Объект и предмет курсовой работы: что это такое и как определить

Как определить объект и предмет курсовой работы?

  • 7 октября

Рубрика: Курсовая работа

содержание

Сколько бы раз ни объяснял преподаватель, чем отличается объект исследования от предмета, сколько бы ни приводил примеров и ни показывал образцов их конкретных формулировок, а толку мало: как только начинаешь определять в своей курсовой работе объект и предмет – только путаешься в этих понятиях. Действительно, на практике с разграничением объекта и предмета как-то все очень сложно, хотя определить и сформулировать объект и предмет в курсовой (да и в любой другой научной работе) – обязательное требование для большей части ВУЗов. Что же собой представляют два этих элемента?

Объект и предмет курсовой работы: понятия

Объект курсовой работы – это отдельно взятое явление или процесс, которые изучаются автором исследования в рамках поднятой темы, соотносящейся с полем конкретной научной дисциплины.

Предмет курсовой работы – это отдельные аспекты, особенности или характеристики объекта, которые автор курсовой работы анализирует в соответствии с темой и спецификой дисциплины, а также являющиеся важными с теоретической и практической точек зрения.

Объект и предмет исследования обозначаются во введении работы, после обозначения актуальности темы, цели и задач курсового проекта. Очень важно соблюсти правила оформления вводной части работы, так как подобная структура прописана в государственном стандарте. Несоблюдение этого требования может повлиять на итоговую оценку.

Объект и предмет курсовой работы: в чем разница

Отличительная грань между двумя этими понятиями достаточно тонкая по ряду причин: толковые словари дают порой размытые определения с не совсем конкретными примерами, некоторые ученые признают синонимичность значений этих терминов и т. д. Как же понять различие между объектом и предметом курсового исследования, ведь их формулировки необходимо включить во введение в курсовой?

Чаще всего при разграничении объекта и предмета исследования говорят о том, что объект шире предмета, объект – это общее и абстрактное понятие, а предмет – это частное и конкретное. Приведем отвлеченные примеры для более наглядного объяснения разницы:

Объект и предмет исследования примеры:
  • объект исследования – Уральские горы, предмет – легенды и мифы об Уральских горах;
  • объект исследования – французские предложения, предмет – особенности расположения слов во французских предложениях;
  • объект исследования – финансовая система, предмет – особенности регулирования финансовой системы Центробанка РФ;
  • объект исследования – пациент для врача на приеме, предмет – причины плохого самочувствия этого пациента.

Приведенные примеры показывают и основное структурное отличие предмета от объекта: в формулировке предмета заключены отличительные, наиболее важные, существенные (для данной курсовой работы) признаки, характеристики и особенности объекта. Предмет – то конкретное, что студент изучает в своей курсовой работе, а объект – это, скорее всего, сфера существования этого предмета. Другими словами, можно сказать:

  • объект отвечает на вопрос – «Что я исследую и рассматриваю в своей курсовой работе (какое явление, какой процесс)?»;
  • предмет отвечает на вопрос – «В каком ключе я это исследую (какие особенности явления или процесса, какие характеристики и признаки, какой аспект беру во внимание)?».

Очень важно, чтобы объект курсовой работы предполагал некую проблемную ситуацию, которая требует от студента изучения. А предмет исследования – это определенный аспект выделенной студентом проблемы, рассматривая который, можно познать объект в целом, обозначить и выделить его характерные свойства.

Как правильно выделить объект и предмет?

Написать правильно объект и предмет исследования в курсовой работе помогут следующие примеры:
  • Курсовая работа по экономике: «Основные принципы функционирования российской налоговой системы». Объект: российская налоговая система. Предмет: основные принципы функционирования налоговой системы в РФ.
  • Курсовая работа по педагогике: «Влияние социокультурного пространства школы на успеваемость обучающихся». Объект: социокультурное пространство школы. Предмет: особенности влияния социокультурного пространства школы на успеваемость обучающихся.
  • Курсовая работа по праву: «Право совместной собственности супругов». Объект:
    общественные отношения, складывающиеся между супругами по поводу совместной собственности
    . Предмет: нормы законодательства, регламентирующие отношения совместной собственности супругов, соответствующие научные разработки и материалы правоприменительной практики (при наличии).
  • Курсовая работа по лингвистике: «Функционирование номинативных предложений в художественном стиле речи». Объект: номинативные предложения. Предмет: коммуникативные особенности функционирования номинативных предложений русского языка в текстах художественного стиля
    .

Целесообразным будет напомнить, что при определении и формулировке объекта и предмета исследования необходимо ориентироваться не только на тему курсовой работы, но и на ее идейный замысел, так как порою тема лишь косвенно указывает на объект и предмет курсовой работы.


Подпишитесь на нас в ВК.
Публикуем полезные лайфхаки для учёбы

Цели и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования

Определение целей и задач работы – важнейшее умение, которое вырабатывается в процессе учебы. Цель – тот итоговый результат, ради которого и предпринимается данная работа.

Это главный вопрос, ответ на который и будет решением проблемы, раскрытием темы. Очевидно, что цель, как правило, начинается с глаголов (или отглагольных существительных):

Выяснить (выяснение)…

Выявить (выявление)…

Обосновать (обоснование)…

Определить (определение)…

Создать (создание)…

Реконструировать (реконструкция)…

Но помимо постановки цели, студент должен отдавать себе отчет в том, как он собирается этой цели достичь, с помощью каких средств. Ответ на вопрос как?

также носит специальное название – это задачи работы.

Задачи намечают путь к цели. Каким образом определение и анализ тех или иных особенностей изучаемых текстов может привести к намеченной цели, то есть, каковы средства, с помощью которых исследователь собирается достичь цели? Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач.

Далее: что будет исследоваться – т.е. определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования. Обоснования объекта и предмета могут быть развернутые, как в данном случае:

Тема: «Социокультурное пространство русского бунта (по материалам Пугачевского восстания)». Объектом исследования является Пугачевский бунт как продукт отечественного культурно-исторического опыта в различных его ипостасях, обусловленных социокультурной ситуацией переходного периода от традиционной эпохи к Новому времени.

Очень важно то обстоятельство, что бунт для России – явление нередкое, специфические признаки русского бунта «вызревали» в течение долгого времени. Все прежние бунтарские выступления хоть в чем-то, но «не дотягивали» до «идеального типа». В этом смысле именно Пугачевское восстание в максимальной степени воплотило в себе сущностные черты и особенности отечественного бунтарства, а, следовательно, обращение к нему словно лакмусовая бумага обозначит наиболее яркие грани русского бунта как феномена социокультурной истории Руси/России.

Изучаемое явление можно понять только в контексте функционирования и трансформации традиционной культуры в переходный период своего бытия. Поэтому предмет исследования – это система многообразных культурных связей и отношений, формировавших защитный механизм традиционной культуры в условиях российской модернизации, которые отражались в субъективных переживаниях людей – участников, карателей и современников Пугачевского бунта, в их не только осознанных, но и бессознательных мироощущениях.

Иначе говоря, нас будет интересовать не столько сама историческая реальность («как это собственно было»), сколько ее порой причудливое отображение на разных уровнях «ментальной оснастки» изучаемой эпохи.

Или более краткий вариант обоснования:

  • Тема «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи (на примере города Череповца)». Объект: Город в рамках определенной территории, четко очерченной генеральным межеванием. Предмет: Демографические процессы, социальная стратификация, торговля, мануфактурное производство, ремесло и преломление этих процессов в градостроительстве.

  • Тема

    «Отечественная историография черносотенных организаций». Объект: Труды отечественных авторов, посвященные черносотенным союзам. Предмет: Становление и эволюция научных воззрений на черносотенные союзы в отечественной историографии.

  • Тема «Деятельность научных и культурных учреждений российской эмиграции во Франции (1920-е – 1930-е гг. )». Объект: Российская эмиграция как социокультурное явление. Предмет: Жизнь и деятельность представителей научной и художественной интеллигенции центров русского зарубежья во Франции.

  • Тема «Дачные поселки Подмосковья конца XIX – начала ХХ вв.» Объект: Дачные поселки как особый тип поселения. Предмет: Процессы возникновения и эволюции дачных поселков как особого типа населенных пунктов, а также социально-экономические и культурные процессы и явления в них.

  • Тема «Развитие образования в России (первая четверть XIX в.)». Объект: Образование в России в 1801-1825 гг. Предмет: Деятельность российских государственных и местных органов власти по формированию и развитию образовательной системы в России.

Итак, результатом этого этапа работы должно стать: а) определение места и значения темы курсовой работы в контексте всего предмета, по которому пишется курсовая работа, б) постановка цели работы и предварительное определение вопросов, которые следовало бы рассмотреть при раскрытии темы.

Определение целей и задач работы, объекта и предмета исследования включается в ее специальный раздел, который носит название “Введения”.

Что такое функции предметной и объектной фразы?

Давайте прочитаем:

Это первая из трех глав о Субъектах и ​​Объектах. Чтобы завершить это руководство, внимательно прочитайте каждую главу, а затем разблокируйте и заполните наши материалов , чтобы проверить свое понимание.

Глава 1 Цели

– Повторить концепцию функций словосочетаний в английских предложениях

– Кратко сравнить функции подлежащего и объектного словосочетаний

– включите примеры каждой функции, чтобы помочь читателю сориентироваться

Читатель Содержание

Прежде чем вы начнете читать…

Эта тема теперь имеет интерактивный модуль: Субъекты