Основные формулы для решения задач по химии: Основные формулы по химии для решения задач

Разбор всех типов задачи 22 ОГЭ по химии | ОГЭ – Химия

https://ds02.infourok.ru

Задача 22.

Существует всего три типа задач, которые встречаются в этом задании, но все они решаются по уравнению реакции, в вычислениях используют определенный набор формул:

основные формулы для решения задачи 22

 Для каждого из типов представлен алгоритм решения задач.

Первый тип задач.

Дана масса раствора исходного вещества и его массовая доля. Определить массу образовавшегося осадка.

1.     Составить уравнение реакции, т.е. записать формулы веществ вступающих в реакцию и продуктов, образующихся в результате реакции. Расставить коэффициенты!

2.     По таблице растворимости определить в правой части реакции осадок, обозначить его ↓.

3.     Рассчитать массу вещества в растворе по формуле:

                     m(ве-ва) = m(ра-ра)∙ω.

4.     Рассчитать количество вещества по формуле: n = m/M.

5.     По уравнению реакции определить количество вещества того вещества, которое выпало в осадок.

6.     Рассчитать массу осадка по формуле: m =M·n.

Пример 1. К 60 г раствора с массовой долей гидроксида калия 15% добавили избыток раствора нитрата меди (II). Определите массу выпавшего осадка.

Решение: 1. Записываем уравнение реакции, пользуясь таблицей растворимости устанавливаем вещество, которое выпадает в осадок:

2. Найдем массу гидроксида калия (m(ве-ва)):  

m(ве-ва) = m(ра-ра)∙ω

                     m(КОН) = 60*15/100% = 9 г

3. Найдем количество вещества КОН:

n = m/M

nКОН = 9/56 = 0, 16 моль

4. По уравнению реакции найдем количество вещества Cu(OH)2:

2 моль КОН – 1 моль Cu(OH)2

0,16 моль КОН – х моль Cu(OH)2

х = 0,16*1/2 = 0,8 моль

5. Найдем массу осадка:

m =M·n

mCu(OH)2 = 98*0,8 = 78,4 г

Ответ: 78,4 г.

Второй тип задач.

 Дана масса раствора вещества или продукта реакции. Вычислить массовую долю вещества или продукта реакции.

1.      Составить уравнение реакции, т.е. записать формулы веществ, вступающих в реакцию и продуктов, образующихся в результате реакции. Расставить коэффициенты!

2.        Вычисляем количество исходного вещества (или продукта) реакции по формуле: n = m/M, если дан объем газа, то по формуле: n =V*Vm .

3.         Вычисляем массу исходного вещества (или продукта) реакции по формуле: m = n*M.

 4.Знаем массу исходного вещества (продукта) – нашли в предыдущем действии. Знаем массу раствора – дана в условии. Находим массовую долю по формуле: ω = m(вещества)/m(раствора)∙.

Пример2: К 85 г раствора серной кислоты добавили порцию карбоната калия. При этом выделилось 0,896 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора серной кислоты.

Решение: 1. Записываем уравнение реакции:

2. Найдем количество вещества CO2:

n = V/Vm

nCO2 = 0,896/22,4 = 0, 04 моль

3.По уравнению реакции найдем количество вещества Н2SO4:

nCO2 = nН2SO4 = 0,04 моль

1.       Найдем массу серной кислоты (m(ве-ва)):  

m(Н2SO4) = n*M

                     m(Н2SO4) = 0,04*98 = 3,92 г

5. Найдем массовую долю серной кислоты в растворе:

ω (Н2SO4) = 3,92/85*100% = 4,6%

Ответ: 4,6%

Третий тип задач.

Дана массовая доля раствора исходного вещества. Определить массу исходного вещества в растворе.

1.     Составить уравнение реакции, т.е. записать формулы веществ вступающих в реакцию и продуктов, образующихся в результате реакции. Расставить коэффициенты!

2.     Рассчитать количество вещества образовавшегося осадка или выделившегося газа по формуле:

n = m/M или n = V/Vm

3.     По уравнению реакции рассчитать количество вещества, массу которого необходимо найти в вопросе задачи.

4. Рассчитать массу вещества в растворе по формуле:

m(Na2SO4) = n*M

5. Найдем масcу растворa:

                    m(ра-ра) = m(ве-ва) /ω.

Пример 3: К раствору сульфата натрия с массовой долей 9% добавили избыток раствора нитрата бария. В результате образовался осадок массой 9,85г. Определите массу исходного раствора сульфата натрия.

Решение: 1. Записываем уравнение реакции, пользуясь таблицей растворимости устанавливаем вещество, которое выпадает в осадок:

2. Найдем количество вещества BaSO4:

n = m/M

nBaSO4 = 9,85/230 = 0,04 моль

3.По уравнению реакции найдем количество вещества Na2SO4:

n BaSO4 = nNa2SO4 = 0,04 моль

4. Найдем массу вещества сульфата натрия (m(ве-ва)):  

m(Na2SO4) = n*M

                     m(Н2SO4) = 0,04*119 = 4,76 г

5. Найдем масcу растворa сульфата натрия:

                    m(ра-ра) = m(ве-ва) /ω.

                    m(ра-ра) = 4,76*100% /9 = 52,89 г

Ответ: 52,89 г

Задачи для самостоятельного решения.

1.     К 160 г раствора с массовой долей нитрата серебра 5% добавили избыток раствора хлорида натрия. Определите массу выпавшего осадка.

2.     К 80 г раствора с массовой долей нитрата бария 9% добавили избыток раствора серной кислоты. Определите массу выпавшего осадка.

3.     К 180 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 10% добавили избыток раствора хлорида железа (III). Определите массу выпавшего осадка.

4.     К 150 г раствора соляной кислоты добавили раствор сульфида калия. При этом выделилось 8,96 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора соляной кислоты.

5.     К 75 г раствора серной кислоты добавили порцию карбоната кальция. При этом выделилось 2, 24 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора серной кислоты.

6.     К 125 г раствора соляной кислоты добавили порцию сульфита калия. При этом выделилось 4,48 л газа. Вычислите массовую долю исходного раствора соляной кислоты.

7.     К раствору сульфата калия с массовой долей 6% добавили избыток раствора хлорида бария. В результате образовался осадок массой 8,95г. Определите массу исходного раствора сульфата калия.

8.     К раствору фосфата натрия с массовой долей 12% добавили избыток раствора нитрата серебра. В результате образовался осадок массой 12,45г. Определите массу исходного раствора фосфата натрия.

9.     К раствору хлорида кальция с массовой долей 8% добавили избыток раствора нитрата серебра. В результате образовался осадок массой 9,85г. Определите массу исходного раствора хлорида кальция.

Решение задач на определение строения органических веществ 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема 2: Введение в органическую химию

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Задача № 1

 

В молекуле какого вещества есть π-связь?

 

  1. Пентан
  2. Пентанол-2
  3. Уксусная кислота
  4. Метиламин.

Напишем структурные формулы этих веществ:

  1. Пентан: СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
  2. Пентанол-2: СН3-СН(ОН)-СН2-СН2-СН3
  3. Уксусная кислота: СН3-СООН
  4. Метиламин: СН3-NH2

π-связь есть в веществах с кратной связью. Двойная связь есть в молекуле уксусной кислоты.

Правильный ответ: 3. Уксусная кислота.

 

Задача № 2

 

 

Изомером пропаналя является:

 

  1. СН2=СН-СН2-ОН
  2. СН3-СН2-СН=О
  3. СН3-СН=О
  4. СН3-СН2-СН2-ОН

Название соответствует формуле альдегида на основе трех атомов углерода. Молекулярная формула пропаналя – С3Н6О. Среди предложенных веществ нужно найти те, которые соответствуют молекулярной формуле пропаналя, ведь изомеры – это вещества одинакового состава. Под номером 2 приведена формула самого пропаналя.

Правильный ответ: 1. СН2=СН-СН2-ОН

 

Задача № 3

 

 

Метилацетат и пропановая кислота это:

 

  1. Гомологи
  2. Структурные изомеры
  3. Геометрические изомеры
  4. Одно и то же вещество.

Структурная формула метил ацетата: и пропановой кислоты: . Они не могут быть гомологами, так как относятся к разным классам соединений. Не могут быть одним и тем же веществом. Из структурной формулы видно, что они разные по структуре.

Правильный ответ: 2. Структурные изомеры.

 

Задача № 4

 

 

Напишите все возможные структурные формулы для изомеров состава С4Н10О.

 

Сначала напишем возможные углеродные скелеты. Их может быть только два: и. Затем проанализируем, как могут расположиться атомы кислорода. В первом случае 4 варианта, во втором – три. Остается дописать атомы водорода и перечислить формулы.

  1. 2-метил пропанол-2
  2. метил изопропиловый эфир
  3.  2-метил пропанол-1
  4.  бутанол-2
  5. СН3-СН2-СН2-СН2-ОН бутанол-1
  6. СН3-СН2-СН2-О-СН3 метилпропиловый эфир
  7. СН3-СН2-О-СН2-СНдиэтиловый эфир.

 

Задача № 5

 

 

Напишите структурную формулу вещества состава С7Н16, обладающего оптической изомерией, отметьте асимметрический атом углерода и назовите вещество по систематической номенклатуре.

 

Оптическая изомерия может возникать только в том случае, если один атом углерода связан с четырьмя разными заместителями. Получаем два соединения, отвечающих условию задачи: , его название 3-метилгексан, и 2,3-диметилпентан: .

 

Задача № 6

 

 

Определите общую формулу гомологического ряда углеводородов, имеющих одну двойную связь, одну тройную связь и два цикла. Сколько σ- и π-связей содержит молекула вещества данного ряда, в состав молекулы которой входит n атомов углерода? Приведите пример структурной формулы такой молекулы, содержащей 10 атомов углерода.

 

Формула углеводородов предельного ряда СnH2n+2. Если есть двойная связь, то число атомов водорода становится на 2 меньше, если тройная связь, то на 4 меньше. Каждый цикл лишает молекулу еще 2-х атомов водорода. Получаем: СnH2n+2-2-4-2-2. Общая формула для всех членов этого гомологического ряда получается СnH2n-8. Одна двойная связь содержит одну π-связь, одна тройная содержит две π-связи. Углеводород содержит π-связи: считаем σ- связи. Связей С-Н будет 2n-8, связей С-С: n+1. Всего σ-связей: 3n-7. Таким образом, получим для 10 атомов углерода такую структурную формулу: 

 

Подведение итога урока

 

 

В ходе урока вы получили общее представление о решении задач по теме «Решение задач на определение строения органических веществ». Вы научились решать задачи на определение строения органических веществ. Вы узнали суть алгоритма при решении подобного рода задач, были приведены примеры решения шести задач на определение строения органических веществ (аналогичные заданиям на Едином государственном экзамене).

 

 

Список литературы

  1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.
  3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.
  4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «interneturok.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «Органическая химия» (Источник)
  3. Интернет-портал «Химик» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. №№ 8, 9 (с. 22) Рудзитис Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Чем по отношению друг к другу являются этиловый спирт и диметиловый эфир?
  3. Приведите примеры пространственных изомеров? Какие необходимы условия существования таких веществ?

 

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

Видеоурок: Решение задач на определение строения органических веществ по предмету Химия за 10 класс.

8348_Student_Pocket_cover.indd

%PDF-1.6 % 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект >

поток 2014-06-05T19:24:22-04:002014-06-05T19:21:16-04:002014-06-05T19:24:22-04:00uuid:761e3423-31d9-40c2-92d5-e70965b1e7a4uuid:a9-700b00 7ea5-2a4f-a6ab-55d99ff7a6edapplication/pdfCreo Normalizer JTP конечный поток эндообъект 2 0 объект >
эндообъект 3332 0 объект > эндообъект 3331 0 объект > эндообъект 1868 0 объект > эндообъект 22090 объект > эндообъект 2578 0 объект > эндообъект 2953 0 объект > эндообъект 3273 0 объект > эндообъект 3609 0 объект > эндообъект 3955 0 объект > эндообъект 4301 0 объект > эндообъект 3954 0 объект > эндообъект 4009 0 объект > эндообъект 4078 0 объект > эндообъект 4143 0 объект > эндообъект 4213 0 объект > эндообъект 4304 0 объект > эндообъект 4253 0 объект > эндообъект 4281 0 объект > эндообъект 4297 0 объект > эндообъект 4254 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC/ImageI]/Свойства>
>>/ExtGState>>> эндообъект 4273 0 объект > эндообъект 4258 0 объект > эндообъект 4257 0 объект > эндообъект 4256 0 объект > эндообъект 4255 0 объект > эндообъект 4259 0 объект >поток 2014-04-17T14:15:02-04:002014-04-17T14:15:05-04:002014-04-17T14:15:05-04:00Adobe InDesign CS6 (Macintosh)uuid:fbbe269b-fcc3-044f- a0d5-8bfad7b7366exmp. did:EBF97B1AED2168118083ABEE7E30EF1Cxmp.id:E6C4B363422368118083ABEE7E30EF1Cproof:pdf1
  • преобразовано из application/x-indesign в application/pdfAdobe InDesign CS6 (Macintosh)/2014-04-17T14:15:02-04:00

    xmp.iid:E5C4B363422368118083ABEE7E30EF1Cxmp.did:EBF97B1AED2168118083ABEE7E30EF1Cxmp.did:EBF97B1AED2168118083ABEE7E30EF1Cdefaultapplication/pdf

  • 8348_Student4Pocket_0cover. Библиотека Adobe PDF 10.0.1FalsePDF/X-1:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1a:2001 конечный поток эндообъект 4268 0 объект > эндообъект 4260 0 объект > эндообъект 4262 0 объект [37 0 Р] эндообъект 4261 0 объект >поток H\_k0)cPv “т>с

    Решение задач по стехиометрии | ChemTalk

    Учебные пособия

    • Сообщение от Мелисса Валки

    04 90 августа 2007 г.

    Основные понятия

    В этом уроке вы узнаете, что такое стехиометрия и различные типы связанных с ней задач. Вы пройдете несколько примеров, чтобы попрактиковаться и освоить контент!

    Темы, освещенные в других статьях

    • Уравновешивание химических уравнений
    • Что такое химическая реакция?
    • Расчет молярной массы
    • Расчет выхода в процентах
    • Как рассчитать молярность
    • Что такое значащие цифры

    Определение стехиометрии

    Что такое стехиометрия?

    Стехиометрия — это математика, связанная с химическими реакциями. Существуют различные типы вычислений, которые вы можете выполнять; стехиометрия с молями является наиболее распространенной, но вы также можете заниматься математикой с массами и даже процентами. Читайте о происхождении стехиометрии здесь! Узнайте, что такое моль в химии.

    Стехиометрическое соотношение

    Стехиометрическое соотношение вступает в игру, когда речь идет об отношениях элементов или молекул в конкретных задачах. Это точное соотношение между коэффициентами реагентов и продуктов, необходимое для нормального протекания реакции. Давайте рассмотрим некоторые проблемы, с которыми вы можете столкнуться при изучении стехиометрии.

    Задачи стехиометрии

    Балансировка химических уравнений

    Очень распространенным типом стехиометрических задач являются балансирующие уравнения. Это важный химический навык, потому что вам нужно иметь правильное соотношение реагентов и продуктов, чтобы реакция шла; это также важная основа для органической химии. Хотя у нас есть учебник по уравнениям балансировки, давайте рассмотрим один пример.

    Уравновешивание следующей реакции:

    __ C 2 H 2 + __ O 2  → __ CO 2 + __ уравновешивание_ H 2 O

    2 одинаковое количество каждого элемента по обе стороны реакции. Сначала вы можете сбалансировать углерод и водород, а затем перейти к кислороду. Сбалансированное уравнение должно выглядеть так:

    2C 2 H 2 + 5O 2  → 4CO 2 + 2H 2 O

    Пример – использование стехиометрического соотношения (моль)

    Используйте приведенное ниже уравнение для решения задачи.

    C 6 H 12 O 6 → 2C 2 H 5 OH + 2CO 2

    , если 2,5 Моли 6 H 12 6666 66666666 666666666 6. сколько молей углекислого газа образуется?

    Используя размерный анализ, вы можете использовать стехиометрическое соотношение, чтобы найти решение этой проблемы. Глядя на коэффициенты, можно увидеть, что на каждый 1 моль С 6 H 12 O 6 , образуется 2 моля CO 2 . Используя это соотношение, можно вычислить, сколько молей углекислого газа получается из 2,5 молей глюкозы.

    Пример — использование стехиометрического отношения (массы)

    Давайте воспользуемся тем же уравнением, что и в задаче выше.

    C 6 H 12 O 6 → 2C 2 H 5

    OH + 2CO 2

    Сколько грамм C 6 H 12 6666666.0065 6 изначально использовался, если было произведено 10 г C 2 H 5 OH?

    Аналогично предыдущей задаче, используя стехиометрическое соотношение реагента и продукта, вы можете найти ответ.

  • Оставить комментарий