Опорный конспект как писать: Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ. | Учебно-методический материал по литературе на тему:

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ. | Учебно-методический материал по литературе на тему:

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» – значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       –  теоретический материал

                         

                                                 –  самое главное

 

                                                –  примеры

 

Этапы составления опорного конспекта

– Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

– Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

– Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

– Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                       

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

 

Как составить опорный конспект: пошаговая инструкция

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

5 шагов для создания идеального контура

Процесс письма может быть напряженным, особенно если вы не знаете, с чего начать. Вот почему вам нужно начать с наброска.

План — это просто основа для представления основных и вспомогательных идей по конкретному предмету или теме. Планы помогают разработать логическую и связную структуру статьи, упрощая воплощение ваших идей в слова и предложения. Как только ваш план будет завершен, у вас будет четкое представление о том, как вы хотите, чтобы ваша статья развивалась.

Вот пять шагов к четкому плану: 

  1. Выберите тему и определите цель. Многие писатели изо всех сил пытаются определить первоначальную направленность своей статьи. Попытка придумать тему из списка возможных — сложная задача, но не менее важно понять основную цель вашего эссе. Имея в виду цель или задачу, вы сможете установить правила и ограничения в отношении того, что является подходящим содержанием для вашего эссе. Что вы хотите, чтобы ваши читатели узнали, прочитав вашу статью? Что вы хотите, чтобы они поняли о вашей теме? Эти вопросы могут помочь вам сосредоточить свои идеи на конкретных сообщениях, которые вы хотите оставить своим читателям.
  2. Создайте список основных идей. Это часть мозгового штурма в процессе написания. Цель здесь состоит в том, чтобы составить список основных идей, которые вы планируете представить в своей статье или эссе. Этот шаг может быть списком аргументов для ответа на вопрос, списком ресурсов или даже советами о том, как что-то сделать. Независимо от темы, этот шаг дает вам возможность изложить все свои идеи и составить список возможных тем, которые вы можете затронуть в своем эссе.
  3. Организуйте свои основные идеи. Цель этого шага — изменить список идей, которые вы придумали на шаге 2, расположив их в порядке, который будет понятен вам и читателю. Существует множество различных стратегий организации ваших идей, и они будут различаться в зависимости от типа эссе, которое вы пишете. Некоторыми общими организационными структурами являются причинно-следственная, классификационная, хронологическая и процессная. Как только вы упорядочите свои идеи, вы на правильном пути к разработке структуры своего эссе.
  4. Выделите основные моменты. После того, как вы определились с порядком основных пунктов, вам нужно будет добавить соответствующий контент, чтобы поддержать каждую основную идею. Ваша цель на этом этапе — расширить ваши первоначальные идеи, чтобы ваш читатель лучше понял каждый пункт. Вы можете добавить больше деталей к каждой концепции, включив примеры, цитаты, факты, теории или личные анекдоты. Хотя этот шаг может показаться утомительным, он значительно облегчит процесс рисования. Вы сэкономите время в долгосрочной перспективе, потому что ваша статья будет более логичной и целенаправленной, а ваши идеи будут полностью развиты.
  5. Просмотр и настройка. Большинство людей думают, что после четвертого шага ваш план готов, но это не так. Написание — это повторяющийся процесс, и все хорошие писатели продолжают пересматривать и исправлять свое эссе до тех пор, пока не почувствуют, что оно стало как можно лучше. То же самое касается наброска; это должно быть похоже на дорожную карту, которую вы используете, чтобы направить свое эссе именно туда, куда вы хотите. Убедитесь, что вы включили все свои идеи и установили связи между каждым из ваших основных моментов.

Хотя составление плана может показаться долгим процессом, он значительно облегчит процесс написания. Как только вы закончите план, вся тяжелая работа будет выполнена. Вы готовы начать излагать свои идеи в полные предложения и писать логическое, хорошо разработанное эссе.

Брэндон Рэми , стажер по маркетингу в Университете Герцинга, в настоящее время учится в колледже, изучает бизнес-маркетинг. После выпуска Брэндон мечтает вернуться в аспирантуру, чтобы получить степень MBA в области маркетинга.


* Бюро статистики труда (BLS), Министерство труда США, Справочник по перспективам занятости, 2020 г. Оценки BLS не представляют заработную плату и/или оклады начального уровня. Множество факторов, в том числе предыдущий опыт, возраст, география рынка, на котором вы хотите работать, и область образования, будут влиять на результаты карьеры и заработок. Herzing не заявляет, что ее выпускники будут получать среднюю заработную плату, рассчитанную BLS для конкретной работы, и не гарантирует, что окончание ее программы приведет к получению работы, продвижению по службе, увеличению заработной платы или другому карьерному росту.

Написание плана поможет вам перейти от мозгового штурма к черновому варианту

Итак, вы обдумали множество идей, деталей и данных для написания академического письма. Следующий шаг – организация. Ваше академическое эссе должно следовать плану. Набросок — это мост от мозгового штурма к первому наброску.

Схема доказывает четкую и удобную структуру ваших аргументов. Будь то академический или деловой английский, для каждого эссе нужен план.

Думайте о наброске как о чертеже дома, разработанном архитектором. Контур рисует рамку, на которую вы добавите полы, двери, окна, стены и потолки — все материалы, из которых состоит ваша бумага.

И, планируя свой план, вы также оцениваете свои идеи, выбирая лучшие и удаляя остальные. Вы упорядочиваете подтверждающие доказательства так, чтобы эссе шло плавно и убедительно. Независимо от типа академического письма — исследование, причина/следствие, сравнение/сопоставление, повествование, описание процесса — это неотъемлемая часть процесса письма.

Чтобы понять полезные форматы изложения, сначала давайте рассмотрим стандартную структуру эссе из 5 абзацев, тип, который вы практикуете на курсах академического и делового письма или в программе интенсивного английского.

Базовая структура эссе для вашего плана

Столкнувшись с пустым документом Word с письменным заданием в руках, вы можете напугать лучших из нас. К счастью, формула из 5 абзацев дает нам костяк нашего письменного творения.

Академическое эссе из 5 абзацев имеет следующую общую структуру:

Вводный абзац: Здесь вы заинтересуете читателя крючком и представите свое тезисное утверждение, в котором изложена ваша основная идея или аргумент.

Основные абзацы: Здесь вы представите подтверждающие заявления, доказательства, объяснения и т. д. Базовое типовое эссе состоит из трех основных абзацев. В каждом абзаце основного текста есть тематическое предложение, поддерживающее основной тезис. Тематическое предложение каждого абзаца основного текста подкрепляется фактами, данными, примерами и логическими рассуждениями.

Заключительный абзац: Здесь вы создаете ощущение завершения. Вы можете по-новому сформулировать свой тезис и основной аргумент, сделать прогноз, резюмировать цель, добавить выразительное заявление, сделать призыв к действию или сделать что-то еще интересное в завершение, в зависимости от вашей аудитории и цели.

Другой способ представить эту структуру состоит в том, что она следует трехступенчатому процессу ожидания, реализации и удовлетворения.

Во вводном параграфе 9 0011, писатель говорит: «Вот что я собираюсь сказать и почему».

В абзацах тела автор говорит это и показывает, почему.

В параграфе , автор говорит: «Это то, что я сказал и почему, еще раз. Понятно?”

Структура из 5 абзацев работает, потому что она обращается к основной человеческой психологической потребности в порядке и цели. Академический английский язык имеет тенденцию быть линейным , означает, что он следует прямой линии из точки A в точку B, в точку C и так далее. Контуры следуют этой линейной структуре.

Это не просто способ письма, это способ мышления. Более длинные эссе и научно-популярные книги следуют такой структуре: «Сначала я объясню, что я скажу и почему. Во-вторых, скажу, объясню и поддержу. Наконец, в-третьих, позвольте мне еще раз пробежаться по вам, и вот что вы с этим сделаете.

Это также как рассказывать историю с началом, серединой и концом. Чем больше вы читаете на английском, тем больше замечаете этот линейный подход к письму в науке, литературе, бизнесе — всех видах академического и профессионального общения. Интенсивный курс английского языка, курс академического английского или уроки делового английского — отличный способ выучить его. Мы используем его, потому что он работает!

Форматы набросков

Имея в виду эту линейную структуру эссе из 50 абзацев, пришло время написать план.

Набросок для вас и только для вас. Вы можете напечатать его на ноутбуке, набросать в блокноте или нарисовать на доске. Вы можете использовать любой формат, который кажется вам удобным и понятным. Вам не нужен визуально запутанный план, иначе вы можете повторить, пропустить или ошибиться в информации. Все, что работает для вас, лучше всего.

Когда вы создаете план, вам НЕ нужно писать предложения. Скорее, ваш план должен состоять из ключевых слов, фраз и рисунков. Ваша цель состоит в том, чтобы планировать — вы можете расширить позже. Сосредоточьтесь на существительных, глаголах и других ключевых словах, опуская артикли, предлоги и другие маленькие слова, чтобы сэкономить время и место.

Если вы пишете в одиночку, вы можете создать его, используя Microsoft Word или просто клочок бумаги из мусорной корзины. Если вы сотрудничаете с коллегами, вы можете поделиться документом Google или белой доской. Если вы посещаете академический курс английского языка, ваш преподаватель может предоставить вам шаблон для заполнения. 

Один из простых в использовании форматов структуры — буквенно-цифровой, что означает, что в нем используются буквы алфавита и цифры для организации текста. Например:

  1. Введение
    1. Крюк: _____________________
    2. Переход к диссертации: _____________________
    3. Тезис с тремя опорными пунктами:_____________________
  2. Основной пункт (наиболее важная точка опоры)
    1. Тема предложения: _____________________
    2. Доказательства (данные, факты, примеры, логические рассуждения): _____________________
    3. Подключить доказательства к тезису: _____________________
  3. Основной пункт (второй по значимости вспомогательный пункт)
    1. Тема предложения: _____________________
    2. Доказательства (данные, факты, примеры, логические рассуждения): _____________________
    3. Подключить доказательства к тезису: _____________________
  4. Основной пункт (наименее важная опорная точка)
    1. Тема предложения: _____________________
    2. Доказательства (данные, факты, примеры, логические рассуждения): _____________________
    3. Подключить доказательства к тезису: _____________________
  5. Заключительный абзац  
    1. Переформулируйте тезис: _____________________
    2. Сумма баллов: _____________________
    3. Закрытие (прогноз, комментарий, призыв к действию): _____________________

Другой способ форматирования того же контура — десятичные дроби.

1. Введение

1.1 Крюк: _____________________

1.2 Переход к тезису: ____________

1.3 Постановка тезиса с опорными пунктами: ___________________________

2. Основная часть Параграф (Самый важный опорный пункт)

2.1 Тема предложения: _______________

факты, данные, данные, доказательства 2.2 логические рассуждения): _______________

2.3 Соединить доказательства с тезисом: ___________________________

3. Основная часть Параграф (Второй по важности аргумент)

3.1 Тема предложения: _____________

3.2.Доказательства (данные, факты, примеры, логические рассуждения): _______________

3.3 Соедините доказательства с тезисом: ___________________________

Тема предложения: _____________________

4.2 Доказательства (данные, факты, примеры, логические рассуждения): _________________

4.3 Соединить доказательства с тезисом: ___________________________

5. Заключительный абзац 

5.1 Переформулировать тезис: ___________________________

5.2 Обобщить пункты: ___________________________

5.3 Закрытие (прогноз, комментарий, призыв к действию): __________________

Что написать в плане?

Когда у вас есть шаблон или формат для заполнения идеями, вы начинаете выбирать, вычитать и добавлять.

Просмотрите письменное задание. Какова цель? Чтобы сообщить, убедить, рассказать или что-то еще? Ваша цель определяет ваш выбор причин, фактов и цифр, которые следует включить.

Проанализируйте свой мозговой штурм. Какие данные, ключевые слова и фразы кажутся вам наиболее эффективными в поддержку ваших аргументов? Добавьте их в свой план. Какие из них наименее актуальны, убедительны или интересны? Забудьте о них.

Подумайте о своей аудитории. Да, вы пишете своему профессору, но на самом деле вы не направляете свои аргументы ему или ей. В академических и деловых письмах ваша цель обычно состоит в том, чтобы обратиться к обычному читателю, который хорошо образован, но не обязательно является экспертом в вашей области.

Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы донести свои идеи до широкого круга читателей. Что ваша аудитория уже знает, во что верит и что волнует? Вам нужно дать определение техническому термину, объяснить культурное допущение или прояснить распространенное недоразумение, чтобы достучаться до своих читателей. Должны ли вы апеллировать к их эмоциям, логике или этике, имея в виду их чувство правильного или неправильного?

Представьте, что вы читаете свое эссе вслух в комнате, полной людей. Каких реакций вы можете ожидать, произнося каждую строчку? Улыбки? Хмурится? Покачали головами в знак несогласия или кивнули в знак согласия? Они вообще обращают внимание? Если нет, приправьте шокирующим фактом или ярким изображением.

Как вы можете сделать так, чтобы ваш аргумент имел для них значение? Какие факты, цифры и логические рассуждения привлекут ваших читателей? Каких предположений, утверждений и примеров следует избегать, чтобы НЕ отталкивать читателей?

Дело не в тебе, а в читателе. Итак, заполняя план, помните о влиянии идей и данных на вашу важнейшую аудиторию.

Куда обратиться дальше? Чтобы попрактиковаться в искусстве написания эссе, запишитесь на программу академического английского или возьмите уроки делового английского. Одно дело понять это в теории, а другое дело сделать это на самом деле и сделать это правильно. Благодаря отзывам и рекомендациям дружелюбного и знающего английского преподавателя вы сможете улучшить свои навыки сбора исходных материалов для мозгового штурма, составления плана и завершения эссе.

Крис Эллиотт — инструктор ESOL и академический координатор в Международном языковом институте штата Массачусетс. Расположенный в двух часах езды от Бостона, в самом сердце прекрасного города Нортгемптон среди нескольких университетов мирового уровня, ILI предлагает занятия по академическому английскому языку, уроки делового английского, интенсивные курсы английского языка и многое другое. Процесс написания может быть трудным, поэтому стоит присоединиться к курсу академического английского.

Оставить комментарий