Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста – Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста.

виды и способы их разрешения. — КиберПедия

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.



К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.



Если названный выше случай оказывается недейственным, педагогу желательно разъединить конфликтующие стороны, направить в разные классы, группы, подразделения.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2. Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3. Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4. Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5. Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

6. Метод «обмена позиций». Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны, обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении.

7. Метод «расширения духовного горизонта» спорящих. Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.

Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) профессионально анализирует слова, суждения конфликтующих (в их присутствии), обнажая эгоизм, все примитивное, непринципиальное, что вызывает вражду.

Перед ссорящимися намечаются моральные ценности более высокого уровня, а также цели, в стремлении к которым ссорящиеся, возможно, едины, а не враждебны. Акцентируя внимание на высоких моральных ценностях, педагог (психолог) помогает враждующим оставить мелочные личные счеты и духовно переориентироваться.

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Сложность разрешения конфликтов и устранения конфликтогенных ситуаций заключается в том, что лицу, разрешающему конфликт, необходимо совершить правильный моральный выбор. Правильный выбор возможен в том случае, если личность обладает истинными нравственными знаниями и убеждениями, сильной волей, способностью поддерживать нравственные отношения и следовать нравственной норме в любых обстоятельствах. Нравственные отношения и нравственная норма являются своеобразным моральным регулятором в конфликтогенной ситуации.

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Моральное требование – это в значительной мере конкретизированное предписание. Оно адресуется преподавателю в форме указания о необходимости следовать принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом. Моральные требования, в свою очередь, определяют характер моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Нормы педагогической морали представляют собой конкретное указание о характере и форме поступков преподавателя в отношении к другим преподавателям, обучаемым. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий людей.

Философ Л.М. Архангельский обратил внимание на специфические функции нормы: «Нравственная норма является своеобразной „клеточкой“ морали, тем „фокусом“, через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми». Он указывает на то, что норма как бы синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали. Поэтому рассматривать ее необходимо не только в рамках нравственного сознания, но и в рамках нравственной деятельности и нравственных отношений.

Нравственные отношения, так же как политические, экономические, правовые и другие, входят в структуру общественных отношений. Они представляют собой такую совокупность социальных связей и зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы, на гармонизацию условий человеческого общежития, на достижение нравственного прогресса.

Выделение нравственных отношений в структуре общественных закономерно, так как они имеют особые функции социальной координации, субординации и регулирования. Каждому из видов общественных отношений свойственны специфические признаки, характеристики и критерии.

Основным критерием различения видов общественных отношений является сфера социальной деятельности и характер социальных зависимостей. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами.

Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, правилами и предписаниями, получившими общественное признание и усваиваемыми личностью в ходе ее социализации.

Известно, конфликты обычно разрешаются благодаря моральной поддержке той стороны, которая находится на позициях, соответствующих нравственной норме. При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений.

Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.

Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов. Но в противовес подобным личностям выступают другие – безупречно следующие нравственному идеалу. Любую жизненную ситуацию они оценивают также через призму нравственного идеала.

Действенность нравственного идеала в конфликтной ситуации проявляется в том, что личность не останавливается на констатации происшедшего, а предпринимает определенные меры для того, чтобы в данных обстоятельствах изменить некоторые явления от существующих до должных (в соответствии «должного» с принципами морали, нормами). В интеллектуальный, эмоциональный, волевой аспекты такого действия подключается и мировоззрение, и нравственность личности.

Лишь те личности, которые своими конкретными практическими действиями и поступками сближают действительность с нравственным идеалом, способны облагораживать микросреду и разумно разрешать конфликтогенные ситуации.

Формула их поведения: оценка ситуации – решение – действие. В данном случае имеется в виду действие, по своей значимости равноценное поступку

Поступок – возвеличение, подтверждение или низвержение ценностей, переосмысление жизненно значимого. Поступок – категория нравственно-ценностного содержания. Он представляет собой совокупность нравственных отношений, которые выражают его сущность.

Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного имеет две стороны: 1) объективную – возможность выбрать; 2) субъективную – активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.

Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора, решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в разрешении моральных конфликтов.

Ответственность как сложное структурное образование включает:

а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта;

б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами;

в) предвидение последствий поступков;

г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;

д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;

е) самоотчет и самооценку;

ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.

Мудрость морального выбора в конфликтной ситуации зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность выбора и способность личности выбирать как необходимое условие свободы морального выбора.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.

Внешняя и внутренняя обусловленность выбора в конфликтной ситуации, вытекающая в различных обстоятельствах в различные варианты решений, всегда отражает ценностную ориентацию личности, диапазон нравственного и безнравственного, линию поведения.

Во-вторых, таковым фактором выступает мера ответственности. Этики утверждают, что мера ответственности личности возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора. Возможность и способность выбора определяют меру ответственности. Личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора и отвечает лишь за то, что она объективно, в соответствии с обстоятельствами, могла и субъективно, в соответствии с нравственной необходимостью, должна была выбрать и реализовать в поступке.

В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.

В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации

cyberpedia.su

14. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста

Нравственный конфликт – это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная деятельность в силу острого противоборства с преступниками, использования специфических сил и средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Примером может служить ситуация, когда перед сотрудником правоохранительных органов, производящим обыск на квартире подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, встает дилемма: либо произвести осмотр постели больного человека, находящегося при смерти, либо, руководствуясь гуманными соображениями, отказаться от этого.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность – общество, личность – группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентаций отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности. Практика показывает, что среди сотрудников правоохранительных органов по критерию ценностной ориентации можно выделить несколько типов личности, которые при возникновении конфликтной ситуации сделают соответствующий этим ориентациям выбор. Так, сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессиональный долг. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнительские черты, будет ориентироваться на указания руководства.

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы – одна, которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

studfiles.net

Основные пути разрешения этических конфликтов в деятельности юриста.

Юридическая, и в частности правоохранительная деятельность в силу острого противоборства с преступниками, использования специфических сил и средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять трепания морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность — общество, личность — группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, социальных групп и общества.

В Кодексе профессиональной этики сотрудников ОВД указываются следующие виды этических конфликтов возникающей после нее этической неопределенности: «Сотрудник органов внутренних дел в ходе выполнения своих служебных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта или этической неопределённости, вызванной:

1. соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;

2. отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;

3. воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления; просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности[20].

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу.

Разрешение внутреннего конфликта может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие человеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на конфиденциальной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между страхом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необходимости такого сотрудничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия (конфликта) между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность).



Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы – одна, которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде.

Сотруднику могут быть даны следующие рекомендации:

· вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики; избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;

· доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству; обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечён в ситуацию этического конфликта или этической неопределённости.

В сознании человека в таких ситуациях одновременно конфликтно взаимодействуют различные системы моральных ценностей. С этой точки зрения данный конфликт может быть назван внутренним. Однако специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта, напротив, характерно отрицание правильности противоположных убеждений, взглядов, ценностей, идей. Сотрудник, работающий в чуждой среде, вынужден скрывать свое конфликтное отношение к той системе моральных ценностей, которая господствует в этой среде. Такое положение вызвано не ситуацией морального выбора (выбор сотрудником уже сделан), а особенностями оперативной работы. Поэтому данный конфликт можно назвать скрытой формой внешнего конфликта[21].



Можно рассмотреть несколько универсальных типов разрешения из конфликтных ситуаций. Первый – уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено “обвинение”, переводит тему разговора в другое русло.

При этом “обвиняемый” ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и “оставляет поле брани”. Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для “мыслителя”, который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи.

Второй вариант исхода – сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается. Этот прием чаще всего использует “собеседник”, так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая “хорошая война”.

Третий тип – компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий.

Четвертый вариант – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.

Пятый вариант – самый неблагоприятный – принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора.

Каждая конфликтная ситуация требует от субъекта взвешенного подхода, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Важно, чтобы человек вышел из мучительной душевной борьбы с наименьшими нравственными и психологическими потерями. Прежде всего, это построение иерархии нравственных ценностей, выделение приоритетных ценностей и моральных требований среди имеющихся альтернатив. Это и применение принципа «наибольшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение меры компромисса между сталкивающимися вариантами поведения.

Для заметок

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

cyberpedia.su

3

Семинар 3.

Понятие и назначение проф этики юриста

Точки зрения профессиональной морали.

Согласно первой точки зрения, говоря о профессиональной этике как о применении общих норм морали в специфических условиях профессиональной деятельности даже условно нельзя говорить о профессиональной нравственности.

Согласно второй точки зрения признается существование профессиональной этики юристов, в которой общие нормы морали должны быть конкретизированы, отразить специфику труда, моральных отношений, характерное для данного вида профессии. Специфика состоит в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, которые регулируют поведения членов профессиональных групп их отношении к объекту труда, к другим соц группам, а также взаимоотношения внутри этих профессиональных групп. Каждая профессия налагает на своих представителей специфические нравственные обязанности, которые не только дополняют общие моральные нормы, но и обусловливают нормы, ограничивающие действия норм.

Объективные предпосылки специальной:

1. Наличие своеобразных условий для реализаци

2. Наличие неповторимых, свойственных только данной профессии ситуаций, приводящих .. К возникновению спец. Норм.

3. Особенности проф долга, как этической категории Предполагают определение специфики содержания и целей деятельности представителя той или иной профессии. Морально допустимых средств, достижение целей, особенностей нравственного идеала и нравственных стимулов.

Роль юриста в качестве право- применителя, должен идти к истине, и в идеале обе стороны довольны.

Неизбежно: противоречие нравственных ценностей, вмешательство – объективно вынужденное, и вмешательство порождает и зло и добро, результат носит противоречивых характер.

Особенности моральных конфликтов в деятельности юриста.

Противоречия нравственной свободы ситуационного уровня обнаруживаются в моральных конфликтах. Понятие морального конфликт, в его узком значении, определяют как такую ситуацию, в которой человек должен сделать выбор между взаимоисключающими формами поведения, т.е. по принципу «либо-либо». Так называемые “сильные” конфликты (или «пограничные ситуации»), предлагающие человеку выбор между двумя чрезвычайно значимыми для него ценностями (крайний его вариант – выбор между жизнью и смертью или на грани жизни и смерти), обладают ярко выраженным драматизмом, поскольку всегда связаны с жертвой, утратой. Представляя возможность свободы, они требуют за нее такую высокую плату, которая часто оказывается непосильной для человека, мучительно ощущающего в данном случае “бремя свободы”, а не ее «благо».

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. “Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности”*.

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Критерии морального выбора для решения моральных конфликтов в деятельности юриста.

Моральный конфликт (от лат.сonflictus – “противоборство”, “столкновение”) есть ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, или одной из двух моральных ценностей.

Конфликты могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние конфликты возникают между людьми (личность – общество, личность – группа, личность – личность, группа – группа, группа – общество). Источником внутренних конфликтов является сложность, разнохарактерность мотивов самой личности.

Свойства морального конфликта – альтернативность, личностный характер.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что следование одной норме морали как бы ведет к нарушению другой нормы. В конфликтной ситуации моральный выбор является отрешением от какой-либо ценности во имя ценности более высокой, обязательно.

Моральная оценка конфликтов: проблема критериев и способов оценки. Нравственность как способ а)выражения конфликтов; б)избежания конфликтов; в)разрешения конфликтов. Проблема нравственного выбора и принятия решения в кризисных ситуациях. Переоценка ценностей. Двойственная природа нравственности: оправдание и критика социальной реальности. Революционная мораль и нравственность революций. Практическое разрешение нравственных конфликтов. Источник нравственного принуждения и принуждение к нравственности. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности. Социальный и нравственный идеал.

Нравственные качества, необходимые для решения моральных конфликтов в деятельности юриста.

studfiles.net

2. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности

Нравственный конфликт — это столкновение моральных норм в инди­видуальном iliu общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная деятельность в силу острого противоборст­ва с представителями преступного мира, использования специфиче­ских сил и средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при на­личии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда воз­никает колебание между выбором близких и дальних целей, когда человека тревожит выбор между большим и меньшим злом и т.д.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или игой норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для со­трудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты прояв­ляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность — общество, личность — группа, личность — личность, группа — группа, группа — общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, соци­альных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящих­ся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направ­ленности личности, ее ориентации на те или иные ценности.

Практика показывает, что среди сотрудников правоохранитель­ных органов по критерию ценностной ориентации можно выделить несколько типов личности, которые при возникновении конфликт­ной ситуации сделают соответствующий этим ориентациям выбор.

  1. Сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столк­ новении различных норм в первую очередь будут исходить из тре­ бований законов и приказов.

  2. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не смо­ жет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы то ни было интересов.

  3. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдает предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является слу­жение государству, профессиональный долг.

  1. Прагматик при разрешении конфликта на первое место поста­ вит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей.

  2. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнитель­ ские черты, будет ориентироваться на указания руководства.

Понятно, что направленность личности характеризует типичное поведение человека, но правоохранительная деятельность нередко связана с чрезвычайными, нестандартными ситуациями, которые могут влиять на поведение людей, приводя к нетипичным для них поступкам. Очевидно, что при любой напраа!енности личности, при наличии тех или иных предпочтений, в любых ситуациях сотрудник правоохранительных органов в первую очередь должен исходить из интересов личности, общества и государства, на защите которых он стоит. Приоритеты добра, справедливости, профессионального дол­га должны служить основой при разрешении любых служебных си­туаций, какими бы сложными и конфликтными они ни были.

Разрешение внутреннего конфлик­та может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие человеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на негласной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между стра­хом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необходимости такого сотруд­ничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия (конфликта) между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность).

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему прихо­дится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы — одна. которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде. Вспомните хотя бы случай из кинофильма «Место встречи изменить нельзя», когда сотрудник уголовного розыска Шарапов внедряется в банду «Черная кошка». Здесь конфликт по­рожден, с одной стороны, собственными нравственными установ­ками Шарапова, с другой — ситуацией, которая диктует ему опре­деленный тип поведения.

В сознании человека в таких ситуациях одновременно конфликт­но взаимодействуют рагшчные системы моральных ценностей. С этой точки зрения, данный конфликт может быть назван внутренним. Однако специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта, напротив, характерно отрицание правильности противоположных убеждений, взглядов, ценностей, идей. Сотрудник, работаюший в чуждой среде, вынужден скрывать свое конфликтное отношение к той системе моральных ценностей, которая господствует в этой среде. Такое положение вызвано не ситуацией морального выбора (выбор со­трудником уже сделан), а особенностями оперативной работы. По­этому данный конфликт можно назвать скрытой формой внеш­него конфликта.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретны­ми особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятель­ность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, т.е. выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно по­мочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются ь его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для правоохранительной деятельности, в частности для работы с негласными помощниками. Негласный помощник может осознавать правильность принятого им решения сотрудничать с правоохранительными органами, иметь верное представление о мо­ральной стороне этого решения, сознательно и добровольно выпол­нять задания оперативного работника и при этом субъективно, пси­хологически не чувствовать внутреннего удовлетворения от своего поведения. Так бывает, когда осознание своего поведения не пре­вратилось в устойчивые убеждения, чувства, привычки. Негласный помощник может совершать правильные поступки и мотивировать их, но это не всегда мотивация убеждения. Воля к самопринужде­нию, чувство долга — это тоже высокие мотивы положительного поведения, но все-таки ставить их на один уровень с мотивацией убеждения, которая характеризует высший тип нравственного пове­дения, нельзя.

В литературе предпринимаются попытки выработать рекомендации, способствующие преодолению и разрешению нравственных конфликтов. В качестве общего принципа при этом выдвигается положение об иерархии нравственных ценностей, системе предпочтений (общест­венный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко явля­ется положение о приоритете общественного интереса перед част­ным. К сожалению, в действительности это положение понимается и реализуется подчас весьма упрощенно и грубо, когда личный ин­терес противопоставляют общественному. В этом случае конфликт­ную ситуацию нередко разрешают простым принесением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает. может быть, несколько более сложный способ своего разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потре­бует каких-то жертв от индивида, когда человек воспринимает об­щественный интерес как свой личный.

Подчинение личного общественному — крайний, хотя и до­вольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Вспомним, что известный немецкий философ И. Кант истинно нравственным человеком на­зывал того, кто действует вопреки своим личным интересам и же­ланиям. И все же для оптимального выхода из конфликтной ситуа­ции необходимы не только готовность личности пожертвовать соб­ственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности. Только в таком диалектическом единстве об­щественного и личного и возможен правильный моральный выбор.

3. Проблема соотношения цели и средств в правоохранительной деятельности.

Решение, принятое в ситуации выбора, для своей реализации тре­бует определенных средств достижения поставленной цели. С этой точки зрения средства выступают промежуточным звеном между собственно выбором и целью. Данный этап морального выбора представлен в виде проблемы соотношения цели и средств ее дости­жения. Для деятельности правоохранительных органов решение этой проблемы представляет не только чисто научный, но и прак­тический интерес, что обусловлено характером их работы и специ­фикой используемых ими средств.

Вопрос о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, служил кам­нем преткновения в течение многих веков. В своей классической формулировке он выражался следующим образом: оправдывает ли цель любые средства? При этом подразумевается благородная цель.

История этической мысли выдвинула два альтернативных ответа на вопрос о соотношении цели и средств, наиболее ярко воплотив­шихся в концепциях макиавеллизма и так называемого абстрактного гуманизма.

Первая концепция названа по имени извест­ного итальянского политического мыслите­ля Никколо Макиавелли (1469—1527), кото­рый ради упрочения государства считал возможным использование любых средств. Иногда ее называют иезуитизмом. Она из­вестна как принцип «цель оправдывает средства» и исходит из того, что средства обусловлены целью, подчинены ей, в то время как цель независима от средств. В качестве основного критерия для выбора средств выдвигается их эффективность для достижения цели, нравственная сторона при этом в расчет не берется. Поэтому сторонники этой концепции считают возможным использовать любые средства: насилие, обман, жестокость, предательство и т.п., лишь бы достичь поставленной цели. Человек — средство для достижения цели, а его совесть — помеха на этом пути, вот почему мораль становится ненужной. Не случайно эта концепция так импонировала самым жестоким и изу­верским политическим режимам. Гитлер, обращаясь к немецкой молодежи, заявлял, что он освобождает их от «химеры совести», которая не нужна для осуществления целей великой Германии. К чему привело это «освобождение», знает весь мир.

Вторая концепция придерживается прямо противоположной позиции, согласно которой никакая цель не оправдывает средства. Средства совершенно независимы от цели и обладают самостоятельностью и своей ценностью: либо положительной, либо отрицательной. Так, если иезуиты как представители первого направления считали, что любое насилие оправдано, если оно помогает быстрейшему достиже­нию цели, то сторонники движения ненасилия признают насилие абсолютным злом, не допустимым ни и коем случае. По мнению по­следних, в зависимости от того, каковы средства, такова будет и цель: благородные средства определяют благородную цель, безнрав­ственные средства ведут к достижению безнравственной цели. Дру­гими словами, основа этой концепции заключается в тезисе: не цель оправдывает средства, а напротив, средства определяют цель. Наибо­лее яркими сторонниками данной концепции были русский писатель Лев Толстой, индийский политический деятель Махатма Ганди, немецкий гуманист и миссионер Альберт Швейцер, борец за права американского чернокожего населения Мартин Лютер Кинг.

Естественно, в своих крайних формах апология иезуитизма или абстрактного гуманизма встречается относительно редко. Даже сам Макиавелли, с именем которого связывают принцип «цель оправды­вает средства», не был сторонником полного отказа от учета нравст­венного содержания средств, используемых для достижения цели.

Правоохранительная деятельность, пожалуй, как ни одна другая, требует научного решения проблемы соотношения цели и средств. Во многом это связано с не всегда положительной оценкой в общест­венном мнении как используемых в ней средств, так иногда и са­мих целей, когда они направлены, например, на защиту политиче­ских сил, реализующих не государственный, а свой личный или групповой интерес. Но даже наличие благородной цели защиты безопасности личности, общества и государства не ограждает исполь­зуемые правоохранительными органами средства и методы деятель­ности от неоднозначной оценки со стороны общественной морали. Понятно, что сотрудники данных государственных органов не могут взять на вооружение ни концепцию макиавеллизма, ни концепцию абстрактного гуманизма, поскольку и та, и другая абсолютизируют крайности при решении вопроса о соотношении цели и средств. Наиболее правильной следует признать позицию, в соответствии с которой цель и средства объективно взаимосвязаны, находятся в со­стоянии диалектического взаимодействия.

Средства, выбираемые людьми, обусловлены целью, стоящей перед ними. Но в то же время не отрицается и обратное влияние средств на цель, признается, что средства могут искажать благородную цель. Средства должны соответствовать поставленной цели. В этом соот­ветствии цель играет доминирующую роль, определяя состав средств, и обусловливая их нравственное содержание.

Соответствие цели и средств означает, что в своем единстве они дают поступок или поведение, которые могут быть оценены как нравственно положительные, несмотря на то что цель или средство как самостоятельные явления могут быть отрицательными. Так, скажем, борьба с преступностью сама по себе однозначно оценива­ется как нравственно положительное явление, а принуждение по отношению к человеку вряд ли может получить такую оценку. Од­нако когда мы рассматриваем борьбу с преступностью и принужде­ние как цель и средство, эта однозначность исчезает. Если суд при­говаривает преступника к тюремному заключению за разбой — это справедливая мера наказания, показывающая соответствие средства (тюремное заключение как вид принуждения) цели (борьба с преступ­ностью) и имеющая положительную нравственную оценку, несмотря на использование в принципе негативного средства. И, напротив, тюремное заключение за неправильный переход улицы рассматри­валось бы как несправедливое, поскольку в данном случае нарушен принцип соответствия цели и средства.

Критерием для определения положительной или отрицательной ценно­сти поступка или поведения может быть признан следующий: нрав­ственно допустимым считается поступок, совершение которого по­влекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его несовершение. Или иначе: если результат, достигнутый с помощью данных средств, окажется по своему значению выше, чем ущерб, нанесенный применением этих средств.

По сути этот же критерий положен в основу юридической от­ветственности в ситуации крайней необходимости, что говорит о единстве нравственной и правовой норм, действующих в подобных ситуациях. Так, не является преступлением деяние, хотя и подпа­дающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным кодек­сом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства, об­щественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В правоохранительной деятельности нередко возникают ситуа­ции, когда для достижения благородной цели необходимо исполь­зовать средства, связанные с ущемлением прав и свобод личности. Безусловному осуждению подлежат действия, когда из всего нали­чия средств для достижения цели выбираются заведомо негативные, хотя, возможно, и самые эффективные. Сложнее обстоит дело, ко­гда обстоятельства предоставляют лишь такие средства, которые нельзя однозначно признать нравственно положительными. Если моральные издержки от используемых средств перекрывают нравст­венную ценность цели, то нужно категорически отказываться от достижения цели. Скажем, если действия в рамках необходимой обороны оцениваются как необходимые и допустимые, то превы­шение этой меры квалифицируется уже как уголовно наказуемое деяние. В данном случае неправильный выбор средств (при поло­жительной цели) приводит к негативной оценке поступка.

Моральный выбор признается правильным, если будут учтены все или по меньшей мере наиболее значимые последствия, которые может предвидеть человек, совершающий этот выбор. В любых дей­ствиях учитываются прежде всего их прямые последствия. Однако эти последствия могут иметь значение как для самого человека, так и для других людей, в том числе общества.

С точки зрения морали важно учитывать интересы как отдель­ной личности, так и социальной группы или общества. В практике деятельности правоохранительных органов бывают ситуации, когда человек, отстаивая свои законные, признанные обществом интере­сы, причиняет ущерб другим людям и даже целым группам людей (например, при необходимой обороне и борьбе с несправедливо­стью и т.п.). Следовательно, не все те действия, в которых преобла­дают эгоцентрические интересы и возникают соответствующие последствия, являются безнравственными. Безусловно, порочным следует признать лишь такое поведение, когда ущерб от действий человека в названных ситуациях превышает его моральные (и за­конные) права на зашиту своей жизни, чести и достоинства.

В повседневной жизни при принятии, казалось бы, правильного решения или при определении меры ответственности за те или иные действия не так уж редко ограничиваются учетом лишь прямых последствий. Когда не принимаются во внимание побочные последствия этих действий, которые могут иметь возможно большее значение. чем прямые, то это может привести к прямо противоположному результату. К ним следует отнести те последствия, которые либо не связаны непосредственно с полученным результатом, но влияют на последующие действия человека (например, безнаказанность при совершении противоправного деяния сотрудником правоохрани­тельных органов помимо прямых последствий от этого поступка оказывает влияние на правосознание нарушителя закона, провоци­рует на совершение других подобных поступков, снижает авторитет правоохранительных органов, приводит к недоверию к правовой системе, неверию в справедливость и т.п.), либо имеют значение для тех членов общества, которых этот поступок непосредственно не касается, но чьи интересы он затрагивает. Так, напряженные отношения между начальником и подчиненным сказываются не только на их поведении по отношению друг к другу, но и на взаи­моотношениях в коллективе. Нередко внутриколлективные отно­шения отражаются и на служебной деятельности.

Нравственные последствия чаше всего являются опосредован­ными, побочными. Но они обладают той особенностью, что внеш­не, казалось бы, бесполезные, неэффективные, не имеющие непо­средственной ценности поступки приобретают высокое социальное значение. Безоружный сотрудник органа внутренних дел бросается на зашиту человека, ставшего жертвой нападения группы воору­женных преступников, заранее зная, что проиграет в этой схватке, но повинуясь требованиям долга. С точки зрения практической эффективности его поступок лишен рациональности, но с позиции высокой нравственности он имеет высшую ценность. Последствия этого поступка по своей опосредованной значимости намного пре­вышают его непосредственный результат своим влиянием на созна­ние и поведение граждан, обретающих уверенность в своей защи­щенности; на сознание и поведение преступников, теряющих уве­ренность в своей безнаказанности, и т.д.

В ситуации определения соответствия цели и средств мы имеем дело с предполагаемыми последствиями от использования тех или иных средств и достижения той или иной цели. Это положение важно как в процессе выбора, так и при оценке результатов выбора. Разница состоит лишь в том, что в первом случае все возможные последствия являются предполагаемыми (возможными), во втором они налицо (действительные).

Таким образом, выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий:

• полного изучения предполагаемых последствий от достижения цели и от использования каждого из имеющихся в распоря­жении средств;

Признание выбора правильным не означает, что при реальном его осуществлении всегда получаются предполагаемые результаты. что связано с наличием случайности, а также со скрытыми от чело­века, совершающего выбор, объективными обстоятельствами, кото­рые могут повлиять на конечный результат. В таком случае этот человек не подлежит ответственности, поскольку выбор поступка им был сделан правильно, хотя в силу не зависящих от него обстоя­тельств он оказался неверным.

studfiles.net

Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста прммеры

Судья, вынося обвинительный приговор женщине за убийство мужа, на протяжении ряда лет истязавшего ее и детей, и назначая суровое наказание, испытывает невольное сочувствие к обвиняемой, которая, по его мнению, находилась в ситуации, когда, совершая противоправное деяние, не могла поступить иначе. В ситуациях нравственного конфликта юристу, принимающему решение, приходится взвешивать требования профессиональной необходимости и действующих в противоположном направлении личных желаний, основанных на понятиях справедливости, чести, гуманизма. Для любой личности моральный выбор, в конечном счете, – это принятие решения о признании главенства одной ценности перед другой. Вопрос 11. Профессиональная деформация юриста: причины, пути предупреждения и преодоления.

Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста

Инфо

Так, сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности.


Внимание

Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессиональный долг. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнительские черты, будет ориентироваться на указания руководства. Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам.

Kursak.net

Все темы данного раздела: В2. Из истории возникновения и развития этической мысли?Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, Совестью человека.Оценочная функция морализаключается в понимании того, что такое добро изло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляе В8. Принцип гуманизма в деятельности правоохранительных органов?Гуманизм правоохранительных органов — это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных («законопослушных») граждан и непримиримость к правонарушениям и преступ Нормы в деятельности правоохранительных органов.?Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права.

Конфликты в профессиональной деятельности юристов

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести: 1. Выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; 2. Развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка; 3.

Формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; 4. Совершенствование стиля и методов управления персоналом; 5. Формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка1.

Романов В.В.

Нравственные конфликты в деятельности юриста: виды и способы их разрешения.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться. Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов. Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта.

При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов. Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации.

Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента. Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания.

3. правила обращения сотрудника правоохранительных органов с правонарушителями?

При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений. Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.
Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов.

agnbotulinum.com

Тема 5 «Конфликт в профессиональной деятельности юриста»

Занятие проводится в форме мозгового штурма. На обсуждение выносятся следующие вопросы.

Вопросы:

1. Понятие, структура и функции конфликтов.

2. Причины и условия возникновения конфликта в профессиональной деятельности юриста.

3. Виды конфликтов, возникающих в процессе делового общения юриста

4. Понятие юридического конфликта.

Доклады:

1. Конфликт расследования.

2. Понятие конфликтных и бесконфликтных ситуаций возникающих при допросе.

Дополнительная литература:

1. Козявин, А.А. Влияние типа уголовного процесса на происхождение и развитие нравственного конфликта в уголовно-процессуальной деятельности / А.А. Козявин // Российский следователь. – 2011. -№2. – С.16-19.

2. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля/ [И.Б.Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, – 2006. – 463 с.

Занятие №9

Тема 5 «Конфликт в профессиональной деятельности юриста»

Вопросы:

1. Стратегии (стили) поведения юристов в конфликте.

2. Завершение конфликтов в профессиональной деятельности юриста.

3. Формы и подходы завершению конфликта.

4. Правила поведения в споре.

Доклады:

1. Медиация, как один из способов разрешения конфликтов (в уголовном процессе).

2. Психологические особенности профессиональных участников уголовного судопроизводства, влияющие на возникновение и разрешение конфликтов.

Дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

2. Психология и этика делового общения : учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.-5-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. – 415с.

3. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля/ [И.Б.Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, – 2006. – 463 с.

Занятие №10

Тема 6 «Нравственные начала предварительного расследования»

Занятие проводится в форме мозгового штурма. На обсуждение выносятся следующие вопросы.

Вопросы:

1. Общая характеристика юридической деятельности.

2. Профессиональный долг и моральный выбор в деятельности юриста: значение и содержание.

3. Соотношение нравственного конфликта и моральной ответственности.

4. Правовой нигилизм и деформированное правосознание юристов.

5. Правовая культура и правосознание следователя. Этика проведения следственных действий. Культура процессуальных документов.

Дополнительная литература:

1. Гришина, Е.П. Коммуникативное взаимодействие следователей и лиц, обладающих специальными познаниями, в ходе производства по уголовным делам/Е.П. Гришина // Российский следователь. – 2011.- №4.- С. 34-36.

2. Синицина, Л.В. Общие детерминанты развития склонности у части сотрудников коллективов ОВД К совершению административных деликтов/ Л.В. Синицина // Российский следователь.- 2010. – №10. – С. 23-27.

3. Шейфер, С.Б., Борисов, С.А. О самоидентификации следователей как участников уголовного процесса/ С.Б.Шейфер, С.А.Борисов //Российский следователь. – 2011. – №17. – С. 16-20.

4. Шумилин, С.Ф. Проблема обвинительного уклона в механизме реализации полномочия следователя на привлечение в качестве обвиняемого и способ ее решения / С.Ф. Шумилин // Российский следователь. – 2010.- №6. – С. 8-11.

Занятие №11

studfiles.net

Оставить комментарий