Основные формулы по огэ по физике: Не найти нам нужных формул

Содержание

Как устроен ОГЭ по физике

<<Лид>>

Задания

В ОГЭ по физике 26 заданий.

1–22 → задачи с кратким ответом. В соответствующее поле на бланке нужно вписать номер варианта, ответ или заполнить небольшую таблицу на соответствие.

23–26 → задачи с развёрнутым ответом. Записать нужно не только конечный результат ваших рассуждений и расчётов, но и весь ход решения задачи.

Основные разделы физики, которые проверяются на ОГЭ:

  • Механические явления
  • Тепловые явления
  • Электромагнитные явления
  • Квантовые явления

Время

Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 2–5 минут, повышенного уровня сложности — до 15 минут.

Дольше всего решаются задачи с развернутым ответом из второй части:

Задание 23, эксперимент → 30 минут

Задание 22, качественная задача → 15 минут

Задания 25 и 26 → по 20 минут

Распределите время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их на чистовик — заложите на это не менее 15 минут.

Как оценивается работа

1 балл → задания 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18, 20–22

2 балла → задания 1, 6, 9, 15 и 19. Максимальный балл поставят, если верно указаны оба элемента ответа. Если допущена одна ошибка, вы получите 1 балл.

2–4 балла → задачи с развёрнутым ответом. Максимальный балл даётся за экспериментальную задачу 23. Эти задания оцениваются двумя экспертами: они выставляют баллы независимо друг от друга. Если их оценки существенно расходятся, работу проверяет третий эксперт. Его баллы считаются окончательными.

Максимально на ОГЭ по физике можно получить 40 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

10–19 баллов → «3»

20–30 баллов → «4»

с 31 балла → «5»

Что проверяют на экзамене

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

На ОГЭ проверяют, насколько хорошо вы:

  • Знаете основные физические понятия, величины и явления
  • Умеете применять физические законы
  • Владеете основами знаний о методах научного познания
  • Умеете проводить эксперименты
  • Понимаете тексты физического содержания и можете извлекать из них информацию
  • Решаете задачи разного типа и уровня сложности

Разберём несколько примеров задач на эти темы.

Разбор задач

Физические законы — задача 7

Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».

Как решать

Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.

Физические явления — задача 6

Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.

Как решать

Ответ: 2, 4.

На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов. Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.

Методы научного познания — задачи 18 и 19

Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.

Как решать

Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.

Ответ: 1.

Как решать

✔️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.

✔️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.

❌ Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.

❌ Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.

❌ Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.

Ответ: 1, 2.

На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента. При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.

Эксперимент — задача 23

Как решать

1. Рисуем схему электрической сети.

Ответ: 5 Ом.

На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании.

Ответ: 5 Ом.

Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.

Вы получите только 3 балла → если всё верно, но

  • Неправильно вычислили ответ
  • Неправильно записали единицу измерения
  • Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще
  • Не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 2 балла → если верно провели измерения, но

  • Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ
  • Не дали ответа и схемы экспериментальной установки
  • Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 1 балл → если

  • Привели правильные значения прямых измерений
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему
Понимание текстов физического содержания — задачи 20 и 22

Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.

Как решать

❌ В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте — о горных породах, значит, утверждение А неверно.

✔️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.

Ответ: 2.

Как решать

В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.

Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.

Ответ: утверждение неверно.

Задачи разного типа и уровня сложности

Задачи с кратким ответом — 3 и 10

Как решать

В данном случае важно обратить внимание на ключевой момент в условии — слова «между столом и книгой». Правильный ответ на задачу — 2. В остальных случаях на рисунке изображены силы, действующие либо только на книгу, либо только на стол, либо на книгу и стол вместе, но не между ними.

Ответ: 2.

Как решать

Ответ: его просят выразить в граммах, поэтому 200 граммов.

На что обратить внимание
— Внимательно читайте условие
— Записывайте все цифры так, как указано в справочных материалах
— Всегда переводите все величины в систему СИ (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин)
— Записывайте не только цифру, но и обозначение физической величины

Задача с развернутым ответом — 25

Как решать


Ответ:
25 метров.

На что обратить внимание
— Обязательно записывайте краткое условие — что вам дано
— Внесите в «дано» все величины. Даже те, которые не упомянуты в задаче, но которые вы будете использовать
— Все величины должны быть в одних единицах измерения (СИ)
— Объясняйте введение всех новых величин
— Рисунки и схемы должны быть понятными и отражать условие задачи
— Расписывайте каждое ваше действие
— Всегда пишите слово «ответ»

Критерии оценивания

Чтобы получить 3 балла за задачу 25, необходимо верно записать краткое условие задачи, привести уравнения и формулы, необходимые и достаточные для решения задачи, правильно выполнить все математические преобразования и расчёты и указать верный ответ.

Вы получите только 2 балла → если всё верно, но

  • Ошиблись в записи краткого условия задачи
  • Неправильно перевели единицы в СИ
  • Привели только решение без расчётов
  • Неправильно выполнили математические преобразования или ошиблись в вычислениях

Вы получите только 1 балл → если

  • Записали не все формулы, необходимые и достаточные для решения задачи
  • Привели все формулы, но в одной из них допустили ошибку

Темы, которые будут на экзамене, и подробный разбор ключевых задач от Имрана Алескерова, преподавателя по физике в “Фоксфорде”

Задание №25 ОГЭ по физике



Задание №25 ОГЭ по физике – расчетная задача по механике. В задании не предлагаются варианты ответов. Получить ответ можно только в результате расчета по рабочей формуле, которую необходимо вывести после анализа процессов, описанных в условии задания, и применения законов механики и основных ее понятий и определений. Для решения может потребоваться использование материалов из любых ее разделов от кинематики до гидроаэромеханики. Чтобы успешно справиться с заданием, рекомендуется, в частности, четко знать все о силах, действующих в механике, повторить содержание з-нов Ньютона, сохранения энергии, сохранения импульса. Кроме того, в задании может возникнуть надобность в применении некоторых понятий термодинамики (например, об агрегатных преобразованиях вещества).


Разбор типовых вариантов заданий №25 ОГЭ по физике


Демонстрационный вариант 2019

[su_note note_color=”#defae6″]

Тело массой 100 кг поднимают с помощью троса на высоту 25 м в первом случае равномерно, а во втором – с ускорением 2 м/с2. Найдите отношение работы силы упругости троса при равноускоренном движении груза к работе силы упругости при равномерном подъёме.

[/su_note]

Алгоритм решения:
  1. Записываем краткое условие.
  2. Зарисовываем рисунок с изображением действующих на тело сил.
  3. Определяем ур-ние для силы упругости при равномерном подъеме.
  4. Находим ур-ние для силы упругости при ускоренном подъеме.
  5. Находим ур-ния для вычисления работы в обоих случаях. Находим искомое отношение. Записываем ответ.
Решение:
  1. Дано: m=100 кг, h=25 м, a1=0, a2=2 м/с2, А21– ?
  2. По 2-му з-ну Ньютона в 1-м случае (при равномерном подъеме) . В проекции на ось Ох получим: F1–mg=0 → F1=mg.
  3. По 2-му з-ну Ньютона во 2-м случае (при подъеме с ускорением) . В проекции на ось Ох имеем: F2–mg=ma2F2=mg+ma2=m(g+a2). Проекцию ускорения
    а2
    берем положительной, поскольку по условию движение осуществляется вертикально вверх, т.е. совпадает с направлением оси Ох.
  4. Ф-ла для вычисления работы в данном случае выглядит так: A=F·h. Отсюда: A1=F1·h=mgh, A2=F2·h=mh(g+a2). Тогда . Вычислим отношение:

Ответ: 1,2 Дж


Первый вариант (Камзеева, № 5)

[su_note note_color=”#defae6″]

Какой путь прошел автомобиль, если известно, что при средней скорости 100 км/ч его двигатель израсходовал 30 кг бензина? Мощность автомобиля равно 46 кВт, а КПД двигателя равен 36%.

[/su_note]

Алгоритм решения:
  1. Записываем краткое условие. Переводим в СИ не соответствующие значения.
  2. Записываем ф-лу для расчета КПД (1).
  3. Выводим ф-лу для вычисления затраченной работы (2).
  4. Выводим ф-лу для определения полезной работы. Записываем ф-лу для расчета времени через путь и скорость. Объединяем полученные ур-ния (3).
  5. Ф-лы (2) и (3) подставляем в (1), выражаем искомую величину. Вычисляем значение пути. Полученный результат переводим в км.
Решение:
  1. Дано: v=100 км/ч (100:3,6≈27,78 м/с), m=30 кг, N=46 кВт (46·103 Вт), ɳ=36%, s – ?
  2. Формула для КПД двигателя имеет вид: .
  3. Затраченная работа (АЗ) в данной ситуации равна количеству теплоты, выделившейся при сгорании бензина, т.е. АЗ=Q. А поскольку при сгорании кол-во выделяющейся теплоты определяется как Q=qm, где q – уд.теплота сгорания вещества, то АЗ=qm (2). Т.к. по условию сгорает бензин, то q=4,4·107 Дж/кг.
  4. Полезную работу (АП) выразим через мощность: AП=N·t, где t – время движения машины. А время – через искомую величину пути:
    t=s/v
    . Тогда .
  5. (2, 3 → 1): . Из полученного ур-ния выразим искомую величину (путь s): . Вычислим путь: .

Ответ: s=287 км


Второй вариант (Камзеева, № 6)

[su_note note_color=”#defae6″]

Два свинцовых шара массами m1=100 г и m2=200 г движутся навстречу друг другу со скоростями 2 м/с и 4 м/с соответственно. Чему равна кинетическая энергия шаров после их абсолютно неупругого соударения?

[/su_note]

Алгоритм решения:
  1. Записываем краткое условие.
  2. Используя з-н сохранения импульса, записываем ур-ние взаимодействия шаров до и после столкновения (в векторной форме).
  3. Преобразуем полученное векторное ур-ние в скалярную форму через проекции векторных величин.
  4. Из ур-ния (п.3) выражаем совместную скорость шаров после столкновения.
  5. Записываем ф-лу для кинетич.энергии. Подставляем в нее ур-ние, полученное для скорости (см. п.4).
  6. Вычисляем кинетич.энергию. Записываем ответ.
Решение:
  1. Дано: m1=100 г (0,1 кг), m2=200 г (0,2 кг), v1=2 м/с, v2=4 м/с, ЕК – ?
  2. Абсолютно неупругим является удар, в результате которого 2 тела начинают двигаться как единое целое (в контакте друг с другом). Это означает, что свинцовые шары, столкнувшись, далее продолжают взаимодействовать между собой. Тогда они имеют общую (одинаковую) скорость движения и, согласно з-ну сохранения импульса: .
  3. Шары двигаются вдоль общей прямой, которую будем считать осью и относительно которой распишем проекции векторных величин. Направим ось, например, в сторону направления движения 1-го шара с массой m1 и скоростью v1 (можно было бы использовать и противоположное направление). В этом случае получим, что проекция вектора скорости 1-го шара будет положительной, а 2-го – отрицательной.
    При этом проекция движения шаров после столкновения будет направлена в сторону, совпадающую с движения с шаром, имеющим больший импульс до столкновения. Поскольку у 2-го шара больше и масса и скорость, то очевидно, что вектор движения шаров после столкновения окажется сонаправленным с движением 2-го шара до столкновения, а проекция, соответственно, отрицательной. Поэтому в проекциях получим: .
  4. Из полученной ф-лы (п.3.) выразим скорость: .
  5. Кинетич.энергия шаров определяется по ф-ле: , где m – суммарная масса шаров после соударения, поэтому
    m=m1+m2
    . Подставив в ф-лу для кинетич.энергии ур-ние для массы, а также для скорости (см.п.4), получим: .
  6. Вычислим кинетич.энергию:  .

Ответ: ЕК=0,6 Дж


Третий вариант (Камзеева, № 12)

[su_note note_color=”#defae6″]

Санки без трения съезжают с ледяной горки высотой 5 м с нулевой начальной скоростью. На горизонтальном участке пути они тормозят и до полной остановки проходят путь в 25 м. Чему равен коэффициент трения скольжения санок о поверхность горизонтального участка пути?

[/su_note]

Алгоритм решения:
  1. Записываем краткое условие.
  2. Анализируем условие задачи, определяем ур-ние для расчета кинетич.энергии.
  3. Связываем с кинетич.энергией величину работы, совершенной санками на горизнт.участке (1).
  4. Записываем основную ф-лу для расчета работы. Связываем ее с силой трения (2).
  5. Приравниваем ф-лы (1) и (2). Выполняем преобразования (сокращение величин), выражаем коэф-т трения.
  6. Вычисляем коэф-т трения. Записываем ответ.
Решение:
  1. Дано: h=5 м, s=25 м, μ – ?
  2. Поскольку санки съезжают с горки без трения, значит, потерь энергии при этом не происходит. Соответственно, вся потенц.энергия, которой они обладают на вершине горки (
    EP=mgh
    ), согласно з-ну сохранения энергии, преобразуется к концу спуска с горки в кинетич. энергию (EK). Отсюда: EK=mgh.
  3. По горизонтальному участку санки двигаются, испытывая силу трения. Движение происходит до остановки. Это означает, что санки совершают работу, в результате которой полностью расходуется кинетич.энергия, которой они обладали в начале горизонтального участка, т.е. А=mgh (1).
  4. С другой стороны А=Fs. Здесь F – сила трения, для преодоления которой совершается работа. F=μN, где N – реакция опоры. В данном случае N=mg (по 3-му з-ну Ньютона). Получаем: F=μmg. Тогда работа равна: A=μmgs (2).
  5. (1)=(2): mgh=μmgs → h=μs → μ=h/s.
  6. Вычислим μ: μ=5/25=0,2

Ответ: μ=0,2

Даниил Романович | Просмотров: 2.3k | Оценить:

Физика Кодификатор ОГЭ | ОГЭ для VIP

10.0410.04 |