Ст. 58 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2022 год
Последняя редакция Статьи 58 Конституции РФ гласит:
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства – не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедал Адаму возделывать и хранить его (Быт. 2:15).
Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин “сохранять” предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция – нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.
Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действия или бездействия.
Понятие “окружающая среда” представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту – человечеству, отдельному человеку.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление “озоновых дыр” в атмосфере, загрязнение территорий радиоактивными отходами и выбросами АЭС, гибель части животного мира, а в итоге – уничтожение человечества суть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы, и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.
Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комм. к ст. 42).
Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.
Первая группа включает, например, ФЗ от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды” (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133), относящий к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности земли, недра-почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4).
ФЗ от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях” (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1024) определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Статья 2 Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
ФЗ от 30 ноября 1995 г. “О континентальном шельфе Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4694) включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на 200 морских миль (ст. 1).
Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. ФЗ от 24 апреля 1995 г. “О животном мире” (СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1462) определяет животный мир России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).
Водный кодекс от 3 июня 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 23. ст. 2381) исходит из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ст. 68).
Лесной кодекс от 4 декабря 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278) указывает на то, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов, за исключениями, установленными Кодексом (ст. 11). За нарушение лесного законодательства также установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 99).
ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2222) выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей среды.
Закон запрещает внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха (ст. 32).
Законодательство об охране природы представлено также нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.
ФЗ от 21 февраля 1992 г. “О недрах” (СЗ РФ. 1995. N 10. ст. 823) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влекут административную, уголовную или имущественную ответственность.
ФЗ от 10 января 1996 г. “О мелиорации земель” (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).
ФЗ от 23 февраля 1995 г. “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (СЗ РФ. 1995. N 9, ст. 713) предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей и т.п. должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3 ст. 11).
Рассматривая вопрос о конституционности ст. 16 ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, Конституционный Суд указал, что содержащиеся в данной статье положения, как устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий – народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы (Определение Конституционного Суда от 16 февраля 2006 г. N 49-О).
ФЗ от 30 декабря 1995 г. “О соглашениях о разделе продукции” (СЗ РФ. 1996. N 1. ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, “направленные на предотвращение вредного влияния: работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния” (п. 2 ст. 7).
ФЗ от 23 ноября 1995 г. “Об экологической экспертизе” (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности. Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен в ст. 11. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность – административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая – определяется по правилам соответствующего законодательства. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии” (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).
Термин “природные богатства” можно применять в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используют люди для удовлетворения своих потребностей.
Сохранение окружающей среды и природы человеком: что может сделать каждый?
Наверное, нет на Земле такого человека, который не знал бы простой истины: природа — наш родной дом. И от того, что с ней происходит, во многом, если не полностью, зависит и будущее всего человечества. Увы, большинство из нас к проблемам сохранения окружающей среды относится весьма отстраненно, по принципу: «А что я могу сделать? Есть государство, есть общественные организации — у них реальная власть и возможности, вот пусть этим и занимаются».
Хотя теоретически каждый согласен, что природу беречь надо, на практике это делают единицы. Даже на бытовом уровне. Сколько отходов и мусора остается в лесу или по берегам водоемов после наших пикников? Кто-то возразит: «Да это же мелочь, особенно в сравнении с глобальным потеплением или истощением недр». Но вот из таких мелочей и возникают экологические проблемы, и, если с ними не бороться, они разрастаются до мировых масштабов.
Бездумное природопользование и индустриализация привели к тому, что мы сегодня стоим на пороге экологической катастрофы, причем созданной собственными руками. Человек, считая себя венцом творения, в течение многих лет стремился переделать природу под свои нужды, меняя ее естественные процессы. Стоит только вспомнить проект поворота сибирских рек вспять: к чему это могло бы привести регион, страшно даже представить. К счастью, этот замысел не был реализован. Однако сколько менее масштабных, но не менее вредных проектов удалось реализовать?
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», — эти слова И.В. Мичурина надолго стали призывом к действию, причем не только в России. И у природы брали и брали на протяжении многих лет, ничего не давая ей взамен, руководствуясь только потребительскими принципами.
К сведению
Аральское море, которое было четвертым по площади озером в мире, в результате деградации, вызванной забором большей части стока рек Сырдарьи и Амударьи на орошение и другие нужды Казахстана, Узбекистана и Туркмении, почти полностью пересохло. В 1989 году оно разделилось на два водоема — Большой и Малый Арал. На месте отступившего моря образовалась пустыня Аралкум, климат в акватории стал более засушливым, а зимы более холодными. Ядовитые соли со дна моря разносятся ветрами по всему миру — они были обнаружены на ледниках Гренландии и в крови пингвинов Антарктиды.
Примеров изменения природных процессов по всему миру можно найти множество: леса Амазонки, льды Антарктиды, снижение уровня воды в Байкале, — и так, увы, до бесконечности. Приведем несколько глобальных экологических проблем, требующих неотложного решения.
Глобальное потепление. Изменения климата по всему миру вызваны человеческой деятельностью: угольные электростанции и заводы, автомобили, предприятия сельского хозяйства ежегодно выбрасывают в атмосферу почти 22 миллиарда тонн углекислого газа, и около половины из них там и остается. В результате создается так называемый парниковый эффект. По наблюдениям ученых, средняя температура воздуха с начала ХХ века возрастала примерно на 0,74°С[1]. Причем усиленный рост начинается после 1980 года, а каждое из последующих десятилетий становится теплее предыдущего. Например, температура грунтов вечной мерзлоты в Западной Сибири с начала 1970-х годов повысилась на 1°С, а на севере Аляски — на 3°С[2].
Глобальное потепление ведет к таянию ледников, повышению уровня мирового океана, увеличению частоты наводнений, засух и так далее. По прогнозам, дальнейшее ухудшение ситуации может привести к резкому скачку климата и наступлению нового ледникового периода.
Осушение болот. В погоне за дешевым топливом и новыми плодородными землями человек долгое время вел атаку на болота. Однако осушение болот приводит к серьезным экологическим проблемам. Прежде всего, нарушается вся экосистема региона, через несколько лет после осушения на месте болота образуется пустошь. Вместе с болотом пересыхают и мелкие реки, вытекающие из него. А это, в свою очередь, нарушает питание крупных рек. В результате сплошного осушения болот многие реки просто исчезли. Высыхают леса, находящиеся в осушенном регионе, уменьшается видовое разнообразие флоры и фауны. Во многих случаях осушенные под посевы земли не только не дают урожаев, но и верхний торфяной слой в сухие годы подвергается выдуванию.
Еще одна опасность — возгорание осушенных торфяников. Торфяные пожары очень трудно потушить, они уничтожают почвенную органику и корни деревьев, лес в таком пожаре погибает практически полностью.
Вспашка степей. В 50-х годах прошлого века освоение целинных и залежных земель стало государственной программой СССР. Распахивались миллионы гектаров целины в Сибири и Казахстане. В результате был полностью уничтожен степной ландшафт, а то, что осталось, исчезло из-за хронической нехватки пастбищ. Сплошные массивы распаханной почвы из-за сильного нагревания спровоцировали засуху и усыхание рек и озер в регионе. Произошло глобальное опустынивание, в середине 60-х годов над регионом постоянно свирепствовали песчаные бури, уносящие плодородные слои почвы. Внесла распашка степей свой вклад и в парниковый эффект. От биологической эрозии разложилось примерно 0,7 миллиарда тонн гумуса, в атмосферу при этом выделилось не менее одного миллиарда тонн углекислого газа[3].
Кстати, еще до этого подобный печальный опыт пережили США, где было распахано почти 16 миллионов гектаров прерий, схожих по климатическим условиям с российско-казахстанскими степями. Вспашка изменила структуру почв, стада страдали от нехватки пастбищ, а с 1934 по 1935 год центральные штаты США погрузились во власть черных песчаных бурь, но в СССР эту информацию к сведению не приняли.
Вырубка лесов. Леса — это естественные источники кислорода, они помогают регулировать температуру и количество осадков. К сожалению, хищническая вырубка лесов по всей планете приводит к серьезным климатическим нарушениям. Кроме того, лес — это среда обитания множества видов животных, большинство из которых не могут приспособиться к другим условиям. Всем известна история забавного медведя — панды, который из-за вырубки в Китае бамбука, основной его пищи, оказался на грани исчезновения, и только благодаря огромным усилиям этот процесс удалось остановить.
К серьезным проблемам, причем не только региональным, приводит и вырубка лесов бассейна Амазонки, которые называют «легкими планеты». Даже при контролируемой вырубке лесов поглощение углекислого газа к 2050 году снизится со 145 тонн с гектара до 105–115 тонн. А если вырубка станет неконтролируемой, то этот показатель упадет до 64–74 тонн с гектара[4].
Это далеко не полный список тех проблем, с которыми сталкивается и будет сталкиваться человечество в будущем. Нам грозят перенаселение, загрязнение воды, почвы и воздуха, окисление океана, истощение недр — и все это из-за нашей беспечности и уверенности в том, что природа все стерпит.
Что делает человечество для сохранения природы
Но неужели все так плохо? Неужели человечество не осознает проблему и не пытается предпринимать хоть какие-то шаги для ее решения? Конечно, осознает. Конечно, пытается. На глобальном уровне даже существует программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, учрежденная на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1972 году. Но, несмотря на ее наличие, далеко не все страны осознают необходимость активной защиты окружающей среды. И чем меньше развита страна, тем меньше внимания она уделяет данной проблеме. Возможно, это связано с низким уровнем жизни населения, сырьевой ориентацией экономики, отставанием в научно-техническом развитии. В западных странах, где на первом месте давно уже не стоит проблема голода и бедности, есть возможность серьезно заниматься проблемами экологии. А в государствах, где у людей главная задача — накормить своих детей, бедность не дает возможности проводить сколько-нибудь серьезные экологические программы.
Япония — одна из наиболее развитых в вопросах сохранения окружающей среды стран. При ее густонаселенности, небольшой площади и высочайшем уровне индустриализации без этого просто невозможно обойтись. Хотя и в истории Японии были периоды, когда на экологию практически не обращали внимания. Например, в послевоенные годы, когда все усилия страны были направлены на экономический рост, Япония оказалась на грани экологической катастрофы. Но в конце 60-х – начале 70-х годов парламент принял Основной закон об окружающей среде и Закон о защите окружающей среды, а затем было создано Министерство охраны окружающей среды.
Уже к середине 90-х годов прошлого века выбросы углерода в стране составили всего 2,4 тонны, вдвое уменьшились и выбросы диоксида серы. Во многом это связано с разработкой экологически безопасных двигателей для автомобилей, усовершенствованием железнодорожного транспорта.
Сегодня каждые пять лет в стране проводится обследование состояния природы, а каждая префектура имеет свои законы по охране окружающей среды и личные экологические программы. Местные органы самоуправления заключают добровольные соглашения о контроле загрязнений с компаниями, находящимися в регионе. И здесь очень эффективно работает принцип — загрязнитель платит. Это заставляет компании разрабатывать технологии соблюдения экологических стандартов.
Да, Япония уникальна даже в вопросах сохранения окружающей среды: она разработала собственные стандарты, которые просто невозможно найти за ее пределами. Например, здесь есть шкала индексов озеленения территории, обязательная экологическая экспертиза даже для небольших предприятий. Кстати, в таких экспертизах активно участвует и местное население. Трудно представить себе такое в России…
США. На сегодня в стране существует несколько административно-правовых актов, регулирующих природоохранную деятельность: Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт об улучшении качества окружающей среды и так далее. Главное ведомство в этой области — Агентство по защите окружающей среды, но в каждом штате существуют еще и собственные агентства, а также несколько десятков фондов и организаций. В охране природы могут быть задействованы даже Вооруженные силы США. Например, их активно используют при охране национальных парков, в борьбе с незаконной вырубкой леса и загрязнением водоемов.
Добровольная программа защиты природы в США базируется в основном на моральном давлении общественного мнения на тех, кто загрязняет окружающую среду. И нужно сказать, работает эта программа весьма эффективно, особенно в сфере загрязнения сточными бытовыми водами и организации установок для переработки твердых бытовых отходов. В США существует множество неправительственных организаций, как интернациональных, так и чисто американских: «Центр охраны моря», «Дикие земли Америки», «Общество морских пастырей» и так далее. США по праву можно назвать родиной экологического движения, в 60–70-е годы ХХ века оно зародилось именно здесь.
Кстати, в Штатах работает и экономический механизм экологического регулирования. Во-первых, это система налогообложения загрязнений, а во-вторых, система выдачи квот на допустимый уровень загрязнения. За превышение этого уровня компании беспощадно штрафуют. Сумма штрафа пропорциональна избыточному выбросу, и можно не сомневаться: она весьма крупная.
С конца 80-х годов главное направление экологической политики США — предотвращение загрязнений с помощью современных технологий.
Страны ЕС. Европейцы осознали необходимость улучшения экологической ситуации и разработки новых методов природопользования еще в 60–70-х годах прошлого века. «Старушка Европа» давно уже задыхалась от промышленных выбросов: всем известен лондонский смог, накрывавший плотным туманом столицу Великобритании еще в XIX веке. Во многих странах были приняты новые природоохранные законы, активизировались общественные движения, такие как партии «зеленых», получившие голоса в ряде парламентов европейских стран.
На заметку
В последние годы концентрация пыли и двуокиси серы в атмосфере крупных европейских городов значительно сократилась. Например, по сравнению с уровнем 80-х годов выброс серы снизился почти на треть. Сократилась и концентрация тяжелых металлов в Рейне — это дало возможность восстановить рыболовство.
Единая экологическая политика Евросоюза сформировалась еще в 1973 году, но и сами страны разработали довольно жесткие специальные законодательства. Особенно строгими в этой сфере показали себя страны Скандинавского полуострова, Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Италия. Ощутимых успехов в борьбе за экологию достигла Германия. Здесь очистке подвергаются практически все сточные воды, утилизируется до 90% сельскохозяйственных отходов, 98% корпусов списанных автомобилей[5]. И останавливаться на этом немцы не собираются.
Активно действуют в странах ЕС и общественные организации, например в Нидерландах большое влияние имеет организация «Дети Земли», реализующая научно обоснованный план действий по рациональному природопользованию.
Страны Африки. Это как раз тот случай, когда охрана природы стоит на одном из последних мест в списке первоочередных задач. К сожалению, богатейшая природа Африки стремительно уничтожается: опустыниваются территории, вырубаются леса, исчезают редкие виды животных. Из-за бедности многие страны региона вынуждены устраивать так называемую трофейную охоту для богатых туристов из США и Европы. Просто для забавы отстреливаются слоны, тигры, львы, причем это иногда происходит даже в охраняемых государством национальных парках. В 2015 году в национальном парке Хванге в Зимбабве дантистом из США за 54 000 долларов был убит из арбалета символ парка — лев Сесил. Этот случай получил широкую огласку, стрелка судили. Но где гарантия, что еще сотни подобных происшествий не остались тайными?
Еще одна проблема, вызванная бедностью, — захоронение вредных отходов европейских государств за мизерную плату. Определенную угрозу спровоцировало и незначительное повышение уровня жизни, которое тем не менее привело к увеличению количества автомобилей. Основу автомобильного парка в странах Африки составляют подержанные машины, выделяющие немыслимое количество выхлопных газов. К сожалению, программ, запрещающих ввоз таких машин, в большинстве африканских стран просто не существует.
В последнее время предпринимаются некоторые попытки улучшения экологической ситуации: оценка запасов лесных ресурсов и их возобновление, создание резерватов и национальных парков, контроль за состоянием пастбищ. К сожалению, применяемых мер недостаточно, и, скорее всего, африканские страны не смогут справиться с имеющимися проблемами самостоятельно.
Россия. Хотя мы и считаем себя европейской страной, в сфере защиты природы Россия очень сильно отстает. Несмотря на государственную поддержку и наличие соответствующих законов — «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях», исполнение этих законов соблюдается далеко не везде. Научная охрана природы в России началась с организации заповедников, на сегодня это каркас национальной системы. В России в разных регионах открыто 103 государственных природных заповедника. На их территории полностью запрещены все виды охоты, собирательства и хозяйственной деятельности, посещение их без специального разрешения также ограничено.
Национальные парки — для России явление относительно новое. Приоритет их деятельности — это организованный отдых туристов, их просвещение, а также сохранение редких видов животных и растений. Сейчас в России существует 50 национальных парков, многие из них тесно сотрудничают с общественными организациями, участвуя в международных экологических программах.
К сожалению, в вопросах переработки отходов, ограничения вредных выбросов, строительства экологически чистых предприятий, ответственного природопользования Россия больших высот не достигла. Но работа в этом направлении ведется.
От фонда помощи природе до личного вклада каждого
Немалую помощь в природоохранной деятельности самых разных государств оказывают международные организации. У каждого, кто хоть немного интересуется природой, на слуху два названия — Гринпис и WWF. Но чем конкретно занимаются эти фонды, знают, наверное, только специалисты. И это печально, поскольку популяризация охраны природы и посильного непосредственного участия в ней каждого из нас — одна из задач данных организаций. Мы расскажем о каждой из них, и это будет нашим небольшим, но не последним вкладом в дело защиты природы. И, может быть, кому-то наша статья поможет сделать первый шаг.
Гринпис (Greenpeace — «Зеленый мир») возник в 1971 году в канадском городе Ванкувер, а в России отделение организации появилось в конце 80-х годов прошлого века. Главная идея организации — чистый мир без войны и насилия. Первыми акциями Гринпис были протесты против ядерных испытаний. На сегодня организация поддерживает 11 программ, среди которых «Безъядерное будущее», «Озеро Байкал», «Изменения климата», «Сохранение лесов», «За чистые реки». В рамках этих программ организуются различные мероприятия, акции, создаются и подписываются петиции.
В результате работы Гринпис в России в 2006 году удалось отвести трубу нефтепровода от берега Байкала, был принят мораторий на вырубку ценных лесов на севере европейской части России, создана карта последних диких лесов. В работе организации может принять участие каждый неравнодушный человек — это совсем не сложно!
WWF. За время своего существования фонду удалось реализовать более тысячи полевых проектов в 47 регионах страны! Главные задачи, которые ставит перед собой организация, — это сохранение биологического разнообразия, устойчивое лесопользование и морское рыболовство, климат и энергетика, зеленая экономика и изменения в сфере законодательства.
WWF России участвовал в создании 140 особо охраняемых природных территорий. Огромная работа ведется в области сохранения диких видов животных. При участии фонда в природу были возвращены зубры, стабилизировалась популяция амурского тигра. Сейчас на Дальнем Востоке живет 540 полосатых хищников, а благодаря деятельности фонда проблемой их сохранения заинтересовались даже мировые звезды.
В Алтае-Саянском регионе при активном участии WWF реализуются программы сохранения снежного барса и редкого горного барана аргали. Одна из сторон работы фонда — привлечение местных жителей к борьбе с браконьерами. Как показывает практика, такая тактика дает отличные результаты. Бывшие нелегальные охотники, они же знатоки всех тайных звериных троп и повадок животных, теперь не просто оставляют незаконный промысел — они активно сотрудничают с фондом и заповедниками: помогают в установке фотоловушек, участвуют в сезонных подсчетах животных.
К сведению
Основным источником финансирования программ WWF по сохранению природы России являются пожертвования от рядовых жителей. Это значит, что работа по сохранению окружающей среды зависит от каждого из нас.
И еще один немаловажный аспект работы: в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, ужесточающие наказание за незаконную охоту на ценных и краснокнижных животных, их оборот и контрабанду.
Не стоит надеяться на правительство и фонды и думать, что вопросы сохранения окружающего мира — это чья-то чужая забота. Ни один закон, ни одна общественная организация не смогут добиться результатов, пока каждый из нас не изменит культуру поведения, пока мы не поймем, что эта планета нам не чужая и другой у нас нет и не будет.
Да, возможно, вы не загрязняли Байкал отходами целлюлозного производства, но покопайтесь в памяти — наверняка там найдется воспоминание о том, как вы мыли машину на берегу местной речки. Вы сами не охотитесь на редких животных, но и не сделали ничего, чтобы помочь запретить трофейную охоту.
Возьмите на вооружение девиз Жанны Д`Арк: «Если не я, то кто же?» Начните с малого. Начните с себя.
«Право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду — что оно означает для государств, правообладателей и природы?»
Добрый день, Ваши Превосходительства и коллеги.
Я хотел бы поблагодарить правительства Швейцарии и Лихтенштейна, Универсальную группу по правам человека и постоянные представительства Фиджи, Исландии, Маршалловых Островов, Мексики и Таиланда за приглашение на восьмой Диалог по правам человека Glion. Я очень рад принять участие в этом мероприятии в такой ответственный момент.
Наша планета — и наше будущее — в кризисе. Мы слышали неоднократные призывы экспертов принять конкретные и ощутимые меры по защите окружающей среды, пока не стало слишком поздно. Последний отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата напомнил нам об этой безотлагательности, подчеркнув серьезные и необратимые последствия глобального потепления.
Генеральный секретарь ООН также решительно поддержал призывы всего мира к безотлагательному реагированию на кризис в своем Призыве к действиям в защиту прав человека и в нашей общей повестке дня.
Прошлогоднее признание Советом по правам человека права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду является очень важным шагом в правильном направлении. Я воздаю должное государствам, стоящим за резолюцией 48/13, и всем тем, кто ее поддержал. Я призываю их сделать то же самое, если этот вопрос будет рассмотрен Генеральной Ассамблеей ООН.
Сегодня я призываю вас полностью посвятить себя делу реализации права на здоровую окружающую среду для всех людей.
Книги по истории могут либо помнить о ваших действиях по защите окружающей среды, когда это было больше всего необходимо, либо обрекать нынешнее и будущие поколения на мир, раздавленный изменением климата, загрязнением, утратой природы и их многочисленными последствиями для прав человека.
У нас есть выбор. Нам нужно принимать мудрые решения и действовать безотлагательно.
Я знаю, что в ходе переговоров по резолюции 48/13 возникло много вопросов, некоторые из которых мы попытаемся рассмотреть в ходе этого диалога. Что конкретно означает для всех нас признание Советом по правам человека права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду? Что это значит для государств, для людей и для природы?
Все государства уже несут обязательства уважать, защищать и осуществлять права человека. Это распространяется на защиту людей от предсказуемого и предотвратимого ущерба правам человека, вызванного всеми формами деградации окружающей среды.
Все права человека зависят от здоровой окружающей среды. Без этого мы не можем быть здоровыми, есть полноценную и питательную пищу, пить чистую воду и дышать чистым воздухом.
Признание Советом этого факта и права на здоровую окружающую среду укрепляет существующие системы защиты людей от деградации окружающей среды и ее воздействия на права человека. Мы знаем, что признание этого права является важным шагом к обеспечению большей согласованности, прозрачности, подотчетности и ресурсов для его реализации.
Но нам предстоит долгий путь.
Несмотря на то, что большинство государств уже признали право на здоровую окружающую среду и обязались соблюдать его, для большинства людей оно далеко от реальности.
Резолюция Совета подтверждает и укрепляет права людей во всем мире на здоровые экосистемы, чистый воздух и воду, безопасный и стабильный климат, адекватное и питательное питание и нетоксичную окружающую среду, а также на участие, доступ к информации и доступ к правосудию по экологическим вопросам.
Для государств право на здоровую окружающую среду обязывает их принимать как превентивные, так и ответные меры для поощрения, защиты и соблюдения этих прав. Им также необходимо обеспечить, чтобы предприятия и другие субъекты поддерживали их и предоставляли доступ к средствам правовой защиты в случае нарушения этих прав.
Коллеги,
Тройственный планетарный кризис изменения климата, утраты природы и загрязнения – величайшая угроза правам человека нашей эпохи – все чаще рассматривается через призму прав человека. Резолюция 48/13 Совета по правам человека дает государствам и людям во всем мире важный инструмент для достижения этой цели.
Для защитников экологических прав человека признание Советом права на здоровую окружающую среду является важной вехой, объединяющим моментом и важнейшим инструментом. Для коренных народов он дополняет структуру, предназначенную для защиты их прав, культуры и средств к существованию, и способствует сохранению природы и ее биоразнообразия как для нынешнего, так и для будущих поколений.
Мой офис неустанно работает над продвижением права человека на здоровую окружающую среду вместе с нашим гражданским обществом и партнерами ООН. На глобальном уровне мы разрабатываем общесистемное руководство ООН по защите защитников экологических прав человека, а также общую концепцию ООН о праве на здоровую окружающую среду в соответствии с Призывом Генерального секретаря к действиям в защиту прав человека.
Наши коллеги в Кении и Мексике реализовали пилотный проект по стимулированию экологических действий на основе прав человека, предприняв целенаправленные действия для поддержки сетей правозащитников. По всему миру отделения УВКПЧ работают над тем, чтобы интегрировать право на здоровую окружающую среду, среди прочих прав человека, в работу страновых групп ООН.
Я рад выступить с этим основным докладом вместе с Филлис Омидо, с которой мой офис в Кении давно сотрудничает. Борьба сообщества Овино Ухуру является ключевым примером того, как промышленное развитие, которое осуществляется без надлежащих прав человека и экологических гарантий, наносит ущерб сообществам и людям, которые уже находятся в уязвимом положении, и как основанный на правах подход может помочь им требовать и защищать свои права.
Возвышение голоса тех, кто больше всего пострадал, чтобы они могли отстаивать свои права, лежит в основе нашей работы. Еще одним важным элементом является оказание помощи правительствам в поощрении и защите этих прав. Признание права на здоровую окружающую среду является одним из наиболее важных инструментов, которыми мы располагаем сегодня, чтобы воплотить все это в жизнь.
Мой офис готов продолжать поддерживать ваши усилия по этому важному вопросу. Жду сегодняшних дискуссий.
Спасибо.
Законы об охране окружающей среды
Коралловый участок, покрытый инвазивными водорослями в заливе Канеохе, Гавайи. © Ян Шайв
Политика
Основа более чистой воды и более здоровых земель в Америке.
10 февраля 2020 г.
| Последнее обновление 07 июля 2022 г.
Поколения американцев извлекли выгоду из национального наследия лидерства в законах о сохранении и охране окружающей среды, которое следует поддерживать и укреплять.

Основополагающие законы о земле, воде и воздухе в Соединенных Штатах
Законы об охране окружающей среды, принятые за последние пять десятилетий в Соединенных Штатах, значительно улучшили качество воздуха и воды в стране, уменьшили воздействие на население вредных химических веществ, учитывая, что население больший голос в правительственных решениях и сохранении рыбы, дикой природы и других природных ресурсов.
Поколения американцев извлекли пользу из этого наследия лидерства в защите окружающей среды. Однако эти достижения не были свободны от противоречий. Экологическое регулирование является сложным, иногда обременительным для регулируемых групп и все чаще становится предметом интенсивных дискуссий.
Администрация и Конгресс могут рассмотреть ряд предложений, которые могут изменить ключевые элементы национального законодательства об охране окружающей среды. Важнейшая задача состоит в том, чтобы определить основополагающие законы об охране окружающей среды и охране природы, которые заслуживают самой сильной защиты со стороны The Nature Conservancy (TNC), и в то же время быть открытыми для идей, которые позволяют экологическим законам и правилам развиваться в ответ на меняющиеся национальные потребности и общественные взгляды.
Основная задача: поддержка и совершенствование законов для будущих поколений
TNC работает над соблюдением основополагающих законов, правил и других правовых положений, лежащих в основе основных экологических и природоохранных ценностей, а также определяет и поддерживает усилия по улучшению соответствующих процессов и результатов.
Чтобы справиться с этой задачей, ТНК взвешивает, как политика усиливает или подрывает общие преимущества основных законов об охране окружающей среды. TNC продолжит свою роль ведущего защитника федерального и государственного финансирования для поддержки реализации и обеспечения соблюдения природоохранных законов и правил в Соединенных Штатах.
Морская черепаха Ридли Малыша Кемпа Маленькая морская черепаха Ридли Кемпа выпущена на свободу и направляется в океан.
Основные законы об охране окружающей среды и охране природы:
- Закон о древностях
- Закон об исчезающих видах
- Закон о чистом воздухе
- Закон о чистой воде
- Фонд сохранения земель и водных ресурсов
- Закон о национальной экологической политике
Сильные стороны законов США об охране окружающей среды
Хотя некоторым законам об охране окружающей среды и охране природы уже более 100 лет, все чаще эти законы и связанные с ними правила имеют несколько общих тем которые имеют решающее значение для их эффективности:
Яркое выражение преимуществ гигиены окружающей среды, сохранения и защиты окружающей среды как основных ценностей.
Разработка научно обоснованных стандартов, определяющих уровень качества окружающей среды или сохранения природных ресурсов, на который могут положиться все американцы.
Система кооперативного федерализма, в соответствии с которой штаты имеют право планировать, адаптировать и внедрять национальные стандарты и механизмы правоприменения таким образом, который отражает их обстоятельства.
Постоянная роль федерального правительства в надзоре за реализацией штата для обеспечения ответственность перед целями и положениями федерального экологического законодательства.
Требование адекватного финансирования на уровне штата и на федеральном уровне для поддержки полного реализация, правоприменение и стимулы.
Приверженность прозрачным, научно обоснованным решениям, в которых применяются соответствующие правовые стандарты.
Экологическая экспертиза и участие общественности до принятия крупных федеральных мер, затрагивающих окружающую среду.
Признание национального интереса к федеральным общественным землям, водам и особым ресурсам, таким как находящиеся под угрозой исчезновения рыбы и дикие животные.
×
В то время как законы и законы США об охране окружающей среды внесли значительный вклад в здоровье и безопасность людей; защита земель, вод, океанов и дикой природы; и совершенствование науки, их реализация также подвергалась выборочной критике.
Компания TNC работает над повышением эффективности и действенности наших основополагающих законов. Эта законодательная база является важной частью текущей работы администрации Байдена по реализации Закона об инфраструктуре, инвестициях и рабочих местах и продвижению их природоохранных целей в рамках инициативы America the Beautiful.
Возможные улучшения законов США об охране окружающей среды
Вместо этого нам следует сосредоточить наши усилия на усилении этих законов, выполнив следующие действия:
Улучшение сроков принятия решений, координация между агентствами и руководство по ролям и обязанностям.
Увеличение финансирования анализа, внедрения и обеспечения соблюдения.
Переход к целостному или системному подходу, который позволяет лучше учитывать сложность и косвенное воздействие действий.