I. 7. Наукоцентризм философии Нового времени.
17-ый век открывает
следующий период в развитии философии,
который называют философией Нового
времени. Разложение феодальных
общественных порядков и ослабление
влияния церкви, вызвали к жизни новую
ориентацию философии, она теперь
опирается на науку. И прежде всего на
экспериментально-математическое
естествознание. Так как наука теперь
занимает ведущее место в мировоззрении,
то в философии на первый план выходят
проблемы теории познания – гносеологии.
Продолжается, хотя и в новой форме,
полемика между номинализмом, опирающимся
на опыт и рационализмом, с опорой на
разум. Эти направления предстают как
эмпиризм и рационализм. Родоначальник
эмпиризма Ф. Бэкон (1561-1626) считает задачей
философии создание Нового метода
научного познания. Цель науки – принесение
пользы человеку. Наука служит жизни и
практике. Общая задача наук – увеличение
власти человека над природой. Он критикует
созерцательную роль науки. В протестантизме
Нового времени (Лютер и Кальвин)
указывается, что невозможно с помощью
разума постигнуть то, что относится к
сфере божественного, – есть предмет
веры.


Декарт считал, что
истинное знание мы должны получить для
того, чтобы руководствоваться им и в
практической жизни, и в своем
жизнеустройстве. Человек должен
контролировать историю во всех ее
формах, начиная со строительства городов
и кончая наукой. Новая наука должна
создаваться по единому плану с помощью
единого метода.

Гоббс (1588-1679) следует эмпиризму Бэкона. У него физическое движение приносится в жертву механическому, а геометрия провозглашается главной наукой. Важной заслугой Спинозы перед наукой является то, что рассматривал вопрос о мышлении как об одном из проявлений субстанции, при этом он полагал, что мышление как атрибут субстанции присуще всей материи.
Линию объективного идеализма развивал в этот период Лейбниц (1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией – монадой. Живая сила есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции – монады, а высшей монадой является Бог. Он выдвигает также идею математизации формальной логики.
18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
Важнейшие
изменения в философии нового времени
претерпевала наука,главное место –
механика. Соц преобразования и развитие
науки вызвали к жизни новую ориентацию
ф, которая стала наукоцентричной,
опирающаяся на науку.
Научная революция – коренное изменение в соц статусе, в целях и методах науки.
Свойства НР 1.отделение науки от религии 2.главный предмет познания не субстанция,а функция(как?а не что) 3.наука берет на вооружение эксперимент и количественные методы
Особенности науки нов.времени. 1.Наукоцентризм 2.Разработка методологии науки 3. Опора на учение платона 4.сомнение-принцип науки 5.попытка разработать механический материализм.
19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
Бэкон 1.Цель науки господство над природой,но сначала надо познать природу 2.мешают познанию призраки(трудности и ошибки)
Призраки: 1.Рода-ошибки обусловленные ч природой 2.пищеры-индивидуальным опытом 3.рынка-неправильное употребление слов 4.театра- верой в авторитеты
Преодалеть
призраков поможет научный метод –
индукция.
Типология опыта 1.Светоносный(объясняет) 2.Плодоносный(практическая польза)
Типология ученых 1.путь муравья-ученый эмпирик(видеть факты) 2.паука-теоретик(идеи из своих рассуждений) 3.пчелы-1и2
Типология наук 1.Разум-отвечает ф 2.Память-история 3.Воображение-поэзия
Декарт Рационализм-только разум очевиден,все может обмануть,а сомнения нет
Онтология. Декарт развил теорию дуализма-2 субстанции материальная и духовная. Эти субстанции существуют параллельно, независимо друг от друга.
Предложил механическое понимание движения(любое движение сводится к перемещению в пространстве).Возникновение движения через первотолчок.
Познание –главный метод-дедукция
Разработал механическое понимание человечества. Ч.-это машина, которая приводится в движения теплотой, а она вырабатывается сердце. Декарт впервые приходит к идее рефлекса
20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
Спиноза – пытается преодолеть параллелизм
декарта(у него материя и дух)-есть одна
субстанция Бог(эквивалент природы)пантеизм. Бог-материальный(стол) и духовный(мысль
о столе)
Теория познания. 1.сторонник рационализма2. Мышление дб холодным 3.3степени познания (чувство,разум,интуиция)
Из утверждений причинности Спиноза приходит к отрицанию свободы(свобода-необходимость)
Лейбниц Теория плюрализма (субстанция – монада,не имеет размера,формы-она центр силы притяжения)
Монады различны по степени самосознания. 1.голая-основа для неорг объектов 2.животная-ощущения 3.человеческая-самосознание 4.монада монад-Бог
Монады друг в друга не проникают,связь между ними предусмотрена
Познание. .Сущ. истины 2-х видов 1.истина факта-эмпирическое наблюдение(неполное и отрывчатое) 2. Истина разума-полные законченные знания
21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.

представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики – паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.
Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.
Философия
Просвещения известна, главным образом,
своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование
принципы буржуазного общества (свобода,
равенство прав, частная собственность,
представительное правление) взамен
феодальных (зависимость, сословность,
условная собственность, абсолютизм).
Социальные явления философия Просвещения
объясняла законами природы: законы
развития общества и законы природы
отождествлялись.
Заслуги фран.просвещения Это-критика феодализма и религии,устремленность в грядущее новое общество,идеологическое обоснование буржуазной революции,углубление и систематизация материлизма. Достоинства материализма-опора на науку,логическая доказуемость многих положений.
1.механистический взгляд на ч.Ч-это машина 2.Человек есть продукт природы и абсолютно детерменированный ее законами.
Медицина.
Однако Возрождение
иначе расставляет акценты: с
мистико-духовного аспекта внимание
переносится на разумно-телесную грань
человеческой природы. Все это, среди
прочего, способствовало прогрессу
анатомических знаний (шедшему параллельно
с развитием изобрази- тельного искусства,
после классической греческой скульптуры
вновь от- крывшего для себя «телесность»
человека), проявившемуся в трудах Леонар-
до да Винчи (1452-1519), Андреаса Везалия
(1514-1564). Напротив, прогрессирующая
институционализация знания все в большей
степени «разделяла» человеческую
природу, относя «разумное» к области
философии, а «телесное» – к области
медицины. Одним из немногих примеров
органичного синтеза философии и медицины
в эпоху Возрождения является научная
деятельность Парацельса. Медицина, по
Парацельсу, является всеобъемлющей
наукой, опирающейся на достижения
физики, химии, физиологии и соединяющейся
с философией и теологией. Парацельс
одним из первых в европейской традиции
стал рассматривать человека как
микрокосм, причем не только в духовном,
но и в телесном плане. Все существа,
согласно теории Парацельса, возникают
в результате соединения видимого,
элементарного, земного тела и недоступного
наблюдению небесного, астрального
жизненного духа
Центризм | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
В политике центризм относится к тенденции избегать политических крайностей, занимая идеологически промежуточную позицию. Центрист продвигает умеренную политику, находя золотую середину между левыми и правыми, и преуменьшает идеологические призывы в пользу прагматичной или «универсальной» партийной платформы. Центризм можно рассматривать как средство максимизации электоральной поддержки, особенно среди колеблющихся избирателей (тех, кто будет голосовать за представителей разных партий).
Лево-правый политический спектр — это традиционный способ классификации идеологий, политических позиций или политических партий. Считается, что термины слева , справа и центр происходят от того, как парламентские фракции были рассажены во французском Конвенте после революции 1789 года. Слева сидели радикалы, такие как монтаньяры и якобинцы. , который хотел отменить монархию, аристократию и даже религию во Франции. Справа сидели роялисты и консерваторы, такие как фельяны, которые поддерживали короля и католическую церковь. В центре сидели умеренные республиканцы, такие как жирондисты, которые хотели упразднить монархию Бурбонов, но выступали против радикальных требований революционного террора и экспорта революции в остальную Европу.
В отличие от центра, как левые, так и правые представляют четко определенные политические позиции или идеологии, которые являются полярными противоположностями друг другу. Лево-правый спектр связан с возникновением трех основных идеологий — консерватизма, либерализма и социализма. Консерватизм сегодня ассоциируется с правой позицией; консервативная идеология сопротивляется прогрессивным социальным изменениям и пытается сохранить статус-кво или вернуть статус-кво, существовавший до старого режима года.0006 . Тех, кто правее консерваторов, иногда называют ультраконсерваторами или крайне правыми; Эти ярлыки могут относиться к фашистам, национал-социалистам (нацистам), ультранационалистам, религиозным экстремистам и другим реакционерам. Следующим появился либерализм, который находится в центре политической арены, претендуя на умеренность, реформизм и, следовательно, на центризм. Последняя из трех возникших идеологий, социализм обычно рассматривается как левая или радикальная, потому что социалисты считают себя радикальными или воинственными наследниками Французской революции. В отличие от самопровозглашенных центристских либералов, социалисты считают, что социальный прогресс не всегда может быть достигнут только за счет постепенных либеральных реформ и может потребовать радикальных социальных изменений или даже социальной революции.
Тех, кто находится слева от социалистов, обычно называют ультралевыми или крайне левыми, часто имея в виду анархистов, коммунистов, троцкистов, маоистов и других крайне левых.
Центристски настроенные политики или партии обычно ищут компромисс между конфликтующими политическими крайностями и часто занимают промежуточные позиции, призванные сблизить противоположные идеологические лагеря. Таким образом, политический центризм по определению представляет собой относительное понятие, потому что позиции, считающиеся центристскими, зависят от конкретной политики конкурирующих идеологических полюсов, которую умеренные пытаются примирить. Центризм важен в начале двадцать первого века, потому что считается, что он применим к очень большой части политически активного населения. Во многих странах большинство избирателей склонны считать себя независимыми, а не левыми или правыми. Economist заявил в апреле 2005 года: «Большинство американцев придерживаются довольно центристских взглядов на все, от мультикультурализма до абортов. Им нравится думать о себе как об «умеренных» и «непредвзятых». 30%)».
Таким образом, политики различных партий пытаются апеллировать к этому предполагаемому большинству в центре, чтобы выйти за пределы своих традиционных, узких избирательных округов и победить на выборах. Левые и правые партии разбавляют свои более крайние позиции, ибо и те, и другие знают, что основная масса избирателей находится где-то рядом с центром. При смягчении идеологических соображений центризм стремится сделать политику более спокойной и стабильной. Упадок разногласий между левыми и правыми после окончания холодной войны ускорил распространение новой центристской идеологии, которая больше поддерживает демократию и капитализм.
Но этот ориентированный на центр или центростремительный подход сопряжен с определенным риском. Кандидаты, отстаивающие центристскую политику, чтобы получить более широкую поддержку избирателей, рискуют демобилизовать потенциальных избирателей и потерять поддержку со стороны более идеологически настроенных сторонников своей собственной партии. Назвав себя «Новыми лейбористами», обновленная британская Лейбористская партия выиграла три всеобщих выборы подряд, но явка избирателей снизилась с 71,29 процента в 1997 году до 61,36 процента в 2005 году, поскольку политика премьер-министра Тони Блэра по отказу от ключевых социалистических принципов и принятию центра оттолкнула от себя многие сторонники лейбористов.
СМ. ТАКЖЕ Холодная война; Консерватизм; Фашизм; Французская революция; Лево и право; Левое крыло; Либерализм; Умеренные; Нацизм; Правое крыло; Социализм
Азманова Албена. 2004. Новые политические культуры Европы в начале двадцать первого века. Современная политика 10 (2): 111-125.
Экономист . 2005. Дремлющий дальше. 9 апреля: 28.
Хазан, Реувен Ю. 1997. Центристские партии: поляризация и конкуренция в европейских парламентских демократиях . Лондон и Вашингтон, округ Колумбия: Пинтер.
Сирота, Давид. 2005. Разоблачение «центризма». The Nation , 3 января. http://www.thenation.com/doc/20050103/sirota.
Россен Васильев
Антропоцентризм | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 14 мая 2018 г.
Антропоцентризм (ориентированный на человека) — это термин, используемый для описания определенных философских взглядов, утверждающих, что этические принципы применимы только к людям и что человеческие потребности и интересы имеют наивысшую ценность и важность. Антропоцентризм встречается как в религиозной, так и в светской философии. В науке антропоцентризм сыграл важную роль в освобождении человеческого знания от внешних авторитетов и в продвижении интересов человечества в целом против частных интересов. И ученые, и богословы опирались на антропоцентризм для защиты определенных взглядов на природу, ученые часто на основе точки зрения на эволюцию, в которой люди считаются высшей формой жизни на Земле, а теологи на основе божественно установленного права для людей. осуществлять господство над природой.
Примерно с 1970 года антропоцентризм стал обычным явлением в экологическом дискурсе. Антропоцентрическая этика оценивает экологические проблемы на основе того, как они влияют на потребности человека, и придает первостепенное значение интересам человека. Этот термин контрастирует с различными биоцентрическими (жизнецентрированными) взглядами, которые предполагают, что нечеловеческие существа также являются носителями моральных ценностей.
Антропоцентризм в этике встречается в двух основных формах: последовательной этики и деонтологическая этика. В основе обоих лежит восприятие разрыва между людьми и остальной природой. Люди считаются выше животных по разным причинам, включая их способность думать и говорить, планировать, организовывать проекты и так далее. По словам немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804), только люди обладают самосознанием. Таким образом, люди фундаментально отличаются по рангу и достоинству от всех других существ, в то время как с животными можно обращаться как со средством для достижения человеческих целей. Таким образом, моральный статус людей присуждается на основе «превосходства». Ценности основаны на том факте, что что-то является ценным для людей, и поэтому человеческие действия должны оцениваться на основе их полезности для людей.
Основная идея консеквенциалистского антропоцентризма состоит в том, что человеческие действия оцениваются в соответствии с их последствиями для других людей. В рыночно-ориентированном обществе консеквенциалистский антропоцентризм часто связан с идеей о том, что проблемы, связанные с обществом и природой, носят технический характер. Как человеческие, так и природные ресурсы считаются неограниченными и доступными для потребления человеком. В случае дефицита всегда будут доступны продукты-заменители на основе закона спроса и предложения. Высокий статус присуждается технической продукции, такой как здания, мосты, дамбы и автомагистрали. Основной предпосылкой является идея о том, что человеческие интересы правят миром, и что природа считается уместной только как ресурс, который люди должны эксплуатировать. Если возникает кризис с имеющимися ресурсами, то это в первую очередь техническая проблема, которая может быть решена корректировками. В простейшей форме это может означать, что людям нужно переехать на новое место. Когда новое место недоступно, можно принять другие меры, такие как перемещение загрязняющих веществ в другое место или использование технологий для избавления от токсичных элементов. Идеалом является «обычный бизнес» на благо людей, модифицированный специальными мерами для предотвращения дискомфорта для человеческого общества. Консеквенциалистский антропоцентризм также является центральным подходом в политике управления ресурсами, которые реагируют на проблему ограниченных ресурсов, корректируя производство и потребление и избегая чрезмерного загрязнения. Антропоцентризм выражается через идеалы разумного использования и устойчивого развития. Главная забота состоит в том, чтобы обеспечить требования настоящего, не ставя под угрозу потребности будущего.
Деонтологический антропоцентризм в этике имеет дело прежде всего с правами и обязанностями, которые несут этические субъекты или те, кого затрагивают предполагаемые действия. Важным вопросом является то, кто или что может считаться моральным субъектом. В деонтологическом антропоцентризме только люди имеют этические обязанности и права. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы найти причины, по которым только люди обладают качествами, отличающими их от всех других существ. Это трудная задача, потому что трудно определить качества, которые охватывают всех людей и в то же время исключают другие живые существа. В кантианской традиции отличительная черта человека была связана со способностью людей предъявлять к себе моральные требования. Быть подлинным человеком означает пользоваться свободой принимать морально обязывающие ограничения на «свободный» выбор действий, тем самым отвергая эгоизм ради более высокой нравственной рациональности. Люди в силу своей возможности свободного выбора являются «моральным сообществом», отличным от других сообществ на Земле. С кантианской точки зрения у человека могут быть косвенные обязанности по отношению к нечеловеческим существам, но такие обязанности уместны только в той мере, в какой они имеют инструментальное значение и в конечном итоге ведут к продвижению человеческой свободы.
Антропоцентризм распространен в иудео-христианской традиции и в исламе отчасти потому, что Бог воспринимается в антропоморфных категориях, но также и потому, что первоочередной задачей теологии является отношение человечества к Богу ( теологический антропоцентризм ). Что касается экологических проблем, теистические традиции утверждают, что люди обязаны относиться к миру природы с уважением и заботой почти так же, как фермер возделывает землю ( этика управления 9).0006). В некоторых восточных религиях (например, в буддизме Махаяны) спасительный интерес более универсален. Однако все разумные существа должны достичь уровня человеческого существования, прежде чем они смогут достичь нирваны.
После пробуждения экологического сознания в 1960-х годах антропоцентрическая позиция подвергалась резкой критике, особенно в отношении ее роли в теологии и этике, а также в светской науке и разработке государственной политики. Некоторые пытались «смягчить» антропоцентризм, исправив ошибочное представление о человечестве как о чем-то отличном и отдельном от мира природы. Они утверждали, что антропоцентрическая забота о человеческом благополучии должна основываться на просвещенном эгоизме, в котором люди считают себя частично состоящими из мира природы и уделяют достаточно внимания здравой метафизике, научным теориям, эстетическим ценностям и моральным идеалам. Этот личный интерес естественным образом приведет к уважению к нечеловеческому миру, предотвратив тем самым его деградацию и разрушение. Другие утверждают, что эта точка зрения поверхностна, и настаивают на необходимости полного отказа от антропоцентрической точки зрения, как в 9.0005 биоцентризм, , в которых биотическое сообщество рассматривается как центральная проблема.
См. также Глубинная экология; Экология, этика; Свобода; Кант, Иммануил; Ценность, Религия; Value, Scientific
næss, arne. «неглубокие и глубокие экологические движения на большие расстояния». запрос 17 (1973): 95-100.
næss, arne. экология, сообщество и образ жизни. набросок экософии. транс.