правила, требования, как написать, оформить, образец
Оформление лабораторной или практической работы по ГОСТу по физике, химии или любому другому предмету предполагает соблюдение определенных требований и рекомендаций, о которых мы нередко упоминали на нашем телеграм-канале.
Чтобы сдать работу с первого раза, нужно четко знать не только сам предмет, но и как оформить результаты проведенных исследований в рамках лабораторной.
Лабораторная работа представляет собой научный отчет небольшого объема, в котором работа, проведенная учащимся/студентом, обобщается в рамках определенной темы.
В результате полученных данных преподаватель сможет оценить степень выполнения заданий, а также общую профессиональную подготовку учащегося.
Требования к оформлению лабораторных работ
Лабораторная работа состоит из следующих глав:
- Титульный лист.
- Описание цели работы.
- Предоставление кратких теоретических сведений.

- Описание технического оснащения и методики проведения эксперимента.
- Полученные в ходе проведения эксперимента результаты.
- Анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Подведение итогов.
Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ
Кстати! Если нет времени и сил на самостоятельное проведение лабораторной, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Цель работы
При написании цели работы нужно указать тему лабораторной и перечислить основные задачи, поставленные перед студентом.
Краткие теоретические сведения
При перечислении кратких теоретических сведений можно привести необходимые формулы, расчеты. Здесь не нужно указывать совпадающие с учебником или методичкой сведения – достаточно в общем виде упомянуть основные понятия, законы, расчетные таблицы и формулы, которые учащийся использовал в ходе проведения эксперимента.
По объему эта часть не должна превышать 1/3 всего документа.
Техническое оснащение
При описании технического оснащения и методики проведения эксперимента рассказывают о ходе работы, подробно излагают ход эксперимента, метод получения информации и способ ее обработки.
Описание проведения эксперимента
В процессе описания выводов, полученных в ходе эксперимента, нужно предоставить сами результаты, которые получил учащийся. Здесь нельзя забывать об указании погрешностей измерений.
Анализ данных
В разделе с анализами данных эксперимента указывают подробную информацию, анализируя полученные результаты, а также их интерпретацию на основе законов изучаемого предмета.
Подведение итогов
В разделе с подведением итогов следует делать выводы, подкрепленные экспериментальными действиями и теоретическими знаниями.
Теперь вы знаете, как оформить лабораторную работу по химии и другим предметам. Если у вас возникли определенные трудности или вообще не хватает времени, чтобы выполнить лабораторную, всегда можно посмотреть образец написания и оформления на кафедре.
Но если и это не помогает, лучше обратиться за помощью к опытным специалистам сервиса студенческой помощи. Они моментально возьмутся за работу и подстрахуют.
Автор: Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Практические работы по химии для 8 – 11 классов | Методическая разработка по химии (8 класс) по теме:
Практическая работа №1
Скорость химических реакций.
Химическое равновесие.
- Скорость химических реакций
Цель: изучить влияние температуры и концентрации реагирующих веществ на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде.
Оборудование и реактивы: раствор KI, разбавленный раствор h3SO4, пероксид водорода 3%, пипетки, штатив с пробирками, горячая и холодная вода.
Ход работы.
Уравнение реакции по которому происходит взаимодействие иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде выражается схемой:
KI + h3O2 + h3SO4 = I2 + K2SO4 + h3O
О скорости реакции можно судить, сравнивая интенсивность окраски образующегося йода, которая зависит от температуры и от концентрации реагирующих веществ.
Опыт 1. Зависимость скорости реакции от температуры.
В две небольшие пробирки прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому первой пробирки добавьте 8 капель холодной воды, а второй – 8 капель воды, нагретой до 90 – 100°С.
В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?
Запишите результаты опытов в таблицу.
№ пробирки | Количество | Количество | Количество Н2О (в каплях) | Количество | Общий объем | Окраска | Вывод |
1 | 2 | 2 | 8 (хол.) | 1 | 13 | ||
2 | 2 | 2 | 8 (гор.) | 1 | 13 |
Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от температуры.
Опыт 2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
В пробирку №1 прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. В пробирку №2 прилейте по 6 капель растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому пробирки №1 добавьте 8 капель воды.
В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?
Результаты опытов запишите в таблицу.
№ пробирки | Количество | Количество | Количество Н2О (в каплях) | Количество | Общий объем | Окраска | Вывод |
1 | 2 | 2 | 8 | 1 | 13 | ||
2 | 6 | 6 | – | 1 | 13 |
Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
- Химическое равновесие
Цель: изучить направление смещения химического равновесия обратимой реакции при изменении концентрации веществ.
Оборудование и реактивы: раствор FeCl3, раствор Nh5NCS, кристаллические FeCl3, Nh5NCS, Nh5Cl, 4 пробирки, 2 пипетки.
Ход работы.
Опыт . Смещение химического равновесия при изменении концентрации веществ.
Налейте в пробирку немного раствора хлорида железа (III), добавьте раствор роданида аммония Nh5NCS. Полученный раствор, окрашенный роданидом железа (III), имеет интенсивно-красный цвет.
Для проведения дальнейших опытов используйте разбавленный раствор роданида железа (III) Fe(NCS)3 бледно-коричневого цвета, для этого разбавьте полученный раствор водой.
Напишите уравнение проведенной обратимой реакции.
Полученный раствор бледно-коричневого цвета разлейте поровну в четыре пробирки, одну из которых оставьте в качестве контрольной. В первую пробирку добавьте немного кристаллического хлорида железа (III).
Во вторую – немного кристаллического роданида калия. В третью – немного кристаллического хлорида калия.
Сравните окраску растворов в трех пробирках с окраской раствора в контрольной пробирке. По интенсивности окраски сделайте вывод об изменении концентрации Fe(NCS)3, т.е. о смещении равновесия.
Получите максимум от практической работы | Функция
Расширьте свои практические занятия по химии и улучшите результаты учащихся благодаря совместным исследовательским идеям Наоми Хенны и Майкла Сири
Источник: Кадры из видео © Майкл Сири и создать обратную раскадровку
Как и все учителя, мы постоянно пытаемся усовершенствовать нашу практику и ресурсы, чтобы лучше поддерживать обучение. Мы оба разделяем особый интерес к максимальному использованию практической работы, чтобы студенты не только выполняли ее, но и извлекали из нее уроки. Мы совместно работали над проектом, используя видеоролики для предлабораторной подготовки, которые побуждали студентов вербализовать свое понимание процедуры, которую они использовали.
Мы обнаружили, что сотрудничество учителей и исследователей дает много преимуществ, и позже мы вместе опубликовали две исследовательские работы. Королевское химическое общество (RSC) сделало второй документ «Целостная основа для разработки целенаправленной практической работы» бесплатным для доступа.
Исследования в школьной лаборатории
В этом исследовании мы сосредоточились на 14–16 практических задачах по химии. Эти задания, необходимые для окончательной оценки, представляют собой эпизоды с высокими ставками, поскольку в учебной программе недостаточно времени, чтобы повторять их до тех пор, пока не будут освоены как процедуры, так и основные концепции. Мы воспользовались возможностью сотрудничества, чтобы узнать больше об обучении в школьной лаборатории, чему способствовала поддержка схемы RSC Chemical Education Research Group Teacher Research. Это исследование означало, что мы изучали лабораторную работу так же, как это происходило в школах.
Одно видео, два голоса за кадром
Проект, основанный на нашей предыдущей работе в области лабораторного обучения, объединил интерес Наоми к языку и обучению и опыт Майкла в разработке учебной программы для студентов бакалавриата на основе теории когнитивной нагрузки.
Таким образом, это дало новый взгляд на понимание деятельности, ориентированной на практическое одобрение GCSE. Изначально наша работа была связана с развитием использования видео для подготовки студентов к выполнению практических работ. Мы работали вместе со студенткой бакалавриата по химии Софи, которая создала ресурсы «Одно видео, два голоса за кадром» в рамках своего проекта на выпускном курсе. Эти видеоролики отделяют процедурные знания, необходимые для выполнения задачи, от концептуальных знаний, связанных с пониманием лежащей в основе теории, предоставляя разные голоса за кадром для одного и того же видео.
Подготовительные видеоролики к лабораторным работам
Видеоролики проекта находятся в свободном доступе для использования с вашими учащимися:
- В видеоролике о процедуре получения солей показано, как оборудование используется для производства сухих кристаллов сульфата меди из оксида меди и серной кислоты. .
- Видео «Концепции получения солей» раскрывает химические концепции, лежащие в основе производства сухих кристаллов сульфата меди из оксида меди и серной кислоты.

- Видео о процедуре электролиза описывает электролиз хлорида меди (II), сульфата меди (II), хлорида натрия, сульфата натрия, а также показывает, как используется оборудование для электролиза растворов солей.
- Видео Концепции электролиза рассматривает химические концепции, необходимые для электролиза растворов солей.
Оптимизация команды
Мы ввели «Лабораторные роли» и «Лабораторный разговор», чтобы создать более равноправную и совместную среду. Мы разделили студентов на группы по три человека, чтобы уменьшить потенциальные проблемы, вызванные отсутствием члена группы, но группы все же были достаточно малы, чтобы обеспечить участие всех. Студенты оставались в этих группах на протяжении всей практической работы, поэтому они привыкли работать вместе.
Сначала мы попросили студентов посмотреть процедурное видео в качестве домашнего задания перед практическим занятием. Затем, после того как они выполнили задание в классе, мы попросили их посмотреть концептуальную версию в качестве итоговой домашней работы.
Это, по сути, расширило практический урок, не влияя на время урока. Чтобы побудить учащихся посмотреть видео, мы разработали реверсивную раскадровку, основанную на разговоре. Обратная раскадровка описывает визуальное обобщение существующих видеоматериалов. Для выполнения задания группы из трех человек должны были воссоздать процедуру, используя протокол лабораторного разговора.
Учащиеся извлекают пользу из этих вмешательств и достигают значительно более высоких результатов в практических вопросах экзамена по химии GCSE
Студенты создали обратную раскадровку, вырезав изображения из практического видео, прикрепив к каждому изображению вопросы «Что?» и «Почему?». Мы смогли создать активную учебную среду, используя обратную раскадровку, где группы работали вместе, чтобы выработать совместное понимание процедуры и того, почему шаги были необходимы. После того, как они завершили обратную раскадровку и учитель проверил ее, ученики выполнили практическое задание.
Источник: Предоставлено авторами
Разбейте учащихся на группы по три человека с назначенными ролями для лабораторных бесед, чтобы обеспечить совместную работу и концентрацию. введено для создания более равноправной команды. Три лабораторные роли чередовались внутри каждой группы для каждого практического задания, поэтому каждый студент пробовал каждую роль несколько раз в течение года.
Мы использовали теорию культурно-исторической деятельности (ЧАТ) для выявления факторов, влияющих на обучение в практической работе. ЧАТ рассматривает человеческое познание и развитие как продукты социального взаимодействия. Отношения между субъектом и объектом изображаются в виде треугольника, известного как система деятельности. Каждый аспект системы влияет и находится под влиянием других аспектов, составляющих деятельность, производящую результат.
В этом случае объект изучает и выполняет практическое задание GCSE, а результат – это ответы учащихся на практические вопросы. Ресурсы «Одно видео, два голоса за кадром» и обратная раскадровка — это инструментов , которые развивают предварительные знания человека и группы перед выполнением задачи. Разговор в лаборатории и роли в лаборатории поддерживают сотрудничество и связаны с разделением труда .
Темы
- Управление классом
- Планирование экспериментов
- Оценка
- Наблюдение и измерение
- Практические навыки и безопасность
- Работа в команде
Практическая работа: преимущества, проблемы и решения
Наука
Опубликовано 5 декабря 2018 г.
Научные практические занятия являются одним из основных инструментов, позволяющих нашим студентам как изучать научные знания, так и заниматься наукой.
Однако мы знаем, что выполнение практической работы в классе имеет свои проблемы. Учителя рассказали нам о трудностях, с которыми они сталкиваются при поиске подходящего места, времени и ресурсов. Они также обеспокоены проблемами здоровья и безопасности и сталкиваются с неопытностью студентов в распознавании и использовании научного оборудования.
В 11 классе у нас есть 3 периода по 50 минут для каждой из наук. Для биологии этого недостаточно. Единственный способ пройти программу — это сократить количество практических занятий
. Тереза Б., учитель естественных наук, Новая Зеландия
Перед Cambridge International AS & A Level, конечно же, существует альтернатива Cambridge IGCSE™ Practical Paper, что означает, что студенты могли сделать очень мало практической работы в Cambridge IGCSE. Это часто означает, что учащимся не хватает некоторых необходимых научных навыков для практической работы, что может быть проблемой, когда вы сталкиваетесь с большой программой обучения и студентами, которые не уверены в оборудовании и методах.
Практическая работа имеет очевидные преимущества, помогая учащимся приобретать необходимые навыки, которые не только обеспечивают плавный переход к высшему образованию, но и открывают двери в науку как профессию. Как лаконично заявляет Фонд Гэтсби, « практическая наука показывает студентам из первых рук, как работают ученые и техники». Он привлекает студентов к дальнейшему изучению науки по академическим или техническим направлениям. Это дает им практические навыки и установки, которые будут ценны в их будущей карьере»9.0110 .
Практические исследования также играют важную роль в развитии передаваемых навыков: университеты и будущие работодатели ищут критически мыслящих людей, способных решать проблемы. Подробнее об этом читайте в нашем предыдущем блоге о обучении критическому мышлению в науке.
Несмотря на эти преимущества, проблемы остаются. Что можно сделать, чтобы облегчить их?
Подготовка и планированиев международных школах… приобретение может быть затруднено
Daniel C, учитель естественных наук, Восточная Африка
Планирование и подготовка могут занять время, поиск места и соответствующих ресурсов может быть затруднен, и, конечно же, вся практическая работа должна проходить в безопасной среде.
Я помогаю своим учителям планировать уроки специально для практических занятий, которые они обычно считают сложными
Фархат Д., учитель естественных наук, Южная Азия
Неопытным учащимся могут помочь практические пособия, которые помогут сэкономить время и содержат пошаговые инструкции, диаграммы с указанием научного оборудования и процедур, а также полезные советы по охране труда и технике безопасности.
Другой проблемой может быть помощь учащимся в обучении на практике. Важно убедиться, что у вас есть четкие цели обучения для части практической работы, которую вы собираетесь выполнить, и понимать роль, которую вы будете играть, помогая учащимся достичь этой цели. На самом деле практическая работа может облегчить обучение в классе. Использование практического задания может помочь структурировать урок и улучшить вовлеченность и удержание знаний:
Многим учащимся легче учиться, фактически «выполняя» действия. Это особенно актуально в практической научной деятельности. Изучая конкретную тему, мы часто начинаем с практического занятия в лаборатории с открытого упражнения, где студентам предлагается выдвинуть свои собственные гипотезы, а затем проверить их и сделать выводы.
Джоан Х., учитель естественных наук, Южная Африка
Если ничего не помогает…
Мы знаем, что из-за нехватки времени и размера программы не всегда возможно выполнить практическую работу; именно тогда могут быть полезны образцы данных, позволяющие учащимся представлять данные в виде диаграмм и графиков, анализировать результаты и сообщать о своих выводах.


