Неолитическая революция, ее значение в истории
Ученые говорят о революциях научно-технических, информационных… Здесь же речь пойдет о революции, которая продлилась тысячелетия, но тем не менее была колоссальным скачком в истории человечества, свершением, без которого весь его последующий прогресс, включая нашу современную цивилизацию, просто не мог бы состояться.
Перенесемся мысленно на 600, скажем, тысяч лет назад, и мы увидим дикий лик земли, мир девственных лесов и первозданных степей, среди которых лишь редко-редко можно заметить дымок костра — стоянку первобытного человека.
Признаки неолитической революции
Шли тысячелетия, многие сотни тысячелетий. Люди менялись, они стали по внешнему облику почти совсем такими, как сегодня. Сложнее стали их орудия охоты, совершеннее жилища, обильнее одежда. Но по-прежнему редки были их костры среди необозримых просторов дикой природы и по-прежнему продолжали они бродить с места на место в поисках дичи и съедобных растений. Так было еще 12 тысяч лет назад.
Прошло еще две-три тысячи лет, и картина эта изменилась. Во многих районах планеты мы смогли бы теперь увидеть пейзаж, очень похожий на многие уголки нынешней сельской местности: колосящиеся хлебные поля, пастбища со стадами овец и коров, большие поселки с сотнями домов, чьи глинобитные стены тесно прилепились друг к другу, как в современных аулах Дагестана. Это уже знакомый нам облик земли, правда, еще без больших городов, но уже с деревнями, с полями, стадами, с оседлой устоявшейся жизнью и с производящим хозяйством. Этот новый облик мира сложился не сразу, а развивался постепенно, но все же за сравнительно короткий срок, ибо два тысячелетия на фоне предшествующих миллионов лет человеческой эволюции, конечно же, срок небольшой.
У историков это время получило имя эпохи неолитической революции. Именно в ней, в этой первой в истории человечества революции, были заложены предпосылки всех последующих, ибо это был переход от присваивающего хозяйства к производящему (от собирательства и охоты — к земледелию и скотоводству). Человек перестал только брать то, что ему в готовом виде давала не всегда достаточно щедрая природа, и начал сам, своим трудом приумножать растительное и животное богатство земли. Там, где на сотнях и тысячах квадратных километров природных угодий едва-едва могла прокормиться дарами природы горстка людей, теперь урожаи могли прокормить население целого государства.
Начало неолитической революции
Ввел термин «неолитическая революция» в научный обиход известный английский археолог Гордон Чайлд. Он назвал ее так по имени периода, в который она совершалась, — неолита, или новокаменного века. В дальнейшем выяснилось, что началась она даже раньше, еще в мезолите (среднекаменном веке), но термин успел стать привычным, и менять его было незачем. Что касается места, где она началась, то теперь уже твердо установлено, что раньше всего одомашнивание как диких злаков, так и животных произошло в странах Ближнего Востока. Возможно, вполне независимо, хотя и несколько позднее, это было сделано на Дальнем Востоке,- и, наконец, бесспорно, независимо, но значительно позже земледелие возникло в Америке.
За два-три последних десятилетия новые успехи археологии и других исторических наук позволили внести определенную ясность во многие прежде совершенно не разработанные вопросы развития производящего хозяйства. На основе этих открытий и написана статья. Есть три вечных вопроса истории: когда? как? и почему? Последний вопрос, «почему?», обычно и возникает последним, когда на первые два ответы уже даны, и дать ответ на него бывает особенно трудно. Когда и как произошла неолитическая революция, археологам удалось установить более или менее точно. Но вот почему она произошла раньше в Передней Азии, а не в Южной или Восточной, почему в Азии она началась 12 тысяч лет назад, а в Америке на 5 тысяч лет позже и, наконец, что мешало ей совершиться еще раньше? Общепринятого ответа на эти вопросы все еще нет.
Одни считают, что неолитическая революция совершилась, когда постепенно сложился необходимый для земледельца комплекс орудий, знаний и навыков, и тогда уж земледелие возникло как бы само собой. Но и землекопные орудия, колья да мотыги, и кремневые лезвия жатвенных ножей, и навыки сбора семян диких злаков были известны в течение тысяч лет, задолго до земледелия. Уже упоминавшийся Гордон Чайлд предложил иное объяснение. Переход к земледелию, по его мнению, был вызван внезапным резким сдвигом в климате. Усиливающаяся засуха сгоняла людей к немногим остающимся оазисам.
Однако сейчас данные раскопок показывают, что раньше всего к земледелию и скотоводству в Передней Азии перешли не в оазисах, а в предгорных районах, где засуха еще не сказывалась так остро. С другой стороны, в Австралии, где усыхание проходило очень быстро, земледелие так и не появилось.
Последствия неолитической революции
Любое историческое событие зависит от множества постоянных и переменных, случайных и закономерных факторов, с трудом поддающихся учету. Важные сдвиги, переломы в развитии совершаются тогда, когда множество различных факторов, подготовленных предшествующим развитием, начинают действовать в одном направлении. Изменения климата, бесспорно, сыграли свою роль в процессе возникновения земледелия, и роль эта была немаловажной, но не единственной. Весьма большую роль сыграли и особенности фауны и флоры Передней Азии, с большим количеством пригодных для одомашнивания видов, и наличие у тамошних жителей необходимых навыков, знаний, орудий, значительный удельный вес собирательства в хозяйстве.
Что же касается климата, то его изменения влияли на жизнь людей двояким образом. С одной стороны, оскудение лесов и степей дичью вынуждало все более и более настойчиво искать новые источники питания. С другой — расширившиеся площади степей привели к появлению целых полей диких хлебных злаков. Собирательство злаков, ставшее основным источником пищи, дополнялось рыболовством, охотой. Хозяйство стало более комплексным, люди стали жить более оседло, численность их увеличилась, так как пресная лепешка хоть и уступала по вкусу и питательности жареной дичи, но зато появлялась «на столе» более регулярно. Среди орудий лук и стрелы отошли на второе место, уступив первенство жатвенным ножам с кремневыми лезвиями.
11—12 тысяч лет назад, когда в Средней и Северной Европе люди стремились к рекам и морским побережьям, чтобы рыболовством и сбором съедобных моллюсков дополнить скудеющие охотничьи ресурсы, когда в Америке предки индейцев еще охотились на мамонтов и мастодонтов, во многих местах Передней Азии люди уже жили оседло, сочетая охоту и рыболовство с регулярным сбором дикорастущих растений. Их поселки, на месте которых сейчас находят ступки, песты, мотыжки и зернотерки, порою достигали довольно больших размеров. Люди рождались, жили и умирали в круглых хижинах-полуземлянках с тростниковыми крышами, с очагом в центре и даже покойников нередко хоронили здесь же, под каменными плитами, которыми устилали пол. Словом вели образ жизни, о котором этнографы говорят: «накануне земледелия». Жители Передней Азии X тысячелетия до н. э. еще не сеяли, но уже постоянно собирали урожай.
Племена собирателей урожая этнографы наблюдали еще в XIX веке. У индейских племен области Великих Озер этот урожай давал дикий рис, заросли которого в изобилии имелись и в самих озерах, и на впадающих в них тихих речках. Индейцы не только собирали рис, но отчасти и ухаживали за ним, оберегали от поклева птиц. Они не сеяли, но оставляли часть колосьев нетронутыми для самосева.
Мезолитические обитатели Передней Азии, очевидно, столь же сильно зависели от сбора дикорастущих злаков, как и индейцы оджибве. Но в отличие от оджибве они перешли уже к настоящему земледелию. Очевидно, продолжающееся потепление и участившиеся засухи привели к тому, что дикорастущих злаков стало не хватать. В мезолитической Передней Азии начало революции заключалось в переходе от развитого собирательства к земледелию, вначале, возможно, к разбрасыванию семян диких растений и к искусственному обводнению и поливу тех участков, на которых разбрасывали эти семена.
Вот тут-то и пригодились навыки и знания, добытые в предшествующее время: умение изготовлять нужные орудия, знание полезных свойств растений, условий их созревания. Переход к скотоводству находился в неразрывной связи со становлением земледелия. В Передней Азии были не только необходимые дикорастущие злаки, но и животные, которые поддавались одомашниванию, — свиньи, козы, овцы, коровы. Собирательство однолетних растений, созревающих только один раз в году, не столько научило, сколько в буквальном смысле вынудило человека создавать запасы. Когда же появились запасы зерна, появилась и возможность не убивать сразу добытых на охоте молодых животных, а оставлять их на время на стоянке. Так началось их одомашнивание.
Вторая промышленная революция — это, кроме всего прочего, первый спутник в космосе, первый человек на луне. Первая промышленная революция сопровождалась дымом, взметнувшимся в небо Европы из труб первых фабрик и заводов, первыми паровозами и пароходами. Неолитическая революция знаменовалась первыми полями вокруг отныне оседлых поселений и первыми загонами для скота. Может быть, по современным понятиям это выглядит не столь уж эффектно, зато было, во всяком случае, не менее важно.
Самый трудный шаг — это первый шаг. Как всякая подлинная революция, неолитическая, после того как она раз совершилась, начала свое победоносное и быстрое шествие по земному шару: где самостоятельно возникал ее новый очаг, где это происходило в результате заимствования у соседей культурных растений, домашних животных или хотя бы необходимого опыта. Конечно, еще далеко не выяснены пути, которыми неолитическая революция совершалась в том или ином районе земли. Но в целом картина уже более или менее ясна.
В VII—V тысячелетии до н. э. по всей Передней Азии и Юго-Восточной Европе, в частности Балканскому полуострову, были разбросаны уже поселки земледельцев, возделывавших просо, ячмень и пшеницу, чечевицу, горох и другие культуры, разводивших свиней, крупный и мелкий рогатый скот. Возможно, впрочем, что Юго-Восточная Европа входила в очаг древнейшего в мире земледелия. Немногим позднее следы производящей экономики отмечены и в Средней Азии.
В конце VI тысячелетия до н. э. из Юго-Восточной Европы по речным долинам земледелие и скотоводство проникли и в Центральную Европу, большие пространства которой были заняты тогда дубравами и смешанными лесами. Поэтому здесь людям пришлось выжигать лес, причем зола удобряла землю, и мотыгами возделывать участок вокруг селения. Когда земля переставала родить, переселялись на новое место, неподалеку от прежнего.
Немного позднее производящее хозяйство распространяется на Северное Причерноморье, но здесь, в засушливых степях, земледелие быстро уступило пальму первенства скотоводству. Именно тут, по-видимому, впервые была одомашнена лошадь.
В III тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство достигли уже берегов Скандинавии и Англии, завершая свое распространение по Европе и сразу же резко изменяя ее лицо. Исследования, проведенные в Дании и некоторых других странах, показали, как резко и внезапно изменился в них характер растительности, когда первые скотоводы и земледельцы повели борьбу с лесом, когда на расчищенных с помощью огня пространствах впервые стали пасти скот и возделывать зерновые культуры. Пыльцевой анализ, например, показал, что из лесов Северной Европы почти повсюду быстро исчез вяз, потому что здесь, в условиях нехватки травянистых пастбищ, его ветки использовались как корм для скота (так и сейчас поступают с ветками березы на севере Карелии и в Сибири).
В Египте первые земледельцы появились не позднее V тысячелетия до н. э. В Египте не было надобности бороться с лесом, зато необходимо было регулировать разливы Нила. Поэтому здесь, как и в Месопотамии, рано развилась поливная, ирригационная, система земледелия. Из Египта и других частей Северной Африки земледелие и скотоводство, видоизменяясь и приспосабливаясь к местным условиям, постепенно распространились по остальной Африке.
На Индостанском полуострове земледелие раньше всего возникло не в долинах Инда и Ганга и не на плодородной в будущем равнине Декана, а в горных долинах Белуджистана. Там начало его датируется IV тысячелетием до н. э но уже в первой половине III тысячелетия до н. э. земледельцы спустились с гор, быстро освоили ирригацию и начали получать по два урожая в год.
Когда в точности появились земледелие и скотоводство в Восточной и Юго-Восточной Азии, пока не выяснено. Различные ученые отстаивают разные даты: от III тысячелетия до н. э. и чуть ли не до X тысячелетия до н. э. Нет пока и однозначного ответа на вопрос, возникла ли здесь производящая экономика самостоятельно или же под каким-то воздействием извне.
Во всяком случае, не позднее IV тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ были уже многочисленные поселки оседлых земледельцев, возделывавших просо. Приблизительно в это же время на севере Индокитайского полуострова стали возделывать рис, который затем распространился на север, везде, где это позволял климат, сменил менее эффективную культуру проса и в конце концов приобрел для человечества, пожалуй, большее значение, чем пшеница.
В той же Юго-Восточной Азии впервые стали возделывать корнеплоды — ямс, таро и другие. Когда в точности это случилось, тоже еще неизвестно. Корнеплоды в целом имели гораздо меньшее значение для судеб человечества, чем зерновые культуры, так как они быстро гнили, и поэтому длительное хранение их невозможно. Однако именно эти культуры помогли человеку заселить неудобные для зернового земледелия острова Океании.
Все попытки доказать, что земледелие в Америке появилось под воздействием культур Старого Света, пока успехом не увенчались. Напротив, сейчас накапливается все больше данных о том, что неолитическая революция в Америке совершалась самостоятельно в V—III тысячелетиях до и. э. В Центральной Америке, как и в Передней Азии, усыхание климата и одновременное исчезновение крупных животных побудило охотников обратить большее внимание на собирательство диких растений. От собирательства индейцы Мексики очень медленно стали переходить к выращиванию тыквы, перца, бобов, кабачков и своей главной продовольственной культуры — кукурузы.
Помимо Мексики и соседних с ней областей Центральной Америки, становление земледелия в IV—III тысячелетиях до н. э. происходило и в Южной Америке, на перуанском побережье, где довольно рано начали выращивать тыкву-горлянку, фасоль и хлопок, а со II тысячелетия до н. э. и кукурузу.
Пример с Америкой, где земледелие возникло самостоятельно, хорошо иллюстрирует соотношение случайного и закономерного в процессе исторического развития. То, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии, в общем-то, относится к числу случайностей. Но то, что земледелие и скотоводство, рано или поздно, но неизбежно должны были зародиться на земле, коль скоро на ней существовало человечество в данном природном окружении, было неизбежно.
И от того, когда и где зарождалось производящее хозяйство, какие конкретные формы оно приобретало, то есть от того, что: в первом приближении можно назвать случайными факторами, зависело очень многое, если не в историческом развитии всего человечества, то, по крайней мере, в судьбах отдельных его частей, в судьбах отдельных районов и целых материков.
Те области, где переход к производящему хозяйству совершился раньше, вырвались вперед. Те, где по причинам природного порядка или каким-либо еще этот переход долго был невозможен, например Арктика или Австралия, оказались обречены на длительное отставание. Племена, которые могли заимствовать достижения своих близких или далеких соседей, обмениваться идеями, навыками, земледельческими культурами и домашними животными, развивались быстрее, чем те, которые жили в условиях относительной изоляции.
Наконец, даже в областях, где неолитическая революция успешно совершалась, многое тоже зависело от случайностей. Например, то, что в Америке из животных, пригодных для одомашнивания, помимо собак и морских свинок, были только лама и альпака, относится к числу случайностей. Но именно этот, в общем-то случайный фактор и послужил причиной того, что доколумбова Америка развивалась хотя и в одном направлении со Старым Светом, но более медленными темпами. Отсутствие большинства домашних животных и зерновых культур на островах Океании — тоже часто случайность. Но в результате этой случайности Океания в целом отставала даже от Америки.
Таким образом, неолитическая революция не только смогла за очень короткий срок (два-три тысячелетия на фоне предшествовавших сотен тысяч и даже миллионов лет развития человека, и в самом деле, очень короткий срок) преобразить лицо земли, создать возделанные поля, каналы и стада домашних животных на месте девственных лесов, непроходимых болот и нетронутой степи. Она, помимо всего прочего, резко усилила неравномерность развития отдельных частей человечества.
В пятидесятых годах прошлого века сенсацию вызвали раскопки Иерихона — многослойного археологического памятника в Палестине. На этом месте люди жили почти непрерывно в течение многих тысячелетий. Слой бронзового века на нем образован развалинами города, стены которого, по древнему преданию, рухнули от звуков труб осаждавшего его войска. Слой мезолита (среднекаменного века) составляют остатки небольшой стоянки собирателей и охотников. Между этими двумя слоями зажат мощный неолитический слой, занятый остатками поселения ранних земледельцев. Эти земледельцы жили в глинобитных домах, но еще не умели изготовлять глиняную посуду. По-видимому, у них было довольно много зерна. В слое найдены кости самого древнего домашнего кота в мире, и может быть, приручение его было вызвано потребностями борьбы с мышами, этими вечными врагами зерновых запасов. А само поселение земледельцев VII—VI тысячелетий до н. э., лишь недавно начавших свой стремительный бросок к цивилизации, уже было обнесено мощной стеной из бутового камня.
Вскорости выяснилось, что Иерихон не составляет исключения. Чатал-Гуюк, поселение VII тысячелетия до н. э., раскопанное в Южной Турции, тоже было обнесено мощной стеной и процветало более тысячи лет.
Дома чатал-гуюкцев состояли из небольшой комнаты и одного-двух хозяйственных помещений. Вдоль стен комнаты, как и сейчас еще во многих жилищах Передней и Средней Азии, шли глинобитные возвышения-дежанки, застланные циновками. На них сидели, спали, рожали детей и под ними же находили свое пристанище черепа и кости умерших.
Помимо Иерихона и Чатал-Гуюка, в Азии, Африке, Европе и Америке найдено много других поселений ранних земледельцев и скотоводов. Одни из них богаче, другие беднее; одни больше, другие меньше, одни обнесены стенами, другие открыты и никак не защищены. Но все вместе они знаменуют собой начало новой эпохи.
Казалось бы, уж коль скоро человек привык питаться кашей и лепешками из зерен, злаков, то большое ли значение имеет то, как он эти зерна получает: собрал он их в диких зарослях или на специально засеянном поле. Оказывается, имеет, и очень большое. Именно благодаря тому, что появились поля, появились вслед за ними и постоянные относительно крупные поселения — не как редкое исключение, а как общее правило. Вслед за ними возникли и города, и вся наша цивилизация.
До сих пор человек производил многое — орудия, одежду, жилища, но основными средствами производства были его руки и созданные этими руками искусственные их «продолжения» — топоры, копья, ножи и другие орудия. Теперь же появилось совершенно новое и непохожее на прежние средство производства — земля, искусственно созданная культурная почва. Да, почва культурного поля сделана искусственно: она размельчена, разрыхлена, очищена от сорняков и кустарников, она структурно, качественно не меньше отличается от почвы целинной, чем, скажем, отшлифованный, отточенный каменный топор — от природного булыжника. В природе такой земли нет, как не бывает в ней бумажных цветов или скал из железобетона.
Сделать нож, копье, топор при умении может каждый. В каменном веке, как правило, каждый их сам для себя и делал. Собирать грибы, ягоды, коренья тоже можно и в одиночку. На самых крупных животных, таких, как слоны, африканцы, вооруженные ножами и копьями, обычно охотились группами по пять-шесть человек.
Но попробуйте-ка в одиночку или хотя бы втроем превратить участок девственного леса в поле! Это нереальная задача даже для человека, вооруженного железным топором и железной лопатой.
Труд первобытного земледельца — это труд, который порой, например, при освоении нового участка земли из-под леса, одновременно занимает многие десятки людей, и мужчин, и женщин, а вот при возделывании огорода труд становится, так сказать, семейным. В охотничьем и собирательском хозяйстве почти никогда не бывало так, чтобы муж и жена трудились рядом. С началом земледелия и скотоводства резко возросло хозяйственное значение семейных связей. И вместе с тем возросла, усложнилась и роль общины.
Неолитическая революция привела к тому, что впервые в истории земледельцы и скотоводы стали производить больше, чем им было нужно для удовлетворения минимальных жизненных потребностей, притом не в виде исключения, а постоянно. Появился регулярный прибавочный продукт, появился и регулярный обеспеченный досуг.
Конечно, даже самые примитивные охотники и собиратели отнюдь не были с утра до ночи заняты беспрестанными поисками пищи. И у них временами бывало достаточно досуга. Но беда была в том, что досуг этот распределялся нерегулярно, редко был продолжительным и далеко не всегда сытым.
Другое дело — земледелец. У него несколько раз в году бывает страдная пора, но, во-первых, над ним не висит дамокловым мечом угроза голодовок, а во-вторых, регулярно каждый год в одни и те же месяцы бывает время, когда амбары полны зерна, все полевые работы закончены, и люди могут посвятить свое время чему угодно — празднествам, обрядам, играм, строительству общинных зданий или вырезанию деревянной скульптуры.
Нашу эпоху часто называют эпохой демографического взрыва. Но нынешний «взрыв»— не первый и не самый большой в человеческой истории. По подсчетам некоторых ученых, во Франции, например, в эпоху палеолита жило от 5 до 15 тысяч человек, все население Англии эпохи мезолита не превышало 7500 человек. В эпоху же развитого энеолита, около пяти тысяч лет назад, население Франции составляло 5 миллионов.
Есть народная пословица: один ум хорошо, а два лучше. А здесь на смену каждому прежнему уму пришла тысяча новых и тысяча новых пар рук на смену прежней паре. С ростом производительности труда, с появлением прибавочного продукта отпала надобность в том, чтобы каждый отдельный человек или каждая семья участвовали бы в добывании пищи. Появились квалифицированные специалисты, целые группы ремесленников, которые не столько работали в поле, сколько были заняты изготовлением орудий, украшений, посуды. А кроме того, создались условия и для появления людей, которые не столько рубят, копают и сеют, сколько говорят, где копать, что рубить и когда сеять. Короче, появилась вместе с усложнением производства потребность в его организаторах, полностью или частично освобожденных от других занятий. Они объединяли общину для коллективных работ, определяли их порядок, ведали распределением и хранением запасов, представляли общину в ее общении с соседями. Возрастал авторитет отдельных лиц — вождей, старейшин, предводителей.
Те же потребности производства привели к тому, что в раннеземледельческих обществах существенно возросло значение положительных знаний, зачатков будущей науки, например календаря. Хранение и накопление таких знаний стало жизненно важным делом. Однако в сознании ранних земледельцев положительные знания были смешаны с верой в сверхъестественное, с религией и магией. Поэтому функции хранителей знаний обычно сосредоточивались у жрецов, знахарей, которые, как и организаторы-предводители, начали выделяться из среды рядовых общинников.
Так наметилась возможность социального неравенства, и одновременно появилась возможность неравенства имущественного, опять же потому, что люди стали производить больше, чем было нужно для удовлетворения их минимальных потребностей. Конкретные проблемы возникновения социального неравенства, эксплуатации, кланов, государства очень сложны, дискуссионны, и здесь не ставится задача их осветить. Равным образом не говорим мы здесь подробно и о сдвигах в духовной культуре, в искусстве, в религиозных представлениях, которые также были неразрывно связаны с возникновением производящего хозяйства.
Музыковеды создали специальные исследования о тех отличиях, которые существуют между музыкой и песнями бродячих охотничьих и оседлых земледельческих народов. Но это лишь частное отражение тех важных различий, которые существуют между ними в отношении к миру и в его восприятии.
Жизнь охотника протекает от одного дня к другому, она полна случайностей и неожиданностей. Она требует от него знания природы, но главным образом в мелочах — в отдельных приметах, в чтении следов. Не случайно в языках охотничьих племен часто бывает множество названий для отдельных видов птиц, зверей, деревьев, разные слова для разных их возрастов и состояний, но часто отсутствует общее понятие «дерево» или «птица».
Сельское хозяйство гораздо более, чем собирательство или охота, способствовало формированию абстрактного мышления, умения обобщать, предсказывать, предвидеть и планировать, причем на долгий срок. Охота не менее тяжелый труд, чем земледелие. Но результаты охоты даются в руки сразу, их можно тут же съесть, зато труднее сохранить.
Земледелец волей-неволей оказывается гораздо бережливее охотника. Земледельческие работы сменяют друг друга на протяжении многих месяцев: расчистка участка, пахота или мотыжение, сев или посадка рассады, пропалывание, окучивание, полив, охрана всходов от потравы и лишь потом уборка урожая. Все это воспитывает упорство, терпение, целеустремленность.
Мы уже упоминали о том, что потребность точно знать время, когда следует начинать пахать, когда — сеять, потребовала создания точного календаря, ведения астрономических наблюдений за звездами и солнцем. Именно у неолитических и энеолитических (только начавших освоение металлов) племен, все благосостояние которых зависело от урожая, мы наблюдаем исключительную роль календаря в жизни, своего рода культ календаря. Это было и у майя, и у ацтеков, и у древних египтян, и у западноевропейских создателей мегалитических обсерваторий типа знаменитого Стоунхенджа. Ведь и наш нынешний календарь в своих основах был разработан в древней Месопотамии. С такой «научной разработкой» понятия времени и его измерения связаны и психологические сдвиги в отношении ко времени, представление о ценности времени, которое довольно слабо было развито у первобытных охотников.
По-иному, по-новому воспринимает оседлый земледелец не только время, но и пространство. Бродячие охотники воспринимают его, так сказать, маршрутно, линейно. Когда их просят, они обычно рисуют не карту территории, а схему маршрутов, направлений и ориентиров. Напротив, первобытный оседлый земледелец воспринимает пространство именно как площадь, как территорию. При этом своя деревня рисуется ему как центр мира, а все окружающее пространство, четко сориентированное по странам света, представляется в виде концентрических кругов, все более и более от него удаленных, последним из которых является «край света».
Развитие ориентировки по странам света само по себе тоже связано с этим мироощущением, так как в системе ориентировки бродячих охотников оно обычно подменяется определениями типа «вверх по реке — вниз по реке», «лицом к морю — лицом от моря» и так далее. Как бы ни были наивны и примитивны географические и космогонические представления ранних земледельцев, все же только они смогли стать той основой, на которой затем развились географические знания, знания о земле вообще, а не только о своих маршрутах в поисках зверя.
Как это ни парадоксально, охотник, которому приходилось порой преодолевать огромные расстояния, знал лишь свою охотничью тропу, а не землю в целом. Потребовалась постоянная точка зрения оседлого земледельца, создателя колосящихся полей, чтобы осознать ценность измерения земли как площади, чтобы, обернувшись с вершины холма, проникнуть мыслью за линию горизонта, чтобы из своей деревни увидеть мир.
Автор: А. Хазанов.
Схожі статті:
причины и последствия. 6 класс
Автор:
Ньютон
20 января 2021 12:22
Метки: знания история общество обществознание
28506
6
Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?
DEA / A. DAGLI ORTI/De Agostini via Getty Images
Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.
- Революция — коренное изменение большинства сторон общественной жизни, радикальная смена строя. Революции бывают краткосрочные, а бывают долгосрочные. Неолитическая революция — долгосрочная, она продолжалась несколько тысячелетий.
Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.
То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.
Карта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe
Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.
Причины неолитической революции
Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.
Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.
Одомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия
Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.
Последствия неолитической революции
Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.
Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.
Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.
Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.
Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.
Реконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray
Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.
Крестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.
Посуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein
Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.
И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.
Еще крутые истории!
- Исчезновение печенегов: куда и почему
- Тайны Диснейленда
- Художник по костюмам, который обиделся на Монро
- Эти медицинские операции поражают воображение
Метки: знания история общество обществознание
Новости партнёров
Динамика неолитической революции
Неолитическая революция началась между 10 000 и 12 000 лет назад в нескольких широко рассредоточенных местах по всему миру, когда наши предки впервые начали сажать и выращивать сельскохозяйственные культуры. Сельскохозяйственные сообщества возникли почти одновременно в Месопотамии, Китае, Юго-Восточной Азии, Африке, Мезоамерике и Южной Америке, заменив Homo способ существования охотников-собирателей, который использовался сотни тысяч лет назад.
Карта Плодородного Полумесяца
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Эволюция сельского хозяйства
Переход от стратегии охотников-собирателей к земледелию, вероятно, происходил поэтапно. В течение миллионов лет наши предки существовали за счет щедрости нашей природной среды. Наши самые ранние прямоходящие предки, возможно, не имели особенно упорядоченного подхода к поиску пищи, но ко времени Homo erectus гоминиды, несомненно, были собирателями, которые планировали использование ресурсов, местонахождение которых было известно и отслеживалось. К тому времени, когда появились анатомически современные люди, Homo sapiens , должно быть, обладал обширными знаниями о том, как растения и животные развивались и возвращались в одни и те же районы год за годом, чтобы собирать урожай и охотиться за надежными источниками.
Удалить рекламу
Реклама
Первоначальная идея посадки, возможно, возникла на свалках, где наблюдали, как прорастают и растут семена.
Когда они регулярно возвращались на одно и то же место, им, возможно, не потребовалось много времени, чтобы стать земледельцами, которые повышали продуктивность родных полей прополкой, обрезкой и сжиганием. Вероятно, они начали обрабатывать почву палкой-копалкой или мотыгой, чтобы уменьшить конкуренцию и стимулировать прорастание. Возможно, они также обнаружили на ранней стадии, что в следующем году урожай будет лучше, если почву перекопать после сбора урожая. В конце концов, они стали производителями, которые пересаживали небольшое количество растений и держали в неволе несколько животных. Эти ранние сады, вероятно, были очень маленькими и находились в непосредственной близости от жилых домов, и оставались маленькими до тех пор, пока люди не решили серьезно заняться сельским хозяйством.
Разнообразие одомашнивания сельскохозяйственных культур
Первые культуры были столь же разнообразны, как люди и места, где зародилось земледелие. Климат земли, где впервые были одомашнены растения, сильно различался, и в результате в каждой из них было одомашнено большое количество видов растений и животных. На Ближнем Востоке были огромные естественные насаждения пшеницы и ячменя, что побудило первых земледельцев в этом регионе использовать их в качестве основных культур. В Юго-Восточной Азии отсутствовали пшеница и ячмень, зато было много крупнозернистого риса, в результате чего рис стал одной из излюбленных культур. Пшеница, ячмень и рис отсутствовали в Мезоамерике и Африке, поэтому люди эксплуатировали местные обильные однодольные растения: сорго в Африке и кукурузу в Мезоамерике. В Южной Америке не существовало никаких крупнозерновых видов, и в результате ранние земледельцы одомашнили клубневые виды картофеля, сладкого картофеля и маниоки, а также псевдозлаковые маранты и амарант.
Удалить рекламу
Реклама
Просо
Клаус Реблер (CC BY-SA)
Крахмалистые продукты были одними из первых одомашненных культур во всех центрах происхождения сельскохозяйственных культур, но они всегда дополнялись высокобелковыми овощными и волокнистыми культурами. Овощи семейства бобовых были одомашнены во всех основных регионах, включая вигну (Африка), сою (Китай), арахис (Южная Америка), чечевицу и нут (Ближний Восток). Амарант и ченопод также были очень важными источниками растительного белка в Америке. Волокно было получено из различных видов хлопка в Африке и Южной Америке, льна на Ближнем Востоке и конопли в Китае.
К основной группе культур в каждом регионе постепенно добавлялись дополнительные листовые овощи, специи, масличные культуры и фрукты. Последней группой одомашненных растений были плоды. В то время как виноград и инжир очень древние и, возможно, выращивались в течение 10 000 лет, большинство других наших древесных фруктовых культур были одними из последних дополнений к сельскому хозяйству. Частично это может быть связано с тем, что плоды деревьев так долго созревают, поскольку после посадки фермер должен ждать урожая 5-10 лет. Кроме того, плодовые культуры являются ауткроссированными видами; сеянцы часто уступают материнскому растению из-за перекрестного опыления, поэтому для полного раскрытия их потенциала необходимо было разработать сложные методы обрезки и прививки.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ранние стадии одомашнивания растений
На большинстве раннеземледельческих участков переход от доисторических обществ охотников-собирателей к земледельческим общинам был постепенным и занял тысячи лет. Очень ранняя запись этого медленного перехода была обнаружена при раскопках Ричарда Макнейша в долине Теуакан в Мексике. Он раскопал 12 участков и обнаружил 12 000-летнюю историю земледелия в этом районе. Первоначально люди питались дикорастущей растительной пищей и мелкими животными, такими как зайцы, олени, пекари и ящерицы. Они собирали растительную пищу в рамках запланированного раунда ежегодных мероприятий. Около 9000 лет назад дичи стало меньше, и люди стали направлять больше своей энергии на сбор дикорастущих растений, включая кабачки, перец чили и авокадо. Они рассеялись небольшими группами в поисках пищи в сухой сезон и собрались вместе в сезоны изобилия. Возможно, в этот период они начали спорадическое выращивание дикорастущих растений, но усилия были минимальными.
г. к 3000 г. до н.э. большая часть пищи поступала из домашних источников в долине Теуакан.
В течение следующих 5000 лет жители долины Теуакан постепенно увеличивали использование одомашненных растений, и к 7000 г. до н.э. (до настоящего времени) около 10% их рациона составляли культурные растения. Они находились за пределами первоначальных районов одомашнивания, но к этому времени они выращивали большую группу предположительно интродуцированных культур, включая кукурузу, амарант, бобы, кабачки и перец чили. Кукурузные початки были размером с ластик для карандашей, но теперь растение существовало в своем современном виде. Собака появилась около 5000 лет назад. Со временем люди продолжали уделять все больше и больше усилий сельскому хозяйству, и к 3000 г. до н. Индейки были одомашнены около 2000 лет назад.
Подобные свидетельства перехода от охотников к фермерам можно найти во многих местах Ближнего Востока. Одним из таких мест является Иерихон в долине реки Иордан, где были оставлены непрерывные записи о 9000-летнем проживании, поскольку люди строили новые глиняные хижины поверх других, поскольку они со временем ветшали. В самый ранний период поселение состояло из натуфийцев, которые в основном занимались охотой на газелей и лис, выращивали несколько видов злаков, но не имели домашнего скота. Около 9000 лет назад они начали серьезно выращивать злаки, и есть первые свидетельства того, что овцы и козы были одомашнены. Подобные долгосрочные записи последовательных поселений зарегистрированы в Ҫаталхёюк, Турция, где люди изначально были собирателями, которые выращивали некоторые злаки на стороне, но к 10 000 лет назад одомашнили крупный рогатый скот и стали крупными фермерами.
Удалить рекламу
Реклама
Чаталхойюк
Омар Хофтун (CC BY-SA)
На ранних стадиях процесса одомашнивания в генетическом и физиологическом строении многих видов сельскохозяйственных культур начал проявляться ряд изменений. Некоторые из этих изменений были вызваны сознательным отбором, например, улучшение вкусовых качеств и цвета, но многие из них были бессознательным побочным продуктом посадки и сбора урожая. Сбор урожая привел к отбору неосыпающихся семенных коробок, более детерминированному росту, более равномерному созреванию и увеличению производства семян. Все эти характеристики увеличили бы вероятность того, что семена определенного типа растений будут собраны и впоследствии посажены. Конкуренция сеянцев, вызванная посадкой в непосредственной близости, вероятно, увеличила силу сеянцев и скорость прорастания, поскольку особи с такими характеристиками, скорее всего, выиграют гонку к репродуктивному возрасту. Большой размер семян, вероятно, способствовал увеличению силы всходов, а потеря ингибиторов прорастания способствовала бы более быстрому прорастанию. Тонкие семенные оболочки также развились при одомашнивании, поскольку уменьшенная семенная оболочка более проницаема для воды и приводит к более быстрому прорастанию.
Причины неолитической революции
Вопрос, который заинтриговал как антропологов, так и этноботаников, заключается в том, почему так долго не возникло земледелие. Вполне вероятно, что у людей были средства для ведения сельского хозяйства задолго до того, как они начали этим заниматься. Наши предки, несомненно, получили значительные знания о растениях и животных благодаря самим актам охоты и собирательства. Они наблюдали сезонные закономерности развития растений и миграции животных, а также замечали, как семена прорастают и растут на кучах их свалок. Они сжигали поля, чтобы погонять дичь, и, должно быть, заметили последующие регенерации растений. Они также получили глубокие знания о том, как бесчисленные виды растений можно использовать в пищу и в медицине, и знали, как обезвреживать ядовитые источники пищи.
Вероятно, самая старая формальная идея о том, почему люди начали совершенствоваться, — это Теория Оазиса Гордона Чайлда. Он предположил, что после оледенения Северная Африка и Юго-Западная Азия стали более сухими, и люди начали скапливаться в районах, где была вода. Сначала люди научились приручать животных, которые собирались вокруг них, а затем, по мере роста населения, научились выращивать урожай, чтобы избежать голодной смерти. Хотя эта теория является привлекательным объяснением земледелия на ксерических участках, теперь известно, что мезотические районы в Юго-Восточной Азии и тропической Южной Америке также породили сельское хозяйство.
Удалить рекламу
Реклама
Сельскохозяйственные террасы инков
McKay Savage (CC BY)
Зауэр в своей классической книге « Сельскохозяйственное происхождение и распространение » (1952) предположил, что земледелие впервые возникло среди рыбаков в Юго-Восточной Азии. У них был надежный источник пищи, они вели оседлый образ жизни и, следовательно, имели время и силы для экспериментов с новыми системами производства продуктов питания. Опять же, эта теория хорошо работает в районах, где рыба и ракообразные были легко доступны, но она не объясняет происхождение земледелия в засушливых местах без морепродуктов, таких как Мезоамерика и Центральная Африка.
Есть также предположения, что земледелие возникло как побочный продукт религиозной церемонии. Были собраны и, возможно, выращены растения, дающие ритуальные снадобья. Семена могли быть разбросаны по курганам. Животные могли быть одомашнены для принесения в жертву. В то время как религия была бы сильным стимулом для неолитических народов применять то, что они знали о жизненных циклах растений и животных, у нас все еще остается наш первоначальный вопрос, почему людям потребовалось так много времени, чтобы начать процесс земледелия. Имеются убедительные доказательства того, что люди были духовными задолго до того, как они начали одомашнивать растения и животных.
Другие теории, разработанные о том, почему люди начали заниматься сельским хозяйством, вращаются вокруг либо климатических изменений, ограничивающих доступность ресурсов и стимулирующих сельскохозяйственную деятельность, либо роста населения, достигающего критической точки, когда ресурсов больше не хватает, чтобы прокормить растущие массы. По мере роста населения потребности в продуктах питания могли возрасти до такой степени, что для обеспечения достаточного пропитания требовались альтернативные источники. Возможно, наши предки начали заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур, когда они больше не могли собирать достаточно еды из дикой природы, чтобы прокормить себя и свои семьи.
Удалить рекламу
Реклама
Имеются убедительные доказательства того, что популяции действительно увеличивались во время Сельскохозяйственной революции в большинстве ранних мест происхождения сельскохозяйственных культур, но неизвестно, стимулировало ли изобретение сельского хозяйства этот рост или оно возникло благодаря этому росту. Простой ответ на вопрос, почему нам потребовалось так много времени, чтобы начать заниматься сельским хозяйством, заключается, вероятно, в том, что охота и собирательство были очень комфортным образом жизни, и у людей должна была быть очень веская причина, чтобы отказаться от них. Джульетта Клаттон-Брок утверждает, что «при изобилии пищи и отличном сырье — дереве, кости, кремне и рогах — трудно понять, чего не хватало мезолитическим народам Европы» (14).
Люди каменного века были сложными, разумными существами, которые могли легко приспособиться к сложившейся ситуации. Им нравились охота и собирательство, и их подталкивали к земледелию только различные региональные факторы, включая рост населения, изменение климата, чрезмерную охоту, религию или простое желание получить больше чего-то дефицитного, будь то еда, специи, масло, церемониальный цвет или волокно. Производство пищевых продуктов — лишь одна из возможных причин введения растений в культуру.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Как земледелие эпохи неолита посеяло семена современного неравенства 10 000 лет назад | Неравенство
Большинство людей считают иерархию в человеческом обществе неизбежной, естественной частью того, кто мы есть. Тем не менее, это убеждение противоречит большей части 200 000-летней истории Homo sapiens .
На самом деле наши предки по большей части были «жестокими эгалитаристами», нетерпимыми к любой форме неравенства. В то время как охотники-собиратели признавали, что люди обладают разными навыками, способностями и качествами, они агрессивно отвергали попытки институционализировать их в какой-либо форме иерархии.
Так что же вызвало такой глубокий сдвиг в психике человека от эгалитаризма? Баланс археологических, антропологических и геномных данных предполагает, что ответ лежит в сельскохозяйственной революции, которая началась примерно 10 000 лет назад.
Невероятная продуктивность современных методов ведения сельского хозяйства не соответствует тому, насколько ненадежной была жизнь большинства фермеров с первых дней неолитической революции вплоть до нынешнего века (в случае фермеров, ведущих натуральное хозяйство в беднейших странах мира). И охотники-собиратели, и ранние земледельцы были подвержены краткосрочной нехватке продовольствия и случайным голодом, но именно фермерские общины гораздо чаще страдали от жестокого, повторяющегося и катастрофического голода.
Охота и собирательство были безопасным способом заработка. Охотники-собиратели джу/хоанси в Намибии традиционно использовали 125 различных видов съедобных растений, каждый из которых имел немного отличающийся сезонный цикл, разную реакцию на разные погодные условия и занимал определенную экологическую нишу. Когда погода оказывалась неподходящей для одной группы видов, она, скорее всего, приносила пользу другой, значительно снижая риск голода.
В результате охотники-собиратели считали, что окружающая их среда всегда предусмотрительна, и всегда работали только для удовлетворения своих насущных потребностей. Они никогда не стремились создать излишки и не чрезмерно эксплуатировали какие-либо ключевые ресурсы. Уверенность в устойчивости окружающей среды была непоколебимой.
Народ жу/хоанси проживал на юге Африки сотни тысяч лет. Фотография: Джеймс СузманНапротив, неолитические фермеры брали на себя полную ответственность за «создание» своей среды обитания. Они зависели от горстки высокочувствительных культур или видов скота, а это означало, что любая сезонная аномалия, такая как засуха или болезнь скота, могла вызвать хаос.
И действительно, расширение сельского хозяйства по всему миру сопровождалось катастрофическими социальными коллапсами. Геномные исследования истории европейского населения указывают на серию резких сокращений, которые совпали сначала с неолитической экспансией в Центральной Европе около 7500 лет назад, а затем с их распространением в северо-западной Европе около 6000 лет назад.
Однако, когда звезды находились в равновесии – погода благоприятствовала, вредители побеждены, почва все еще богата питательными веществами – сельское хозяйство было гораздо более продуктивным, чем охота и собирательство. Это позволило фермерскому населению расти гораздо быстрее, чем охотники-собиратели, и поддерживать это растущее население на гораздо меньшей площади.
Но успешных земледельцев эпохи неолита по-прежнему мучил страх перед засухой, упадком, вредителями, морозом и голодом. Со временем этот глубокий сдвиг в отношении общества к дефициту также вызвал опасения по поводу набегов, войн, чужаков и, в конечном итоге, налогов и тиранов.
Жу/хоанси традиционно использовали 125 различных видов съедобных растений. Фотография: Джеймс СузманНе то чтобы ранние фермеры считали себя беспомощными. Если бы они все делали правильно, то могли бы свести к минимуму риски, питавшие их страхи. Это означало угождать капризным богам в их повседневной жизни, но, прежде всего, это делало ставку на усердный труд и создание излишков.
В то время как охотники-собиратели считали себя просто частью изначально продуктивной среды, фермеры считали свою среду чем-то, чем можно манипулировать, приручать и контролировать. Но, как скажет вам любой фермер, подчинить окружающую среду своей воле требует большой работы. Продуктивность участка земли прямо пропорциональна количеству энергии, которое вы в него вкладываете.
Этот принцип, согласно которому трудолюбие является добродетелью, и его следствие, состоящее в том, что личное богатство является отражением заслуг, является, возможно, наиболее очевидным из многих социальных, экономических и культурных наследий аграрной революции.
Осознание связи между упорным трудом и процветанием сыграло огромную роль в изменении судьбы человечества. В частности, способность создавать и контролировать распределение излишков стала путем к власти и влиянию. Это заложило основу для всех ключевых элементов нашей современной экономики и укрепило нашу озабоченность ростом, производительностью и торговлей.
Регулярные излишки позволили значительно повысить степень дифференциации ролей в фермерских обществах, создав пространство для менее производительных ролей. Первоначально они были связаны с сельским хозяйством (инструментальщики, строители и мясники), но со временем появились новые роли: священники молились о хороших дождях; борцы за защиту фермеров от диких животных и соперников; политикам превратить экономическую мощь в социальный капитал.
Фермерские общества создали экономику надежды и стремления, в которой мы почти безошибочно ориентируемся на будущее
Недавняя исследовательская работа, посвященная изучению неравенства в обществах раннего неолита, подтверждает то, что уже знали антропологи начала 20-го века на основе сравнительных исследований земледельческих обществ: чем больше излишков производило общество, тем выше уровень неравенства в этом обществе. общество.
Новое исследование отображает относительные размеры домов людей в 63 неолитических обществах между 9000 г. до н.э. и 1500 г. н.э. Он обнаруживает четкую корреляцию между уровнями материального неравенства — в зависимости от размера жилых помещений в каждом сообществе — и использованием тягловых животных, которые позволяли людям вкладывать гораздо больше энергии в свои поля.
Конечно, даже самые трудолюбивые земледельцы раннего неолита на собственном опыте поняли, что один и тот же участок почвы не может год за годом давать обильные урожаи. Их потребность поддерживать постоянно растущее население также приводила в движение цикл географической экспансии посредством завоеваний и войн.
Жу/хоанси, которые когда-то зависели исключительно от охоты и собирательства, теперь все больше полагаются на натуральное хозяйство. Фотография: Джеймс СузманБлагодаря исследованиям наблюдаемых взаимодействий между охотниками-собирателями 20-го века, такими как джу/хоанси, и их соседями-земледельцами в Африке, Индии, Америке и Юго-Восточной Азии, мы теперь знаем, что сельское хозяйство распространилось по Европе. агрессивным расширением сельскохозяйственных популяций за счет установившихся популяций охотников-собирателей.
Сельскохозяйственная революция также изменила представление людей о времени. Семена сажают весной, чтобы собрать урожай осенью; поля оставляют под паром, чтобы они могли быть продуктивными в следующем году. Таким образом, общества, основанные на сельском хозяйстве, создали экономику надежды и устремлений, в которой мы почти безошибочно сосредотачиваемся на будущем и где плоды нашего труда задерживаются.
Но не только наша работа ориентирована на будущее: большая часть современной жизни представляет собой клубок социальных целей и часто неосуществимых ожиданий, формирующих все, от нашей личной жизни до нашего здоровья. Охотники-собиратели, напротив, работали только для удовлетворения своих насущных потребностей; они не считали себя заложниками будущих устремлений и не претендовали на привилегии на основе прошлых достижений.
Понимание того, как сельскохозяйственная революция изменила человеческое общество, когда-то было не более чем вопросом интеллектуального любопытства. Теперь, однако, это приобрело более практический и неотложный аспект. Многие проблемы, созданные сельскохозяйственной революцией, такие как проблема дефицита, в значительной степени были решены с помощью технологий, однако наша озабоченность тяжелым трудом и безудержным экономическим ростом остается непоколебимой.