Объект изучения этики: 3. Объект и предмет этики как практической философии.

Содержание

3. Объект и предмет этики как практической философии.

Этика – это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития.

Объект изучения – мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности.

Этика является методологией для других наук, которые изучают конкретные проблемы морали и нравственности.

Определение предмета этики исторически менялось. Аристотель считал этику практической, прикладной философией, частью политики. Цель этики, говорил Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным. Этические знания не имеют ценность сами по себе: они должны всегда реализовываться в поступках. Предмет этики, с точки зрения античного философа, – достижение блага как наивысшей цели человека. Аристотель давал следующее определение: «Этика – наука о добродетелях, ведущих к счастью».

Вплоть до Нового времени этика оставалась верной своему античному образцу и являлась учением о добродетелях. В Средние века появляется классификация религиозных добродетелей. Этическая проблематика связывается с познанием Бога как абсолютного Блага (Августин Блаженный, Ф. Аквинский). Этические («относящиеся к душе») и дианоэтические («относящиеся к разуму») добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, щедрость и др.) дополняются теологическими – верой, надеждой, любовью. Фома Аквинский, например, выделял умственные, нравственные и богословские добродетели, последние из которых считал наивысшими. Особо волнует средневековых теологов проблема греха, добра и зла, что выразилось в формулировке проблемы теодицеи (оправдание Бога как непричастного злу, существующему в мире).

В эпоху Возрождения также продолжает развиваться вариант этики как учения о добродетелях, но меняются акценты: на первый план выдвигается проблема человека и главным моральным принципом становится принцип гуманизма (Дж. Бруно, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли и др.). В Новое время происходит переворот в понимании предмета этики. Этот переворот связывается с именем И. Канта (1724-1804). Основные этические произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе». Главным понятием этики становится понятие долга, предметом – сфера «должного». Этика выступает в качестве деонтологии – учения о долге. Известный категорический императив И. Канта звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Максима в этом случае – субъективный принцип поведения. Это значит, что человек должен всегда стремиться вести себя так, чтобы его поведение могло быть принято и воспроизведено всеми другими людьми.

Другая формулировка: «Относись к человеку в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда – только как к средству». И. Кант утверждал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и как разумное существо обладает достоинством.

Выполнение долга должно основываться на следовании категорическому императиву, но без всякой эмоциональной заинтересованности. В этом и состоит ригоризм этики Канта: «Ты должен, следовательно, ты можешь». Всякие склонности, симпатия, личная выгода должны быть исключены. В противном случае, поступок перестает быть собственно моральным. Шиллер даже написал эпиграмму, где говорил, что, согласно Канту, добро надо делать с отвращением. И. Кант был обвинен в излишней строгости своих этических построений (подчинил целиком и полностью уникальное начало в человеке обобщенным требованиям долга).

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Это объясняется, прежде всего, спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось.

С появлением прикладной этики начинается, по мысли многих авторов, новый этап развития этического знания. Моральные вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах практической деятельности. Соответственно, прикладная этика существует как собирательное обозначение совокупности многих конкретных областей – биоэтики, экологической этики, этики хозяйствования, политической этики, этики науки и др. Наиболее развитой из них, на примере которой по преимуществу и строятся представления о прикладной этике, является биоэтика (биомедицинская этика). Этическая нормативность традиционно составляла некую самостоятельную область, дополняющую и компенсирующую несовершенство фактических нравов. Теперь же она становится способом организации самого существования людей.

Этика, по своему содержанию, достаточно консервативна – недаром, своеобразной ее «вершиной» до сих пор считается концепция И. Канта. Этическое учение любого из известных философов (Аристотель, Б. Спиноза, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.) всегда преподносится в виде универсальной и совершенной модели, единственной истины, – иные же (например, субъективистские или релятивистские) построения, в лучшем случае, воспринимаются как критика существующей морали (Скептицизм в Древнем Риме, воззрения Л. Шестова в русской философии и др.).

Путь в этом направлении был проложен еще Ф.Ницше в его произведениях «К генеалогии морали», «О пользе и вреде истории для жизни», в которых соединяются в сложной взаимосвязи проблемы становления «человека морального» (Homo moralis), генеалогии, философии истории.

Философ пытался выйти за пределы «метафизического морализма», заключенного в понятиях о «добре» и «зле», «нечистой совести» и «вины» самих по себе. Важным для него оказалось не определение вышеуказанных понятий, а само вопрошание: «Откуда ведут свое начало добро и зло? Чистая и нечистая совесть? При каких условиях человек изобрел эти определения?» В итоге за всеми рассуждениями о происхождении и назначении нравственного человеческого чувства прослеживается представление о морали как «следствия…симптома, маски, болезни», которыми скрываются определенные условия и обстоятельства человеческой истории.

Переоценка ценностей связывалась Ф. Ницше с вопросом о порождении или источнике какой-либо ценности. Мыслитель, как известно, вел в этом отношении двунаправленную борьбу. Во-первых, против тех, кто ограждает ценности от критики, удовлетворяясь «инвентаризацией существующих ценностей или критикой чего-либо во имя устоявшихся ценностей (И. Кант, А. Шопенгауэр). И также против тех, кто критикует или чтит ценности, выводя их из объективных фактов («ученые-утилитаристы»). В обоих случаях, как полагал мыслитель. Философы погружаются в стихию не-различимого: того, что ценно само по себе, или того, что имеет ценность для всех. Ф. Ницше, следуя генеалогическому методу, показал, что высокое и низкое, благородное и подлое, доброе и злое представляют собой, прежде всего, различающий момент, «генеалогическое или критическое начало», из которого далее выводится ценность самих ценностей.

Возвращаясь к поставленному вше вопросу об особенностях этической рефлексии в эпоху современности, продуктивным представляется сделать следующий шаг: ввести в анализ в анализ интересующей нас проблематики понятие «габитус» (от лат «habitus» – «внешность»; неанализируемый обычай, привычка).

Обнаруживая связь между понятиями «этос» и «габитус», мы представляем человека как индивида, включенного в исторический процесс; не только как восприемника, но и как творца моральных норм. «Габитус» представляет собой «суммарный термин», его можно определить как «нужду, ставшую добродетелью». Но это необходимость, которая обрела плоть в вещах и телах. Являясь продуктом истории, он обеспечивает «активное присутствие прошлого опыта в настоящем времени.

Габитус, с одной стороны, характеризует предопределенность. Это определяет манеру держаться, говорить, мыслить. Человек ощущает, что можно, а что нельзя себе позволить, как можно и как нельзя себя вести. Одни негласно принимают свое положение, испытывая чувство границы («это не для нас»), другие недовольны своим положением, желают изменить его. Но габитус – это не только система приобретенных, вписанных в человеческую телесность норм, оценок. Это, как считал П. Бурдье, включенная в тело возможность социальной игры. Понятие игры позволяет сделать следующее допущение: действия человека определены, социально детерминированы: игра всегда осуществляется по правилам. Но с другой стороны – игра подразумевает бесконечное множество ходов в рамках заданных правил. Понятие габитуса позволяет по-иному взглянуть на человека с точки зрения этики. Человек перестает рассматриваться как производное социальной структуры, пассивный восприемник моральных норм. Человек не только наследует моральные нормы, этические ценности, но и изобретает их, т.е. выше указанные феномены не являются внешними по отношению к индивиду.

Существуют разные способы оформления этического знания: через усиленное комментирование нарушений, табу и предписаний (например, в архаической культуре), где человек оказывается заложником предписаний и норм поведения. И через признание права человека на этичекое нормотворчество. Первый вариант – это «негативная программа поведения». Она претендует на то, чтобы дать универсальные образцы на все случаи жизни. Но это, конечно, не исключает необходимости выбора между альтернативными линиями поведения. Как заметил Ю.М. Лотман, в этом случае выбор осуществлялся не самим человеком, а извне: человек просто следовал той стратегии поведения, на которую ему указывали приметы, результаты гаданий и т.д. В таком случае и ответственность перекладывалась на ту силу, которая «направила», «подсказала» способ поведения в той или иной ситуации.

В современную эпоху принцип долженствования все отчетливее уступает первенство принципу желаемого. «Этос» эстетизируется (Б. Хюбнер «Произвольность этоса и принудительность эстетики»), допуская право человека на этическое нормотворчество. Это второй вариант, или «позитивная программа», которая исключает автоматическое следование универсальным образцам поведения, а реализуется посредством практик взаимодействия; она подразумевает бесконечное множество ходов в рамках заданных правил. Таким образом, в отношении к другому нет заранее данных образцов для нравственного подражания. Экспериментируя с самыми разнообразными наборами этических идей, мы сами задаем новые условия игры, исключающие нетерпимость и агрессивность. Об этом писал еще Н. Бердяев, обосновывая «новую этику творчества».

Через признание укорененности нравственности в индивидуальной ответственности, мы также вырисовываем контуры неклассической этической рефлексии. По М. Бахтину из уникального переживания состояния «не-алиби в бытии» рождается обоснование поступка. Определяющие обстоятельства этического решения находятся не в рефлексии, а в отношениях Я и Другого. Из этого личностного отношения должно возникнуть внутреннее долженствование.

Э. Левинас также полагал, что долженствование помещено, прежде всего, в бытие конкретного человека: «Мы все ответственны за все вокруг нас, и прежде всего за другого, и никто больше меня». Ответственность за Другого коренится в человеческом существовании. Человек в подлинном смысле становится человеком тогда, когда он открывает в себе моральное долженствование перед другими. В основе – поступок человека, который не ожидает ответа со стороны Другого и не ставит в зависимость от него собственное решение: «Я ответственен за других, не ожидая ответных действий…». Поэтому должное поведение возникает из личного опыта, а не из абстрактных представлений.

А. Хеллер в поисках оснований современной этики пришла к следующим заключениям: если классическая этика опиралась на твердые метафизические основания, то современная этика, напротив, находится в ситуации кризиса; именно поэтому «этическая рефлексия», по мысли автора, экзистенциальна и автономна. Что это означает? Я не выбираю «доброту”» или «честность». Я не выбираю какую-то добродетель или ценность, я выбираю самого себя как доброго и честного человека». Жизнь Сократа, по мнению автора, яркое тому подтверждение.

Таким образом, мы затронули лишь один пласт проблем, очерчивающий контуры этической рефлексии в эпоху современности. Этическа, с одной стороны, индивидуализируется, обращается к проблемам отдельной личности – ее жизненному поиску, желанию реализовать неповторимый биографический проект. Но, с другой стороны, необходимо обратить внимание на развитие в условиях современности прикладных этических теорий, которые обращаются к таким глобальным проблем как права человека на жизнь и смерть, экология, терроризм, ксенофобия и т.д. Все это заставляет нас признать, что современная ситуация связывается с ренессансом этического знания.

В итоге, общее определение этики, которое мы можем сформулировать, будет звучать таким образом: Этика – это наука о морали и нравственности как специфических способах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого; это наука о происхождении, структуре и функционировании морали и нравственности.

1.1. Предмет и назначение этики как науки. Профессиональная этика библиотекаря

1.1. Предмет и назначение этики как науки

Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что термин «этика» древнегреческого происхождения и берет свое начало от слова «этос» (ethika — в первоначальном понимании — человеческое жилище, гнездо). На русский язык это слово переводится как «привычка», «нрав», «характер», «образ жизни». Латинским аналогом термина «этика» является термин «мораль». В русском языке наряду с приведенными определениями также широко употребляется слово «нравственность». Все эти термины идентичны по своему этимологическому содержанию и употребляются как-синонимы [160, 83].

За многовековую историю развития этики как науки она обрела свою специфику и только ей присущие методы исследования, заняла определенное место в системе наук. Раскрывая предмет изучения этики, Е. Г. Федоренко подчеркивает, что мораль изучается не только этикой. Многие другие науки (педагогика, психология, социология, медицина и т. д.) имеют в этой области свой предмет исследования. Однако все они изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную), этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сущности [176, 6].

Итак, мораль — это предмет изучения этики. Ее называют особой формой общественного и индивидуального сознания, она выполняет функцию регулирования поведения человека, побуждая его подчиняться определенным общественным законам. Благодаря этическим установкам, выработанным обществом, человек осознает, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и похвально, а что предосудительно и аморально.

Человек не может не согласовывать свои интересы с интересами общества, в противном случае он вступает в конфликт с ним и с окружающими его людьми (хотя в разной степени несоответствие между требованиями морали и тем, как ведут себя люди, наблюдается довольно часто). Это и отклонение от моральных норм отдельного члена общества, а может быть и всего общества, государства, когда нарушаются права человека, ведутся захватнические войны, провоцируются экологические катастрофы, проводится политика геноцида против собственного народа и т. д. Каждое общество создает свою мораль, с помощью которой формируется личность гражданина, а он, ориентируясь в своем поведении на выработанные нормы морали, способствует развитию и прогрессу общества, в котором он живет.

Мораль — не застывшая форма, она исторически развивается, видоизменяется, совершенствуется в ходе общественного прогресса: и общинно-родовая, и рабовладельческая, и феодальная, и буржуазная мораль (различные виды морали) служили укреплению и утверждению общественных отношений, но в ходе исторического развития были низвергнуты, заменены новыми, соответствующими времени моральными установками. В то же время существуют общечеловеческие нормы морали, которые передаются от поколения к поколению, от общества к обществу.

Этика, как любая наука, имеет свой понятийный аппарат, который со временем развивается, усовершенствуется, обогащается новыми понятиями и определениями. Так мораль как форма общественного сознания развила свои социальные функции, важнейшими из которых являются познавательная и мировоззренческая.

Познавательная функция морали призвана давать оценки действиям человека, изучает духовно-психологические качества людей. Мировоззренческая функция определяет место человека во Вселенной, меру его ответственности за судьбы мира, за будущее Планеты.

Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Нормы определяют, насколько действия отдельного человека или коллектива соответствуют общему представлению о смысле жизни в данном обществе, способствуют ли они его развитию и процветанию, раскрытию его способностей и возможностей. Моральная норма, как правило, формируется как повеление, обязательное для исполнения людьми во всех случаях жизни: не убий, не укради, почитай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства, по-своему интерпретируя моральные представления о долге, справедливости, добре и зле. У большинства людей простые нормы нравственности приобрели форму привычки и выполняются автоматически, без принуждения.

В этике как науке сложилась своя система категорий, сформулированы наиболее существенные понятия морали и нравственности. Эта система имеет единый принцип построения, что придает ей целостный характер. Среди категорий этики выделяются полярные категории: «добро» и «зло», «честь» и «бесчестье», а также взаимообусловленные: «совесть», «добродетель», «достоинство» и др. Каждая из этических категорий имеет свою ярко выраженную особенность, отражая связь человека с обществом.

Категории этики отражают моральное состояние человека, степень его гражданской зрелости и готовность служить во благо общества.

Добро и зло — понятие относительные. На протяжении развития человеческого общества эти понятия менялись, наполнялись новым содержанием. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. При этом под злом понимаются препятствия на пути развития как общества, так и отдельной личности. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент [160, 82].

С одной стороны, каждый человек должен осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать неправильное понимание или неисполнение им своего долга. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько понял или исполнил человек свой долг [160, 83].

Таким образом, долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей.

Совесть — внутренний моральный «судья», осуществляющий нравственный контроль за поведением человека, позволяющий ему оценивать мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами и предостерегающий от неблаговидных поступков. Наиболее сильное проявление самообвинения, самосуда — стыд: «когтистый зверь, скребущий сердце — совесть» (А. С. Пушкин).

Честь — это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, носителя своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека к сохранению своей репутации, своего доброго имени. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения к нему окружающих. В стремлении честно выполнять свои профессиональные обязанности находит выражение честь библиотекаря. Она может пониматься как стремление делать все возможное, чтобы не уронить престиж и назначение своей профессии, библиотеки в целом.

Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих. Обладая собственным достоинством, библиотекарь всегда будет помнить об уважении достоинства читателей и своих коллег.

Мы кратко рассмотрели основы понятийного аппарата этики. Знание особенностей развития этики как науки поможет нам понять специфику профессиональной этики как одного из частных направлений этической науки.

Основные задачи и назначение газеты

Основные задачи и назначение газеты Газета «Джаридат Дагистан» начала издаваться 7 января 1913 года.Согласно законам царского правительства, каждый из сельских судов Дагестанской области должен был осуществлять подписку на официальную газету. Среди официальных газет в

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи Основоположников британской социальной антропологии – Э. Б. Тайлора, Г. Мейна, Дж. Лёббока, Дж. Мак-Леннана и др. , – первые общие работы которых появились в 60-х годах XIX в., вряд ли

Кризис этики и права

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

10.1. Генезис науки. Определение науки

10.1. Генезис науки. Определение науки Среди проблем, связанных с наукой и ее местом в культуре, логичным представляется начать с определения этого феномена. Однако к современному определению науки привели исследования, в которых с середины XX века делались попытки выявить

11.2. Сущность и назначение искусства

11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника

1. Понятие этики

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на

1. Основные понятия этики

1. Основные понятия этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого—нибудь

2. Этика и мораль как предмет этики

2.  Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

21. Гегель и метафизические основания этики

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

1. Теоретические основы профессиональной этики

1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

3. Нормы библиотечной этики

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Определение, сфера применения, характер и цели – Медиаэтика

нехакубмс

Обсудите значение и определения этики. Кроме того, продемонстрируйте свое знакомство с масштабами и природой этики. Затем разработайте цель этики с помощью подходящих примеров.

Этика в основном известна как принцип нравственного поведения, который проводит различие между добром и злом/злом, правильным и неправильным, добродетелью и недобродетелью. Слово «этика» происходит от греческого слова «этос», означающего характер. Это отрасль знаний, которая регулирует правильное и неправильное поведение и поведение человека, профессии, группы или организации. Это ядро ​​профессиональной и личной жизни людей. Разные ученые по-разному определяют этику. Какими бы разными ни были их определения, этика всегда связана с моралью, правильным и неправильным, добром и злом. Применяется универсально. Этика существует и в таких профессиях, как журналистика, реклама, образование, медицина и т. д.

Карен Л. Рич  определяет этику как систематический подход к пониманию, анализу и различению правильного и неправильного, хорошего и плохого, достойного и достойного сожаления в том, что касается благополучия и отношений между живыми существами. .

Согласно статье, опубликованной Science Direct — «Этика — самая важная и действующая отрасль философии на сегодняшний день. В общем, этика – это моральная философия. Термин этика происходит от греческого термина Ethos, что означает обычай, характер. Это связано с нашими ценностями и добродетелями. Следовательно, наши действия и наш опыт в повседневной жизни являются предметом этики. У нас есть возможность обдумать свой выбор, поэтому мы несем ответственность за все наши решения и действия».

Существует 3 различных областей применения  этики.  Они:

  1. Метаэтика
  2. Нормативная этика
  3. Прикладная этика

1.  Метаэтика:  Метаэтика охватывает область ситуационной этики и занимается такими логическими вопросами, как «Что мы подразумеваем под «свободой» и «детерминизмом» и т. д. Она исследует природу этических свойств, отношений и суждения. Например, описание телесериала медиакритиком как «хорошая драма» не обязательно означает, что программа является морально обоснованной. Функция метаэтики состоит в том, чтобы определять такие расплывчатые понятия в этических терминах. Некоторыми из теорий метаэтики являются натурализм, нон-натурализм, эмотивизм и прескриптивизм.

2.  Нормативная этика:  Нормативная этика имеет дело со стандартами или нормами, с помощью которых мы можем судить о человеческих действиях как о правильных или неправильных. Он имеет дело с критериями того, что является морально правильным или неправильным. Например, если кто-то убьет человека, все согласятся, что это неправильно. Вопрос в том, почему нельзя убивать кого-то? Мы могли бы дать много разных ответов, но если мы хотим указать принцип, объясняющий, почему это неправильно, ответ может быть таким: Убийство неправильно, потому что, убивая кого-то, мы нарушаем его право на жизнь. Другая точка зрения может быть такой: причинять ненужные страдания человеку, которого убивают, или его семье неправильно, поэтому убивать человека неправильно. В нормативной этике особое внимание уделяется трем элементам:

  • Лицо, совершающее действие (агент)
  • Акт
  • Последствия поступка

3. Прикладная этика:  Прикладная этика — это раздел моральной философии, решающий проблемы. Он использует идеи, полученные из метаэтики, а также общие принципы и правила нормативной этики при решении конкретных этических вопросов и случаев в профессиональной, дисциплинарной или практической области. Прикладная этика является жизненно важным связующим звеном между теорией и практикой, настоящим испытанием этического принятия решений. Прикладная этика часто требует не только теоретического анализа, но и практических и осуществимых решений.

Некоторые из ключевых областей прикладной этики:

  • Этика принятия решений
  • Профессиональная этика
  • Клиническая этика
  • Деловая этика
  • Организационная этика
  • Социальная этика

Прикладная этика рассматривает такие вопросы, как аборты, эвтаназия, смертная казнь, декриминализация наркотиков, однополые браки и т.  д.0010 Этика – нормативная наука, определяющая нормы, нравственные ценности в человеке и его характер. Это систематическое объяснение того, что правильно и что неправильно.

  • Не искусство:  Этика не является искусством, поскольку искусство связано с приобретением навыков для производства объектов, в то время как мораль имеет дело с мотивом, намерением, целью и выбором, которые считаются правильными или неправильными в свете добра. (веб)
  • Переменная Природа:  Этика не статична. Это не всегда одно и то же. Люди меняются, и морально-этические взгляды в них тоже меняются.
  • Исключительно для людей:  Этика может применяться только к людям, поскольку именно мы способны выносить моральные суждения. Мы не можем ожидать этичного поведения от животных, поскольку они не так умны, как люди, поэтому этика предназначена исключительно для людей.
  • Цели этики

    Этические цели основаны на следующих факторах:

    • Объективность
    • Беспристрастность
    • Точность
    • Публичная отчетность
    • Справедливость
    • Правдивость

    Целями этики являются изучение и оценка человеческого поведения. Это также установление принципов и моральных норм поведения. Этика не обязательна в жизни человека и никому не навязывается, но быть этичным — это один шаг вперед на пути к тому, чтобы стать хорошим человеком.

    ССЫЛКИ:

    ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДУ И СФЕРУ ЭТИКИ . (н.д.). Получено с http://m.kkhsou.in/EBIDYA/PHILO/MODIFY_nature_ethics.html 2 сентября 2018 г.

    Adhikary, NM (2006). Изучение этики СМИ.  Катманду: Прашанти Пустск Бхандар.

    ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА. (н.д.). Получено с                                                           http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Applied_ethics

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    ЭТИКА: определение, объем, характер и цели

    объект этики — иванделигеро

    Фото автора cottonbro  из  Pexels

    Этика — это наука о том, какой выбор люди делают относительно правильного и неправильного.

    1. Две крайности:

    Моральный релятивизм – вера в то, что решения о добре и зле являются чисто личными и субъективными.

    Абсолютофобия – боязнь однозначно сказать, что определенное поведение неэтично.

    (пример. Кто-то увлечен правами животных, но не может высказаться по поводу абортов.)

    2. Этимология:

    Этика: ethos (греч.) – обычай или особое поведение; mos,moris (лат.) – обычай

    Обычай – более или менее постоянное поведение в соответствии с предписаниями естественного нравственного закона, общеизвестного и общего для всех людей.

    3. Материальный и формальный объект этики:

    Материальный объект: Действия человека

    Формальный объект quod : Правильное поведение – действия человека рассматриваются с точки зрения их правильности или неправильности.

    Формальный объект кво : принципы и выводы этики выводятся только из человеческого разума

    4. Некоторые истины, предполагаемые в этике:

    – Существование Бога

    – Достоинство человеческой личности

    5

    5 – Бессмертие души

    5. Отдел этики:

    1. Общая этика
      1. Окончательный конец человека
      2. Действия человека
      3. Мораль человеческих поступков
      4. Закон и совесть
      5. Добродетель вообще
      6. Исторический обзор различных этических традиций
    1. Специальные вопросы этики
      1. Права и обязанности
      2. Индивидуальная этика
      3. Социальная этика
      4. Политическая этика
      5. Профессиональная этика

    6. Окончательный конец человека

    Какова цель человеческой жизни?

    Анаксагор: «созерцать солнце»

    Сократ: «научиться умирать»

    Эпикур: «чувственные и интеллектуальные удовольствия»

    Зенон: «превзойти страдания»

    Платон: «правильное взращивание человеческой души»

    Конец – это к которому направлено действие.

    Ближайший конец – непосредственный конец, в связи с которым немедленно выполняется действие.

    Промежуточная цель – второстепенная цель, преследуемая для достижения другой цели.

    Конечная цель – то, ради чего ищут другие цели или средства.

    Абсолютная Конечная Цель – «та цель, ради которой желательны все остальные вещи и которая сама по себе не желательна ради чего-либо еще». (Св. Фома Аквинский)

    Конец действия – внутренняя цель действия

    Конец агента – намерение или цель, которую имеет в виду агент.

    7. Три принципа, касающиеся цели человеческих действий:

    1. Каждый агент, совершающий действие, действует ради цели, которую необходимо достичь.
    2. Каждый агент действует ради конечной цели.
    3. Каждый агент имеет право двигаться к цели, которая подходит или хороша для него.

    8. Добро:

    Добро – то, что удовлетворяет аппетит, предмет нашего стремления, то, что может придать совершенство и удовлетворение нашим силам или способностям.

    9. Виды товаров:

    Настоящее добро – действительно добро само по себе

    Видимое добро – зло само по себе, но кажется добром

    Условное благо – благо в определенном аспекте

    Простое благо – нечто совершенное по своей природе

    Несовершенное благо – все, что удовлетворяет аппетиты

    Совершенное благо – то, что может полностью и в высшей степени удовлетворить человеческую природу и не оставляет желать лучшего.

    10. Добровольный акт

    Действие правильно называется человеческим действием, когда оно является добровольным.

    Добровольность – от латинского слова voluntas – что означает «воля», способность, присущая человеку.

    11. Классификации добровольных действий:

    1. Бесплатные или необходимые – в зависимости от того, от чего можно или нельзя воздержаться.
    1. Совершенное добровольное действие – действие, совершенное с полного осознания и полного согласия;

    Несовершенное добровольное действие – действие, совершаемое лицом, которое действует, не полностью осознавая, что он намеревается сделать, или без полного намерения совершить действие.

    1. Непосредственно добровольный – желаемый как самоцель;

    Косвенное добровольное – желаемое не как самоцель, а как предвиденное следствие или последовательность действия

    1. Явное или выраженное добровольное – имеет место, когда согласие на действие внешне выражается словами или знаками;

    Молчаливое добровольное действие – совершаемое посредством молчания

    1. Чистое или простое добровольное действие – совершаемое с полным согласием и без неприязни;

    Смешанное или условное добровольное – желаемое при определенных условиях, но в то же время нежелательное при других условиях.

    1. Фактическая, виртуальная, привычная и истолковательная добровольность или намерение

    Актуальное намерение – то, что присутствует «здесь и сейчас» в сознании при совершении действия

    Виртуальное намерение – то, что сделано в какой-то прежний момент и все еще влияет на совершаемое сейчас действие

    Привычное намерение – сохранение в бессознательном уме намерения, сделанного когда-то и которое, хотя на самом деле забыто, никогда не было отозвано

    Интерпретативное намерение – результат толкования намерения того, кто не присутствует, или того, кто не имеет полномочий принимать решение самостоятельно

    12.

    Оставить комментарий