Основоположник отечественной научной психологии: 7.8 В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии.

Содержание

7.8 В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии.

С именем выдающегося невропатолога и психиатра, анатома нервной системы и физиолога, психолога Владимира Михайло­вича Бехтерева (1857-1927) связаны блестящие страницы истории развития научной мысли в России. Его плодотворное научное творчество с анализом результатов исследования во многих областях наук, имеющих отношение к человеку, все еще продолжает оставаться недостаточно изученным. Это касается как раннего периода его деятельности, дорефлексологического, так и периода создания объективной психологии и рефлексо­логии.

В. М. Бехтерев был одним из первых, кто пытался, исполь­зуя исследования по анатомии и физиологии нервной системы, нейроморфологии, невропатологии и психиатрии, построить на экспериментальной основе материалистическое учение о психи­ке, что было особенно важно для того времени.

Особенностью научной деятельности В. М. Бехтерева являл­ся разносторонний подход к изучению человека, выразившийся в интеграции знаний о нем таких наук, как морфология и гисто­логия нервной системы и мозга, физиология, невропатология, психология, педагогика, социология.

Такое единение разносто­роннего изучения человека средствами разных наук получило наименование междисциплинарного изучения человека. Такая интеграция наук о человеке возможна при его целостном изу­чении как многопризнаковой иерархически организованной системы, что возможно, как полагал В. М. Бехтерев, с помощью сравнительного метода. Именно сравнительный метод позволяет производить широкие составления научных данных, полученных в различных областях знаний. Начало такому подходу к изуче­нию человека было положено В. М. Бехтеревым в 1886 году с организацией психофизиологической лаборатории в Казан­ском университете.

Генетический подход к изучению мозга позволил В. М. Бех­тереву сделать вывод о том, что структурные изменения мозга, как материальной основы психического, через физиологические процессы сказываются на психическом. Происходит взаимосвя­занное функционирование психического, физиологического, структурно-мозгового организма в целом.

В этой целостности сложной системы — человека — все взаимосвязано. Морфологическая структура мозга развивается в процессе жизни организма, а физиологические функции, как и психические, зависят от требований жизни. Это предваритель­ное заключение в дальнейшем будет сформулировано как важ­ный вывод, касающийся развития произвольных движений человека.

Продолжаются исследования мозга и психической деятель­ности. Изучаются механизмы и пороги ощущений, мышечное чувство в пространственном восприятии, кожная чувствитель­ность (тактильная, температурная, болевая, волосковая).

Интерес к изучению структуры и функции мозга, начавший­ся с юношеского увлечения, не будет покидать В. М. Бехтерева многие годы. При этом он считал необходимым изучать психоло­гические особенности человека, начиная с чувственного отраже­ния и кончая формированием личности, пониманием природы человека. Как невропатолог и психиатр, В. М. Бехтерев понимал значение знаний в области нормы психического для лечения нервных и душевных болезней. Здесь было недостаточно знаний пси­хологии на житейском уровне.

Эти знания должны быть науч­ными, систематически приобретаемыми и используемыми на практике. Патопсихологические случаи должны сверяться с нормой, а норма психического должна обогащаться в резуль­тате сравнения того и другого. Только таким путем можно воз­вратить нервно-психическое здоровье человеку и обеспечить психогигиену.

Однако клинической работы для В. М. Бехтерева было мало. Его все больше привлекала проблема целостного изучения чело­века, а для этого необходимо было соответствующее организа­ционное обеспечение. Возникает идея создания института — учебного и научного учреждения, целью которого должно было стать решение двух задач: подготовка необходимых кадров и организации исследования всестороннего изучения человека, его развития и воспитания, профилактики душевных и нервных болезней.

На основе пожертвований в 1908 году был основан Психо­неврологический институт, представлявший собой крупное учебное и научное учреждение.

К преподаванию были привлечены такие крупные ученые, как Н.

Е. Введенский, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Кони, П. А. Остан­ков, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский и др., — целое созвездие уче­ных, составлявших гордость России. В своем выступлении на открытии Психоневрологического института В. М. Бехтерев ска­зал: «Познать человека — девиз, который может наполнить серд­ца любовью там, где стыла кровь, может оживить человеческую мысль, где она глохла, может зажечь огонь в груди и увлечь на подвиги там, где была одна пассивность и равнодушие, познать человека в его высших стремлениях, в идеалах истины, добра и красоты… познать и изучить нервного и душевного больного, чтобы облегчить его страдания. Познать все это — не значит ли разрешить самые больные и жгучие вопросы общественной жиз­ни». Человек не отрывался от общественной жизни, которая рассматривалась как условие его формирования и жизнедея­тельности.

В Психоневрологическом институте было открыто психоло­гическое отделение с кафедрой психологии, которые должны были обеспечить психологическую подготовку слушателей института. Курс общей и экспериментальной психологии читал А. Ф. Лазурский — основоположник отечественной психологии индивидуальных различий. Будучи студентами, начали научно-исследовательскую работу под руководством А. Ф. Лазурского ставшие впоследствии известными учеными М. Я. Басов и В. Н. Мясищев. Благословение на поприще психологической науки они получили в Психоневрологическом институте.

Основной предмет первоначальных, а также последующих исследований В. М. Бехтерева — психофизиологическая пробле­ма и изучение материальной основы психического. Уже в ран­них психофизиологических работах он приступил к системати­ческому экспериментальному изучению деятельности коры больших полушарий головного мозга, с функцией которых свя­зывал психические процессы, сознание человека.

­В отличие от субъективной психологии, Бехтерев определяет предмет объективной психологии как изучение соотношения внешних воздействий с внешними проявлениями психики. По мнению Бехтерева, психология должна изучать не только сознание, что делает субъективная психология с помощью интроспекции, но и бессознательную сферу, а также внешние проявления организма, так как они являются выражением пси­хической жизни.

Исходя из определения предмета объектив­ной психологии, названия психических явлений (процессов, свойств) были заменены терминами «репродуктивные рефлек­сы», «мимико-соматические рефлексы», «символические реф­лексы» и др. К символическим рефлексам были отнесены выра­зительные движения, жесты, речь.

Капитальным трудом Бехтерева явились «Общие основы рефлексологии человека».Бехтерев определяет рефлексологию как науку о личности, изучаемой с объективной биосоциальной точки зрения. Она рассматривает психическую деятельность (духовную сферу) как проявление внешних действий человека, мимики, жестов, речи. Человек действует в зависимости от окружающих его условий, социальной среды.

Рефлексология, как полагал Бехтерев, должна изучать соот­ношение внешних проявлений с внешними раздражителями, а не с внутренними или психическими проявлениями. Рефлек­сология изучает сочетательно-рефлекторную деятельность чело­века. Согласно рефлексологии, умственный труд есть проявле­ние набора низших и высших рефлексов.

Главная заслуга В.М. Бехтерева перед отечественной психологией состоит в разработке ее естественнонаучного направления, которое складывалось на основе физиологии, клиники, материалистической философии. В своей автобиографии В. М. Бехтерев пишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию в каталоге биб­лиотеки, которая не побывала бы в моих руках, не была бы более или менее основательно проштудирована с соответствую­щими выписками. Нечего говорить, что такие книги того време­ни, как книги Писарева, Добролюбова, Португалова, Дрепера, Шелгунова и других, прочитывались с увлечением помногу раз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны». В. М. Бехтерев внес существенный вклад в разработку про­блем парной работы головного мозга, чувственного познания, личности в норме и патологии, целостного подхода к изучению человека. Все это в дальнейшем определило направление иссле­дований психологической школы Б.

Г. Ананьева, но это уже другая история, которой предшествовал период воплощения идеи Бехтерева целостного изучения человека в исследованиях отделов и лабораторий Института мозга.

Отечественная психология первой половины ХХ века

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.

В 1863 г. был опубликован выдающийся труд русского физиолога И.М. Сеченова (1829 – 1905) “Рефлексы головного мозга”. В этой работе Сеченов провозгласил: “Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”

Сеченов заложил основы естественнонаучного направления отечественной психологии. Утвердившееся до него представление о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) Сеченов концептуализировал в единый механизм “жизненных встреч организма со средой”.

Психические явления стали трактоваться И.М. Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия среды. Сигналообразование, вычленение в среде значимых воздействий стали рассматриваться им в качестве основной функции психики.

Психофизиологический трактат “Рефлексы головного мозга” И.М. Сеченов написал после сенсационного открытия им центрального торможения. (До этого физиологам был известен только процесс возбуждения.

С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с соотношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения “происхождения психических деятельностей” (“Кому и как разрабатывать психологию?”, 1872; “Психологические этюды”, 1873).

Сеченов считал, что психическое и физиологическое явления родственны по механизму совершения. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру – начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса – то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое, внутреннее детерминируется внешним – таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма.

До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. “Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (то есть целесообразных или приспособительных) действий”.

Мозг, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент действенного познания среды, Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности (“Элементы мысли”, 1878).

Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии – принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира.

Пройдя “школу действия”, мысль “свертывается, становится внешне незаметной”, но всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля – только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.

По образцу людей, регулирующих его жизнедеятельность, ребенок представляет себя командным центром и становится способным к самодетерминации. (Создавая для психологов-идеалистов иллюзорное “Я” как первоисточник индерминированной воли.)

Развивая концепцию Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования.

Павлов открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой.

Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как деятельность психическую. Все акты поведения Павлов интерпретировал как
систему условных рефлексов. *

Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования условных рефлексов. Условный рефлекс – связь; образующаяся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию – пищевую, оборонительную или половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение – становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.

Традиционное учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы – первая сигнальная система; речевые сигналы – вторая сигнальная система, основанная на первой. Слово – сигнал сигналов – отражает действительность в категориально обобщенном виде.

В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций – динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции (И.П. Павлов. “Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных”, 1923).

Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности осуществлялось также известными нейрофизиологами Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским, В.М. Бехтеревым, что дало мощный импульс развитию физиологически ориентированной психологии в России.

В 1885 г. В.М. Бехтеревым была создана в Казани первая в России психологическая лаборатория. В конце XIX в. в Москве, Петербурге, Юрьеве, Харькове были организованы хорошо оснащенные экспериментальные психологические лаборатории. Созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы (“Вопросы философии и психологии”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”, “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии” и др.).

Проблемы естествознания и психологии живо интересовали российскую интеллигенцию.

Естественнонаучно ориентированное направление русских психологов возглавляли В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт.

В 1908 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Петербурге создается Психоневрологический институт – центр по комплексному изучению человека, в 1914 г. – Московский психологический институт, а еще раньше – Московское психологическое общество. Достижения русской психологической школы получили мировое признание.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) – выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, физиолог нервной деятельности; основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории, Психоневрологического института, первых неврологических и психологических журналов, основатель Государственного института по изучению мозга и психической деятельности (1918) и первый его директор.

Работы В.М. Бехтерева по психологии тесно связаны с его трудами по психиатрии и высшей нервной деятельности. Бехтерев отверг методы субъективной, интроспективной психологии и выдвинул на передний план метод объективного изучения наблюдаемых реакций (“Объективная психология”, 1907),

Отвергая субъективистскую психологию, Бехтерев предложил вместо нее особую отрасль знаний – рефлексологию, концептуальным понятием которой он считал “сочетательный рефлекс” (рефлексы, приобретенные в результате сочетания различных внешних воздействий с врожденными реакциями организма). Это понятие Бехтерев распространил и на поведение социальных групп (“Коллективная рефлексология”, 1921).

В.М. Бехтерев подготовил плеяду русских ученых-неврологов и психологов. Одним из них был Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917) – психолог, врач-психиатр, основоположник отечественной дифференциальной психологии, автор фундаментальных трудов по характерологии и классификации личностей, создатель и руководитель Психологической лаборатории при Психоневрологическом институте, автор и разработчик метода естественного эксперимента в психологии. Лазурский выдвинул концепцию многоуровневой организации психики человека (“Очерк науки о характерах”, 1909).

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 – 1942) выступил с концепцией приспособления организма к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты – устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов.

Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному “центру”. Им была поставлена проблема функциональной координации этих центров. Ухтомский установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но распространяется по нервной системе в виде диффузной волны.

Возник вопрос: почему возбуждение нервной сети не приводит к хаотическим «реакциям, как организуется точный приспособительный ответ организма?

В поисках ответа на этот вопрос Ухтомский и пришел к идее доминанты. В своей магистерской диссертации “О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний” (1911) Ухтомский утверждал, что диффузная волна возбуждает только охваченные доминантой функционально объединенные центры и тормозит деятельность всех остальных центров. Доминанта организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом. Вот почему одновременно совершается только одно действие, требующее сложной регуляции.

Одним из основоположников экспериментальной психологии в России был Николай Николаевич Ланге (1858 – 1921), профессор Новороссийского (Одесского) университета, создатель первой в России университетской психологической лаборатории. Особенности психики человека Н.Н. Ланге усматривал в ее социокультурных основаниях. Психику человека Ланге справедливо рассматривал как продукт истории.

В формировании сознания индивида решающую роль он отводил языку. “…Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях”. Слово
основной элемент сознания – таков основной постулат Н.Н. Ланге. “Океан истории мысли плещется за каждым словом, как основным элементом сознания”

Заслуга Н.Н. Ланге состоит в том, что он перевел отечественную психологию со стези дарвиновского эволюционизма на почву историзма. Как автор учебника “Психология” (1914) Ланге внес существенный вклад в развитие психологии как учебной дисциплины. Он выступил и как автор моторной теории внимания, объясняя активность внимания (сознания) совершением исследовательских действий.

Развитие психологии в России в послереволюционный период

В первые послереволюционные годы началась бурная перестройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Г.И. Челпанова и теоретических “ошибок” тех, кто не проявлял поспешность в пересмотре своих взглядов.

Однако интерес к физиологическим основам психологии в ближайшие после революции годы еще более усилился. Возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов (Н.А. Северцова, В.А. Вагнера).

Значительным событием в науке был выход в свет основного труда И.П. Павлова – “Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных” (1923) и опубликование в том же году в “Русском физиологическом журнале” работы А.А. Ухтомского “Доминанта как рабочий принцип нервных центров”.

В 20-х гг. формируется деятельностная концепция отечественной психологии, значительное развитие получают возрастная, детская и педагогическая психология (Л. С. Выготский, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский и др.).

Активизировались тестовые исследования различных психический функций – памяти, интеллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Определялся необходимый уровень развития этих психических функций для успешного овладения различными профессиями.

Важнейшей отраслью психологии становится психотехника, изучавшая психологические аспекты профессиональной деятельности. Экспериментальная психология покидала академические лаборатории и внедрялась в различные практические сферы жизнедеятельности людей. Различные производственные и управленческие ситуации стали объектом лабораторного моделирования. На этой базе зарождались новые отрасли знаний – эргономика, инженерная психология.

В 1925 г. в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганизации в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х гг. следует отметить работы К. Сотони, СВ. Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского7. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии.

В 20-х гг. в нашей стране интенсивно развивается авиационная психология, изучающая психические особенности человека, управляющего сложной авиационной системой. Исследования в этой области велись С.Г. Геллерштейном, К.К. Платоновым, Н.Д. Заваловой. В этих исследованиях синтезировались достижения физиологии, медицины и психологии. Разрабатывались, методы алгоритмического анализа деятельности.

Под влиянием прагматических сдвигов изменялась и психологическая теория. Отпадали устаревшие, нежизненные схемы. Деятельность человека становилась главным объектом психологии. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека.

Широко развертываются психолого-педагогические исследования Формируется новая наука о воспитании и обучении, основанная на естественнонаучных достижениях – педология. Исследуются поведенческие аспекты психологии.

В 20 – 30-х гг. ведутся широкие исследования в области патопсихологии и психотерапии (А. Р. Лурия, В.Н. Мясищев, К. К. Платонов), в сфере дефектологической психологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, ИМ. Соловьев, Ж. И. Шиф). Значительные успехи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская и др.), в области психофизики и психофизиологии (Е.Н. Соколов, СВ. Кравков и др.).

Попытки же создания марксистской социальной психологии (Рейснер, Войтуловский) были признаны неудачными и отвергнуты: идеологи тоталитаризма не допускали существования параллельных обществоведческих структур.

В 1930 г. был проведен первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. (О внимании к проблеме поведения говорит уже то, что в работе съезда участвовало 3200 чел.) Было заслушано 170 докладов.

Рассматривая биосоциальную детерминацию поведения, участники съезда выступили с критикой буржуазных психологических школ: Была подвергнута критике и рефлексология. Концепция “поведенчества” стала считаться разновидностью буржуазной идеологии.

Возникла проблема “кризиса буржуазной психологии”, актуализировалась необходимость “перестройки фундамента психологии”. Усилилось внимание к сравнительной психологии.

Основателем отечественной сравнительной психологии был известный биолог и психолог В.А.Вагнер (1849 – 1934). Вагнер считал, что разумные формы поведения эволюционно связаны с инстинктивными формами поведения. Рассматривая развитие психики в филогенезе (историческом развитии), Вагнер установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции (“Возникновение и развитие психических способностей”, 1924). Обострился интерес к генезису психических способностей и в процессе индивидуального развития в онтогенезе).

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л.С Выготским (1896 – 1934).

Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феномен сознания человека. Формируется фундаментальная идея Выготского о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредствования является, по Выготскому, знак (слово).

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы (“Развитие высших психических функций”, 1931).

Л.С. Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

С середины 30-х гг. развитие советской психологии резко затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли “винтика”, не нуждался в психологической науке. В результате принятого в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” запрету подверглись все диагностические методы психологии, была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие психологии труда и инженерной психологии.

Был закрыт единственный в стране психологический журнал – “Психотехника”, прекратили существование все прикладные отрасли психологии. Резко сократились исследования по психологии личности и поведения, закрылись исследования генетических предпосылок психики.

Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются малоисследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность.

Под запрет попала вся проблематика половых психических различий. Ортодоксально-оптимальной стала среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного “советского человека”.

Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие значения и в наши дни. Среди них отметим “Способности и одаренность”, “Ум полководца” Б.М. Теплова; “Проблемы формирования характера”, “Человек как предмет познания” Б. Г. Ананьева; “Экспериментальные основы психологии установки” Д.Н. Узнадзе и др.

Концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С.Л. Рубинштейном (1889 – 1960) в его фундаментальном труде “Основы общей психологии” (1940). Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется в деятельности.

Внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы, установки. Внешние причины действуют через внутренние условия (“Бытие и сознание”, 1957). Все психические явления следует понимать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты.

Психические процессы, в том числе и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией. В работе “Человек и мир” (1973) Рубинштейн постулирует: все бытие может быть понято только через человека.

Другой известный советский психолог – А.Н. Леонтьев (1903 – 1979), разрабатывая концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе (“Проблемы развития психики”, 1959)В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов – мотивов, целей и условий, а в структуре сознания иерархию системообразующих его компонентов – систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривал в качестве базовой структуры личности (“Деятельность. Сознание. Личность”, 1975).

Исследования Выготского, Рубинштейна и Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Когда в России зародилась «научная психология»?

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронное письмо: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2006;43(1-2):239-71.

Ирина Сироткина 1

принадлежность

  • 1 Институт истории науки и техники РАН, 103009, Москва, Старопанкский переулок, д. 1/5, Россия. [email protected]
  • PMID: 19569437

Ирина Сироткина. Physis Riv Int Stor Sci. 2006.

. 2006;43(1-2):239-71.

Автор

Ирина Сироткина 1

принадлежность

  • 1 Институт истории науки и техники РАН, 103009, Москва, Старопанкский переулок, д. 1/5, Россия. [email protected]
  • PMID: 19569437

Абстрактный

Схема институционализации психологии в России была такой же сложной, как и в других странах. Институционализация представляла собой нечто большее, чем единичное событие или даже серию событий: это был многообразный процесс, в котором участвовали различные акторы, группы и политические партии и который длился не менее нескольких десятилетий. Психология преподавалась в рамках предмета философии, но как отдельный курс в средних школах с начала девятнадцатого века. Когда в середине века философия была запрещена в университетах по политическим причинам, логика и психология все еще оставались в учебных программах. Психология стала спорной областью в 1860-х годах, с ростом радикального движения, сопровождавшего отмену крепостного права и другие реформы. Молодые радикалы, или нигилисты, отдавали предпочтение позитивной науке и отдавали явное предпочтение физиологии; в медицинских вузах психология постепенно стала частью преподавания физиологии и психиатрии. В психиатрических клиниках проводились первые психологические эксперименты; первые курсы экспериментальной психологии читались и для студентов-психиатров. На рубеже веков к ним присоединились гуманитарные факультеты, открыв лаборатории и добавив к традиционно преподаваемой философской психологии курсы экспериментальной психологии. Тем не менее к 19К 17 году, когда в России пала монархия, только два университета, в Москве и Одессе, сумели основать лаборатории. Институционализация психологии в массовом масштабе последовала за большевистской революцией в России. Новый коммунистический режим способствовал модернизации страны, одним из инструментов которой стала психология.

Похожие статьи

  • Возникновение «научной» психологии в Италии между позитивистской философией и психиатрической традицией.

    Чимино Г. Чимино Г. Physis Riv Int Stor Sci. 2006;43(1-2):187-219. Physis Riv Int Stor Sci. 2006. PMID: 19569435

  • Неопределенный генезис. Академическая институционализация американской психологии в 1900 году.

    Рис CE. Рис СЕ. Я психол. 2000 г., май; 55(5):488-91. Я психол. 2000. PMID: 10842428

  • Зарождение психологии во Франции: кто был «научным» психологом в девятнадцатом веке?

    Кэррой Дж. , Плас Р. Кэррой Дж. и др. Physis Riv Int Stor Sci. 2006;43(1-2):157-86. Physis Riv Int Stor Sci. 2006. PMID: 19569434

  • Местная институционализация, прерывность и немецкие учебники психологии, 1816-1854 гг.

    Тео Т. Тео Т. J Hist Behav Sci. Весна 2007 г .; 43 (2): 135–57. дои: 10.1002/jhbs.20220. J Hist Behav Sci. 2007. PMID: 17421032 Рассмотрение.

  • Теории деятельности и онтология психологии: изучение датского и российского опыта.

    Маммен Ю., Мироненко И. Маммен Дж. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2015 декабрь; 49 (4): 681-713. doi: 10.1007/s12124-015-9313-7. Integr Psychol Behav Sci. 2015. PMID: 26001990 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • В. М. БЕХТЕРЕВ В РОССИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ НАУКЕ 1900-1920-Х ГГ.: “ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ”/”РЕФЛЕКСОЛОГИЯ” КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

    Байфорд А. Байфорд А. J Hist Behav Sci. 2016 Весна;52(2):99-123. дои: 10.1002/jhbs.21775. Epub 2016 22 февраля. J Hist Behav Sci. 2016. PMID: 26910603 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Отправить по телефону

Уникальность психологии в России · Россия в глобальной перспективе

Знаменитый эксперимент с собакой Павлова по классическому обусловливанию.

Обзор:

Психология как наука столкнулась с уникальными и захватывающими проблемами в своем росте в качестве научной области исследований в России. Цель этого проекта, рассматриваемого в первую очередь через то, что сейчас известно как Российское психологическое общество, — дать вам лучшее понимание уникальных противоречий, с которыми сталкивалась психология на протяжении всей истории России. Вы обнаружите, что, изучая и исследуя развитие и трансформацию ПСР, вы лучше поймете ее сложные отношения с российской политикой в ​​глобальной перспективе, а также получите более широкий урок о трансформации российской психики.

 

Never Just Science: психология в России

«Ни в одной другой научной области, обсуждаемой в этом томе, не существует идентифицируемой русской традиции в такой степени, как в физиологии и психологии… уже существующая связь между материализмом в наука и радикальная политика укрепились и стали более очевидными» (Graham 355).

Во многом история научной области психологии в России является прокси для понимания истории самой современной России. Вдумайтесь: один штамм науки может представлять собой суматоху целых 125 лет трансформации и развития России, вселяя в самое ее ядро ​​неповторимое ощущение «русскости». Хотя это может показаться убедительным утверждением, причина, по которой этот показатель так точен, заключается в том, что психология в России настолько уникальна.0189 русский.  

Если история российской психологии является идеальным показателем многих аспектов российской истории, то история Российского психологического общества (РПО) является прекрасным показателем для понимания траектории, эволюции, а иногда и упадка психологии в России. Если смотреть через призму RPS, история психологии в России раскрывает два набора уникальных противоречий и взаимодействий в российской психологии. Эти два набора взаимодействий раскрывают множество характерных для России примеров социально-политической истории и беспорядков, особенно если рассматривать их через внутренние и глобальные перспективы: (1) сложно переплетенные отношения между психологией и русской философией, политикой и идеологией и (2) медленное восстановление авторитета российской психологии как уважаемой области как в России, так и на мировой арене в постсоветский период.

 

Ранняя история РПО

Организация, основанная в 1885 году в Москве, ставила своей целью продвижение «системы педагогики; применение Психологических Знаний к другим наукам, таким как логика, мораль, философия, право, эстетика, педагогика и др.; История психологии и ее роль в старое и новое время» (История РПО; Российское психологическое общество). RPS сыграл важную роль не только в росте академического интереса к зарождающейся области исследований, стремящейся уйти от философии, но и в публикации и переводе международных психологических исследований (История RPS; Epiphany). Заметим, однако, что связь между психологией и другими областями была изложена в самом уставе организации с пунктом о «применении психологических знаний к другим наукам».

Уникальные отношения между русской психологией, идеологией и политикой слились все теснее и теснее на рубеже веков. РПС, как ведущая мировая психологическая организация, продолжала расти и вызывать интерес с момента своего основания до революции (Андреева 11-13; История РПС). В его состав и почетные члены входили все, от Льва Толстого до Вильгельма Вундта и Уильяма Джеймса (последний был двумя иностранными гигантами бурно развивающейся области психологии). Кроме того, в то время в России начали появляться крупные международные игроки в области психологии, одним из самых известных примеров которых является лауреат Нобелевской премии Иван Павлов и его классические эксперименты по обучению собак, которые до сих пор преподаются на уроках психологии по всему миру. мир сегодня (Павлов).

 

Основные публикации и их значение

Флагманское издание Психологического общества «Вопросы философии и психологии» в 1893 г. даже имело до 2000 подписчиков (Грот; Закутная). Более того, члены Психологического общества даже опубликовали знаменательную книгу «Проблемы идеализма: очерки русской социальной философии» (Пул).

Контекст и значение «Вопросов философии и психологии», а также «Вопросов идеализма» подчеркивают характер сложно переплетенных отношений между психологией и русской философией, политикой и идеологией. Первое, журнальное издание, выходившее с 1889 г.до революции в начале 20 -го -го века, стремился обеспечить идейно-духовную академическую отдушину для самых разных мыслителей того времени (Богоявление; Закутная). Выдающиеся русские мыслители (например, Лев Толстой) и ранние русские психологи публиковали в этом журнале множество статей по ряду тем. Все это время основная либеральная идеология издателей и Психологического общества была слабо завуалирована: «В отдельных статьях можно увидеть попытки донести до публики редактора здравые философские проблемы, а также косвенные свидетельства… к изданию либерального направления. … Работы писателя [оценивались] с точки зрения философской согласованности его взглядов и их социальных ценностей» (Закутная).

Этот растущий сдвиг в сторону продвижения либеральной идеологии стал более заметным на рубеже веков. По мере того как сдвиг в сторону изменения мышления и возможной Революции становился все более и более неизбежным, отношения между Психологическим обществом и социально-политическим ландшафтом становились все более реальными. Например, группа выдающихся членов Психологического общества опубликовала в 1902 году вышеупомянутый сборник идеологизированных эссе «Проблемы идеализма». Как объяснил Рэндалл Пул, «неотъемлемой частью важности Психологического общества было продвижение теоретических основ либерализма… Не будет преувеличением сказать, что Психологическое общество было теоретическим центром русского либерализма» (1). Таким образом, Психологическое общество приобрело известность, а также быстро повлияло и сформировало значительную часть российского либерализма того времени.

 

Средневековье

Хотя об точных обстоятельствах и условиях падения Психологического общества опубликовано немного, подтверждаются две вещи: (1) радикальные идеологические сдвиги во время революции привели к роспуску Психологического общества. Общество и (2) целые области психологии и психиатрии в последующие десятилетия не только не развивались, но и подвергались жестокому обращению со стороны правительства. Действительно, это один из самых ярких примеров уникальной взаимосвязи между психологией и российской политикой. «Темные века» русской психологии по иронии судьбы проливают свет на уникальную «русскость» этой научной области с глобальной точки зрения.

На официальном сайте РПО лишь кратко упоминаются 40-летние «темные века» психологии в России и организация РПО с 1917 по 1957 год. большая гордость ролью организации в то время: «Национальные реформы и Гражданская война в России приостановили официальную деятельность Русского психологического общества, [но] до последнего момента своей деятельности Общество продолжало служить членам, общественность и дисциплина» (История РПО; Российское психологическое общество).

Важно, однако, то, что психологическая и психиатрическая деятельность не была полностью остановлена, а скорее приняла более мрачный оборот за эти 40 лет. Ключевые области психологических исследований, такие как гештальтпсихология, действительно были в России вне закона из-за их «буржуазно-психологической» системы мышления и практики» (Разран 1187). Однако более пугающая часть этой истории заключается в том, что новое правительство сильно злоупотребляло другими тесно связанными научными областями, такими как психиатрия. В отчете Европарламента за 2013 год отмечается, что в Специализированной психиатрической больнице, расположенной в Казани, в то время половина пациентов не имели психических заболеваний и находились там только по политическим мотивам (Van Voren 8).

 

Злоупотребления, холодная война и космонавты

Это злоупотребление областью психологии только усилилось после Второй мировой войны: «имеющиеся данные показывают, что в течение 1960-х годов политическое злоупотребление психиатрией в Советский Союз стал одним из основных методов репрессий» (Ван Ворен 8). Были разработаны целые новые категории психических заболеваний, что в конечном итоге привело к возникновению таких состояний, как «вялотекущая шизофрения» с основными симптомами «реформистского бреда, борьбы за правду и настойчивости» (Van Voren 10).

Хотя тот период был определенно мрачным и неудачным как для RPS, так и для области психологии, холодная война сыграла важную роль в возрождении RPS. Это еще один пример того, насколько уникально тесная связь между психологией и российским политическим ландшафтом на самом деле (Келли). В 1957 году РПС был восстановлен в качестве «Союза психологов СССР». Организация провела большую часть последующих десятилетий, сосредоточившись на том, чтобы стать более согласованной и соответствующей национальным социально-политическим целям, таким как поиск способов применения психологии в «недавно созданная область космонавтики» (Келли; История RPS). Однако до распада Советского Союза РПС действительно не добилась многого.

 

Возрождение на мировой арене

Как и в России в целом, за десятилетия после распада Советского Союза в РПО, а также в области психологии произошли серьезные изменения. С тех пор национальный фокус сместился на удовлетворение новых психологических потребностей, а также на восстановление российской психологии как заслуживающей доверия и академически строгой, особенно на мировой арене (Доу). Как объясняет Доу в «Психологии во всем мире»: «Жизнь многих россиян стала безрадостной после распада Советского Союза… Области, требующие вмешательства психологов, включают развод, [растущий] алкоголизм и наркоманию» и многие другие.

RPS также сыграл важную роль в изменении глобального взгляда на психологию в России, в частности, в связи с выпуском в 2008 году ежегодного, тщательно рецензируемого журнала «Психология в России: состояние дел». Неудивительно, что само название журнала амбициозно! Редакторы «Состояния искусства» признают важность научной работы, проводимой российскими психологами, с отечественной точки зрения (см. статью на эту тему) и продолжают попытки увеличить рост и заметность российской психологической работы в контексте глобальное доверие, а также отечественно-прикладной смысл (Зинченко и Петренко 6-12). Редакция даже признает, что психология в России в последнее время «совершила чудесное превращение из довольно экзотической — если не маргинальной — академической дисциплины в чуть ли не массовое занятие» (Зинченко, Петренко, 6–12).

Таким образом, история РПО и психологии в России за последние 125 лет была пронизана широкими политическими напряжениями и потрясениями, во многом отражающими историю самой России в тот же период времени. Эта уникальная русская психология подчеркивает некую «русскость», которая сейчас так глубоко укоренилась в истории дисциплины. Что наиболее важно, с глобальной точки зрения перестройка РПС и российской психологии является замечательным показателем для понимания перестройки самой России — как сейчас, так и в далеком будущем.

 

Процитированные работы

Андреева Галина. «Трудный путь социальной психологии в России». Психология в России: современное состояние 5.1 (2009): 11. Печать.

Доу, Дженнифер. «Психология во всем мире». Монитор , июнь 2002 г.: н. стр. АПА . Веб. 1 мая 2014 г. 

Крещение, Диана. “Московское психологическое общество конца XIX – начала ХХ века”. Развитие личности  1 (2005): 26–33. РЛ Онлайн . Веб. 1 мая 2014 г. 

Грэм, Лорен. Наука и философия в Советском Союзе . Нью-Йорк: Кнопф, 1972. Печать.

Грот, Николай. Вопросы философии и психологии: Книга 1. Руниверс. Веб. 1 мая 2014 г. .

“Иван Павлов – Биографический”. Nobelprize.org.  Nobel Media AB 2013. Интернет. 1 мая 2014 г.

Келли, Кэти. «Психология и советское». Управляемая история . Бостонский университет, nd Веб. 1 мая 2014 г. .

Пул, Рэндалл. Неоидеалистическая философия в Русском освободительном движении: Московское психологическое общество и его симпозиум “Проблемы идеализма” . Вашингтон, округ Колумбия: Институт перспективных исследований России Кеннана, 1996. Печать.

Пул, Рэндалл Аллен. Проблемы идеализма: Очерки русской социальной философии . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2003. Печать.

Разран Григорий. «Советская психология и психофизиология: насколько успешны две науки в Советском Союзе? Способны ли русские их синтезировать?» Science  128.3333 (1958): 1187–1194. Распечатать.

“История РПС”. Российское психологическое общество . н.п., н.д. Веб. 1 мая 2014 г. .

“Российское психологическое общество (РПС)”. Россия – Российское психологическое общество (РПС) . н.п., н.д. Веб. 1 мая 2014 г. .

«Российское психологическое общество». Википедия . Фонд Викимедиа, 18 апреля 2014 г. Интернет. 1 мая 2014 г. .

Ван Ворен, Роберт. “Европейский парламент.” Психиатрия как инструмент принуждения в постсоветских странах .

Оставить комментарий