Найти перемещение и путь – Ответы Mail.ru: найти перемещение и путь

«Перемещение. Траектория. Путь» (9-й класс)

Разделы:
Физика



Цели урока:

  • Образовательная:
    – ввести понятия “перемещение”, “путь”,
    “траектория”.
  • Развивающая:
    – развивать логическое мышление, правильную
    физическую речь, использовать соответствующую терминологию.
  • Воспитательная:
    – достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.


Оборудование:

  • пластмассовая бутылка вместимостью 0,33 л с водой и со шкалой;
  • медицинский флакончик вместимостью 10 мл (или малая пробирка) со шкалой.


Демонстрации: Определение перемещения и пройденного пути.



Ход урока

1. Актуализация знаний.


– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы с вами продолжим изучать тему
“Законы взаимодействия и движения тел” и на уроке познакомимся с тремя новыми
понятиями (терминами), касающихся этой темы. А пока проверим выполнение вами
домашнего задания у данному уроку.



2. Проверка домашнего задания.


Перед уроком один учащийся выписывает на доске решение следующего домашнего
задания:

Двум учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, которые
выполняются во время устной проверки упр. 1 стр. 9 учебника. [1]

Карточка 1: (Приложение 1)

1. Какую систему координат(одномерную, двухмерную, трехмерную) следует
выбрать для определения положения тел:

а) трактор в поле;

б) вертолет в небе;

в) поезд

г) шахматная фигура на доске.

2. Дано выражение: S = υ0 · t + (а · t2) / 2, выразите:
а, υ0


Карточка 2: (Приложение 2)

1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трехмерную) следует
выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;

б) лифт;

в) подводная лодка;

г) самолет на взлетной полосе.

2. Дано выражение: S = (υ2 – υ02
) / 2 · а, выразите: υ2 , υ02.



3. Изучение нового теоретического материала.


С изменениями координат тела связана величина, вводимая для описания
движения, – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.

Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий
начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение принято обозначать буквой
. В СИ перемещение
измеряется в метрах (м).

[ ] – [ м ] – метр.



Перемещение – величина векторная, т.е. кроме числового значения
имеет еще и направление. Векторную величину изображают в виде
отрезка
, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием,
указывающим направление. Такой отрезок-стрелка называется вектором.



– вектор, проведенный из точки М в М1

Знать вектор перемещения – значит, знать его направление и модуль. Модуль
вектора – это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и вектор
перемещения тела, можно определить, где находится тело.

В процессе движения материальная точка занимает различные положения в
пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка
“описывает” в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, – например,
высоко летящий самолет может оставлять за собой след в небе. Более знакомый
пример – след куска мела на доске.

Воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело называется
ТРАЕКТОРИЕЙ
движения тела.



Траектория движения тела – это непрерывная линия, которую описывает
движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к
выбранной системе отсчета.



Движение, при котором все точки тела движутся по
одинаковым
траекториям, называется поступательным.

Очень часто траектория – невидимая линия. Траектория движущейся точки
может быть прямой или кривой линией. Соответственно форме
траектории движение бывает прямолинейным и криволинейным.

Длина траектории – это ПУТЬ. Путь является скалярной величиной и
обозначается буквой l. Путь увеличивается, если тело движется. И остается
неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с
течением времени.

Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том
случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.

Чем же отличается путь от перемещения? Эти два понятия часто смешивают, хотя
на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия:
(Приложение 3) (раздаются в виде карточек каждому ученику)


  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым
    значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения
    может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а
    путь нулю не равен.







 ПутьПеремещение
Определение Длина траектории, описываемой телом за
определенное время
Вектор, соединяющий начальное положение
тела с его последующим положением
Обозначение l [ м ]S [м ]
Характер физических величинСкалярная, т.е. определяется только
числовым значением
Векторная, т.е. определяется числовым
значением (модулем) и направлением
Необходимость введенияЗная начальное положение тела и путь l,
пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в
заданный момент времени t
Зная начальное положение тела и S за
промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный
момент времени t
 l = S в случае прямолинейного
движения без возвратов



4. Демонстрация опыта (учащиеся выполняют самостоятельно на своих местах
за партами, учитель вместе с учащимися выполняет демонстрацию этого опыта)

  1. Заполните водой до горловины пластмассовую бутылку со шкалой.
  2. Флакончик со шкалой заполните водой на 1/5 его объема.
  3. Наклоните бутылку так, чтобы вода подошла к горловине, но не вытекала из
    бутылки.
  4. Быстро опустите флакончик с водой в бутылку (не закрывая его пробкой)
    так, чтобы горловина флакончика вошла в воду бутылки. Флакончик плавает на
    поверхности воды в бутылке. Часть воды при этом из бутылки выльется
  5. Завинтите крышку бутылки.
  6. Сжимая боковые стенки бутылки, опустите поплавок на дно
    бутылки.

  1. Ослабляя давление на стенки бутылки, добейтесь всплытия поплавка.
    Определите путь и перемещение
    поплавка:________________________________________________________
  2. Опустите поплавок на дно бутылки.
    Определите путь и перемещение
    поплавка:______________________________________________________________________________
  3. Заставьте поплавок всплыть и утонуть.
    Каков путь и перемещение
    поплавка в этом
    случае?_______________________________________________________________________________________

5. Упражнения и вопросы для повторения.


  1. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь)
  2. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м.
    найти путь и перемещение мяча. (Путь – 4 м, перемещение – 2 м.)


6. Итог урока.


Повторение понятий урока:

– перемещение;

– траектория;

– путь.



7. Домашнее задание.


§ 2 учебника [1], вопросы после параграфа, упражнение 2 (стр.12) учебника
[1], повторить выполнение опыта урока дома.



Список литературы


1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб.для
общеобразоват.учреждений – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

3.02.2010

urok.1sept.ru

Путь и перемещение, теория и онлайн калькуляторы

При своем движении материальная точка описывает некоторую линию, которую называют ее траекторией движения. Траектория может быть прямой линией, а может представлять собой кривую.

Путь

Определение

Путь — длина участка траектории, который прошла материальная точка за рассматриваемый отрезок времени. Путь — это скалярная величина.

При прямолинейном движении в одном направлении пройденный путь ($\Delta s$) равен модулю изменения координаты тела. Так, если тело двигалось по оси X, то путь можно найти как:

\[\Delta s=\left|x_2-x_1\right|\left(1\right),\]

где $x_1$ — координата начального положения тела; $x_2$ — конечная координата тела.

Его можно вычислить, если известен модуль скорости ($v=v_x$):

\[\Delta s=vt\ \left(2\right),\]

где $t$ — время движения тела.

Графиком, который отображает зависимость пути от времени при равномерном прямолинейном движении, является прямая (рис.1). С увеличением величины скорости увеличивается угол наклона прямой относительно оси времени.

Если по графику $\Delta s(t)$ необходимо найти путь, который проделало тело за время $t_1$, то из точки $t_1$ на оси времени проводят перпендикуляр до пересечения с графиком $\Delta s(t)$. Затем из точки пересечения восстанавливают перпендикуляр к оси $\Delta s$. На пересечении оси и перпендикуляра получают точку ${\Delta s}_1$, которая соответствует пройденному пути за время от $t=0\ c$ до $t_1$.

Путь не бывает меньше нуля и не может уменьшаться при движении тела.

Перемещение

Определение

Перемещением называют вектор, который проводят из начального положения движущейся материальной точки в ее конечное положение:

\[\Delta \overline{r}=\overline{r\ }\left(t+\Delta t\right)-\overline{r\ }\left(t\right)\left(3\right).\]

Вектор перемещения численно равен расстоянию между конечной и начальной точками и направлен от начальной точки к конечной.

Приращение радиус-вектора материальной точки — это перемещение ($\Delta \overline{r}$).

В декартовой системе координат радиус-вектор точки представляют в виде:

\[\overline{r\ }\left(t\right)=x\left(t\right)\overline{i}+y\left(t\right)\overline{j}+z\left(t\right)\overline{k}\left(4\right),\]

где $\overline{i}$, $\overline{j}$,$\ \overline{k}$ — единичные орты осей X,Y,Z. Тогда $\Delta \overline{r}$ равен:

\[\Delta \overline{r}=\left[x\left(t+\Delta t\right)-x\left(t\right)\right]\overline{i}+\left[y\left(t+?t\right)-y\left(t\right)\right]\overline{j}+\left[z\left(t+?t\right)-z\left(t\right)\right]\overline{k}\left(5\right).\]

При прямолинейном движении вектор перемещения совпада

www.webmath.ru

12-в. Путь и перемещение тела

      § 12-в. Путь и перемещение тела

С понятием пути вы уже неоднократно сталкивались. Познакомимся теперь с новым для вас понятием – перемещением, которое более информативно и полезно в физике, чем понятие пути.

Допустим, из пункта А в пункт В на другом берегу реки нужно переправить груз. Это можно сделать на автомобиле через мост, на катере по реке или на вертолёте. В каждом из этих случаев путь, пройденный грузом, будет разным, но перемещение будет неизменным: из точки А в точку В.

Перемещением называют вектор, проведённый из начального положения тела в его конечное положение. Вектор перемещения показывает расстояние, на которое переместилось тело, и направление перемещения. Обратите внимание, что направление перемещения и направление движения – два разных понятия. Поясним это.

Рассмотрим, например, траекторию движения автомобиля от пункта А до середины моста. Обозначим промежуточные точки – В1, В2, В3 (см. рисунок). Вы видите, что на отрезке АВ1 автомобиль ехал на северо-восток (первая синяя стрелка), на отрезке В1В2 – на юго-восток (вторая синяя стрелка), а на отрезке В2В3 – на север (третья синяя стрелка). Итак, в момент проезда моста (точки В3) направление движения характеризовалось синим вектором В2В3, а направление перемещения – красным вектором АВ3.

Итак, перемещение тела – векторная величина, то есть имеющая пространственное направление и числовое значение (модуль). В отличие от перемещения, путь – скалярная величина, то есть имеющая только числовое значение (и не имеющая пространственного направления). Путь обозначают символом l, перемещение обозначают символом (важно: со стрелочкой). Символом s без стрелочки обозначают модуль перемещения. Примечание: изображение любого вектора на чертеже (в виде стрелки) или упоминание его в тексте (в виде слова) делает необязательным наличие стрелочки над обозначением.

Почему в физике не ограничились понятием пути, а ввели более сложное (векторное) понятие перемещения? Зная модуль и направление перемещения, всегда можно сказать, где будет находиться тело (по отношению к своему начальному положению). Зная путь, положение тела определить нельзя. Например, зная лишь, что турист прошёл путь 7 км, мы ничего не можем сказать о том, где он сейчас находится.

Задача. В походе по равнине турист прошёл на север 3 км, затем повернул на восток и прошел ещё 4 км. На каком расстоянии от начальной точки маршрута он оказался? Начертите его перемещение.

Решение 1 – с измерениями линейкой и транспортиром.

Перемещение – это вектор, соединяющий начальное и конечное положения тела. Начертим его на клетчатой бумаге в масштабе: 1 км – 1 см (чертёж справа). Измерив линейкой модуль построенного вектора, получим: 5 см. Согласно выбранному нами масштабу, модуль перемещения туриста равен 5 км. Но напомним: знать вектор – значит знать его модуль и направление. Поэтому, применив транспортир, определим: направление перемещения туриста составляет 53° с направлением на север (проверьте сами).

Решение 2 – без использования линейки и транспортира.

Поскольку угол между перемещениями туриста на север и на восток составляет 90°, применим теорему Пифагора и найдём длину гипотенузы, так как она одновременно является и модулем перемещения туриста:

Как видите, это значение совпадает с полученным в первом решении. Теперь определим угол α между перемещением (гипотенузой) и направлением на север (прилежащим катетом треугольника):

Итак, задача решена двумя способами с совпадающими ответами.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!