НОУ ИНТУИТ | Лекция | Понятие информации как философская проблема
Аннотация: О понятии информации. Функциональная информация. Атрибутивная информация. Метафизика информации. Информация как философская категория.
Ключевые слова: философия информации, объект исследования, предмет исследования, энергия, поле, материя, функциональная информация, информация, знания, атрибутивная информация, внутренняя информация, внешняя информация, сущность, существование, информациогенез, информационное разнообразие, количественная мера разнообразия, информационное поле, самоотражение объекта, гносеологическое понятие, информационный монизм, психофизический монизм, количество информации, количество взаимной информации, закон конечной информации, метафизическое понятие, комплементарность
Понятие информации как философская проблема
Введение
В современном мире информация превратилась в один из важнейших ресурсов человечества, а информационные системы и технологии – в важнейшие средства обработки данного ресурса.
В системе образования информатика (информатика и информационно-коммуникационные технологии – ИКТ) стала одной из ведущих дисциплин, не менее значимой, чем математика, физика, химия, биология, родной язык. Более того, информатика претендует на главенствующее положение в ряду фундаментальных и общеобразовательных дисциплин, особенно в грядущем информационном обществе.
Это делает актуальной проблему прояснения смысла основополагающего для информатики понятия информации в рамках философии информации, ибо любая “философия – прорыв к миру смысла” (Н.А. Бердяев), “философская деятельность по наделению смыслом – альфа и омега всего научного познания” (М. Шлик). Философия информации должна, на наш взгляд, синтезировать мировоззрение “архитекторов” и “строителей” информационного общества в направлении поиска оптимальных путей его технологического и социально-экономического развития на основе общих закономерностей существования и динамики информации с учетом ограничений гуманитарного, главным образом этического (
Информатизация, влекущая социум в “информационный рай”, а заодно удовлетворяющая узкокорыстные интересы IT-бизнеса, должна учиться на горьком опыте неуправляемой индустриализации, приведшей мир к технохимическому “раю”, практически несовместимому с органической жизнью. Неуправляемое наступление искусственного интеллекта может привести к его доминированию над обленившимся и, в конце концов, одичавшим естественным интеллектом конечных пользователей, к “датакратии” кучки корыстных лиц и фирм, сотрудничающих между собой и с “умными” машинами в области баз данных, баз знаний и upgrade-технологий.Горизонт философии информации, ограниченный феноменом информации, не имеет права закрывать другие горизонты мироздания и мира человека, не менее важные для современной философской мысли – синергетический, глобально-эволюционный, антропоцентрический, экзистенциальный и др. Наш разум должен стремиться к синтезу разных концепций, ибо, как предостерегал один из основоположников теории информации К.
Если объединить эти задачи в один предмет исследования, то им является бытие информации в мире.
В современной системе образования при изучении информатики и ИКТ все больше внимания уделяется практическим приложениям аппаратно-программных средств к решению конкретных задач (“здесь и сейчас”), что согласуется с “тактической” парадигмой, заложенной в Болонскую систему обучения с ее ориентацией на западные стандарты образования.
Цель данного курса – пробудить мысль читателя, пусть и не согласную с субъективными размышлениями автора, но, главное, самостоятельную и продуктивную в осмыслении информационных реалий и фантазий современности. “В этом мире бушующем” вчерашние фантазии становятся сегодняшними реалиями.
Поэтому автор, наряду с проверенными временем концепциями, берет на себя смелость обращать внимание и на свежие идеи, будоражащие разум и непривычные для большинства из нас. Без подобных идей надеяться на прогресс в науке, технике и философии не приходится.
Из курса, по возможности, исключен рафинированный философский “сленг”, но, тем не менее, встречаются некоторые сугубо философские термины, которые, по возможности, разъяснены содержательно или, по крайней мере, в виде знакомых синонимов. Если это не сделано, существуют толковые словари (глоссарии), содержащие необходимые сведения. В курсе также отсутствуют математические формулы. Хотя математика и считается “философией науки”, автор считает, что ее родным домом и является рациональная наука, а в философских исследованиях математику, если и использовать, то с оглядкой на рационализм, ее породивший. В данном учебном курсе полагаем математику излишней. Ссылки на первоисточники даны только по русскоязычным изданиям, в каждом из которых есть обширная библиография по изучаемой теме.
Курс достаточно объемный и непростой в восприятии. Автор полагает, что студенту можно предоставить право выбора интересующих его тем (или даже одной темы) для вдумчивого изучения и успешной сдачи зачета по всему курсу.
От обучающихся потребуется работа мысли, ибо многие поставленные проблемы еще “кровоточат” и не имеют однозначного решения, как и большинство истинно философских проблем. Полагаем, что однозначные ответы на философские вопросы – нонсенс. Поэтому в предлагаемых тестах среди вариантов ответов на каждый вопрос обычно несколько правильных.
Уважаемые коллеги – студенты ИНТУИТа, “вполне возможно, что какие-то ошибки ускользнули от меня и еще ожидают проницательного взгляда какого-нибудь критически настроенного читателя. Я надеюсь, что радость открытия ошибок и испытанное при этом чувство интеллектуального превосходства над автором в какой-то мере вознаградят счастливца за потерю времени и беспокойство, которое могло доставить ему внимательное чтение этой книжки”.
О понятии информации
Первая проблема, с которой сталкивается философия информации, – противостояние известных школ “функционалистов” и “атрибутивистов”. Кроме того, информация как идеальное понятие доныне практически не равноправна с вещественно-энергетическими представлениями в материалистическом мировоззрении большинства людей нынешних поколений. Может быть, следующим поколениям, исповедующим иное, в частности информационное мировоззрение, такое равноправие будет казаться более естественным?! Пока же мы имеем дело с проблемой внутренне противоречивой триады “информация – энергия – вещество”.
Прошло более 60 лет с тех пор, как Н. Винер в “Кибернетике” (1948 г.) ввел известное до него понятие информации в общенаучный обиход, а оттуда оно распространилось на все уровни – от повседневности до философии.
Примерно в то же время сформировалась и теория информации (К.Э. Шеннон). Определений понятия информации достаточно много (известны более ста определений информации), но столь желаемого однозначного определения, устраивающего всех, так и не найдено.
Это не должно нас смущать. Понятие информации не исключение; есть много понятий, провозглашенная однозначность определений которых при внимательном рассмотрении лишь кажущаяся, будь то понятия материи, энергии, жизни, числа и т.п. Просто в рамках господствующей научно-философской парадигмы однажды кто-то решил: “Быть посему”, а оппоненты не были услышаны. Так, при господстве материалистической парадигмы
энергия стала единой мерой различных форм движения и взаимодействия всех видов материи,
поле – особой формой все той же материи, а под определение самой
материи в эпоху господства материализма попала вся объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
В общем, однозначность определений фундаментальных понятий физики и других научных дисциплин позволительно подвергнуть такому же сомнению, как и однозначность определения понятия информации.
В иерархии понятий есть первичные (корневые) понятия, через которые могут формулироваться понятия более низкого иерархического уровня.
А через обретенные понятия формулируются понятия еще более низких уровней, и так вниз по иерархии – вплоть до уровня искомого понятия. Но сами первичные понятия убедительно определить не представляется возможным через другие понятия, которых просто нет, как нет уровней иерархии выше первичного уровня. К таким первичным понятиям относятся понятия Бога, материи, идеи, сознания, духа, числа, души и др. К ним можно отнести и трудноопределимое понятие информации, которую, однако, можно понять через ее существенные свойства и проявления.
Правда, в некоторых публикациях неоднозначность определения понятия информации объясняется тем, что феномен информации многоплановый, что наука об информации только развивается и поэтому ее терминология еще не устоялась. Эти доводы не слишком убеждают. Многие феномены многоплановые, однако же существуют их однозначные определения, будь то энергия, электричество, свет, снег, млекопитающее, мозг, социум и т.д. Практически все науки (а наукометрия насчитала порядка 15000 научных дисциплин) развиваются, но имеют, тем не менее, свою устоявшуюся терминологию.
Так, например, можно и физику считать развивающейся наукой, ведь она не стоит на месте. Но между тем основные физические понятия определены и закреплены в системах единиц. И потом, сколько десятилетий или столетий “отводится” на становление той или иной области науки? Кто это может сказать наверняка?
За 60 лет существования понятия информации ее количественные меры (бит, байт, бит/с, информационная энтропия и др.) однозначно определены и используются в информатике, теории и технике связи и управления. Так почему же, если отвлечься от первичности понятия информации, наука еще не может сформулировать однозначное определение информации? Помимо указанных выше затруднений, дело, видимо, и в том, что понятие информации имеет не только количественный аспект, приводящий к мере (как в понятии энергии), т.е. к числу, но и качественный аспект, не связанный с измерением. Информация – не мера, не число. Измеряемое в теории информации количество информации еще не есть информация, как количество людей не есть человечество, а мощность множества – не множество.
Количественные меры объектов – их частные свойства, но не смыслы. И это вносит весомый вклад в проблему многозначности понятия информации.
Современная наука базируется на классической галилеевской парадигме: измерить всё, что измеряемо, и сделать измеряемым всё, что не измеряемо. А если не удается сделать измеряемыми безмерную любовь, бесконечную жажду познания, человеческое сознание в целом, Ничто и другие качественные феномены, то все они, не укладываясь в математические вериги, оказываются вообще вне науки. Такова душа, которая не есть сердце-насос или фрагмент вещества мозга и не есть затрачиваемая ею энергия. Такова и информация: “информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признаёт этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время” (Н. Винер).
Данная проблема наполнена философским смыслом, ибо понятие информации уже давно стало не только общенаучным, но и философским понятием.
Становление понятия информации в науке и философии имеет давнюю историю. Еще в докибернетическую эпоху термины, близкие к понятию “способности, сходной с ощущением” (термин В.И. Ленина), были хорошо известны как непременные атрибуты мироздания и человека: апейрон Анаксимандра, идея Платона, форма (эйдос) и энтелехия Аристотеля, нус (ноос) Анаксагора и Ибн-Рушда (Аверроэса), субстанция Спинозы, монады Лейбница и Блаватской, априорное знание Канта, мировой разум Гегеля, отражение Дидро, Ленина и Анохина. В древних индуистских Ведах, в теологических текстах различных религий упоминаются космический Разум, божественный Логос, Слово, с которого начался мир, и подобные им понятия, имеющие непосредственное отношение к знанию (информации). Ныне все эти представления дополняются, а в чем-то и замещаются неоднозначным понятием информации как символом современной цивилизации, не более понятным, чем предшествующие ему понятия.
Философская значимость информации обусловлена тем, что она есть в мире как сущее (в отличие от энергии-меры и количества информации, которые “не суть”).
Функциональная информация
Понятие информации, кибернетика (как непосредственная предтеча информатики), теория информации, информатика возникли не по прихоти ученых, а исходя из военных потребностей развития связи, управления стрельбой, радиолокации и шифрования в 40-х гг. ХХ в., а также в связи с изобретением электронных компьютеров. Соответственно основными функциями информации в тот период полагались управление и коммуникация (связь). Реализовать эти функции информация должна была через свои особые формы – команды и данные, передаваемые по каналам управления и связи. Полагалось (и не без оснований), что большие количества материи и энергии управляются энергетически слабыми сигналами, несущими информацию в форме команд и данных. Такую информацию принято считать функциональной.
Для передачи команд и данных главным оказался количественный аспект – измерение информации. Вопрос ставился так: “Что же представляет собой эта информация и как она измеряется?” (Н.
Винер
(Надо иметь в виду, что Винер был профессиональным математиком, а Шеннон – специалистом в области связи и шифрования)). Ведь функциональная информация передается в виде сообщений посредством сигналов, имеющих полевую природу (например, электромагнитную). А сигнал как изменение какой-либо физической величины (амплитуды, частоты, фазы, энергии полевых колебаний или импульсов) по своим количественным параметрам должен быть согласован с такими же параметрами канала связи, включающего передатчик, приемник и среду между ними. Соответственно понадобились количественные меры для сигналов, сообщений и в итоге для информации. При этом канал связи инвариантен (безразличен) к смыслу передаваемых сообщений.
Пример 1. Если вместо сообщения “рыба” будет передано “рабы”, то количество информации в сообщении останется прежним (ведь буквы одинаковы), и сигналы-носители “бесстрастно” перенесут искаженное сообщение от передатчика к приемнику, как почтальоны переносят письма, не интересуясь их содержанием.
Точно так же случится при передаче “1” вместо “0”. Но для адекватного управления важен смысл сообщения, влияющий на выбор траектории управления, ибо “1” может означать выбор одной траектории, а “0” – другой, поэтому в интересах теории управления в 50–60-х гг. ХХ в. появились семантические теории информации, количественные меры ценности, полезности и даже осмысленности информации, впрочем, весьма далекие от практического использования. Авторы таких мер неукоснительно следовали в русле функционального количественного подхода к понятию информации, хотя и не могли не понимать ограниченности ее количественного представления.
Как альтернативу количественному представлению информации адепты функциональной информации предложили считать информацией “…обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств” (Н. Винер). Такую информацию – обозначение можно интерпретировать как знаковое сообщение (в виде материальных знаков), передаваемое в пространстве-времени посредством сигналов.
Согласно данному определению сигналы должны восприниматься органами чувств человека и изобретенными им техническими устройствами, т.е. базироваться на воспринимаемых физических (материально-энергетических) полях.
Но человек и техника способны генерировать и воспринимать сигналы, энергия которых ниже пороговой чувствительности биоприемников и современных приборов. Такая, условно говоря, несиловая коммуникация вообще характерна для большинства представителей фауны и флоры, а также для психологического и социального миров человека (воспоминания, инсайты, понимание “с полуслова, полувзгляда”, неосознанные порывы, интуиция, “внутренний голос”, парапсихологические эффекты, “стадные” инстинкты и т.п.). Вероятно, здесь между источниками и потребителями информации (в том числе внутри самого человека) происходит непосредственное информационное взаимодействие вне известных физических полей, а знаковые сообщения, извлекаемые при таком взаимодействии, не нуждаются в дополнительном перекодировании для передачи по физическим каналам связи.
Следовательно, информация как знаковое сообщение, передаваемое в пространстве-времени, может быть явной и скрытой. При передаче во времени память хранит сообщения тоже в знаково-символьной форме, наподобие хранения следов динозавров, наскальной живописи, берестяных грамот, книг, файлов в компьютере, знаний в нейронной или семантической сетях. Мысленное содержание принятого знакового сообщения, т.е. его пoнятый в форме субъективного образа смысл улавливается нашим сознанием в процессе адаптации к миру и обязательно после перекодирования из материально-энергетических кодов-знаков сообщения в идеальные семантические “коды сознания”. Смысл сообщений потребитель информации может приближенно открыть (постигнуть), если источник информации понятен потребителю, несмотря на ряд перекодирований информации на ее пути от источника к потребителю, либо привнести (образовать), если источник непонятен потребителю или подвергается преобразованию по замыслу потребителя.
Следовательно, смысл информации, во-первых, не материален, а идеален, во-вторых, субъективен настолько, насколько субъективны сам потребитель, его понимание источника и замыслы в отношении последнего. К такому утверждению нас бы привел и здравый смысл.
Пример 2. Допустим, кто-то разжег костер. Сигнал от костра достиг сетчатки глаза наблюдателя и, будучи воспринятым, готов для дальнейшей обработки мозгом. Праздный наблюдатель, которому костер-знак не интересен, не пустит воспринятый сигнал дальше своей сенсорной (оперативной) или даже рецепторной (сверхоперативной) памяти и, соответственно, быстро забудет о таком наблюдении. В результате сообщение о костре останется на уровне данных, не перейдя в информацию, т.к. оно оказалось неинформативным для наблюдателя. Если наблюдатель – инспектор пожарного контроля, он может включить нейронную (долговременную) память для запоминания данного наблюдения, по-скольку сообщение о зажженном костре для инспектора информативно, т.
е. содержит информацию, а не просто данные. Инспектор привносит свой смысл в полученное сообщение, т.к. ему неизвестна причина, побудившая кого-то разжечь костер. Если же это было сделано по договоренности, например, для обозначения места посадки вертолета, то наблюдатель – пилот вертолета – запоминая сообщение, несущее информацию, открывает смысл, заложенный в разжигание костра.
Другой пример: источник информации – заготовка, превращаемая токарем в деталь. Субъективный замысел, заложенный инженером в чертеж детали, через токаря привносит смысл в заготовку. Кстати, и сам токарь может привнести в заготовку свой смысл, отличающийся от первоначального замысла инженера.
Таким образом, субъекты могут привносить целый спектр смыслов в одно и то же сообщение, а открыть нужно единственный смысл, и поэтому так важны научные открытия в отличие от гипотез, привносящих смыслы.
intuit.ru/2010/edi”>Понятие функциональной информации, как и информации вообще, представляется нам в двух интерпретациях – широкой и узкой. Традиционный термин “информация” используется в широком (обобщенном) смысле, включая в себя любые сведения (данные, команды). При использовании этого термина в узком смысле следует отличать данные и команды от информации. Как нам представляется, данные – это невостребованные сведения (тексты), ценность которых неизвестна. Будучи востребованными, сведения-тексты могут содержать полезную информацию, приближающую нас к истине и потому имеющую положительную ценность (быть информативными), либо вредную дезинформацию, удаляющую от истины и имеющую отрицательную ценность, либо, наконец, бесполезный и безвредный информационный шум, имеющий нулевую ценность. Понятие ценности здесь апостериорно (послеопытно), ибо, повторяем, до опыта (востребования) ценность имеющихся данных неизвестна.Итак, в контексте узкой интерпретации информация – это отобранные по ценности данные.
Знания содержат наиболее ценную для потребителей информацию (максимально информативны), поэтому они по праву считаются высшей формой информации. Следовательно, при формировании знания алгоритм селекции (отбора) продолжает работать, но уже не с данными, а с информацией. Однако между информацией (знаниями), дезинформацией и шумом нет однозначных границ – то, что для одного субъекта информативно и является информацией (знанием), для другого – дезинформация или шум, и наоборот.
Пример 3. Современный Russian chanson информативен, ценен для значительной части нашего общества (т.е. несет информацию), а для другой, не менее значительной части общества – неинформативен, вреден (т.е. несет дезинформацию и информационный шум).
Команды в системах управления также могут содержать информацию, приближающую нас к цели управления, дезинформацию, удаляющую от цели, или шум, никак не влияющий на достижение цели.
Из приведенных рассуждений следует, что информация (в узком смысле) подлежит запоминанию; иными словами нужна память (Данные и команды хранить в памяти не обязательно, в отличие от информации, извлекаемой из них.). Информация, извлеченная из памяти в нужное время в нужном месте, порождает действие, например, управление или коммуникацию, если это полезная функциональная информация (Далее понятие информации будем использовать в широком смысле, обращаясь, тем не менее, и к ее узкому смыслу.)
Атрибутивный подход к определению информации: особенности, критика Группа компаний ИНФРА-М – Эдиторум
XXI в. обусловлен экспоненциальным ростом и развитием вычислительно информационных технологий и средств коммуникации. То, что было немыслимым 30–40 лет назад или составляло сюжет научной фантастики, стало обыденной реальностью. Дети 80-х -90-х годов развлекались тем, что звонили по таксофону, а когда стали устанавливать кодовые подъездные двери, стали звать друга на улицу по домофону, и это считалось верхом цивилизации.
А дети 2000-х, разговаривая с друзьями по всему миру, используя Skype, не видят в этом ничего сверхъестественного. Более того, такие средства коммуникаций (Skype, Вконтакте, Twitter и т.д.) стали для большинства необходимыми, как воздух. Примером могут служить недавние протестные движения по поводу закрытия Роскомнадзором мессенджера Telegram [1], вернее попытки закрытия. Мы могли наблюдать недовольство, которое сопоставимо с недовольством по поводу существенного поднятия цен на бензин или увеличения пенсионного возраста. То есть, информационное пространство стало неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Информационные потоки, обрушившиеся на homo-sapiens, превратили его в homo-informativus [2]. Объем информации, который обрабатывает среднестатистический человек в течение дня, равен тому объему информации, который человек 16 в. обрабатывал всю жизнь. Так что же нам ожидать от этого явления, именуемого «информация»? Какова его сущность?
Мы можем ожидать от информации, что она будет квантифицирована (ought to be quantifiable), хотя бы в терминах частичного упорядочивания, быть аддитивна, хранима и передаваема [3].
И все же, специфическая природа информации, пока все еще не ясна. Проблема определения информации заключается в том, что каждая отрасль имеет свой понятийно-прикладной арсенал и, соответственно, создание общей теории информации, которое бы удовлетворяло все науки, практически невозможно. «Информация», в зависимости от области ее применения, наделяется определенными свойствами и характеристиками. На современном этапе для понимания сущности информации используют два подхода. Абдеев Р.Ф. пишет о продолжающемся, в течение последних 30 лет, противоборстве двух концепций Атрибутивного и Функционального подходов, где первый утверждает, что информация есть свойство всех материальных объектов, т.е. является атрибутом материи. Таким образом, информация является объективным свойством материи, которое выражается характером и степенью ее упорядоченности [4]. А второй наоборот связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем [5]. Функциональный или функционально-кибернетический подход отрицает наличие информации вне живой среды.
Функционалом информации является управление в биологической, социальной и социотехнической сфере. Информация в данном случае – это данные, которые используются для управления. Из функционального подхода логически вытекает антропоцентрический [6], который определяет информацию, как сигнал, полученный индивидом. Такая информация имеет субъективный характер, вследствие ее зависимости от специфических качеств, способности к восприятию и цели индивида, который является получателем сигнала.
Также есть подход, который не рассматривает современная научная литература, так называемый объективистский подход. Суть этого подхода сводится к тому, что информация в стиле платонизма рассматривается как отдельная субстанция. Это направление, называемое информациология, имеет своих приверженцев. Создан учебник для вузов [7], в котором изложена теория, о том, что информациология является «генерализационной наукой о всех информационных явлениях, микро- и макродинамических процессах беспредельной Вселенной» [7, 65].
Работа [8] исследует особенности того, как возникала эта «наука». Также академик РАН, председатель комиссии РАН по лженауке Росляков Э. в своих работах рассматривает информациологию, как лженауку [9].
В данном исследовании будет рассмотрен атрибутивный подход, его особенности и критика.
Среди отечественных исследователей, использующих атрибутивный подход, выделяется известный ученый К.К. Колин. В его работах [10]-[13] подробно описывается данный подход. Он заключает сущность этого подхода в информации, как неотъемлемого свойства (атрибута) материи и энергии. И вследствие этого, информация проявляет себя в объектах и процессах живых и неживых организмов[12, 64]. На основании этого подхода К.К. Колин выводит следующие определения информации:
«1. Информация в широком понимании этого термина представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, а также в человеческом обществе и сознании.
2. Информация пронизывает все уровни организации материи и энергии в окружающем нас мире, она является первопричиной движения материи и энергии и определяет направление этого движения в пространстве и времени.
3. Информация является решающим фактором эволюции, она определяет направление развития всех эволюционных процессов в природе и обществе» [12, 6].
К.К. Колин в работе [13] задается вопросом причины слишком малого знания о природе информации, философской сущности этого явления и его базовой взаимосвязи с такими категориями как дух и материя. Причем, он утверждает, ссылаясь на интуитивное сознание многих современных исследователей, что «эти понятия являются понятиями одного уровня общности».
Также одним из сторонников этой системы является Ю.И. Шемякин, который предполагает, что функциональным признаком целостности структуры абсолютно любой природы и сложности является наличие в этой системе четырех терминальных элементов: вещества, энергии, знания, информации.
Также в этой системе он выделяет две взаимно сопряженные пары – вещество и энергия, знания и информация. Форма обуславливается веществом и энергией, а содержание – знанием и информацией. При системном взаимодействии этих элементов вещество выступает носителем знания, а энергия – носителем информации [14].
Основная критика атрибутивного подхода приходится на субстанциональность понимания информации. В этом критики видят причину возникновения информациологии. Отношение научного сообщества к этому направлению было указано выше. В частности, в работе [6, 126] В.П. Седякин указывает на то, что только при понимании информации, как субстанции, возможно нахождение точек соприкосновения атрибутивного и функционального подходов. А это уже не научное решение проблемы. Также в этой работе он подвергает критике Лучано Флориди, утверждая, что: «не существует и возможности построения “большой объединенной теории информации” по Л. Флориди» [6, 127]. Но еще в своем начальном исследовании [15] 2002 г.
, Л. Флориди писал о том, что в целом, задача заключается в разработке не единой теории информации, а, наоборот, в развитии интегрированного семейства теории, которое в состоянии анализировать, оценивать и объяснять различные принципы и концепции информации, их динамику и применение, уделяя специальное внимание системным вопросам, возникающим из различных контекстов применения и взаимосвязей, с другими ключевыми философскими концепциями, такими как: бытие, истина, жизнь и смысл.
Если же относить понятие информации к разряду относительной категории и, на основе определения информации Н. Винера, как содержанию отношений между объектом и субъектом, которое обеспечивает адаптацию субъекта к среде, то это формулировка согласуется с функционально-кибернетическим подходом, но не соответствует атрибутивному [6].
Винер Н., отмечает, что информация – это не материя и не энергия, а содержание отношений [16, 54]. И если рассматривать информацию с методологической точки зрения, то понятие информации – относительная категория [23] и, как относительная категория, дихотомически противоположна абсолютным категориям материи и энергии.
Таким образом, атрибутивное определение информации, которое базируется на свойственных материальным объектам характеристиках (атрибутах), проблематично соотносить с абсолютными категориями, ведь характеристика – это отношение «характеризуемый к характеризующему» [6].
В работе [18] А.Я. Фридланд находит противоречия в формулировках К.К. Колина. В частности: «Понятия “материя”, “энергия” и “информация” являются равнозначными по своему уровню общенаучными философскими категориями» [12, 69].
Что противоположно утверждению: «информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи» [12, 64].
Объект не может быть равнозначен своему свойству!
Сам А.Я. Фридланд придерживается интеграционного подхода и формулирует понятие информации, как «смысл (понимание, представление, интерпретация), возникающий у человека в результате получения им данных, взаимоувязанный с предшествующими знаниями и понятиями» [19]. Он разделяет информацию на две составляющие: смысл и данные.
Данные сами по себе – нейтральный фактор. Они становятся субъективными, только после того, как человек придаст им смысл. И то, что мы понимаем под информацией, на самом деле, является смыслом. И поэтому он предлагает каждой науке заниматься своей частью информации: данными – вычислительные науки, в частности информатика, ну а смыслом, допустим – философия.
Будет уместно сравнение этого методологического подхода А.Я. Фридланда к пониманию феномена информации, с подходом профессора Хазиева В.С. к пониманию Абсолюта, описанного в работе [20], где он разделяет Абсолют на Природу и Транцендент. Применяя это разделение к нашему вопросу, вполне допустимо под Природой понимать данные, вследствие их катафатичности. Данные возможно исследовать, систематизировать, обрабатывать и т.д. Все это – область вычислительных наук. Трансцендент же, или смысл, определяет их применение, использование, значение. Формирует из набора звуков, цифр, кодов и т.д. произведения искусств, литературы, музыки, или иными словами, выполняет функцию творца.
Но здесь возможен уклон в информациологию, что приведет наше исследование к ненаучности.
Последние опросы показали, что единого мнения или единого определения такого феномена, как информация – не существует. И это не удивительно. Информация – это настолько мощная концепция, что в качестве объяснения информация ассоциируется с несколькими определениями, в зависимости от уровня требований и допусков, на которые ориентирована теория. Клод Шеннон, например, заметил, что слово «информация» имеет различные значения в зависимости от автора, который занимается исследованиями в области теории информации. Вполне вероятно, что, по крайней мере, некоторые из них найдут свое применения и окажутся достаточно полезными, чтобы заслуживать дальнейшего изучения и признания. И вряд ли можно ожидать, что единая концепция феномена информации сможет удовлетворить все области исследований [21].Такие многозначные понятия как информация могут быть плодотворно исследованы только при использовании в четко определенном контексте.
Смешанная смешка новостей и идей
Стэнфордский университет / Creative Commons
от доктора Боба Дойла
Ассоциация, астрономическая факульте определение информации – это акт информирования – передача знаний от отправителя к получателю, который информирует (буквально формирует) получателя. Под информацией мы подразумеваем количество, которое можно понять математически и физически. Это соответствует общепринятому значению информации в смысле сообщения или информирования. Это похоже на информацию, хранящуюся в книгах и компьютерах. Но он также измеряет информацию в любом физическом объекте, таком как кристалл снега или звезда, подобная нашему солнцу, а также информацию в биологических системах, включая генетический код, клеточную структуру, обмен сообщениями внутри и между клетками, а также развивающее обучение фенотипу.
Хотя некоторые комментаторы хотели бы ограничить термин «информация» сообщениями, отправленными с определенной целью, ученые-физики уже давно рассматривают структуру физических объектов как нечто, что может быть измерено наблюдателем.
Структура — это тоже информация.
Информационная философия признает материальный объект как «информационную структуру», из которой чистая информация может быть абстрагирована как значимое знание. Помимо структуры, большая часть информации живых существ состоит из сообщений, которые отправляются для запуска процессов, запущенных в биологических машинах. Биологические структуры часто являются цифровыми (ДНК, РНК, белки), а обмен биологическими сообщениями очень напоминает язык с произвольными символами, очень похожий на человеческий язык.
Великие логики, от Готфрида Лейбница и Готлоба Фреге до Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, мечтали представить физический мир с помощью «логических атомов». Поздний Витгенштейн и философы языка двадцатого века считали, что «то, что есть», можно описать с помощью аналитически верных утверждений или «пропозиций». Они потерпели неудачу, но информационная философия строится на их мечтах.
Информационная философия определяет общую информацию в материальном объекте с ответами “да/нет” на все вопросы, которые можно задать, или с истинными/ложными утверждениями, которые можно сказать об объекте.
Говоря современным языком теории информации, философия информации «оцифровывает» объект. Из каждого ответа или истинностного значения мы, в принципе, можем извлечь «бит» информации.
Хотя «всеобщую» информацию безнадежно невозможно точно измерить, любая информация, которую мы можем «абстрагировать» от «конкретного» объекта, дает нам удивительно простой ответ на одну из глубочайших проблем метафизики, экзистенциальный статус идей, платоновских «Формы», включая объекты логики и математики.
Вместо того, чтобы просто спрашивать: «Существуют ли абстрактные сущности, такие как числа и свойства», метафизик предпочитает спрашивать, каким образом они могут существовать, что отличается от способа существования «конкретных» объектов.
Конкретные объекты можно увидеть и потрогать нашими органами чувств. Они материальны, причинно-следственные связи подчиняются физическим законам природы.
Абстрактные объекты нематериальны, но некоторые из них все же могут играть причинную роль, например, когда агенты используют их для принятия решений о своих действиях или когда случайные события (особенно на квантовом уровне) развиваются так, а не иначе.
Философия информации возвращает в нашу онтологию так называемые «несуществующие объекты». Они состоят из того же вида абстрактной информации, которая предоставляет информацию о структуре и процессе конкретного объекта. То, что мы называем «понятием» об объекте, представляет собой некоторое подмножество информации об объекте, точное в той мере, в какой это понятие изоморфно этому подмножеству. «Выбирая» различные подмножества, мы можем классифицировать и сортировать объекты по классам или наборам в соответствии с различными концепциями.
Философия информации решает глубокие философские вопросы об абсолютной и относительной идентичности. Все материальные объекты тождественны сами себе, несмотря на опасения по поводу расплывчатых границ. Все объекты имеют отношения с другими объектами, которые можно интерпретировать как относительные тождества. Все объекты идентичны другим объектам в некоторых отношениях и различны в других отношениях.
Два численно различных объекта могут быть полностью идентичны (x = x) внутренне, если их внутреннее информационное содержание идентично.
Реляционная (внешняя) информация с другими объектами и положениями в пространстве и времени игнорируется. Греки называли внутреннюю информацию pros heauto или idios poion. Аристотель и стоики называли это своеобразными качествами личности.
Они выделили специфические свойства из материального субстрата, который они назвали hupokeimenon, «лежащий в основе». Внешняя информация находится в отношениях объекта с другими объектами, пространством и временем. Греческие термины были pros ta alla, по отношению к другим, и
pros ti pos echon, относительно расположенные.
Точно так же, как разум подобен программному обеспечению в оборудовании мозга, абстрактная информация в материальном объекте является таким же нематериальным материалом, как и информация в абстрактной сущности, понятии или “несуществующем объекте”. Некоторые философы говорят, что такие нематериальные вещи скорее «существуют», чем существуют.
Вообще говоря, различие между конкретными и абстрактными объектами соответствует различию между материальным и идеальным.
Идеи в умах несущественны. Им нужна материя мозга для воплощения и какая-то энергия для сообщения другим разумам. Но сами по себе они не являются материей или энергией. Те «элиминативисты», которые считают, что мир природы состоит только из материальных вещей, отрицают существование идей и нематериальной информации.
Биты информации — это логические атомы Рассела и Витгенштейна.
А информационная философия — это «теория соответствия».
Подумайте об изоморфизме между «это» и «битами» Джона Уилера.
Информация в физических системах была связана с мерой структурного порядка в системе еще в девятнадцатом веке Уильямом Томсоном (лордом Кельвином) и Людвигом Больцманом, которые описали увеличение термодинамической энтропии как «потерянную информацию».
В 1929 году Лео Сцилард вычислил среднее значение количества энтропии, производимого 1-битным (“да/нет”) измерением, как
S = k log 2
, где k — постоянная Больцмана.
Вслед за Сцилардом Людвиг фон Берталанфи, Эрвин Шредингер, Норберт Винер, Клод Шеннон, Уоррен Уивер, Джон фон Нейман и Леон Бриллюэн придерживались схожих взглядов на связь между физической энтропией и абстрактными «битами» информации.
Для Шредингера информация в живом организме является результатом «питания отрицательной энтропией» Солнца. Винер сказал: «Количество, которое мы определяем как количество информации, является отрицательным значением количества, обычно определяемого как энтропия в подобных ситуациях». Бриллюэн ввел термин «негэнтропия», потому что он сказал: «Одна из самых интересных частей в Кибернетике Винера — это обсуждение «Временных рядов, информации и коммуникации», в котором он уточняет, что определенное «количество информации является отрицательным количество, обычно определяемое как энтропия в подобных ситуациях». Шеннон с подачи фон Неймана использовал термин «энтропия» для описания своей оценки количества информации, которое может быть передано по каналу, потому что его математическая теория передачи информации дала математическую формулу, идентичную уравнению Больцмана для энтропии, за исключением знака минус (минус в отрицательной энтропии).
Теория коммуникации Шеннона возвращает нас к информации, которую можно найти в сообщении между отправителем и получателем, но физики, работавшие за много лет до него, говорили об измерении информации в физических структурах вселенной, которые мы называем «информационными структурами».
».
Шеннон показал, что сообщение, которое обязательно сообщит вам что-то, что вы уже знаете, не содержит новой информации.
Если бы все, что происходит, обязательно произойдет, как утверждают философы-детерминисты, никакая новая информация никогда не поступала бы во вселенную. Информация была бы универсальной константой. Не будет «ничего нового под солнцем». Каждое прошедшее и будущее событие в принципе может быть известно (как предположил Пьер-Симон Лаплас) сверхразуму, имеющему доступ к такой фиксированной совокупности информации.
То, что информация основана на математике вероятностей, имеет глубочайшее философское значение. Если бы все исходы были предсказуемы, во Вселенной не было бы «сюрпризов». Информация сохранялась бы и была универсальной константой, как ошибочно полагают некоторые математики. Информационная философия требует онтологической неопределенности и вероятностных результатов современной квантовой физики для производства новой информации.
Но в то же время без необычайной стабильности квантованных информационных структур в космологических масштабах времени жизнь и известная нам Вселенная были бы невозможны.
Квантовая механика показывает, что архитектура Вселенной скорее дискретная, чем непрерывная, цифровая, а не аналоговая.
Создание информационных структур означает, что в некоторых частях вселенной локальная энтропия действительно снижается. Создание низкоэнтропийной системы всегда сопровождается излучением энергии и энтропии из локальной структуры в отдаленные уголки Вселенной, в ночное небо и на космический фон.
Со времен Ньютона и до начала XIX века лапласианский взгляд совпадал с представлением о божественном предвидении всеведущего Бога. С этой точки зрения во все времена существует полная, совершенная и постоянная информация, описывающая запланированную эволюцию Вселенной и существ, населяющих мир.
С точки зрения Бога, информация является константой природы. Некоторые математики утверждают, что информация должна быть сохраняющейся величиной, как материя и энергия. Они не правы. С точки зрения Лапласа, информация будет представлять собой постоянную прямую линию во все времена, как показано на рисунке.
Если бы информация была универсальной константой, «ничто не было бы новым под солнцем». Каждое прошедшее и будущее событие в принципе может быть известно сверхразумному демону Лапласа с его доступом к такой фиксированной совокупности информации.
В середине 19 века лорд Кельвин (Уильям Томсон) осознал, что недавно открытый второй закон термодинамики требует, чтобы информация не могла быть постоянной, а разрушалась по мере увеличения энтропии (беспорядка). Герман Гельмгольц назвал это «тепловой смертью» Вселенной.
Математики, убежденные в том, что информация сохраняется всегда, утверждают, что макроскопический порядок исчезает в микроскопическом, но в принципе информацию можно было бы восстановить, если бы только можно было обратить время вспять.
Это повышает вероятность некоторой связи между возрастающей энтропией и тем, что Артур Стэнли Эддингтон назвал «Стрелой времени».
Утверждение Кельвина о том, что информация должна быть уничтожена при увеличении энтропии, было бы правильным, если бы Вселенная была закрытой системой.
Но в нашей открытой и расширяющейся Вселенной мой коллега из Гарварда Дэвид Лайзер показал, что максимально возможная энтропия увеличивается быстрее, чем реальная энтропия. Разница между максимально возможной энтропией и текущей энтропией называется отрицательной энтропией, что открывает возможность для развития сложных и устойчивых информационных структур.
Из рисунка видно, что в направлении стрелы времени увеличивается не только энтропия, но и информационное содержание Вселенной. Мы можем описать новую информацию как «появляющуюся».
Вопреки второму закону термодинамики из первоначального хаоса возникли устойчивые и закономерные информационные структуры. Во-первых, квантовые процессы сформировали микроскопические твердые частицы — кварки, барионы, ядра и электроны. В конце концов они стали атомами. Позже под действием гравитации образуются макроскопические галактики, звезды и планеты.
Каждая новая информационная структура локально уменьшает энтропию, поэтому второй закон требует равного (или, как правило, значительно большего) количества энтропии, которое необходимо унести.
Без расширения Вселенной это было бы невозможно. Уносимая положительная энтропия (большая темная стрелка слева) всегда больше и обычно на порядки больше отрицательной энтропии в созданной информационной структуре (меньшая светлая стрелка справа).
Посмотрите на космический процесс создания отрицательных потоков энтропии, которые приводят к человеческой жизни.
Информация возникает, потому что Вселенная зародилась в состоянии минимальной информации (термодинамическое равновесие, максимальный беспорядок — или «энтропия»).
И есть три различных вида возникновения информации:
“порядок из хаоса”, когда материя во Вселенной формирует информационные структуры
(это теория хаоса и сложности Пригожина)
“порядок из хаоса”, когда материальные информационные структуры образуют самовоспроизводящиеся биологические информационные структуры
(это Шредингеровское определение жизни как «питание отрицательной энтропией»
чистая «неупорядоченная информация», когда организмы с разумом обрабатывают и экстернализируют информацию, сообщая ее другим разумам и сохраняя ее в окружающей среде
(это наша информация теория разума)
Информационная философия объясняет, как природа и человечество постоянно создают новую информацию.
Мы являемся сотворцами нашей вселенной. на человеческом языке, например.0003
Информатика – это изучение категоризации, классификации, обработки, хранения и поиска информации.
Когнитивная наука – это изучение умственного приобретения, сохранения и использования знаний, которые мы можем описать как полезную информацию.
Информационная философия — это попытка рассмотреть некоторые классические проблемы философии с точки зрения информации.
Что такое информация, заслуживающая использования в качестве основы нового философского метода исследования? Абстрактная информация не является ни материей, ни энергией, но она нуждается в материи для своего конкретного воплощения и в энергии для ее передачи. Информация несущественна.
Это современный дух, призрак в машине.
Нематериальная информация, пожалуй, настолько близка, насколько ученый-физик или биолог может подойти к идее души или духа, покидающего тело после смерти. Когда живое существо умирает, прекращается сохранение биологической информации.
Дело остается.
Биологические системы отличаются от чисто физических систем прежде всего тем, что они создают, хранят и передают информацию. Живые существа хранят информацию в памяти о прошлом, которую они используют для формирования своего будущего. Фундаментальные физические объекты, такие как атомы, не имеют истории.
И когда люди экспортируют часть своей личной информации, чтобы сделать ее частью человеческой культуры, эта информация приближается к тому, чтобы стать бессмертной.
Люди отличаются от других животных необычайной способностью передавать информацию и хранить ее во внешних артефактах. За последнее десятилетие количество внешней информации на человека, возможно, выросло и превысило чисто биологическую информацию человека.
Информация является прекрасной основой для философии, а также для науки, способной ответить на вопросы метафизики (онтология самих вещей), эпистемологии (экзистенциальный статус идей и то, как мы их познаем), идеализма (чистая информация), проблема разума и тела, проблема свободы воли и «жесткая» проблема сознания.
Полезная информация имеет прагматическую ценность.
В нашей информационной философии знания – это сумма всей информации, созданной и сохраненной человечеством. Это вся информация в человеческом сознании и в артефактах любого рода — от книг и объединенных в сеть компьютеров до наших жилищ и управляемой среды. Мы увидим, что вся информация во Вселенной создается единым двухэтапным процессом, единственным генерации и сохранения информации вопреки страшному второму закону термодинамики, который описывает непреодолимое увеличение беспорядка или энтропии. Мы называем этот антиэнтропийный процесс эргодическим. Его следует ценить как творческий источник всего, что мы можем ценить, и всего, что отличимо от хаоса и потому интересно.
Благодаря общему относительному расширению Вселенной космический созидательный процесс сформировал макрокосмос из галактик, звезд и планет. Он также породил особые формы микроскопической материи — атомы, молекулы и сложные макромолекулы, поддерживающие биологические организмы.
Он включает в себя все квантовые кооперативные явления.
Квантовые явления контролируют эволюцию жизни и человеческого знания. Они помогают донести новую информацию во Вселенную совершенно непредсказуемым образом. Они управляют биологическим видообразованием. Они облегчают человеческое творчество и свободную волю.
Хотя информационная философия смотрит на вселенную, жизнь и разум через единую линзу информации, она далека от механистичности и сводится к детерминированной физике. Увеличение объема информации с течением времени — наш принцип увеличения объема информации — является основной причиной того, почему время имеет значение, а люди различаются.
Информация является основной причиной того, что биология несводима к химии и физике. Увеличение информации (сочетание идеального воспроизведения со случайными ошибками копирования) объясняет все возникающие явления, включая многие «законы природы».
В философии информации будущее непредсказуемо по двум основным причинам.
Во-первых, квантовая механика показывает, что некоторые события непредсказуемы. Мир причинен, но не предопределен. Во-вторых, ранняя Вселенная не содержит информации более поздних времен, так же как ранние приматы не содержат информационных структур для разума и вербальной коммуникации, а младенцы не содержат знаний и запоминаемого опыта, которые они будут иметь во взрослом возрасте.
В наивном мире демона Лапласа и строгого детерминизма вся информация во Вселенной постоянна во все времена. Но сам «детерминизм» — это зарождающаяся идея, реализуемая только тогда, когда большое количество частиц собирается в тела, которые могут усреднять неустранимую микроскопическую неопределенность составляющих их атомов.
Информация и энтропия
В нашей открытой и расширяющейся Вселенной максимально возможная энтропия увеличивается быстрее, чем реальная энтропия. Разница между максимально возможной энтропией и текущей энтропией называется отрицательной энтропией. Существует тесная связь между физической величиной отрицательной энтропией и информацией.
Чтобы дать этой очень положительной величине «отрицательной» энтропии положительное имя, мы называем ее «Ergo» и описываем процессы, способные генерировать отрицательную энтропию, «эргодическими».
Эргодические процессы обеспечивают пространство для увеличения информационных структур во вселенной. Как указал Дэвид Лайзер, Стрела Времени указывает не только на усиление беспорядка, но и на увеличение объема информации.
Увеличение биологической информации в первую очередь происходит за счет идеального воспроизведения ранее существующей информации, но крайне важно, чтобы время от времени возникали ошибки воспроизведения. Они являются источником новых видов и новых творческих идей.
Вселенная созидательна. Возникают информационные структуры и процессы. Некоторые законы природы являются эмерджентными. Появляются адекватно детерминированные явления. Возникает сама идея детерминизма. Знания настоящего не все существовали в прошлом. У нас есть только приблизительное представление о точном будущем.
Творческий процесс продолжается. Жизнь и человечество являются частью этого процесса. То, что создается, частично является нашей ответственностью. Мы можем выбрать помощь в создании и сохранении информации. Или мы можем решить уничтожить его.
Мы вольны сами создавать свое будущее.
Все ли информация?
Некоторые современные ученые, особенно физики-математики, считают, что фундаментальной сущностью Вселенной является информация. Подобно самым ранним монистам, утверждающим, что Все есть Одно, теистам, утверждающим, что все есть просто мысли в разуме Бога, или панпсихистам , для которых наш разум является частью единого космического сознания, эти аргументы, объясняющие все как единое целое, на самом деле ничего не объясняют. Объяснения нуждаются в деталях о большом количестве конкретных вещей, чтобы мы могли обобщать и думать, что знаем что-то обо всех вещах.
Среди некоторых конкретных физиков, которые рассматривали информацию как основу для физики, были Джон Уиллер («это из битов»), Сет Ллойд («вселенная — это компьютер»), Влатко Ведрал («вселенная — это квантовая информация»), и Эрик Верлинде (“материя состоит из битов информации”).
Первоначально опубликовано The Information Philosopher по лицензии Creative Commons Attribution Unported 3.0.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Комментарии
comments
Philosophy of Information – 1st Edition
Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech РеспубликаДемократическая Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезииФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГермания nyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon Isl andsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Purchase options Bundle (eBook, Hardcover) 50% Off $480. $240.00
00
eBook 25% off $235.00 $176.25
Print – Hardcover 25% off $245.00 $183.75 Доступен
Налог с продаж будет рассчитан при оформлении заказа
Бесплатная доставка по всему миру
Нет минимального заказа
Описание
Информация является признанным фундаментальным понятием в естественных и гуманитарных науках, которое имеет решающее значение для понимания физических вычислений, коммуникации и человеческого познания. Философия информации объединяет наиболее важные взгляды на информацию. Он включает в себя основные технические подходы, а также излагает исторические предпосылки информации, а также ее современную роль во многих академических областях. Кроме того, выделяются специальные объединяющие темы, которые играют во многих областях, в то время как мы также стремимся определить актуальные темы для философских размышлений.
В области философии информации еще нет устоявшейся области, и этот справочник может помочь сформировать ее, убедившись, что она хорошо обоснована научным опытом. В качестве дополнительного преимущества такая книга может облегчить контакты и сотрудничество между различными академическими кругами, разделяющими общий интерес к информации.
Ключевые характеристики
• Первый обзор формальных и технических вопросов, связанных с философией информации
• Интегрированное представление основных математических подходов к информации, компьютерных наук, теории информации и логики
• Междисциплинарные темы, выходящие за традиционные границы естественные, социальные и гуманитарные науки.
Читательская аудитория
Исследователи на стыке философии, информатики, информатики, логики, лингвистики, когнитивистики.
Содержание
- 1 Введение
1a Редакционная статья об общей роли информации и структуре этой книги (редакторы)
1b Философия информации: концепции и история (П.
Адрианс)
2 Философия и информация
2a Эпистемология и информация (Ф. Дрецке)
2b Информация и философия языка (Й. Грунендейк, Х. Камп и М. Стохоф)
2c Современные тенденции в философии информации (Л. Флориди)
2d Философия обучения (П. Адрианс) )
3 Основы, основные технические подходы
3a Количественная теория информации (Ф. Топсе и П. Харремоэс)
3b Логические теории информации (Йохан ван Бентем и Марикармен Мартинес)
3c Алгоритмическая сложность (П. Грюнвальд и
П. Витаньи) )
4 Информатика: основные темы преобразования/использования информации
4a Обучение (К. Келли)
4b Эпистемическая логика и обновление информации (А. Балтаг, Л. Мосс и Х. ван Дитмарш)
4c Информационная структура и пересмотр убеждений (H .ротт)
4d Информация, процессы и игры (С. Абрамский)
4e Информация и представления в теории игр (Б. Уоллизер)
5 Информация в естественных и гуманитарных науках
5a Информация в компьютерных науках (Дж.
М. Данн) 5b Физика информации (С. Байс и Д.Фармер)
5c Информация в социальных науках (К. Девлин и
Душка Розенберг)
5d Информация в искусственном интеллекте (Дж. Маккарти)
5e Информация и когнитивные науки (М. Боден)
5f Информация в биологических системах (Дж. Кольер)
6 Эпилог, будущие перспективы и направления исследований (редакторы)
Информация о продукте
- Кол-во страниц: 1000
- Язык: английский
- Авторское право: © North Holland 2008
- Выходные данные Опубликовано: 2 ноября, 9025 80 10 : Северная Голландия
- Электронная книга ISBN: 9780080930848
- В твердом переплете ISBN: 97804444517265
о серии Editors
DOV M. gabbay 9013
DOVER M.VER EMAR EMAR EMAR EMAR EMAR EMAR EMAR EMAIR EMAIR EMIC OF VAGAR EMAIR EMIC OFVER. Вычисления, факультет компьютерных наук, Королевский колледж Лондона. Он является автором более четырехсот пятидесяти научных работ и более тридцати исследовательских монографий.

Адрианс)
М. Данн) 5b Физика информации (С. Байс и Д.Фармер)