19. Слово как основная единица языка и как предмет лексикологии.: 5fan_ru — LiveJournal
?- Лингвистика
- Cancel
В истории языкознания известно более 70 различных критериев определения слова. В их основе лежат графические, орфографические, фонетические, грамматические, семантические признаки. Если обобщить существующие определения слова с т.з. их операционных критериев, можно выделить:
1) синтаксический критерий. Слово – это предельный минимум предложения (Щерба).

3) морфологический. Слово – единица наименования, характеризующаяся фонетической и грамматической цельнооформленностью и идеоматичностью (Шмелев). Это очень сильный признак.
4) структурный. Слово – целостная единица языка, в которую не может быть включена другая последовательность того же уровня. Структурная целостность предполагает непроницаемость слова. В РЯ встречаются исключения – аналитические формы будущего времени # буду читать – буду завтра читать, отрицательные местоимения # никто – ни у кого.

Многие лингвисты (Соссюр) попытались отказаться от понимания слова в качестве основной единицы языка. Несмотря на это попытки дать определение слова продолжаются.
А. Мейе: «Слово – есть результат соединения определенного значения с опрделенным звуковым комплексом, способное к определенному грамматическому употреблению».
В. Гак: «Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов, их свойств, отношений, обладающая совокупностью фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка. Характерные признаки: единооформленность, выделяемость и свободная воспроизводимость в речи, семантическая валентность, недвуударность, лексико-грамматическая отнесенность, непроницаемость».
Семантическая валентность – слово в определенных контекстах сочетается с другими словами.

Лексикология рассматривает слово как двустороннюю единицу, обладающую ПС и ПВ. Как единица лексического уровня, слово может быть охарактеризовано с т.з. собственных функций и особенностей, обусловленных взаимоотношением слова с другими единицами.
Системный подход к языку поставил в изучении слова новые задачи: определение слова как единицы языка, критерии его выделения, изучение содержательной стороны слова и др.

В истории языкознания известно более 70 различных критериев определения слова, в основе которых лежали графические, фонетические, структурные и др. принципы.
Проблема выделения и определения С. включает два аспекта: проблема отдельности С., его делимитацию (определение границ С. в тексте) и проблему тождества С, его идентификацию. Эти два аспекта подробно анализировались А.М. Пешковским и А.И. Смирницким.
В фонетическом аспекте отмечаются след. признаки звукового единства и обособленности С.: возможность паузы до и после С.; единое и единств, ударение для каждого С.; определенная слоговая структура С. (о неабсолютности критерия рассказать)

Морфологический критерий исходит из того, что морфологич. Показатель оформляет С. в целом, а не его часть. Позволяет отделить слово от словосочетания , но он не универсален.
Согласно семантическому критерию, С. – минимальная значимая единица языка (Реформатский). Проблема определения полисемии и омонимии.
Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.
Лингвистическое несовершенство многочисленных определений слова побудило ученых отказаться от рассмотрения его в качестве основной единицы языка (Соссюр, Балли, Щерба). Но попытки поиска определения слова продолжались. Шанский попытался дать определение русскому слову: «С.

Изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелось история языка и народа. Развитие и взаимодействие значений слова и отношений с другими словами может проводиться в нескольких направлениях: 1. В пределах одного слова – анализ его значения, выявление новых оттенков значений, их развитие.
3. в пределах общеязыковой системы – исследование зависимости семантической структуры слова от грамматических признаков, фонетических изменений, лингвистических и нелингвистических факторов. Например, красный имеет окраску одного из основных цветового спектра, идущего перед оранжевым.

1. с точки зрения собственно функций. 2. С точки зрения особенностей, которыми обусловлено его взаимоотношениями с единицами других уровней.
Начнем со 2. Лексический уровень лежит выше морфологического и предшествует уровню синтаксических единиц. Связь с морфемой по форме – это комплекс морфем, отличающихся выделенностью, обусловленной самостоятельностью значения. С предложением слово связано функционально.
Как единица лексического уровня определяется уникальной функцией – номинацией.
1) Функциональный: слово служит для наименования отдельных предметов, явлений как само по себе, так и в составе предложения;
2) формальный: с внешней стороны слова представляет комплекс морфем, фонетически связанных единым ударением;
3) семантический: значение слова целостно и уникально, оно существует только в единстве с определенным внешним оформлением.

Subscribe
Условия предоставления международного банковского кредита
Международный Валютный Фонд (International Monetary Fund, IMF) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в…
Компетентностная деловая игра
Компетентностная деловая игра – это информационная система, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в…
Проектировка web-приложения
Проектировка web-приложения Чтобы спроектировать web-приложение нужно сначала определить его первоначальную цель и область решаемых задач. Создать…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Слово как единица языка
Основные проблемы изучения слова как единицы языка
Одной из центральных единиц языкознания, изучаемой в разных его разделах от морфемно-словообразовательного до лексического, является слово (или лексема).
Это обусловлено той ролью, которую лексема играет в системе языка и в коммуникации. Слово, будучи основным носителем смысла, выступает как основная единица номинации, а также является структурной частью предложения, следовательно, участвует в процессе обмена информацией.
Основные трудности, с которыми сталкивается исследователь уже на этапе определения слова как специфической лингвистической единицы, заключаются в отсутствии однозначных критериев его выделения. Так возникает проблема определения слова и его характерных признаков.
В разные периоды истории языкознания существовали разные подходы к дефиниции слова:
- С опорой на фонематический критерий слово понималось как определенная, значимая с точки зрения смысла последовательность фонем, объединенных общим ударением и ограниченных в речевом потоке паузами от других единиц. Однако этот подход был весьма ограничен, так как не учитывал роль фонетических процессов, происходящих в языке. Например, с точки зрения фонетики сочетание [з-другъм] (с другом) является одним фонетическим словом, в то время как на письме компоненты разделяются пробелом, а с точки зрения морфологии относятся к разным частям речи (предлог и падежная форма субстантива).
- Морфемный критерий также не удалось положить в основание определения слова. С одной стороны, в русском языке существует лексемы, формально равные корневой морфеме (луч, стон, шум), однако существуют и связанные корневые морфемы, не употребляющиеся без аффиксов, и те корневые морфемы, которые “выпадают” из состава слова в некоторых формах (вы-ну-ть).
- Попытка абсолютизировать графематический критерий также не выдерживает критики, поскольку не каждая последовательность графем может быть признана словом. Но даже если добавить к данному критерию смысловой, все равно это не решает спорных моментов. Например, считать ли падежную форму местоимения “у кого-то” двумя словами или же одной лексемой “кто-то”, стоящей в Р.п.
- Семантический критерий представляется более перспективным, чем остальные, поскольку учитывает способность слова передавать определенное внеязыковое содержание – соотноситься с предметами или понятиями. Однако эксперименты показывают, что бессмысленные с точки зрения содержания единицы типа зауми футуристов или “глокой куздры” Л.
Щербы воспринимаются носителями языка как полноценные слова, правда, не имеющие общепризнанного словарного значения.
Современные типологии принимают во внимание на один, а сразу несколько критериев, по которым определяется слово.
Другой проблемой является вопрос о статусе слова относительно морфем и фразеологизмов. В частности, это относится к корневым морфемам, формально совпадающим со словом: утюг, ночь, жар. При попытке отделить слово от фразеологизмов учёные сталкиваются с проблемой существования единиц, отличающихся, подобно слову, нерасчлененной структурой и единством смысла, но формально состоящих из нескольких слов.
Важным научным вопросом является также проблема установления тождественности лексем и их словоформ. Лингвисты исследуют критерии, по которым отличаются новые слова и формы одного и того же слова. Это имеет важное практическое значение даже для морфологии. Например, в школьной практике причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные лексико-грамматические классы, следовательно, “прочитать”, “прочитанный” и “читая” являются тремя самостоятельными словами. С другой стороны, в академической грамматике они рассматриваются как атрибутивные глагольные формы, поэтому при таком подходе мы имеем дело с одним словом “прочитать”, которое реализуется в разных формах.
Аспекты изучения слова в языкознании
Общего определения слова в языкознании не существует. Слово можно описать через систему признаков:
- Фонетическое и графическое оформление в соответствии с законами языка.
- Наличие границ на письме, что выражается в использовании пробелов между отдельными словами.
- Грамматическая оформленность, выражающаяся в присущей слову системе морфологических признаков, а также в наличии грамматического значения.
- Предметно-понятийная соотнесенность с внеязыковой действительностью, наличие словарного значения.
- Автономность структуры и функции.
В лингвистике слова рассматривается разными разделами:
- Фонетика изучает функционирование слов в речевом потоке, происходящие в них фонетические процессы, а также особенности ударения и произношения.
- Морфемика рассматривает лексемы с точки зрения их структуры, выделяя в них значимые части, а словообразование исследует процессы деривации – производства новых лексем на базе уже имеющихся.
- Морфология изучает грамматические свойства слов, позволяющие объединять их на основе сходства признаков в большие лексико-грамматические классы – части речи.
- Лексика сосредоточена на слове как семантической единице, имеющей словарное значение, вступающей в лексико-семантические отношения с другими словами. Лексика также занимается проблемой сочетаемости слов и образованием новых значений.
- Синтаксис рассматривает слово как единицу коммуникации, то есть с точки зрения его функции и статуса в предложении, возможности передавать законченную мысль.
Вспомогательные лингвистические дисциплины также изучают слово. Например, орфография – нормативное написание, культура речи – правильность и уместность употребления, стилистика – функциональные возможности в разных сферах и жанрах общения.
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. | Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему:
Слайд 1
Слово как единица языка
Слайд 2
Дорогие ребята! Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова, и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
Слайд 3
Ребята, рассмотрите рисунки и подумайте, почему слово является значимой единицей языка. Слово- значимая единица языка
Слайд 4
Слова – наименования предметов Слово — рядовой великой армии языка. А как вы понимаете, победа в бою всегда зависит от рядовых! Слова-наименования признаков Слова- наименования действий Слова –наименования количества
Слайд 5
Слова – наименования предметов Роза Вишня Мяч
Слайд 6
Слова-наименования признаков Деревянный Кислый Синий
Слайд 7
Слова- наименования действий Ест Прыгает Сидит
Слайд 8
Слова –наименования количества Один Два Три
Слайд 9
Весёлая переменка Отгадай-ка! Какое государство можно носить на голове? Панама
Слайд 10
К акое место среди значимых единиц языка занимает слово? Текст Звук Предложение Слово
Слайд 11
Лексическое значение слова
Слайд 12
Каждое слово имеет значение, только никто, пожалуй, сейчас уже не знает, почему кошку назвали кошкой, а ложку — ложкой. Какая же тайна скрыта в лексическом значении? Почему именно слово стул обозначает предмет, на котором сидят? Задумаемся над вопросом, все ли стулья одинаковые?
Слайд 13
Они бывают большие и маленькие, деревянные и железные, удобные и неудобные, современные и старинные… Но у каждого их них есть общее.
Слайд 14
Например, обязательно есть ножки (или ножка) и поверхность для сидения. Вот мы и нашли ответ: общие признаки составляют лексическое значение слова. Стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения, снабжённый спинкой (для одного человека). На всех стульях можно сидеть!
Слайд 15
Без чего нет тайги? Без чего нет тайги? Давайте вместе подумаем, каково лексическое значение слова тайга? — Без чего нет тайги? — Без деревьев. — Около моего дома растут пять деревьев. Это тайга? — Нет, нужно много деревьев. — А в магазине стройматериалов продаётся множество спиленных деревьев… — Нет, в тайге растут живые деревья. — А где же они должны расти? — На большом пространстве земли. — Любые деревья могут расти в тайге? — В целом, да. Но больше всего в тайге растёт деревьев хвойных пород: елей, сосен, кедров и проч. Вот, оказывается, из каких смысловых компонентов складывается слово тайга!
Слайд 16
Попробуем проверить себя по толковому словарю: Тайга, -и, множественного числа нет, ж. рода [ якутск . tajla — «лес»]. Дикий и мало проходимый, преимущ. хвойный, лес.
Слайд 17
Тренажёр. Лексическое значение слова Назовите слово. Искусственный водоём, сооружённый для плавания. Человек, занимающийся спортом. Путь следования. Специалист по тренировке спортсменов.
Слайд 18
Лексическое значение слова можно узнать или уточнить в толковом словаре. Толковый словарь — это справочная книга, состоящая из словарных статей, в которых разъясняется лексическое значение и указываются некоторые особенности изменения слова. Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.
Слайд 20
Прочитаем словарную статью ЯБЛОКО в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. ЯБЛОКО , яблока, ср., и (обл.) яблок, яблока, м., мн. яблоки, яблок и яблоков . Плод яблони, обычно шаровидной формы. Спелое яблоко. Зеленое яблоко. Сладкие яблоки. Сушеные яблоки. Гнилое яблоко.
Слайд 21
Грамматическое значение слова Кроме лексического значения, слово имеет грамматическое значение. Послушайте сказку… «В царстве слов живут две принцессы — Лексика и Грамматика. Они так дружны, что шагу не могут ступить друг без друга и ни одно слово не могут оставить без своего внимания. Принцессы Лексика и Грамматика дарят словам свои значения.
Слайд 22
Снежинкой Грамматика Лексика
Слайд 23
Видите, принцессы стоят рядом со словом снежинкой . Принцесса Лексика подарила этому слову значение — снежный или ледяной кристаллик в виде звёздочки. А Грамматика подарила окончание -ой, в котором заключено грамматическое значение женского рода, единственного числа, творительного падежа. А если бы слово было глаголом, принцесса Грамматика помогла бы нам определить его время, лицо и число! Например, лексическое значение глагола бежал — быстро передвигаться, а грамматическое значение — прошедшее время, мужской род, единственное число. И лексическое и грамматическое значения слова неразлучны так же, как и принцессы Лексика и Грамматика. Принцессы готовы всегда помочь вам!
Слайд 24
Задание с открытым ответом Определите и запишите лексическое и грамматическое значение слов «айсберг», «смотрел».
Слайд 25
Задание с открытым отве том Прочитайте фразу: Бонякая перелипутка сунятилась в мумилоне . Как ни странно, мы, не имея возможности определить лексическое значение хотя бы одного слова из этого предложения, можем предположить, какой частью речи является каждое слово, в каком роде, числе, падеже или времени употреблены эти слова. Составьте подобные предложения, а ещё лучше — текст из придуманных вами слов! Окончания помогут выявить грамматическое значение слова, а вот сами придуманные вами слова ясного грамматического значения иметь не будут!
Слайд 26
Задание с открытым ответом Образуйте от этих не существующих на самом деле корней имена существительные со значением: человек какой-нибудь определённой профессии детёныш какого-то животного житель какого-то города или местности – ресн – – борл – – омкр – Какая морфема (часть слова) поможет вам в этом? Сможете ли вы образовать и другие части речи?
Слайд 27
Проверь себя. Границы слова в предложении С помощью пробелов разделите предложения на слова. Птицыхлопотливосновалимеждудеревьями . Онивысматривалиуютныеуголки,таскалипёрышки . Скородолжныбылипоявитьсянасветмаленькиептенчики . Птицызаботилисьоних .
Слайд 28
Проверь себя. Лексическое и грамматическое значение слова Укажите верный вариант. Каково лексическое значение слова котёнком? детёныш кошки мужской род, единственное число, творительный падеж
Слайд 29
Важный вывод Грамматика Лексика Род, число, падеж, Тайга – густой лес л ицо, время… Идти – передвигаться
Слайд 30
Контрольное задание Что такое грамматическое и лексическое значение. Чем они различаются? Назовите слова по лексическому значению: величина, с помощью которой производится счёт — … быстро передвигаться с помощью ног — … Установите лексическое значение слов изумрудный лудить партер
Слово как основная единица языка
Важно помнить об определениях, что они должны указывать на наиболее существенные характерные признаки понятия, выражаемого рассматриваемым термином, признаки, по которым это понятие отличается от других подобных понятия. Например, при определении слова необходимо отличать его от других языковых единиц, таких как фонема, морфема или группа слов. В отличие от определения описание стремится перечислить все существенные признаки понятия.
Чтобы упростить задачу, мы начнем с предварительного описания, проиллюстрировав его несколькими примерами.
Слово может быть описано как основная единица языка. Объединяя значение и форму, он состоит из одной или нескольких морфем, каждая из которых состоит из одного или нескольких произносимых звуков или их письменного представления. Морфемы, как мы уже говорили, тоже являются значимыми единицами, но они не могут употребляться самостоятельно, они всегда являются частями слов, тогда как слова могут употребляться как законченное высказывание (например, Слушай!). Комбинации морфем внутри слов подчиняются определенным условиям связывания. При добавлении словообразовательного аффикса образуется новое слово, таким образом, listen и listener — разные слова. Выполняя разные грамматические функции, слова могут принимать функциональные аффиксы: слушать и слушать — разные формы одного и того же слова. Различные формы одного и того же слова могут быть также построены аналитически с помощью вспомогательных слов. Например: Мир должен слушать тогда, как я слушаю сейчас (Шелли).
При использовании в предложениях вместе с другими словами они синтаксически организованы. Их свобода вхождения в синтаксические конструкции ограничена многими факторами, правилами и ограничениями (например: Они рассказали мне эту историю, но не *Они рассказали мне эту историю).
Определение каждого основного понятия — очень трудная задача: определение слова — одна из самых трудных в языкознании, потому что самое простое слово имеет много различных аспектов. Он имеет звуковую форму, потому что представляет собой определенное расположение фонем; он имеет свою морфологическую структуру, являясь также определенным расположением морфем; при использовании в реальной речи оно может встречаться в разных словоформах, с разными синтаксическими функциями и сигнализировать о разных значениях. Являясь центральным элементом любой языковой системы, слово является своего рода средоточием проблем фонологии, лексикологии, синтаксиса, морфологии, а также некоторых других наук, имеющих дело с языком и речью, таких как философия и психология, и, вероятно, довольно много других отраслей знаний. Все попытки охарактеризовать слово обязательно специфичны для каждой области науки и поэтому считаются односторонними представителями всех других областей и критикуются за неполноту. Вариантов определений было так много, что некоторые авторы (А. Россетти, Д. Н. Шмелев), собирая их, создавали произведения внушительного размаха и объема.
Достаточно нескольких примеров, чтобы показать, что всякое определение обусловлено целями и интересами его автора.
Томас Гоббс (1588–1679), один из великих английских философов, проявил материалистический подход к проблеме номинации, когда писал, что слова — это не просто звуки, а имена материи. Спустя три столетия великий русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) исследовал слово в связи со своими исследованиями второй сигнальной системы и определил его как универсальный сигнал, который может заменить любой другой сигнал из окружающей среды, вызывая реакцию в организме человека. Одним из последних достижений науки и техники является машинный перевод. Он также имеет дело со словами и требует для них строгого определения. Он звучит следующим образом: слово — это последовательность графем, которые могут находиться между пробелами, или представление такой последовательности на морфемном уровне.
В рамках лингвистики слово определяется синтаксически, семантически, фонологически и путем сочетания различных подходов.
Он был синтаксически определен, например, как минимальное предложение Х. Суитом, а гораздо позже Л. Блумфилдом как минимальная свободная форма. Это последнее определение, хотя и структурное по своей направленности, можно сказать, что оно в определенной степени эквивалентно Sweets, поскольку практически оно сводится к тому же самому: свободные формы позже определяются как формы, встречающиеся в виде предложений.
Э. Сепир принимает во внимание синтаксический и семантический аспекты, когда называет слово одним из самых маленьких полностью удовлетворяющих кусочков изолированного значения, на которые распадается предложение. Сепир также указывает еще на одну очень важную характеристику слова, на его неделимость: его нельзя разрезать без нарушения смысла, чтобы одна, две другие или обе части оставались в наших руках беспомощным беспомощным беспризорником. Суть неделимости будет понятна из сравнения артикля а и приставки а- у льва и живого. Лев — это группа слов, потому что мы можем отделить ее элементы и вставить между ними другие слова: живой лев, мертвый лев. Живое есть слово: оно неделимо, т. е. структурно непроницаемо: между его элементами ничего нельзя вставить. Морфема а- не свободна, не является словом. Ситуация усложняется, если мы не можем руководствоваться твердой орфографией. «Оксфордский словарь английского языка», например, не включает взаимные местоимения друг друга и друг друга в отдельные заголовки, хотя их, безусловно, следует анализировать как словосочетания, а не как группы слов, поскольку они стали неделимыми: мы теперь говорим с друг с другом и друг с другом вместо более старых форм друг с другом или друг с другом.
0021 1
В целом одно слово по написанию, но как трактовать хорошо, что это довольно похожее сочетание?
При обсуждении внутренней связности слова английский лингвист Джон Лайонс указывает, что ее следует обсуждать с точки зрения двух критериев: позиционной подвижности и непрерывности. Чтобы проиллюстрировать первое, он разбивает на морфемы следующее предложение:
.the – мальчик – s – прогулка – ed – медленный – ly – вверх – в – холм
Предложение можно рассматривать как последовательность десяти морфем, которые встречаются в определенном порядке относительно друг друга. Есть несколько возможных изменений в этом порядке, которые дают приемлемое английское предложение:
медленно – лы – мальчик – с – ходить – эд – вверх – в – холм вверх – в – холм – медленно – лы – ходить – эд – мальчик – с
Однако при всех перестановках определенные группы морфем ведут себя как блоки, они всегда встречаются вместе и в одном и том же порядке относительно друг друга. Нет возможности последовательности s — the — мальчик, ly — медленно, ed — ходить. Одной из характеристик слова является то, что оно имеет тенденцию быть внутренне стабильным (с точки зрения порядка составляющих морфем), но позиционно подвижным (перестановочным с другими словами в том же предложении). 2
Чисто семантическую трактовку мы найдем в объяснении Стивена Ульманна: у него связанный дискурс, если его анализировать с семантической точки зрения, распадается на определенное количество значимых сегментов, которые в конечном счете состоят из значимых единиц. Эти осмысленные единицы называются словами». 3
Семантико-фонологический подход может быть проиллюстрирован определением А. Х. Гардинера: Слово — это членораздельный звуковой символ в его аспекте обозначения того, о чем говорится» 9.0021 4
Выдающийся французский лингвист А. Мейе (1866-1936) объединяет семантические, фонологические и грамматические критерии и выдвигает формулу, лежащую в основе многих последующих определений, как за рубежом, так и в нашей стране, в том числе и приведенного в начале этой книги: слово определяется ассоциацией определенного значения с определенной группой звуков, способных к определенному грамматическому применению». 1
Это определение не позволяет нам отличить слова от словосочетаний, потому что не только ребенок, но и хорошенький ребенок представляют собой сочетания определенной группы звуков с определенным значением, способные к определенному грамматическому применению.
Мы можем, тем не менее, принять эту формулу с некоторыми изменениями, добавив, что слово есть наименьшая значимая единица данного языка, способная функционировать самостоятельно и характеризующаяся позиционной подвижностью внутри предложения, морфологической непрерывностью и смысловой целостностью. 2 Все эти критерии необходимы, потому что они позволяют создать основу для противопоставления слова и словосочетания, слова и фонемы, слова и морфемы: их общим признаком является то, что все они являются единицами языке их отличие состоит в том, что фонема не имеет значения, а морфема не может употребляться как законченное высказывание.
Еще одной причиной для этого дополнения является широко распространенный скептицизм в отношении предмета. Стал даже спорным вопрос, является ли слово языковой единицей, а не произвольным сегментом речи. Это мнение высказывает С. Поттер, который пишет, что в отличие от фонемы или слога слово вовсе не является языковой единицей». Упомянутое определение Л. Блумфилда, однако эта позиция, как мы уже упоминали, несостоятельна, и на самом деле сам С. Поттер широко использует это слово как единицу в своем лингвистическом анализе 9.0003
Слабое место всех вышеприведенных определений состоит в том, что они не устанавливают отношения между языком и мышлением, которое формулируется, если рассматривать слово как диалектическое единство формы и содержания, в котором формой является устное или письменное выражение, которое вызывает определенное значение, тогда как содержание — это значение, передающее эмоцию или понятие в уме говорящего, которое он намеревается передать своему слушателю.
Подводя итог нашему рассмотрению различных определений, мы приходим к выводу, что они не могут не находиться в сильной зависимости от линии подхода, цели, которую преследует ученый. Таким образом, для всеобъемлющей теории слов описание кажется более подходящим, чем определение.
Проблема создания теории слова, основанной на материалистическом понимании соотношения слова и мысли, с одной стороны, и языка и общества, с другой, является одной из самых обсуждаемых на протяжении многих лет. Усилиями многих видных ученых, таких как В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, О.С. Ахманова, М.Д. Степанова, А.А. Уфимцевой и многих других, позволили пролить свет на эту проблему и добиться четкого представления слова как основной единицы языка. Теперь можно резюмировать основные моменты.
Слово является основной единицей языка. Это диалектическое единство формы и содержания. Его содержание или значение не тождественно понятию, но оно может отражать человеческие представления и в этом смысле может рассматриваться как форма их существования. Понятия, зафиксированные в значении слов, формируются как обобщенные и приблизительно правильные отражения действительности, поэтому, обозначая их, слова отражают действительность в своем содержании.
Акустическая сторона слова служит для обозначения предметов действительности, а не для их отражения. В этом смысле слово можно рассматривать как знак. Однако этот знак не произволен, а мотивирован всем процессом своего развития. То есть, когда слово впервые возникает, оно строится из элементов, уже имеющихся в языке, и в соответствии с существующими образцами.
Описание значения, данное Фердинандом де Соссюром, подразумевает определение слова как лингвистического знака. Он называет это означающим (означающим), а то, что оно относится к означаемому (то, что обозначается). Под последним термином он понимает не явления реального мира, а концепцию в сознании говорящего и слушающего. Ситуация может быть представлена треугольником (см. рис. 1).
1234567>
: 2015-03-11; : 5273;
12 Слово как языковая единица | Грамматика слов: введение в лингвистическую морфологию
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Grammar of Words: An Introduction to Linguistic Morphology (2nd edn)Grammar, Syntax and MorphologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Grammar of Words: An Introduction to Linguistic Morphology (2nd edn)Grammar, Syntax and MorphologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Booij, Geert,
’12 Слово как языковая единица’
,
Грамматика слов: введение в лингвистическую морфологию
, 2 -е изд.
(
Оксфорд,
2007;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 1 Sept. 2007
888888888888888 гг. , https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199226245.003.0012,
, по состоянию на 8 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Grammar of Words: An Introduction to Linguistic Morphology (2nd edn)Grammar, Syntax and MorphologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Grammar of Words: An Introduction to Linguistic Morphology (2nd edn)Grammar, Syntax and MorphologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе кратко излагается, как теоретическая интерпретация понятия «слово» развивалась в этой книге. Теоретический термин встроен в сеть теоретических различий и гипотез. Ингредиентами для разработки адекватной характеристики понятия «слово» являются различие между лексемой и словоформой, различие между словом и лексической единицей/листемой, правильное разграничение синтаксиса и морфологии, понятие «конструкции» и Различие между морфосинтаксическими, фонологическими и орфографическими словами.
Ключевые слова: просодическое слово, морфосинтаксическое слово, орфографическое слово, лексическая целостность
Предмет
Грамматика, синтаксис и морфология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
8.

- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 73241
Все языки имеют базовые структурные правила, которые делают возможным осмысленное общение.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
- Объяснить иерархию строительных блоков языка
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Пять основных компонентов языка — это фонемы, морфемы, лексемы, синтаксис и контекст. Наряду с грамматикой, семантикой и прагматикой эти компоненты работают вместе, чтобы создать значимую коммуникацию между людьми.
- Фонема — это наименьшая звуковая единица, которая может вызвать изменение значения в языке, но сама по себе не имеет значения.
- Морфема — это наименьшая единица слова, придающая определенное значение цепочке букв (которая называется фонемой). Существует два основных типа морфем: свободные морфемы и связанные морфемы.
- Лексема – это совокупность всех флективных форм одного слова.
- Синтаксис — это набор правил, по которым человек строит полные предложения.
- Контекст — это то, как все в языке работает вместе, чтобы передать определенное значение.
ТЕРМИНЫ
- лексемаНабор флективных форм, принимаемых одним словом.
- фонема Неделимая звуковая единица данного языка.
- морфема Наименьшая лингвистическая единица в слове, которая может нести значение, например «не-», «разрыв» и «-способный» в слове «нерушимый».
Все языки разные. В английском прилагательное стоит перед существительным («красный дом»), тогда как в испанском прилагательное стоит после («casa [дом] roja [красный]»). составные слова; в китайском языке высота вашего голоса определяет значение ваших слов; на американском языке жестов вы можете передавать полные, грамматически правильные предложения с временами и аспектами, двигая руками и лицом. Но все языки имеют структурную основу, которая делает их логичными для людей, говорящих на них и понимающих их.
Рэп на американском языке жестов
Шелби Митчуссон исполняет перевод на английский язык песни «Lose Yourself» Эминема. ASL и другие языки жестов имеют те же структурные основы, что и разговорные языки.
Пять основных компонентов структуры языка — это фонемы, морфемы, лексемы, синтаксис и контекст. Все эти части работают вместе, чтобы создать значимую коммуникацию между людьми.
Основные уровни языковой структуры
На этой диаграмме показано соотношение между типами языковых единиц. Звуки речи составляют фонемы, из которых складываются слова. Слова составляют предложения, которые имеют буквальное значение и контекстное значение.
Фонемы
Фонема является основной единицей фонологии. Это наименьшая звуковая единица, которая может вызвать изменение значения в языке, но не имеет значения сама по себе. Например, в словах «выпекать» и «тормозить» изменена только одна фонема, но спровоцировано изменение значения. Фонема /r/ сама по себе не имеет значения, но, появившись в слове, она полностью изменила значение слова!
Фонемы соответствуют звукам алфавита, хотя между буквой и фонемой (звуком, издаваемым при произнесении слова) не всегда существует однозначное отношение. Например, слово «собака» имеет три фонемы: /д/, /о/ и /г/. Однако в слове «форма», несмотря на то, что оно состоит из пяти букв, всего три фонемы: /ш/, /лонг-а/ и /п/. В английском языке около 45 различных фонем, соответствующих буквам или сочетаниям букв. В процессе сегментации фонема может иметь определенное произношение в одном слове и немного другое произношение в другом.
Морфемы
Морфемы, основная единица морфологии, являются наименьшей значимой единицей языка. Таким образом, морфема представляет собой ряд фонем, имеющих особое значение. Если морфема изменена каким-либо образом, может быть изменено все значение слова. Некоторые морфемы представляют собой отдельные слова (например, «есть» или «вода»). Они известны как свободные морфемы, потому что они могут существовать сами по себе. Другие морфемы — это префиксы, суффиксы или другие лингвистические элементы, которые сами по себе не являются полными словами, но влияют на значение (например, «-s» в конце «кошки» или «ре-» в начале « повторить.») Поскольку эти морфемы должны быть присоединены к другому слову, чтобы иметь значение, они называются связанными морфемами.
В категории связанных морфем есть два дополнительных подтипа: деривационные и флективные. Словообразовательные морфемы изменяют значение или часть речи слова при совместном употреблении. Например, слово «грустный» превращается из прилагательного в существительное, когда к нему добавляется «-ness» (грусть). «Действие» меняет свое значение, когда к нему добавляется морфема «ре-», образуя слово «реакция». Инфлективные морфемы изменяют либо время глагола, либо числовое значение существительного; например, если вы добавите «-s» к «кошке», количество кошек изменится с одной на несколько.
Лексемы
Лексемы представляют собой набор флективных форм, принимаемых одним словом. Например, членами лексемы RUN являются «run» (неизменяемая форма), «running» (изменяемая форма) и «run». Эта лексема исключает «бегун» (производный термин — к нему присоединена производная морфема).
Другой способ думать о лексемах состоит в том, что они представляют собой набор слов, которые будут включены в одну статью в словаре — «бег» и «ран» будут найдены в разделе «бег», а «бегун» — нет.
Синтаксис
Синтаксис — это набор правил построения полных предложений из слов и фраз. Каждый язык имеет свой набор синтаксических правил, но все языки имеют некоторую форму синтаксиса. В английском языке наименьшая форма предложения — это именное словосочетание (которое может быть просто существительным или местоимением) и глагольное словосочетание (которое может быть одним глаголом). Прилагательные и наречия могут быть добавлены к предложению, чтобы придать дополнительный смысл. Порядок слов в английском языке имеет значение, хотя в некоторых языках порядок не так важен. Например, английские предложения «Младенец съел морковь» и «Морковь съел ребенка» означают разные вещи, даже если они содержат одни и те же слова. В таких языках, как финский, порядок слов не имеет значения для общего значения — разные порядки слов используются для выделения разных частей предложения.
Контекст
Контекст — это то, как все в языке работает вместе, чтобы передать определенное значение. Контекст включает в себя тон голоса, язык тела и используемые слова. В зависимости от того, как человек что-то говорит, держит свое тело или подчеркивает определенные моменты предложения, можно передать множество различных сообщений. Например, слово «круто», когда оно произносится с широкой улыбкой, означает, что человек взволнован ситуацией. «Отлично», — сказано со скрещенными руками, закатанными глазами и саркастическим тоном, означает, что человек не в восторге от ситуации.