совмещать обучение и работу по специальности. 

Обучение проходит в соответствии с образовательной программой высшего образования (далее – образовательная программа, ОП ВО) бакалавриата по направлению подготовки специальности 39.03.01 «Социология», профиль «Основы PR и маркетинга». 

 Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС ВО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 ноября 2015 года № 1328. 

Актуальность образовательной программы связана с диверсификацией рынка товаров и услуг в современном обществе, с возрастанием роли маркетинговых исследований при планировании экономического развития и прогнозировании потребительского поведения.  Программа фокусируется на особенностях методологии и методики маркетинговых исследованиях, в основе которых лежит социологические методы получения информации и  анализа данных, что позволяет подготовить специалистов в области анализа экономических отношений и потребительского поведения.

Сферы профессиональной деятельности, возможные места трудоустройства: производственные и аналитические службы организаций различных отраслей; органы государственной и муниципальной власти; академические и ведомственные научно-исследовательские организации, центры социологических исследований; образовательные организации системы высшего образования и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системах дополнительного образования.  Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Ключевые дисциплины образовательной программы. Социология организаций,  Социологические исследования в маркетинге и рекламе,  Социология труда, Социология маркетинга,  Социология потребления, Методы исследования потребительского поведения, Социологическое измерение сервисной экономики, Современные технологии продаж, Политическая социология, Социология государственного и муниципального управления, Социология конфликта.

Возможность продолжать обучение в магистратуре: предусмотрено продолжение образование в магистратуре по профилям «Управленческое консультирование», «Политическое консультирование».

     В 2019-2020 учебном году осуществляется переход на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ВО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 года по направлению подготовки специальности 39.03.01, профиль “Социология маркетинга” и “Социология политики и связей с общественностью”.

   В настоящее время по состоянию на 1 октября 2019 года на очно-заочной форме обучения получают образование – 88 студентов, на заочной – 70.   

Срок обучения по программам бакалавриата на очно-заочной и заочной форме составляет 4 года, 6 месяцев.  

 Отметим преимущества обучения на очно-заочной и заочной форме: цена за обучение  ниже чем на  дневной  форме. 

 Организация учебного процесса заочной формы обучения регламентируется положениями Трудового Кодекса РФ (гл.26): на первом и втором  курсах  студенты приглашаются на сессию  общей  продолжительностью  40 календарных дней; на каждом из последующих курсов соответственно – 50 календарных дней.

     Занятия на очно-заочной форме обучения проходят в вечернее время: 7 пара 19.10 – 20.40;  8 пара 20.50 – 22.20.

    Как результат, на данных формах  факультета сложилась  устойчивая тенденция успешного обучения, отражающая выпуск специалистов, пользующихся спросом на современном рынке труда. Выпускники востребованы и работают в качестве ведущих специалистов, руководителей отделов, департаментов и других структурных подразделений рекламных агентств, маркетинговых служб, различных отраслей промышленности, учебных учреждений,  государственных органов власти. Ряд выпускников, организовали собственные фирмы и благополучно действуют в рыночных условиях. 

    Будем рады и студентам других вузов, желающих продолжить профессиональное обучение. 

Контакты: